Авессалом Подводный – Эзотерическая астрология Вступление КОСМОГОНИЧЕСКИЙ АРХЕТИП Где начинается эзотерика? Одним из ее определений может быть такое: эзотерика - это взгляд на мир, разделяющий его на два качественно различных слоя, из которых один считается тонким, высшим, горним, а второй - плотным, низшим, дольним. Таким образом, эзотерик не обязательно религиозен. Интуитивным, стихийным или сознательным эзотериком раньше или позже становится любой человек, в жизни которого актуальны такие поляризации, как, например, наука - практика, власть - народ, психология - поведение, намерение - реализация, идеал - его воплощение, цель - ее достижение, модель - объект, архетип - его проявление. Дух эзотерика всегда ощущается, когда так или иначе, на том или другом материале возникает необходимость раздельного рассмотрения тонкого и плотного объектов, изучения связей между ними и их взаимного влияния. Высший вид эзотерики это религиозная мистика и религиозная философия. Первая в качестве плотного объекта рассматривает человека, а в качестве тонкого - его личного Бога; для второй плотным объектом является проявленный мир, а тонким - Абсолют, или безличный Бог. Характерным признаком эзотерического подхода является взгляд на тонкий объект как на совершенно реальный, но в то же время труднопостижимый. Его гораздо сложнее изучать самого по себе, и (как правило, с трудом) полученная информация всегда заведомо неполна, то есть не дает возможности составить о нем полное представление и ответить на все возникающие вопросы. Информация о тонком объекте идет двумя различными путями, и каждый из них дает свои искажения. Первый - это непосредственное созерцание тонкого объекта путем той или иной мистической (интуитивной, медитативной) настройки на него; при этом объект изучается сам по себе, но с помощью несовершенных средств, заведомо дающих искажения. Второй путь заключается в наблюдении за плотным объектом и особенно за моментами информационно-энергетической связи между ним и тонким объектом. Наблюдения за плотным объектом более точны, но по ним приходится судить о тонком объекте, то есть делать заведомо косвенные выводы. Ситуация осложняется еще и тем, что хотя тонкий и плотный объекты в чем-то похожи ("что наверху, то и внизу"), но они во многом и различаются, и в первую очередь тем, что принадлежат принципиально разным планам бытия (тонкому и плотному), для которых характерны существенные различия в материи, энергии и законах эволюции. С другой стороны, даже малая, общая информация о тонком объекте дает возможность прогнозировать судьбу плотного - разумеется, если представлять себе законы эволюции плотного плана в целом. Одна из самых больших загадок жизни это резкие смены фаз, или, если позволительно здесь употребить выражение из техники, режимов существования людей и коллективов. Вот живет себе человек в прекрасном настроении, учится в школе, интересуется играми и игрушками, умеренно тиранит ближайших родственников и очень уютно сосредоточен на самом себе - и так много лет. И вдруг, как снежная лавина: ломается голос, настроение скачет зайцем от эйфории до глубокой депрессии, первая любовь, первая ревность, ужас ломки наивно-эгоистического кокона... И через два года мы видим уже совершенно другого человека, который мало изменится в течение следующих сорока-пятидесяти лет - разве немного постареет. Ученый-специалист скажет: "Как же, кризис полового созревания, большая гормональная перестройка". Но ведь бывает и совсем по-другому, когда и человек, и окружающие почти не замечают, как из десятилетнего стал двадцати-, а потом тридцатилетним (ну там женился-развелся, но не обратил на это существенного внимания). А вот в тридцать лет у него меняется абсолютно все: идеалы, характер, круг интересов, социальный круг, профессия... Как сказал Экклезиаст, есть время собирать камни и есть время их разбрасывать. Вероятно, мудрость как раз и означает постоянное, но деликатное внимание к тонкому миру и тем знакам и энергиям, которые он посылает плотному. * * * Самый главный или, точнее говоря, самый высокий архетип относится к глобальной космогонии, то есть описанию существования проявленного мира с самого начала и до конца. В различных вариациях соответствующий миф повторяется во многих культурах, сохраняя, однако, некоторые черты неизмененными. Ниже приводится описание космогенезиса в духе индийской философии санкхьи, являющейся теоретической основой йоги. Некоторые