Реферат по предмету "Разное"


Авторы: Жиряков И. Г

Авторы: Жиряков И.Г. - доктор исторических наук, профес­сор кафедры гуманитарных наук экономического института МАЭП;Крутицкая Е.В. – кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук экономического института МАЭП.Рецензент: ----------------------------------- Учебно-методические материалы по курсу «Социология» ут­верждены на заседании кафедры гуманитарных наук МАЭП, (протокол № --- от ---------------200 г.) © Жиряков И. Г., 2006 © Крутицкая Е.В., 2006 © Московская академия экономики и права, 2006 Введение Основной целью преподавания социологии является формирование у студентов теоретических знаний о функционировании и развитии современного общества как целостной динамической социальной системы, ее элементах, их взаимосвязи и взаимодействии, а также практических знаний и навыков в области социологии и смежных с ней наук в объеме, необходимом для будущей профессиональной деятельности. Молодое поколение России, живущее в динамичной и быстроразвивающейся стране, сегодня оказывает существенное влияние на формирование гражданского общества и правового государства. Новая социальная среда, иные общественные условия: свобода инициативы и выбора, право опре­делять свою судьбу, ознаменовали необходимость овладения особыми знаниями и умениями, которые бы помогли уяснить, что такое общество, как оно устроено, из каких элементов состоит, что связывает и что разъединяет людей в обществен­ной жизни, почему люди ведут себя так, а не иначе, почему возникают межнациональные, региональные и иные кон­фликты, как добиться их разрешения и возможно ли дости­жение согласия в мире.^ Студенты Московской академии эконо­мики и права стремятся стать образованными людьми, про­фессионалами нового поколения, занять высокое место в общественной жизни страны, быть достойными гражданами России. Для достижения указанного необходимо ориентироваться в явлениях нашего общества, анализировать процессы внутренней и внешней политики, обладать умением их комментировать и самостоятельно оце­нивать. Изучение курса социологии окажет необходимую помощь в раскрытии и объяснении сути социальных, формировании навыков анализа общественных процессов. Данное пособие предназначено для студентов, впервые изучающих социологию. Для достижения наибольшей эффективности изучения указанной дисциплины в процессе ее преподавания реализуются следующие задачи: - определяются место, роль и функции социологии в системе научного знания и общественной практике, выявляются ее объект, предмет и структура; - изучаются классические и современные социологические теории; этапы и особенности развития социологии в России; - исследуются основные характеристики и элементы общества как саморегулирующей и социокультурной системы; культурно-исторические типы обществ и структура современного общества; основные элементы, формы и функции культуры; — раскрываются механизмы, агенты и основные этапы социализации личности; социальные роли и статусы, сущность, понятие, функции, основные типы и характеристики социальных институтов и организаций, их роль в регулировании и воспроизводстве общественных отношений и социальных изменений; социальные общности и группы; их типология и характеристика; проблемы лидерства и руководства в больших и малых социальных группах; - рассматриваются основные понятия, культурно-исторические типы и теории стратификации, социального неравенства, виды и каналы социальной мобильности, ее влияние на изменение структуры современного общества; - анализируется значение социальных норм и социального контроля в формировании личности; понятие и основные виды девиантного поведения; - анализируются понятия, факторы социальных взаимодействий, процесс их формирования и развития; виды коммуникаций, теории эволюционного и революционного развития, концепции модернизации и процессы глобализации современного общества, место и роль России в мировом сообществе; - изучаются причины, структура, динамика, функции, теории, способы предупреждения и урегулирования конфликтов; - раскрывается механизм учета влияния социальных процессов и явлений в экономическом и политическом анализе и принятии управленческих решений; формируется у студентов основы социологического мышления, навыки изучения научной литературы и другой информации по социологии, социальным проблемам современного общества, экономики и предпринимательской деятельности, технологии разработки и реализации программы социологического исследования; - осуществляется практическая подготовка будущих специалистов с высшим образованием к самостоятельной работе по основным прикладным аспектам социологической науки в различных отраслях экономики и социальной сферы.