Реферат по предмету "Разное"


Автоматизированная обучающая система

Современная образовательная деятельностьТерминологический словарьА Автоматизированная обучающая система Инструментальный комплекс, включающий математическое, методологическое и программное обеспечения и предназначенный для заполнения знаниями пользователем- непрограммистом в целях создания обучающей системы и, в конечном итоге, реализации автоматизированного обучения. Все множество пользователей АОС можно разбить на три группы: 1. Составитель курса (преподаватель). Он осуществляет подготовку системы к использованию, в его задачи входит: a) заполнение системы знаниями по предметной области, учебными материалами, вспомогательными компьютерными программами и т.д.; b) настройка системы (в рамках предоставленных возможностей) в соответствии с целями использования системы и представлениями преподавателя об эффективных методах управления обучением. 2. Консультант (преподаватель). Он контролирует работу обучаемых с системой; в его задачи входит: a) регистрация обучаемого, настройка системы на данного обучаемого, определение цели его работы с АОС; b) периодический контроль за ходом процесса обучения; c) принятие решения об окончании обучения с учетом рекомендаций системы. 3. Обучаемый. Работа системы с обучаемым делится на сеансы. Во время каждого сеанса система: a) определяет текущее состояние процесса обучения; b) выполняет действия, предусмотренные текущим состоянием (например, демонстрацию учебных материалов, запуск внешних модулей, контроль знаний); c) по результатам ответных действий обучаемого изменяет текущее состояние процесса обучения; d) осуществляет проверку достижения заданной цели. Если цель достигнута, система сообщает об этом обучаемому и консультанту; если не достигнута – просто завершает сеанс.Цель АОС – передать обучаемому знания, которые в нее заложены. Определить степень достижения этой цели система может с помощью модели обучаемого. Для этого в модель обучаемого следует включить целевую модель обучаемого, при достижении которой задача системы считается выполненной. Адаптация (от лат adaptare приспосабливать) В сфере образования: коррекция хода обучения. Адаптация имеет ряд аспектов: 1) приспособление к текущим потребностям конкретного обучаемого; 2) приспособление к текущему состоянию обучаемого; 3) приспособление к выбранной для изучения проблемной области; 4) приспособление к решаемой задачи. Адаптивная модель педагогического тестирования Модель педагогического тестирования, основанная на использовании адаптивного теста. Данная модель применяется для тестирования обучаемых с помощью компьютера, т.к. на бумажном бланке невозможно заранее разместить столько вопросов и в том порядке, сколько и в котором они должны быть предъявлены обучаемому. Тестирование обычно начинается с заданий средней сложности, но можно начинать и с легких заданий, т.е. идти по принципу повышения сложности. Тестирование заканчивается, когда обучаемый выходит на некоторый постоянный уровень сложности, например, отвечает подряд на некоторое критическое количество вопросов одного уровня сложности. Достоинства модели: 1) Позволяет более гибко и точно измерять знания обучаемых; 2) Позволяет измерять знания меньшим количеством заданий, чем в классической модели; 3) Выявляет темы, которые обучаемый знает плохо и позволяет задать по ним ряд дополнительных вопросов. Недостатки: 1) Заранее неизвестно, сколько вопросов необходимо задать обучаемому, чтобы определить его уровень знаний. Если вопросов, заложенных в систему тестирования, оказывается недостаточно, можно прервать тестирование и оценивать результат по тому количеству вопросов, на которое ответил обучаемый; 2) Возможно применение только на ЭВМ.Надежность результатов тестирования в данном случае самая высокая, т.к. осуществляется приспособление под уровень знаний конкретного обучаемого, что обеспечивает более высокую точность измерений. Адаптивность (от лат adaptare приспосабливать) Способность обучающей системы к адаптации, напр., к условиям обучения, к уровню подготовки учащихся и т.