Аврамические религииЕврейская религия, одна из великих религий человечества, давшая начало христианству и исламу. Зародилась около XI в. до Р. Хр. в среде кочевого семитического племени Бней-Израиль в Каменистой Аравии. По преданию, записанному в позднейших религиозных книгах ("Пятикнижие"), основателем Е. религии был Моисей, с помощью Бога Иеговы (Ягве) выведший Бней-Израиль из египетского рабства и получивший на горе Синай через Откровение десять заповедей, образовавших основу монотеизма и этики Е., а позже и других цивилизованных народов. В первом периоде развития, известен, под именем мозаизма (Моисеева законодательства), Е. религия на ряду с идеями единобожия, любви к ближним, справедливости к чужестранцам сохраняет на себе черты первобытных культов (жертвоприношения животных и др.); во втором периоде пророков (профетизм) обрядовая сторона Е. религии постепенно очищается, гуманные идеи расширяются:. Иегова из Бога еврейск. племени становится Богом всех народов и вселенной; идеалом жизни выставляются познание истины, справедливость и вечный мир между людьми. Деятельность пророков в третьем периоде (иудаизм) сменяется деятельностью мудрецов и ученых (Гиллель и его школа), закрепляющих 1000-вековой процесс развития еврейск. религиозной мысли, принявшей отныне черты универсализма. В эту эпоху под влиянием сложных общественных и политических переживаний среди Е. особую силу получают идеи мессианизма, из которых рождается христианство (см.). Е. в огромной массе, оставшись верными строгому иудаизму Откровения, продолжают развивать обширную духовную литературу (талмуд и раввинская письменность), которая следует. неизменно началам еврейского вероучения, установленным в Палестине в IV в. до Р. Хр.-II в. по Р. Хр. Лишь в X-XIII вв. под влиянием арабск. философии еврейск. ученые пытаются подвести под догматику иудаизма философский фундамент. (Саадия, Маймонид). Под влиянием арабской религиозной философии в VIII в. от иудаизма откололась секта караимов (см.). Мистическая литература "Каббала", культивировавшаяся с XIII в., не изменила догматики иудаизма, но в XVIII в. породила особый толк, хасидизм, отличающийся ослаблением талмудического формализма и выдвиганием на первый план религиозного чувства, выражающегося в восторженной и способной творить чудеса молитве и вере в цаддиков (святых мужей). С конца XVIII в. в Германии и Франции, а позже в Сев. Америке делаются попытки реформировать еврейск. культ и житейск. религиозный обиход в подражание немецкому протестантизму. Эти реформаторские опыты привлекли до сих пор весьма малое число приверженцев. Еврейская масса остается верной традиционному иудаизму, в то время как высшие образованные слои обнаруживают полный религиозный индифферентизм, хотя отчасти дорожат национальными элементами еврейск. культуры. Весьма значительное развитие получила научная критика религиозных еврейск. книг, создавшая обширную литературу на всех европ. яз. См. соч. Geiger?а, Hamburger, "Realenzyklopadie des Judentum" (1896-1901), американская "Jewish Encyclopaedie" (1900 и сл.); Lazarus, "Ethik des Judentum" (рус. перев. 1903). См. также ст. Еврейская литература.^ Еврейская литература. Библейский период. Древнейшим памятником еврейск. письменности является Библия. В Пятикнижие вошли отрывки (песни и легенды) весьма древнего происхождения, из периода судей и первых царей. Одна из книг Библии (Второзаконие) была редактирована в VII в. до Р. Хр. при царе Иосии (621). Редакция всего Пятикнижия, историч. и пророческих книг и псалмов относится частью к эпохе вавилонского плена, частью к первым векам реставрации храма (V-IV в. до Р. Хр.). В III в. до Р. Хр. в еврейск. литературу вносится арамейский язык (книга Даниил). К этому времени канон священн. книг был закончен; начинается второй, талмудический период Е. литерат. (II в. до Р. Хр.-VI в. по Р. Хр.), выступают толкователи Библии, танаи (Гиллель и др.); составляются сборники юридического содержания (галаха, мишна, тосефта) и поэтического (агада, мидраш). Иегуда Ганаси 219 составляет знаменитый сборник законов, Мишна, на еврейск. яз. Мишна изучается в школах и академиях; к ней составляются обширные комментарии на арамейск. яз., известн. под именем гемары. В IV в. редактируется сборник толкований к Мишне палестинских ученых (амораев)- иерусалимский талмуд (гемара), в V-VI - труды вавилонских амораев собраны в многотомный вавилонский талмуд (гемара), представляющий собою энциклопедию еврейск. литературы и наук этой эпохи. К III-I вв. до Р. Хр. относятся переводы Библии на арамейск. яз. (таргумим) и на греч. яз. (септуагинта), к I в. до и после Р. Хр. эллино-еврейская литература Александрии и др. (Филон и Иосиф Флавий).