Культура родного края.Авторская программа . 5 – 9 классы.Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. В соответствии с государственной образовательной политикой Чувашской Республики одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям. В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной. Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства. В 1992г. в обязательный компонент школьной программы был введен предмет «Культура родного края». Предмет был введен, но возникло немало проблем: во-первых, не было четкой программы, во-вторых, не было методического обеспечения.Поэтому я поставила перед собой задачу - создать программу, которая во- первых, способствует осуществлению главной цели учебно-воспитательного процесса - формированию зрелой личности, во-вторых, воспитание чувства любви к своей Малой Родине у школьников, воспитание нравственности и патриотизма, воспитание на приоритете общечеловеческих ценностей . Вариант программы рассчитан на 5-9 классы (1 час в неделю). (Утверждена на заседании учителей истории и культуры родного края городского м/о 14.11.1999г.)В построении программы присутствует и тематический принцип, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является история и культура на разных этапах развития.Задачи:1. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России, развитие интереса и привязанности к своей Малой Родине.2. Научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события в истории края; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научить видеть их в контексте всероссийских исторических явлений и событий.3. Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории.4. Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.Программа предоставляет возможность систематически использовать следующие формы изучения материала: уроки-лекции, семинары, деловые игры, путешествия в прошлое, творческие задания, экскурсии, задания индивидуального исследовательского характера, рефераты и др.Весь материал разделен на блоки:Вводный 5 класс.Искусство.Народные знания. Просвещение. Этногенез чувашского народа. История.Материальная и духовная культура.Каждый блок состоит из подтем, которые можно менять местами, сокращать, увеличивать, либо убирать совсем.5 класс (первый год обучения, 33 часа).Культура родного края как учебный предмет. Его роль в школьном образовании и воспитании подрастающего поколения. Что такое культура, родной край.Земля, на которой мы живем. Наш дом, улица, город. Наши родители, предки, наша родословная.Край родной – Чувашия. Край ста тысяч слов, ста тысяч песен, ста тысяч вышивок. Родной край в легендах, преданиях, художественном и музыкальном творчестве народа.Чувашия – суверенная страна. Становление государственности. Государственное устройство Чувашии. Государственная и национальная символика и атрибутика (Гимн, Герб, Флаг).Государственные языки – чувашский и русский. Языковая, образовательная, культурная политика в Чувашской республике.Население. Этнические группы чувашей. Столица Республики – город Чебоксары. Город, в котором ты живешь.Города республики. Крупнейшие промышленные предприятия, памятники, учебные заведения, театры, музеи города. Улицы.Историко-культурные памятники и центры Республики.Выдающиеся земляки.6 класс (2-ой год обучения, 33 часа).Культура родного края. Что читать, смотреть по учебной программе. Темы и виды работы для самостоятельного выполнения учащимися.Культура народов Чувашии с древнейших времен, ее структура и особенности.Музыкальное искусство: музыка в жизни древних чувашей, музыкальные инструменты. Песни и танцы. Музыкальный фольклор. Становление профессионального искусства. Современное музыкальное искусство. Виды и жанры музыкального творчества. Симфония, опера, балет.Музыкальный театр. Филармония. Творчество национальных композиторов. Художественная литература в Чувашии, этапы ее развития, виды, жанры, тематика. Творческие организации чувашских писателей. Творчество выдающихся чувашских писателей и поэтов. Писатели и поэты современности.Изобразительное искусство: его виды и жанры. Изобразительное искусство: его виды и жанры. Изобразительное искусство в жизни древних чувашей. Архитектура и строительное дело. Декоративно-прикладное искусство, его виды, материалы выполнения. Театральное искусство в Чувашии. Древние обрядово-тетрализованные традиции и обряды. Становление чувашского национального театра. Современные театры и их мастера.Физкультура и спорт.7 класс (3-ий год обучения, 33 часа).Традиционная духовная культура в Чувашии. Наблюдения за природой. Миропонимание, религиозные верования. Общественные и семейно-родственные отношения. Общинная система и связанные с ними традиции и обряды. Система родства. Этнопедагогика. Народные знания и просвещение в Чувашском крае. Древняя письменность. Единицы измерения. Единицы счета.Предсказания погоды. Чувашский календарь. Медицина. Знахарство. Устное народное творчество. Сказки, легенды, предания. Пословицы, поговорки, загадки. Отражение в них векового опыта и уклада жизни крестьян.Просвещение в дооктябрьский период. Новокрещенские школы. Казанский университет и другие учебные заведения Поволжья. Симбирская Чувашская школа. И.Я. Яковлев, его Духовное завещание народу. Письменность, печать, формирование профессиональной литературы и искусства.Жизнь, народное образование и культурное строительство в Чувашии после Октября. Учреждения науки, центры просвещения и школы искусств.Учебные заведения. Закон об образовании и культуре в РФ и ЧР.8 класс (4-ый год обучения, 33 часа).Историческое прошлое Чувашского края. Чувашия в древности. Первые сведения из истории края. Происхождение чувашского народа. Научные гипотезы происхождения чувашского народа. Пришельцы из Приднепровья – балановцы. Племена срубной культуры. Абашевская культура. Железный век. Пути миграции предков Чувашского этноса из Центральной Азии через Среднюю Азию в прикаспийские – азовские степи. Великая Болгария. Волжская Булгария. Чуваши в золотой орде и в Казанском Ханстве. Хозяйство. Строительство. Формирование Чувашской народности и этнических групп.Вхождение чувашского края в состав Русского государства. Возникновение народов.Принятие христианства. Дореволюционный период истории Чувашского народа «XVI-XIX века». Участие Чувашей в освободительной борьбе народов России (Чуваши в отрядах Разина, Пугачева). «Акрамовская война 1842 год». Зарождение пролетариата.Хозяйственная жизнь, торговля XVI-XIX века.9 класс (5-ый год обучения, 33 часа).Материальная культура. Отрасли с/х производства. Промыслы, ремесла. Поселения. Жилища. Обряды. Посуда и утварь. Пища. Одежда. Материалы для одежды и способы их изготовления. Вышивка. Головные уборы. Украшения. Верхняя одежда и обувь. Обрядовая одежда.Традиционная духовная культура Чувашии. Мифология. Миросоздание и миро устройство. Религиозные верования. Боги. Духи. Числовая символика в мифологии. Киреметь. Календарные праздники и обряды зимнего, весеннего, летнего и осеннего циклов. Общественные и семейно-родственные отношения у чувашей. Ниме. Рождение ребенка. Проводы в армию. Свадьба. Похороны.Философские аспекты истории и культуры Чувашского народа. Менталитет. Сохранность и место Чувашской культура в современной Мировой культуре. Повторение.