акценты автор ставит на свой лад, в соответствии с веяниями времени, и в ряде случаев пользуется современной терминологией, надеясь, что древние риши (мудрецы) его за это не осудят. Вселенная (проявленный, или обусловленный мир) существует не всегда. Ее порождает непостижимая для обусловленного ума первопричина, называемая Абсолютом, к этому же Абсолюту Вселенная, эволюционируя, возвращается, прекращая свое существование. Состояние мира, когда Вселенная существует, называется днем Брамы; состояние, когда ее нет, а есть один лишь Абсолют, называется ночью Брамы. Дни и ночи Брамы чередуются, причем Абсолют не повторяется, то есть каждая следующая Вселенная отличается от всех предыдущих. Эволюцию проявленного мира можно подразделить на три этапа: утро, день и вечер Брамы. Утро Брамы - это творение мира, или проявление Абсолюта; день Брамы - это эволюция проявленного мира и решение им определенных Абсолютом на данное воплощение задач; вечер Брамы - это растворение (развоплощение) Вселенной, то есть постепенное ее исчезновение и растворение в породившем ее Абсолюте. Сказанное выше иллюстрируется схемой.Рис. 1. Космогоническая схема (А - Абсолют, М - мир) Описанная схема исключительно абстрактна и столь же фундаментальна. Воплощаясь как архетип в более узких ситуациях, она обретает конкретные черты, но сохраняет свои фундаментальные свойства. Каковы же они? Прежде всего, это качественное отличие в тонкости и постижимости верхнего и нижнего этажей схемы. Абсолют принципиально тоньше проявленного мира и принципиально непостижим для него. В то же время Он является источником Вселенной, и к Нему она возвращается, утончаясь (вечер Брамы) в конце цикла своего существования; другими словами, Он заключает в себе скрытый, истинный смысл ее существования и эволюции. Таким образом, Абсолют в проявленной Вселенной ощутим постоянно (Он ее творит, направляет эволюцию и, развоплощая, принимает обратно), но лишь косвенно, по результатам Своего воздействия; непосредственно Его воспринять невозможно. Хотя и не так остро, но похоже складываются отношения между архетипическим, тонким объектом и его плотной реализацией. Разница здесь в том, что тонкий объект все-таки не дотягивает в своей тонкости до Абсолюта и потому совершенно непостижимым не является; но все-таки информация о нем достижима с трудом и всегда неполна. Это прямо связано с его творческой ролью по отношению к плотному объекту: то, что можно точно и полно описать, полностью предсказуемо и потому не способно к творчеству. Итак, мы переходим к рассмотрению основной для всего дальнейшего изложения ситуации; ее фундаментальность в мире архетипов можно оценить по степени сходства с основной космогонической схемой, описанной выше.^ Тонкий и плотный планы. Всякое различие и тем более противопоставление в какой-то мере искусственно и, более того, является насилием, ибо мир по своей сути един и не расчленим на части. Но, с другой стороны, мир очень богат по своим формам и по содержанию, и, увлекаясь его деталями и аспектами, человек (и человечество) теряет исходное ощущение единства - иногда очень надолго. И тогда удачно найденная схема разделения может порой сыграть таинственную роль катализатора противоположного процесса интеграции, то есть объединения мира в единое целое. Как известно, когда сознание говорит "да", подсознание отвечает "нет", и наоборот, и на этом принципе основаны многие психологические приемы и методики. Разделение реальности на тонкий и плотный планы есть фундаментальный факт индивидуального и общественного сознания; в принципе его никто не оспаривает. Совершенно ясно, что проект дома - это явление одного порядка, а сам по себе готовый дом - другого; или, например, нервные импульсы, идущие по головному мозгу, - это одно, а движение физического тела, управляемое этими импульсами, - совсем другое. Более того, занимаясь любым объектом, нетрудно вычленить в нем более "тонкую" и более "плотную" части или аспекты проявления и обнаружить весьма существенные для него способы их взаимодействия. Так, например, любой врач согласится с тем, что настроение больного влияет на процесс его выздоровления, а экономист признает, что адекватные финансовая, налоговая или инвестиционная политика государства должны составляться с учетом национального характера и менталитета, и если последние резко меняются, то это оказывает сильное воздействие на экономику. Однако не каждому человеку и не в любой ситуации