муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №33 станица архангельская тихорецкого районаАвторизованная программаучебных занятий для учащихся 9-х классов по предмету «информационная работа. профильная ориентация».«в поисках своего профессионального призвания».составитель курсапедагог- психологпашкова светланавладимировна 2005-2006 учебный год Раздел №1 «Человек и профессия» (теория 7; практика 5)Занятие №1.Тема: «Давайте познакомимся!»Цель: установление контакта с подростками, создание положительной мотивации к предстоящим занятиям, знакомство со структурой курса; знакомство со спецификой работы практического психолога, с особенностями психологии как науки; активизация процесса рефлексии.Содержание занятия.1.Знакомство.Ведущий предлагает учащимся представиться по имени (под псевдонимом, с эпитетом, начинающимся с 1-ой буквы имени и т.п.) так чтобы остальные почувствовали его характер или одну из черт.2. Беседа о психологии.Психолог предлагает участникам ответить на вопросы:- Что такое психология?- кто такой психолог? Примерное содержание беседы:Психология (от греч. «псюхе» - душа, «логос» - наука) – это наука о внутреннем мире человека, который проявляется в его мыслях, чувствах и поступках при взаимодействии с внешним миром.^ Психология помогает нам разобраться в наших делах, неудачах, ошибках, изъянах характера, привычках.Как бы ни складывалась наша дальнейшая жизнь, от нас зависит, будем ли мы с оптимизмом смотреть в будущее, попытаемся ли найти себя в любом деле, захотим ли оставить что-то хорошее о себе на Земле. Попробуем ли не пассивно плыть по волнам жизни, а создавать собственную судьбу!^ Важно понимать разницу между профессией психолога и др. людьми, которые тоже оказывают помощь человеку. Кто они? Врач, педагог, священник, юрист.Психолог: - не врач, он не ставит диагноза, не лечит и не прописывает лекарств;- не педагог, потому что не оценивает и не воспитывает;- не юрист, т.к. не защищает права другого человека по его поручению;- не священник, который прощает и отпускает грехи; психолог этим не занимается.Психолог помогает человеку самому найти выход из сложившейся ситуации, преодолеть внутренние преграды.Психология учит пониманию самого себя, своих чувств и желаний, своих поступков и поведения др. людей – друзей, родителей, учителей. Знание своих слабых сторон помогает воспитанию характера, развитию своих способностей.Познание себя дает возможность принять более правильное решение в таком важном вопросе как выбор профессии. Сделать его нужно самостоятельно и разумно. А что для этого необходимо учитывать, станет ясно на наших занятиях.3.Проведение методики «Моя линия жизни».Психолог просит нарисовать на бумаге вектор произвольной длины. Начало вектора в точке рождения.- крестиком обозначается место, где участники ощущают себя в данный момент времени. Указывают возраст.Кружком отмечается место, где хотелось бы быть. Это – предпочитаемый возраст («золотой»). Напишите почему.^ В промежутке от рождения до настоящего времени укажите все наиболее значимые для вас события, поступки, может быть какие-то периоды, этапы жизни.Далее спланируйте свою будущую жизнь. Что вы хотите, чтобы сбылось, случилось в вашей судьбе? Обозначьте эти события на «линии жизни».4.Рассказ о содержании программы.Психолог рассказывает о структуре программы, о том, чем будут заниматься ребята на занятиях, что они узнают о себе и как этим воспользоваться при выборе будущей профессии.Занятие №2.Тема: «Образ «Я» или что я думаю о себе.Цель: активизация процесса самопознания; обучение некоторым психотехническим приемам; закрепление благоприятного «климата отношений» с подростками. Необходимые материалы: цветные карандаши, магнитофон с записями приятной музыки.Содержание занятия.Беседа об этике психолога, о принципах психодиагностики.Психолог говорит об одном из главных принципов психологии – « не навреди». Он объясняет подросткам, что информация, сообщенная ими о себе, не подлежит разглашению.Поэтому они могут, без опасения, быть откровенными.^ Психодиагностика помогает ответить на важнейшие вопросы. Кто я? Чего я хочу? Что я могу?Главные принципы взаимоотношений профконсультанта и учащихся:Всеобщая талантливость. Бесталанных людей нет, а есть люди занятые не своим делом.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других, - значит, что-то должно получаться лучше. Ищите!Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.Методика «Кто я?»За 15 мин. 20 раз ответить на вопрос: «Кто я?». Будьте искренни. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные ответы. Пишите их так, как они приходят вам в голову.Психологический практикум.Можно предложить учащимся выполнить психотехническое упражнение из системы арт-терапии К. Роджерса «Настроение», которое направлено на сохранение внутреннего спокойствия, работоспособности, позволяет отрефлексировать актуальное состояние человека, избавиться от неприятных ощущений.Занятие №3.Тема: «Дороги, которые мы выбираем».Цель: осознание учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей; знакомство с основными понятиями курса; активизация процесса рефлексии.^ Необходимые материалы: анкета оптанта, словарь основных понятий курса.Мы творим нашу собственную жизньи называем ее судьбой.Дизраэли.Содержание занятия.Вступление.Беседа о профессиональных намерениях учащихся, о необходимости учета интересов и склонностей при выборе карьеры.- сегодня вы познакомитесь с необычным словом латинского происхождения – оптант. Каждый из вас может назвать себя человеком, юношей, девушкой, учеником или ученицей (вспомните методику «Кто я?»). На наших занятиях вы выступаете еще в одной роли, новой для вас – в роли оптанта.^ Слово « оптант» (от лат. – желание, избирание) означает «выбирающий профессию».Вам предстоит ответить на вопросы анкеты:-выбрал ли ты будущую профессию?-продуманы ли вами пути ее получения (учебное заведение, конкретное предприятие и т. д.)?- имеются ли резервные, запасные варианты, если не осуществятся основные?- что вас привлекает в выбранной профессии?Когда вы будите отвечать на вопросы анкеты оптанта, вам понадобятся знания о том, что такое интерес, заинтересованность, увлечение, а также некоторые понятия, термины, обязательные для овладения данным курсом.^ 2. Изучение базовых понятий курса. Работа со словарем.Желательно построить работу в форме дискуссии, заранее исключив возможность узнать готовые ответы из словаря, для стимулирования когнитивной активности учащихся.Что такое профориентация?Какова цель профориентации?Какова роль психолога- профконсультанта? (важно выяснить ожидание подростков. Надеются ли они получить конкретный совет? Почему?)Что такое профессия? Методом эвристической беседы обсудить основные признаки профессии:а) подвести учащихся к выводу о том, что профессия – род трудовой деятельности, притом, что и работа на содовом участке – тоже род трудовой деятельности. В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности?б) что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (образование).в) дворник, грузчик, уборщица – это профессия? (нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они и являются трудовыми.)г) что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся. Получая профессию? (она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально.)д) что еще нужно учитывать при выборе профессии? (Чтобы совпадали интересы, желания, возможности, способности человека.)^ 5. Что такое специальность?а) какие специальности вы знаете в профессии врача?б)военный – это профессия? А какие военные специальности вы знаете?6. Что такое должность? Найти профессию, должность, специальность и объяснить на примерах: главный бухгалтер- бухгалтер; заведующая лабораторией – старший инженер – инженер – инженер-системотехник учитель – учитель начальных классов – завуч; продавец – заведующий отделом – продавец продовольственных товаров.7. попробуйте дать три определения слову «квалификация».^ 8. Что такое вакансия?9. Знакомо ли вам слово «карьера»? что оно означает? (дать три определения.)10. Что такое призвание?В процессе работы на доске можно записывать определения, данные классом или конкретным человеком. Затем – сравнить с определениями в словаре.В конце занятия дать словари с определениями.Заполнение анкеты оптанта.Занятие №4.Тема: «Основные факторы, влияющие на выбор профессии».Цель: информирование учащихся о составляющих выбора профессии.Вводная беседа.Правильный выбор профессии обусловлен учетом трех факторов:ХОЧУ – мотивационно - потребностная сфера личности (склонности, интересы, стремления, ценностные ориентации, установки). Склонности – это желание человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним.МОГУ – способности и степень развития личностных характеристик человека. Уровень знаний, направленность способностей, состояния здоровья, умения, то есть такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности.НАДО – наличие рабочих мест, возможности трудоустройства, востребованности на рынке труда. От этого фактора зависит успешная реализация полученных знаний, построение карьеры, профессиональное становление личности. Когда человек выбирает профессию первый раз, он не всегда задумывается над тем, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти работу по этой специальности. А потом оказывается что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек остается без работы, так ни дня не поработав по специальности. Наша экономика стала рыночной, и гарантировать трудоустройство может только спрос на представителей выбранной профессии со стороны работодателей. А этот спрос постоянно меняется, и невозможно абсолютно точно сказать, как изменится спрос на профессии через 5 – 10 лет. Но можно точно узнать, какие специалисты требуются, а какие не требуются на сегодняшний день. И можно предположить, представители, каких профессий окажутся востребованными в будущем.^ Таким образом, при выборе профессии необходимо учитывать все три фактора, иначе выбор профессии окажется случайным и необоснованным.Диагностика «Определение мотивов выбора профессии»(Материал из книги Р.В. Овчаровой Справочная книга школьного психолога, стр. 281.) Занятие №5.Тема : « Диагностика определение профессионального типа личности». (Дж. Голланд опросник профессиональных предпочтений).Цель: определение профессиональной направленности учащихся; осознание учащимися своих профессиональных предпочтений; расширение знаний о мире профессий.1.Инструкция к заполнению опросника.2.Заполнение опросника Дж. Голланда. Работа со словарем профессий.Объяснение порядка работы со словарем.В перечне профессий вам, возможно, некоторые из них встретятся впервые. В таком случае обращайтесь к словарю. Чем лучше вы уясните содержание каждой профессии, тем более обоснован будет ваш выбор, и, значит, более правильны последующие результаты. Самостоятельная работа учащихся.Обработка результатов.Занятие №6.Тема: « В мир профессий - по компасу».Цель: определение профессиональной направленности личности, работа по результатам диагностики Дж. Голланда.Сценарий занятия.1. Графическое изображение профессионального типа личности.После выбора предпочитаемых профессий учащиеся подсчитывают количество единиц, двоек, троек, четверок, пятерок и шестерок, которыми обозначены 6 профессиональных типов личности. Полученный профиль отображают на графике под руководством психолога.2. Интерпретация и совместное обсуждение результатов.Профессиональный тип личности считается сформированным, если Количество набранных баллов по одному из типов превышает все остальные на 2 и более единиц. Если наиболее выражены два значения, допустимо считать профессиональный тип частично сформированным.В случае же, когда график получается как бы «размытым», нет четко выраженных вершин, «пиков», профессиональный тип считается несформированным. Это означает, что у подростка нет определенных профессиональных предпочтений.Занятие №7. Тема: «Интересы, склонности, способности».Цель: знакомство с понятием «способности», «интересы», «склонности», их роль в трудовой деятельности человека.Содержание занятия.Беседа о склонностях и интересах.Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет.Применительно к профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности.Интересы различаются по содержанию, широте, длительности и глубине. Содержание и широта интересов отражают кругозор и любознательность человека. Глубина и длительность интересов характеризуют их устойчивость.В своем развитии интересы проходят несколько этапов. Сначала они носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету. Такие интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновение в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми (рис.2). Такие интересы часто перерастают в склонность- стремление заниматься определенной деятельностью, постоянно накапливать знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.Если интересы выражаются формулой « хочу знать», то склонность «хочу делать». Одно дело интересоваться книгами о животных, любить посещать зоопарк, не пропускать телепередачу «В мире животных», а совсем др. – находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными. Склонности не только проявляются. Но и формируются в деятельности. Поэтому надо не ждать, а сознательно включаться в различные виды труда. Только активная деятельность, причем в разных направлениях, позволит вам познать и проверить свои склонности.^ Итак, профессию надо выбирать в соответствии с устойчивым интересом, склонностью.2.