Реферат по предмету "Разное"


Авдеева Н. И., Шумакова Н. Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОДАРЕННОСТИАвдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе – М.: Просвещение, 2006. – 239 с. Пособие входит в серию «Психологическая наука в школе» и посвящено актуальным вопросам обучения и воспитания одаренных школьников. В нем содержится необходимый теоретический и учебно-методический материал, позволяющий применить предложенный в пособии вариант обучения в практике работы с одаренными детьми как в условиях массовой общеобразовательной школы, так и в специализированных школах. Пособие адресовано педагогам, психологам.^ Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. – М., 2003. – 336 с. Новый вид детской и подростковой одаренности – «применение современных информационных технологий», прежде всего – компьютеров. Рассматриваются классические и современные точки зрения на феномен одаренности, а также «на применение информационных технологий для обучения одаренных детей и подростков». Анализируются «позитивные и негативные аспекты» этого явления. Книга адресована специалистам, учителям, преподавателям информатики и родителям.^ Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей – 3-е изд. – М.: МПСИ, Флинта, 2004. – 144 с. Что такое детская одаренность? Можно ли ее развивать? Как определить, одарен ли ребенок? Начиная с какого возраста можно говорить о талантливости малыша? Как связаны творчество и одаренность? На эти и другие вопросы вам легче будет ответить, прочитав эту книгу. Прикоснувшись к тайне одаренности, вы по-новому увидите своего ребенка. Для всех заинтересованных взрослых.^ Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002. – 320 с. В учебном пособии изложены основные концепции и понятия, связанные с темами способностей, мышления, творчества и психодиагностики; четко выделены основные тенденции в понимании творческих способностей, логика их становления и замены альтернативными. Представлена здесь и авторская концепция: впервые выделенная единица анализа творчества и валидный метод идентификации творческих способностей, раскрыта их структура. Книга может быть интересна также специалистам в области психологии творчества и широкому кругу психологов, философов и педагогов.^ Володина Н.В. Пишу буквы: для одаренных детей 5-6 лет. – М., 2010. – 112 с. Пособие направлено на формирование у ребенка графических и обучению письму печатных букв детей 5-6 лет. Основное назначение пособия заключается в обучении детей рисованию различных линий, чтению и письму букв и слогов. Порядок изучения букв, предложенный в занятиях, большое количество разнообразных подготовительных, тренировочных и творческих заданий будут способствовать предупреждению возможных трудностей и нарушений в овладении навыками чтения и письма.^ Володина Н. Пишу красиво. Для одаренных детей 6-7 лет. – М., 2010. – 128 с. Данная книга является заключительной частью курса по формированию графических навыков и обучению детей письму курсивных букв (первая часть – «Рисую узоры», вторая часть – «Пишу буквы»). Обучая письму, педагог обращает внимание прежде всего на развитие глазомера, отработку правильной постановки и формирование двигательных навыков руки, умение писать буквы по строке. Решению этих задач способствуют графические упражнения, предлагаемые в данном пособии. Основное назначение пособия – научить ребенка писать, различать буквы и читать слова, написанные курсивным письмом. Пособие предназначено воспитателям дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям для занятий с детьми по подготовке к школе. Цветные иллюстрации В.Тимофеевой. Интегральный переплет, бумага офсетная.^ Бабаева Ю.Д. Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. – М., 2003. – 336с. Анализ этой книги нам бы хотелось начать с небольшого предисловия, касающегося появления ее на свет. Толчком к ее созданию явилась статья авторов, посвященная данной проблематике. Ажиотажный интерес, который проявили к ней как специалисты, так и родители заставили Бабаеву Ю.Д. и Войскунского А.Е. расширить свои исследования. Результатом данной работы и явилась эта книга. Почему же так силен интерес к проблеме компьютер и ребенок? Вероятно, потому, что на сегодняшний момент современные информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Развиваясь гигантскими темпами в нашей стране, они привели к тому, что сегодня практически не осталось сфер, где бы не было востребовано умение пользоваться компьютером или Интернетом. Естественно, все это не могло пройти мимо детского социума, активно присваивающего и этот опыт «взрослой жизни». Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что рынок детских информационных технологий – не менее привлекательное место вложения капиталов, чем взрослый. Так стоит ли удивляться тому, что школьники на сегодняшний момент являются настолько активными пользователями компьютерных программ, что дадут в этом деле «сто очков вперед» любому взрослому? Все это и дало повод специалистам, среди которых видное место занимают авторы данной книги, в полный голос заговорить о детской одаренности в сфере новых компьютерных и информационных технологий. В целом, на наш взгляд, данную книгу можно условно разделить на две большие части. Первая из них посвящена общим теоретическим вопросам проблемы детской одаренности, ее природы, видов, механизмов развития. Авторы рассматривают это явление с точки зрения различных теорий. Кроме того, здесь же они касаются таких животрепещущих проблем, как доля наследственности в выдающихся способностях ребенка, степень влияния, оказываемого на их развитие обучения и воспитания и т.