АДМИНИСТРАЦИЯ МО ГО «СЫКТЫВКАР»Стратегиясоциально-экономического развитияМО ГО «Сыктывкар» до 2025 года(Проект, третья редакция 8.06.2011)Оглавление Обращение Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» 3 Раздел 1. Оценка исходной социально-экономической ситуации 4 1.1. Краткая историческая справка 4 1.2. Социальная сфера, общественная безопасность 6 1.3. Экономика, бюджетно-финансовая система 15 1.4. Инфраструктура, ЖКХ, окружающая среда 24 1.5. Проблемы отдельных территорий 35 1.6. Оценка ресурсов и потенциала развития 39 Раздел 2. Цель, задачи и приоритеты социально-экономического развития 42 2.1. Миссия и главная (стратегическая) цель 42 2.2. Приоритетные направления развития 43 2.3. Цели и задачи развития 46 Раздел 3. Комплекс планируемых действий по социально–экономическому развитию 55 3.1. Социальная сфера, общественная безопасность 55 3.2. Экономика, бюджетно-финансовая система 60 3.3. Инфраструктура, ЖКХ, окружающая среда 67 3.4. Флагманские инвестиционные проекты 69 Раздел 4. Пути и ожидаемые результаты реализации Стратегии 75 4.1. Механизмы реализации Стратегии 75 4.2. Организация мониторинга 73 4.3. Ожидаемые результаты реализации 78 Организационные структуры стратегического планирования 80 ^ Обращение главы администрации МО ГО «Сыктывкар» Стратегия социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» до 2025 года - это своего рода общественный договор между властями, бизнесом, городским сообществом. Стратегия фиксирует видение перспективы, дает ориентиры и ставит цели для совместной работы по развитию столицы Коми. В разработке Стратегии приняли участие все заинтересованные и влиятельные участники развития города, объединившиеся в Совет по стратегическому планированию Сыктывкара. В Совете были созданы четыре рабочие группы, которые в тесном контакте с экспертами Леонтьевского центра определили основные цели и задачи развития города до 2025 года. Стратегия - важнейшее звено в формирующейся системе стратегического управления городом, которая поможет нам правильно распределить ресурсы и объединить усилия для успешного социально-экономического развития города на благо горожан. Глава администрации МО ГО «Сыктывкар»,председатель Совета по стратегическому планированию И.А. Поздеев^ Раздел 1. Оценка исходной социально-экономической ситуации 1.1. Краткая историческая справка Сыктывкар (до 1930 Усть-Сысольск), столица Республики Коми, расположен на левом берегу р. Сысола (при ее впадении в р. Вычегда), в 1515 км к северо-востоку от Москвы.История Сыктывкара началась в XVI веке, когда на месте нынешнего города появилось постоянное население. Первые упоминания о селении при устье реки Сысолы, состоящем из 9 домов (48 жителей), относятся к 1586 году. 7 февраля 1780 г. именным указом Екатерины II погост Усть-Сысольск преобразован в город Усть-Сысольск. С конца XVII века развитие города пошло ускоренным темпом: погост превратился в поселение, которое населяли крестьяне и купцы. В первое десятилетие XVIII века здесь имелось до 80 домов, в которых проживало около тысячи человек. Поселение стало важным пунктом транзита и перераспределения грузов, особенно хлеба, идущего из Прикамья и Вятки. Но самый большой доход местным торговцам приносила пушнина.В 1783 году в Петербурге во "Всероссийской комиссии строений" был разработан генеральный план застройки города Усть-Сысольска, по которому он развивался на протяжении XIX — начала XX веков. Планировка города имела чёткую систему улиц, увязанную с рельефом местности и с очертанием реки Сысолы. Экономика города в основном имела земледельческий характер. Сельское хозяйство сохраняло значение главного занятия большинства горожан — недавних крестьян. Усть-Сысольск был крупным для Коми края речным портом. В конце XIX - начале XX века Усть-Сысольск продолжал оставаться самым значительным городом края Коми, однако развитие его шло крайне медленно. Развитие Коми края и города Усть-Сысольска определяли общие факторы формирования экономики лесного Европейского Севера, выступавшего крупным поставщиком леса на мировом рынке. К началу XX века в городе проживало чуть более четырёх тысяч человек, большинство которых по-прежнему занималось земледелием, рыбной ловлей, охотой и скотоводством. Продукция сотни ремесленников удовлетворяла местные нужды. Существенную роль в экономике города