Данная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Она включает в себя следующие разделы: тематический план лекционного курса по социологии для дневного, вечернего и заочного отделений Экономического института Московской академии экономики и права, планы семинарских занятий, а также литературу для изучения (основную и дополнительную), вопросы для подготовки к зачету или экзамену, темы контрольных работ, методические указания по их подготовке, темы курсовых работ и методические указания по их подготовке.^ Тематический план для дневного, вечернего и заочного отделений экономического института МАЭП №п/п Наименование тем Количество часов Д/О В/О З/О лекций семинаров лекций семинаров лекций 1 2 3 4 5 6 7 1 Социология как наука 2 2 2 2 История социологической мысли 6 3 Общество как социокультурная система 4 2 2 4 Социальная структура. Классы. Страты. Группы. 2 5 Социальные институты и организации. Семья как социальный институт 4 2 2 6 Религия как социальный институт 2 2 7 Право как социальный институт 4 2 2 8 Экономика как социальный институт 2 2 9 Политика как социальный институт 2 10 Социальное взаимодействие 2 2 11 Коммуникация 2 2 12 Конфликт 2 13 Социологические исследования, их виды и значимость для науки и практики 2 14 Методы социологического исследования 2 2 15 Социальные институты 2 2 16 Социальные конфликты 2 17 Подготовка и проведение эмпирического исследования 2 2 2 ИТОГО: 40 6 18 2 10 ^ Программа курсаТема 1. Социология как наука Социология - наука об обществе. Предмет и объект социо­логии. Специфика социологического подхода к познанию общест­ва, общественной жизни. Место социологии в системе научного знания, Связь и различия между социологией и философией, другими общест­венными науками. Структура и функции социологии, ее роль в, формирова­нии образованного специалиста- профессионала - экономис­та XXI века.Литература Социология. Общий курс: Учеб. – М.: ИНФРА-М, 2006. Зборовский Г. Е. Общая социология: Учеб. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.1. теория и методология. – М.: ИНФРА-М, 2003. Социология: Учеб. Для вузов/ ПОД ред. В.И. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА. 2003. Фролов С.С. СОЦИОЛОГИЯ: Учеб., - 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2001. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2001. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В З т. Т.1: Методология и история. — М.: ИНФРА-М, 2000. Социология: Учеб. пособие /А.Н. Елсуков и др. - Минск: ТетраСистемс, 1998. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: добросвет; Кн. дом «Ун-т», 1998. Комарое М.С. Введение в социологию: Учеб. для вузов. - М.: Наука, 1994. Социология: Учеб. пособие /Под ред. Э.В. Тадевосяна. - М.: Знание, 1995. Социология: Учеб. /Г.В. Осипоов и др. - М.: Наука, 1995. Тощенко Ж.Т. Социология. — М.: Прометей, 1998. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1995.Тема 2. История социологической мысли Возникновение социологии как науки. О.Конт и его "позитивная наука об обществе". Становление и развитие социоло­гии в трудах Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М.Вебера и других классиков этой науки. Развитие социологии в США, европейских и других зару­бежных странах в XX веке Современные социологические теории (Т.Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф, Л. Козер, А. Гоулднер). Теоретические концепции эмпи­рической социологии. "Индустриальная социология" и ее роль в развитии социологической науки. Структурный функ­ционализм. Символический интеракционизм и другие разно­видности "микросоциологии". Особенности развития социологии в России в конце XIX – начале XX веков (Н. Михайловский, П. Лавров, М. Ковалевский, П. Сорокин). Развитие социологии в советский и постсоветский период. Социология в России на современном этапе.