желанно и полезно подобное разделение объекта на "тонкий" и "плотный". Более того, врожденный психотип, как правило, раз и навсегда, то есть от рождения и до смерти, дает человеку акцентуацию интереса или к тонкой, или к плотной ипостаси (части) любого объекта. В этом смысле многочисленные дискуссии на религиозные и мистические темы - например, существуют ли Бог и ангелы или же они плод больной фантазии отдельных психически неуравновешенных членов общества - могут быть поняты как попытка решения (путем объективации и переноса на внешний мир) проблем согласования двух в некотором смысле противоположных мироощущений: религиозно-мистического и конкретно-практического. При этом в действительности разногласия касаются не сути дела (есть Бог и подсознание или же их нет), а акцентов значимости тонкого и плотного планов для данного индивидуума. Таким образом, всех людей можно разделить на две категории: тех, для кого внутренне, психологически более важен и интересен тонкий аспект изучаемых объектов, и тех, для кого важнее плотный. Первую категорию можно назвать стихийными эзотериками, вторую - стихийными экзотериками, но это деление психологически гораздо глубже, чем, например, деление по профессиям. На первый взгляд, к эзотерикам можно отнести поэтов, художников, правителей, священников, ученых, руководителей, а к экзотерикам - крестьян, ремесленников, рабочих, исполнителей и подчиненных. Действительно, по внутреннему смыслу этих социальных групп (эгрегориально) такое разделение правдоподобно, но оно совершенно теряет смысл при переходе к конкретным людям. Находясь в любом социальном слое и занимаясь любым делом, человек может быть как стихийным эзотериком, так и стихийным экзотериком, в зависимости от того, как он расставляет акценты значимости на "тонкой" и "плотной" ипостасях рассматриваемых им объектов. В частности, можно быть законченным атеистом и при этом убежденным эзотериком, - а бывает и наоборот, и, как ни странно, человек при этом может не ощущать никакого внутреннего дискомфорта. Тонкий и плотный планы, или соответствующие аспекты объекта, в известной мере автономны, то есть обособлены друг от друга - благодаря чему вообще становится возможным их отдельное рассмотрение. Бог и ангельское воинство живут в горнем мире по своим законам; человек и животный мир более или менее уютно устроились среди трав, кустарников и прочих прелестей флоры в мире дольнем, где непринужденное питание друг другом считается естественным регулирующим жизнь установлением. Существуют, однако, моменты и даже длительные периоды, когда тонкий мир активно и целенаправленно вторгается в жизнь плотного и, наоборот, плотный план транслирует определенные энергии и информации в тонкий. Такого рода вертикальные трансляции нарушают "естественное", то есть изолированное течение жизни данного плана, становясь для него как бы "чудом". Однако эти чудеса происходят достаточно регулярно и, в свою очередь, подчинены определенным законам. Трансляции из тонкого плана в плотный соответствуют процессу творения мира в космогоническом архетипе, описанном выше. Эти трансляции в совокупности мы, следуя астрологической традиции, опишем как стихию огня. Трансляции же из плотного плана в тонкий, соответствующие процессу рас-творения мира в космогоническом архетипе, мы отнесем к стихии воздуха. Процессы, идущие в тонком плане, когда он существует в (относительной) изоляции от плотного, мы отнесем к стихии воды, и, наоборот, процессы, идущие в плотном плане, когда он предоставлен самому себе и не находится под прямым воздействием тонкого, - к стихии земли. Часть 1^ ЧЕТЫРЕ СТИХИИ Глава 1Вода Рассмотрим мироощущение и психологию стихийного эзотерика, или человека воды, для которого, как правило, важнее и интереснее тонкий аспект любого объекта и явления. Прежде всего, такой человек всегда видит мир объемно: плотный объект для него стоит как бы ближе, представляя собой передний план картины мира, но он полупрозрачен, и за ним можно просматривать задний план, который, собственно, и представляет для человека основной интерес, хотя в него надо долго вглядываться, пока он не станет отчетливым. Так человек плывет в лодке по прозрачному морю небольшой глубины и вглядывается в рельеф дна. Он видит его искаженным вследствие преломления солнечных лучей на поверхности воды, ему мешают блики и мелкие волны, но все-таки, присмотревшись, он как бы погружается в подводное царство и очаровывается им. Сам