играла торговля. Ей способствовала постройка в конце XIX века железнодорожной линии Пермь — Вятка — Котлас, а также Петербург — Вологда — Вятка, что привело и к оживлению судоходства по водным путям края. Ярмарочная торговля все больше уступала постоянной лавочной торговле. Перед первой мировой войной в Усть-Сысольске существовало 9 учебных заведений, был создан Усть-Сысольский этнографический и археологический музей. С превращением Усть-Сысольска в административно-политический центр Коми автономной области ускорился рост населения, и заметно возросла роль города как транспортного узла: через город перевозилась большая часть грузов и пассажиров южных уездов области. Основным занятием значительной части жителей Усть-Сысольска и его пригородов по-прежнему было сельское хозяйство. До 1926 года в пределах городской черты было электрифицировано лишь 50 % домов. Водопровода и канализации не было.26 марта 1930 года в связи со 150-летием города Усть-Сысольск был переименован в город Сыктывкар ("город на Сысоле").В 1926 году начал работу двухрамный лесопильный завод, а в 1927 году была установлена третья лесорама. Вскоре завод перевели на выпуск экспортной продукции. Весной 1931 года началось строительство второго лесозавода. В 1931 году начал работать шпалозавод треста Комилес. Хозяйство Сыктывкара приобрело лесопромышленный профиль, а в 1929 году началось строительство нового Дырносского кирпичного завода. С развитием речного грузового и пассажирского транспорта создавалась новая отрасль промышленности — судоремонтно-судостроительная. В ходе промышленного строительства формировалась энергетическая база города. Слабым звеном в экономике области и города оставался транспорт; трудно было поддерживать в нормальном состоянии старые грунтовые дороги. В 1930 году открылась авиалиния Сыктывкар — Котлас — Архангельск. В предвоенные годы Сыктывкар из небольшого городка, население которого в основном было занято в сельском хозяйстве и на мелких предприятиях кустарного типа, превратился в промышленный центр Коми, стал центром деревообрабатывающей промышленности республики, одновременно появились новые предприятия, а городская экономика превратилась в многоотраслевое хозяйство. Развивалась культурная и научная жизнь города. В 1930 году в Сыктывкаре открылся русский драматический театр; в 1932 году - первое в области высшее учебное заведение (Коми государственный педагогический институт), а в 1934 году начал работу комплексный научно-исследовательский институт по изучению экономики, культуры и истории Коми области. В 1955 году утвержден генеральный план застройки Сыктывкара, в соответствии с которым территория города увеличивалась примерно в полтора раза, значительно возрастала этажность застройки.В 1960 годах продолжалось формирование лесопромышленного комплекса: Сыктывкар становится крупным центром целлюлозно-бумажной промышленности. Была создана база строительной индустрии города в составе двух заводов железобетонных изделий, двух заводов крупнопанельного домостроения и некоторых более мелких производств. Среди предприятий транспорта наиболее быстрыми темпами развивалась авиация. В 1970 годах решалась одна из острых проблем города – водоснабжение. За период 1959—1975 гг. были созданы канализационная сеть и очистные сооружения города. В 1971 году была введена Центральная водогрейная котельная (ЦВК). После перевода в 1972 года ЦВК и других котельных на природный газ от магистрали "Сияние Севера" возросла мощность источников тепла.В период 1959-1980 гг. Сыктывкар активно развивался как культурный центр Коми. В городе функционировали Дворец и два Дома пионеров, три музыкальные, художественная и хореографическая школы, пять спортивных школ, станции юных натуралистов и юных техников, 6 вечерних школ для работающей молодёжи, несколько техникумов, музыкальное училище (позже преобразовано в училище искусств), был открыт Сыктывкарский государственный университет и Сыктывкарский филиал Ленинградской лесотехнической академии им. С.М. Кирова (ныне - Сыктывкарский лесной институт). В 1969 г. было открыто новое здание республиканского музыкального театра с концертным залом на 800 мест, а в 1976 году - нового концертного зала республиканской филармонии.