Реферат по предмету "Сельское хозяйство и землепользование"


Лесное хозяйство Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ 1. ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС: СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ СТРАНЫ 1. ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА 2. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА 2. ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ 3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСОВ 16 ГЛАВА 2.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ НА 2003 - 2010 ГОДЫ 1. СОСТОЯНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО РОЛЬ В ПРИРОДНО-РЕСУРСНОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ 2. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ ДО 2010 ГОДА 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО

ХОЗЯЙСТВА 22 ГЛАВА 3. ЫНКАХ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕСОУСТРОЙСТВА, УЧЕТА И ОЦЕНКИ ЛЕСНОГО

ФОНДА И ЛЕСОВ, НЕ ВХОДЯЩИХ В ЛЕСНОЙ ФОНД 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ЛЕСОВ, НЕ ВХОДЯЩИХ В ЛЕСНОЙ ФОНД 5. ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ И ЗАЩИТНОЕ ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ 31 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ 1. ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС: СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ СТРАНЫ

Россия – крупнейшая лесопромышленная страна мира, в которой сложился мощный лесохимический комплекс, включающий заготовку, механическую обработку и химическую переработку древесины. Россия богата лесами: они занимают более 45% ее территории. В нашей стране находится 1/5 всех лесов мира и 1/4 мировых запасов древесины. Ежегодный прирост леса в России составляет более 800 млн. мі, а установленная расчетная лесосека, то

есть количество леса, которое может быть вырублено без ущерба для экологии, –538,4 млн. мі. Ей принадлежит первое место по лесопокрытой площади, составляющей более 750 млн. га и превосходящей лесопокрытую площадь таких крупных лесных стран мира, как Канада, США, Швеция, Норвегия и Финляндия вместе взятые. В лесах России сосредоточено свыше половины мировых запасов ценнейших хвойных пород.

Общие промышленные запасы древесины достигают 30 млрд. мі – это более чем в три раза превосходит запасы США и Канады. В лесах России произрастает около 1500 видов деревьев и кустарников, господствуют ценные хвойные породы, составляющие 9/10 всех запасов. При заготовке древесины используют в первую очередь спелые и перестойные насаждения (возраст спелых пород от 80 до 100 лет, перестойных – свыше 100 лет). Спелые и перестойные леса занимают в настоящее время более б5% всей лесной площади и свыше 95% их сосредоточено

в Сибири и на Дальнем Востоке. Наибольшее количество древесины в России дают сосна, ель, лиственница. Древесина хвойных пород используется в значительной степени для строительства и в целлюлозно-бумажной промышленности. Поэтому из лиственницы можно делать подводные сооружения – сваи мостов, дамбы и т.д но в промышленности используется мало. Однако запасы леса, пригодные для промышленной переработки, не беспредельны.

Около ј лесной территории – это овраги и болота, а 1/8 – гари и поляны. Не во всех лесах разрешена промышленная рубка. Более 15% лесов России являются особо ценными. Они служат для защиты рек и озер (водоохранные), добычи орехов (орехопромысловые), составляют значительную часть российских заповедников (заповедные леса). Эти леса находятся под особой охраной. Поэтому в промышленности используется не более 55% лесов.

Они называются эксплутационными. Около 80% годных для лесозаготовок лесов находится к востоку от Урала, но заготавливается там лишь 1/3 древесины. Причиной этому служит удаленность лесов от промышленных центров и потребителей, а также отсутствие транспортных путей. Такие леса называются резервными. В Сибири и на Дальнем Востоке резервные леса расположены в пределах Красноярского края,

Камчатской и Магаданской областей, республики Саха (Якутия) и Тува. В европейской части страны и на Урале, где находится лишь 20% российских лесов, заготавливают 2/3 всей древесины. Поэтому здесь количество лесов катастрофически уменьшается. В некоторые периоды процесс заготовки леса шел особенно стремительно. Связано это было как с промышленной рубкой, так и с расчисткой земель под сельскохозяйственные угодья.

Так, всего за 20 лет (с 1896 по 1917г) количество лесов в европейской части сократилось на 17%. Сейчас в Европейской части России лесозаготовки ведутся в основном в Архангельской и пермской областях, а также в Республике Коми; в Западной Сибири – в кемеровской, Тюменской, Томской областях и Алтайском крае. 1. ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСНОГО

КОМПЛЕКСА Значение лесного комплекса в экономике России определяется колоссальными запасами древесины, широким территориальным распространением лесных ресурсов и тем, что в настоящее время практически нет такой сферы народного хозяйства, где бы не использовались древесина или ее производные. Лесопокрытая площадь России составляет 774,3 млн. га, т.е.22% лесной площади мира, или 46,1% лесов умеренных широт. В первую очередь лес дает деловую древесину.

Но вместе с тем лес – источник множества продуктов различного назначения. Эта недревесная продукция растительного и животного происхождения служит удовлетворению многосторонних нужд населения. В лесах велик потенциал пищевых и кормовых ресурсов, наиболее ценные из которых – запасы различных сортов орехов. Лес дает грибы, ягоды, березовый и кленовый соки, лекарственные растения. Кроме того, лес – это место обитания многочисленных животных, имеющих промысловое значение.

Полезные функции леса весьма разнообразны. Лес регулирует весенние паводки, водный режим рек и почв. Он положительно влияет на речные, озерные и грунтовые воды, улучшая их качество, очищая от различных вредных веществ. Все большее значение приобретает использование лесов для социальных нужд - отдыха и оздоровления человека, улучшения среды его обитания. Рекреационные свойства леса весьма разнообразны. Лес производит кислород и поглощает углекислый газ,

поглощает шумы: кроны лиственных деревьев отражают и рассеивают до 70% звуковой энергии; увлажняет воздух и ослабляет ветер, нейтрализует действие вредных промышленных выбросов. Он производит фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии, оказывает благоприятное воздействие на нервную систему человека. 1.2. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА Основные отрасли в составе лесопромышленного комплекса следующие:

1. Лесозаготовительная промышленность - заготовка и вывозка древесины. 2. Лесопильная промышленность - производство пиломатериалов. 3. Деревообрабатывающая промышленность - производство фанеры, строительных деталей, стандартных домов, мебели, спичек и др. 4. Целлюлозно-бумажная промышленность (производство целлюлозы, бумаги, картона и др.) включает как химическую, так и механическую переработку древесного сырья.

