Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.ПоронайскаАвторская программа «География России и Сахалинской области» Срок реализации 1 год, 68 часов , 2 раза в неделю. Программа рассчитана на учащихся 9 класса специальной (коррекционной ) школы ( 15-16 лет).Учитель- дефектолог (география) СКОУ г.Поронайска Савенко Елена ВладимировнаПоронайск 2008ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данный вариант программы составлен в соответствии с концепцией среднего и общего образования, с учётом специфики усвоения учебного материала учащимися с нарушением интеллекта.Учебный курс «География России и Сахалинской области» рассчитан на 1 год обучения учащихся 9 класса – 68 часов ( 2 часа в неделю).АКТУАЛЬНОСТЬ.Курс поможет аномальным учащимся понять особенности ( географические, экономические, экологические , этнографические , социальные) своей страны и родного края. Знание проблем своей местности облегчить адаптацию выпускников коррекционной школы в самостоятельной жизни, поможет их профессиональному самоопределению. Актуальность обусловлена также чрезвычайно слабыми географическими знаниями учеников о России и о своём крае. Курс «География Сахалинской области» является органическим продолжением курса «География России». Свой край изучается как составная часть Дальнего Востока и России. У нас есть огромные природные богатства , общая история, разнообразие национальных культур, трудолюбивый народ. Представленный курс поможет аномальным ученикам ориентироваться в данной информации , выделять главное, существенное, значимое для познания своего края, будет способствовать воспитанию любви к своей Родине и родному краю. НОВИЗНА: Интегрированный эколого- краеведческий курс.В предлагаемом же варианте программы «География России и Сахалинской области» аномальные учащиеся имеют возможность познакомиться с географическими, экономическими, социальными, экологическими проблемами России и Сахалинской области в современных условиях. Кроме того, курс «География Сахалинской области» изучается более подробно и на его прохождение отведено 50 часов, из них 14 часов экскурсионные. Так как в процессе конкретного ознакомления с миром природы и общества у данной категории детей лучше развивается наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подмечать сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать , формируются навыки общения. В соответствии с «Программой специальной общеобразовательной школы для умственно отсталых детей», с данными по олигофренопедагогике ( «Обучение географии во вспомогательной школе» Пороцкая Т.И.) и специальной психологии ( «Психология умственно отсталого школьника» С.Я. Рубинштейн) в представленном варианте авторской программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности: -осуществление дифференцированного и индивидуального подходов; -предъявление разных требований к знаниям в зависимости от уровня общего развития и индивидуальных возможностей усвоения материала; -к знаниям и умениям учеников с осложнёнными формами предъявлять сниженные требования;-учащиеся с резко сниженным интеллектом и с серьёзными нарушениями пространственного мышления не умеют делать самостоятельные практические работы, они могут давать ответы по готовым планам, схемам, рисункам, сделанным учителем или другими учениками; -при работе со стенной и настольной картой России и Сахалинской области оказать таким ученикам помощь в нахождении объектов, они читают лишь названия; -чтение названий на карте России и Сахалинской области с одновременным показом изображений этих объектов на картинах , открытках, фотографиях; -при изучении климатических особенностей Сахалинской области опираться на личные наблюдения учеников; -учащиеся, к знаниям которых снижены требования, выполняют все задания только под руководством учителя; -учитель должен знать уровень знаний и умений учащихся, в соответствии с которым готовятся задания, способствующие продвижению и развитию аномальных учащихся в овладении учебным материалом программы «География России и Сахалинской области»; -в задания следует включать материалы, закрепляющие знания и практические умения, необходимые в жизни и в труде; -учебный материал должен быть доступен ученикам с нарушением интеллекта. При изучении курса «География России и Сахалинской области» решаются следующие основные задачи: 1.