-3-й, арабо-испанский и раввинистич. период (VI-XVIII в.). В VI-VIII масоретами устанавливается точный текст Библии, и вводится пунктуация шрифта. XI-XIII вв. разрабатывается грамматика еврейск. языка. Под влиянием арабской литературы среди Е. оживляется интерес к философии, математике, медицине и поэзии (философские и богословские труды Саадии, Маймонида, Крескаса и др., поэтич. произведения Габироля, Иегуды Галеви, братьев Ибн-Эзра. Иммануила Римского и др.). К Библии и в особенности к талмуду составляются обширные комментарии (Маймонид, Ибн-Эзра, Раши, Алфаси и др.). Талмудическое, религиозное и светское право перерабатывается в систематические сборники (Шулхан-Арух Иосифа Каро XVI в.). С XIII в. развивается и мистическая и каббалистическая литература, легшая в основание учения хасидизма в XVII в. (книга Зогар XII в., соч. Исаака Лурии и Хаима Виталя XVI в. и Бешта XVIII в.). С 1475 начинается печатание еврейск. книг в Венеции и др. итальянск. и нидерланд. городах. В эпоху возрождения и реформации еврейск. писатели и ученые принимают деятельное участие в общем литературн. движении.-4-й период. Новая еврейск. литература (с конца XVIII в. до настоящего времени). Литературная деятельность Е. под влиянием эпохи просвещения и энциклопедистов развивается в двух направлениях: в более живом участии в обще-европ. литературе, в особенности немецкой, и в приобщении еврейских масс путем литературного воздействия к обще-европ. образованности, начиная с трудов Моисея Мендельсона. Трудами Сам. Рапопорта, Л. Цунца, А. Гейгера, З. Франкля и А. Вейсса положено основание историко-критическ. исследованию еврейск. литерат. памятников. С конца же XVIII в. возрождаются еврейская поэзия и публицистика. В Германии центром служит журнал "Гамеасеф", основанный, сотрудниками Мендельсона (грамматик Бен-Зев и поэт Нафтали Вессели, 1725-1805, родоначальник ново-евр. поэзии). В Галиции действуют философ Нахман Крохмаль (1885-1890), сатирик Исаак Эртер (1792-1851) и поэт М. Леттерис (1807-1871); в Италии многосторонний ученый и поэт С. Д. Луццато (1800-65). В перв. половине XIX в. в России действуют публицист-просветитель Исаак Бер Левинзон (1788-1860), публицист М. Гинцбург, поэты-лирики А. Лебензон и М. Лебензон, беллетрист А. Мапу, историк Финн, переводчик К. Шульман; во второй половине XIX в.- поэты: Гордон, К. Шапиро; беллетристы: С. Абрамович, М. Брандштетер, П. Смоленский (издат. и ред. журн. "Ташахар"), Р. Браудес; журналисты: Зильберман (перв. еврейск. газета "Гамагид" с 1856), Цедербаум (газ. "Гамелиц" с 1860), Слонимский (газ. "Гацфира" с 1874), Лилиенблюм, Л. Каценельсон, М. Коган, С. Рабинович, Н. Соколов ("Гаосиф" и "Гацфира"), Ахад-Гаам (журн. "Гащилоах"), Д. Фришман, А. Левинский, Бен-Иегуда, Бен-Авигдор, Брайнин, Бирнбаум, Бердичевский, Клаузнер. В последнее 10-летие XIX в. и начале XX в., с пробуждением национального и сионистского движения у Е. особенно оживилась и литературная деятельность. Появились издательства "Ахиасаф" и "Тушия" (Варшава), напечатавшие несколько обширных серий еврейск. классиков, книг исторического, естественно-научн. и художественн. содержания. В беллетристику проникли новые веяния обще-европ. литературы (Бен-Авигдор, Перец, Тавьевь и др.); из поэтов выдвинулись Долицкий, Имбер, Мане, Бялик, Черниховский и др.; появилась первая ежедневная, общеполит. газета ("Газман"). Под влиянием вышеназванного национального подъема конца XIX в. возникло движение к культивированию разговорного языка евреев в Польше, Галиции и России (немецкого диалекта с большою примесью древне-евр. слов, жаргона) для литературно-просветительных и национальных целей. Появились беллетристы (Абрамович, Линецкий, Ш. Рабинович, Перец, Шолом Аш и др.), поэты (Моррис Розенфельд, Фруг), журналисты (ежедневн. газеты "Фрайнд", "Фолксцейтунг"), жаргонный театр и драматургия и обширная научно-популярная и публицистическая литература. Широкое развитие получила также так назыв. русско-еврейская литература, то есть беллетристика, изображающая быт и жизнь Е., и публицистика, исследующая экономические и общественно-политические вопросы еврейской жизни и взаимоотношений Е. с народами, среди которых Е. живут. См. Zuntz (1805), Steinschneider (1850 и 1902), Winter und Wunsche (1891-96), Karpeles (рус. перев. 