Химическая и химико-механическая переработка древесины способствуют более рациональному использованию лесных ресурсов (при этом утилизируются отходы: опилки, стружка, сучья, хвоя). 5. Лесохимия (производство канифоли, фенола, скипидара, этилового и метилового спирта, глюкозы, ацетона, камфоры, клея и др.). Составной частью лесного комплекса является также лесное машиностроение, которое производит специализированную технику и оборудование для лесозаготовительных предприятий.

2. ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ Лесной комплекс России занимает особое место в экономике страны. Использование воспроизводимых древесных ресурсов обеспечивает устойчивое производство высокодоходной и востребованной продукции. На лесных предприятиях страны занято 8,4 процента всех работающих в промышленности страны. Экспорт лесоматериалов занимает 3-4 место среди всех экспортируемых из

России товаров. Общий запас леса по данным последнего учета лесного фонда составляет 80,7 млрд. м3 или более одной четвертой части мировых запасов. На долю спелых и перестойных лесов приходится 44,1 млрд. м3, из них 35,3 млрд. м3 - леса хвойных пород. Лесной потенциал страны вполне обеспечивает возможность не только полного удовлетворения всех потребностей отечественной экономики в древесине, но и позволяет значительно увеличить экспорт лесопродукции. Для сравнения: общий запас леса меньше, чем в

России, в США - в 4 раза, в Швеции - в 30 раз, в Финляндии - в 42 раза, но размер валютной выручки от лесного экспорта значительно превышает российские показатели (табл.1). (Finnish Statistical Yearbook of Forestry. Finnish Forest Research Institute. Jyvaskula. 2000) Таблица 1 Цифры, приведенные в таблице, наглядно свидетельствуют об огромных неиспользованных возможностях лесопромышленного комплекса

России в деле повышения эффективности всей экономики страны. Значительный спад объемов производства, начавшийся с 1992 года завершен. В 2000-2001 годах пройдены низшие точки объемов заготовки и переработки древесины. К 2005 году стабилизировались объемы лесозаготовок, а производство продукции глубокой переработки: пиломатериалов, фанеры, древесных плит выросло и имеет устойчивую положительную динамику развития.

В настоящее время в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности Свердловской области работают около 700 предприятий, в том числе крупных и средних предприятий - 110. Предприятия лесного комплекса работают почти в каждом муниципальном образовании. В целом ряде населенных пунктов они являются социально значимыми и градообразующими. От работы этих предприятий зависит решение не только экономических, но и социальных, экологических

проблем территорий. Доля продукции, произведенной предприятиями лесопромышленного комплекса, в общем объеме промышленного производства Свердловской области составляет 1,6%. Наибольший удельный вес производства в лесной отрасли приходится на предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (73%). В 2005 году предприятиями лесопромышленного комплекса Свердловской области отгружено товаров на сумму 4542 млн. рублей по обработке древесины, что на 30%

выше уровня 2004 года. Основные показатели развития отрасли за последние годы приведены в таблице 2: Таблица 2 Удельный вес экспортной продукции лесной отрасли в общем объеме экспорта составляет 2,0 процента. Важным показателем использования на предприятиях прогрессивных технологий является оценка их экспортных возможностей, так, в 2005 году экспортные поставки древесины и изделия из нее составили 113,1 млн. долларов США, что на 17% выше уровня 2004 года, экспорт круглых лесоматериалов составил 163,3 тыс. куб. м или 5,8%

объема производства, пиломатериалов – 653,1 тыс. куб. м или 65,5% от объема производства. Область по-прежнему остается крупным экспортером фанеры и ДСП. В то же время финансово-экономическое состояние многих предприятий отрасли остается сложным, более 50% предприятий убыточны. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2005 году составил 261,1 млн. рублей, а за 7 месяцев 2006 года – 210 млн. рублей.

Анализ структуры затрат на производство основных видов продукции, вырабатываемой из древесины, показывает, что для всех направлений лесопромышленного производства самыми крупными статьями затрат являются расходы на древесное сырье и затраты на топливо и энергию. Суммарная величина этих затрат по данным Государственного научного центра лесопромышленного комплекса (ГНЦ ЛПК) достигает 40-45% (табл.3). Снижение доли этих затрат существенно снизит себестоимость продукции

и благотворно скажется на работе предприятий лесопромышленного комплекса. Из этого следует, что для повышения эффективности работы ЛПК приоритетными направлениями являются снижение затрат на производство древесного сырья, энергоресурсы, а также развитие деревообрабатывающих производств в местах заготовки древесины. Таблица 3 При выборе основных направлений развития лесопромышленного комплекса в первую очередь должны

быть учтены следующие факторы: 1) наличие значительных запасов лесных ресурсов, которые используются сейчас не полностью; 2) обеспеченность лесопромышленных предприятий собственными трудовыми ресурсами; 3) наличие крупных лесопильно-деревообрабатывающих предприятий по переработке древесины на пиломатериалы, изделия деревообработки, мебель, фанеру, плиты; 4) в структуре лесных ресурсов большую часть занимает лиственная, мелкотоварная и низкосортная древесина, которая не находит спроса на внутреннем и тем более