Способности. Они тесно связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека.Что же такое способности? Способностями можно считать любые индивидуально-психологические особенности человека, помогающие успеху в какой-либо деятельности и не сводящиеся к знаниям и навыкам. Например. Если человек хорошо различает запахи и помнит их, то это – способность. Очень нужная химику, дегустатору, повару и др. если человек хорошо (прочно) удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их, то это – тоже способность. Которая нужна математику, программисту, конструктору и др. Любая деятельность требует совокупности определенных способностей. Например, ветеринарный фельдшер или врач должен быть наблюдательным, инициативным, иметь проницательный ум, ловкость, очень добросовестно относиться к работе.Различают общие способности, необходимые для всех или многих профессий и видов деятельности (организаторские), и специальные, которые важны для отдельной профессии или относительно узкого круга их (хорошо развитая чувствительность рук нужна регулировщику электромеханических реле, устойчивость к монотонным раздражителям – водителю транспортных средств, хорошо развитое пространственное представление – рабочим, изготавливающим сложные изделия по чертежам). Успешная работа по любой профессии возможна только при сочетании общих и специальных способностей.А как же быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: либо изменить свой выбор, либо искать способы компенсации недостающих или слабо выраженных способностей. Недостатки памяти, например, можно компенсировать систематическим ведением различных записей, составлением картотеки и т.п., недостаточное развитие пространственного воображения – использованием объемных моделей и т.п. Компенсация слабо выраженных способностей – явление обычное и необходимое, и оно должно занимать немалое место в жизни человека, если он действительно хочет добиться высокого мастерства в деле.Активная учебная деятельность в школе позволяет каждому из вас развивать умственные способности и, прежде всего ясность, логичность, самостоятельность и оригинальность мышления, сообразительность, вдумчивость, гибкость и критичность ума.Следует стремиться развивать и волевые качества: решительность, настойчивость, дисциплинированность, уверенность в себе, в своих силах, самообладание, выдержку. Совокупность этих качеств обеспечивает способность к труду.Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии можно представить в виде схемы. Итак, к избираемой профессии нужно готовиться, формируя и развивая в конкретной деятельности свои интересы, склонности, способности.Игра «Подберите способности к профессии».Занятие № 8.Тема:Диагностика «Опросник профессиональных предпочтений» Цель: исследование профессиональных интересов и предпочтений человека. Помочь соотнести склонности, интересы и способности с конкретными различными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере.Инструкция перед проведением диагностики.Проведение диагностики, обработка результатов.Анализ полученных результатов.( материал Краснодарского ЦНТИ «Опросник профессиональных предпочтений»).Занятие № 9.Тема: « В круге Айзенка»Цель: определение типа темперамента (по тесту Айзенка); знакомство с понятием «темперамент»; активизация процесса рефлексии.Необходимые материалы: опросник Г. Айзенка, бланки для ответов.Содержание занятия.^ 1.Краткая вступительная беседа.Объяснение содержания понятия «темперамент».Обратить внимание на основные признаки темперамента:1). Сила – слабость протекания нервных процессов;^ 2). Уравновешенность реакций на жизненные воздействия;3). Эмоциональная подвижность. (Пояснить).Темперамент – это врожденные особенности человека, определяющие характер его психики, - степень уравновешенности, эмоциональной подвижности. Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Он проявляется в поведении человека, его отношении к миру вокруг, к себе.^ Доброта и жестокость, леность и трудолюбие, аккуратность и неряшливость – все это черты характера. В его основе лежит темперамент.2. Проведение диагностики.3.Обработка результатов, графическое изображение результатов. Нахождение «Точки темперамента» в «Круге Айзенка».Занятие № 10.Тема: «Формула темперамента».Цель: закрепление и углубление знаний учащихся о темпераменте; анализ влияния природного фактора на профессиональное становление; развитие навыков общения.Содержание занятия.1.