Реферат по предмету "Разное"


Автор программы: доктор философских наук, профессор Л. Г. Ионин Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры Социология

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономикиФакультет СоциологияСоциология культуры Для направления 0402000.62– Социология подготовки бакалавра Автор программы: доктор философских наук, профессор Л.Г. Ионин Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедрыСоциология общей социологии Председатель Девятко И.Ф. Зав. кафедрой " " 2005 года " " 2005 годаУтверждено УС факультетасоциологииУченый секретарь " " 2005 года.Москва, 2005.I. Пояснительная записка Автор программы: профессор, доктор философских наук Л.Г.Ионин^ Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению данной дисциплины, должны быть знакомы с основным содержанием общей социологии, иметь представление о социальной системе и социальной структуре, процессах социализации и символизации, а также обладать необходимыми сведениями по истории социологии, быть знакомыми с основными концепциями социологической классики. Наряду со знаниями по общей социологии и истории социологии, студенЀы должны быть знакомы с основными современными идеями в области теории науки и иметь представление о закономерностях развития научного знания.^ Аннотация курса Социология культуры (да и другие науки о культуре) все более выходит на передний край социально гуманитарной мысли, становясь одной из тех дисциплин, которые могут наиболее полно и адекватно выразить происходящие изменения. Это объясняется тем, что развитие в современном мире идет в сторону размывания и уменьшения значимости крупномасштабных структурных образований, которыми традиционно занималась и продолжает заниматься социология. Параллельно и одновременно возрастает роль культуры в регуляции поведения и создании новых структур иного плана, происхождения и иной степени жесткости и объективности. У современного человека как бы исчезает наивная вера в объективность и предопределенность общественных процессов. И вместе с нею «рассасываются» и самые разные структуры и системы, в которые люди оказывались как бы «вставленными» от рождения. Исчезают объективно значимые системы стратификации, пропадают принудительно обязательные образы жизни, место традиций занимают стили, жизненные формы свободно выбираются, в объяснении, а значит, и в поведении, господствует постмодернистский произвол. Социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. Все эти явления как раз и свидетельствуют о том, что культура прогрессирующим образом перенимает функции мотора, движителя общественного изменения и развития. Меняется роль культуры в обществе, и при этом меняется само понимание культуры. Она уже не столько пассивное отражение, пассивный слепок с реальных процессов поведения, сколько их активная «форма». «Кодируя», «драматизируя» свое поведение, соотнося его с мифом и архетипом, индивиды сознательно используют культуру для организации и нормализации собственной деятельности. Настоящий курс как раз и представляет собой попытку сформулировать и донести до студентов основные характеристики происходящих изменений. Структура курса соответствует задачам учебного процесса. Первая тема носит преимущественно исторический характер, хотя в ней решаются и теоретические задачи: вводятся идеи и понятия, демонстрируются проблемы, которые решает дисциплина, показан процесс выработки социологического понятия культуры. Три последующие темы представляют собой как бы три альтернативные методологии подхода к решению одной и той же проблемы – проблемы исторического изменения культуры и взаимоотношений культуры и общества в ходе исторического развития. Пятая тема посвящена анализу, так сказать, социокультурного творчества, то есть созданию новых структур и групп из «мягкого» материала культуры. И, наконец, в рамках последней темы рассматриваются взаимоотношения прирды, оющества и культуры, но не абстрактно-философски, как это, к сожалению, обычно делается, а путем анализа конкретных антропологически важных явлений, каковыми являются пол, еда и смерть.При рассмотрении каждой темы в максимально возможной степени учитываются история вопроса и современные подходы. Упор делается на описание некоторых существенных социокультурных процессов, характерных не только для России, но и для всего мира. Хотя они анализируются в книге в основном на российских реалиях, закономерности, которые здесь формулируются, носят, на взгляд автора, универсальный характер.