на внешнем рынках, которую необходимо перерабатывать на месте; 5) спрос на продукцию внутри и на внешних рынках; 6) необходимость реконструкции предприятий, использующих низкокачественную древесину и отходы (предприятия по производству бумаги, древесностружечных и древесноволокнистых плит, изделий лесохимии, тепловой и электрической энергии), расширения номенклатуры продукции и увеличение глубины переработки древесины; 7) размещение в зоне экономической доступности от лесопромышленных предприятий

крупных потенциальных потребителей мелкотоварной, мягколиственной древесины, технологической щепы; 8) технологий по переработке отходов деревообработки и макулатурной массы; 9) планируемый комплекс научных исследований должен обеспечить эффективность перспективных направлений в лесопромышленных технологиях на основе освоения высокотехнологичной продукции, сертификации лесопользования и развития лесной энергетики. Стратегическим направлением развития лесопромышленного комплекса является

приоритетное расширение глубокой химико-механической и механической переработки древесины с максимальным вовлечением мелкотоварной, низкокачественной и мягколиственной древесины, а также производство тепловой и электрической энергии из низкосортной древесины. Продукция глубокой переработки древесины является конкурентоспособной, что обеспечивает выход ее на российские и зарубежные рынки, высокорентабельной и приносит устойчивые финансовые поступления в бюджеты

всех уровней. Кроме того, при современных железнодорожных тарифах перевозка готовой продукции глубокой переработки значительно эффективнее, чем круглого леса. Значительно меняется структура продукции в направлении организации производства новых ее видов, соответствующих мировому уровню: 1) в лесопильном производстве возрастет выпуск высококачественных, специфицированных пиломатериалов, в том числе экспортных, на базе внедрения современного импортного оборудования;

2) в плитном производстве предусматривается модернизация технологических потоков по производству ламинированных древесно-стружечных плит, пользующихся большим спросом на рынке ближнего зарубежья; 3) в производстве фанеры намечен выпуск ее новых видов – большеформатной, огнестойкой из древесины лиственных и хвойных пород, производство гнуто-клееных деталей (латофлекс) и опалубки; 4) в деревообрабатывающем производстве значительно возрастет выпуск клееных лесоматериалов, столярно-

строительных и конструкционных изделий для развития деревянного домостроения; 5) в производстве мебели и других товаров народного потребления будет организован выпуск изделий, по качеству и дизайну соответствующих мировому уровню и требованиям внутреннего рынка; 6) планируется существенное увеличение объемов производства биотоплива из низкосортной древесины и древесных отходов с производством тепловой и электрической энергии на когенерационных установках.

Основу развития деревообрабатывающих производств составляет лесопиление. Рентабельность лесопиления падает с каждым годом в силу отдаленности лесопильных предприятий нашего региона от потребителей, главным образом, зарубежных. По данным А.А. Добрачева при годовых объемах, менее 20 тыс. куб. м пиломатериалов она приближается к нулю. К особенностям современного лесопиления в настоящее время следует отнести: - рост стоимости

заготовки пиловочника; - снижение среднего диаметра пиловочника; - снижение содержания хвойных пород в объемах пиловочника; - старое оборудование, рост производственных затрат; - уменьшение числа квалифицированных кадров; - увеличение доли затрат ручного труда на сортировке-переобрезке-пакетировании; - низок уровень подготовки дереворежущего инструмента; - отсутствует сбыт основного побочного продукта лесопиления – щепы, срезки, реек, опилок; - низка эффективность сушки.

Лесопильные рамы по-прежнему остаются самым массовым производителем пилопродукции и заменять их в действующих предприятиях мы не рекомендуем. Необходимо только специализировать эти потоки на выпуск ограниченного числа сечений пиломатериалов и исключить обрезные станки, что повлечет сокращение вдвое затрат на сортировке пиломатериалов и повысит в 1,5 раз производительность потоков, улучшит качество, снизит себестоимость продукции. Необрезные пиломатериалы необходимо пускать в сушку, затем перерабатывать, что повысит на 20%

выход и более, чем в два раза товарность продукции. Углубление обработки досок становится одним из основных направлений развития лесопиления. Имеются в виду следующие виды обработки пиломатериалов: - сортировка пиломатериалов по областям их использования - на столярные, отделочные и конструкционные; - раскрой пиломатериалов на заготовки для мебели, производства столярных изделий, домостроения и др.; - обработка пиломатериалов на строгальных

станках с целью получения деталей различных профилей для массового и индивидуального строительства, ремонта и архитектурного оформления помещений, для авто вагоно- и судостроения; - производство клеёных деталей и полуфабрикатов (щитовых и брусковых) для мебели, столярных изделий, строительных конструкций, полов, и для бытового использования; - изготовление клеёных деревянных конструкций а также фасонных брусьев различного назначения, изготовление различных элементов для индивидуальных домов, придомовых

и садовых участков. Повышению производительности, выхода товарной продукции существующих предприятий будет содействовать снижение числа сечений пиломатериалов в рамках одного потока лесопиления, уменьшение длин пиловочного сырья, применение однотипного режущего инструмента. Из организационно – технологических мероприятий существенное влияние на работу отрасли может оказать специализация лесопильных предприятий по толщинам и сечениям выпиливаемых пиломатериалов, которая в

два раза сокращает затраты на сортировку пиломатериалов, повышает на 4,5% коэффициент заполнения транспортных пакетов, увеличивает полезную статическую нагрузку на транспорте. Участие предприятий лесопромышленного комплекса в реализации национального проекта "Доступное жилье – гражданам России" может быть ориентировано по следующим направлениям: - развитие деревянного домостроения; - создание новых и модернизация старых производств по изготовлению окон, дверей,

покрытий пола из древесных материалов; - производство современной скользящей опалубки из плитных материалов; - увеличение производства конкурентоспособной целлюлозно-бумажной продукции (обои, бумажная тара для строительных материалов); - расширение применения новых технологий защиты древесных конструкций, а также теплоизоляционных материалов; - расширение использования современных, эффективных и экологически чистых технологий энергообеспечения. Сегодня один рубль, вложенный в деревянное строительство, стимулирует