д. Эти вопросы уже много лет вызывают споры между различными категориями ученых и по праву считаются одними из самых дискуссионных. Вторая условно выделенная нами часть книги непосредственно обращена к проблеме «информационные технологии и одаренность». Нельзя не отметить тот факт, что, несмотря на недостаточных характер исследований и публикаций на эту тему среди отечественных и зарубежных специалистов, Бабаевой Ю.Д. и Войскунскому А.Е. удалось очертить обширный круг проблем, связанных с использованием ИТ для развития интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков, расширении сферы их познавательных интересов. Отдельно авторами рассматривается одаренность тех, кто имеет непосредственное отношение к созданию и усовершенствованию информационных технологий. Проведенный теоретический анализ позволил авторам констатировать отсутствие специального диагностического инструментария для оценки интеллектуальных способностей, личностных особенностей и коммуникативных качеств программистов. И, конечно же, Бабаева Ю.Д. И Войскунский А.Е. хотя бы в некоторой степени не коснуться вопроса, которые в первую очередь волнуют многих родителей. Это вопрос, связанный с последствиями приобщения ребенка к новым информационным технологиям. Авторами анализируются проблемы зависимости от Интернета, диссинхронии психического развития, возникновение и развития такого психического заболевания, как аутизм в различных его формах.^ Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2009. – 160 с. В настоящей книге рассматривается проблема развития, обучения и воспитания одаренных детей. Здесь представлены: теоретические обоснования решения проблем одаренного ребенка; опыт работы по развитию и обучению одаренных детей в художественной студии; приводятся примеры особенностей личности одаренного ребенка, его развития и воспитания. Книга предназначена для педагогов, психологов, родителей одаренных детей, студентов психолого-педагогических специальностей, для всех тех, кто интересуется проблемой одаренности. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002. Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. Рабочая концепция одаренности. М., 1998. Guitford J.P. The Analysis of Intelligence. McGraw-Hill. 1971.Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителейДжумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Ох уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительностьМонина Г., Рузина М. Психология детской одаренностиСавенков А.И. Развивающее пособие для маленьких гениев: рабочая тетрадь для детей 5-6 летБаженова О.В. ^ Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. – М., 2001. В последнее время появилось большое количество научных и научно-популярных книг, цель которых – помочь педагогам и родителям в обучении и воспитании одаренных детей. Насколько такая литература востребована, можно судить по тому, как молниеносно эти книги исчезают с прилавков магазинов. Книга А.И. Доровского «100 советов по развитию одаренности детей», вышедшая небольшим тиражом, – не исключение. Она привлекла внимание не только специалистов в области детской одаренности, но и широкий круг практиков, напрямую не связанных с данной проблемой. Автор в доступной форме предлагает конкретные диагностические процедуры по выявлению одаренных детей, знакомит с педагогическими приемами, позволяющими в увлекательной для детей форме развивать их познавательные способности. Наиболее ценно то, что автор не ограничивается рассмотрением только старшего дошкольного и школьного детства, а позволяет рассмотреть проблему развития способностей с самого раннего возраста. Вызывает доверие эрудиция, гуманизм позиции и большой опыт собственной практической работы автора книги. Вместе с тем, рекомендуя эту книгу читателям, следует оговориться, что она не может стать подлинным руководством по выявлению и развитию одаренности. Например, нет системы в противоречивом наборе способностей и черт характера, якобы характеризующих одаренного ребенка. Кроме того, большинство из описанных автором признаков одаренности носит неспецифический для данного феномена характер. Так, совершенно непонятно, почему именно одаренные дети любят слушать сказки и рассказы в музыкальном сопровождении. Однако данный упрек нельзя адресовать лично А.И. Доровскому. Это только отражение существующего положения дел, сложившегося в психолого-педагогической теории и практике по данной проблеме: не просто эклектичность взглядов, но и часто отсутствие какой бы то ни было концептуальной рефлексии. Этим, видимо, можно объяснить и тот конгломерат диагностических процедур, который не только не позволяет идентифицировать одаренность, но и не отражает заявленное автором содержание данного понятия. Кроме того, к опросникам не дается никаких комментариев; в одном ряду с профессиональными диагностическими методиками расположены шутливые. Это может привести к казусным и, возможно, трагическим последствиям. Так, мне приходилось сталкиваться с записями, сделанными учителем в дневнике ребенка, типа: «Родители, ваш ребенок олигофрен, ему не место в нормальной школе...» Кто даст гарантии, что не обладающий «великолепным чувством юмора» искатель одаренных не сделает пометку для родителей – «рядовой идиот с побочными явлениями» (одно из заключений по результатам приводимого автором теста «Не гений ли Вы»). Тем не менее, книга А.