Реферат по предмету "Разное"


Авторская программа элективного курса для 9 класса по географии «Как прекрасен этот мир посмотри »

Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 46 г. Тверь«Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 46Л.А.Бабенко_____________________Авторская программа элективного курса для 9 класса по географии«Как прекрасен этот мир — посмотри...»(РЕКРЕАЦИОННОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ)Автор: учитель географии высшей категории МОУ СОШ № 46 г. ТвериМедовникова Татьяна ВикторовнаТверь, 2009СОДЕРЖАНИЕ стр.Введение, актуальность, проблемный анализ 3Новизна, обзор литературы 4Концепция программы 5Методическое обеспечение элективного курса 6Перечень творческих работ 7Предполагаемые результаты 8Учебно-тематический план 8Содержание программы 11Список литературы 16 Пояснительная запискаВведение. Рекреационные ресурсы – все компоненты природной среды: климат, ландшафт, поверхностные и подземные воды, парки, лесопарки, музеи, стадионы, зоны отдыха. Природные рекреационные ресурсы представляют собой комплекс физических, биологических и энергоинформационных элементов и сил природы, которые используются в процессе восстановления и развития физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья. Практически все природные ресурсы обладают рекреационным и туристским потенциалом, но степень использования его различна и зависит от рекреационного спроса и специализации региона. На основе рекреационных ресурсов возможна организация отраслей хозяйства, специализирующихся на рекреационном обслуживании. К рекреационным ресурсам относятся: природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, водоемы, растительность, животный мир); культурно – исторические достопримечательности; экономический потенциал территории, включающий инфраструктуру, трудовые ресурсы.Актуальность. В рамках развития образования с 2011 по 2015 годы, важнейшим аспектом становится ориентация выпускника школы на рынок труда, повышение качества жизни и формирование функциональной грамотности учащихся. Данная программа в связи с вышесказанным является частью ориентационного комплекса, входящего в структуру предпрофильной подготовки и формирующая целостное представление учащихся об элементах системы обслуживания населения, рынок которых значительно расширился. Активное участие школьников в практической части данной программы позволит им опробовать собственные экскурсоводческие и коммуникативные навыки на деловых играх и социально – предметных практиках. Школа № 46 11 лет работает в рамках программы «Школа здоровья» и поэтому формирование адекватных представлений учащихся в ресурсах восстановления собственного здоровья при комплексном к нему подходе весьма важно. При этом данная программа расширяет объем общекультурного потенциала учащихся, формирует любовь к своей Малой Родине и создает предпосылки для гуманистического воспитания каждой личности. Одной из важнейших функций современного образования при сохранении классно – урочной системы должно стать формирование функциональной грамотности учащихся, что выражается в: а) непосредственном самосохранении здоровья, трудоспособности, б) освоении житейских нужд, также способствующих самосохранению, в) выполнении функций члена семьи и воспитателя детей, г) выполнении функций, связанных с общественными и политическими отношениями, д) приобретении знаний из самых разнообразных источников информации, е) приобретении и совершенствовании профессиональных умений и навыков, оценку своих профессиональных возможностей. Данная программа актуальна в связи с наличием в ней элементов исторического краеведения, биологической и экологической информации, а также элементов экономики, что делает программу интегрированной, формирующих грамотное целеполагание и ключевые компетентности учащихся (аналитико – деятельностную, прогностическую, коммуникативную, информационную и рефлексивную).^ 3. Проблемный анализ. Источником изменений является низкий уровень культуры подростков, низкая профессиональная и ориентационная мобильность, отсутствие умения охранять и восстанавливать собственное здоровье, а с другой стороны при рациональности современных подростков, не умение выбирать свой профессиональный путь. Перспективное развитие Тверской области планируется через использование рекреационных ресурсов, которые присутствуют в значительном количестве в области, и знание их – это знание родной земли, что также необходимо. Вопросы, поставленные в рамках программы, помогут учащимся познать мир во всей его красоте и богатстве, что сделает их самих значительно более богатыми и совершенными.4. Новизна. Новизна программы состоит в полном рассмотрении нового для учащихся курса, материалы которого очень кратко рассматриваются в школьной программе. Рассмотрение целей курса осуществляется на достаточно высоком уровне, и акценты ставятся различные в разных разделах, направляя учащихся на: профориентацию, здоровьесбережение, духовный рост, саморазвитие. Новым является компоновка программы и значительный краеведческий компонент^ 5. Обзор литературы. Методологической основой данной программы послужили идеи и труды сотрудников Института географии Академии наук под руководством В.