Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9«Рассмотрено» «Рекомендовано» На заседании методического На заседании пед. совета совета школы МОУ СОШ № 9 Протокол №___ от___________ Протокол № ___ от ______ «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 9 _______________ Жилка А. В.Авторская программаэлективного курса для 10 класса по биологии«Вирусы – неклеточная форма жизни».Разработчик Бородачева Любовь Николаевна Учитель биологии МОУ СОШ №9г. Камышин, 2009 год^ Программа элективного курса «Вирусы – неклеточные формы жизни».Пояснительная запискаВ имеющихся в настоящее время учебниках общей биологии для полной средней школы на изучение вирусов отводится очень мало времени, хотя именно эти неклеточные формы жизни представляют большую опасность для жизни. В предлагаемую программу курса включены вопросы об истории открытия, о гипотезах происхождения, многообразии, классификации вирусов, их строении и жизнедеятельности. Раскрываются основные свойства вирусов, которыми они отличаются от всех живых организмов. В программе предусмотрено ознакомление учащихся с типами взаимодействия вируса с клеткой, с методами выделения вируса и его идентификации. Особое место уделяется роли вирусов в жизни человека, способам распространения вирусов, болезням, вызываемыми вирусами, и профилактике этих заболеваний. Также этот курс знакомит учащихся с созданием вакцин, с помощью которых многие вирусные инфекции уже ликвидированы, и новыми методами борьбы с вирусными заболеваниями. В содержании программы отражены вопросы, тесно связанные с актуальными проблемами медицины. Элективный курс «Вирусы – неклеточные формы жизни» рассчитан на 17 учебных занятий в 10 классе (1 час в неделю).^ Цель курса:Формирование у учащихся знания о вирусах как неклеточной форме жизни.Задачи курса:Углубить и расширить знания учащихся о вирусах, их многообразии, строении и жизнедеятельности.Ознакомить учащихся с болезнями, вызываемыми вирусами, и их профилактикой.Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, выделять и делать выводы.^ Требования к уровню подготовки учащихся.Учащиеся должны знать: - задачи и значение науки – вирусологии, гипотезы происхождения вирусов - строение, свойства, химический состав и жизнедеятельность вирусов - классификацию вирусов и способы их распространения - вирусные заболевания, их этиологию, эпидемиологию и профилактику.Учащиеся должны уметь: - сравнивать, анализировать и делать выводы - выполнять и защищать презентации по вирусным заболеваниям - выполнять исследовательскую работу.Форма отчётности:Итоговый тестовый контроль. Презентация по вирусным заболеваниям. 3. Исследовательская работа. Содержание курса Общее количество часов – 17.Тема 1. Введение(1ч)Вирусология – наука, изучающая неклеточные формы жизни, историю её появления, задачи и значения.Тема 2. Происхождение вирусов (2ч)Гипотезы происхождения вирусов. История открытия вирусов (Д.И.Ивановский, В.Стенли, открытия Херши и Чейза).^ Тема 3. Строение и жизнедеятельность вирусов (4ч)Строение вируса. Основные свойства и химический состав вирусов. Формы существования вирусов (внеклеточная, внутриклеточная). Жизнедеятельность вирусов. Размножение. Этапы взаимодействия вируса с клеткой (адсорбция, проникновение вируса в клетку, освобождение нуклеиновой кислоты вируса, транскрипция, репликация и трансляция, сборка вируса, освобождение новых дочерних вирионов из клетки). Методы выделения вируса и его идентификация. Взаимоотношение вирусов, ферментов и антител. Особенности бактериофагов. Различие между бактериями и вирусами.^ Тема 4. Многообразие и значение вирусов (7ч) Вирусы – объекты изучения многих наук. Классификация вирусов, способы их распространения и способы передачи вирусных заболеваний. Болезни, вызываемые вирусами: СПИД, грипп, герпес, корь, вирусный гепатит, полиомиелит, краснуха, ветряная оспа, жёлтая лихорадка, свинка, простуда (исторические данные, этиология, эпидемиология, клиническая картина, профилактика).П/Р «Создание презентаций по вирусным заболеваниям». Защита презентаций.