производство мебельной, плитной и фанерной продукции на сумму 5 рублей. В деревянном домостроении применяются, в основном, три известные архитектурно-строительные системы: домостроение из массивной древесины, каркасное и панельное домостроение. Как полагают специалисты, структура деревянного домостроения на ближайшие 10-15 лет (по оптимистическому прогнозу) будет выглядеть следующим образом: домостроение из массивной древесины -

35-40%; панельное деревянное домостроение - 30-35%; каркасное деревянное домостроение - 25-30%. В этот период предполагается значительное развитие каркасного деревянного домостроения. Деревянный каркас собирается по принципу сотовой структуры и представляет собой очень жесткое и прочное сооружение. Стена каркасного дома, при средней толщине 310 мм, полностью удовлетворяет требованиям новых СНиП. Даже в морозы снижение температуры, при отключении отопления в доме, составляет всего лишь 20

С в сутки. Родиной каркасного деревянного домостроения является Канада. Сегодня канадское каркасное деревянное домостроение преподносится как новый вид, однако еще 20 лет назад в России производилось около 1 млн. кв. м общей площади каркасных деревянных домов, изготовлением которых занимались более 10 предприятий. Из-за отсутствия в то время эффективных строительных материалов для этого вида домостроения (в основном наружной и внутренней обшивки и эффективных утеплителей) каркасные

деревянные дома имели низкое эксплуатационное качество и по этой причине дискредитировали себя ("фенольное жилье") и постепенно были сняты с производства. Многолетний отечественный опыт производства каркасных домов свидетельствует о достаточно высокой эффективности их заводского изготовления. По оценкам специалистов, стоимость заводского изготовления 1 кв. м общей площади каркасного дома меньше на 30-40% стоимости 1 кв. м панельного дома.

Простота конструктивного решения каркасного дома и технологии строительства позволяют возвести его силами индивидуальных застройщиков без применения средств механизации, что в сочетании с невысокой стоимостью заводского комплекта деревянных деталей и изделий делает этот вид наиболее доступным для семей с низким и средним уровнем доходов. Кроме того, каркасный дом по сравнению с панельным имеет более высокое эксплуатационное качество за счет исключения стыков между панелями, так как стыки наружных и внутренних обшивочных материалов

располагаются только на деревянном каркасе. В силу этих причин каркасное деревянное домостроение, по мнению экспертов, может стать основой развития отечественного деревянного домостроения, обеспечивающего массовое производство качественных, дешевых, экономически доступных домов. Вместе с тем для такой страны, как Россия, с ее многообразием природно-климатических условий, наличием как лесоизбыточных, так и лесодефицитных регионов, разнообразием местных источников сырья и материалов,

все виды архитектурно-строительных систем деревянного домостроения имеют право на свое развитие. В частности опыт многих европейских стран по развитию технологий панельного домостроения показывает его высокую эффективность. Ну а о возможностях архитектурных решений при возведении домов из клееного бруса и говорить не стоит. Они бесконечны. Доступность деревянного жилья. Помимо использования современных технологий, материалов и строительно-архитектурных решений, позволяющих

в настоящее время снизить стоимость дома "под ключ" до 200…300 долларов за 1 кв. м площади, о чем говорит опыт деревянного домостроения в Ленинградской области, имеется дополнительный путь, реализация которого требует определенных законодательных решений на региональном уровне. Речь идет о снижении стоимости древесного сырья для предприятий, участвующих в реализации национального проекта. Мировая практика переработки древесного сырья неразрывно связана с проблемой переработки низкокачественной

древесины и древесных отходов. Основным направлением этой переработки является биоэнергетика. В высокоразвитых европейских странах реализуются дорогостоящие технологии переработки древесины как растительного полимера. Основными странами, опыт которых в ближайшей перспективе может быть использован в России, являются Скандинавские страны, а также Канада и США, имеющие наиболее близкие с Россией природно-производственные условия лесопользования.

В качестве примеров реализации в области лесной энергетики предлагаются технологии производства топлива для биоэнергетики (древесных гранул – пеллетов, топливных брикетов, спресованных порубочных остатков), производства электроэнергии при сжигании порубочных остатков на основе масляных теплопереносных установок и газификационных теплоцентралей, использование когенерационных энергетических установок, а также повышение эффективности применяемого энергетического оборудования на лесопромышленных предприятиях.

При этом каждый плотный кубометр древесных отходов, не находящий другого применения и направленный в топки котельной позволит сэкономить 200…250 кг условного топлива. Развитие лесоэнергетических производств позволит существенно повлиять на улучшение энергообеспечения потребителей в области. В качестве важного направления лесной энергетики является выход крупных предприятий лесопромышленного комплекса в качестве участников на оптовый рынок электроэнергии.

Укрупнённые расчеты технико-экономических показателей свидетельствуют о том, что предложенные направления развития лесопереработки на территории области должны обеспечить решение задач и достижение целей повышения доходности, обеспечение финансово-устойчивой работы предприятий лесопромышленного комплекса и повышения их инвестиционной привлекательности. 3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСОВ Леса России являются одним из важнейших природных ресурсов страны.