Дать аномальным учащимся доступную систему знаний о географии России и Сахалинской области.2.Развивать познавательный интерес к происходящим явлениям и процессам в нашей стране и родном крае. 3.Расширить кругозор детей путём формирования знаний и представлений о жизни общества и природном окружении своего края. 4.Повышение адаптивных возможностей детей с нарушением интеллекта благодаря улучшению их социальной ориентировки. Специальные задачи коррекционной школы: Обучение по программе «География России и Сахалинской области» направлено на коррекцию недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:1.активизация мыслительной деятельности ( развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации); 2.обогащение пассивного и активного словаря, формирование грамматического строя речи; 3.учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами; 4.развивать анализаторы ( зрительный, слуховой, кинестетический); 5.учить отбирать, классифицировать и перерабатывать учебный материал для лучшего заполнения; 6.развивать внимание.Отбор учебного материала в программе осуществлён с целью создания условий для познания и понимания учащимися с нарушением интеллекта географических, экономических, экологических, социальных процессов, происходящих в своей стране и области. Программа разделена на 2 части. I часть «География России» (18 часов) включает изучение : «Географического положения, природных условий и ресурсов России», «Население России», «Хозяйство России», «Районы России: Центральный и Дальневосточный». Исключаются из изучения сложные для понимания аномальных учеников сведения: -перечень этнических групп, языковых семей, цифровые запоминания ( тема «Население России»); -цикличность развития экономики, непроизводственная сфера, сфера обслуживания ( тема «Хозяйство России»);-подходы к районированию территории России, Центрально-Чернозёмный район, Северо-Запад, Калининградская область, Поволжье, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно- Сибирский.II часть «География Сахалинской области» ( 50 часов) включает изучение : «Географическое положение Сахалинской области», «Исторические сведения об открытии, заселении и освоении Сахалинской области», «Население Сахалинской области», «Природные условия и ресурсы Сахалинской области», «Хозяйство Сахалинской области».Выбор изучения объектов области определяет учитель в зависимости от места нахождения коррекционной школы, территориального расположения производственных предприятий, на которых смогут работать выпускники школы. Характеристика географического положения Сахалинской области должна быть краткой , чёткой, не изобиловать второстепенными сведениями, цифровыми данными.Исключить подробное изучение истории открытия и заселения Сахалинской области, ограничиться обзором нескольких сведений об экспедициях И.Ю. Москвитина, В.Д. Пояркова, В.В. Атласова, И.Ф. Крузенштерна, Г. И. Невельского, а также европейских исследователях –Ж. Лаперуза, М. Фриза. В процессе изучения учащиеся наносят на контурную карту наиболее крупные географические объекты, учатся работать по карте и атласу Сахалинской области. Особое внимание необходимо уделить трудовой деятельности населения, подчеркнуть взаимосвязь занятий населения , природных условий и ресурсов. К концу изучения курса «География России и Сахалинской области» аномальные учащиеся должны уметь находить Россию и Сахалинскую область на карте, глобусе; назвать и показать столицу России и областной центр Сахалинской области; найти и показать населённый пункт, в котором они живут, на карте Сахалинской области; назвать основные отрасли хозяйства России и Сахалинской области; знать о хозяйственной деятельности населения своего населённого пункта и иметь представление о требуемых профессиях; знать типичных представителей растительного и животного мира Сахалина; иметь представление об охраняемых территориях нашей области; знать причины загрязнения воздуха, воды, почвы и уметь производить несложные мероприятия по их устранению; соблюдать правила поведения в природе; теоретический, практический, экскурсионный материал поможет социальной адаптации выпускников коррекционной школы.