о себе человек воды скажет, что его всегда интересует суть, существо любого объекта или явления; что он отличается от других людей тем, что они склонны прельщаться красивым фасадом, судить о человеке по одежде, очевидное предпочитать скрытому, а он не таков. Ему не жаль усилий, которые нужно потратить, чтобы уловить эту самую "суть" или "глубину", и он расскажет о ней не всякому и не все, чувствуя, сколь она деликатна, уязвима и требует бережного отношения и осторожного подхода. Серьезно занимаясь любым делом, человек воды уделит большое внимание подготовке к нему, начиная с рабочего места и кончая собственным внутренним состоянием; он не из тех, кто считает, что аппетит приходит во время еды; скорее от него можно услышать, что садиться за стол нужно лишь будучи голодным. Для него характерно представление о том, что развитие идет изнутри наружу и что колос пшеницы в скрытом виде уже заключен в зерне. На низком уровне развития человек воды нередко считает плотный аспект объекта досадной, малоинтересной помехой на пути к постижению его сути и, вместо того, чтобы, потратив известные усилия, вглядеться в плотные формы и сквозь или через них увидеть интересующие его тонкие моменты, наивно и прямолинейно отрицает плотный план, не замечая, что при этом вообще пролетает мимо объекта, предаваясь ничем не сдерживаемым бессодержательным фантазиям по его поводу. Стихийный эзотерик очень хорошо чувствует уязвимость тонкого аспекта объекта и инстинктивно стремится защитить его, в частности от воздействия плотного аспекта того же объекта, да и всего плотного плана в целом. Так начальник скрывается от подчиненных в стенах своего кабинета, выставляя в качестве фильтра секретаря, а головной мозг хранится в мощной костной коробке - черепе. В качестве фильтра, надежно отделяющего тонкий план от плотного, часто используется особый символический язык, употребляемый (и значимый) лишь для тонкого плана и непонятный (не приспособленный) для плотного. Такую роль в средние века в Европе играл латинский язык, которым пользовались в религиозных церемониях и в науке; в наши дни каждая отдельная наука стремится обзавестись собственным специальным языком: во-первых, приспособленным для описания ее объектов, а во-вторых, неприменимым в остальных случаях (непонятным для профанов). Язык, используемый для описания тонкого плана, качественно отличается от языка описания плотного плана; поэтому у стихийного эзотерика (человека воды), склонного и мыслить, и говорить на "эзотерическом" по стилю наречии, как правило, бывает плохое взаимопонимание со стихийным экзотериком (человеком земли), который и мыслит, и говорит в четко экзотерическом стиле, - даже если они пользуются одинаковыми словами и образами. Разница между эзотерическим и экзотерическим стилями заключается в первую очередь в том, что значения символов эзотерически ориентированного языка многозначны, несколько неопределенны, абстрактны и расплывчаты (таковы иероглифы восточных языков), а символы экзотерически направленного языка, наоборот, однозначны, то есть их значения (по возможности) конкретны и точно определены - это типично для терминов современной западной науки. Значение символа-иероглифа, характерного для эзотерического языка, принципиально зависит от языкового контекста, в котором он употреблен, и от личных особенностей человека, воспринимающего символ; значение символа-термина, характерного для экзотерического языка, в идеале не зависит ни от контекста, ни от реципиента (воспринимающего лица). Поэтому склонность человека к эзотерическому и экзотерическому типу мировосприятия довольно ярко проявляется в том, как он использует литературный язык. Типичный человек воды будет слушать и говорить так, словно точные значения слов ему неизвестны, и требуется каждый раз определенное усилие, чтобы их уточнить применительно к данному случаю. Для него характерно употребление несколько неопределенных выражений и понятий, а будучи вынужденным использовать слишком, на его взгляд, определенные слова (он охарактеризует их скорее как "плоские" или "примитивные"), он постарается расширить их значение или показать собеседнику, что использует их не в прямом смысле. Это достигается различными приемами: невербальными и вербальными. Он может делать многозначительные паузы до и после "расширяемого" слова, возводить глаза вверх, сооружать на лице то или иное выражение, как бы дополняющее значение произносимого слова, обыгрывать