Особенность лесов состоит в том, что они в отличие от многих других природных ресурсов являются возобновляемыми, что позволяет организовать их неистощительное использование. Лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом природной среды, обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе Земли процессов, что предопределяет необходимость максимального сохранения природных свойств лесов. Без учета экологических проблем, структуры и динамики изменения

состава лесов России, а также анализа природных и антропогенных процессов, происходящих в лесах, невозможны реальные прогнозы глобальных изменений природной среды. Решение экологических проблем обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства в настоящее время предполагает: - сохранение биологического разнообразия и экологических функций лесов путем выделения категорий лесов природоохранного назначения и обеспечение режима их сохранности; - разработку системы

сохранения биоразнообразия в лесах, являющихся объектом экономической деятельности, развитие сертификации; - обеспечение качественного воспроизводства лесных ресурсов как обязательного элемента лесопользования, сохранение почвенных и водных ресурсов при лесопользовании; - расширение защитного лесоразведения в малолесных районах; - сохранение и рациональное использование генетического и экологического потенциала лесов России, расширение сотрудничества с другими государствами и международными организациями в данной

области, развитие системы особо охраняемых природных территорий; - усиление просветительской деятельности по формированию в обществе понимания важной роли лесов и необходимости бережного отношения к ним. В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесной фонд в Российской Федерации разделен на три группы: леса первой группы, основным назначением которых является выполнение природоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических функций, составляют 23 процента

общей площади; леса второй группы, имеющие ограниченное эксплуатационное значение 7,6 процента: леса третьей группы (эксплуатационные и резервные) - 69,4 процента. Сохраняя общие принципы деления лесного фонда на группы лесов и разграничения лесов первой группы на категории защитности необходимо уточнить и изменить режимы лесопользования в этих лесах. ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ НА 2003 - 2010 ГОДЫ 1.1. СОСТОЯНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО РОЛЬ В ПРИРОДНО-РЕСУРСНОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ Лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов РФ. Органы управления и организации лесного хозяйства реализуют возложенные на них задачи по обеспечению

комплексного и рационального использования ресурсов и полезных свойств лесов, воспроизводству, повышению продуктивности, сохранению биоразнообразия и устойчивости лесов, осуществлению мероприятий по лесоустройству, охране лесов от пожаров и защите от вредителей и болезней, лесовосстановлению, уходу за лесом, организации лесопользования в части подготовки и передачи лесного фонда для осуществления лесопользования, контроля за лесопользованием и другие задачи. Лесной фонд страны в настоящее время используется недостаточно

эффективно. В 2001 году освоение расчетной лесосеки составило 24%, при этом в Уральском, Сибирском и Дальневосточном регионах – менее 15%. Преимущественно осваивается расчетная лесосека по хвойному хозяйству, то есть заготавливается наиболее ценная древесина при значительном накоплении менее ценных перестойных насаждений лиственных пород. За последние 3 года снизился объем продажи древесины на лесных аукционах.

Недостаточным остается экономический эффект от использования участков лесного фонда по договорам аренды. Большинство договоров аренды участков лесного фонда заключено на срок до 5 лет, что не способствует решению вопросов по восстановлению лесов, охране их от пожаров, а также инвестированию строительства лесовозных дорог. Рост объема лесозаготовок за последние 3 года происходит в основном на территории Европейской части России, что связано с транспортной доступностью лесосырьевых ресурсов.

Экстенсивное и непропорциональное развитие лесоперерабатывающих предприятий оказало негативное влияние на состояние лесного фонда. Сокращение площади высокопродуктивных хвойных и одновременно накопление менее ценных мягколиственных насаждений создаст в будущем проблемы в организации рентабельного лесопользования в Европейской части России и на Урале. Остаются высокими потери лесного хозяйства от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, промышленных выбросов и незаконных рубок.

Ежегодный ущерб от лесных пожаров оценивается в 3 - 3,5 млрд. рублей. Около 40 тыс. гектаров лесов ежегодно усыхает вследствие вспышек размножения вредителей и болезней. Возрос объем незаконных рубок леса в приграничных районах России. За последние 10 лет в связи с падением объемов лесозаготовок сократились объемы лесохозяйственных мероприятий. Не соблюдаются нормы Лесного кодекса Российской

Федерации по обеспечению финансирования лесовосстановительных работ из бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2001 году лесовосстановительные работы на 65 процентов были профинансированы за счет средств лесхозов. За последнее десятилетие также снизился уровень материально-технического обеспечения лесного хозяйства. Анализ существующей системы платежей за пользование лесным фондом свидетельствует о низком удельном весе ставок лесных податей в цене лесоматериалов круглых, который не превышает 3-7%.

Низкий уровень платы за древесину на корню не обеспечивает финансирования воспроизводства лесных ресурсов. Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов регулируются нормативными правовыми актами, принятыми в разное время, в том числе до принятия Лесного кодекса Российской Федерации, что обусловливает необходимость приведения их в соответствие с законодательством Российской Федерации. Настоящая Концепция определяет цели. задачи и приоритеты развития

лесного хозяйства и государственного управления лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами. 1.2. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ ДО 2010 ГОДА В подпрограмме "Леса" федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)" прогнозируется стабилизация объемов лесохозяйственных мероприятий при существенном улучшении их качества и повышении эффективности.

К 2010 году в целях улучшения качества лесного фонда предусматривается осуществить лесовосстановление на площади 6900 тыс. гектаров, лесоразведение на площади 160 тыс. гектаров, ввод молодняков в категорию ценных лесных насаждений на площади 9500 тыс. гектаров, улучшить санитарное состояние лесов на площади 10400 тыс. гектаров, осуществить противопожарное обустройство лесного фонда и снизить опасность лесных пожаров, в том числе предотвратить ущерб в размере более 2 млрд. рублей в год, построить 5,4 тыс. километров

дорог лесохозяйственного назначения. Намечено осуществить лесоустройство, инвентаризацию и мониторинг состояния лесного фонда на площади 757 млн. гектаров, обеспечить техническое перевооружение лесохозяйственного производства на основе внедрения современных высокоэффективных технических средств и технологий. Объем рубок главного пользования предусматривается увеличить на 30 - 40 процентов, отвод лесосек под рубки главного и промежуточного пользования довести до 200 млн. куб.