1900).^ История Иудаизма Иудаизм не имеет формального символа веры, однако его сущность выражена в Шма. Это молитва, провозглашающая единство Бога и начинающаяся с этого слова, которая ежеутренне и ежевечерне прочитывается каждым благочестивым евреем. Слово «Шма» на иврите означает «слушай». Начинается Шма так: « Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими». Набожные евреи стремятся любить Бога всем своим существом, и любовь эта находит выражение в практическом следовании заповедям Бога. Отсюда и исключительная важность Торы, иудейского закона для евреев. Это учение изложено в первых пяти книгах Библии – в них откровение Бога, данное им величайшему еврейскому пророку Моисею на горе Синай 3000 лет тому назад. Оно содержит 613 повелений (мицвот), освещающих каждую сферу жизни от гражданского права до личной гигиены и питания. Ядро их составили Десять заповедей, которые обеспечили основу многих из создававшихся позже великих законодательных кодексов мира. Ортодоксальные евреи соблюдают их до мельчайших подробностей. Они ревностны в послушании воле Бога и находят в обрядности такой смысл и значение, которых не видят иные верующие, которые стремятся адаптировать предписания Торы к условиям жизни в 20 и 21 вв. Таким образом вопрос о том, в какой мере исполнять заповеди Торы, стал делом индивидуального сознания. Тора (первые пять книг Библии) открывается книгой Бытия, повествующий о сотворении мира и человека, о том, как возникли между людьми и Богом, мужем и женой, родителями и детьми. Бог раскаялся что сотворил людей, и решил истребить их. Только Ной остался угодным Богу, и Бог спас его, чтобы заново началась жизнь на земле. Но «послепотопное» человечество не вняло заветам Бога и даже враждовало с ним. И тогда Бог решил создать новый народ, который выполнит особую задачу – останется непорочным и приведет людей к установлению Царства Божьего на земле.Тора Тора (закон) – часть Танаха, еврейской Библии, которая также включает в себя разделы Невиим (Пророки) и Хетувим (Писания). Толкования Торы – споры и обсуждения мудрецов, собранные за длительный период времени, были записаны в книге под названием Мишна около 200 г.н.э.; комментарии к ней, на протяжении двухсот лет создаваемые раввинами палестинских академий, известны как Гемара ( в переводе с иврита «достижение совершенства»). Записи Мишны и Гемары вместе составили Иерусалимский Талмуд. Еще более подробные обсуждения Мишны проходили в вавилонских академиях Сура и Тамбедита. Обработанные около 500 г.н.э.; по преданию рабби Аши, они приведены в форму Вавилонского Талмуда, или Бавели; более обширный, чем Иерусалимский, он стал основным источником авторитетного права и богословия. Правда, почти сразу же после своего завершения он сам стал объектом комментариев. Классическими считаются комментарии к Торе и Талмуду рабби Шломо Бен Ицхака, или Раши (1040-1105); их изучат все школьники. Поскольку объем Талмуда велик, а это около двадцати томов, то потребовалось изложить его более сжато. Это делал Моше Бен Маймон. Главным его трудом стала «Минше Тора». Согласно обычаю, Тора пишется на свитках пергамента, которые помещают в футляр и хранят в ковчеге Завета, который представляет собой шкаф и стоит в синагоге у стены, обращенной к Иерусалиму. Листы пергамента сшиты бычьими сухожилиями и образуют длинную широкую ленту. Концы этой пергаментной ленты скреплены со стержнями, на которых она наматывается. Футляр для Торы иногда даже увенчивается короной. Свитки могут иметь разный формат, некоторые из них могут весить более 10 килограмм. Свиток Торы пишется от руки профессиональным писцом. Он должен писать птичьим пером и черными чернилами, используя особый шрифт. Опытному писцу требуется примерно год для написания одного свитка. Количество исправлений, которые может сделать писец, строго ограничено. Если это число превышено, лист бракуется. Свиток Торы «стареет» и «болеет». Обветшавший или поврежденный свиток, согласно традиции, должен быть «похоронен». Свитки Торы хранятся в специальном хранилище – арон кодеше. В шабат и по праздникам чтение Торы сопровождается церемониальным проходом вокруг синагоги, а во время утренней службы для чтения Торы вызывают, по меньшей мере, семь человек. Чтение свитка в синагоге большая честь для еврея.