д. Адаптивная обучающая система См. Интеллектуальная (адаптивная) обучающая система Адаптивная поддержка в навигации Построение оптимальной последовательности учебного материала путем сокрытия и показа гиперссылок в гипертексте. Если обучаемый не готов к изучению какой-либо части учебного материала, то ссылки на нее скрываются, либо обучаемому выдается список тем, которые он должен изучить перед изучением выбранной темы. Адаптивная поддержка сотрудничества По данным об обучаемых выбирается самый сильный обучаемый, который объясняет ответ на вопрос или ход решения задачи, либо задача решается группой из нескольких обучаемых, которые обмениваются между собой копиями своих решений.Доказано, что коэффициент интеллекта группового разума выше, чем интеллект отдельного обучаемого. При этом происходит передача знаний от обучаемых, знающих какой-либо раздел курса лучше, к остальным. Метод позволяет ранжировать обучаемых по вкладу в совместную деятельность.^ Адаптивное представление Технология, целью которой является приспособление содержимого учебного материала к уровню знаний обучаемого. Адаптивный тест Тест, в котором сложность заданий меняется в зависимости от правильности ответов испытуемого. Если обучаемый правильно отвечает на тестовые задания, сложность последующих заданий повышается, если неправильно – понижается. Также есть возможность задавать дополнительные вопросы по темам, которые обучаемый знает не очень хорошо для более точного выяснения уровня знаний в данных областях.^ Адаптивные технологии Технологии, используемые в адаптивных обучающих системах. Адаптивные технологии характеризуются следующими параметрами: 1) построение последовательности курса обучения; 2) интеллектуальный анализ решений; 3) интерактивная поддержка в решении задач; 4) поддержка в решении задач на примерах; 5) адаптивная поддержка в навигации; 6) адаптивное представление; 7) адаптивная поддержка сотрудничества.Администратор (в электронных системах обучения) (от лат. administrator распорядитель) Сотрудник учебного комплекса, отвечающий за установку и настройку обучающей системы, регистрацию сотрудников системы, добавление новых курсов, пополнение библиотеки. Кроме того, администратор отвечает за безопасность системы, ему предоставлено право блокировать доступ сотрудников к системе либо активизировать и блокировать курсы, а также программы обучения. В обязанности администратора также входит размещение объявлений и создание справочников.Аккредитация (от лат. accreditivus доверительный)В основу аккредитации положен следующий принцип: если на каждом этапе проектирования и производства продукции все действия выполнялись в строгом соответствии с заданной технологией, вопросам текущего контроля промежуточных результатов уделялось необходимое внимание, конечный результат будет соответствовать установленным требованиям. В этом случае необходимость в сплошной сертификации продукции отпадает, контроль может носить выборочный характер. В приложении к деятельности в сфере образования, объектом аккредитации становятся процедуры технологической организации обучения, а также образовательные модули и программы. Технологическая форма организации обучения дает возможность обеспечить воспроизводимый результат и таким образом уменьшить объем, а в отдельных случаях полностью исключить пресловутую процедуру контроля результатов в форме сертификационного экзамена или теста.Аккредитация должна подтверждать формирование у обучаемого (с высокой степенью вероятности) заданной компетенции (квалификации) при условии успешного прохождения обучения. В настоящее время в образовании наиболее часто используются два подхода к аккредитации: 1) аккредитация считается институциональной, если оценивается деятельность учебного заведения в целом (организация и управление учебным процессом, ресурсная и кадровая обеспеченность и т.д.); 2) аккредитация считается специализированной (профессиональной), если оцениваются отдельные образовательные программы и деятельность образовательного учреждения по подготовке специалистов определенных профессий.Достоинством второго подхода является его экономичность: не требуется проверка качества (сертификация) каждого «образовательного изделия», достаточно один раз выверить технологию производства (аккредитовать учебный модуль или программу) выборочно контролировать результат. Во всяком случае, в процессе формировании общих компетенций (например, компьютерной грамотности, знания родного языка, финансовой и налоговой грамотности) возможно использование аккредитованных учебных модулей и программ без прохождения выпускниками сплошной процедуры сертификации. Это при небольшом допустимом уровне ошибок (присвоении квалификации, в случае если она отсутствует) дает возможность без особых затрат фиксировать достигнутые в ходе обучения результаты.