метров в год. 1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их

ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: - урегулирование отношений собственности на лесной фонд, леса, не входящие в лесной фонд, и древесно-кустарниковую растительность на землях других категорий; - определение и четкое разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов

Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере лесных отношений; - обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в лесопользовании; - повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов; - совершенствование экономического механизма в лесном секторе в целях увеличения лесного дохода и введения в действие эффективной системы финансирования лесохозяйственных мероприятий; - совершенствование системы управления лесным фондом и

лесами, не входящими в лесной фонд. На первом этапе (2003 - 2005 годы) необходимо сформировать эффективную структуру по управлению лесным фондом, находящимся в федеральной собственности, осуществить разработку новых и совершенствование действующих нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, обеспечить условия дальнейшего развития рыночных отношений в лесопользовании. На втором этапе (2006 - 2010 годы) предусматривается осуществить планомерное развитие

лесного хозяйства на основе внедрения достижений науки и техники, широкого использования геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) для обеспечения интенсивного, комплексного использования лесных ресурсов при сохранении экологического и генетического потенциала лесов России. ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА С УЧЕТОМ ДИНАМИКИ СПРОСА НА ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ НА ВНУТРЕННЕМ

И ВНЕШНЕМ РЫНКАХ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В более чем 40 субъектах Российской Федерации продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50 процентов общего объема промышленной продукции соответствующих регионов. В целом по Российской Федерации этот показатель составляет около 4 процентов. Однако темпы спада лесопромышленного производства в годы перехода к рыночной экономике были выше по

сравнению со спадом промышленности Россия в целом. Объемы производства в лесной промышленности за период с 1988-го по 1998 год сократились в 4 раза. Россия, имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно отстает в лесной торговле от ведущих стран мира. В структуре экспорта России лесоматериалы круглые составляют более 32 процентов, что свидетельствует прежде всего о несовершенной структуре производства и неразвитости химико-механической переработки древесины.

Стабильность экспорта данного вида лесоматериалов обусловлена его большей доходностью из-за высокой разницы внутренних и экспортных цен. Несмотря на указанные негативные тенденции, огромные возобновляемые запасы лесных ресурсов позволяют прогнозировать возможность обеспечить России соответствующее ее потенциалу место в мировом товарообороте лесной продукции. Необходимо принять ряд дополнительных мер по совершенствованию организации лесного хозяйства с целью

обеспечения наиболее благоприятных условий для развития российской лесной промышленности. 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ Основой стратегии лесопользования в России должен быть принцип вовлечения в эксплуатацию всех участков лесного фонда с наличием рентабельных для промышленной заготовки лесных ресурсов. Увеличение объема лесопользования предусматривается путем вовлечения в эксплуатацию новых, еще не освоенных лесных территорий и повышения интенсивности лесопользования

в освоенных лесах. В современных социально-экономических условиях наиболее целесообразным является использование ресурсов в Европейской части России, на Урале и в южных районах Сибири и Дальнего Востока. Приоритет в дальнейшем развитии лесопользования должен быть отдан Европейской части России и Уралу (несмотря на их меньший ресурсный потенциал по сравнению с другими регионами) в связи с близостью лесных ресурсов к потребителям и рынкам сбыта, относительно развитой

транспортной сетью и инфраструктурой различных отраслей. Леса этого региона имеют многоцелевое значение, и режим пользования ими требует высокого уровня ведения лесного хозяйства. Необходимо пересмотреть подходы к разграничению лесов первой группы по категориям защитности и выделению особо защитных участков в лесах всех групп, в которых запрещаются рубки главного пользования. Для повышения эффективности лесопользования в

Европейской части России и на Урале лесохозяйственным организациям необходимо обеспечить выращивание лесных насаждений с максимально возможным запасом древесины на единицу продуцирующей площади, в том числе за счет расширения практики выращивания плантационных промышленных насаждений. В южных районах Сибири и Дальнего Востока стратегия увеличения объемов лесопользования должна состоять в вовлечении в эксплуатацию новых лесных территорий путем передачи участков лесного фонда в концессию.

Решение проблем концессии участков лесного фонда позволит вовлечь неиспользуемые лесосырьевые ресурсы в эксплуатацию, создать дополнительные рабочие места и увеличить доходность лесопользования. Необходимо усовершенствовать порядок предоставления участков лесного фонда в долгосрочное и краткосрочное пользование, а также механизм, обеспечивающий покрытие убытков лесного хозяйства в случае невыполнения лесозаготовителями мероприятий по восстановлению леса и несоблюдения ими требований лесного законодательства.

Приоритетными направлениями в сфере арендных отношений должны являться: - переход к предоставлению участков лесного фонда в аренду на срок до 49 лет исключительно по результатам лесных конкурсов; - повышение роли и ответственности арендаторов в вопросах улучшения состояния, воспроизводства, охраны и защиты лесов и выполнения лесохозяйственных работ на участках лесного фонда, переданных в аренду для заготовки древесины; - преимущественное право предоставления участков лесного фонда в аренду лесопользователям.

осуществляющим глубокую переработку заготовленной древесины и реализацию конечной продукции. Необходимо усовершенствовать методы определения расчетной лесосеки по главному пользованию и нормативы промежуточного пользования лесом. При решении этих задач потребуется выделять экономически доступные участки лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, исходя из рыночных цен на лесную продукцию, затрат на лесовосстановление, заготовку и транспортировку продукции.

Лесопользование на участках лесного фонда, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должно основываться на принципах нормирования и оптимизации обеспечения радиационной безопасности и дифференцироваться по зонам радиоактивного загрязнения в зависимости от его уровней с обязательным радиационным контролем лесной продукции. Потребуется законодательно определить, что использование земель лесного фонда как нелесных, так и лесных в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием, после

перевода лесных земель в нелесные производится на платной основе. Леса, произрастающие на вечной мерзлоте (в Азиатской части России это 80 процентов площади лесного фонда) и имеющие низкую продуктивность по древесине, одновременно богаты недревесными ресурсами, которые используются недостаточно. Стоимость недревесных ресурсов в этой зоне значительно выше стоимости древесины.