В 1979 году в городе имелось 2 стадиона, 62 спортивных зала, 15 лыжных баз, 8 стрелковых тиров, 22 баскетбольных и 35 волейбольных площадок, 2 плавательных бассейна. В Сыктывкаре построен лыжный стадион, на котором проводились крупные лыжные соревнования; Коми АССР была определена олимпийским центром по подготовке лыжников-гонщиков. В феврале 1980 года три представителя лыжной школы Сыктывкара стали чемпионами XIII Олимпийских игр в Лейк-Плэсиде.Важной особенность города является наличие научной базы. В сентябре 1941 года путём слияния Кольской и Северной баз Академии наук СССР, эвакуированных в Сыктывкар, образовалась База Академии наук СССР по изучению Севера, которая в 1944 году была реорганизована в Коми Базу Академии наук СССР, а в 1949 г. - в Коми филиал АН СССР. В 1958 г. был образован первый институт - Институт геологии. В этом же году организован Отдел химии для решения проблем рациональной и комплексной переработки топливного и минерального сырья и Отдел энергетики и водного хозяйства. В 1956-1957 гг. произошло объединение экономистов филиала в Отдел экономики. В 1962 г. был образован Институт биологии, в 1970 г. создан Институт языка, литературы и истории на базе отделов гуманитарного направления. В 1987 г. Коми филиал был преобразован в Коми научный центр Уральского отделения АН СССР. Годом позже в составе Коми научного центра были организованы новые институты: Институт экономических и социальных проблем Севера и Институт физиологии. К 1991 г. в состав Коми научного центра РАН входили пять институтов, два самостоятельных отдела - энергетики и химии, Выльгортская научно-экспериментальная биологическая станция, два филиала Института физиологии. В 1992 г. был образован Отдел математики, в 1996 - Институт химии.Население города росло неравномерно (рис 1.1), изменялся национальный состав, в начале XX века доля народности коми составляла около 80%, в середине века - 50%, а в конце - 30 %. Рис.1.1. – Динамика численности населения Сыктывкара^ 1.2. Социальная сфера, общественная безопасность 1.2.1. Население и человеческий потенциал Сыктывкар - самый большой город в Республике Коми. Численность постоянного населения Сыктывкара с подчиненной ему территорией на 1 января 2011 г. равнялась 253,5 тыс. человек, что составляет 26 % населения республики. В начале 2011 г. в Сыктывкаре проживало в 8 раз больше жителей, чем в 1939 г., в 3 раза – чем в 1959 г., в 2 раза – чем в 1970 г. ^ Рис. 1.2.1 - Динамика численности постоянного населения Сыктывкара с подчиненной ему территорией в 2000-2010 гг. (тыс. человек на конец года)Население характеризуется существенной гендерной диспропорцией: разрыв между численностью мужского и женского населения за десятилетие увеличился и составил в 2009 г. 9,8%. Национальный состав города менялся в сторону увеличения доли русского населения: коми составляют менее трети жителей столицы. В городе отсутствуют ярко выраженные конфликты на национальной почве.В структуре численности населения за первое десятилетие текущего столетия снизилась доля лиц моложе трудоспособного возраста (с 20,1% до 17,1%), возросла (с 14,3% до 16,6%) - старше трудоспособного, что свидетельствует о нарастающей тенденции «старения» населения. В связи с ростом доли населения старших возрастов возникает вызов системе социального обеспечения города. Уменьшение доли детей и увеличение лиц старше трудоспособного возраста привело к росту среднего возраста населения с 29 лет в 1979 г. до 36 лет в 2009 году. Для Сыктывкара, как и для России в целом, характерен один из самых больших гендерных разрывов в показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Несмотря на то, что ситуация начала несколько улучшаться, начиная с 2005 г., в 2008 г. разрыв оставался существенным и составил 11,6 года, что является следствием высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте. Демографическая ситуация Сыктывкара на протяжении последнего периода характеризуется положительной динамикой. С 2007 г. наблюдается суммарный прирост численности населения как за счет естественного, так и миграционного прироста. Доля миграционного прироста в суммарном приросте населения в этот период существенна и составляет от 80 до 91%. В столицу прибывает в основном население в трудоспособном возрасте, в том числе с северных территорий. Уезжает из города учиться в другие города, прежде всего, в Санкт-Петербург и Москву, а затем в как правило не возвращается, молодежь - выпускники школ. В связи с относительно низким уровнем качества жизни уезжают выпускники вузов Сыктывкара, а также высококвалифицированные востребованные специалисты, что ведет к дефициту и старению кадров. Миграционный приток населения имеет свои положительные и отрицательные последствия. С одной стороны, он поддерживает общую численность населения города, способствует пополнению его экономически активной части. С другой — может обострить социальные проблемы, основными из которых являются проблемы с занятостью, бедность, обострение криминогенной ситуации.