его не соответствующей ему интонацией и т. п., а может использовать окаймляющие основной текст выражения типа: "в некотором роде", "как бы", "в известном смысле", "в широком значении этих слов", "разумеется, я говорю метафорически", "не нужно, конечно, понимать меня слишком буквально", "вы понимаете, что я хочу сказать", "поймите меня правильно" и т. п. Кроме того, нередко человек воды использует обычные слова, нагружая их не свойственными им значениями, а если собеседник его плохо понимает, объясняет: "А для меня это слово значит совсем не то, что для вас". Восприятие этого человека также весьма "объемно", в том смысле, что самые простые и ясные сообщения он понимает и усваивает, лишь предварительно поместив их в богатый контекст внутреннего мира, в результате чего с ними, как правило, происходят существенные метаморфозы. Если же по тем или иным причинам (например, из-за недостатка времени) ему это не удается, поступающая информация игнорируется им полностью, или из нее извлекаются отдельные разрозненные фрагменты, хаотично разлетающиеся по сознанию. В эмоциональном отношении человек воды может быть очень тонок. На низком уровне развития это дает большую уязвимость и ведет к сильным эмоциональным блокировкам, комплексам и разнообразным защитам (эмоциональным, ментальным, поведенческим), с помощью которых человек охраняет свои чувства, причем точно сказать, какие именно, ему чрезвычайно сложно. Зато это сущий клад для психоаналитика, который может работать с таким клиентом годами, извлекая из его подсознания все новые и новые захватывающие подробности, обстоятельства и сюжеты раннего детства, младенчества и даже утробного периода - как правило, совершенно фантастические. На высоком уровне развития человек воды способен на глубокое восприятие любых, даже негативных эмоций, не сопровождающееся саморазрушением. Каким-то не вполне понятным ему самому образом он может воспринять и ассимилировать чужую боль, усиливаясь в результате сам и помогая страдающему, - это, например, дар психотерапевта, работающего почти исключительно мягкими косвенными методами, отвлекая внимание клиента от самых больных мест подсознания, и виртуозными манерами незаметно для него их исцеляющего. Эмоциональная жизнь человека воды представляет большую загадку - как для окружающих, так и для него самого. Внешний, видимый эмоциональный его фон часто не соответствует более глубокому, скрытому настроению, которое для самого человека является главным, но осознать или даже просто более или менее отчетливо его ощутить, прочувствовать человеку воды очень трудно - оно слишком деликатно по своей природе и при попытке прямого внимания куда-то моментально исчезает подобно испуганной форели. В то же время именно это глубинное настроение является для человека воды основным. Оно незаметно окрашивает все более отчетливо его настроения, и именно на него человек ориентируется, считая квинтэссенцией своего состояния. Характерно, что аналогичную эмоциональную природу человек воды предполагает и у окружающих, и в этом нередко ошибается, особенно имея дело с людьми земли и воздуха. На низком уровне это может вести к своеобразной эмоциональной холодности, порой доходящей до жестокости: высоко оценивая значимость глубинного эмоционального тона и придавая соответственно малое значение пусть сильным, но поверхностным эмоциям окружающих, человек воды может попросту не заметить последних, даже когда они очевидно требуют его немедленной реакции или пусть поверхностного, но достаточно энергичного сопереживания. В потоке событий человек воды склонен искать и выделять в качестве основы некие неочевидные тайные пружины, от которых все или, по крайней мере, все существенное полностью зависит. Это совсем не обязательно означает веру в непосредственно управляющего миром Бога, закон кармы и т. д. - на низком уровне человек воды видит скрытую причину внешних событий в некоей начальственной воле, интригах родственников и сослуживцев, злонамеренной нерадивости властей и т. п. Он может очень любить большую политику и постоянно искать скрытый от прочих сограждан смысл речей президентов, перемещений министров и распоряжений градоначальников. При этом сами по себе события чаще всего не привлекут его внимания надолго: он быстро переключится на "истинное" значение, символический смысл и т. п. Нередко основная ценность для него - деньги. Он наделяет их мистической силой власти над миром. Разница между уровнями