Акт (от лат. actus действие) Единичное законченное действие или какая-либо форма проявления действия, поступок или мероприятие, отмечающее определенное событие (напр., торжественный акт).Акт деятельности Совокупность действий по целенаправленному преобразованию конкретного объекта или исходного материала в заранее намеченный вид.^ Актуальность (от лат. actualis действительный, настоящий) Значимость для настоящего момента, практическая востребованность.Алгоритм (от лат. Algorithmi - форма имени математика IX в. аль-Хорезми)В математике и информатике так именуется система операций, применяемых по строго определенным правилам для решения конкретной задачи. В общем значении так именуется установленная последовательность действий.^ Анализ деятельности Кадровые мероприятия, направленные на выделение целей, задач и компонентов работы, а также условий ее эффективного выполнения.^ Анализ рабочих компетенций Определение экспертным путем (с помощью группы экспертов) компетенций, которые необходимы для выполнения конкретной работы.Артефакт (от лат. arte искусственно + factus сделанный) Изделие, приспособление или устройство, разработанное для определенных целей. Термин обычно употребляется для того, чтобы отличить вещи, сделанные человеком, от природных объектов.^ Асинхронное дистанционное обучение (от гр. asynchronos неодновременный) Форма обучения, при которой находящиеся вне стен ВУЗа студенты обучаются по индивидуальному учебному плану с использованием учебно-методических материалов, разработанных образовательным учреждением и присланных им на домой. Взаимодействие между студентами и тьютором при асинхронном дистанционном обучении происходит не в реальном масштабе времени, то есть студенты выполняют полученные задания не единовременно, а в удобное для каждого из них время в пределах учебного графика.^ Асинхронность обучения (от гр. asynchronos неодновременный) Реализация технологии обучения по удобному для каждого обучаемого расписанию. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения Ассоциацию в данной теории определяют как связь между психическими явлениями, при наличии которой актуализация одного явления вызывает появление другого. Таким образом, обучение в ассоциативно-рефлекторной теории трактуется как установление связей между различными элементами знания. Связи принято делить на внешние и внутренние. Внешние связи дают чисто механическое заучивание. Например, правило для запоминания цветового спектра: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан". Внутренние же, логические связи позволяют из одних элементов знания получать (выводить) другие элементы. Необходимыми условиями для применения ассоциативно-рефлекторной теории усвоения являются наличие у обучаемых определенного фундамента знаний и владение ими логическими операциями, позволяющими связывать между собой ранее изученные и новые элементы знания. Методику ассоциативно-рефлекторного обучения можно представить в виде схемы из шести следующих этапов. Актуализация ранее усвоенных элементов знания (контроль, напоминание). Установление связей между ранее усвоенными и новыми элементами знания. Фиксация и осмысление новых элементов знания. Закрепление новых знаний. Обобщение ранее усвоенных и новых элементов знания в единую систему.Закрепление обобщенного знания.При конкретной реализации этой схемы в глобальном сценарии учебной работы с обучающей программой локальные сценарии каждого этапа могут быть построены на основе универсальной бихевиористской формулы. Атлас Альбом, содержащий изображение различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных и практических целей.Атрибут (в электронных системах обучения) Неделимый фрагмент информации, который представляет собой поле персональных данных пользователя.Аттестация (от лат. attestatio свидетельство, подтверждение) Отзыв о способностях, знаниях, деловых и других качествах конкретного индивида или организации, их характеристика.