Познание географии своей страны и родного края предполагает изучение взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Данный курс имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентацией и природоведением.Выпускники специальных коррекционных школ должны уметь ориентироваться в своей стране и области, знать основные достопримечательности своего края.Литература для педагога Аквилева Г.Н. "Наблюдения и опыты на уроках природоведения", Москва, 1988 г. Атлас Сахалинской области для учащихся начальных классов, Москва, 1997 г. Атлас Сахалинской области, Москва, 1967 г. Бюллетень № 2. Воронцов-Вельяминов Б.А. "Астрономия", Москва, 1969 г. Гальцев-Безюк С. "Топонимический словарь Сахалинской области", г. Южно-Сахалинск, 1992 г. Голованова Т. "Защищай, береги, умножай", Москва, 1989 г. Горощенко В.Д. "Основы природоведения", Москва, 1976 г. Даринский А.В. "География России", Москва, 1974 г. Захлебный А.Н. (составитель) "Книга для чтения по охране природы", Москва, 1986 г. Зверев А.Т. "Экология", Москва, 1998 г. "История Сахалинской области", г. Южно-Сахалинск, 1995 г. Красная книга Сахалинской области, г. Южно-Сахалинск, 2000 г. Левитман М.Х. "Экология предмет: интересно или нет", г. Санкт-Петербург, 1998 г. Леонов П.А. "Область на островах", Москва, 1974 г. "Путеводитель по Сахалину", г. Южно-Сахалинск, 1995 г. Программы вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы. География, Москва, 1991 г. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа, Москва, 1998 г. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. Начальные классы, Москва, 2001 г. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей, Москва, 1986 г. Садчикова О.Г. «Занимательная география» , Р-на-Д, 2007 Сухов В.П. "Технология развивающего обучения в учебнике географии 6 класса". Журнал "География в школе", № 7, 2001 г. Смирнова М.В. "Качество современного географического образования школьников" (Аналитический аспект). Журнал "География в школе", № 8, 1999 г. Таксами Чунер "Живые родники", г. Южно-Сахалинск, 1989 г. Федорчук С. "Тоехара глазами россиян", г. Южно-Сахалинск, 1992 г. Хрестоматия "Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии", г. Санкт-Петербург, 2001 г. Яворовская И. «Занимательная география», Р-на-Д, 2007Литература для учащихся1."Атлас Сахалинской области для учащихся начальных классов", Москва, 1997 г. 2. «Атлас береговой зоны Сахалина» ,В , 2002 3.«Атлас. Млекопитающие» , МГУ, 2000 «Атлас. Птицы» , М , РОСМЭН, 2004 «Атлас. Рыбы. Учебное пособие» , М, 2000 Вахромеева М.Г. «Растения Красной книги СССР», М, 1990 Высоков М. «История Сахалина и Курил в самом кратком изложении», Ю-С, 1994 Зверев А.Т, «Экология», М, 1998 "История Сахалинской области", г. Южно-Сахалинск, 1995 г. Кучеренко С. «Рассказы о животных», Х, 2003 Лифанова Т.М. "География России", М, 2005 Лифанова Т.М. "География материков и океанов",М, 2006 Мувчик Л. «Красавица из Выскво» , Сахалинская Энергия , 2004 Жигарев И.А. «Атлас животных» , М, РОСМЭН, 2005 «Экологические записки Сахалина. Информационный бюллетень»Дополнительная литература Булавинцева М.Г. «Коренные народы Сибири и Дальнего Востока, Ю-С, 2006 Булавинцева М.Г. «Первооткрыватели и исследователи Сибири и Дальнего Востока», Ю-С, 2006 Павлов А.Г., Павлова М.А. «Использование интерактивных методов в преподавании естественных наук» , Ю-С , 2002 Сотник В.Ф. «Кладовая здоровья», М, 1996 Тарасов А.В. «На берегу залива Терпения», Х, 2004 Школьник Ю. «Атлас животных» ,ЭКСМО-ПРЕСС . 2001 Шлотгауэр С.Д. «Времена года. Хрестоматия дальневосточной природы.», Х, 2002 Цыганова Л. «Лекарственные растения Сахалина и Курил», Дальневосточное книжное издательство, 1989^ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ № № ТЕМА Кол-во часов Сроки Оборудование Тип урока Экскурсии Прак- Ти чес кие рабо ты I четверть (18 часов) 1.2.3456 1.2.3.4.5.6. ^ I часть «География России»Географическое Положение России, границыОчертания берегов и моряРельеф (горы, равнины, низ- менности, плоскогорья, возвышенности)Природные условия (климат, природные зоны).