Муниципальное общеобразовательное учреждение Юрьевская основная общеобразовательная школа Островского муниципального района Костромской областиАвтор программы: Румянцева Альбина Николаевна заместитель директора по УВРЦель: Формирование высоконравственной личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении.Задачи:Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов для развития творческих способностей ребенка. Организация занятости детей во внеурочное время. Совершенствование работы по сотрудничеству с организациями и учреждениями социума. Социальная защита прав несовершеннолетних и их семей. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности в рамках всего социума.Этапы реализации программы:I этап – подготовительный (2004 – 2005гг.) диагностика интересов и занятий, учащихся во внеурочное время; поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания изучение перспективных технологий и определение стратегии и тактики действий.II этап – практический (2006 – 2007 гг.) наблюдение за изменениями в социокультурной жизни села, поселка; организация и проведение внеклассных мероприятий в социуме; участие в районных и областных мероприятиях; расширение сети кружков в школе и социуме.III этап – обобщающий (2008 – 2009 гг.) мониторинг изменений состояния социальной среды в социуме; соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами; определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.^ Пояснительная записка. В современных условиях жизни общества воспитание подрастающего поколения по-прежнему остается одним из приоритетных направлений. Воспитательная система школы ориентируется на воспитывающий потенциал окружающего социума, и использует и приумножает его традиции. Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций требует новых подходов к воспитанию молодого поколения. Разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада, высокая занятость родителей или, напротив, их безработица, высокий процент малоимущего населения, особенно на селе. Это ведет к снижению культурного и социального положения семьи в микрорайоне школы. Поэтому школа остается единственным очагом доверия, понимания, гуманности. Таким образом, возникла необходимость разработать свою программу действий по воспитанию подрастающего поколения, используя возможности воспитательного пространства сельского социума. Школа и сельский социум Блоки Цели и задачи Содержание Ожидаемый эффект 1 блок «Папа, мама, я – дружная семья!» -включение родителей и детей в досуговую деятельность;-использование возможностей семьи для организации свободного времени детей и их товарищей;-создание традиций, ритуалов в проведении семейных праздников.-создание у учащихся и их родителей мотивационной потребности в выборе форм позитивного созидательного досуга неразрушающего здоровье. Педагогическое просвещение родителей.Работа с трудными семьями, трудными детьми.Общешкольные праздники «Праздники для всей семьи».- семейный КВН;- спортивный праздник «Красота, сила, ловкость»;- районный конкурс семейных фотогазет;- районный конкурс поделок из природного материала;- День матери;- Международный женский день. Повышение заинтересованности родителей в развитии детей;снижение правонарушений среди подростков в социуме школы. ^ 2 блок «Развитие творческих способностей»(твори, выдумывай, пробуй.) -приобщение всех учащихся к творчеству; развитие инициативы;-внедрение в практику воспитательной работы новых методик и технологий;-развитие творческих способностей и возможностей детей;-поддержка талантливых детей;-создание условий для творческого роста; -стремление учащихся к саморазвитию и самореализации. Организация внеклассной работы и активного досуга детей.Работа кружков по интересам.Участие в областных смотрах-конкурсах: - «Мир природы глазами детей» - «Природа и фантазия» в районных конкурсах детского творчества:- «Я вижу мир»;- «Вместо елки праздничный букет»;- «Подарок для Снегурочки»;- «Ах, реклама хороша, ведь в тебе моя душа»- «Фантазия и мастерство»Районный конкурс художественного слова «Пушкинская лира».Конкурс сочинений «Его я узнал не из книжек жестокое слово «Война».Общешкольные мероприятия: - конкурс «Ученик года»; - предметные недели; вечера: - «Осенние посиделки»;- Новогодний бал;- Выпускной вечер и т.д.традиционные школьные праздники:-День знаний;- День учителя;- Татьянин день;- День святого Валентина;- Последний звонок.Благотворительные концерты. Стремление учащихся к саморазвитию и самореализации. ^ 3 блок «Я и мои земляки» (связь с ветеранскими организациями, патриотическое воспитание) -воспитание у учащихся любви к Отечеству, родному краю;-уважительное отношение к старшему поколению;-гордость за героический подвиг земляков по защите Родины, за трудовые свершения костромичей;-совершенствование форм работы клуба «Победа» и зала Боевой и Трудовой славы;-привлечение учащихся к поисковой и исследовательской работе. Изучение истории Отечества.Сбор материалов об истории Малой родины, страны, об участниках ВОВ, тружениках тыла и благотворительная деятельность в их адрес.Деятельность клуба «Победа»:- акции «Ищу героя», «Открытка», «Обелиск»,«Ветеран живет рядом» - Уроки мужества;- встречи с ветеранами ВОВ, участниками Афганских и Чеченских событий;- конкурсы сочинений и рисунков на военную тематику;- участие в областных конкурсах по историческому краеведению;- районный литературный конкурс «Родина мужественных»;- театрализованный конкурс на тему: «Фестиваль солдатской песни»;- тимуровское движение.Связь с ветеранскими организациями: - проведение совместных праздников, митингов;- поздравление ветеранов, проведение концертов.Привлечение для работы с детьми работников правоохранительных органов по предупреждению правонарушений. Сбор материала о ветеранах войны и труда. Воспоминания оформлены в альбомы о 25 ветеранах и используются при проведении уроков истории, классных часов, экскурсий в зал Боевой и Трудовой славы.