^ Согласно Библии, евреи происходят от патриарха Авраама, который между 2000 и 1700 гг до нашей эры по слову Бога должен был уйти из Месопотамии. «И взял Авраам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они имели в Харране». Обосновавшись на земле Ханской, Авраам, его сын Исаак и его внуки Исав и Иаков разводят коров, овец, коз и ослов, копают колодцы, устраивают хранилища для воды и защищают свое имущество от постоянных грабительских набегов соседних племен. Иудаисты считают, что в соответствии с предсказанием, данным во время Завета, потомки Авраама попали в рабство в Египет на 400 лет, откуда их чудесным образом вывел в Землю обетованную пророк Моше Раббейну. Согласно иудаизму во время исхода из египетского рабства и 40-летнего странствия по пустыне, где были обречены умереть все бывшие рабы, только свободные люди вошли в землю Израиля. Бог на горе Синай через Моисея даровал еврейскому народу боговдохновенную Тору (закон), или Пятикнижие Моисеево. Этот знаменитый акт, известный как Синайское откровение, знаменует собой начало существование еврейского народа и принятие им иудаизма. При Давиде Иудейское царство достигло расцвета. Победив филистимлян, он сделал столицей Иерусалим и перенес туда ковчег Завета, в который были помещены скрижали (каменные пластины) с Декалогом, или Десятью заповедями, полученными от Бога на горе Синай. Согласно Книге Царств, еще юношей Давид был помазан на царство, а потому его называли Машиах, что означает Мессия. В Книгах Пророков выражается надежда на восстановление «царства Давидова», а ожидания Мессии связываются с «сыном Давидовым», который придет, чтобы установить Царство Божье на земле. Сын Давида Соломон возвел в Иерусалиме Первый храм, ставший центром паломничества. По преданию, он был возведен там, где Авраам хотел принести в жертву сына. На месте разрушенного вавилонянами Первого Храма евреи построили Второй. Это произошло в 5 веку до нашей эры после их возвращения из вавилонского плена. Этот Храм разрушили римляне. Синагога Синагога от греческого слова «собрание», переводится на иврит как «бейт-кнессет» - центр еврейской общины, место молитвы и обучения Торе. Впервые синагоги появляются в период Вавилонского пленения – сначала как некая временная замена разрушенному войском Навуходоносора 2 в 586 г. до нашей эры. Первому Храму, а затем, после его восстановления, существуют наряду с ним. Отличие синагог от Храма в том, что в них не приносят жертвы. Молитва занимает в синагогальном богослужении то место, которое в храмовом богослужении занимала жертва. После разрушения Второго Храма в 70 г.н.э. многие обряды, совершавшиеся в Храме, были перенесены в синагогу. Утренняя, дневная и вечерняя молитвы, совершаемые в синагоге, напоминают о временах храмовых жертвоприношений. Архитектура синагоги всегда отражает местные архитектурные традиции. Здание синагоги традиционно ориентированно в сторону Иерусалима. В синагоге, у стены, обращенной к этому святому городу, стоит шкаф, который называется ковчег; в нем хранятся свитки Торы. В центре синагоги находится возвышение, или бима, широкая платформа или простой пюпитр, откуда производится служение и чтение Торы. Служба в синагоге производится согласно «Сидуру» - еврейскому сборнику молитв. В знак своего благоговения верующие мужчины-иудеи обычно присутствуют в синагоге с покрытой головой; в ортодоксальной синагоге мужчины и женщины всегда молятся раздельно. Каждую субботу на утреннем богослужении в синагоге торжественно открывают ковчег и обходят ее с высоко поднятым свитком Торы, затем из нее читается один отрывок. Присутствие в синагоге на молитве считается похвальным, так как полноценная служба не может быть совершена без миньяна – кворума из десяти взрослых мужчин. Считается, что Бог сердится, если, помещая синагогу, не находит в ней миньяна. В штат синагоги всегда входит раввин (духовный глава общины), кантор (руководитель литургии) и хранитель (староста). ^ Храм и жертвоприношения Храм окружало несколько дворов; в каждый из них вели ворота. У