«Актуальные проблемы оптимизации системы высшего и послевузовского образования»Автор: Никитин Николай АндреевичНекоммерческое партнерство содействия развитию образования и науки «Институт Образования и Науки»г. Москва, тел.: 8 (495) 648-51-97, тел./факс: 8 (495) 789-87-83, e-mail: aknao@bk.ruСуществует расхожая формула – каждый рубль, вложенный в образование, т.е. в подготовку профессионала в конкретной сфере деятельности, обеспечит в будущем многократный прирост прибыли. С данной формулировкой трудно не согласиться в принципе. Однако ее реализация в каждом частном случае зависит от множества обстоятельств. В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс писал, что те, кто считают человека продуктом обстоятельств, забывают, что сами обстоятельства создаются именно людьми. Особую роль в создании подобных обстоятельств играет система образования, в том числе – высшее и послевузовское образование. Выявление актуальных проблем оптимизации системы высшего и послевузовского образования России – цель настоящего доклада. Проблемы оптимизации образования в нашей стране возникли не сегодня и не вчера. Все они, как нам представляется, стали закономерным итогом социально-экономического развития российского общества за последние 20 лет. Советский Союз имел прекрасную систему образования. Однако ее основные постулаты – государственный заказ на подготовку специалистов определенных квалификаций, а также жесткая регламентация порядка реализации государственных образовательных стандартов, не совсем подходят для стран с рыночной экономикой. Вместе с тем, как показала практика, сложившаяся в нашей стране современная образовательная система является скорее тормозом, нежели фактором социально-экономического развития. На наш взгляд, если сейчас не перестроить наше образование, очень трудно будет реализовать задачу создания в ближайшее двадцатилетие 25 миллионов современных рабочих мест – задачу, поставленную перед Политической партией «Единая Россия» В.В. Путиным. Цель оптимизации системы высшего и послевузовского образования в нашей стране состоит в том, чтобы регулярно поставлять в народное хозяйство бакалавров, специалистов, магистров, кандидатов и докторов наук в требуемом для каждой отрасли экономики количестве, необходимого уровня качества, с конкретной привязкой каждого профессионала по месту работы, в конкретное время, для конкретной фирмы и с общественно-необходимыми затратами. Реализация сформулированной таким образом миссии высшей школы миссии позволяет строить современную систему образования как логистическую систему. По нашему мнению, гармонизированная система развития высшего и послевузовского образования должна ориентироваться на конкретные потребности отраслей экономики и научный прогноз. Ее исходной точкой должны быть: 1.Государственный заказ ВУЗам на текущий год и на перспективу, который оплачивается из государственного бюджета; 2.Обобщенные Минэкономразвития заказы на трудовые ресурсы высшей квалификации от крупных отечественных фирм, оплачивающих обучение своих стипендиатов из собственного бюджета; 3.Прогноз о возможной потребности в выпускниках вузов на конкретный годи ближайшую перспективу, подготовленный совместно Минэкономразвития и Минобрнауки, с доведением его цифр до общественности. Разница между третьим показателем и первыми двумя дает количество студентов, аспирантов и докторантов, которое вузы могут готовить на платной основе. К сказанному следует добавить и такое замечание – соотношение между числом профессионалов средней и более высшей квалификации должно представлять собой «пирамиду», на нижней ступени которой находятся выпускники средней общеобразовательной школы, далее, последовательно, специалисты со средним специальным образованием, затем бакалавры, специалисты с высшим образованием, магистры, кандидаты и доктора наук. Причем, доля выпускников вузов в общей массе трудоспособного населения не должна превышать 14%, в том числе магистров не должно быть более 2%, а кандидатов и докторов наук – 0,12%. В то же время доля выпускников средних специальных учебных заведений должна быть не менее 40%. Структура составляющих «пирамиды» создаст возможность проведения грамотной ротации кадров, преемственности поколений и создания потенциала для модернизации технологии, обновления знаний и сфер их применения. Этой