И. Доровского много дает для умения понимать и любить ребенка, умения поддержать и направить его первые шаги в познании этого сложного, интересного и прекрасного мира. Только не оставляет желание убрать в названии и тексте слово «одаренный» и оставить просто «ребенок». И именно в этом качестве книга неоспоримо ценна.^ Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2004. Книга написана известным психологом, руководителем лаборатории изучения проблем способностей в Институте психологии РАН и представляет собой научную монографию, снабженную обширным вспомогательным материалом: тестами для диагностики интеллекта и креативности, обширным словником, значительной библиографией. В книге излагаются теоретические и экспериментальные основания психологии общих способностей, куда, по мнению автора, относятся интеллект, обучаемость и креативность, а также анализируются наиболее известные и признанные модели интеллекта – Р. Кэттелла, Ч. Спирмена, Л. Терстона, Д. Векслера, Дж. Гилфорда, Г. Айзенка. В монографии подробно анализируется так называемый психологический инструментарий для диагностики интеллекта и креативности. Часть методик, созданных или адаптированных в лаборатории, руководимой автором, приводятся целиком прямо в книге. Книга насыщена серьезной информацией, написана ясным языком, логично выстроена и, хотя относится к жанру высокой науки, может быть полезна буквально всем, кто интересуется проблемами развития и функционирования способностей.^ Егупова В.А. Изучаю мир вокруг: для одаренных детей 5-6 лет. – М., 2010. – 160 с. Основная цель книги – расширение и детализация представлений детей о предметах, явлениях природы, человеке, общественной жизни и формирование навыков правильного поведения в социальной среде, бережного отношения к богатствам природы и общества. Разнообразные практические задания ориентированы на обогащение словарного запаса ребенка, совершенствование навыков чтения, слушания и говорения, развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения. Издание предназначено для занятий с детьми (как в детском саду, так и в домашних условиях) и адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.^ Егупова В.А. Познаю мир: Для одаренных детей 4-5 лет. – М., 2010. – 152 с. Основная цель книги – дать ребенку начальные сведения об окружающем его мире (предметах, природе, обществе). Изучение материала предлагается в форме устных и практических заданий, которые ребенок выполняет вместе со взрослым. Пособие позволяет расширить словарный запас ребенка, развивать речевые навыки, память, внимание, воображение. Задания по раскрашиванию, вырезанию способствуют развитию мелкой моторики рук.^ Егупова В.А. Рисую узоры. Для одаренных детей 4-5 лет. – М., 2010. – 96 с. Данная книга является первой в серии изданий по обучению детей письму (вторая часть – «Пишу буквы», третья – «Пишу красиво»). Упражнения, используемые в пособии, помогают развивать мелкую моторику рук, улучшают координацию движений, укрепляют руку ребенка и готовят ее к письму. Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением способствуют развитию речи, интеллекта, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, чувство ритма, тренируют память. Предназначен воспитателям дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям для занятий с детьми как в детском саду, так и в домашних условиях. Цветные иллюстрации М. Герасимова и Е. Анисиной.^ Еремкин А. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. – М., 2003. – 333 с. Данная книга предназначена для всех, кого интересует проблема одаренности. Она не является ни практическим руководством, ни методическим пособием, ни учебником по теории одаренности. В своей концепции автор объединил передовые идеи психологии и педагогики, а также философкии и религии. Размышляя над феноменом «гениальности», автор говорит о том, что наличие одаренности является нормой для любого человека, а ее отсутствие связано с неверным воспитанием, образованием, развитием. Развитие духовного мира ребенка и взрослого – это единственный путь, ведущий к проявлению таких особенностей человеческой природы, какими являются одаренность, талант и гениальность.^ Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб., 2011. – 448 с. Каковы особенности мотивации и пути управления творчеством? Существует ли связь между творчеством и продолжительностью жизни? Что такое способности и склонности? Каковы виды и методы оценки одаренности? В чем возрастные и гендерные особенности креативности? Как сделать личность креативной? Ответы на многие интересующие вас вопросы вы найдете в новом пособии профессора Е. П. Ильина. Глубочайшая проработка темы, удачный симбиоз теории и практики, большое количество полезных методик делают эту книгу необходимой для психологов, педагогов, руководителей всех уровней, а также студентов профильных вузовских факультетов.^ Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6 лет (Тесты и развивающие упражнения) – СПб., 2001. – 160 с. В этой книге вы найдете тесты по определению психического развития детей на каждом году жизни ребенка от 0 до 6 лет. Помимо этого автор приводит большое количество упражнений, помогающих родителю направлять развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Все это сопровождается небольшим информационным лекторием. Из него читатель может получить ответы на многие из волнующих его вопросов. «Что делать если ребенок не хочет засыпать один? Как относиться к детской сексуальности? Как повлиять на застенчивого или агрессивного ребенка? – вот далеко не полный перечень вопросов, на которые пытается ответить автор в одной из глав своей книги.