^ Аттестация должностная Определение соответствия занимаемой должности, выявление творческого и интеллектуального потенциала руководителей, специалистов и служащих. Аттестация должностная может проводиться различными методами (экспертной оценкой, с помощью технических средств и т.п.) в 3 этапа: 1) определение уровня знаний; 2) определение эффективности практической деятельности работника; 3) вынесение заключения аттестационной комиссией.^ Аттестация персонала (работника) Оценка результатов деятельности и определение деловых качеств и квалификации работника с целью выявления его соответствия занимаемой должности, а также возможности дальнейшего служебного продвижения.Аудиоконференция ( от лат. audire слышать + conferre собирать) В сфере дистанционного обучения: речевое взаимодействие удаленных друг от друга студентов и тьютора, осуществляемое в реальном масштабе времени с помощью телекоммуникационного оборудования. См. также видеоконференция.Аутодафе (фр. autodafe от лат. actus fidei дело веры) Публичное сожжение еретиков или еретических сочинений по приговору инквизиции.Аутсорсинг (от англ. out вне + source источник) Способ оптимизации деятельности предприятий за счет сосредоточения на основном предмете и передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным компаниям. Как эффективный способ оптимизации деятельности предприятия аутсорсинг начал распространяться в 80-е годы XX века.^ ББаза данных (англ. data base, db)Упорядоченная совокупность данных, предназначенных для хранения, накопления и обработки с помощью ЭВМ. Для создания и ведения базы данных (обновления, обеспечения доступа к ним по запросам и выдачи их пользователю) используется набор языковых и программных средств, называемый системой управления базы данных (СУБД). База данных в сочетании с СУБД представляет собой банк данных.^ База знанийСовокупность правил и фактов, описывающих предметную область и вместе с механизмом вывода позволяющая отвечать на вопросы об этой предметной области, ответ на которые в явном виде не присутствуют в базе данных.^ База учебных материаловВ системе дистанционного обучения: совокупность учебно-методических материалов (учебников, учебных пособий, методических указаний и пр.), предназначенных для ДО и представленных в форме, обеспечивающей доступ к ним со стороны участников процесса ДО.^ Базовая сфера деятельностиЦелостная совокупность разнообразных видов деятельности и видов занятий, объединенных общим результатом, общим направлением развития, а также общей идеологией (системой ценностных ориентиров) разделяемой индивидами и коллективами, включенными в ее рабочие процессы.Бакалавр (от лат. baccalaureus увенчанный лаврами)Академическая степень или квалификация, приобретаемая учащимся после освоения базовой программы обучения. Нормативный срок программы подготовки бакалавра (при очной форме обучения) - 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт на право на продолжение образования в магистратуре и аспирантуре. Согласно общеевропейскому стандарту, бакалавриат представляет собой 1-ый уровень высшего образования (общее высшее образование). При освоении программы бакалавриата выпускник получает общую инженерную квалификацию, позволяющую ему включаться в практику в качестве исполнителя с расширенными полномочиями. Впервые появилась в средневековых университетах Западной Европы. В России этот уровень подготовки выделен в начале 1990-х гг. (cм. также Болонский процесс).^ Бакалавриат академический Направление первого этапа подготовки по программе высшего образования, которое обеспечивает формирование у учащегося знаний и умений, позволяющих ему беспроблемно включаться в практику, важной стороной которой является проведение исследовательских, инженерно-конструкторских и проектно-аналитических работ. В итоге обучения выпускнику присваивается квалификация «бакалавр наук», позволяющая ему выполнять функциональные обязанности в рабочих коллективах, осуществляющих поисковые научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Полученная квалификация «бакалавр наук» также позволяет учащемуся продолжить обучение в магистратуре.^ Бакалавриат технический Направление первого этапа подготовки по программе высшего образования, которое обеспечивает формирование у учащегося знаний и умений, позволяющих ему беспроблемно включаться в конкретную профессиональную деятельность на уровне исполнителя с расширенными полномочиями. В итоге обучения выпускнику присваивается квалификация «бакалавр техники», позволяющая ему выполнять функциональные обязанности в диапазоне от техника до инженера, в том числе и в сфере высокотехнологичного и наукоемкого производства.