Опрос. Повторение материала прошлого урока.О темпераменте.Что такое темперамент?В чем он проявляется?Каковы традиционные признаки темперамента?Безудержный – процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, но не уравновешенные; свойствен холерикам.Живой – сильные, подвижные, уравновешенные; присущ сангвиникам.Спокойный – сильные, уравновешенные, но малоподвижные; свойствен флегматикам.Слабый – процессы слабые, неуравновешенные, малоподвижные; присущ меланхоликам.2. Объяснение нового материала.В рассказе необходимо уделить внимание сильным и слабым сторонам каждого темперамента.Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление. Их игнорирование может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и к нервным заболеваниям.^ В профессии условно выделяют две стороны – содержательную и динамическую.Содержательная определяется набором необходимых знаний, умений и навыков, что предъявляет специфические требования к личностным особенностям человека. Эти особенности могут формироваться в процессе труда. Они поддаются воспитанию и тренировке.^ Профессия имеет и другую сторону – динамическую.Любая работа требует от человека определенной скорости, темпа выполнения, умения переключаться с одного типа задания на другой, концентрации внимания и др. в некоторых профессиях эти требования выступают на первый план, создавая трудности для их овладения. Перечень таких профессий невелик, но для их получения необходимо пройти специальный отбор.^ Учитывая это, психолог К.М. Гуревич предложил классифицировать профессии по признаку их абсолютной или относительной профпригодности.Если профессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора, то ее следует отнести к 1-ой группе – группе профессий с абсолютной профпригодностью.Если же данной специальностью может овладеть практически любой человек, то ее можно отнести ко 2-ой группе профессий, требующих относительной профпригодности.Но при выборе профессии нужно учитывать свои природные свойства, чтобы найти наиболее подходящую специализацию в рамках профессии.^ Итак, при выборе профессии следует учитывать свой тип темперамента.Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он постоянно получает новые задания. Ему подходят профессии, которые предусматривают частое и интенсивное общение и организацию деятельности других людей.^ Холерику благоприятнее цикличная работа, в которой чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности.Флегматику сложнее, когда работа разнообразна, зато привычный режим не представляет для него трудности.Меланхолику подходит работа, требующая тонких ручных умений. Ему противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями.Психологический практикум. Определение формулы темперамента.В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех 4-х типов, один из которых выражен сильнее, а др.- слабее. Поэтому можно уже говорить не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы. Чтобы определить ее нужно высказать свое согласие (высокие баллы) или несогласие (низкие баллы) с приведенными высказываниями (система оценок от 0 до 10).Если трудно определиться с оценкой, ставьте себе средние баллы – 4,5,6,7. Важно оценить себя как можно объективнее!Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать.Я работаю неравномерно, рывками.Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.Если нужно, я могу спокойно ждать.Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.С людьми равными я несдержан и вспыльчив.Мне нетрудно сделать выбор.Мне не приходиться сдерживать свои эмоции, это получается само собой.Сложите количество баллов по вопросам, № которых указаны в формулах:М = 1 +5 =Х = 2+6=С=3+7=Ф=4+8=(методика приведена в интерпретации Е. Жарикова, Е. Крушельницкого. Для тебя о тебе, М, 1991, стр. 23-27)Закрепление материала. Решение психологических задач.«Определи темперамент».Занятие №11.Тема: «Познавательные процессы и их место в профессиональной деятельности».Цель: Сформировать представления о познавательных процессах: памяти, внимании; дать практические рекомендации по развитию основных познавательных процессов.Содержание занятия.Вступительная беседа о памяти.Память – способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранить все это и в нужный момент воспроизвести.ПАМЯТЬ^ ОБРАЗНАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ(зрительная, слуховая, двигательная (слова, числа, логические схемы,общие идеи) эмоциональная)2. Психологический практикум. Выполнение упражнений на диагностирование объема памяти.