Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


Автореферат разослан мая 2011 г

На правах рукописиМамадалиева Гулнора АбдусатторовнаПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ современного подростка 19.00.07 – Педагогическая психологияА В Т О Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наукДушанбе – 2011 РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ГОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» _________________________________________________________________________________________________________________^ Научный руководитель кандидат психологических наук, доцентТемиров Таймураз ВладимировичОфициальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор^ Рыжов Василий Васильевич, кандидат психологических наукДрягалова Елена АлександровнаВедущая организация ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»Защита состоится 27 июня 2011 г. в …. часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, Нижний Новгород, ул. Тимирязева, 31, ауд.215.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».Автореферат разослан « » мая 2011 г.Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент Н.Ф.Комарова ^ Общая характеристика работыАктуальность исследования и постановка проблемы. Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Тревожность – не только как одно из основных свойств личности, но и фактор, определяющий ее развитие (С. Салливен, К. Хорни и др.) Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревожность постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. Д.И. Фельдштейн отмечает, что "становление растущего человека как личности – это сложный процесс его самореализации и реализации в условиях воспитания, обучения, разнопланового общения, всей его жизнедеятельности, разворачивающийся во времени и конкретном социокультурном образовании, объективно подразделяющийся на определенные этапы, уровни и предполагающий многофакторно обусловленные (планируемые и не планируемые) результаты, процесс, в котором "выполняются" самоформирующиеся и задаваемые обществом тенденции, нормы, принципы развития". В современном обществе социальное становление подростка проходит в сложных социально-экономических условиях недостаточной социальной и нравственной эффективности школьного образования и воспитания, ограниченности позитивных сред жизнедеятельности подростка, позволяющих ему чувствовать себя уверенно, самореализоваться в социальной и личностно значимой деятельности. Вызывает обеспокоенность низкая эффективность социализации школьников, причиной которой являются: нестабильность экономики страны, кризис морально-нравственных устоев общества, рост криминогенности и ограничение участия родителей в жизни детей. Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет нервно-психические отклонения, что приводит к нарушениям эмоционально-личностных отношений и нередко толкает детей к асоциальным формам поведения, являющимся проявлением неадекватной социализации в детстве, которая сформировала дефектную психосоциальную матрицу неэффективного взаимодействия с собой, с социумом. Входя в юношеский возраст с этой дефектной матрицей, подросток постепенно накапливает негативный опыт общения, проблемы развития механизмов адаптации к социальной среде становятся серьезным тормозом в развитии успешной, социально компетентной личности. Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений; становление "Я", обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это время потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Состояние тревожности – это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Подросток с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями "Я-концепции", отношением к себе. Если у подростка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера – это самоуничижительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Эмоциональное благополучие подрастающего поколения – один из объектов пристального внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Психолого-педагогическая поддержка детей, профилактика, своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Личность развивается лишь тогда, когда проявляет активность (физическую, эмоциональную, умственную, творческую и т.д.). В результате этой активности появляются новые качества личности, физические изменения в организме, преобразования в окружающей среде. В процессе специально организованной деятельности, направленной на социальное благополучие ребенка (развитие его социальной активности, формирование ценностно-мотивационных и морально-волевых установок, создание условий для свободного выражения своего "Я" и диалога с другими), увеличиваются резервные возможности ребенка, развиваются механизмы адаптации к окружающей социальной среде. Приобретенный социальный опыт позволит ему в новых условиях (в школе) избежать психоэмоционального напряжения, ведущего к отклонениям в физическом и психическом здоровье. В подростковом и раннем юношеском возрасте, когда молодой человек активно ищет свое место в обществе, в системе социальных связей, прежде чем он будет готов к самостоятельным действиям и принятию решений, ему часто нужна помощь и поддержка. По мнению И.