развития здесь заключается в том, что на низком уровне человек воды в своих интерпретациях не поднимается выше достаточно примитивного способа понимания "тонкого" смысла событий, а само понимание (интерпретация) носит сугубо общий и неконструктивный характер. Типичный пример: Почему соседа выгнали с работы? - А потому что дурак и свой интерес не умеет блюсти. - Почему постоянно болеет его жена? - Сглазили в детстве, и т. д. На высоком уровне человек воды может хорошо чувствовать тонкий смысл событийного потока, уметь правильно прогнозировать его течение и тактично им управлять, - но вряд ли он сумеет точно выразить свои интуитивные догадки; а если сумеет, то вряд ли захочет слишком распространяться о них, особенно перед посторонними людьми. Вероятно, у него будет тонкое чувство уровня своей (и чужой) причастности к любому событию, и в те ситуации, которые, как он чувствует, не его, он не пойдет - в первую очередь из-за отсутствия внутреннего смысла: событие ради события - это не его подход. Глазами внешнего наблюдателя человек воды малопонятен, а порой иррационален. Не вполне рациональны его мотивировки; например, он может отвергнуть или отложить очевидно выгодное для него предложение, а иногда, наоборот, бросается в рискованные авантюры и как-то подозрительно спокойно реагирует на неудачи. Уж не буддист ли он? (Чаще всего нет, но поверхностное сходство имеется.) Наоборот, с точки зрения человека воды, окружащие чересчур привязаны к очевидному, прямому значению событий и почти не обращают внимания на их глубинный смысл - а может быть, просто его не замечают и не чувствуют, бедняги? Глава 2Земля^ Человек землЧасть 2^ ТРИ ВРЕМЕНИ Традиционное линейное, или горизонтальное, представление о времени заключается в том, что начало, продолжение и конец любого процесса разделены, в общем-то, условно: как это формулирует Козьма Прутков: "Где начало того конца, которым оканчивается начало?" Найти, действительно, нелегко, а еще труднее четко обосновать результат поиска. Когда кончается юность и начинается зрелость? Есть ли качественные различия между ними? Когда заканчивается зрелость и начинается старость, увядание и распад? Минувшая эпоха Рыб не была склонна ставить точки над "и" даже в тех случаях, когда они горели ярким светом и их игнорирование порой дорого обходилось отдельным людям и большим коллективам. Если считать, что юность, зрелость и старость суть явления одного порядка, то психологически и юность, и старость становятся не более чем октавами зрелости, то есть юность приравнивается к недозрелости, а старость - к перезрелости. Если посмотреть глазами современной цивилизации, что хорошего в старости? Ухудшаются здоровье, память, зрение, слух, падает работоспособность, теряются физическая сила и обаяние для противоположного пола. Образец, идеал старости для общественного сознания - это несколько сниженная, без сильных изъянов и провалов, зрелость - и ничего сверх того. За что мы хвалим старика, когда считаем его достойным подражания? Ясно: если он в свои восемьдесят, а то и девяносто лет сохраняет ясность мысли и чувство юмора, не болеет, не нудит, интересуется окружающей жизнью, даже делает что-то свое, сухопар, жилист, подвижен... но в этом нет ничего качественно нового, положительного и свойственного лишь старости. Автор слышит здесь вялое возражение читателя: а мудрость, обретаемая с годами? Однако, честно говоря, читатель и сам себе не верит: мудрость если и появляется, то чаще в тридцать-сорок лет и уж никак не после восьмидесяти, когда как явления господствуют скорее слабоумие и маразм или, во всяком случае, идет существенное угасание умственной деятельности. Аналогично детство и юность глазами зрелости есть неполноценная, недостаточная зрелость, которой предстоит еще много трудиться и работать, пока она не станет полноценным бытием. Эпитет "детский" нередко употребляется в переносном смысле: незрелый, неполноценный, и такое употребление ясно указывает на отношение к фазе детства в общественном подсознании; тот же оттенок легкого пренебрежения и снисходительности слышится в выражении "мир детства". Кто всерьез относится к детским писателям? Их любят (со времен детства) - но не уважают, по крайней мере, не так уважают, как "взрослых" писателей и поэтов. Таким образом, мы видим (слышим, чуем, даже осязаем), что жизнь бессмысленна - ибо зрелость, ее кульминация, неизбежно превращается в старость, то есть завершается упадком, разрушением