своеобразной квалификационной «пирамиде» должны соответствовать и уровни оплаты труда персонала в организациях всех форм собственности. Иными словами, профессор не должен получать за свой труд меньше уборщицы, что, кстати, мы порой наблюдаем. В свою очередь квалификационная «пирамида», сформированная путем государственного, корпоративного и социального заказа на профессионалов соответствующей квалификации и должна стать основой для ранжирования системы высших и средних специальных учебных заведений. Что касается вузов, то в них на этой основе должно определяться: -предельное количество ежегодно выпускаемых бакалавров; -предельное количество ежегодно выпускаемых специалистов и магистров; -предельное количество выпускников аспирантуры. Количество и качество ежегодно защищаемых кандидатских и докторских диссертаций должно соответствовать, во-первых, основным направлениям научных исследований в стране и в мире, во-вторых, повышенным требованиям к качеству самих диссертационных работ. Иными словами, экспертные советы ВАКа не должны «пропускать»посредственные диссертации. Оптимизация системы заказа на профессионалов высшей квалификации будет не полной без комплекса соответствующих мер собственно в вузах. Оптимизация деятельности высших учебных заведений, на наш взгляд, должна включать в себя: Во-первых, оптимизацию всей учебно-методической работы; Во-вторых, оптимизацию системы научно-исследовательских и, где это необходимо и опытно-конструкторских работ; В-третьих, оптимизацию административно-хозяйственной деятельности вуза. Оптимизация учебно-методической работы предполагает: 1.Повышение качества всех форм учебных занятий, т.е. увеличение их содержательности, с одной стороны, а также наглядности при изложении узловых положений темы, с другой. 2.Увеличение эффективности самостоятельной работы студентов, слушателей и аспирантов путем ужесточения всех форм контроля результатов самоподготовки. Возможно именно сейчас следует вернуться к системе тотального контроля за тем, как студенты готовятся к каждому занятию. В этой связи предлагается разработать по каждой теме курса учебной дисциплины короткие тесты, которые студенты обязаны выполнять перед каждым занятием. Причем трех студентов каждой учебной группы, получивших по итогам семестра совокупный высший балл, освобождать от семестровых экзаменов. 3.Повышение качества учебно-методической работы преподавателей и, в первую очередь, содержательно-методического уровня читаемых ими открытых лекций, а также подготовленных учебно-методических комплексов. 4.Совершенствование всех форм итогового контроля качества подготовки студентов, слушателей и аспирантов, особенно государственной аттестации студентов и слушателей, а также кандидатских экзаменов, сдаваемых аспирантами и соискателями. 5.Повышение уровня содержательности учебных и производственных практик на предприятиях всех форм собственности, включая предприятия, создаваемые при вузах. Оптимизация системы научных исследований предполагает, с одной стороны, активное участие вуза в общенациональных НИОКР, проводимых как по госзаказам, так и по заказам отдельных фирм, с другой стороны, подготовку аспирантов и докторантов, а также активное участие в НИР студентов в основном старших курсов. Участие высших учебных заведений в различных НИР и ОКР позволяет: во-первых, максимально использовать научный и творческий потенциал университетов, академий, институтов, где в настоящее время сосредоточено примерно 50% российских кандидатов и докторов наук; во-вторых, существенно пополнить бюджет вуза за счет финансовых поступлений за выполненные НИР по договорам подряда; в-третьих, решить проблему внедрения результатов работы многих аспирантов и докторантов; в-четвертых, выявить наиболее одаренных студентов и слушателей. Как указывали классики: В науке нет широкой столбовой дороги. И только тот может достичь ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам. Это всегда надо помнить, т.