храма была своя администрация, ее возглавлял первосвященник – потомок Аарона, брата Моисея. Внешний двор Храма был открыт для всех, а над воротами во внутренний двор висело объявление, запрещающее входить неевреям. Службу вели династии священных родов, принося ежедневные, еженедельные и праздничные жертвы и воскуряя фимиам на алтарях, отчищая, таким образом, Израиль от грехов. До постройки Храма и некоторое время спустя жертвы Богу приносились в разных местах, но затем жертвоприношения были строго централизованны: Храм сделался единственным местом, где они признавались законными. Повеления о необходимости совершать жертвоприношения содержатся в Торе. Жертвоприношения могли быть общественными, то есть делались от имени всего народа, и личными. Жертвоприношения являлись своеобразным знаком покорности и благодарности богу. Жертвоприношения также служили средством искупления грехов. В жертву приносились домашние животные, не имеющие дефектов, и голуби. Однако с такими жертвоприношениями совершались и бескровные жертвоприношения; мучное приношение (мука, оливковое масло и ладан), возлияние вина, воскурение. Ритуал жертвоприношения был детально разработан священниками. Во время обряда жертвоприношения произносились молитвы, которые играли исключительно важную роль. Само по себе жертвоприношение, если оно не сопровождается благодарным или покаянным движением человеческого сердца и праведной жизнью (во всяком случае, искреннем стремлении к ней), не достигло цели. С момента падения Второго Храма в 70 г.н.э. жертвоприношения в иудаизме прекратилось: ведь они могли совершаться только здесь. После разрушения Храма жертвы были вынуждено, заменены молитвой. И хотя с тех пор прошло почти две тысячи лет, память о том, как надо приносить жертвы в Храме не исчезла бесследно во тьме веков. Она скупелезно зафиксирована в Талмуде, и сегодня это – живое знание, передающееся из поколения в поколение с верой и надеждой, что Храм рано или поздно будет отстроен и жертвоприношения в нем возобновляться. Ортодоксальные евреи молятся об этом ежедневно.Христианство, вероучение, исходящее от И. Христа и основанные на нем формы организации обществен. религиозн. жизни. Самой ранней формой было нов. религиозные общины иудео-христиан после первой проповеди апостолов в Иерусалиме. Путем проповеди апостолов и их преемников, передвижения рим. легионов, торгов. сношений, путешествий Х. проникло в Галлию, Германию, Испанию, Британию, Египет, и в нач. III в. христиан. общины существ. во всех частях тогдашн. мира. Устройство и администрация первобытн. общин были очень просты. Служители церкви избирались обществом верующих и делились на 3 степени: диаконов, пресвитеров и епископов. Первоначально в высшем рим. обществе христ. учение встречено враждебно и в течение 3 веков христиане подвергались жестоким гонениям. Но проникновение Х. в армию заставило Константина Вел. (306-337) издать ряд эдиктов, гарантировавших Х. свободу и духовенству льготы. Окончательн. торжество Х. наступило при преемниках Юлиана Отступника (Валентиниане, Грациане, Феодосии I и Юстиниане). Кроме внешн. гонений, христианскую церк. тревожили расколы и ереси: с I в. назареи, эвиониты; во II в. гностики (дуализм духа и материи), аскетич. секты; в III в. манихеи и донатисты. Развитие ересей привело к созыву вселенских соборов (см.) для разреш. догматич. вопросов и издания правил церк. благочиния. Первый собор созван 325 в Никее по поводу ереси ариан, и им утвержден Символ веры, к кот. Константиноп. соб. 381 (ересь Македония) прибавил 5 новых членов. Собором в Ефесе 431 осуждена ересь несториан, 451 в Халкедоне - монофизитство. В 691 Трульский (константинопольск.) собор выработал правила церковн. управления (Номоканон или Кормчая); 787 созван последний 7-й собор в Никее, осудивший иконоборцев. В тесн. связи с деятельностью всел. соборов стояли творения отцов и учителей церкви: Афанасия Вел., Василия Вел., Григория Богослова, Иоанна Златоуста, св. Амвросия, Иеронима и др. Важное нравств. воспитат. значение имело монашество (см.). В духовн. иерархии Х. с течением времени произошли перемены: за епископ. столич. городов всел. соборы признали особые права и титул патриархов (римск., александрийск., антиохийск., иерусал., константиноп.). Область римск. патриархов расширилась на весь запад Европы и получила важн. политич. значение, на кот. паны основ. свои притязания на первенство в духовн. иерархии. Догматические и иерархические разногласия привели к разделению церквей (см.) на западную или рим. католическую, и восточную, греческую или православную. В XVI и последующих веках вместе с реформацией возникли церкви лютеранская, реформатская, англиканская и много различн. сект.