и гибелью. Отсюда, в порядке психологической защиты, возникает характерный для нашего времени культ юности как первой фазы зрелости, когда конец жизни еще далеко за горами. Но... "кольчуге не спрятать рубищ" - ярко выраженное пессимистичное настроение эпохи пробивается и через фетишизированные юношеские свежесть, красоту и несгибаемый оптимизм, питающийся глубоким равнодушием ко всему на свете, кроме своего несравненного "я". Существует, однако, и другой диалектический архетип, не горизонтальный, а вертикальный, в котором течение времени делится на три качественно различных участка с четкими переходами от одного к другому. Этот архетип, по мнению автора, не только более глубок и оптимистичен, но и более соответствует наступающей эпохе, и мы переходим к его рассмотрению. Как и раньше, при рассмотрении четырех стихий, мы опираемся на великий космогонический архетип (ночь Брамы - утро Брамы - день Брамы - вечер Брамы...). Само понятие времени имеет смысл, лишь если есть проявленная Вселенная, поэтому из четырех фаз цикла у нас остается только три: утро, день и вечер Брамы, то есть творение Вселенной, ее осуществление и растворение. В соответствии с этими фазами можно построить и диалектический архетип, то есть разделить время жизни любого объекта на три фазы: его творение (созидание), затем осуществление (исполнение миссии) и наконец рас-творение (развоплощение), то есть прекращение его существования как такового. Говоря на психологическом языке, есть три фундаментальных архетипа, согласованно ведущих любой объект в течение всей его жизни и влияющих как на его внутреннее развитие, так и на взаимодействие с окружающей средой; ниже мы рассмотрим характерные приметы действия этих архетипов: Творения, Осуществления и Растворения. Глава 5Творение "Отличная мысль, дружище! - воскликнул Портос. - Откуда только они у вас берутся?"А. Дюма Характерным для фазы творения является то, что новый объект появляется как бы ниоткуда; иногда кажется, что его порождает само окружающее пространство, но это не так. Более внимательное рассмотрение показывает, что зарождающийся объект несет в себе нечто качественно новое, не вытекающее из свойств той реальности, в которой он появляется, и, более того, по ходу его созидания в нем самом и вокруг появляются информационно-энергетические кванты, чье происхождение невозможно приписать окружающей реальности; в сказках в таких случаях употребляется выражение "неведомо откуда". Это, вероятно, основное переживание свежесотворенной Абсолютом Вселенной: она чувствует, что откуда-то взялась, но откуда именно, понять не может: источник ее творения ей недоступен. Однако, хотя процесс творения нового объекта и сопровождается притоком энергии и информации извне, для самой реальности, в которой идет творение, это процесс болезненный и требующий определенных затрат. Она вынуждена освободить ему место, снабдить всеми необходимыми материалами, организовать уборку строительного мусора и т. д. При этом экономические последствия появления нового объекта могут быть достаточно тяжелыми для реальности; типичный пример - токсикоз беременных женщин. По окончании фазы творения объект полностью готов к исполнению своей миссии в той реальности, где он появился; поэтому уже в ходе творения не только закладывается, но и в какой-то мере проигрывается, репетируется как его "взрослое" поведение, то есть исполнение основных обязанностей, так и "старческое" бытие, то есть умирание, распад и уход из реальности. Условия, необходимые для такого рода обучения, также организует внешняя реальность, которая на фазе творения обращена к объекту гораздо более мягким лицом, чем на фазе осуществления: игровая площадка с песочницей существенно отличается от знойной пустыни, а игрушечный пистолет - от настоящего автомата. Итак, для фазы творения характерны как бы облегченные условия существования - но и совершенно другой характер проблем. Творящийся объект еще всерьез не работает - но он строится, а это вовсе не более легкий вид деятельности. После этого краткого введения мы переходим к описанию специфики жизни и мироощущения человека, в судьбе которого максимальную роль играет архетип Творения, а другие два (архетип Осуществления и Растворения) проявляются существенно слабее. Итак, перед нами человек творения; каковы же его характерные черты? Чем он дышит, как живет? Что его огорчает, что радует, с чем ему трудно справиться, а каких препятствий он как будто