С. Кона, воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В свете вышеизложенного развитие у подростков инициативы, самостоятельности, ответственности, субъектности, способности активно и творчески строить свои отношения с различными сферами действительности становится актуальной и одной из важнейших задач психологов, педагогов, родителей. В настоящее время в современной системе образования преобладает когнитивистский подход к обучению, акцент ставится на умственное развитие ребенка. Такой подход часто не учитывает особенности развития личности ребенка, его индивидуальный жизненный опыт, эмоциональное отношение к себе и к миру. Это ведет к появлению проблем в построении гармоничных отношений с самим собой, с другими людьми, адаптации к социальной среде. Анализ психолого-педагогических исследований по интересующей нас проблеме, анализ причин высокого уровня тревожности, связанных с особенностями социального развития ребенка, указывает на необходимость создания специальных психолого-педагогических программ профилактики роста тревожности, а также программ психолого-педагогической коррекции тревожности, развивающих механизмы адаптации к социальной среде, ориентированных на формирование социальной компетентности ребенка, во взаимосвязи с факторами развития организма ребенка основанных на принципе партисипативности. Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования положительного социального опыта, социальной компетентности современного подростка, а также недостаточной реализацией возможностей образовательной системы в организации психолого-педагогического сопровождения подростков, способствующей развитию механизмов адаптации к социальной среде, формированию социальной компетентности современных подростков. Это обусловило проблему исследовательской работы, суть которой заключается в противоречии между потребностью в новых и эффективных средствах выявления, профилактики и коррекции тревожности современного подростка, с одной стороны, и дефицитом необходимых для этого научно-психологических разработок. В теоретическом плане – это проблема исследования причин роста тревожности у современного подростка, а также определения психолого-педагогических условий эффективности профилактической и коррекционной работы с тревожными подростками. В практическом плане – это проблема разработки программы психолого-педагогической коррекционной работы с тревожными подростками. ^ Цель исследования – научно обосновать, разработать и экспериментально проверить программу психолого-педагогической коррекции тревожности современного подростка, выявив психологические условия эффективности этого процесса.^ Объект исследования – система личностных характеристик учащихся подросткового возраста, определяющих проявления тревожности современного подростка.^ Предмет исследования – психолого-педагогические условия и факторы эффективности профилактической и коррекционной работы с тревожными подростками.Общая гипотеза исследования относительно обозначенного предмета заключается в предположении, что основой профилактики и коррекции тревожности подростков, а также развития у них механизмов адаптации к социальной среде является формирование социальной компетентности как системной характеристики личности подростка. Общая гипотеза раскрывается следующими частными предположениями, подлежащими проверке в исследовании: 1. Важнейшим условием формирования социальной компетентности и, следовательно, эффективности психолого-педагогической коррекционной работы, является специально организованная социальная среда, создающая условия для ситуации успеха в общении и деятельности подростка, и основанная на принципах личностно-средового взаимодействия, эмоционально привлекательной, личностно и социально значимой деятельности школьников на основе их творческой самореализации. 2. Программа коррекционной работы будет эффективной, если в ней: – создаются условия, снимающие внешние социальные преграды на пути развития социальной компетентности; обеспечивающие коррекцию самооценки и уровня самосознания; формирование эмоциональной устойчивости, саморегуляции и навыков самоконтроля; – создаются условия для развития и самореализации подростков, обогащения их личностных ресурсов и поведенческих стратегий в процессе активного социально-психологического обучения; обеспечивается их психологическая комфортность; – реализуется развивающее взаимодействие педагогов, родителей, учащихся на основе применения партисипативного подхода с учетом возрастных особенностей подростка как субъекта социализации. Таким образом, в целом психолого-педагогическая коррекционная работа с тревожными подростками должна строиться на принципах системного, деятельностного и личностного подходов. В соответствии с целью и гипотезами были определены следующие задачи исследования: Раскрыть сущность понятия "тревожность" в психолого-педагогических исследованиях.Изучить субкультуру современного подростка.Выявить психолого-педагогические аспекты роста тревожности у подростков.Изучить значение формирования социальной компетентности как основы профилактики роста тревожности у подростка. Определить психолого-педагогические условия эффективности коррекционной работы с тревожными подростками.Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу коррекционной работы с тревожными подростками. Проанализировать динамику и оценить эффективность психолого-педагогических условий психолого-педагогическую программу коррекционной работы с тревожными подростками по результатам эксперимента.Методологическую основу исследования составили: методологические позиции и основополагающие исследования отечественных специалистов в области педагогики и психологии (А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова); положение о единстве возрастных закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер); учение Л.С. Выготского о роли социальных факторов в профилактике и нарушений развития; теория деятельности и деятельностного опосредования психического развития (А.