Реферат по предмету "Разное"


Автор материала

Автор материала: Андроник В.А., методист кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУИнформационно-педагогический модуль (обобщение опыта работы учителя начальных классов МОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа Саракташского района» Барсуковой Любови Александровны) Тема: «Формирование познавательного интереса младших школьников к предмету «Окружающий мир» средствами информационных технологий» 1. Теоретическая база опыта. Вопросам применения информационных технологий в школьной практике на современном этапе развития системы образования посвящены многие исследования (Д.Солпостер,Д.И. Бэленел, Б.Сутирин, Б.С. Гершунский, А.П. Ершов, B.C. Леднев, И.В. Роберт, Е.К. Хеннер и др.). При этом особое значение придается проблеме внедрения компьютеров в учебно-воспитательный процесс современной школы в связи с возможностью оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся при овладении ими содержанием образования (Т.М.Клейман, Л.Ш.Леверберг, С.П.Манукян, Видерхольд, Д.В. Зарецкий, З.А. Зарецкая и др.) Значительный вклад в разработку проблем применения информационных технологий в обучении младших школьников внесли В.И.Варченко, А.А.Витуховская, С.П.Первин, A.B. Горячев, В.В. Давыдов, A.A. Кузнецов, К. Маклин, Ю.А. Первин, С. Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер и др. Большинство авторов признают компьютер в качестве эффективного средства активизации обучения. Вместе с тем, в исследованиях не находят должного отражения дидактические и методические аспекты использования средств информационных технологий для повышения уровня познавательного интереса младших школьников. 2. Актуальность. У значительной части учащихся наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у большинства из них остается на прежнем уровне и даже снижается. Количество учащихся, проявляющих интерес к учебной деятельности, уменьшается по мере их взросления с первого по четвертый класс включительно с 81% до 62%. Это определило актуальность выбранной темы и позволило сформулировать проблему исследования: каковы эффективные условия, методы, формы и средства формирования познавательного интереса у младших школьников, отвечающие современным и перспективным задачам педагогической практики? Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.^ 3. Основополагающими принципами данного опыта являются: - принцип сознательности и активности учащихся в обучении; - принцип научности;- принцип связи обучения с практикой; - принцип системности и последовательности;- принцип доступности;- принцип наглядности; - принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.^ 4. Условия возникновения проблемы, становления опыта: Появление компьютеров, компьютерных игр, новых образовательных программ вступают в противоречия с целями и задачами школы. На первый план выступает необходимость внедрения новых средств обучения для повышения мотивации, интереса к учебе, организация учебного процесса в свете новых требований жизни. Появляются компьютерные классы в школах, образовательные и развивающие компьютерные программы, что заставляет по-новому взглянуть на организацию учебного процесса в начальной школе.5. Сущность. Информационно-коммуникативные технологии – одно из самых эффективных средств в развитии мотивации к обучению. Если видеофильмы давно и прочно вошли в процесс обучения, то компьютерные технологии постепенно. Но уверенно занимают свое место в образовательном процессе. В педагогической работе постоянное использование информационных средств служит повышению качества обучения, развитию познавательного интереса к предмету. Применение имеющихся учебных электронных пособий возможно на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения практических работ, получения дополнительной информации для урока. С максимальной возможностью следует использовать все электронные учебники, которые имеются в школе. Использование в процессе обучения компьютерных технологий: - способствует эффективному усвоению учебного материала; - помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно - развивающим; - позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения; - предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей. В чем видит педагог преимущества использования компьютерных технологий: * возможность использования на различных этапах урока; * многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент; * детализирование изучаемых объектов и их частей; * восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне. Уроки с использованием электронных изданий вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. ^ 