Литература Кравченко А.И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, из-во Проспект, 2005. Воронцов А.В. История социологии. XIX – начало XX века: в 2 ч. Ч. 1. Западная социология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540400 «Соц.экон. образование»/А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: Гуманитар., изд. Центр ВЛАДОС, 2005. Воронцов А.В. История социологии. XIX – начало XX века: в 2 ч. Ч. 2. Русская социология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540400 «Соц.экон. образование»/А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: Гуманитар., изд. Центр ВЛАДОС, 2005. Макаренко Е.И., Крутицкая Е.В., Федоров И. В., Полухина Н.С. Учебно-методическое пособие по курсу «Общая социология». Кн. 1. Становление и развитие социологии как науки об обществе. — М.: МАДИ (ГГУ), 2005. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века). Под ред. Е.И. Кукушкиной. Учебное пособие. — М.: «Высшая школа», 2004. Зборовский Г.Е. История социологии: Учеб. — М.: Гардарики, 2004. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр, 2003 Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. Ч.1. / Пер. с англ., фр., нем., ит. — М.: Кн. дом «Ун-т, 2002.. Фролов С.С. Социология: Учеб. — 3-е изд., доп. — М.: Гардарики, 2001 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В З т. Т.1: Методология и история. — М.: ИНФРА-М, 2000. Капитонов Э.А. История и теория социологии: Учеб. пособие для вузов. — М.: Изд-во «ПРИОР», 2000. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. — Минск: Эконпресс, 2000. История социологии в Западной Европе и США: Учеб. для вузов / Под ред. Г.В. Осипова. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. История теоретической социологии: В 4 т. Т.2,3 — М.: Канон+, 1997. Американская социологическая мысль: Тексты /Под ред. В.И. Добренькова. — М.: Междунар. уи-т Бизнеса и Управления, 1996. Громов И.А. Западная теоретическая социология. - СПб.: Изд-во «Ольга», 1996. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. История и технологии — Ростов н/д.: Феникс, 1996 Голосенко И. Л, Козловский В.В. История русской социологии в ХIХ — ХХ вв. - М.: Онега, 1995.. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. — М.: Мартис, 1995. История теоретической социологии: В 5 т. Т.1. От Платона до Канта (Предыстория социологии и первые программы науки об обществе) — М.: Наука, 1995. Комаров М.С. Введение в социологию. — М.: Наука, 1994. Современная американская социология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: Издат. гр. «Прогресс» - «Политика», 1993. Медушевский А.Н. История русской социологии. — М.: Высшая школа, 1993. Тема 3. Общество как социокультурная система Основные понятия «система» и «общество» и их соотно­шение. Основные признаки общества. Важнейшие подсисте­мы общества. Общество как социокультурный организм. Культура как система ценностей и норм, которые регулируют взаимосвязи в обществе. Проблемы социокультурных отно­шений современного общества. Объективные закономернос­ти функционирования и развития общества. Социокультур­ные особенности и проблемы развития российского общества. Культура как социальное явление. Многообразие подходов к определению культуры. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника. Функ­ции культуры. Нормативная культура. Субкультура и контр­культура. Причины и особенности кризисного развития со­временной культуры. Социализация личности. Агенты социализации. Этапы со­циализации.Литература Наумова Н.Ф. Философия и социология личности/ М., Канон+ РООИ «Реабилитация», 2006. Социология. Общий курс: Учеб. – М.: ИНФРА-М, 2006. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пре с польс. С.М. Червонной. – М.: ЛОГОС, 2005. Кравченко А.И. Социология: Учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.4: Общество: статика и динамика. — М.: ИНФРА-М., 2004. Жоль К.К. Социология: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., исправ. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. Руткевич М.Н. Социальная структура. — М.: Альфа-М., 2004. Психология личности/Дж. Капрара, Д. Сервон. – СПб.: Питер, 2003. Яковлев А.