Символ веры, краткое изложение в форме простых положений или бесспорных фактов главных догматов веры, без доказательств, как предмет восприятия верой. Первый С. христианск. веры дан 1. Христом; твердо установлен С. веры на никейском и константинопольском соборах (325 и 381). Признание и громкое чтение этого С. требуется при крещении каждого взрослого; за младенцев читает восприемник или кто-либо из причта. Сильвестр, "Опыт догматического богословия".Древний вариант: «Верую в Бога Отца Вседержителя; и во Христа Иисуса, Сына Его Единородного Господа нашего, рожденного от Духа Святого и Марии Девы, распятого при Понтийском Пилате и погребенного, в третий день воскресшего из мертвых, восшедшего на небеса, седящего одесную Отца, откуда Он грядет судить живых и мертвых; и в Духа Святого, во Святую Церковь, во оставление грехов, в воскресение плоти. Аминь».^ Символ верыВерую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.И воскресшаго в третий день по Писанием.И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.Исповедую едино крещение во оставление грехов.Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. АминьКоран - священная книга мусульман, Божественное откровение переданное Пророку Мухаммеду. Собрание проповедей, молитв, назидательных рассказов и притч.Коран состоит из 114 глав, именуемых сурами. Суры расположены в порядке убывания длины, за исключением первой. Каждая сура делится на отдельные высказывания - аяты. Всего в Коране 6,616 айатов, в общей сумме 77,934 слова на арабском языке. Каждая сура имеет свое название. Например, первая сура Корана называется аль-Фатиха (Открывающая). Название суры, как правило, не отражает ее содержания, а связано с самой яркой, запоминающейся фразой или темой.^ История Ислама Наряду с христианством и иудаизмом ислам является одной из трех мировых религий. Это религия предания себя Богу, это образ жизни, который Бог определил для сотворенных им. Ислам возник в 7 веке в Аравии. Пророки- проповедники ислама призывали отказаться от язычества, от поклонения другим Богам и признать единого Бога. Пророк Мухаммед был самым почитаемым пророком, посланным на землю, чтобы наставить людей на путь истинный. Смысл ислама состоит в достижении состояния покоя и мира через преданность и поклонение Богу. Главным символом ислама является полумесяц и звезда - традиционные символы независимости и божественности. Полумесяц связан с царской властью и напоминает мусульманам о лунном календаре, регулирующем их религиозную жизнь. Мусульмане молятся пять раз в сутки . в любом месте, где бы ни находился верующий, он должен при молитве обратиться к Мекке. Ислам одним из искусств признает каллиграфию. Это объяснялось тем, что изображения Аллаха и пророка Мухаммеда были запрещены и художник все свое мастерство вкладывал в написание букв и цветовое оформление. Учение ислама распространилось среди арабов не сразу, не все поддержали пророка Мухаммеда, среди его первых последователей были жена Хадиджа, дядя по отцу Абу Талиб и сын Абу Талиба, двоюродный брат Мухаммеда, Али. Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось бежать из родного города Мекка в Медину из-за агрессивного сопротивления соплеменников его проповеди. Именно со времени этого переселения и начинается мусульманское летоисчисление. Главными столпами ислама стали: вера в то, что Аллах - единственный Бог; пятикратная молитва; паломничество в Мекку; пост на целый месяц- рамадан; обязательный налог на имущество (который расходуется на нужды общины). Ислам принимали охотно и целыми группами, но не обошлось и без крови. Мухаммед хотел вернуться в свой родной город Мекку и, это заставило его начать войну. Он побеждает и паломники- мусульмане заменяют здесь язычников. Мухаммед устанавливает в Мекке арабо-мусульманскую общину, а понятие «джихад» (смысл которого «борьба против себя самого, чтобы сделаться лучшим для Бога») получает статус «священной