6. Основные компоненты опыта: На первом этапе исследования проводился анализ учебно-программной документации, психолого-педагогической и методической литературы. Изучены виды медиауроков, выявлены предъявляемые к ним требования. Обобщен опыт работы учителей по разработке и внедрению в учебный процесс информационных технологий, найдены подходы к решению поставленной проблемы. Полученный материал позволил определить основные цели и задачи дальнейшей работы. На втором этапе проанализирована программа по окружающему миру в 3 классе; разработана методика применения информационных средств; разработаны и проведены уроки по некоторым разделам курса «Окружающий мир». По результатам проведенного педагогического эксперимента получена оценка эффективности применения ИКТ на уроках в формировании познавательного интереса младшего школьника. На третьем этапе завершена экспериментальная работа, проведена обработка и анализ полученных результатов, внесены коррективы в разработанные программные средства, произведено уточнение теоретических положений. ^ 7. Новизна опыта. Новизна исследования заключается в том, что были изучены условия использования компьютера в процессе обучения как фактора формирования познавательного интереса младших школьников, разработаны уроки с использованием ИКТ в начальной школе.^ 8. Система работы учителя и ее результативность. На уроках окружающего мира были показаны открытые уроки по темам: «Разнообразие изменений в окружающем мире», «Осенние изменения в растительном и животном мире», «Вода и её свойства», «Зима в жизни животных», «Размножение животных» и др. Задача учителя - помочь формированию активной жизненной позиции, умению добиваться своих целей, анализировать ситуацию, делать выводы. Для этого нужно вооружить учащихся технологией обучения, начиная с самой первой ступени. Современные технологии: ролевая игра, уроки-исследования, частично-поисковый метод, коллективные и групповые формы работы, педагогические мастерские позволяют добиваться хороших результатов в развитии и обучении школьников. Разработав систему уроков, направленных на формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, проведя опытно-экспериментальную работу, мы получили результаты, показывающие правильность выбранного направления. По итогам контрольного этапа мы установили, что уровень сформированности познавательного интереса детей младшего школьного возраста к предмету «Окружающий мир» стал намного выше. Количество учеников с высоким уровнем интереса возросло с 25% до 50%; результаты среднего уровня повысились с 33% до 41%; количество учеников с низким уровнем познавательного интереса понизилось с 41% до 9%.^ Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Необычные природные явления. Цели: 1. Сформировать представление о необычных природных явлениях (засуха, ненастье, гроза, град, радуга, смерч); 2. Развивать наблюдательность и воображение, умение добывать информацию из иллюстраций и художественных произведений; 3. Воспитывать эстетические чувства, безопасное поведение в природе. Оборудование: компьютер, проектор, экран, модели условных знаков,^ Презентация «Необычные явления природы», видеоролик «Природные явления». Ход урока. I. Организационный момент. - Подарите друг другу тепло своих ладоней. Пожелайте здоровья, успехов. Пора отправляться в путь. II.Проверка домашнего задания. 1. Ответы на задание 13: дождь, ветер. - Что такое дождь? (Это осадки.) - А ветер? (Это движение воздуха.) - Что важно знать о ветре? (Силу и направление ветра.) - О чем это говорит? ( Сила ветра говорит о скорости ветра: слабый – от 3-5м/сек, средний – от 5-10 м/сек., сильный – более 15м/сек.; Направление ветра указывает на возможное изменение погоды: северный – несет похолодание, южный – потепление, западный – осадки, восточный – засуху или ураган.) 2. Ответ на задание 14: - дождь- роса- туман- град- снежинка- иней Ключевое слово – осадки. 3. Игра «Найди пару». Работа в группах. - Определите время года и вид осадков, который характерен для этого сезона. 1-я группа: лето, 2-я группа: осень, 3-я группа: зима; 4-я группа: весна.( ответы проецируются после высказывания ребят) - Может ли быть так: летом выпадает град, зимой – дождь с грозой? (Ответы детей ). III. Постановка темы и целей урока. - Догадайтесь, что будем изучать на уроке? - Будем изучать необычные природные явления. Что значит – изучать природные явления? ( Необходимо их наблюдать, описывать, попытаться разгадать причину возникновения.) - Также необходимо оценить опасность природных явлений для жизни, понять, каким правилам надо следовать, чтобы не случилось несчастье. Вот по такому плану мы будем изучать необычные природные явления. IV. Изучение нового материала. IV.1. - Отгадайте загадку и ответьте на вопросы: 1) Сначала – блеск, За блеском – треск, За треском – плеск. ( Молния, гром, дождь.) 