Балл (от фр. balle мяч, шар) Единица оценки степени, силы какого-либо явления или результата работы. Цифровая оценка успехов в работе, учебе. Единица измерения веса вопросов теста.^ Балл максимальный Общий вес вопросов теста.Балл набранныйСумма балов, набранных слушателем при выполнении теста.Балл проходной Минимальный процент от максимального балла, который необходимо набрать для успешной сдачи теста.^ Банк данных (от ит. banco лавка менялы + data данные) Автоматизированная информационная система, содержащая базу или базы данных и системы накопления, хранения, обработки, поиска и использования информации с помощью ЭВМ.Библиотека (в электронных системах обучения) Объект системы, позволяющий систематизировать учебные материалы по курсам и разграничить доступ к ним участников учебного процесса.^ Биографический справочник (словарь) Справочник, содержащий сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц. Бихевиористская теория обучения Теория обучения, в которой не рассматриваются внутренние процессы человеческого мышления. Изучается поведение, которое трактуется как сумма реакций на какие-либо ситуации. Один из основоположников бихевиоризма Э.Л.Торндайк (1874-1948) считал, что обучение человека должно строиться на базе чисто механических, а не сознательных принципов. Поэтому он пытался описать обучение человека с помощью простых правил, справедливых одновременно и для животных. Среди этих правил выделим два закона, послуживших платформой для дальнейшего развития теории обучения.Первый из них, названный законом тренировки, говорит о том, что, чем чаще повторяется определенная реакция на ситуацию, тем прочнее связь между ними, а прекращение тренировки (повторения) приводит к ослаблению этой связи.Второй закон был назван законом эффекта : если связь между ситуацией и реакцией сопровождается состоянием удовлетворенности (удовольствия) индивида, то прочность этой связи возрастает и наоборот: прочность связи уменьшается, если результат действия приводит к состоянию неудовлетворенности. Опираясь на эти законы, последователь Торндайка Б.Ф.Скиннер разработал в начале 50-х годов весьма технологичную методику обучения, названную в дальнейшем линейным программированием. В основу своей методики Скиннер положил универсальную формулу: (С->Р+П), где: С - ситуация; Р - реакция; П – подкрепление.Учебный материал Скиннер предлагал разбивать на мелкие дозы, каждая из которых должна содержать одну ситуацию. Ситуации должны быть настолько простыми (что почти автоматически обеспечивалось малостью доз учебного материала), чтобы реакции на них практически всегда были правильными. По мнению Скиннера, правильное выполнение учебного задания уже само по себе является положительным подкреплением и приводит учащегося в состояние удовлетворенности.В текстах программированных учебных пособий Скиннера содержались пропуски (ситуации) - один пропуск на фразу из 2-3 строк. Пропущенные слова располагали на полях страницы. Учащийся, изучая такое пособие, сначала закрывал поля, читал текст, вставляя пропущенные слова, и сразу же проверял себя, открывая ответы. Тексты учебных пособий были написаны таким образом, чтобы в процессе их чтения обеспечивалось многократное повторение всех существенных элементов учебного материала.Применение программированных пособий Скиннера в профессионально-технических училищах США оказалось успешным: существенно сократилось время обучения, повысилась квалификация обучаемых рабочих. Однако здесь же обнаружились и недостатки методики линейного программирования: a) нудность и механистичность программированных текстов; b) отсутствие системности, целостности в восприятии учебного материала (большое количество мелких доз не способствует обобщениям); c) правильность выполнения простых заданий является положительным подкреплением лишь на первых порах чтения пособия, в дальнейшем правильное выполнение простых ситуаций уже не приносит чувства удовлетворенности; d) отсутствие адаптации (все ученики выполняют одну и ту же программу, идут по одной линии).Значительная часть этих недостатков была устранена в предложенной Н.А.