С.Преображенского, определившие теоретические основы рекреационной географии, Д.В. Николаенко, автор теории социокультурных систем и миров, А.Ю. Александровой, специалиста в сфере географии туризма. В нашей стране на рубеже 1960–70-х гг. благодаря усилиям многих крупных ученых (В.С. Преображенский, А.А. Минц, Ю.А. Веденин, Н.С. Мироненко, И.В. Зорин, Б.Б. Родоман и др.) сформировалось мощное и разноплановое туристское направление в географии. Отечественные географы воспользовались древним латинским понятием «рекреация» («recreatio»), образовав производный термин – «рекреационная география». До сих пор в собственно географических кругах рекреационная география является наиболее емким и всеобъемлющим словосочетанием, связывающим географию и туризм. 6. Концепция. Данный курс носит исключительно интегрированный характер, так как включает в себя вопросы истории, краеведения, здоровьесбережения. С другой стороны программа отличается поисковой направленностью, вписывающейся в рамки профессиональной ориентации. Рекреационное ресурсоведение как учебный курс выстроен на основе проблемной технологии, деятельностных форм работы и, прежде всего, проектной деятельности. При отборе содержания учитывались следующие принципы: принцип междисциплинарности (учет межпредметных связей) – программа носит интегрированный характер, ее содержание включает географические, исторические, биологические, социально-экономические и другие знания; принцип комплексности – раскрытие взаимосвязей между компонентами природы и хозяйственной деятельности человека, влияющими на здоровье населения; принцип региональной дифференциации – отражает уникальность географических объектов; гуманитарно-культорологический – включение в содержание курса информации оптимальных мест отдыха для людей разных социальных групп. Принцип здоровьесберегающей направленности объектов изучения.Целью программы является профессиональная ориентация учащихся в направлении туристического менеджмента, углубление знаний по географии Тверского края и общекультурное развитие учащихся.Задачи программы: развивать общую культуру учащихся через систему знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека; формировать целостное мировоззрение обучающихся через исторический, здоровьесберегающий, экономический элементы рекреационной системы знаний; создать условия для реализации активного деятельностного компонента программы (по изучению рекреационных районов своего региона); стимулировать творческую деятельность учащихся в рамках проектно – проблемной деятельности (педагогические и социальные практики); сформировать позитивную мотивацию к изучению предмета на профильном уровне.^ 7. Методическое обеспечение элективного курса. Методологической основой изучения вопросов взаимоотношения природы и общества являются ведущие идеи:идея целостности и единства природы;идея постоянного изменения природы под влиянием деятельности человека;идея рационального природопользования;идея использования рекреационных ресурсов для повышения качества жизни и здоровья. идея экологической целесообразности труда и поведения людей в окружающей среде. Методическое обеспечение курса базируется на проблемно – деятельностной технологии, диалоговых формах работы, технологии «Дебаты», дискуссионных занятиях и поисково – исследовательской деятельности учащихся. В преподавании используются элементы следующих технологий: разноуровневой, проблемной, теории решения исследовательских задач, КСО, здоровьесберегающей, технологии критического мышления, ИКТ, проектной. Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы: использование различных источников информации, знакомство с методами картографирования, комплексным рекреационно-географическим исследованием территории, статистикой. Предложенная система заданий предусматривает последовательное наращивание сложности и повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение творческого и исследовательского опыта и знаний в реализации дальнейшей профессиональной траектории. Методы и формы организации занятий в рамках элективного курса - лекция и семинары; - практикумы и экскурсии; - защита проектов; - выполнение исследовательской работы. В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения и рефераты учащихся. В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания и результаты выполнения исследований.