^ Тема 5. Исследовательская работа (2ч)Исследовательская работа по теме « Изучение статистических данных о вирусных заболеваниях и прививках (вакцинации) по МОУ СОШ №9 г. Камышина.^ Заключение (1ч)Итоговое тестирование. ^ Учебно-тематический план № п/п Содержание учебных разделов (тем) Общее кол-во часов в том числе Форма контроля теория практика ^ Тема 1. Введение(1ч) 1. Вирусология - наука, изучающая вирусы, её задачи и значение. 1 1 Вводный контроль (тест) ^ Тема 2. Происхождение вирусов(2ч) 2. Гипотезы происхождения вирусов. 1 1 сообщения 3. История открытия вирусов. 1 1 рефераты Тема 3. Строение и жизнедеятельность вирусов(4ч) 4. Строение, химический состав и основные свойства вирусов. 1 1 5. Жизнедеятельность вирусов. 1 1 6. Этапы взаимодействия вирусов с клеткой. 1 1 ^ Творческое задание 7. Взаимосвязь бактерий и вирусов. 1 1 Тема 4. Многообразие и значение вирусов(7ч) 8. Вирусы - объекты изучения многих наук. 1 1 рефераты 9. Классификация вирусов. 1 1 10. Способы распространения и передача вирусов. 1 1 11. Вирусные заболевания: грипп, СПИД, корь, гепатит, оспа. 1 1 сообщения 12. Вирусные заболевания: простуда, герпес, свинка, жёлтая лихорадка. 1 1 сообщения 13. Составление презентаций по вирусным заболеваниям. 1 14. Защита презентации по вирусным заболеваниям. 1 1 ^ Защита презентаций Тема 5.Исследовательская работа (2ч) 15 16 Исследовательская работа по теме "Изучение статистических данных о вирусных заболеваниях и прививках (вакцинации) по МОУ СОШ №9 г. Камышина. 2 2 ^ Отчёт по исследовательской работе Заключение (1ч) 17 Итоговое тестирование 1 1 тест Приложение №8 (к занятию 17).Тест «Вирусология».1.Укажите структуры (организмы), которые невозможно выращивать на искусственных питательных средах: а) клетки прокариот б) вирусы в) клетки животных г) клетки растений2. Вирус мозаичной болезни табака поражает один из структурных компонентов клеток этого растения. Назовите эти структурные компоненты: а) аппарат Гольджи б) митохондрии в) хлоропласты г) ядро3. Назовите структурный компонент клетки, который имеется у прокариот и эукариот, и отсутствует у большинства вирусов: а) ЭПС б) наружная плазматическая мембрана в) митохондрия г) лизосома4. Вирусы выделяются в особую группу, так как они а) не имеют клеточного строения б) не содержат нуклеиновых кислот в) не способны синтезировать белки г) имеют клеточное строение5.Бактериофаг – это вирус, паразитирующий в клетках а) растений б) бактерий в) животных г) грибов6. СПИД вызывают а) бактерии гниения б) бактерии брожения в) вирусы г) кожные паразиты7.Вирус нарушает функционирование клетки хозяина, так как а) разрушает клеточную оболочку б) клетка теряет способность к редупликации в) разрушает митохондрии в клетке хозяина г) его ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина и осуществляет синтез собственных молекул белка8. Вирус СПИДа поражает а) эритроциты б) тромбоциты в) лимфоциты г) плазму крови9. Проявляют жизнедеятельность только в клетках других организмов – а) бактерии – паразиты б) вирусы в) одноклеточные грибы г) бактерии гниения10. К неклеточным формам жизни относят: а) простейших б) сине-зелёные водоросли в) вирусы г) бактерии11. Вирусы отличаются от всех прочих организмов тем, что они: а) могут существовать только как внутриклеточные паразиты б) содержат либо ДНК, либо РНК, но никогда то и другое одновременно в) способны переносить охлаждение до -200С г) верны все ответы12. Бактериофаг – это: а) симбиоз вируса и бактерии б) вирус, поражающий бактерии в) часть бактериальной клетки г) бактерии, паразитирующие на клетках эукариот.13. Вирусы открыл: а) С. Виноградский б) Д. Ивановский в) И. Мечников г) Н. Левенгук14. Заболевания, вызываемые вирусами: а) холера б) дизентерия в) грипп г) молочница.15. Назовите систематическую группу органов, к которой относятся бактериофаги а) вирусы б) прокариоты в) эукариоты^ Приложение №4. (к занятию 8).Вирусы – объекты изучения многих наук.Для медика вирусы – наиболее частые возбудители инфекционныхболезней: гриппа, кори, оспы, тропических лихорадок.^ Для патолога вирусы – этиологические агенты (причина) рака илейкозов, наиболее частых и опасных патологических процессов.