войны» против иноверцев. После своей смерти пророк Мухаммед оставил новую религию- ислам и государство. Сначала оно представляло собой союз племен, позже, по мере расширения, стало более организованным. Главой государства стал преемник Мухаммеда - халиф. За двенадцать лет, прошедших после смерти пророка, арабы под руководством халифа завоевали Египет, Сирию, Ирак, ведя одновременно наступление в западном направлении на Ливию и в восточном – но территорию Ирана. Мусульмане завоевали Северную Африку, Испанию и даже подошли к Франции, на восточном направлении захватили Персию и Афганистан , внедрились в Центральную Азию. Большинство жителей этих регионов не обратились в ислам, а превратились в охраняемое меньшинство. Обращались с ними хорошо, но они понимали, что являются людьми второго сорта, именно поэтому число обращенных в ислам постоянно росло. Так ислам утвердился в роли господствующей религии во многих странах, даже в таких, которые были родиной христианства. 30 августа 570 года в Кураише родился мальчик. В племени его называли Аль-Амином (в переводе это означает преданный). Имя, данное ему мамой при рождении не известно. НО в Коране его называют Мухаммедом (или Ахмадом). Отец Мухаммеда умер ещё до рождения сына, а мать - через шесть лет после его появления. О детстве Мухаммеда известно немного: о борьбе за выживание, за самоутверждение и о выполнении того, что ему предназначено Богом, есть очень мало документальных свидетельств. В 25 лет он женился на богатой и образованной вдове Хадиях, которая была на пятнадцать лет его старше. С этого момента история жизни Мухаммеда прослеживается очень четко. Его жена, сильная и умная женщина, которой от мужа-купца осталось большое состояние, вела дела самостоятельно и взяла Мухаммеда к себе на работу. После свадьбы у Мухаммеда оказалось много свободного времени, так как теперь ему не приходилось работать. Он стал много времени посвящать образованию и медитации в пещере недалеко от Мекки. Это было время познания внутреннего мира, противоречивое и сложное. В один из моментов внутреннего сомнения Мухаммед услышал голос: "Называй себя именем Бога, который тебя создал". После этого было еще несколько видений. Мухаммед побежал домой, где снова услышал голос сверху, который назвал себя Гавриилом. Результатом всех этих видений было то, что Мухаммед решил создать книгу, наподобие Библии. Его возмутило, что у христиан, у иудеев есть священные книги, а арабы живут без закона божьего. Таким образом, он стал создавать книгу, содержание которой перекликается с Ветхим Заветом: есть один всемогущественный Бог; именно он создал вселенную и человека; каждого ждет судный день, на котором придется ответить за каждый поступок, каждое слово или каждую мысль в прожитой жизни; по результатам этого "суда" душа попадает либо в рай, либо в ад. Вдохновленный новой идеей. Мухаммед пошел в народ: он разговаривал с арабами из разных племен, неся им новое знание об Аллаха. Первоначально, Мухаммеда поддержали лишь жена, двоюродный брат Али и родственник абу-Барк. Простые кочевники и знать Кураиша открыто смеялись над ним. Тем не менее, постепенно у Мухаммеда стали появляться последователи, которые поверили его словам. В основном они были выходцами из самых низших слоев арабского общества. Сарказм и усмешки противников Мухаммеда становились все менее действенными. Тогда они вынудили Мухаммеда и его сторонников покинуть Мекку. В 615 году одиннадцать семей Мекки и ещё 83 последователя Мухаммеда ушли из Мекки. ВО время их странствий многий умерли, однако Мухаммед не переставал рассказывать о новом учении и о том, что истинным богом арабов является Аллах. Вскоре Умар Ибн-Аль-Хаттаб, сыгравший не последнюю роль в создании исламского государства, был приведен в лоно новой религии. Во время странствий Пророк часто говорил, что ему видится Иерусалим как небесный город. Именно тогда Иерусалим, священный город христиан и иудеев, стал местом паломничества и для мусульман, наряду с Меккой и Мединой. Путешествие Мухаммеда в Иерусалим является одним из ярчайших периодов его жизни. Возможно, что сюжет "Божественной комедии" Данте построен именно по легендам этого путешествия. Через два года после такого удивительного перехода, 27 посланников прибыли к Мухаммеду, чтобы пригласить его постоянно жить в Медине, родном городе