Рис.1.2.2 - Суммарный прирост (убыль) численности населения Сыктывкара1.2.2. Здравоохранение Эффективная деятельность органов здравоохранения и служб, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, во многом обусловила благоприятные изменения медико-демографической ситуации в МО ГО «Сыктывкар». Наблюдается положительная динамика по показателям рождаемости и смертности, а с 2007 г. - естественный прирост населения, тогда как для России в целом и Республики Коми, а также для всех остальных городов - столиц регионов СЗФО характерна естественная убыль населения.Однако, в городе сохраняется высокий уровень заболеваемости - в течение последних десяти лет он был существенно выше аналогичного показателя по России и Республике Коми. Стационарную и амбулаторно-поликлиническую помощь населению города Сыктывкара оказывают муниципальные и республиканские учреждения здравоохранения. В 2010 г. функционировали 13 муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе: 3 стационара с поликлиническими структурными подразделениями; 9 самостоятельных поликлиник (в том числе 4 взрослых, 4 детских, 1 стоматология); 1 станция скорой медицинской помощи. По уровню обеспеченности населения города врачами, средним медицинским персоналом, больничными койками круглосуточных стационаров и амбулаторно-поликлиническими учреждениями Сыктывкар входит в первую тройку среди городов - столиц регионов СЗФО. ^ Рис. 1.2.3 – Ресурсное обеспечение системы здравоохранения в городах - столицах регионов СЗФО в 2009 г.По оценкам специалистов качество медицинского обслуживания находится на среднем российском уровне. Медицинские услуги, которые не оказываются в муниципальных учреждениях, можно получить в республиканских учреждениях здравоохранения. Существует рынок платных медицинских услуг с достаточно высоким уровнем конкуренции. По итогам 2009 г. удовлетворенность населения медицинской помощью по всем медицинским учреждениям города составила 62,6%; по муниципальным учреждениям - 77,0%.Основным недостатком существующей модели амбулаторно-поликлинической помощи является ее чрезмерная специализация, при которой участковая служба выполняет «диспетчерские» функции. Участковые врачи организуют направление потоков больных к врачам-специалистам и на диагностические исследования, занимаясь преимущественно лечением остро возникающих состояний, оказанием медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и минимальным объемом профилактических мероприятий. Сохраняется диспропорция в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи в сторону последней, что значительно ограничивает возможность развития материально-технической базы амбулаторного звена и внедрения современных ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи.Необходима оптимизация структуры коечного фонда стационаров, в том числе за счет сокращения длительности госпитального этапа, создания межмуниципальных центров (отделений) и оснащения их современным медицинским оборудованием.Для системы скорой медицинской помощи актуальной проблемой является сокращение числа случаев необоснованных вызовов и переадресация в поликлинику пациентов, нуждающихся не в экстренной, а в неотложной помощи. Для этого необходимо продолжить работу по формированию и развитию службы неотложной помощи в поликлинических учреждениях города Сыктывкара.Необходимо привести в соответствие с требованиями федеральных порядков и стандартов оказания медицинской помощи населению материальную базу муниципального здравоохранения, обеспечить выполнение стандартов медицинской помощи в соответствии с установленными требованиями, повышение квалификации и уровня оплаты труда медицинского персонала, решение жилищной проблемы медицинских работников.