Для рационального использования недревесных ресурсов леса необходимо разработать региональные программы по использованию второстепенных лесных ресурсов, продуктов побочного пользования лесом, уточнить их запасы и обеспечить прогнозирование урожая. 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕСОУСТРОЙСТВА, УЧЕТА И ОЦЕНКИ ЛЕСНОГО ФОНДА И ЛЕСОВ, НЕ ВХОДЯЩИХ В ЛЕСНОЙ ФОНД Для решения задач, стоящих перед лесным хозяйством, требуется совершенствование

лесоустройства и учета (инвентаризации) лесов как системы мероприятий по получению достоверной и разносторонней информации о лесном фонде, разработке проектов организации и ведения лесного хозяйства на основе обоснованных норм рационального лесопользования, а также контролю за состоянием, охраной, защитой лесного фонда, рациональным и эффективным его использованием и своевременным воспроизводством лесов. Финансирование работ по лесоустройству и учету (инвентаризации) лесов в зависимости от их вида и состава

должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и лесопользователей. Развитие лесоустройства должно осуществляться по двум основным направлениям: снижение трудоемкости работ и повышение их точности и оперативности на основе широкого использования геоинформационных систем и технологии и совершенствования лесоустроительного проектирования с учетом экономических условий лесного хозяйства и лесопользования.

Осуществление кадастровой оценки лесного фонда позволит на эколого-экономической основе выбирать наиболее эффективные направления в использовании лесных ресурсов, планировать с учетом перспективного спроса доходность лесопользования, вести целевое хозяйство, обоснованно определять условия и размер платежей за пользование лесным фондом. Результаты работ по оценке экологического и ресурсного потенциала лесов должны стать основанием для их разделения на следующие группы: леса хозяйственного назначения, включая

доступные для экономического использования в ближайшие 20 лет лесные территории и территории, возможные для освоения в 50-летней перспективе; леса, выполняющие защитные функции; резервные леса. Предстоит создать комплекс программно-методического обеспечения системы проведения мониторинга лесов, внедрить его в приоритетном порядке на участках с наиболее ценными и подверженными негативным воздействиям насаждениями. 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ

ЛЕСНОГО ФОНДА И ЛЕСОВ, НЕ ВХОДЯЩИХ В ЛЕСНОЙ ФОНД Охрана лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, должна осуществляться по следующим направлениям: - совершенствование нормативной правовой базы в части усиления ответственности за нарушения лесного законодательства в области лесопользования; - регулярное повышение квалификации должностных лиц государственной лесной охраны Российской Федерации; - ограничение оборота незаконно заготовленной древесины посредством развития системы

лесных бирж. Охрана лесов от пожаров должна стать важнейшим направлением государственной политики, обеспечивающим экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов. Система охраны лесов должна функционировать в условиях 'существенно меняющихся лесопожарных ситуаций. Поскольку основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы (по вине человека возникает более 80 процентов лесных пожаров), необходимо формировать в сознании людей, начиная

с детского возраста, бережное отношение к лесу. Предусматривается усиление агитационной деятельности по профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации. Развитие наземных служб обнаружения лесных пожаров будет осуществляться путем эффективного использования стационарных пунктов наблюдения (пожарно-наблюдательных вышек и мачт) и установки на них современных телевизионных камер цветного изображения с высокой разрешающей способностью.

Для повышения оперативности тушения лесных пожаров необходимо укомплектовать существующие пожарно-химические станции до нормативного уровня технического оснащения и заменить изношенную пожарную технику и оборудование. Главной целью авиационной охраны лесов является обнаружение и ликвидация очагов огня в начальной стадии развития. Для достижения этой цели следует обеспечить необходимую кратность патрулирования. Одним из путей снижения затрат на авиапатрулирование является внедрение легкой авиации.

Необходимо завершить создание, сертификацию и приобретение легких самолетов, обустройство аэродромов и аэропортов, обеспечение наземных служб средствами технического обслуживания и контроля. Предусматривается дальнейшее развитие технологии тушения лесных пожаров с воздуха с применением авиатанкеров, а также химических средств и полимеров, повышающих эффективность использования воды для тушения лесных пожаров. Будет продолжено внедрение автоматизированных систем пакетной радиосвязи для оперативного управления

охраной лесов, осуществление радиоэлектронного контроля за работой воздушных судов, переоснащение радиосетей, применяемых в лесном хозяйстве. Следует продолжить работы по развитию центров космического мониторинга лесных пожаров на всей территории России, материалы которого должны дополнять сведения авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров. Система охраны лесов от пожаров предусматривает: - осуществление зонировання территории лесного фонда по уровню требуемой противопожарной охраны с учетом экономической

и экологической ценности лесов, а также степени хозяйственного освоения территорий; - совершенствование системы управления тушения крупных лесных пожаров; - осуществление мониторинга лесных пожаров на базе геоинформационных систем, обеспечивающих обработку наземных, авиационных и космических наблюдений; - переход от методов организации тушения всех лесных пожаров к научно обоснованному управлению огнем и ликвидации очагов возгорания в лесу (управлению лесными пожарами); - расширение научно-исследовательских

и проектных работ в этой области; - совершенствование правового и экономического обеспечения охраны лесов от пожаров исходя из четкого разграничения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий и ответственности в сфере осуществления мероприятий по охране лесов, финансированию расходов на профилактику, обнаружение и тушение пожаров. Для защиты лесов от вредителей и болезней и принятия экологически и

экономически обоснованных решений по этому вопросу предусматривается создание единой информационной системы об изменениях лесопатологической обстановки в лесах. Повышение эффективности мероприятий по защите лесов будет обеспечиваться путем совершенствования методов активной защиты лесов от вредителей и болезней с использованием новых эффективных средств защиты, а также путем развития биологического метода защиты леса.

