Реферат по предмету "Разное"


Автор:  Е. Н. Пронина, специалист общего и профессионального образования администрации г. Протвино (Московская область)

ДЕТСКАЯ ЖЕСТОКОСТЬ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ Автор: Е.Н. Пронина, специалист общего и профессионального образования администрации г.Протвино (Московская область) Жертвой жестокого обращения в детской среде может стать любой ребенок. Однако наиболее уязвимы дети, отличающиеся от ровесников внешними особенностями, как физическими, так и психическими. В «группу риска» попадают дети с физическими недостатками, другой национальности, необычным поведением и т.д. Жестокое обращение деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений. У детей, пострадавших из-за жестокого обращения, могут возникнуть социально-опасные формы поведения: насильственного, суицидального и зависимого характера (ПАВ-зависимость, интернет-зависимость, игровая зависимость). Рассмотрим некоторые формы детской жестокости. В скандинавских и англоязычных странах используются следующие термины: притеснение, дискриминация, моббинг (преимущественно групповые формы притеснения ребенка), буллинг. Последний термин используется в специальной литературе наиболее часто. Считается, что он полнее всего отражает суть обсуждаемого нами явления. Д.Лейн и Э.Миллер (2001) ассоциируют этот термин с травлей и определяют буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного ребенка или группы детей к другому ребенку (другим детям). Мотивация к буллингу и моббингу различна: месть, восстановление справедливости, инструмент подчинения лидеру, конкуренция, неприязнь, садизм акцентуированных и дисгармонично развивающихся личностей. Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство, прежде всего, тем, что школа – универсальное место для разрядки многочисленных негативных импульсов. В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой» Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве школы, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой. Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим. Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две большие группы:1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения; 2-я группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших. ^ Выявление и диагностика медико-психологических последствий буллинга (моббинга) Объективные сложности раннего выявления буллинга в нашей стране ограничивают возможность целенаправленной работы в этом направлении. Выявление буллинга носит случайный и эпизодический характер. В этой связи каждый педагог, психолог или социальный работник должен быть готов к встрече в своей профессиональной деятельности с буллингом, чтобы распознавать основные проявления его наиболее тяжелых последствий: насильственного, суицидального и зависимого поведения. На практике в нашей стране больше ориентируются на выявление детей и подростков, относящихся к группе риска по буллингу. К факторам, позволяющим отнести ребенка к группе риска по буллингу относятся: - множественный стресс. Речь идет о том, что жертвы травли обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности – все это характерно для жертв травли.- провоцирующие особенности жертвы. Так называемые провоцирующие жертвы (provocativevictims) – это дети и подростки, которые вследствие их личностных особенностей могут являться раздражающим факторам для большинства их условно толерантных ровесников. Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т.д. уже, с точки зрения «обычных» школьников, может явиться достаточным поводом для негативного отношения. - стигматизация – расовые (национальные) и физические особенности ребенка, не только физические недостатки, например, «заячья губа» или тугоухость, но и некоторые фенотипические особенности. Необычный цвет волос, тембр голоса, форма ушных раковин и т.д. для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле. На проявления буллинга (моббинга) все дети реагируют по-разному. При наблюдении за детьми, страдающими от буллинга (моббинга) могут обнаружиться их следующие особенности: Поведенческие особенности: - дистанцированность от взрослых и детей;- негативизм при обсуждении темы буллинга; - агрессивность к взрослым и детям.  Эмоциональные особенности: - напряженность и страх при появлении ровесников;- обидчивость и раздражительность;- грусть, печаль и неустойчивое настроение. У подвергающихся хроническому стрессу несовершеннолетних снижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям; возникают психосоматические расстройства (классические рвоты детей перед школой, вегето-сосудистая дистония, тахикардия, брадикардия, энурез и др.) Достоверная информация может быть также получена в результате искренней беседы специалиста и пострадавшего ребенка. Однако это возможно далеко не всегда и к тому же требует особой подготовки. С другой стороны, любой педагог, психолог или социальный работник должен быть готов к адекватному, понимающему и сопереживающему отражению исповеди травмированного ребенка о травле другими детьми, если последний решил ему открыться. Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. В этом случае может быть упущена драгоценная возможность узнать о серьезных проблемах в жизни детей и подростков, возможно даже не связанных с темой насилия. Дети в качестве доверенного лица во многих случаях склонны выбирать авторитетных взрослых. За родителями, которые могут и потерять доверие своих детей, в качестве таких положительных идеалов доверия часто следуют педагоги и психологи. Крах детской надежды может привести к фатальным последствиям. Для определения ситуации буллинга (моббинга) и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение клинико-психологического обследования. Необходимо опросить как самого пострадавшего, так и возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей. Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты: - реальность самого буллинга;- его длительность; - его характер (физический, психологический, смешанный); - основные проявления буллинга;- участники (инициаторы и исполнители буллинга);- их мотивации к буллингу;- свидетели и их отношение к происходящему;- поведение жертвы (пострадавшего); - динамику всего происходящего;- прочие важные для диагностики обстоятельства. Полученную информацию специалист должен сопоставить с анамнезом жизни пострадавшего. Особенно важны любые данные о предшествующем негативном жизненном опыте также детей в семье, в различных детских коллективах и среди ровесников в неформальных ситуациях, количество случаев и характер пережитого ими в прошлом насилия. При этом учитывается вероятность оговора или ложной, ошибочной интерпретации межличностных отношений самим ребенком, равно как и отказ от обсуждения своей ситуации жертвой, диссимиляция (сокрытие) как самого факта буллинга, так и его последствий. Существует несколько типов адаптации детей к буллингу (моббингу): активное сопротивление, пассивное сопротивление, отказ от сопротивления, бегство от травмирующей ситуации, проблемно-усугубляющее поведение. Дети, длительное время подвергающиеся буллингу (моббингу), могут обнаруживать адаптационные нарушения, посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). ^ Диагностика постстрессовых расстройств В основе диагностики ПТСР у детей и подростков, переживших буллинг, лежит специально cтруктурированное интервью. В1986 г. Пинус и Спенсер (Pynoos, R., Spencer,E., 1986) предложили стандартизированное интервью, направленное на диагностику ПТСР и помощь ребенку в совладании с травмой, которое может быть использовано для диагностической работы с детьми и подростками, пострадавшими от травли. ^ Первая стадия Фокусирование. Здесь важно дать ребенку или подростку понять, что вам важно то, что он пережил, что он не одинок в своей беде, что он – не единственный, кто прошел через это. ^ Рисование и сочинение рассказа. Предложите ребенку или подростку нарисовать то, что он хочет, а затем составить рассказ по рисунку. Важны уточняющие к рисунку и рассказу ваши вопросы: «А потом что случилось?», «А это что?», «Что это значит?» Ваш искренний интерес способствует спонтанной активности ребенка (подростка). С младшими школьниками детьми можно использовать куклы. ^ Соотношение с травматическим событием. Рисунок дает ключ к пониманию тревоги и механизмов совладания. Дети обычно справляются с тревогой сразу после травмы следующими способами: - отрицание в воображении – придумывают другой исход травматического события.- подавляют спонтанные мысли о событии, избегают напоминаний о нем.- событие не отражается в воображении – ребенок рисует реальную сцену и дает неэмоциональный, «документальный» отчет о событии.- ребенок возбужден, думает о возможных отрицательных последствиях, но не может сосредоточиться на актуальной теме. ^ Вторая стадия Оживление переживания. Переход от рисунка и рассказа к обсуждению самого травматического события. Здесь можно ожидать взрыва эмоций, поэтому вы должны быть готовы защитить ребенка от избыточных эмоций, разделить с ребенком горе и страх и обеспечить ему физический комфорт. ^ Воспроизведение травматического события. Для этого нужно иметь гарантии, что пострадавший справится с сильными отрицательными эмоциями: «Теперь расскажи, что случилось?», «Как это было?» ^ Восприятие травматического события. «Это был стыд, сильный стыд!», «Где именно ты ощущал этот стыд?» Задача специалиста – создать безопасную обстановку для дальнейшего продолжения работы с пострадавшим. ^ Особые детали события. Здесь необходимо помочь ребенку разделить себя и жертву или себя и насильника, справиться с травматическим опытом. Важно обсудить проблемы ответственности за насилие и разработать внутренний план действий, который поможет предотвратить подобную ситуацию. ^ Наказание или возмездие. Специалист может поддержать идеи возмездия, чтобы помочь справиться с чувством беспомощности. Контроль над импульсами. Если пострадавший связывает действия агрессора с яростью, ненавистью, безумием, можно с ним обсудить, что он сам делает, когда переживает подобные чувства. Часто он боится своих неконтролируемых импульсов, особенно если они связаны с местью. ^ Третья стадия Резюме. Обсуждение интервью. Важно дать понять пострадавшему, что его чувства совершенно естественны, они нам близки и понятны, что он может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку. ^ Реальные страхи. Оцените динамику потенциальных или актуальных переживаний. Пострадавший нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость, похвалите за поведение во время интервью. «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло». ^ Отзыв ребенка (подростка) об интервью. Мнение ребенка об интервью, что для него было полезным, что особенно трудным и неприятным. Заключительные слова. Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз. Важно в процессе всего интервью задавать тактичные, но прицельные вопросы, способные прояснить психопатологический статус пострадавшего. Здесь важно, чтобы «специфические» вопросы не усугубили бы состояние ребенка и, особенно, подростка. Психологическая диагностика призвана уточнить определенные эмоциональные и поведенческие аспекты личности несовершеннолетних, пострадавших от травли. Специалистов, в первую очередь, интересует интенсивность тревоги и специфика страхов травмированных детей и подростков. Депрессия и суицидальные намерения, в случае их актуальности для пострадавших, так же хорошо выявляются в результате этих обследований. Фиксация на прошлом, планы на будущее, поддержка или отсутствие таковой в семье и классе – важнейшая информация, которую можно получить в ходе психологического обследования. Во многих случаях психологическая диагностика способствует прояснению деталей насилия, которые не были выяснены в клиническом интервью. Ведущим психологическим инструментом здесь является набор графических методик: «Рисунок семьи», «Рисунок класса», «Дом, дерево, человек», «Фигура человека», тест «Несуществующее животное». В некоторых случаях полезно применение рисуночно-ассоциативной методики Вартега и проективно-сказочной методики Горбатова. ^ Помощь детям, пострадавшим от насилия Чем раньше пострадавшему начинает оказываться профессиональная помощь, тем лучше прогноз (психолого-педагогическая, психотерапевтическая, психиатрическая (в зависимости от тяжести состояния пострадавшего). Работа должна охватывать все сферы поражения пострадавших с учетом их состояния (соматическую, психическую, социальную). Терапевтическая помощь уже начинается с интервью, о котором говорилось ранее. Важная роль отводится работе по налаживанию отношений с социальным окружением. Необходимо разделение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями. ^ Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга (моббинга) - Первичная профилактика реализовывается по трем направлениям:- Создание условий недопущения буллинга (моббинга).- Скорейшее и грамотное разобщение ребенка с соответствующими стрессовыми воздействиями.- Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле, как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию. Большинство педагогов США, психотерапевтов и консультантов в американских школах считают, что проблема профилактики притеснения, травли, насилия может быть решена поэтапно. Первый этап – признание наличия проблемы. Признание проблемы в рамках школы требует, что бы кто-то взял на себя инициативу сказать о ее существовании и о работе с ней. Работа с притеснением может быть эффективна только тогда, когда определенная группа или школа как целое определяет проблему и соглашается с тем, что важно изменить ситуацию. Пока не будет достигнуто согласие, нет смысла начинать работу. Важно, чтобы к сотрудникам школы присоединились ученики и их родители. Сначала нужно определить масштаб проблемы. Это можно сделать различными путями, например, при помощи анонимного опроса учеников на тему, были ли у них до сих пор проблемы в школе, есть ли у них неприятности в настоящее время, знают ли они кого-нибудь, у кого есть неприятности, если они в настоящее время не имеют лично каких-либо проблем, то испытывают ли страх за свою безопасность вообще? Такой же опрос необходимо провести и среди учителей. Затем сравнить результаты двух опросов и сопоставить их с информацией, полученной от родителей (опрос родительской озабоченности). Второй этап – определение проблемы (ее суть, серьезность, частота возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей); контроль агрессивных намерений обидчиков и состояния жертвы; выработка плана работы с ситуацией. Третий этап – реализация выработанного плана. Далее инициативная группа оповещает школьное сообщество о сути происходящего, о тех направлениях работы, которые будут реализоваться для профилактики насилия. Например, - создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в школе; - лучшее наблюдение за холлами, комнатами отдыха, столовыми;- соответствующая воспитательная работа по классам в режиме свободной дискуссии;- разработка этического кодекса школы;- ясно выраженное ожидание, что ученики будут сообщать о нарушениях либо администрации, либо консультантам;- создание консультантами групп поддержки для пострадавших и групп для работы с обидчиками. Важным моментом является подготовка учителей к тому, что им делать при обнаружении ситуации травли. Вот примеры из методических рекомендаций, разработанных в 1991 году Jonstone, Munn и Edwards: - оставаться спокойным и руководить ситуацией;- воспринять случай или рассказ о нем серьезно;- принять меры как можно скорее;- подбодрить потерпевшего, не дать ему почувствовать себя неадекватным или глупым;- предложить пострадавшему конкретную помощь, совет и поддержку- сделать так, чтобы обидчик понял, что ВЫ не одобряете его поведение;- постараться сделать так, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы;- наказать обидчика, если нужно, но очень взвешенно подойти к тому, как это сделать, чтобы не навредить «жертве»;- ясно объясните наказание и за что оно назначается. ^ Вторичная профилактика Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у детей и подростков патологических последствий буллинга (моббинга) и своевременное оказание квалифицированной комплексной помощи. ^ Третичная профилактика Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Необходимо напомнить, острый психоз и суицидальное поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать ребенка у психиатра. Острый психоз или суицидальные намерения – повод для экстренной психиатрической консультации, даже без согласия родителей, так как в отсутствие родителей за жизнь и здоровье ребенка ответственность несет педагог. Особое внимание при оказании помощи пострадавшим от буллинга (моббинга) необходимо уделять детям из неблагополучных семей, у которых велик риск переживания насилия в условиях уличной среды, характер которого более жестокий. Чем быстрее будут выявлены факты жестокого обращения, насилия в детской среде, тем легче предотвратить его тяжелые патологические последствия. Работа по профилактике буллинга (моббинга) будет только в том случае, если проводится комплексно, в сотрудничестве с родителями учащихся, а не от случая к случаю. Загрузить презентацию можно по ссылке.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.