Должна быть также разработана и реализована система финансирования здравоохранения на основе полного тарифа с объединением средств обязательного медицинского страхования (ОМС) и бюджетов всех уровней.^ 1.2.3. Социальное обеспечение населения В Сыктывкаре существует сеть учреждений социального обслуживания населения: 3 стационарных учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов на 919 мест; 2 учреждения для детей-инвалидов на 493 места; 2 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также 9 отделений социального обслуживания на дому, оказывающих услуги более 1000 гражданам пожилого возраста и инвалидам; 5 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, оказывающих услуги более 300 гражданам пожилого возраста и инвалидам.Наряду с мерами государственной поддержки социально незащищенным слоям населения предоставляются муниципальные услуги, однако спектр этих услуг не широк, зависит от полномочий местных органов власти и наличия финансирования.Помимо государственных и муниципальных органов социальное обслуживание населения осуществляют общественные организации.^ 1.2.4. Физическая культура и спорт В течение 2000-2010 гг. численность занимавшихся в спортивных и физкультурно-оздоровительных секциях и группах выросла в 2,5 раза и составила в 2010 г. 54 тыс. чел. Удельный вес занимающихся физической культурой и спортом в общей численности населения города увеличился за этот период также в 2,5 раза и составил 21,7%. Для привлечения детей, подростков и молодежи города к систематическим занятиям физической культурой и спортом работают 11 детско-юношеских спортивных школ (в том числе 3 муниципальных), в которых занимаются более 6 тыс. чел. В городе ведется пропаганда здорового образа жизни среди населения. Количество физкультурных и спортивных мероприятий, проводимых на территории Сыктывкара, за последние 5 лет выросло в 1,2 раза, а число участников – в 2,8 раза. В период с 2000 по 2009 гг. общее число спортивных сооружений увеличилось более, чем в 2 раза, по уровню обеспеченности населения города спортивными сооружениями Сыктывкар входит в первую тройку среди городов - столиц регионов СЗФО. Однако обеспеченность городского округа основными спортивными сооружениями недостаточна и составляет: плоскостными спортивными сооружениями – 20,3%; спортивными залами – 82,8%; плавательными бассейнами – 9,6%. Существующие спортивные сооружения требуют капитального ремонта. Для обеспеченности населения города спортивными сооружениями в соответствии с нормативами необходимо строительство 716 плоскостных спортивных сооружений, 39 спортивных залов и 41 бассейна. В первую очередь необходимы: универсальный дворец спорта; залы для занятий единоборствами и художественной гимнастикой; плавательный бассейн на 25 м; 50-метровый стрелковый тир.Рис. 1.2.4 - Обеспеченность спортивными сооружениями в городах - столицах регионов СЗФО в 2009 году, %На территории города проводится большое количество республиканских, зональных и всероссийских соревнований. Ежегодно в городе проводится более 200 городских спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, однако, отсутствие муниципальных специализированных спортивных залов, и иных спортсооружений позволяющих проводить массовые мероприятия с привлечением большого числа зрителей, ведет к снижению зрелищности и уровня организации соревнований, к значительному расходованию бюджетных средств на аренду республиканских и частных спортивных сооружений. Отсутствие собственных спортивных баз у спортивных школ и низкий уровень обеспеченности спортивным инвентарем приводит к крайне высоким затратам на аренду спортсооружений, сложности в организации учебно-тренировочного процесса, неудовлетворенности спроса на физкультурно-оздоровительные услуги.Недостаточным является финансирование проведения спортивных мероприятий, учебно-тренировочных сборов, как по спортивным школам, так и в целом по городу.Отсутствует централизованная система и средства для повышения квалификации и переподготовки кадров тренерско-преподавательского, инструкторского и административного состава ДЮСШ. Уровень заработной платы низкий, тренерская профессия не престижна.1.2.5. Образование Возможность получить качественные услуги в сфере дошкольного и общего образования становится одним из главных факторов, определяющих качество жизни в городе.