2) Мгновенный разряд скопившегося атмосферного электричества в воздухе. (Молния.) 3) Атмосферное явление в виде бурного ненастья с громом и молнией. ( Гроза.) слайд 5 4) Из-за чего бывают грозовые бури? Рассказ. Ученые полагают, что когда кристаллы льда в облаках трутся друг о друга, образуется электричество, которое высвобождается в виде вспышки молнии. Небо освещается молнией, воздух вдоль её пути нагревается и быстро расширяется. Возникает взрывная волна, и мы слышим гром. 5) Бывает ли гром без молнии? Рассказ. Нет. Два этих явления происходят одновременно. Бывает, что мы слышим гром, но не видим вспышки молнии. В темное время суток можно увидеть молнию, но из-за дальности расстояния не услышать грома. 6) Что нужно делать, если вас на улице, на даче застала молния? Рассказ. Обычно молния поражает высокие предметы – большие деревья и дома. Поэтому, если гроза вас застала на открытом месте, ложитесь на землю или бегите в укрытие – в машину, в здание. Не ищите укрытия под деревьями – это может быть опасно. - Как объясняли эти явления природы наши древние предки? (Ответы детей.) Приметы: Солнце печет и ветра нет – будет гроза. - Природные явления описывают в своих стихах поэты. Работа со стихотворением А.С.Пушкина. (слайд 6) - Нарисуйте условные знаки к описанию погоды в стихотворении. - О каком необычном явлении говорит поэт? Наблюдали ли вы грозу? Как её можно описать? ( Ответы детей.) Это интересно. Американский физик проделал эксперимент с воздушным змеем, к которому был привязан металлический проводник – ключ. Когда из ключа посыпались искры, стало ясно, что молния – это атмосферное электричество.IV.2. - Что такое ураган? (слайд 7) Рассказ. Это сильная буря, которая возникает, когда на море начинает дуть теплый влажный ветер. Он образует большие массивы облаков, насыщенных водяными парами. На суше ураганы часто причиняют огромные разрушения.- Что такое торнадо? (слайд 8) Рассказ. Это сильный вихрь, перемещающийся по земле в виде хоботообразной вращающейся воронки. По-русски – смерч. Хотя торнадо немного сильнее урагана, его сила очень велика: он может поднимать в воздух людей, автомобили и даже постройки. - Кто видел это явление? Где? Опишите состояние от увиденного. IV.3. - Что такое облака? Облака формируются из миллиардов крохотных капелек воды. В небе на разных высотах они образуют различные фигуры. - А как образуется облако? ( Ответы детей о круговороте воды.) Облако образуется, когда влажный воздух поднимается вверх. Водяной пар, охлаждаясь, растекается и образует рыхлую массу, в толще которой сгущаются крошечные капельки воды. В самых высоких облаках есть кристаллики льда. - Зачем ученые изучают облака? Ученые ведут ежедневно наблюдения за образованием облаков. Результаты помогают им предсказывать погоду. - Какие высокие облака вы знаете? (слайд 10) * перистые – в виде четких дымовидных борозд;* перисто-слоистые – похожие на слоенный пирог; * перисто-кучевые – небольшие «барашки», напоминающие бусинки жемчуга. - Какие облака составляют средний слой облаков? (слайд 11) * высококучевые – верхний слой кучевых облаков; * высокослоистые – напоминают наплотные белые полосы; * слоисто-дождевые – серые, в которых зарождаются дождь или снег. - Какие облака самые низкие? (слайд 12) * слоистые-низкие – серые, часто покрывающие вершины холмов; * слоисто-кучевые – неровные слоистые тучи; * кучевые – «ватные» облака; * кучево-дождевые – темные грозовые тучи. Стихотворение «Облака». - Облака, облака, - Никогда, никогда,- Пышные, белые, отвечали облака,- Расскажите, облака, никогда не делали Из чего вас делали? Нас из молока, Может вас, облака, Никогда из мела, Делали из молока? Никогда из ваты. Может быть, из мела? Никогда из белой Может быть, из ваты? Из бумаги мятой. Может быть, из белой Мы – дождевые. Из бумаги мятой? Мы – снеговые. Если летом мы плывем, Мы с собой грозу несем. Если мы плывем зимою, Мы пургу несем с собою. Вот мы какие!IV.4. - Отгадайте загадки: На минутку в землю врос Разноцветный чудо мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. (Радуга.)Разноцветное коромысло через реку повисло. (Радуга.)- Послушайте сказку «Солнце и Радуга». Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная дуга-радуга. Кто ни глянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца. Услышала эти речи солнышко и говорит: «Ты красивее – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеется и пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучку – и радуги как не бывало.