Условия реализации и материально-техническая база для реализации курса экологическая полевая практика для 5-9 классов Создано и третий год реализуется эколого – географическая практика. Имеется школьная геграфическая лаборатория, полученная в рамках ПНПО. Школа обеспечена научно-методическим комплектом по географии.Темы работ учащихсяРеферативные сообщенияИстория возникновения и развития рекреационной географии в СССР.История возникновения и развития рекреационной географии: зарубежный опыт. Особенности современных рекреационно-географических исследований. Развитие и география международного туризма. География туризма как важнейший раздел рекреационной географии. Туристско-рекреационный потенциал страны (по выбору учащегося).Туристско-рекреационные ресурсы Альпийских государств. Замки и крепости зарубежной Европы как туристско-рекреационный ресурс. Москва и Санкт-Петербург как основные туристские центры России.Уникальность озера Байкал. Кунгурские пещеры.Национальные парки их виды.Историческое прошлое г. Твери.Культурные и исторические памятники г. ТвериПравославные храмы г. Твери.Историко-культурное наследие г. Твери.Историко-культурное наследие любого города области.Исследовательские работы и проектыРекреационные объекты Тверской области.Развитие въездного туризма в России.Туристский потенциал Тверской области.Рациональное использование и охрана природных растительных ресурсов Тверской области.Паломнический туризм в Тверской области.Курорты и санатории области.Край, в котором я живу. Волжские просторы.Жемчужины провинции. Дворянские гнезда Тверской области.Туристический маршрут по древним русским городам Кашин - Калязин – Углич.«Столица»  Вышневолоцкой водной системы первая искусственная система России- г. Вышний Волочек.Тверь - первый порт для круизных речных судов на Волге.Маршрут "Волга от истока до устья" и др.Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: - картографическими (географическими картами, интерактивными); - атласами - определителями - текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой, Красной книгой РФ и Тверской области); - диаграммами, рисунками, схемами, опорными конспектами и др.;- интернет – ресурсами.^ 8.Предполагаемые результаты. Высокий уровень усвоения учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека. Сформированность пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений. Понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем. Умение использовать карты, путеводители и другие источники для изучения условий и возможностей развития туризма в своей Тверской области.Умение составлять карты «Рекреационные районы Тверской области и их специализация».Умение составлять паспорт памятника культуры, природы и т.п.Умение оценивать рекреационный потенциал определенной территории области.Умение разрабатывать и обосновывать выбор маршрута с различной целью путешествия.Умение создания собственного интернет-сайта по темам курса.Умение разрабатывать экологическую тропу.^ 9. Контингент учащихся: учащиеся 9 класса 10. Объем курса: 20 часов (по 1 часу в неделю в течение двух четвертей).11.Учебно-тематический план №№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе по видам деятельности Формы контроля Лекции семинары экскурсии Практи ческие занятия 1 2 3 4 5 6 7 I. Введение.Рекреационное ресурсоведение как наука 1 1 Составление опорного конспекта II. Ресурсный потенциал рекреационной деятельности 5 2,5 2,5 2.1 Рекреационные ресурсы и их оценка 1 0,5 0,5 Семинар «Ресурсная составляющая рекреационной и туристской деятельности» 2.2 Природные условия и природные рекреационные ресурсы 2 1 1 Составление паспорта памятника природы 2.3 Культурно-исторические рекреационные ресурсы 2 1 1 Составление паспорта памятника культуры III. Рекреационная деятельность: особенности и принципы организации 4 1 1 2 3.1 Рекреационная деятельность 1 1 Лекция учителя 3.2 Туризм – особый вид рекреационной деятельности 1 Деловая игра«Международная выставка «Интурмаркет – 2010» 3.3 Введение в экскурсоведение как необходимое условие туризма. 1 1 Проектное занятие «Составление плана экскур-сии» IV. Рекреационные ресурсы мира 3 3 4.4 Рекреационное районирование и районообразующие признаки. Определение рекреационного района и его характерные черты. 1 1 Составление картосхемы «Рекреационные районы мира и их специализация». 4.2 Всемирное наследие. Путешествие по странам мира: «Что ни город, то норов» 1 1 Разработка виртуальных экскурсий в любой район мира. 4.3 Виртуальное путешествие в пределах России. 