^ Соответствие программы требованиям ГОС Данный курс рассматривается как необходимая составная часть …….. ступени высшего профессионального образования, поскольку объединяет материал многих изучавшихся ранее дисциплин и позволяет студентам творчески применять развиваемый в каждой из этих дисциплин концептуальный аппарат к рассмотрению такого сложного феномена как культура. Курс ориентирован на студентов старших курсов бакалавриата по социологии и содержит в себе элементы профессиональной специфики этого направления В курсе имеется четкое разделение занятий на лекционные и семинарские. В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала, чтение соответствующих текстов, подготовка докладов, подготовка к обсуждению в классе докладов и сообщений коллег. В рамках учебного курса студенты должны подготовить реферат по заданной теме (список тем рефератов прилагается).  Учебная задача дисциплины:В результате изучения дисциплины студент должен: Знать основные концепции современной социологии культуры Уметь свободно ориентироваться в темах культурсоциологического анализа. Иметь представление о культурологических парадигмах ХХ века, Обладать навыками анализа культурфилософских и культурсоциологических текстов.Формы контроля: текущий контроль – вопросы и задания в ходе семинарских занятий промежуточный контроль – реферат по одной из перечисленных ниже тем (по выбору) итоговый контроль – зачет итоговая оценка Формы оценивания знанийОценки по каждой из форм контроля, указанных выше, выставляются в десятибалльной системе. Итоговая оценка  представляет собой среднеарифметическое из трех вышеуказанных оценок. В случае неудовлетворительной оценки по одному из трех направлений, итоговая – также «неудовлетворительно». В спорных случаях будет учитываться посещаемость лекций.^ II. Содержание программы.Тема 1Понятие и концепции культуры  Этимология и различные интерпретации слова культура. История исследования культуры (Кант, Гердер, позднейшие концепции). Место культуры в различных науках социально-гуманитарной направленности (этнология, антропология, социология и др.). Многообразие социологических концепций культуры в ХХ веке. Основные понятия культурсоциологического анализа: духовная культура, материальная культура, поликультурное и монокультурное развитие, мультикультурализм, народная культура, массовая культура, субкультуры и пр. ^ Тема 2Социокультурные эпохи: традиция – модерн – постмодерн Традиционная эпоха и модерн: различие когнитивных стилей. Сравнительных характеристики: типы трудовой деятельности, повседневная онтология, социальное время, членения социального пространства, характерная телесность, преобладающая форма социальности. Переход от традиционной эпохи к модерну и возникновение научного знания. Социология как воплощение когнитивного стиля модерна. Модерн и капитализм. Концепции «духа капитализма» как концепции модерна: Макс Вебер, Зиммель и др. Мифологическая концепция модерна: В.Беньямин. Постмодерн как социокультурная эпоха. Концепции постмодерна (Фуко, Лиотар, Бодрийяр и др.). Характеристики постмодерна. ^ Тема 3Культура и социальное поведение: ритуал – символ – миф Ритуалы и социальное поведение. Ритуалы и типизация социальной среды. Социальные институты как ритуалы. Дюркгейм о религии и ритуалах как воплощении социального. Типы и функции ритуалов. Ритуализация и символизация. Типы и функции символов. Символы в современной жизни. Символы и их мифологический контекст. Миф как жизненная реальность (жизненный мир). Миф как основное содержание культуры. Наука как миф и ритуал (концепция Т.Куна). Национальное как мифологическое и национальный мифы. Политические мифологии. Консерватизм и миф о земле. Либерализм и права человека. Политические идеологии и миф. Мифология и глобализация. ^ Тема 4Культурная среда: традиция, канон и стиль в культуре Понятие стиля в искусстве и повседневной жизни. Стиль – традиция – канон как формы общеобязательного в культуре. Социальный и политический канон. Советский и постсоветский политический канон. «Гибель культуры» как распад культурного канона. «Критика культуры» - Ницше, Зиммель, Теннис и др. Жизненная форма как стилевое единство. Жизненные формы у Шпрангера и Макса Вебера. Стилевая дифференциация культур. Моностилистические и полистилистические культуры. Категории «культурной стилистики». Культурный фундаментализм. Политический и религиозный фундаментализм как частные случаи культурного фундаментализма.^ Тема 5Культура и социальная структура Вертикальные классификации в культурной антропологии. Культурный характер социальных неравенств. Критика модернистского похода к социальной структуре. Культурная обусловленность социальных дифференциаций. Новые социальные дифференциации в эпоху постмодерна. Социальное распределение стилей. Постмодернистская парадигма социоструктурного подхода. Социальные инсценировки как источник дифференциации. Структура социальной инсценировки. Знаки и символы в инсценировке. Этапы становления социальных групп. Категории социоструктурного описания. ^ Тема 6Культура, общество, природа Культурное и общественное: релятивизация различий. «Культурные фронтиры»: пол, питание, смерть. Смерть как естественное явление и как культурный феномен. Преодоление смерти в культуре. Основные понятия «некросоциологии». Обратимость смерти (Бодрийяр). Связь обратимости смерти с базовыми характеристиками постмодерна. Пол как явление природы в культуре. Женственность и мужественность. Эволюция культурных форм с точки зрения половой специфики. Женственный характер традиционной эпохи и мужественность современности. «Матриархат». Генитальная конституция модерна. Еда как природная необходимость и как культурная конвенция. Происхождение застолий. «Пир во время чумы» (Пушкин). Развитие цивилизации как эволюция застольных нравов. Культура как избегание смерти. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:1. Литература:Базовый учебник: Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Москва, Логос, 2000.ОсновнаяРозин В.М. Введение в культурологию. М., 1999 ДополнительнаяБодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., Добросвет, 2000Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. В кн.: Вебер М. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., Искусство, 1976Зиммель Г. Избранное. Т. 1,2. М., Юрист, 1996Ионин Л.Г. Пир – «Отечественные записки», № 12, 2002Ионин Л.Г. Введение в некросоциологию. – В кн.: Ионин Л.Г. Свобода в СССР. СПб, Университетска книга, 1997Новая магическая эпоха –2: трансформация гендера. Ридер к мастер-классу. http://www.sociology.kharkov.ua/rus/project/master/master.aspПостмодерн: новая магическая эпоха. Под ред. Л.Г.Ионина. Изд. Харьковского национального ун-та им. В.Н.Каразина, Харьков, 2002. Канетти Э. Масса и власть. М., Ad Marginem, 1997Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., Прогресс, 1986Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М., ДИК, 1999Фуко М. Воля к истине. Магистериум. М., 1996Шпенглер О. Закат Европы (любое издание)Элиас Н. О процессе цивилизации. Т. 1,2. СПБ, Университетская книга, 2001.^ 2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля: Темы студенческих рефератов: Структура социальных инсценировок. Природа власти, по Э.Канетти Концепция развития цивилизации Н.Элиаса «Дух капитализма» у М.Вебера и Г.Зиммеля (сравнительный анализ) Традиция «критики культуры» Концепция культуры И.Гердера Коды и симулякры у Ж.Бодрийяра Культурсоциологический смысл концепции научных парадигм Т.Куна Социология науки Т.Куна и Л.Флека Кртика науки у П.Фейерабенда Фундаментализм в религии, политике и культуре Стилевые характеристики современной российской культуры Вертикальные классификации в социологии и культурной антропологии Культурсоциологическая интерпретация «Пира во время чумы» Политическая мифология либерализма Политическая мифология консерватизма Дюркгейм о религии и ритуалах Две концепции модерна (рациональная и мифологическая) А.Шюц о когнитивном стиле повседневности Понятие эпистемы у М.Фуко и его социологический смысл^ 3. Методические указания студентам: Какие задачи решает рефератСуть реферата - критический анализ подходов и точек зрения по одной из социологических проблем. В работе должны быть достигнуты две главные цели: (1) показаны главные подходы к проблеме, (2) сама проблема должна быть рассмотрена в контексте истории социологии. Сначала надо проследить историю проблемы или подхода. Этим предполагается ответ на следующие вопросы: - кем проблема была замечена или поставлена впервые? - каковы ее предпосылки в философии? - каковы исторические и социальные предпосылки ее возникновения? - была ли это реакция на предшествующие этапы или традиции рассмотрения проблемы? - каковы были характеристики этих этапов или традиций и с чьими именами они связаны? - какие социальные или политические проблемы разрешал тот или иной подход? После того, как прослежена история проблемы или подхода во всех ее разветвлениях, можно переходить к критическому анализу сегодняшнего состояния дел: - с чьими именами связано ее осознание и изучение в современный период? - в чем конкретно состоит вклад этих ученых? - каково теоретическое содержание проблемы с точки зрения разных подходов? - на чем сосредоточивается в исследовании проблемы, в чем оказывается результативной, а что, наоборот, упускает из виду каждая из парадигм? - каков социальный смысл проблемы, чем объясняется усиленное внимание к ней сегодня. или, наоборот, отсутствие такого внимания? - каковы, с Вашей точки зрения, перспективы изучения этой проблемы или этого похода, или этого направления исследований? От студента, разумеется, не ожидается готовой статьи для научного журнала. Задача скорее в том, чтобы ознакомиться с проблемой во всех ее опосредованиях, дать исторические и теоретические "координаты" проблемы, "локализовать" ее в интеллектуальном пространстве, и уже потом высказать собственные, в том числе и критические. взгляды на проблему. Это разумеется, непростая задача, но попытайтесь выполнить ее как можно лучше.