- Чтение стихотворения (с.33). - Когда бывает радуга? (Или во время мелкого дождя, или сразу после дождя, если в это время через разрывы в облаках светит солнце.) Радуга образуется при прохождении солнечных лучей через мельчайшие дождевые капельки. Яркость радуги зависит от состояния окружающего воздуха. - Где и когда можно увидеть радугу? - Бывает ли радуга ночью? (Лунная.) - Бывает ли радуга зимой? Кто её «Делает»? (Да. Кристаллики-льдинки.) Физкультминутка. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. - Назовите цвета радуги. Обратите внимание, что фиолетовая полоса в радуге снизу, а красная – сверху. - По виду радуги можно предсказать изменения погоды: Вечерняя радуга к хорошей погоде, а утренняя – к дождю. В радуге больше красного цвета – к ветру. - Какие изменения погоды вы наблюдали после радуги? Соответствуют ли эти изменения какой-либо из примет?- Отгадайте, что это такое: осадки в виде ледяных шариков. (Град.) - Что такое град? Какая разница между снегом и градом? Снежинки намного легче, чем градины, потому что в них больше воздуха. Градины твердые и тяжелые, они похожи на ледяные шарики. Град может выпадать даже летом. - Прочитаем рассказ Градинки. (с.130). Рассказ ученика о граде. Как известно, градина в разрезе напоминает луковицу, т.е. состоит из колец. Для того чтобы узнать, сколько раз градина пропутешествовала вверх/вниз внутри кучево-дождевого облака, необходимо просто подсчитать количество таких колец.- Град редко выпадает более 15 минут. Средняя продолжительность града около 6 минут.- Скорость падения больших градин может достигать 160 км/час. Как себя вести во время крупного града? - Если вы находитесь в автомобиле, то держитесь дальше от стекол, желательно развернуться к ним спиной (лицом к центру салона) и прикрыть глаза руками или одеждой. Если с вами оказались маленькие дети, то их необходимо закрыть своим телом и также прикрыть глаза либо одеждой, либо рукой. Лучше всего лечь на пол (если позволяют габариты салона). - Если вы перемещаетесь на автомобиле, то прекратите движение. Однако предварительно осмотритесь (если позволяет видимость), нет ли поблизости укрытия (мосты, эстакады, гаражи, крытые стоянки). Если поблизости нет подходящего укрытия, то убедитесь, что вы не находитесь посреди проезжей части, и, по возможности, прижмитесь ближе к ее краю. Однако следует учитывать, что съезд на обочину (особенно в низину) опасен, т.к. ее может размыть при интенсивных осадках и возможном подтоплении. Также не въезжайте в места скопления градин, т.к. ваш автомобиль может также потерять управляемость. Ни в коем случае не покидайте во время града автомобиль! Помните, что средняя продолжительность града составляет примерно 6 минут, и очень редко он продолжается дольше 15 минут. - Если град застал вас в помещении, то держитесь как можно дальше от окон и не выходите из дома. Не пользуйтесь электроприборами, т.к. град обычно сопровождается грозовой деятельностью. - Если град застал вас на улице, то постарайтесь выбрать укрытие. В противном случае защитите голову от ударов градин. Не заходите в низины, которые в считанные минуты могут наполниться водой и превратиться в стремительный поток, или в места с наибольшим скоплением градин, где их слой явно толще, чем вокруг. - Не пытайтесь найти укрытие под деревьями, т.к. велик риск не только попадания в них молний, но и то, что крупные градины могут ломать ветви деревьев, что может нанести вам дополнительные повреждения. Если вы или кто-то рядом пострадал от воздействия крупных градин. Обязательно свяжитесь со службой спасения, при этом укажите примерный размер градин. - Нарисуйте разрез градинки. (см. рис. на с.34) - Из чего он состоит? (Из нескольких слоев.) - Придумайте условные знаки для обозначения этих природных явлений (радуга, град) в дневнике для наблюдений.(с. 60).Составление рассказа «Что натворила градинка» (рис. на с.34). V. Клуб наблюдательных. - Вспомните, были ли в нашей местности случаи выпадения сильных ливневых дождей и крупного града. Какие были последствия?VI. Закрепление. - Приглашаю вас в видиозал посмотреть, так какие они необычные природные явления? VII. Итог урока. - Какие правила безопасности следует соблюдать при грозе, при смерче? - Кому урок понравился? (слайд 15) - Улыбнитесь друг другу и запишите д/з. Домашнее задание: ТПО – задание 17, нарисовать природное явление или сочинить о нем стихотворение или сказку, придумать условный знак. Учебник (с.30-34), дополнительный материал (с.130).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.