( материал на стр. 19, программа Выбор профессии, Краснодар 2005, ЦНТИ).3.Практические рекомендации.Сначала научитесь концентрировать внимание. Слабая память – это нередко слабое внимание.Тренируйте зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить детали дневных впечатлений. Всматривайтесь в лица и старайтесь потом вспомнить детали.Тренируйте слуховую память. Попробуйте повторить сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик-синхронист.Учите наизусть стихи, пусть небольшие отрывки, но каждый день.4.Беседа о внимании.Внимание – это направленность нашего сознания на определенный объект. Внимание характеризуется целым рядом свойств: устойчивостью, колебанием, объемом, переключаемостью, распределением концентрацией.Психологический практикум.1.Упражнение «Муха» (диагностика концентрации и переключения внимания)^ 2. Упражнение «Несколько дел одновременно» (диагностика распределения внимания)Ученику вышедшему к доске, предлагается называть цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на доске в обратном порядке. ^ 3.«Геометрические фигуры» (диагностика объема внимания). В течении сек. Показывают плакат, на котором изображены геометрические фигуры, а в них написаны цифры.Затем просят ребят записать, какие фигуры были нарисованы и какие цифры вписаны в каждую из них. После этого проверяют по схеме:- сколько цифр запомнили правильно;- сколько цифр воспроизвели правильно;- сколько цифр правильно вписано в фигуры.Как развивать внимание.приучайте себя работать в самых разных условиях, даже в шумной и отвлекающей обстановке.Упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов.Тренируйтесь в переключении внимания.Развивайте у себя силу воли. Следуйте принципу «надо», а не «хочу». Чередуйте легкие и трудные дела, интересные и неинтересные.Тренеруйте свою способность к сосредоточению.Занятие №12.Тема: «Мышление».Цель: формирование представления о таком познавательном процессе, как мышление и его роли при выборе профессии.Содержание занятия.Вступительная беседа о мышлении.Мышление- это опосредованное (выраженное посредством уже достигнутых знаний) отражение действительности.^ С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств нам передать не могут.В широком смысле мышлением называется способность человека мыслить, рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы.Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Речь выступает как носитель мысли и одновременно как средство общения. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями.Важно знать, с задачами, какой сложности вы можете справиться. Какие задачи вам решать легче – связанные с цифрами, словами, образами? Способны ли вы быстро «переключаться» с решения одной задачи на решение другой, совершенно не похожей? Что развито у вас лучше: логика или интуиция? Можете ли вы найти нестандартное решение?2. Психологический практикум. Решение задач за 10 минут.Способность успешно решать творческие задачи, часто связано с умением приспособиться к новой обстановке. И наоборот: чехословацкие психологи установили, что адаптация во многом зависит от способности человека замечать взаимосвязи между различными элементами. Вы и по собственному опыту знаете, что каждая новая ситуация порождает новые проблемы, и решаете вы их тем легче, чем быстрее выявите элементы ситуации и их взаимосвязи. Как быстро вы это делаете? Ответить вам поможет следующий тест.^ Каждый правильный ответ дает вам 4 балла.Оценка результатов:92-112 баллов – у вас великолепные способности к адаптации;81-91 – хорошие способности;^ 61-80 баллов – удовлетворительные;0-60 – способности к адаптации неудовлетворительные.(материал из книги Е. Жарикова Е. Крушельницкого Для тебя о тебе.- М.,Просвещение1991г. стр.,97.).Практические рекомендации по развитию мышления.Хотите быть умным – научитесь разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.развивать мышление – это значит насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.^ Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учитесь ставить вопросы и ищите ответы на них.Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления – свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи.^ Домашнее задание.Если вы уже определились с выбором профессии, то перечислите требования, которые она предъявляет к познавательным процессам и их свойствам. Если профессия еще не выбрана, выполните это задание на примере любой профессии.Раздел №2 «Мир профессий» (теория 8,5; практика 3,5) Занятие № 13.