^ Как его писать- Выбирайте тему, которая Вам интересна и которая, как Вы считаете, совпадает с направлениями Ваших будущих занятий, с Вашей специализацией. Можно выбрать тему, которая интересовала Вас раньше, может быть, даже до поступления в ВШЭ. - Начинайте работу, не откладывая на будущее. Это не простое задание. Как показывает опыт, мимоходом его не выполнить. - Не стесняйтесь обращаться как к преподавателю, так и к другим сотрудникам факультета. Если чего-то не знаете, смело задавайте вопросы. Оцениваться ведь будет не путь к результату, а сам результат, т.е. конечный продукт. Как говорится, самый глупый вопрос - это тот, который так и не был задан. - Перечисленные выше вопросы рассматривайте не как детальную карту, а как общий очерк пути. По отношению к разным избранным проблемам эти вопросы будут выглядеть по-разному. Не на все нужно отвечать. Может появиться необходимость поставить другие вопросы. Это - общая схема подхода к решению задачи. - Этапу написания работы предшествует этап составления библиографии, отбора книг и обоснования темы. Это важный этап, на который студенты обычно не склонны обращать много внимания. Это этап ориентации в проблеме. Начинайте ориентацию (а) с прочтения соответствующих разделов и глав в учебниках, (б) с прочтения соответствующих статей и разделов в словарях и энциклопедиях, как общих. так и социологических и социальнонаучных, как русских, так и зарубежных. В учебниках и словарях/энциклопедиях дана основная библиография, которая будет дополнена собственной библиографической работой. - Перед тем, как окончательно выбрать тему, сделайте предварительный библиографический поиск, чтобы быть уверенным, что найдете достаточно литературы по этой проблемы и именно на том языке, который Вам доступен. - И не забывайте, что каждая научная работа должна быть снабжена "научным аппаратом": введением, заключением, системой ссылок, грамотно построенной библиографией. Это отнюдь не вторичная, а наоборот первостепенная по важности составная часть вашего труда. Только при наличии "аппарата" Ваша работа становится научной работой. И только при наличии «аппарата» она будет оценена положительно.^ И последнее… Важно с самого начала понять, что у Вас нет времени на раскачку. Внимательно слушайте на лекциях и сразу начинайте работать с литературой. Старайтесь не пропускать занятий, иначе вы рискуете пропустить возможную контрольную работу вытекающими отсюда последствиями (оценки за контрольную не будет в Вашей итоговой, результирующей оценке). Будьте активны на семинарах, обсуждениях, коллоквиумах, а также и во время лекций - задавайте вопросы. Активность повысит Ваш итоговый балл.Обязательно соблюдайте сроки сдачи работ, названные преподавателем. По истечении назначенного времени работы приниматься не будут (исключение - при наличии документально подтвержденной уважительной причины), а это будет означать для Вас провал курса, «хвост» и пересдачу в конце учебного года. Так что будьте внимательны и аккуратны с самого первого дня!Сдача под своим именем чужой работы (например, скачанной из интернета) – это ПЛАГИАТ. В серьезной жизни плагиат – свидетельство творческого бессилия и знак позора, также он преследуется в судебном порядке. Для Вас же это будет означать двойку и пересдачу в конце учебного года под очень и очень строгим контролем.^ IV. Тематический расчет часов. (содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов) № п/п Наименование разделов и тем Аудиторные часы Формы текущего контроля Самосто-ятельная работа Всего часов лекции Сем.или практ. занятия Всего 1 Тема 1 Понятие и концепции культуры 4 2 6 реферат Подготовка к семинару6 12 2 Тема 2 Социокультурные эпохи: традиция – модерн - постмодерн 6 3 9 Подготовка к семинару8 17 3 Тема 3 Культура и социальное поведение: ритуал – символ - миф 5 2 7 Подготовка к семинару8 15 4 Тема 4 Культурная среда: традиция, канон и стиль в культуре 5 3 8 Подготовка к семинаруРеферат1521 29 5 Тема 5 Культура и социальная структура 5 2 7 Подготовка к семинару10 17 6 Тема 6. Культура, общество и природа 5 3 8 Подготовка к семинару10 18 Всего 30 15 45 63 108   Автор программы____________________________________________ Л.Г.Ионин


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лингвосемантическая категория “принятие решения” (средства выражения и особенности функционирования)
Реферат Менеджмент и формирование имиджа фирмы
Реферат Формування комунікативних умінь і навичок у молодших школярів
Реферат Эмоциональное и когнитивное отношение детей к школе
Реферат Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия 2
Реферат Лекции - Патофизиология (общие принципы оценки гемограмм)
Реферат Конституция Люксембурга
Реферат Агротуризм, как сегмент туриндустрии
Реферат Бихевиоральные теории личности
Реферат Мотивационный комплекс личности
Реферат Культура народов Черной Африки
Реферат Повседневная жизнь сельского учительства Карелии (конец XIX - начало ХХ в.)
Реферат Валютно фондовая биржа и характеристика операций
Реферат Культура ислама 3
Реферат Тенденции развития электронно вычислительных машин и персональных компьютеров.