Реки и озёраПолезные ископаемые 111111 СентСентСентСентСентсент Карта России, атласы, кон- турные картыФизическая карта РоссииКарта «Природные зоны»Физическая карта России Усвоения нов. Знан.КомбинКомбинКомбинУсвоения нов. Знан. Комбин ^ Методичес кое время 40 мин.+ время на транспорт №1№2№3№4 7891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950515253545556575859606162636465666768 7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.12.3.4.5.678.9.10.1112.13141.2345678910.11.121314151617181920123456789.10111213141516 Экологические Проблемы Залив ТерпенияРоссия- многона- циональное госуд.-во.Численность Населения, типы населённых пунктов.Занятия НаселенияОбщая характеристика хозяйства России.ПромышленностьСельское ХозяйствоТранспортЭкологические ПроблемыЦентральный район (географи- ческое положение, население, хозяйство).Дальневосточный район (географич. положение, население, хозяйство).II четверть ( 14 часов) II часть. «География Сахалинской области».Географическое положение Сахалинской ОбластиОчертания берегов: Моря.Заливы, проливыПервые русские на Сахалине и Курилах.Европейские экспедиции(Ж. Лаперуз, М. Фриз)Исследования И.Ф. КрузенштернаИсследования Г.И. НевельскогоНациональный состав Сахалинской ОбластиЧисленность НаселенияКоренные жители Сахалинской области Коренные жители Сахалинской области Нивхи, ороки, нанайцыНаселение своего района Население своего районаIII четверть ( 20 часов)Рельеф Сахалина :(горы, долины, равнина).Полезные ископаемые.Рельеф Курильских островов.ВулканыКлимат СахалинаКлимат Курильских ОстрововПогодные явленияРеки, озёраЭкологические ПроблемыРастительный мир СахалинаРедкие растения Лекарственные Растения Сахалинской ОбластиРастения своего населённого пункта. Охрана растенийЖивотный мир Сахалинской области. Животные Сахалинской ОбластиЖивотные Красной книги Сахалинской области.Особо охраняемые территории Сахалинской области.Заповедник «Поронайский» Заповедник «Курильский»Природный парк «Монеронский»Заказники Сахалинской областиIV четверть (16 часов)Особенности хозяйства Сахалинской области Промышленность (угольная, нефтяная,) Промышленность (газовая, электроэ- нергетика)Лесопро- мышленный комплекс.Экологические проблемы.Рыбопромыш- ленный комплексЭкологические проблемы.Сельское Хозяйство.Экологические проблемыТранспортХарактеристика хозяйства своего населённого пункта.Учреждения городаНаселенные пункты Поронайского районаИстория города ПоронайскаПутешествие по карте Сахалинской областиСахалинская область 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111 СенСенОктОктОктОктОктОктОктОктОктНояноябноябноябноябноябноябдекдекдекдекдекдекдекдекЯнвЯнвЯнв ЯнвЯнвФевфев февфевфевфевфевфевмарМарМарМарМарМарМарАпрАпрАпрАпрАпрАпрАпрАпрМайМайМайМайМайМайМаймай Карта «Экологические проблемы России». Федеративное Устройство Российской Федерациикарта №1^ Атласы Карта №1Карта №1Карта №1 Карта «Эколо- гические проблемы России» Карта «Федеративное устройство РФ»^ Карта «Федера- тивное устройство РФ»Карта «Сахалинской области»АтласыКарта «Сахалинской области»Карта «Сахалинской области»Карта Сах-й. области, Портреты Карта «Сах-й области»иллюстрации «Национальный Состав»Альбом «Перепись населения»Карта «Сахалинской области» АтласыКарта «Сахалинской области», атласыКарта «Сахалинской области» Карта «Сахалинской области»Карта «Сахалинской области»Карта «Сахалинской области» Карта «Экологические проблемы России»Атласы Сахалинской областиИллюстрацииАтласы, карта «Сахалинской области»Атласы, Карта «Сахалинской области» Атласы, карта «Сахалинской области»Красная книга Сахалинской областиКарта «Сахалинской области»Карта «Сахалинской области» Карта «Сахалинской области» атласы Карта «Сахалинской области» атласы атласы карта Сахалинской областиатласы, карта атласы, картаатласы, картакарта, атласыатласы, картаатласы, картаКарта, атласыКарта, атласыКарта, атласыКарта, атласы Усвоения нов. Знан.КомбинУсвоения нов. Знан.Усвоения нов. Знан.КомбинУсвоения нов. Знан. КомбинКомбин Усвоения нов. Знан.Усвоения нов. Знан.Усвоения нов. Знан.Усвоения нов. Знан.Усвоения нов. Знан.Усвоения нов. Знан.КомбинУсвоения нов. Знан.Усвоения нов. Знан.КомбинКомбинКомбинУсвоения нов. Знан.КомбинКомбинУсвоения нов. Знан.КомбинКомбинУсвоения нов. Знан. Усвоения нов. Знан.