Для ветеринарного работника вирусы – виновники эпизоотий (массовыхзаболеваний) ящура, птичьей чумы, инфекционной анемии и других болезней, поражающих сельскохозяйственных животных.^ Для агронома вирусы – возбудители пятнистой полосатости пшеницы,табачной мозаики, желтой карликовости картофеля и других болезнейсельскохозяйственных растений.^ Для цветовода вирусы – факторы, вызывающие появление изумительныхрасцветок тюльпанов.Для медицинского микробиолога вирусы – агенты, вызывающие появлениетоксических (ядовитых) разновидностей дифтерийных или других бактерий, или факторы, способствующие развитию бактерий, устойчивых к антибиотикам.^ Для промышленного микробиолога вирусы – вредители бактерий,продуцентов, антибиотиков и ферментов.Для паразитолога вирусы – наиболее чистые и наиболее опасные паразитывсего живого мира: от бактерий до цветкового растения, от инфузории дочеловека.^ Для генетика вирусы – переносчики генетической информации.Для дарвиниста вирусы – важные факторы эволюции органического мира.Для эколога вирусы – факторы, участвующие в формировании сопряженныхсистем органического мира.^ Для биолога вирусы – наиболее простые формы жизни, обладающие всемиосновными её проявлениями.Для философа вирусы – ярчайшая иллюстрация диалектики природы,пробный камень для шлифовки таких понятий, как живое и неживое, часть ицелое, форма и функция.^ Приложение №5. (к занятию 11 – 12).Вирусные заболевания. Название болезни Возбудитель Поражаемые области тела Способ распространения Тип вакцинации Грипп Микровирус одного из трёх типов А, В, С – с различной степенью вирулентности Дыхательные пути, эпителий, выстилающий трахеи и бронхи. Капельная инфекция. Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание. Оспа Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус). Дыхательные пути, затем кожа. Капельная инфекция (возможно контагиозная передача через раны). Живой ослабленный (аттенуированный вирус. Корь Ксовирус (РНК – содержащий вирус). Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник. Капельная инфекция Живой аттенуированный вирус. ^ Коревая краснуха Вирус краснухи Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа. Капельная инфекция Живой аттенуированный вирус Простуда Самые разные вирусы, чаще всего реновирусы. Дыхательные пути, обычно только верхние. Капельная инфекция. Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции. Полиомиелит Вирус полиомиелита (РНК – содержащий). Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга. Капельная инфекция. Живой аттенуированный вирус. ^ Жёлтая лихорадка Арбовирус, тоесть вирус переносимый членистоногими. Кровеносные сосуды и печень. Переносчики – членистоногие, например клещи и комары. Живой аттенуированный вирус. (очень важно также контролировать численность возможных переносчиков). Свинка Ксовирус ( РНК – содержащий) Дыхательные пути, затем генерализованная инфекция по всему телу через кровь. Капельная инфекция или контагиозная передача через рот с заразной слюной. Живой аттенуированный вирус. Рекомендуемая литература(для учителя).Жданов В. М.,Ершов Ф. И., Новохатский А. С. « Тайны третьего мира» ., Москва Издательство « Знание», 1981.Бунин К. В. Инфекционные болезни. Москва. «Медицина», 2001.Бурдина К.С., Пархоменко И. М. «От молекулы до человека». Москва. «Просвещение». 1973.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. «Общая биология». Москва. Высшая школа 1996.Донецкая Э. Г., Лунёва И. О., Панфилова Л. А. Актуальные проблемы биологии. Саратов. «Лицей», 2005. 6. Смородинцев А. А. Беседы о вирусах. Москва. «Молодая гвардия» 1979. 7. Ресурсы Интернет.Рекомендуемая литература(для учащихся).Бондаренко И. А. Тесты по общей биологии. Саратов. «Лицей», 2006 2.Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия», 1994. 3. Казакова О. В., Короткова Л. С., Мокеева З. А. Хрестоматия по общей биологии. Москва. «Просвещение» 1980.Рувинский А. О. Общая биология. Москва. «Просвещение». 1993.Смородинцев А. А. Беседы о вирусах. Москва. «Молодая гвардия» 1979.Ресурсы Интернет.