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); социологические и психолого-педагогические теории о социальном развитии человека, механизмах его социализации (Г.М.Андреева, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн и др.); концепции гуманизации и гуманитаризации образования; системный, личностно-ориентированный, компетентностный и деятельностный подходы. ^ Теоретические основы исследования: исследования в области тревожности взрослых (В.М. Астапов, Г.Ш. Габдреева, Н.Д. Левитов, Ю.Л. Ханин, Д.И.Фельдштейн ) и детей (А.И. Захаров, Б.И. Кочубей, А.Н. Прихожан, Ch.D. Spielberger, Ю.Л. Ханин); современные представления о природе и функционировании механизмов психологической защиты (Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Р. Плутчик); концепции социально-психологического тренинга (А. Бек, И.В. Вачков, Д. Морено, К. Роджерс, К. Рудестам); основные разработки в области когнитивно-поведенческого направления психотерапии (А.Бандура, Д. Вольпе, А. Эллис), В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования. : изучение и анализ теоретических и прикладных исследований в области возрастной, педагогической, и социальной психологии и педагогики; теоретико-прикладное моделирование программы экспериментального изучения формирования ключевых компетенций познавательной активности у подростков; метод констатирующего и формирующего экспериментов; количественный и качественный прямой и сравнительный анализ полученных фактических данных экспериментального исследования. В качестве эмпирических методов применялись констатирующий и формирующий эксперименты, статистическое и динамическое наблюдение; беседа, психодиагностические методики, методы математической статистики.^ Экспериментальная база, организация и этапы исследования. Исследование проводилось на базе школ г. Худжанда: гимназия №4, средняя школа №13 им. М. Горького – эти школы являлись экспериментальной площадкой; контрольная группа была сформирована из подростков школ: № 22 им. Джабора Расулова и №9 им. Бободжона Гафурова. Исследование проводилось в три этапа в течение 2008-2010 годов. ^ На первом этапе (2008 - 2009 гг.) – осуществлялся выбор, обоснование и теоретическое осмысление проблемы исследования на основе изучения научной литературы; определялись основные направления по теме исследования, разрабатывалась программа исследования. Результатом этого этапа явилась формулировка гипотез, выбор методологии и методов исследования, обоснование его программы. На втором этапе (2009 - 2010 гг.) – проводилось экспериментальное исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Третий этап (2010) состоял в систематизации и оформлении результатов, оформлении результатов и выводов исследования, подготовке материалов диссертации. ^ Научная новизна исследования определяется следующими результатами теоретической и экспериментальной работы: – выявлены и систематизированы психолого-педагогические причины роста тревожности у современных подростков, обосновывающие необходимость специальных программ профилактики и коррекции; – подтверждено теоретическими и экспериментальными данными, что основой программ профилактики и коррекции тревожности у подростка является формирование социальной компетентности как системной личностной характеристики подростка; выявлены и проверены психолого-педагогические условия эффективности профилактической и коррекционной работы с тревожными подростками на основе партисипативного подхода к организации развивающего взаимодействия педагогов, родителей, учащихся; разработаны и реализованы принципы построения специально организованной социальной среды как необходимого условия формирования социальной компетентности и эффективности психолого-педагогической коррекционной работы с тревожными подростками.^ Теоретическая значимость исследовани Заключение Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении поставленной в исследовании цели и позволяют сформулировать следующие основные выводы: 1. В проведенном исследовании получили подтверждение в теоретическом анализе, а также данными эксперимента, исходные предположения, составляющие научную гипотезу исследования. В частности: – подтверждено, что основой профилактики и коррекции тревожности подростков, а также развития у них механизмов адаптации к социальной среде является формирование социальной компетентности как системной характеристики личности подростка; – показано, что важнейшим условием формирования социальной компетентности и, следовательно, эффективности психолого-педагогической коррекционной работы, является специально организованная социальная среда; – проверены и подтвердились основные условия эффективности программа коррекции тревожности подростков, включающие: опору на принципы системного, деятельностного и личностного подходов; направленность на создание условий, снимающих преграды на пути развития социальной компетентности; на коррекцию самооценки, уровня самосознания; на формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, навыков самоконтроля на основе партисипативного подхода к организации развивающего взаимодействия педагогов, родителей, учащихся. 2. В теоретическом анализе рассмотрены основные положения ведущих подходов в современной педагогике, психологии и физиологии к понятию тревожности и на этой основе раскрыты сущность и расширены представления о содержании этого понятия. На основе изучения проблемы тревожности современного подростка определены психолого-педагогические причины роста тревожности в подростковом возрасте. 