М. Социальная структура общества: Учеб. — М.: Изд- во «Экзамен», 2003. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. — З-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр, 2003. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.И. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. Для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2001. Артемьев А.И. Социология личности. – 2-е изд. – М.: Арбат – XXI, 2001 Дуков Е.В., Жидков В.С., Осокин Ю.В., и др. Введение в социологию искусств: Учеб. пособие. — СП6.: Алетейя, 2001. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. Социология молодежи: Учеб. Пособие /Под ред. Ю.Г. Волкова. — Ростов н/д.: Феникс, 2001. Фролов С.С. Социология: Учеб. — 3-е изд., доп. — М.: Гардарики, 2001. Кравченко А.И. Социология: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Логос, 2000. Общая социология: Учеб. Пособие/Под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2000. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, этики, права и общественных отношений/Пер. с англ. – СПб., 2000. Мендра А. Основы социологии /Пер. с Фр. — М.: NОТА BENE, 1999. Теория общества: Сб./Пер. с нем., англ. — М.: Изд-во КАНОН-пресс-Ц; «Кучково поле», 1999. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учеб. пособие. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. Социология / Под ред. В.И. Курбатова. — Ростов н/д.: Издат. центр «МарТ», 1998. Социология: Учеб. пособие/А.Н. Елсуков и др. - Минск: ТетраСистемс, 1998. Социология: Курс лекций /Под ред. А.В. Миронова и др. - М.: Соц.-полит. жур., 1996. Капитонов Э.А. Социология ХХ века: Истории и технологии. - Ростов-н/д.: Феникс, 1996. Смелзер Н. Социология /Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. Штомпка П. Социология социальных изменений /Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1996. Громов И.А. Западная теоретическая социология. — СП6.: Изд-во «Опьга», 1996. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1996. Социология: Учеб. /Г.В. Осипов и др. - М.: Наука, 1995. Социология: Учеб. пособие /Под ред. Э.В.Тадевосяна. - М.: Знание, 1995. Комаров М.С. Введение в Учеб. для вузов. - М.: Наука, 1994. Тема 4. Социальная структура. Классы. Страты. Группы Понятие социальной структуры общества. Понятие социальной группы. Понятие и основные типы социальных общностей (массовые и социально-групповые, профессио­нально-корпоративные, этно-социальные, социально-демо­графические, поселенческие). Классы и социальные страты, их гетерогенность. Социальная мобильность. Природа социальной мобильности. Мобильность индивида. Понятие маргинальности, марги­нальной личности. Понятие социального статуса, статусная нестабильность. Социальная структура в современной России и тенденции ее развития. Новые социальные страты, слои. Изменения в характере межгрупповых взаимоотношений. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в со­временном российском обществе.Литература Социология. Общий курс: Учеб. – М.: ИНФРА-М, 2006. Социологические наблюдения (2002-2004). – М: Институт Фонда «Общественное мнение», 2005. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для студ. Вузов/Н.А. Нартов, В.Ю. Вельский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учеб.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. Руткевич М.Н. Социальная структура общества. – М.: альфа-М, 2004. Мердок Дж. Социальная структура / Пер. с англ. – М.:ОГИ, 2003. Яковлев А.М. Социальная структура общества: Учеб:/ А.М. Яковлев. – М: Изд-во «Экзамен», 2003. Социология. Основы общей теории: Учеб. для вузов/ Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. Фролов С.С. Социология: Учеб. — 3-е изд., доп. — М.: Гардарики, 2001. Смирнов П.И. Социология личности: Учеб. пособие. – СПб.: Соц. общество им. М.М. Ковалевского, 2001. Берн Э. Лидер и группа/Пер. с англ. – Екатеринбург. Литур, 2000. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3т.Т.2: Социальная структура и стратификация. – М.: ИНФРА-М, 2000. Садков Е.В. Маргинальность и преступность //Социс, 2000. № 4. Общая социология: Учеб. пособие /Под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2000. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. Мендра А. Основы социологии /Пер. с Фр. — М.: NОТА BENE, 1999. Социальное расслоение и социальная мобильность. – М.: Наука, 1999. Рудестам К. Групповая психотерапия /Пер. с англ. – СПб.: Питер Ком, 1998. Социология: Учеб. пособие/А.Н. Елсуков и др. - Минск: ТетраСистемс, 1998. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. Вводный курс/ Пер. с англ.-М.: АСТ; Львов: Инициатива, 1998. Социология в России /Под ред.В.А. Ядова. – М. Ин-т социологии РАН, 1998. Московичи С. Век толп/ Пер. фр. – М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 1996. Основы социологии. Курс лекций. Ч.II/ Под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: - Знание, 1994.Тема 5. Социальные институты и организации. Семья как социальный институт Понятие социального института. Институт как элемент социальной системы общества. Основные, типы и виды со­циальных институтов. Причины возникновения социальных институтов, их функции и роль в общественной жизни. Функ­циональность и дисфункциональность как характеристики деятельности социальных институтов. Институт семьи. Структура семьи. Формы брака. Экзогамия и эндогамия. Моногамия и полигамия. Функции семьи. Раз­вод. Взаимодействие между родителями и детьми. Российская семья. Семья как социальный институт накануне третьего тыся­челетия. Социальные организации. Понятие социальной организации, ее существенные признаки, внутренняя структура. Типология организаций.Литература Антонов А.И. Микросоциология семьи. – М.: ИНФРА- М. 2005. Социология семьи: Учеб./Под ред. А.И. Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2005. Кравченко А.И. Социология: Учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учеб. - З-е изд., испр. и доп. — М.: Гардарики, 2004. Мильнер Б.З. Теория организации: Учеб. — 4-е издание, перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004. Мердок Дж. Социальная структура / Пер. с англ. — М.: ОГИ, 2003. Пригожин А.И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.И. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003. Социология. Основы общей теории: Учеб. для вузов / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. Медков В.М. Демография: Учеб. пособие. — Ростов-н/д.: Феникс, 2002. Райгородский Д.Я. Психология семьи: Учеб. пособие. — Самара: Издат. дом «БАХРАХ-М», 2002. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Юрайт-М, 2001. Фролов С.С. Социология: Учеб. — 3-е изд., доп. — М.: Гардарики, 2001. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В З т. Т.3: Социальные институты и процессы. — М.: ИНФРА-М, 2000. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учеб. пособие. — СП6.: Изд-во «Речь», 2000. Смирнова В.Г. и др. Организация и её деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. – М.: ИНФРА – М, 2000. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). — М.: НОТА ВЕNЕ, 1999. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации: Учеб. пособие. — М.: Русская деловая литература, 1999. Мендра А. Основы социологии /Пер. с фр. - М.: НОТА BЕNЕ, 1999. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс /Пер. с англ. - М.: АСТ; Львов: Инициатива, 1998. Харчева В.Г. Основы социологии: Учеб. - М.: Логос, 1997. Фролов С.С. Социология. М.: Логос, 1997. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1996. Кравченко А. М. Социология: справочное пособие. — М.: Московский лицей, 1996. Социология: Курс лекций /Под ред. АВ. Миронова и др. - М.: Соц.-полит. жур., 1996. Комаров М.С. Введение в социологию: Учеб. для вузов. - М.: Наука, 1994. Смелзер Н. Социология /Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. Основы социологи. Курс лекций, Ч. II / Под ред. А.г. Эфендиева. - М.: Знание, 1994. Тема 6. Религия как социальный институтОпределение религии. Типы религий. Формы религиоз­ной организации. Роль религии в жизни индивида. Религия как средство социального контроля. Тенденции развития современной религии. Секуляризация. Экуменизм. Новое религиозное сознание. Религия в России. Религия в современном российском обществе.Литература Гараджа В.И. Социология религии . – М. ИНФРА, 2005. Веремчук В.И. Социология религии. – М. ЮНИТИ, 2004. Зборовский Г.Е. Общая социология.3-е изд., исправ. и допол.