Важнейшими направлениями в области защиты лесов должны стать повышение роли профилактических мероприятий по предупреждению вспышек массового размножения вредителей и распространения болезней, в том числе путем формирования лесных насаждений, устойчивых к воздействию негативных факторов, и соблюдение требований по защите лесов при ведении лесного хозяйства. 5. ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ И ЗАЩИТНОЕ ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ В современных условиях воспроизводство лесов на вырубках, гарях и других

не покрытых лесной растительностью лесных землях должно быть обеспечено за счет: - проведения необходимых мероприятий по восстановлению леса, обеспечения условий для естественного возобновления хозяйственно ценных древесных пород; - оптимизации на основе материалов лесоустройства соотношения интенсивных и экстенсивных методов восстановления лесов, сохранения их генетического потенциала, внедрения достижений генетики и селекции в лесное семеноводство, применения современных интенсивных технологий выращивания

посадочного материала, а также современных средств химии при уходе за молодыми лесными насаждениями. В рассматриваемом периоде принцип "лесопользователь платит за лесовосстановление вырубленных площадей" должен стать основой лесной политики. В целях предупреждения процессов опустынивания и эрозии земель необходимо увеличить объемы работ по созданию и выращиванию защитных лесных насаждений на юго-востоке Европейской части России, Северном Кавказе, в Поволжье и на

Южном Урале. VII. Экономические и финансовые основы развития лесного хозяйства В целях обеспечения развития лесного хозяйства в 2003 - 2010 годах необходимо активизировать решение задач по финансированию лесохозяйственных мероприятий исходя из выделения для этих целей средств из бюджетов разных уровней, инвестирования (включая иностранные инвестиции) со стороны промышленных предприятий, общественных и международных фондов, юридических и

физических лиц в решение конкретных задач. Необходимо осуществить переход к получению средств от использования участков лесного фонда за счет: а) лесных податей и арендной платы как неналоговых платежей за пользование участками лесного фонда, размер которых устанавливается по результатам лесных торгов (конкурсов и аукционов); б) средств, взимаемых при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и при изъятии и переводе земель

лесного фонда в земли иных категорий. Указанные средства поступают в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Для обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства требуется увеличить государственные инвестиции, в том числе: - принять меры по увеличению капитальных вложений на охрану лесов от пожаров, на борьбу с лесонарушениями; - использовать лизинг в лесном хозяйстве; - создать экономическую модель, обеспечивающую возможность использования в лесном хозяйстве средств внебюджетных

источников на капитальные вложения. VIII. Участие в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства Россия активно участвует в деятельности Международного союза лесных исследовательских организаций и в работе всемирных лесных конгрессов. Принимая во внимание обеспечение устойчивого развития лесного хозяйства и лесного сектора экономики в целом, необходимо осуществить переоценку результатов выполнения международных обязательств России в области лесного хозяйства и установить приоритетные направления

сотрудничества в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесных ресурсов. Предусматривается активизация деятельности по повышению роли России в международном сотрудничестве по следующим направлениям: - анализ опыта проведения реформ в лесном секторе экономики стран с различными формами собственности на леса и использование этого опыта при реформировании лесного хозяйства; - осуществление комплекса мероприятий по повышению доли

России в мировом лесном экспорте (особенно продукции глубокой переработки древесины) с учетом конъюнктуры мирового лесного рынка и потенциальных возможностей стран-конкурентов; - создание и развитие признаваемой международным сообществом системы лесной сертификации; - расширение международного сотрудничества (на двусторонней и многосторонней основе) в сфере дистанционных методов учета и мониторинга запасов лесных ресурсов, обнаружения, прогнозирования и мониторинга лесных пожаров и вспышек массового размножения

насекомых-вредителей; - разработка и реализация комплексных программ изучения и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем. IX. Механизм реализации Концепции развития лесного хозяйства и ожидаемые результаты Для решения задач по развитию лесного хозяйства необходимо разработать и осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и развитие законодательства в области лесного хозяйства и лесопользования,

государственного управления, межведомственной и межрегиональной координации в сфере лесных отношений, повышение эффективности деятельности по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов, научное и кадровое обеспечение лесного хозяйства и расширение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства (план мероприятий по реализации настоящей Концепции прилагается). Предполагается разработать ряд нормативных правовых актов,

регулирующих следующие вопросы: - эффективное осуществление лесопользования на праве аренды и концессии участков лесного фонда; - обеспечение благоприятного инвестиционного климата при лесопользовании, привлечение дополнительных финансовых средств, развитие конкурентной среды в лесном секторе экономики; - обеспечение эффективного экономического механизма пользования лесным фондом; - обеспечение защиты деятельности государственной лесной охраны Российской Федерации при пресечении нелегальных рубок и иных лесонарушений; - упорядочение

предоставления льгот при пользовании лесными ресурсами; - оценка экономического и экологического потенциала участков лесного фонда; - права и обязанности собственников лесов, не входящих в лесной фонд, а также древесно-кустарниковой растительности, обеспечивающие их защиту и сохранение. Одним из основных инструментов реализации настоящей Концепции и государственной лесной политики на долгосрочную перспективу должны стать целевые программы

федерального и регионального уровня. Выполнение плана мероприятий по реализации настоящей Концепции позволит обеспечить: - устойчивое развитие лесного хозяйства; - существенное улучшение состояния лесного фонда; - четкое разграничение полномочий между органами государственной власти разных уровней в области лесных отношений, а также соблюдение интересов государства и граждан в сфере пользования лесами; - увеличение лесных платежей в бюджеты всех уровней; - улучшение условий труда работников лесного хозяйства,

создание дополнительных рабочих мест; - защиту прав инвесторов и иных пользователей лесными ресурсами, что объективно будет способствовать снижению рисков хозяйствен ной деятельности, повышен неэффективности функционирования и увеличению производства продукции лесного сектора экономики страны



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.