Тема: «Типы профессий».Цель: выявить склонность учащихся к определенному типу профессии.Оборудование: бланки анкет.Содержание занятия.Вводная беседа.В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда. Первую группу составляют профессии типа человек-природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят профессии: агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.^ Основой второго типа являются отношения человек-техника.Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.^ Третью группу образуют профессии типа человек-человек.Специальности – сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.Четвертая группа профессий человек-знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинисты, статистики, экономисты.Человек-художественный образ – основа 5-го типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.Тестирование учащихся с помощью методики ДДО (модифицированной).Обработка результатов и их обсуждение.Упражнение «Типы профессий» для закрепления материала.Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. Попытайтесь соотнести типы профессий с требованиями, которые они предъявляют к специалисту.(материал на стр. 10 программы Выбор профессии Краснодарского ЦНТИ).Занятие № 14 (2 часа).Тема: «Мир профессий и твое место в нем». Обзорная психологическая классификация профессий по Климову.Цель: построение классификации К.М. Гуревича (профессии с абсолютной и относительной пригодностью); составление «формулы своей будущей профессии (или профессии- мечты); активизация процесса рефлексии: решение психологических задач (угадывание профессий по формуле).Содержание занятия.Вступительная беседа. Повторение.На наших занятиях вы уже многое узнали о себе. Кто-то подтвердил свои предположения, знания, для кого-то сведения о своих психологических особенностях были неожиданными. Процесс самопознания бесконечно увлекателен, сложен… Вспомните, какие стороны личности мы пытались осветить на наших уроках?Но все знания ни к чему, если их не использовать, не применять в жизни. Однако этого недостаточно, чтобы выбрать верную дорогу в поисках своего призвания. Необходимо научиться ориентироваться в профессиональном пространстве.- Вы уже знаете одну из систем. Вспомните ее (с абсолютной и относительной профпригодностью).Для различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий полезна их четырехъярусная обзорная классификация.^ Попробуй самостоятельно составить и заполнить схему «Классификация профессий».Построение классификации.- как вы думаете, сколько всего профессий насчитывается в мире? (более 4о тысяч)- по каким признакам их можно систематизировать?- какие компоненты имеет любой профессиональный труд?Для подсказки, для того, чтобы направить рассуждения учащихся в нужное русло, можно изобразить на доске «5-этажную пирамиду», 4 нижних «этажа» которой предстоит заполнить школьникам совместно с психологом. После этого на последнем,5-ом этаже (ярусе) каждый должен вывести «формулу» своей профессии.^ Заполнение нижнего яруса «Типы профессий» можно начать с наводящего вопроса: «Человек – природа» (П).1). Что общего у таких профессий как агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог? ( Представители этих профессий имеют дело с растительными и животными организмами и условиями их существования). Объект труда.^ Моя будущая профессия (профессия-мечта)Условия труда Б О Н М группы(где работать?)Средства труда Р М А Ф отделы(чем работать?)Цель труда Г П И классы(что делать?)Предмет труда П Т Ч З Х типы профессий(с чем работать?)В 1-ую ячейку нижнего яруса вписываются примеры профессий типа «Ч-П».2). – Следующий тип – «Ч-Т» -приведите примеры профессий, в которых предметом труда является техника или неживая природа? (слесарь, техник, инженер, геолог и т.п.).3). «Ч-Ч».- предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.- приведите примеры. (Продавец, учитель, врач, парикмахер и т.п.).4). «Ч-З».- что общего у профессий «программист», «переводчик», «чертежник», «языковед»? ( Предметом их труда являются естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т.е. различные знаковые системы).5). «Ч-Х».-что объединяет профессии художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов? (Они имеют дело с явлениями, фактами художественного отображения действительности.)^ Подобным образом заполняются 2,3, и 4 ярусы «пирамиды».Определение «формулы» профессии. Закрепление материала.В верхнем 5-ом ярусе пирамиды запишите «формулу» сво