-М., Гардарики, 2004. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. К взаимодействию религиозного и светского образования в современных условиях// Социол. исслед. 2002. №12. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения //Социол. исслед.2001. № 6. Медведко С.В, Проблемы методологии современной социологии религии в России// Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 2001. № 2. Костина Н.Б. Религиозная общность: проблемы социологического исследования.- Екатеринбург, 2001. Добреньков В.И., Кравченко А.И., Социология: В 3 т. Т.3. Социальные институты и процессы. – М., 2000. Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России.- СПб., 2000. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология/ - М. “Центр”, 1997. Самыгин С.И. Религиоведение: социология и психология религии. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. Социология религии. - М.: Аспект Пресс, 1996. Гараджа В.И. Религиеведение. - М., Аспект Пресс, 1994. Основы религиоведения. /Под ред. И.Н. Яблокова, - М. Высшая школа, 1994. Тема 7. Социальный контроль и право Понятие социального контроля. Право как социальный институт. Роль права в становлении гражданского общества. Нормы права как правила общежития, правила поведения, на страже которых стоит государство. Санкции. Девиация и социальный контроль. Девиация и конформизм. Полиция. Суды. Тюрьмы. Взаимосвязь морали и права. Право в современном российском обществе. Формирова­ние правового государства. Литература Волков Ю.Г. Социология./ Под ред. В.И. Добренькова. – М., Феникс, 2005. Российская молодежь: проблемы и решения. – М.: Центр социального прогнозирования, 2005. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2005. Фаустова З.Н. Проблемы девиантного поведения в студенческой среде. – М., 2005. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Издат. центр «Акдемия», 2003. Социология. Основы общей теории: Учеб. для вузов /Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. Социология молодежи: Учеб. пособие/Под ред. Ю.Г. Волкова. — Ростов н/д.: Феникс, 2001. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Юрайт-М, 2001. Быков С.А.. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социс.2000. №4 Гососенко И.А. О внутренних нарушениях социального порядка// Социс.2000. №4. Федотова В. Криминализация России //Свободная мысль. 2000. № 1. Девиантность и социальный контроль в России (ХIХ-ХХ вв.): тенденции и социологическое осмысление. — СП6.: Алетейя, 2000. Култыгин В.П. Классическая социология. — М.: Наука, 2000. Гидценс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. Рубан Л. Девиация как проблема безопасности // Социс. 1999. № 5. Мендра А. Основы социологии /Пер. с фр. — М.: NОТА ВЕNЕ, 1999. Погопченков А.А. Проблемы управления нравственно-эстетическим воспитанием молодежи // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 6. Психология и педагогика: Учеб. пособие /Под ред. К.А. Абульхановой. - М.: Совершенство, 1998. Социология в России /Под ред. ВА. Ядова. — М.: Ин-т социологии РАН, 1998. Мацкевич И.М. Преступность в армейской среде // Социс. 1998. № 8. Орлова И.Б. Самоубийство - явление социальное // Социс.1998. № 8. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // // Социс. 1998. № 8. Социология: Учеб. пособие /А.Н. Елсуков и др. - Минск: ТетраСистемс, 1998. Тощенко ЖТ. Социология. — М.: Прометей, 1998. Шапинский В.А., Мареев В.И. Девинтное поведение и социальный контроль: Учеб. пособие. Ростов н/Д. 1997. Фролов С.С., Социология. – М.: Логос, 1997. Социология: парадигмы и темы: Курс лекций. – М.: МГИМО – университет, 1997. Социология молодежи. — СП6., Изд. СП6 ун — та, 1996. Штомпка П. Социология социальных изменений/Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1996. Смелзер Н. Социология /Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пособие. СПб., 1993.