матери Пророка. Пророк разрешил двумстам своих спутников пойти в Медину, чтобы жить там спокойно. Сам же он последовал за ними позже, прибыв туда 24 сентября 622 года. Этот переход занял около двух лет, однако описан он как "чудесный" перелет. Через семнадцать лет Халив Умар создал лунный календарь, который начинался с 16 июля и по которому прибытие Мухаммеда в Медину является началом летоисчисления мусульман. Появление Мухаммеда в Медине стало поворотным событием в жизни пророка. Уйдя из родной Мекки под насмешливые возгласы толпы, он вошел в Медину как признанный Пророк Аллаха. В Медине жизнь Мухаммеда и его окружения была построена в соответствии с принципами ислама. В людях воспитывалась жесткая дисциплина и поклонение Аллаху, а также полное презрение к смерти. Последнее стало главной отличительной чертой будущего исламского общества и армии. Когда из Мекки были посланы войска против Мухаммеда, жители Медины бесстрашно защищали своего пророка, который, однако, был ранен. Но распространение ислама продолжалось. Теперь проводники религии уже не защищались, а сами навязывали свое учение, перейдя от "оборонительной" тактики к "наступательной". Медина стала своего рода городом-государством внутри другого государства, со своей религией и своей армией. Из Медины были выгнаны все представители других религий: их ждала либо смерть, либо переход в ислам. Пятница стала священным днем Саббата; был установлен Рамадан - месяц поста. В 628 году Мухаммед привел к стенам Мекки 1400 воинов. Тогда был подписан договор, по которому конфликту мусульман и жителей Мекки был положен конец. Кааба был объявлен священным городом, к которому могли приближать и входить в который могли только мусульмане. Это правило действует и по сей день. За вся историю известно только о 15 европейцах-христианах, который вышли из этого города живыми. Одним их первых был Людовико ди Вартема из Болоньи в 1503 году, а последним англичанин Элдон Раттер. В 630 году Мухаммед заключил договор с христианами и иудеями, жившими на полуострове, по которому они попадали под защиту войска Аллаха взамен на предоставление части земли и уплаты налогов. В честь десятилетия официального установления Ислама Мухаммед совершил триумфальное паломничество в Мекку. Через три месяца после возвращeния в Медину он заболел и 8 июня 632 года, страдая от мучительной головной боли, умер. Но в том-то и дело, что христианская эра, установленная в VI-ом веке монахом Дионисием Малым, была вычислена неправильно. Существует несколько систем научной хронологии евангельской истории. Точная дата Рождества Христова не может считаться окончательно установленной. Чаще всего Рождество Христово относят к 4-му году до христианской эры. Для установления точной даты Рождества Христова должны быть приняты в соображение следующие указания Евангелия. Во-первых, из повествования Мф. II глава вытекает, что Христос родился при жизни Ирода Великого. Косвенное подтверждение дает Лк. (1:5), относя благовестие Захарии тоже ко "дням Ирода, царя Иудейского." От благовестия Захарии до Рождества Христова прошло не более пятнадцати месяцев (ср. Лк. 1:24-26). Данные древних источников, при переводе их на христианское летосчисление, заставляют приурочить смерть Ирода Великого к 4-ому году до Рождества Христова. Следовательно, Христос родился не позже этого года. Трудно думать, чтобы Он родился и много раньше. Более точных указаний Евангелие от Мф. не содержит. Во всяком случае, Иисус был еще младенцем, когда ангел возвестил Иосифу о смерти Ирода (2:19-21), и у читателя остается впечатление, что события Мф. гл. II в целом относятся к последним годам Ирода. С другой стороны, евангелист Лука свидетельствует (3:23), что, начиная Свое служение, Господь был лет тридцати. В контексте отрывка начало служения связывается с крещением Господним от Иоанна. Дата Крещения в Евангелии не дается. Но ученые согласны в том, что служение Иоанна не могло быть продолжительным, и хронологические координаты Лк. 3:1-2 должны относиться не только к служению Иоанна, но и к евангельской истории в целом. Иисусу было около тридцати лет "в пятнадцатый год Тиверия кесаря." Не входя в частности, можно считать вероятным, что пятнадцатый год Тиверия обнимал период времени от 1-го октября 27-го до 30-го сентября 28-го года по Рождестве Христовом наше