1 1 Пресс-конференция «Рекреацион-ная география Российской Федерации» V. Оценка рекреационного потенциала г.Твери и Тверской области 5 1 1 3 ^ Рекреационные исследования учащихся. 5.1-5.2 Создание проекта. Экологическая тропа 2 1 1 Экскурсия «Ботанический сад и берег р.Тверцы»Проект тропы 5.3 Разработка и составление маршрута тематической экскурсии 2 0,5 1,5 Маршрут «Д.И. Менделеев и Тверской край» 5.4 Разработка и составление маршрутов походов по Тверской земле. 1 0,5 0,5 Экскурсионные туры и походы VI. Итоговое занятие 2 2 Защита и обсуждение проектов Всего 20 5,5 2 12,5 ^ 12.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.Раздел I. Введение (1 час)Тема 1. Рекреационное ресурсоведение как наука. Объект, предмет и методы курса. Основные задачи рекреационной географии на современном этапе. Место рекреационной географии в системе географических наук. Картографический метод исследования в рекреационной географии. Понятие о рекреации. Соотношение понятий «отдых» и «рекреация». Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации: медико-биологическая, социально-культурная, экономическая. Роль отдыха в жизни человека. Различные виды отдыха и их значение для восстановления сил и здоровья людей. Природа как наиболее благоприятная среда для отдыха большой части населения в современном урбанизированном и экономически неблагоприятном мире. Значение отдыха для развития личности и повышения культурного уровня людей. Связи рекреационной географии с другими науками. Ключевые понятия: элементы рекреационной географии, инструментарий ресурсоведения, объекты рекреации, субъекты рекреации, виды рекреационной деятельности, экскурсант - рекреант, рекреационный потенциал.^ Раздел II. Ресурсный потенциал рекреационной деятельности. (5 часов)Тема 2.1. Рекреационные ресурсы и их оценка. (1час) Рекреационные ресурсы как важнейшая составная часть рекреационного потенциала. Основные составляющие рекреационных ресурсов: природные рекреационные ресурсы (ландшафты, охотничьи и рыболовные угодья, биоклимат, природные лечебные ресурсы), историко-культурный потенциал (исторические города, памятники гражданской и культовой архитектуры, археологии, этнографии), туристская инфраструктура, рекреационная сеть, трудовые ресурсы. Сложность определения рекреационных ресурсов. Емкость рекреационных ресурсов и методика ее определения. Основные положения рекреационной оценки природных ресурсов. Историко-культурный и природный потенциал территорий.Ключевые понятия: рекреационный потенциал, рекреационная освоенность, емкость рекреационных ресурсов, рекреационный кадастр.^ Тема 2.2. Природные условия и природные рекреационные ресурсы. (2часа) Климатические и гидрологические условия организации отдыха. Основные этапы оценивания природных рекреационных ресурсов. Типы оценки природных рекреационных ресурсов. Медико-биологический тип. Метод условных (эффективных) температур. Метод комплексной климатологии. Классификация и режимы погоды. Комфортное состояние и зона комфорта. Зависимость организма человека от климатопогодных факторов. Психолого-эстетическая оценка. Понятие «пейзажное разнообразие». Внутреннее и внешнее пейзажное разнообразие. Понятия «экзотичность», «уникальность», «типичность», «аттрактивность», «эстетичность». Технологическая оценка рекреационных ресурсов. Особо охраняемые природные территории. Природное наследие в туризме. Критерии отнесения объектов к памятникам всемирного наследия. Памятники природы.Ключевые понятия: климат туристического ареала, погодная «зона комфорта», «пейзажное разнообразие», уникальность, экзотичность, аттрактивность, особо охраняемая природная территория, памятник природы, заповедник, национальный парк.^ Тема 2.3. Культурно-исторические рекреационные ресурсы. (2часа) Культурно-исторические рекреационные ресурсы. Классификация культурно-исторических объектов. Материальные и нематериальные объекты. Памятники истории и культуры и их разновидности. Культурно-исторические предпосылки рекреационной деятельности. Движимые и недвижимые объекты познавательно-культурной рекреации. Оценка культурно-исторических объектов. Памятники истории и культуры и их разновидности. Памятники культовой архитектуры. Памятники светской архитектуры. Археологические памятники. Этнографические памятники. Народные промыслы. Историко-культурный потенциал и методика его оценки. Ключевые понятия: культурно-исторические ресурсы, культурное наследие, памятник, ансамбль, достопримечательное место, Список Всемирного наследия, национальное наследие. ^ Раздел III. Рекреационная деятельность: особенности и принципы организации. (3 часа)Тема 3.1. Рекреационная деятельность. (1час) Рекреационная деятельность, ее структура и классификация. Виды деятельности человека во время отдыха: деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой, любительские занятия, приобщение к миру искусства, интеллектуальная деятельность, общение по интересу и свободному выбору, развлечения, носящие либо активный, либо пассивный характер, путешествия и экскурсии ради удовольствия. Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал. Виды рекреационной деятельности, отдыха и перемещений людей в пространстве. Условия и факторы развития рекреационной деятельности.Ключевые понятия: «урбанизированные» территории: приморские рекреационные районы, лечебно-санаторные курортные районы, горно-лыжные туристические комплексы; межселенные рекреационные территории, природный рекреационный парк, рекреационное время.^ Тема 3.2. Туризм – особый вид рекреационной деятельности. (1час)Понятие о туризме. Эволюция и разнообразие взглядов на туризм как социально-экономическое явление. Туризм как особая форма перемещения людей в пространстве. Туризм как род деятельности. Туризм как социо-культурный феномен современности. Туризм как экономическое явление. Туризм как форма умственного и физического воспитания. Туризм как форма организации и проведения досуга. Туризм как отрасль хозяйства и сегмент рынка. Классификация путешествующих лиц. Виды туризма: лечебный, оздоровительный, развлекательный, спортивный, конгрессовый, религиозный, деловой. Классификация туризма по характеру организации, по функции туризма, по способам передвижения, по продолжительности, по составу туристов. География туризма.Ключевые понятия: типы туризма, туристическая деятельность, реклама туристических объектов, программы туров, как прогностический результат, курортно-оздоровительный, познавательный, развлекательный, образовательный туризм.^ Тема 3.3. Экскурсоведение – необходимое условие туризма. (1 час) Понятия «экскурсия» и «туризм» и их соотношение по продолжительности. Экскурсия, ее сущность. Классификация экскурсий: обзорные и тематические экскурсии, городские, загородные, производственные и музейные экскурсии, пешеходные и транспортные экскурсии. Тематика экскурсий. Подготовка экскурсии. Методика проведения экскурсии. Экскурсовод и требования к нему.Ключевые понятия: экскурсия, функции экскурсии, виды экскурсии, показатели экскурсии: познавательная ценность, популярность, необычность (экзотичность), выразительность, сохранность объекта.^ Раздел IV. Рекреационные ресурсы мира. (3 часа)Тема 4.1. Рекреационное районирование и районообразующие признаки. Определение рекреационного района и его характерные черты. (1час) Рекреационное районообразование. Условия и факторы рекреационного районообразования. Главные признаки рекреационного районирования. Формирование рекреационной специализации в зависимости от потребностей освоения. Генезис районов массового туризма. Уровень освоенности района и интенсивность туристских потоков. Туристское районирование. Туристские районы: их иерархия и типология. Туристско-рекреационные системы. Понятие об аттрактивности туристских районов. Классификация туристских районов по времени возникновения, предпосылкам формирования, уровню развития туристской инфраструктуры, туристской специализации. Главные рекреационные районы мира и их характеристики. Ключевые понятия: рекреационное районообразование, районообразующие рекреационные признаки, рекреационная оценка территории, функция рекреационной местности, региональный туризм, туристский район.^ Тема 4.2. Международный туризм. Путешествие по странам мира: «Что ни город, то норов». (1 час) Международный туризм – глобальное социально-экономическое явление современности. Развитие и география международного туризма. Главные рекреационные районы мира: побережья морей и океанов с благоприятными климатическими условиями, закономерности их распределения на земном шаре, горные районы с благоприятными рекреационными свойствами. Проблемы, возникающие при организации отдыха в этих районах. Районы, богатые природными и культурными достопримечательностями. Их использование для организации туризма. Развитие туризма в труднодоступных районах континентов и регионов, в полярных странах и т. п. География международного туризмаКлючевые понятия: туристический сервис, принимающая страна, отправляющая страна, сезонность, низкий (синий, мертвый) сезон, высокий (красный, горячий) сезон,. культурные объекты, внесенные в Список Всемирного наследия.