Краудером [32] схеме разветвленного программирования. Краудер предложил увеличить дозу информации с 2-3 строк у Скиннера до примерно половины страницы. Типовая ситуация (задание) у Краудера состояла из вопроса и трех вариантов ответов: 1) правильный ответ; 2) неточный ответ; 3) неправильный ответ.При неточном ответе учащийся отправлялся к корректирующей информации, при неправильном - ему давалось разъяснение, помощь. При правильном ответе учащийся получал положительное подкрепление и переходил к следующей дозе информации. Таким образом, схема разветвленного программирования имела три пути: для сильных, средних и слабых учащихся.Несмотря на острую критику за принципиальное невмешательство в мышление учащегося (бихевиористы управляют лишь его поведением), бихевиористская теория обучения получила широкое распространение и была реализована в ряде технических обучающих устройств. И в настоящее время универсальная схема этой теории (ситуация - реакция - подкрепление) в ее линейной или разветвленной форме является стержневым фрагментом многих компьютерных обучающих программ.^ Браузер, броузер (англ. browser от browse просматривать)Компьютерная программа, посредством которой пользователь, пользуясь телекоммуникационной сетью, может получать документы от других узлов в сети в том виде, который был им придан разработчиками. Является основным средством визуализации web-страниц и перемещения по узлам телекоммуникационной сети с помощью гиперссылок. Русскоязычный синоним: средство просмотра.^ ВВалидность теста (от лат. validus крепкий, здоровый) Комплексная характеристика теста, свидетельствующая о том, что тест позволяет оценить именно то, для определения чего предназначен (в тестах достижений - степень усвоения учебного материала).^ Валидность тестовых результатов Характеристика, показывающая пригодность тестовых результатов. Зависит от качества заданий, их числа, полноты охвата содержания дисциплины, распределения заданий по сложности, метода отбора заданий в тест, интерпретации результатов тестирования, совокупности испытуемых.^ Вариант ответа (в электронных системах обучения)Объект подсистемы тестирования, в котором хранится одно из значений, считающееся правильным для ответа, с которым связан вариант. Вариативность задания Характеристика тестового задания, показывающая, насколько сильно задание различают испытуемых. Задания с низкой вариацией должны исключаться из теста. Взаимодействие Процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов или субъектов друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структуры.^ Веб-сервер (англ. Web-server)Компьютерная программа, работающая на специализированном компьютере, предназначенная для предоставления документов другим подключенным к телекоммуникационной сети компьютерам в ответ на их запросы. Сервером также называют компьютер, на котором работают программы, обеспечивающие доступ к информации, размещенной на компьютерах, зарегистрированных в сети.^ Веб-клиент (англ. Web-client)Компьютерная программа, позволяющая пользователю запрашивать документы с Web-сервера.Вес вопроса Коэффициент сложности вопроса.^ Вес ответа Коэффициент точности («правильности») варианта ответа, равный числу процентов от веса вопроса.ВещьОтдельное изделие, предмет материального мира, имеющий свое назначение (напр., как бытовая вещь) и определенную культурную или художественную ценность (напр., как произведение искусства). Следует отличать вещь от товара, то есть изделия, имеющего рыночную стоимость.Вид (в электронных системах обучения) Табличный способ представления свойств объекта в интерфейсе пользователя. Виды позволяют просматривать свойства, но не изменять их.^ Видеоконференция (от лат. video вижу + conferre собирать)В случае дистанционного обучения: взаимодействие удаленных друг от друга студентов и тьютора, осуществляемое в реальном масштабе времени с помощью телекоммуникационного оборудования, передающего изображения. Изображения, выводимые на монитор компьютера, могут включать видео съемку, изображения объектов, рисунки, графики и другую визуальную информацию. Различают видеоконференции двусторонние (типа «точка-точка»), когда видео информацией обмениваются два абонента, и многосторонние. Виртуальная аудитория Множество удаленных друг от друга рабочих мест (компьютеров), объединенных каналами передачи данных и используемых в рамках технологии дистанционного обучения обучаемыми для выполнения одинаковых в содержательном отношении учебных процедур при возможности интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем.^ Виртуальная библиотекаУчебно-методическая и дополнительная литература, которую можно отыскать на сайтах в глобальной сети Интернет.Виртуальная лабораторияВ системе дистанционного обучения: лаборатория удаленного доступа, в которой реальное учебно-исследовательское оборудование заменено средствами математического (компьютерного) моделирования.^ Виртуальная учебная группаУчащиеся, которые могут находиться на значительном удалении друг от друга, однако объединены организационно при прохождении учебного курса в рамках конкретного учебного заведения или консорциума учебных заведений.Виртуальный (от лат. virtus сила, возможность)1) Возможный; не существующий непосредственно сам по себе, но способный возникнуть при наличии определенных условий. 2) Не имеющий физического воплощения или отличающийся от реально существующего. Напр., виртуальная память компьютера - память, размер которой при определенных условиях будет больше физической памяти ЭВМ. Внешняя обратная связь Информация, которая поступает от обучающей программы к преподавателю. С ее помощью он корректирует учебную деятельность обучаемого, а также может скорректировать сценарий обучения. Внутренняя обратная связь Информация, которая поступает от обучающей системы к обучаемому в ответ на его действия при выполнении заданий. Она предназначена для самокоррекции обучаемым своей учебной деятельности и дает возможность обучаемому сделать осознанный вывод об успешности или ошибочности учебной деятельности. Она является стимулом к дальнейшим действиям, помогает оценить и скорректировать результаты учебной деятельности. Различают консультирующую и результативную внутреннюю обратную связь. Консультация может иметь разный вид - помощь, разъяснение, подсказка, наталкивание и т.п. Результативная обратная связь также может быть различной: от фиксации типа «верно – неверно» до демонстрации правильного результата или способа действия.ВоспитаниеПроцесс формирования у воспитуемых представлений о системе этических и социальных норм, эталонов и принципов, в соответствии с которыми существует сегодняшнее общество на всех масштабных уровнях (от общегражданской позиции до семейных отношений) и прививка воспитуемым привычки следовать этим нормам в соответствующих ситуациях социальной жизни.Г Геометрический образ задания График, показывающий, насколько сильно задание различает испытуемых по уровню знаний. Гетерогенный тест Тест для измерения уровня подготовленности сразу по нескольким учебным дисциплинам.^ Гипермедиа (англ. hypermedia от греч. hyper над, сверх + media среда, средство) Средства передачи гипертекста, в состав которого входит информация разных типов - текст, графика, анимация, звук, видео и т.д.^ Гипермедийная обучающая система Обучающая система, основывающаяся на использовании гипертекста для представления теоретического материала. Применение гипертекста позволяет объединять различные способы представления информации (текст, изображения, звук, видео и т.д.), легко связывать различные материалы между собой. Однако, обучаемый, переходя по ссылкам от одного документа к другому, может легко «потеряться» и забыть, откуда он пришел и с чего начинал обучение. Это явление называется эффектом «потери в гиперпространстве». Чтобы избежать этого эффекта, применяются способы возврата обучаемого к исходному пункту обучения.^ Гиперсреда (англ. hypermedia от греч. hyper над, сверх + media среда, средство)Метод представления дискретных единиц информации на узлах телекоммуникационной сети (сайтах), соединяемых при помощи ссылок. Данные могут быть представлены в виде текста, графики, звукозаписей, видеозаписей, мультипликации, фотографий или исполняемой документации.Гиперссылка (англ. link, hyperlink)Активная зона на гипертекстовом документе, при воздействии на которую будет осуществлен переход на другой заранее определенный документ или на другую часть того же документа.