3. Разработанная программа диагностического исследования позволила изучить многообразные проявления феномена тревожности подростков и выявить индивидуально-психологические и возрастные особенности этих проявлений. Данные первичной диагностики показали необходимость специальной программы, направленной на профилактику и коррекцию тревожности подростков и личностных характеристик, в которых она проявляется. 4. На основе теоретического анализа и с учетом данных диагностического исследования разработана и обоснована комплексная программа психолого-педагогической коррекционной работы с тревожными подростками, в которой были реализованы выделенные принципы и научные предположения, созданные необходимые условия. 5. По данным контрольной сравнительной диагностики сделан вывод о высокой эффективности разработанной и реализованной в эксперименте формирующей программы. Это позволяет утверждать релевантность основных научных идей, принципов, гипотез и условий, на основании которых разрабатывалась программа. 6. Высокая практическая значимость программы, подтвержденная результатами эксперимента, позволяет рекомендовать ее для внедрения в практику учебно-воспитательной работы с подростками. Полученные результаты свидетельствуют, что подростковая тревожность исследована в диссертации на широком обобщении имеющихся данных науки и на целом ряде экспериментов. Данные могут использоваться для планирования консультационной психолого-профилактической и коррекционной работы с группами подростков с различными психологическими характеристиками, а также для разработки оптимальных методов и средств развития психологической культуры в подростковом возрасте. Взаимосвязи показателей, выявленные с помощью корреляционного и факторного анализа могут стать основанием психологического прогнозирования личностного развития подростка. В этих направлениях видятся перспективы дальнейшего исследования проблемы.Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК: 1. Мамадалиева, Г.А. Система психолого-педагогическоймработы с тревожными подростками/ Г.А. Мамадалиева, С. Расулов// Вестник Таджикского национального университета, 2008.- №3.-С 181-184 2. Мамадалиева, Г.А. Психологические особенности тревожности в подростковом возрасте/Г.А. Мамадалиева, С. Расулов // Вестник Таджикского национального университета, 2010.- №4.-С 216-220Публикации в других изданиях: 3. Мамадалиева Г.А. Роль педагогики в приобщении молодежи к жизненным ценностям/ Г.А. Мамадалиева//Сборник трудов/ Худж. гос. ун-т им. Б. Гафурова, отдел обр. Спитам. р-на. – Худжанд, 2004. – С. 6-8. 4. Мамадалиева, Г.А. Выявление самооценки и тревожности в подростковом возрасте/ Г.А. Мамадалиева// Использование педагогических методов и традиций народов Средней Азии в воспитании молодежи: материалы научно-практической конференции (Спитамен, 26 апр. 2005г.)/ Худж. гос. ун-т им. Б. Гафурова. – Худжанд, 2005. – С. 35-46. 5. Мамадалиева, Г.А. Дифференцированная самооценка и тревожность в подростковом возрасте/ Г.А. Мамадалиева// Наука и новые технологии. – Бишкек, 2006. - №4. – С. 123-127. 6. Мамадалиева, Г.А. Влияние семейных взаимоотношений на взросление юношей, употребляющих наркотики/ Г.А. Мамадалиева// Человек в современной социальной ситуации: опыт психологического исследования (сборник научных трудов студентов, аспирантов и молодых ученых), Выпуск 2. Душанбе: Изд-во Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни , 2008. - С. 20-22. Учебно-методические работы: 7. Мамадалиева Г.А. Эстетическое воспитание учащихся в процессе изучения естествознания в 5-7 классах/ Г.А. Мамадалиева, Х. Юсупова; Худж. гос. ун-т им. Б. Гафурова. – Худжанд, 2003. – 50 с. 8.Мамадалиева Г.А. Дефектология/ Г.А. Мамадалиева, А. Абдухоликов, Х. С. Юсупова ; Худж. гос. ун-т им. Б. Гафурова. – Худжанд, 2010. – 63 с.Мамадалиева Гульнора АбдусаторовнаПсихолого-педагогическая профилактика и коррекция тревожности современного подростка ______________________________________________________________________ Сдано в набор19.05.2011 г. Подписано в печать 20.05.2011 г.. Формат 60x90 1/16. Бумага писчая. Печать трафаретная. Усл.печ.л.1,6 Тираж 100 экз. Заказ № Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 603600, Н.Новгород, Ильинская, 65. Полиграфический центр Гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, 603022 , Г.Н.Новгород, Тимирязева, 31.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат State Of Natures Essay Research Paper Question
Реферат Общественные балы и концертная культура XVIII века
Реферат Базовая конфигурация персонального компьютера. Защита информации
Реферат Жыццё і творчасць Міхася Зарэцкі (1901—1937)
Реферат Этническая общность и ее признаки
Реферат Компьютерное мошенничество, вызванное манипуляциями программами ввода (вывода) и платежными средствами (QFM, QFP).
Реферат Формы проявления девиантного поведения социальная работа с лицами и группами девиантного поведения
Реферат Петер Пауль Рубенс и Рембрандт Харменс ван Рейн
Реферат Формирование интереса к творчеству Чарушина у детей дошкольного возраста
Реферат Сравнительный анализ рециркуляционных схем на примере реакции изомеризации
Реферат Організація обліку руху грошових потоків управління праці та соціального захисту населення Богодухівської райдержадміністрації
Реферат Расовая демократия
Реферат Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников
Реферат 1 октября 105 лет со дня рождения В. Горовица (1904-1989), американского пианиста, уроженца России
Реферат План рахунків бухгалтерського обліку активів капіталу зобов язань і господарських операцій під