и вовсе не замечает, о чем ему нужно заботиться и каковы его главные враги? Читатель, которому уже ясны ответы на все эти вопросы, вероятно, сам является человеком творения, - но это не значит, что он до конца сам себя понимает. Для человека творения вообще типично плохое понимание самого себя, и временами его охватывает потребность понять: что же такое я есть и что я делаю на самом деле? К сожалению, продвинуться дальше смутно-интуитивных догадок ему удается редко (человек осуществления в этом отношении счастливее; впрочем, подобные проблемы для него стоят гораздо менее остро). Человек творения по сути своей новатор; ему скучно то, что уже есть, освоено, понятно и утилизировано, не говоря уже об отживающих свой век предметах и понятиях. Это, однако, не значит, что он непременно легок на подъем, поверхностен и легко сменяет свои увлечения: его вдохновляет качественная новизна, но это ощущение в первую очередь внутреннее, и в этом состоянии он может находиться, с точки зрения окружающих, довольно долго. Зато как только процесс создания чего-то нового заканчивается, человек творения теряет к нему интерес быстро и навсегда. Архитектора гостиницы, возможно, и порадует, что в ней живут интересные люди, но все-таки основной интерес они составят для администрации этой гостиницы, а его основное внимание будет привлечено очередным строительным объектом. С точки зрения окружающих, человек творения - баловень судьбы, которая постоянно его развлекает, бесплатно или по сниженным ценам предоставляя то, что другим идет втридорога, - а он этого нисколько не ценит, бесконечно играя в ответственных ситуациях и не задумываясь о последствиях своих крайне рискованных действий - но почему-то ему все сходит с рук, а если каша и заваривается, то расхлебывают ее другие. Действительно, на первый взгляд, жизнь для него - безопасная игровая площадка, где бесплатно разбросаны разнообразные игрушки, которыми можно забавляться, пока не надоест, а потом почти о них забыть... но трудности в жизни человека творения есть, и немалые. Он постоянно участвует в творении нового, но оно параллельно (или даже с некоторым опережением) прорастает внутри него самого, оттесняя и трансформируя всю его природу, в том числе устойчивые и наработанные программы: как сознательные, так и подсознательные. Бесплатные игрушки и постоянная внешняя помощь нужны ребенку для решения очень серьезных задач развития и трансформации, но серьезность его усилий и достижений не очень видна - о них можно судить лишь косвенно, по результатам работы на фазе осуществления. Таким образом, сходство человека творения с избалованным ребенком оказывается лишь внешним. Действительно, окружающая реальность дает ему авансы, как бы не требуя возврата, но он прекрасно чувствует, что его "игрушки" даны ему не для забавы, а для освоения и сопутствующей внутренней трансформации и роста, причем время, отпущенное на это, ограничено. А дальше включится следующий архетип - Осуществления, пойдет качественно другое время, которое подвергнет результаты "игры" далеко не шуточной проверке. Вероятно, самое яркое проявление архетипа Творения - это ситуация обучения. Человек творения учится всю жизнь, и для него это более чем естественно; другое дело, как он учится - всерьез или халтурно и насколько глубоки изменения, происходящие в нем в процессе обучения. Надо сказать, что современный утилитарный взгляд полностью подчиняет процесс обучения его цели, то есть обретению тех или иных конкретных навыков, что с философской точки зрения совершенно неправильно. Например, имеет ли смысл учиться чему-то несколько лет, с тем чтобы использовать полученные знания и навыки в течение месяца или вовсе один раз? Здравый смысл говорит: нет. Однако в жизни человека творения такие ситуации скорее правило, чем исключение. При этом со временем он понимает, что добросовестное обучение в течение отведенного судьбой времени не только определит результат прямого "экзамена" по теме обучения, но и будет иметь многочисленные и не менее важные побочные последствия, например, в виде существенного развития человека во многих отношениях и направлениях, не связанных напрямую с целью обучения. Учеба под архетипом Творения это наиболее трудный вид обучения, когда человек приобретает качественно новые умения, такие, что вначале ему кажется совершенно невероятным их освоить: хождение по канату, интегрирование дифференциальных уравнений, живопись масляными красками,