к. любой настоящий ученый- это фанат своей науки. Это- «штучный товар», который надо беречь, несмотря ни на что. Если это мы забудем, то когда-нибудь получим второго Григория Перельмана – гения, оттесненного в сторону начальством и более шустрыми коллегами в НИИ. Это надо же было так насолить человеку, что он, решив теорему А. Пуанкарэ, отказался не только от двух международных наград, но и от звания академика Российской Академии Наук. Чтобы подобного не повторялось в будущем, руководство научно-исследовательского подразделения ВУЗа в отношениях с учеными должно руководствоваться незыблемым правилом: не может быть бездельником человек, с отличием окончивший школу, а затем и университет. Вместе с тем не следует и забывать, что таких ученых как Григорий Перельман – единицы. Основная масса научных работников – скромные трудяги, активно участвующие в вузовских НИР и ОКР, добросовестно выполняющие определенный объем работы и часто защищающие на этой основевполне приличные кандидатские, реже докторские диссертации. Они, скорее всего, не сделают научного открытия, но зато хорошо подчистят (в научном плане) там, где прошли гении. Этих людей надо всемерно поощрять и правильно направлять их работу. Вышерассмотренная категория научных работников составляет абсолютное большинство научно-творческого коллектива ВУЗа. Наряду с ними всегда присутствует довольно большая группа сотрудников, которые, обладая низким научным потенциалом, умеют пристроиться практически клюбому временному творческому коллективу. Руководству ВУЗа следует следить затем, чтобы таких «псевдоученых» было как можно меньше. Важным аспектом научной работы в вузе является деятельность его аспирантуры и докторантуры. Оптимизация данных структурных подразделений университета, академии, института, на наш взгляд, предполагает: -согласование перечней тем кандидатских и докторских диссертаций с хоздоговорными темами, выполняемыми ВУЗом, а также с решением проблем, стоящих перед наукой, производством, органами управления российского государства и бизнеса; -выявление (с помощью психологов, а также ведущих ученых ВУЗа) склонности соискателей кандидатскихи докторских степеней к творчеству в определенных сферах научной деятельности; -постановку жестких преград тем, кто пытается получить ученую степень, опираясь лишь на «толстый кошелек»; -утверждение для каждого аспиранта, докторанта четких личных планов работы и постоянный контроль за их реализацией. Все это, вместе взятое, безусловно, повысит эффективность научных исследований в ВУЗе, одновременно отсекая всех тех, кто недостоин носить высокое звание « ученый». Оптимизируя учебно-методическую и научную работу руководство ВУЗа должно также оптимально использовать имеющиеся в его распоряжении финансовые и материальные ресурсы, т.е. оптимизировать всю свою административно-хозяйственную деятельность. Оптимизация административно-хозяйственной деятельности, по нашему мнению, предполагает: Во-первых, оптимизацию организационно-штатной структуры самого ВУЗа: - увеличение нормативного числа студентов, приходящихся на одного преподавателя; - обеспечение оптимального соотношения между преподавательским составом и всеми остальными сотрудниками ВУЗа; Во-вторых, оптимизацию оплаты труда сотрудников ВУЗа при соблюдении принципа приоритетности оплаты труда педагогов и научных сотрудников. Как нам представляется здесь уместно было бы внедрить бестарифную форму оплаты труда. В-третьих, оптимизацию всей системы материально-технического снабжения основных структурных подразделений ВУЗа, оставляя в их распоряжении часть средств, получаемых за выполненные хоздоговорные НИР, в качестве оплаты за обучение студентов, обучающихся на внебюджетной основе и т.п.; В-четвертых, оптимизацию использования студенческих общежитий, служебного жилья аспирантов, докторантов и преподавателей, спортивных и культурных объектов ВУЗа. Их содержание частично должно оплачиваться за счет средств, зарабатываемых данными подразделениями ВУЗа. Наша страна ежегодно затрачивает сотни миллиардов рублей бюджетных и внебюджетных средств на содержание высших учебных заведений. А чтобы будущая отдача от этих затрат измерялась триллионами следует тратить каждый вложенный в сферу высшего и послевузовского образования рубль оптимально. И тогда выпускник юридического ВУЗа не будет работать охранником в автосервисе, а выпускница факультета управления – продавать цветы на рынке. Тогда социальный и материальный статус кандидата или доктора наук будет не ниже статуса среднего предпринимателя или топ-менеджера крупной фирмы. Тогда наша Родина станет вновь ведущей индустриальной державой, с которой никто не посмеет разговаривать с позиции силы.