Под опекой и вниманием находятся 6 ветеранов ВОВ и 1 узница концлагеря. ^ 4 блок «На здоровье!» (спортивно-оздоровительная работа) -формирование знаний в области охраны здоровья;-воспитание мотивационной потребности в соблюдении правил социального поведения и обучение приемам саморегуляции;-создание условий для сохранения физического, психического и нравственного здоровья учащихся. Работа по формированию основ и мотивов здорового образа жизни;Организация спортивно-массовых мероприятий, соревнований, праздников;Организация каникулярного отдыха детей;Работа спортивных секций;Дни здоровья;Соревнования:- по волейболу;- лыжный спорт; - легкоатлетический кросс; - шахматный турнир; - соревнования по легкой атлетике;- «Безопасное колесо»; - Туристический слет;Общешкольный спортивный праздник «Сила, красота, ловкость»;Проводы Широкой Масленицы;Работа в летнем лагере «Солнышко»;Привлечение для бесед работников ГИБДД, медицинских работников. Повысилось стремление учащихся к занятиям физической культуры и спортом.Добились положительной динамики здоровья, сократилось количество заболеваний.Увеличилось количество детей в основной группе здоровья за счет перехода из подготовительной.Приобщение всех учащихся к занятиям физической культуры. ^ 5 блок «Сельский социум»(внешкольные связи) -создание условий для развития творческих способностей, активности у детей и подростков;-формирование духовно-нравственной личности, обладающей -гражданской позицией, навыками нравственного поведения;-поиск новых форм взаимодействия учреждений воспитательного пространства. Деятельность учреждений культуры по формированию и развитию творческих способностей детей и подростков.работа клуба «Пчелка»;поисково- исследовательская деятельность клуба «Истоки»;фольклорный ансамбль «Лучинушка»;Совместная работа сельской и школьной библиотек. Беседы медицинских работников с учащимися. Возросла активность детей.Укрепились связи школы с Домом Культуры, библиотекой, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов.Повысился культурный уровень детей. ^ 6 блок «Управление воспитательным процессом в школе »(мониторинг и диагностика) -формирование общественного мнения по отношению к задачам, стоящим перед школой, которые обсуждаются на педсовете или на совещании при директоре;-организация неформального общения между педагогами и администрацией, администрацией и учащимися, между педагогами;-побуждение к творчеству с учетом индивидуальности педагога;-оценка результатов воспитательной работы. Посещение внеклассных мероприятий классными руководителями и администрацией школы. Проведение внеклассных мероприятий с последующей информационной диагностикой. Диагностирование учителей, учащихся и их родителей. Изучение морально – психологического климата в классных коллективах. Изучение коммуникативных умений классных руководителей. Работа творческих групп. Формы фиксирования результатов диагностики:- составление графиков, диаграмм;- составление характеристик, - заполнение карт;- заполнение карт развития воспитанников. Диагностическая деятельность позволяет собрать объективную информацию, обеспечивает систематичность изучения результатов наблюдений и повысить эффективность воспитательного процесса. Своевременная помощь педагогам со стороны администрации, стимулирование для процесса поиска. Проявление доброжелательного внимания к педагогу, отказ от категоричных требований со стороны администрации, рациональная организация труда. Структура воспитательного пространства^ В школе созданы необходимые условия успешности воспитательного процесса:включение и заинтересованное участие родителей в воспитательном процессе;наличие положительного психолого-педагогического климата;использование авторитета, опыта и личных достоинств педагогов в воспитательном процессе;атмосфера доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности на всех уровнях педагогического пространства.^ Структура воспитательной работы. Алгоритм управления профессиональным ростом педагога-воспитателя.1 шаг. – ДиагностированиеДиагностирование помогает проанализировать причину успехов и неудач в практическом опыте педагогов. Администрацию школы интересует отношения педагогов к администрации, друг к другу, к своему делу.2 шаг – ^ Выдвижение администрацией школы новаторской инициативыЭто могут быть нетрадиционные мероприятия, которые заслуживают внимания. Таковыми могут быть задачи, которые ставит перед школой жизнь. Задачи, которые осознаются коллективом и выдвигаются администрацией школы в качестве первоочередных.3 шаг – ^ Создание условий для творчества педагогов.Педагог творец. И администрация школы создает условия для развития творчества. И всегда старается стимулировать морально и материально талантливых педагогов. Результативность программы.Таким образом, важными показателями в работе школы являются: - отсутствие правонарушений среди подростков; - авторитет школы, учителя у большинства родителей, учеников и населения; Сложившаяся система воспитательной работы позволяет: сделать сравнительный анализ в росте активности детей;корректировать поведение учащихся;развивать и пропагандировать традиции родного края, систему патриотического воспитания;строить отношения учителей и учащихся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сотрудничества, сотворчества;крепить связи школы с семьей и со всеми структурными подразделениями сельского социума.Документы и литература, лежащие в основе разработки программы: Закон РФ «Об образовании» Конвенция о правах ребенка Типовое положение «Об образовательном учреждении» Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя» Н. И. Дереклеева «Справочник завуча» Школьные локально-нормативные акты: Положение о классном руководителе Положение о школьном совете старшеклассников Положение о конкурсе «Ученик года» Модель выпускника Положение о проведение внеурочных мероприятий Положение о совете профилактики правонарушений Положение о работе зала Боевой и трудовой славы План взаимодействия школы и сельского социального окружения Положение о физкультурно-оздоровительной работе в школе Вестник образования. Научно-практический журнал «Завуч». Журнал для руководителей учебных заведений органов образования «Директор школы» Научно-методический журнал «Классный руководитель» Примечание. Создавая нашу воспитательную систему, мы стремились так организовать жизнедеятельность школы, чтобы она заполнила культуро-образное пространство ребенка, чтобы он смог познавать самого себя, попробовал свои силы, учился взаимодействовать с другими людьми, в процессе деятельности приобретал жизненный опыт. Система воспитательной работы школы одобрена. Наша школа заняла I место в областном этапе III ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении» и награждена Дипломом I степени.