^ Гипертекст (англ. hypertext от греч. hyper над, сверх + лат. textum ткань; связь, соединение)Технология представления информации в виде множества фрагментов с заранее определенными ассоциативными связями между ними. Тип интерактивной среды с переходами посредством использования ссылок. Ссылка, присвоенная словам или фразам текстового документа, изображениям и материалам мультимедиа, при ее активизации позволяет пользователю сразу же получить те данные, на которые указывает ссылка. Термин «гипертекст» был предложен Тедом Нельсоном (Ted Nelson) еще в 1965г., однако стал общеупотребительным только с развитием компьютерных технологий, поскольку подготовка и представление информации в гипертекстовой форме может эффективно реализоваться только на современных компьютерах. Особенно широкое применение гипертекстовая технология получила в среде Интернет.^ Гомогенный тест Тест для измерения уровня подготовленности учащегося только по одной дисциплине или одному разделу дисциплины. Граф логических связей Граф, отображающий логические связи между учебными элементами. Строится по матрице логических связей. Может быть полным и сокращенным в зависимости от того, по какой таблице был построен.Группа (в электронных системах обучения) Организационная единица учебного процесса, объединяющая слушателей одного курса, а также сотрудников системы, работающих с ними (организатора и тьютора).ДДанные (англ. data от лат. datum данное)Различные характеристики окружения, воспринимаемые органами чувств человека. В информационных технологиях так именуется совокупность электронных сигналов, фиксируемых в памяти компьютера.Данные персональные (в электронных системах обучения) Объект (файл) компьютерной системы, содержащий персональные сведения о пользователе.^ Декларативная обучающая система (от лат. declaratio заявление, объявление) Обучающая система для поддержки процесса обучения артикулируемой части знания. К их числу могут быть отнесены электронные книги, базы данных и другие компьютерные средства, позволяющие накапливать, хранить и передавать информацию учебного назначения, причем не только в виде текстов, но и в форме графических, аудио- и видео-иллюстрацийДескриптор (от лат. describere описывать) Стандартизованное слово, словосочетание информационно-поискового языка, служащее для описания основного смыслового содержания документа (текста), родовидовых, ассоциативных и др. связей между элементами текста.^ Дескрипторы уровней квалификации Описание требований на соответствие соискателя квалификационному уровню. Дескрипторы квалификационных уровней должны определяться на основе требуемых для получения соответствующего квалификационного подтверждения: a) знаний; b) умений; c) широких компетенций, включающих в себя личностные и профессиональные качества.^ Деятельностный подходОтношение к происходящим в окружающем мире изменениям как к целенаправленному осуществлению системно организованных видов и типов деятельности либо внесистемных действий, направленных на достижение намеченного результата. С позиций деятельностного подхода все объекты, предметы и вещи реального мира рассматриваются как следы и следствия осуществления деятельности. В основе деятельностного подхода лежат определенные техники и технологии интеллектуальной работы - постановки целей и задач (деятельности), анализа ситуации, принятия решений, программирования, проектирования и планирования работ (действий).Деятельность Организованная совокупность действий, ведущая к заранее намеченной цели или результату. По этим признакам деятельность отличается от других видов действий, в частности, поведения - бесцельного действия, следующего установившимся в социуме нормам.Дидактика (от греч. didaktikos поучительный) Раздел педагогики, изучающий общие методы обучения.^ Дидактические средстваВ системе дистанционного обучения: учебные материалы, методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности, осуществляемой при отсутствии непосредственного общения между обучающимся и преподавателем.^ Дизайнер тестов (в электронных системах обучения) Подсистема, позволяющая целенаправленно разрабатывать тесты для самопроверки знаний учащихся в ходе обучения и для проведения итогового экзаменационного испытания.Дискретный (от лат. discretus отделенный, разделенный)Прерывистый, состоящий из отдельных частей (напр., бусы есть целое, состоящее из отдельных частей – бусин).^ Дистанционная обучающая система Обучающая система, которая обеспечивает учебную работу через т


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.