Дошкольное образованиеВ Сыктывкаре работают 82 образовательных учреждения различных видов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) Сыктывкара за десятилетний период выросла в 1,2 раза и составила на конец 2009 г. 14871 чел. По итогам комплектования ДОУ детьми на 2010-2011 учебный год неудовлетворенными остались 1972 заявления граждан на устройство ребенка в возрасте от 1,5 лет в детский сад. Обеспеченность детского населения На 1000 детей приходится 645 мест в муниципальных ДОУ (на 01.09.2010). По уровню охвата детей дошкольным образованием Сыктывкар входит в первую тройку среди городов - столиц регионов СЗФО. В дошкольных учреждениях города реализуются программы, обеспечивающие вариативность содержания дошкольного образования; создана и развивается сеть республиканских и муниципальных экспериментальных площадок; развивается негосударственный сектор.Наметилась тенденция увеличения числа педагогов, работающих в ДОУ; прослеживается повышение образовательного уровня, рост профессионального мастерства и квалификации педагогических работников. Вместе с тем, остаются актуальными кадровые проблемы: старение педагогических кадров и недостаточный приток молодых специалистов; текучесть кадров как следствие низкого уровня заработной платы воспитателей.Несмотря на большой объем работы, проводимый в дошкольных образовательных учреждениях, остается потребность в бюджетном финансировании на проведение ремонтных работ.Общее образование Развитие системы школьного образования в течение последнего десятилетия было ориентировано на обеспечение доступного качественного вариативного общего образования. Развитие системы школьного образования в течение последнего десятилетия было ориентировано на обеспечение доступного качественного вариативного общего образования. В Сыктывкаре работает 40 муниципальных общеобразовательных учреждений (ОУ), среди которых – 9 лицеев и гимназий, 8 школ с углубленным изучением предметов. По основным характеристикам условий, создаваемых для получения образования согласно Указу Президента РФ № 607 от 28.04.2008 г., образовательная система МО ГО «Сыктывкар» имеет практически оптимальные показатели. В городе имеются условия для развития творческих основ личности, обеспечения ее успешной интеграции в современное общество, поддержки одаренных учащихся. Системой дополнительного образования охвачено около 83% учащихся школ города, обеспечивается работа 1269 творческих объединений, реализуются программы 10 направленностей. Проводимая работа по модернизации содержания и технологий образования позволяет обеспечить высокие образовательные результаты отрасли и конкурентоспособность выпускников школ не только среди абитуриентов вузов Сыктывкара, но и ведущих высших учебных заведений других городов, в том числе Санкт-Петербурга и Москвы. Существенно повышает мобильность молодежи система оценки знаний через ЕГЭ.Дальнейшее развитие системы общего образования возможно только при обновлении материально-технической базы в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Требуют решения такие проблемы как изношенность основных фондов ОУ; недостаточность темпов обновления материально-технической базы учебных кабинетов; обеспеченность библиотек ОУ; быстрое устаревание компьютерной техники; необходимость приобретения программного обеспечения; устаревшее технологическое оборудование столовых ОУ; недостаточная развитость информационно-образовательной среды ОУ.Необходима дальнейшая реструктуризация и оптимизация сети ОУ. Требует решения проблема сменности обучения в школе, которая будет усугубляться в связи с ростом контингента обучающихся и переходом на новые ФГОС; необходимо строительство 2 новых школ в соответствии с требованиями президентской программы "Наша новая школа".В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, политикой государства в области организации внеурочной деятельности обучающихся требуется обеспечить сохранение и развитие системы дополнительного образования.