^ Тема 4.3. Виртуальное путешествие в пределах России. (1час) Основные рекреационные районы России и их характеристика. География туризма в Российской Федерации. Туристские районы Северного Кавказа. Черноморское побережье Кавказа как основная рекреационная зона России. Курортные районы и курорты. Курортные зоны. Туристские районы Центральной России. Подмосковье – основной район оздоровительного и познавательного туризма. Туристские районы Северо-Запада и Европейского Севера России. Волжский и Уральский туристско-рекреационные районы России. Туристские районы Сибири и Дальнего Востока. Обско-Алтайский рекреационный район. Енисейский и Прибайкальский рекреационные районы. Ключевые понятия: медиаресурсы туризма, география и основные направления виртуальных путешествий: курорты Большого Сочи. Кавказские Минеральные Воды, Каспийское побережье Золотое кольцо России, Серебряное кольцо России, Кижи, Байкал, Алтай, Камчатка.^ Раздел V. Оценка рекреационного потенциала г. Твери и Тверской области. (5 часов)Рекреационные исследования учащихся.Тема 5.1. Создание проекта. Экологическая тропа. Природно-географические характеристики Тверской области. Почвенно-климатические условия Тверской области. Экология Тверской области. Природные ресурсы Тверской области. Разработка и создание экологических троп.^ Тема 5.2. Разработка и составление маршрутов походов по Тверской земле. Историческая справка городов Тверской области: Конаково, Кимры, Кашин, Бежецк, Торжок, Ржев, Вышний Волочек, Осташков. Природно-национальные ландшафтные зоны Тверской области. Меридиальная зона. Широтная историко-культурная и ландшафтная зоны. Торопецко-Андреапольской зона. Разработка туристического маршрута.^ Тема 5.3. Разработка и составление маршрутов экскурсий по Тверской земле. Области туризма и их характеристика. Курорты Тверской области. Агротуризм. Инфраструктура учреждений туризма Тверской области. Въездной туризм. Факторы, влияющие на развитие туризма в Тверской области. Развитие туризма в Тверской области. Определение некоторых рекреационных свойств территорий в окрестностях своего населенного пункта, выявление объектов для экскурсий. Разработка экскурсии, программы тура.Ключевые понятия: культурные памятники, братские захоронения, районы военных действий (Ржевско – Вяземский плацдарм), «долина смерти» (г. Белый, гидрологические экскурсии, национальные заповедники, храмы, монастыри).^ Раздел VI. Итоговое занятие. (2часа) Защита и обсуждение проектов.ЛИТЕРАТУРАЛитература для учителя.Александрова А.Ю. География международного туризма. - География в школе – 2003, № 4.Веденин Ю.А. География и здоровье населения. – География в школе – 1991, № 6. Веденин, Ю. А. Рекреационная деятельность и экология человека. – М., 1988. Герасимова, И. П., Преображенский, B. C. Основы конструктивной географии. – М., 1986.Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.-2002-06гг. Даринский, А. В. Программа курса «География туризма» // География в школе. – 1994. – № 2. Даринский, А. В. Туристическая индустрия США // География в школе. – 2001. – № 6.Ефремова Е. С. Основы туристического бизнеса.- М.: 2002Квартальнов Т. В. Туризм.- М.: 2001.Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. – М. «Флинта», 2005.Максаковский В. П. Развитие географии международного туризма.// География в школе.-№8. Максаковский, В.Всемирное культурное наследие. – М.: Издательский сервис, 2002.Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т.. Рекреационная география – М., 1981. Мироненко, Н. С., Твердохлебов, И. Т. Рекреационная география. – М., 1981.Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании.// География в школе.-2002.-№6.Пашканг К.В., Притула Т.Ю. Рекреационная география. – География в школе – 1978, № 3.Притула Т.Ю. Рекреационная география. Сборник авторских программ для 10-11 классов профильных школ. – М. «Просвещение», 1994. Тивяков, С. Д. Экскурсионные объекты экологического туризма в Кузбасе // География в школе. – 2001. – № 3.Туризм, гостеприимство, сервис : Словарь-справочник.//Под. Ред. Л. П. Воронковой.- М.: Аспект Пресс, 2002 Хильченко Л. Н. Практическая работа «Составление картосхем основных районов международного туризма.// География в школе.-2003.-№4.Хильченко, Л. Н. Практическая работа «Составление картосхемы основных районов международного туризма» // География в школе. – 2003. – № 4.Черемисин П. А. Виды современного туризма.// География в школе.- 2003.-№6.. Чермисин, П. А. Виды современного туризма // География в школе. – 2003. – № 6.Чижова В.П. и др. Учебные тропы природы – М. Агропромиздат. 1989. ru.wikipedia.org/…/Список_Всемирного_наследия_по_Россииhttp://russia.rin.ru/guides/5925.htmlwww.den-za-dnem.ru/page.php?article=216http://ru.wikipedia.org/wikihttp://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=12273http://ru.wikipedia.org/wikihttp://www.region.tver.ru/touring.htmlwww.den-za-dnem.ru/page.php?article=216http://garden.tversu.ru/Литература для учащихсяБардин К.В. Азбука туризма (о технике пешеходных путешествий): пособие для у


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.