Тема 8. Экономика как социальный институт Экономико-социальные институты и их изучение экономи­ческой социологией и другими отраслями социологии. Типы Экономических систем. Рыночная экономика на мак­роуровне: ее основные признаки. Государство и рыночная экономика. Социальное содержание экономической деятельности на микроуровне, связанное с индивидуальной экономической деятельностью. Условия труда и обмена. Изменение роли ра­бочего в условиях новых технологий. Социальные послед­ствия всеобщей автоматизации и компьютеризации. Отчуждение и проблемы социально-психологического и нравственного характера. Преодоление напряженности во взаимоотно­шениях работников и работодателей. Новые направления в деятельности управленческого пер­сонала. Стрессы и психические перегрузки. Проблемы релак­сации управленческого корпуса. Современные социально-экономические тенденции. «Ин­тернационализация» экономики и ее социальные последствия.Литература Рысь Ю.И., Степанов В. К. Социология: Учеб. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкова и К», 2005. Зборовский Г.Е. Общая социология.3-е изд., исправ. и допол.-М., Гардарики, 2004. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире/Пер. с англ. – СПб.: Университетская книга, 2001. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики. – М.: ИНФРА-М, 2001. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М. Экзамен, 2001. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учеб. пособие. 2-е изд.- М.: ЛОГОС, 2001. Западноевропейские модели социально-экономического развития. – М.: РАН, 2000. Орлов Б. На перекрестках судьбы. Избранное. – М.: ИНИОН РАН, 2000. Федоренко Н.П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. – М.: Экономика, 2000. Гидденс Э. Социология. - М., 1999. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995. Дорин А.В. Экономическая социология: Учеб. пособие. – Минск: Экоперспектива, 1997. Бессонова О.Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспективный анализ. – Новосибирск, 1997. Социология труда: Учеб./ Под ред. Н.И. Дряхлова. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993.Тема 9. Политика как социальный институт Предмет социологии политики. Государство как институциональная система, связь государства и гражданского общества. Основные компоненты социально-политического процесса: власть, сила, господство. Типы политической власти. Тоталитарные и демократические государства, их характерные черты. Особенности современной демократии: индивидуализм, конституционная форма правления, свободные выборы, оп­позиция, использование; рыночной экономики и других форм предпринимательства, представительная демократия. Поли­тическая социализация. Экономика и политика. Экономическое развитие, стабиль­ность и демократия. Социальные основы российской демократии.Литература Кравченко А.И, Социология: учеб. – М.: ТК Велби, из-во Проспект, 2005. Зборовский Г.Е. Общая социология.3-е изд., исправ. и допол.- М. Гардарики, 2004. Востриков С.В. Россия в мире грядущего: перспективы и прогнозы// Социально-гуманитарные знания, 2001. № 4. Гаджиев К.С. Политология: Учеб. – М., 2001. Зидентоп Л. Демократия в Европе. М., 2001. Кола Д. Политическая социология/ Пер. с фран. – М.: Весь мир, 2001. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа/ Под ред. Е.Ю. Мелешкиной. – М.: ИНФРА-М, 2001. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект-Пресс, 2001. Даль Р. О демократии. М.., 2000. Дюверже М. Партийная политика и группы давления // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4. Добреньков В.И. , Кравченко А.И., Социология: В 3 т. Т.3. Социальные институты и процессы. – М., 2000. Зотов В.Д. Евразийская идея: политические аспекты в прошлом и настоящем// Социально-гуманитарные знания. 2000. № 5. Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ// Полис. 2000. № 2. Мухаев Р.Т. Политология: Учеб. для вузов. – М.: Приор, 2000. Кравченко А.И. Социология и политология: Учеб. пособие. – М., 2000. Гидденс Э. Социология. М. , 1999. Обухов Г. Понятие власти// Власть. 1999. № 11. Краснов Б. И. Политическая система// Социально-политический журнал. 1995. № 5.Тема 10. Социальное взаимодействие Социальное поведение людей. Понятие социальной интеракции (взаимодействия). Социальные контакты как особый' тип связей. Понятие социального действия (М. Вебер). Сущ­ность и механизм совершения социального действия. Сотруд­ничество, соперничество и конфликт как типы взаимодей­ствия людей. Потребности, ценностные ориентации, интере­сы людей, их социальные роли. Социальные функции в системе социального взаимодействия. Формирование социальных отношений; односторонние и взаимные социальные отношения.