В настоящее время средняя зарплата учителей в 14-15 тыс. достигается за счет повышенной нагрузки, при этом заработная плата существенно ниже средней по городу и по Республике Коми. Принимаемые меры по ее повышению не решают проблему, что не позволяет привлекать в школу молодых специалистов, учителей-мужчин. Как следствие происходит старение педагогических кадров, значительное преобладание в школах учителей женщин. Одним из способов привлечения в отрасль молодых специалистов могла бы выступить программа обеспечения учителей жильем. ^ Профессиональное образованиеСыктывкар – центр образования Республики Коми. Профессиональную образовательную подготовку осуществляют 6 образовательных учреждений начального профессионального образования (более 4 тыс. учащихся); 13 учреждений среднего профессионального образования (более 6 тыс. студентов) и 11 высших учебных заведений (более 20 тыс. студентов).Наличие высших учебных заведений, предоставляющих актуальное образование, в эпоху глобальной конкуренции становится критически важным для городов. Студенчество, молодое активное творческое население - долгосрочный ресурс развития любого города. Сыктывкар уступает в конкуренции с другими признанными образовательными центрами, в частности, Санкт-Петербургом и Москвой, в которые уезжают для получения высшего образования лучшие выпускники. Большинство из них в дальнейшем не возвращается домой, что лишает город наиболее активной и талантливой социальной группы. В условиях сокращения контингента обучающихся и ужесточения требований к качеству образования существующая сеть вузов может оказаться избыточной. Для повышения эффективности профессионального образования необходимо развитие государственно-частного партнерства учебных заведений и бизнеса Сыктывкара, нацеленного на соблюдение баланса между перечнем предлагаемых в городе образовательных услуг и реальными потребностями рынка труда.^ 1.2.6. Культура, искусство и отдых Сыктывкар является культурной столицей Республики Коми. В городе существуют возможности интересно и разнообразно проводить досуг, пользуясь услугами республиканских и муниципальных учреждений культуры – театров, музеев, библиотек, кружков, студий, клубов по интересам, творческих объединений, коллективов художественной самодеятельности, музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств. Ежегодно управлением культуры проводится более 3 тысяч различных мероприятий, которые посещает более 260 тысяч человек.Развитие в сфере культуры осложняется отсутствием эффективного механизма координации и партнерства между городом и республикой.Недостаточное финансирование (за 10 лет построено одно здание школы искусств и произведен капитальный ремонт в одном помещении библиотеки) привело к неудовлетворительному состоянию материально-технической базы муниципальных учреждений культуры. Требуется проведение капитальных ремонтных работ всех зданий и коммунальных систем учреждений культуры, а также строительство новых муниципальных объектов культуры (городской дворец культуры и дома культуры в микрорайонах, дом культуры в п. В.Чов, пристройка к МУК «ДК «Волна» в пгт Краснозатонский, кинотеатры, выставочный зал, концертные залы в учреждениях дополнительного образования, отвечающие современным требованиям и др.).1.2.7. Правонарушения В настоящее время в городе сложилась эффективная система охраны общественного порядка и профилактики правонарушений. Налажена координация деятельности органов местного самоуправления, правоохранительных органов и общественных объединений через механизм межведомственных комиссий. Начиная с 2007 г. наблюдается постоянное снижение числа зарегистрированных преступлений. Те не менее криминогенная обстановка продолжает оставаться сложной и напряженной. Уровень преступности в городе (по числу зарегистрированных преступлений на 100 000 чел. населения) в течение всего периода 2000-2010 гг. в 1,1 - 2,2 раза выше, чем в среднем по России и Республике Коми. По уровню преступности в 2009 г. Сыктывкар занимал второе место после Вологды среди городов - столиц регионов СЗФО. За последнее десятилетие произошло существенное сокращение числа преступлений по таким категориям, как «тяжкие и особо тяжкие преступления» (в 5,2 раза), а также «преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств» (в 3,5 раза).В течение последних трех лет в Сыктывкаре увеличилось число выявленных лиц, совершивших преступление. При этом увеличилась доля женщин в общем числе лиц, совершивших преступления (в 2010 г. этот показатель составил 17,5%).