КомбинУсвоения нов. Знан. КомбинУсвоения нов. Знан. КомбинКомбинКомбинКомбинУсвоения нов. Знан.КомбинУсвоения нов. Знан.КомбинКомбинУсвоения нов. Знан.Усвоения нов. Знан.Усвоения нов. Знан.КомбинУсвоения нов. Знан.КомбинКомбинУсвоения нов. Знан. КомбинУсвоения нов. Знан. КомбинУсвоения нов. Знан.Усвоения нов. Знан.Усвоения нов. Знан. комбинированныйкнига «На берегу залива Терпе- ния»обобщающийповторение «Залив Терпения» Переносится на ноябрьЦентр Занятости Переносится на ноябрьПобережье залива ТерпенияМузейКраеведческий музейМузейМетео СтанцияУсть реки Поронай.Река ЧёрнаяМузейМузейЗаповедникВЭСЛесхоз Рыболовец- кий колхоз «Дружба»Центральная библиотека №5№6№7№8.№9.№10.№10.№11.№12№13.№14№15№16№17№18№19№20 ^ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ №№ Тема урока Содержание практической работы Оборудование Время Примечание 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20. Географическое положение РоссииОчертания берегов –моря, острова, полуостроваРеки и озёраПолезные ископаемыеРоссия – многонациональное государствоРасселениеОбщая характеристика хозяйства РоссииПромышленностьСельское хозяйствоЭкологические проблемыДальневосточный регионОчертания берегов Сахалина: моря, заливы, проливыНациональный состав населенияРельеф СахалинаРельеф Курильской грядыРеки и озёраЛекарствен- ные растенияРастения своего населённого пунктаЖивотные Красной книги сахалинской областиТранспорт Обозначение границ России, пограничных государствОтметить на контурной карте 12 морей; о. Сахалин, п-ова Камчатка, Чукотка, КольскийОтметить на контурной карте крупные реки и озёра ( Волга, Дон, Енисей, Обь, Лена, Амур, оз. Байкал, Ладожское озеро, ОнежскоеОтметить условными обозначениями месторождения угля, железных руд, нефти, природного газаСоставление таблицы «Народы России» ( под руководством учителя) Отметить на контурной карте города: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток Вычерчивание схемы хозяйства в тетрадяхВычерчивание схемы промышленности России ( тяжёлая , лёгкая, пищевая)Вычерчивание схемы сельского хозяйства ( растениеводство, животноводство) Отметить наиболее экологически неблагоприятные места России ( Москва, Южно-сахалинск)Отметить на контурной карте Дальневосточный районНа контурной карте Сахалина отметить: Охотское море, Японское море; проливы : Лаперуза, Татарский , Невельский, заливы: Терпения, Анивский, Сахалинский, Амурский лиманСоставить таблицу Коренные жители Занятия 1. 2. 3.Отметить на контурной карте горы: Западно-Сахалинские, Восточно –Сахалинские; Тымь –Поронайскую долину, Северо- Сахалинскую равнину.Отметить: Малую и Большую Курильские гряды; о. Шикотан, Парамушир, Кунашир, Итуруп, Уруп, Атласова; вулканы: Алаид, Тятя.Отметить: реки: Тымь, Поронай; озёра: Невское, ТунайчаПо иллюстрациям записать лекарственные растения Сахалина ( шиповник, подорожник, черемша, ромашка, адонис, одуванчик)Составить таблицу Деревья Кустарники ТравыЗаполнить таблицу Млекопитающие Птицы«Путешествие из Южно-Сахалинска в Москву» Атласы, контурные картыАтласы, контурные картыАтласы, контурные картыАтласы , контурные картыАтласыАтласы, контурные картыТетрадь, линейки, карандашиТетрадь, линейка, карандашиТетрадь, линейка, карандашиАтласы, тетрадиАтласы, контурные картыАтласы «Сахалинской области», контурные картыАтлас, контурные картыАтласы, контурные картыАтласы, контурные картыАтласы, контурные картыИллюстрации лекарствен- ных РастенийАтласАтласы, красная книга Сахалинской областиАтласы, карта России 10 мин10 мин.10 мин10 мин.10 мин.10 мин.10 мин10 мин.10 мин.10 мин.10 мин15 мин.10 мин10 мин10 мин5 мин.5-10 мин.10 мин.10 мин.10 мин Оценки полностьюОценки полностьюОценки выборочноОценки выборочноОценки выборочноОценки полностьюОценки выборочноОценки полностьюОценки выборочноОценки полностьюОценки выборочноОценки полностьюОценки полностьюОценки выборочноОценки выборочноОценки выборочноОценки выборочноОценки полностьюОценки полностьюОценки выборочно Экскурсии № ^ Тема экскурсии Цели экскурсии Объект экскурсии Сроки Время проведения Инструктаж 1 Экологические проблемы 1.Учить определять экологически опасные объекты, устанавливать степень влияния их на природную среду, на примере залива Терпения. 2. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности посредством практической направленности заданий. Залив Терпения сентябрь 3о мин Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 2 Занятия населения 1, Познакомить учащихся с рынком труда Поронайского района. 2. Воспитывать культуру поведения в присутственных местах Центр занятости Октябрь 40 мин. Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 3 Географическое положение Сахалинской области 1.Закрепить знания учащихся об островном положении Сахалинской области. 2. Воспитывать познавательную активность с помощью наводящих вопросов Залив Терпения ноябрь 30 мин. Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 4 Исследование Сахалинской области Закрепить и обобщить знания учащихся об исследовании Сахалинской области Воспитание мотивации учении на основе дополнительного материала Поронайский краеведческий музей декабрь 40 мин. Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 5 Коренные жители Сахалина Уточнить и расширить сведения о коренных жителях Сахалина. Воспитание интереса к изучению данной темы Поронайский краеведческий музей декабрь 40 мин. Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 6 Климат Сахалина Познакомить учащихся с работой метеостанции, обобщить и закрепить знания учащихся о климате Сахалина. Воспитывать познавательную активность по наводящим вопросам Метеостанция Январь 40 мин. Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 7 Реки и озера Сахалина Определение хозяйственного значения реки Поронай Воспитание познавательной активности с помощью наводящих вопросов Устье реки Поронай Февраль 40 мин Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 8 Животный мир Сахалинской области Знакомство учащихся с представителями животного мира, с причинами сокращения численности некоторых видов. Воспитание умения излагать суждения посредством доказательств. Поронайский краеведческий музей март 40 мин. Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 9 Особо охраняемые территории Сахалинской области Познакомить учащихся с заповедником «Поронайским» Воспитывать познавательную активность с помощью наводящих вопросов Эколого-просветительный центр заповедника «Поронайский» Административное здание. Март 40 мин. Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 10 Промышленность Знакомство с энергетическим комплексом Сахалина Воспитывать познавательную активность с помощью наводящих вопросов ВЭС апрель 40 мин. Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 11 Лесопромышленный комплекс Познакомить учащихся с экологическими проблема лесопромышленного комплекса . Воспитывать познавательную деятельность с помощью наводящих вопросов Поронайский лесхоз апрель 40 мин. Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 12 Рыбопромышленный комплекс Познакомить учащихся с работой рыболовецкого колхоза «Дружба» Воспитывать познавательную активность с помощью наводящих вопросов Рыболовецкий колхоз «Дружба» май 40 мин. Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 13 Характеристика хозяйства своего населенного пункта Познакомить учащихся с работой редакции газеты «Звезда» Воспитывать познавательную активность с помощью наводящих вопросов Редакция газеты «Звезда» май 40 мин. Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 14 Характеристика хозяйства своего населенного пункта Познакомить учащихся с деятельностью центральной районной библиотекой (информационным центром) Воспитывать познавательную активность с помощью наводящих вопросов Центральная районная библиотека май 40 мин Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 15 Население (дополнительная экскурсия) Познакомить учащихся с демографическими сведениями Поронайского района. Воспитывать познавательную активность с помощью наводящих вопросов ЗАГС май 40 мин. Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 Примечание: Сроки и количество экскурсий может меняться , потому что организации их зависит от графика работы и степени загруженности того или иного предприятия и учреждения, а также погодных условий. Согласование о времени экскурсии проводится за 2-3 недели вперед. Определяется круг вопросов с которыми будут знакомиться учащиеся. Экскурсии в зверос