Литература 1. Наумова Н.Ф. Философия и социология личности/ М., Канон+ РООИ «Реабилитация», 2006. 2. Волков Ю.Г. Социология./ Под ред. В.И. Добренькова. – М., Феникс, 2005. 3. Добреньков В.И., Кравченко А.И., Социология: В 3 т. Т.3. Социальные институты и процессы. – М., 2000. 4. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб., 2000. 5. Фролов С.С. Социология. - М., 2000. 6. Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований / Под ред. С.И. Григорьева (Россия), Ж. Коэнен-Хуттера (Швейцария), 3-е изд.., доп. И перераб. М., 1999. 7. Вебер М., Избранные произведения. – М., 1990.Тема 11. Коммуникация Понятие коммуникации. Виды коммуникации: межлич­ностная, групповая, массовая. Средства массовой коммуника­ции, их воздействие на общество. Функции СМИ. Интернет как новое средство общения. Перспективы мирового инфор­мационного общества. Коллективное поведение. Типы кол­лективного поведения. Масса. Толпа и ее динамика. Слух как самый распространенный тип коммуникации в толпе. Теории коллективного поведения (теория заражения, теория конвер­генции). Типы социальных движений. Жизненный цикл социаль­ного движения. Социальные ситуации, которые провоцируют социальные движения. Культурные течения. Социальная дез­организация (аномия), социальная неудовлетворенность.Литература Социология. Общий курс: Учеб. – М.: ИНФРА-М, 2006. Кравченко А.И, Социология: учеб. – М.: ТК Велби, из-во Проспект, 2005. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учеб. - М.: Гардарики, 2004. Социология. Общий курс: Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2004. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 1992-2002 г. - М.: РОССПЭН, 2003. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.И. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. Медков В.М. Демография: Учеб. пособие. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учеб. пособие для вузов. -Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2001. Фролов С.С. Социология: Учеб. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2001. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - СПб.: ЕВРОЗНАК, 2001 Королько В.Г. Основы Паблик Рилейшнз. - М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2000. Почепцов Г.Г. Психологические войны. - М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2000. Катлип С, Сентер А., Брум Г. Паблик Рилейшнз. Теория и практика: Учеб. пособие / Пер. с англ. - М.: Издат. дом «Вильяме», 2000. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.П. Иноземцева. -М.: Академия, 1999. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. - Волгоград: Комитет по печати, 1999. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1998. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Центр, 1998. Социология: Учеб. пособие /А.Н. Елсуков и др. - Минск: ТетраСистемс, 1998. Социология в России/Под ред. В.А. Ядова. - М.: Ин-т социологии РАН, 1998. Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учеб. - М.: Междунар. ун-т Биз­неса и Управления, 1997. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра /Пер. с фр. - М.: Socio-Logos, 1997. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Пер. с нем. - М.: Прогресс-Академия, 1996. Московичи С. Век толп / Пер. с фр. - М.: Центр психологии и психотерапии,1996. Мельник Г.С. Mass-media: Психологические процессы и эффекты. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. Штомпка П. Социология социальных изменений /Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1996. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.Тема 13. Конфликт Понятие конфликта. Типологии конфликтов. Этапы, проте­кания конфликта. Межличностный конфликт. Межгрупповой конфликт. Конфликт с внешней средой. Острота конфликта. Юридическое регулирование конфлик­тов. Этнический и межгосударственный конфликт. Разрешение и предупреждение конфликта. Достижение консенсуса. Парламентские процедуры. Гражданское судо­производство. Арбитражный процесс. Уголовное судопроиз­водство. Международно-правовые процедуры. Неформальны


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.