^ 1.2.8. Молодежная политика Сыктывкар – город молодёжный, студенческий. Численность молодёжи в возрасте от 14 до 30 лет за последние 3 года остается практически на одном уровне и составляет более 30%. Стратегической целью молодежной политики является активное вовлечение молодого поколения в социально-экономическую и культурную жизнь города.Несмотря на значительные усилия, направленные на профилактику антиобщественных проявлений и негативных тенденций, существуют проблемы в молодежной среде. В 2000-2010 гг. наблюдалась тенденция сокращения подростковой преступности (с 556 чел. в 2000 г. до 361 чел. в 2010 г.), а также доли несовершеннолетних в общем числе лиц, совершивших преступления (в 2010 г. – 12,2%). Однако, на протяжении практически всего рассматриваемого периода 2000–2010 гг. (за исключением 2002 г.) доля несовершеннолетних в общем числе лиц, совершивших преступления, в Сыктывкаре превышала среднероссийский и республиканский уровни.Отсутствие возможности обзавестись собственным жильем и найти высокооплачиваемую работу приводит к оттоку из города молодежи.Необходимо строительство Дворца молодежи как координационного центра всей молодежной политики города.^ 1.2.9. Финансирование социальной сферы Финансирование социальной сферы Сыктывкара за 3 года увеличилось в текущих ценах в 1,5 раза и в 2009 г. составило 2475,4 млн. руб. - 69,7% от общих расходов местного бюджета. Расходы местного бюджета на образование составили 73,8%, здравоохранение – 16,3%, физическую культуру и спорт – 3,7%, культуру – 3,4%, социальную политику – 2,8%.Объем средств, выделяемых на социальную сферу из местного бюджета в расчете на одного жителя в 2009 г. в Сыктывкаре составил 9,9 тыс. руб., что ниже аналогичного показателя пяти из восьми рассматриваемых городов - столиц регионов СЗФО. Ниже, чем в Сыктывкаре аналогичный показатель в двух столицах регионов - Великом Новгороде и Пскове.Рис. 1.2.5 – Расходы местных бюджетов городов – столиц регионов СЗФОна финансирование социальной сферы в 2009 г.^ 1.3. Экономика, бюджетно-финансовая система К числу конкурентных преимуществ и сильных сторон экономики города относятся следующие.Сыктывкар располагает базовыми видами природных ресурсов, которые позволяют обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие. Главное значение имеют леса, сельскохозяйственные угодья и водные ресурсы. Они являются базой развития основной отрасли специализации города – лесопромышленного комплекса (ЛПК), определяют возможности функционирования аграрного производства и системы городского хозяйства. Большие площади лесов (табл. 1.3.1) улучшают экологическую ситуацию, разнообразие природных ресурсов создает благоприятные условия для выполнения Сыктывкаром важных рекреационных функций, организации отдыха населения.Таблица 1.3.1 – Состав земель Сыктывкара (по состоянию на начало 2010 г.) ^ Состав земель Общая площадь, га Доля от общей площади территории, % Земли сельскохозяйственного назначения 12 190 16,6 Земли населенных пунктов 16 751 22,9 Земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения 3 978 5,4 Земли лесного фонда 40 256 54,9 Земли запаса 156 0,2 Всего 73 331 100 Среди городов Республики Коми Сыктывкар отличается наиболее благоприятными климатическими условиями, что делает город привлекательным для переселенцев из районов Крайнего Севера, которые не имеют возможностей или желания уезжать в другие регионы. Город имеет хороший уровень обеспеченности территориальными ресурсами, что позволяет осуществлять жилищное строительство, размещать новые предприятия и объекты энергетической и инженерно-транспортной инфраструктуры.Динамика общего числа и структуры организаций, а также показатели производственной и инвестиционной деятельности свидетельствуют о наличии в Сыктывкаре в целом благоприятного хозяйственного климата. Город обладает хорошей инвестиционной привлекательностью и является значимым местом для реализации различных проектов, не только для российских, но и зарубежных компаний. Город играет ведущую роль в республике по привлечению иностранных инвестиций. В рамках реализации проекта «Степ» в 2006-2010 гг. в модернизацию ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» было вложено 545 млн. евро.Важную роль в развитии города играет малое предпринимательство. К сильным сторонам малого предпринимательства Сыктывкара следует отнести наличие хороших позиций и опыта работы в сферах потребительского рынка, управления недвижимостью, строительства, обрабатыва