^ Крижановская Т.В., Бедич Е.В. Английский язык: для одаренных детей 4-5 лет. – М., 2010. – 96 с. Данное издание подготовлено для детей 4-5 лет с целью формирования первоначальных навыков говорения и слушания на английском языке. Пособие построено в виде рабочей тетради, которая содержит задания по введению и закреплению лексики и простых грамматических структур на основе игровых ситуаций. Большое количество подвижных игр с использованием рифмовок способствует поддержанию интереса детей к занятиям и снятию напряжения. Издание предназначено педагогам и родителям для занятий с детьми как в детских образовательных учреждениях, так и в домашних условиях.^ Кулемзина А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики. – М., 2004. – 264 с. Монография посвящена проблеме ценности одаренного ребенка для современной педагогики. Проблематизирован круг вопросов, касающихся факторов риска, кризисов, асинхронности развития одаренных детей. Раскрыты методологические основы рассматриваемой проблемы. Предложена теоретическая модель – педагогическая система детской одаренности, которая служит удобным инструментом для анализа и прогноза любых состояний и ситуаций в педагогике детской одаренности. Проанализированы: фоновая учительская и родительская практика, вопросы диагностики, причины затухания детской одаренности, различные психоэмоциональные состояния одаренных детей, педагогические факторы, конструктивно или деструктивно действующие на развитие одаренного ребенка. Педагогика для одаренных детей исходит из антропологической целостности человека. Она считает своей ценностью не детские способности, интеллект, креативность или другие отдельные качества, а самого одаренного ребенка; не столько, даже, его личность, сколько его жизнь. Именно этот масштаб позволяет конструктивно решать вопросы полноценного и долгосрочного развития одаренности, вопросы ответственности педагогов и родителей за то, чтобы одаренный ребенок не утратил своего дара и вырос во всю меру своего возраста и роста. Книга адресована молодым и опытным специалистам в области детства.^ Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М., 2002. – 144 с. В книге представлен многолетний практический опыт известного израильского психотерапевта Эрики Ландау (университет Тель-Авива) по психологической поддержке одаренных детей, подростков и их родителей. В основу книги положены публикации автора по проблемам творчества, одаренности, игры, психотерапевтической помощи. Книга может быть полезна широкому кругу читателей – родителям, школьным психологам, педагогам, психотерапевтам, в том числе будущим.^ Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М., 2008. – 480 с. В данную книгу избранных трудов видного психолога вошли его основные работы по проблемам индивидуальных различий детей. Особое место отведено исследованиям умственной одаренности школьников. Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.^ Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.,2000. – 320с. Если предложить педагогу назвать наиболее талантливых и одаренных учеников своего класса, то, скорее всего они отметят тех из них, кто имеет широкий кругозор, отличается успешностью в учебе, легко справляется с различного рода примерами и упражнениями. Чаще всего это дети с высоким уровнем развития интеллекта, с ярко выраженной умственной одаренностью. Именно этому феномену и посвящена книга известного отечественного ученого, специалиста в области психологии детской одаренности Н.С.Лейтеса. Речь в ней идет о так называемых общих умственных способностях, а не о специальных видах одаренности к тому или иному виду деятельности. Заслуга автора состоит в том, что он рассматривает это явление в возрастном аспекте, в его динамике. Говоря о возрастных особенностях проявления умственной одаренности, он тем не менее уделяет большое внимание изучению ее индивидуально-типологических особенностей. Несмотря на то, что книга написана прекрасным научным языком, обилие примеров, а также логичность и структурированность в ней материала, делают ее доступной восприятию не только специалистов, но и педагогов-практиков и родителей. Она содержит четыре части. Мы постараемся кратко остановиться на каждой из них. В первой главе автор обращается к теме возрастных особенностей детей младшего, подросткового и старшего школьного возраста, имеющих «непосредственное отношение к становлению свойств интеллекта». Подкупает наблюдательность, скорпулезность и легкий юмор, с которым автор описывает примеры из практики проведения собственных экспериментальных исследований с детьми от 6 до 17 лет. Вторая глава посвящена рассмотрению психологических детерминант неравномерности хода возрастного развития как предпосылки различий в интеллектуальных способностях детей. Здесь автор анализирует различные сочетания уровня интеллекта и личностных особенностей детей, анализирует феномен «вундеркиндов» и т.д. Как следствие, в третьей главе автор выделяет индивидуально-типические черты детей с различными видами одаренности. По его мнению «существуют не только возрастные и собственно индивидуальные, но и типические предпосылки интеллекта (свойства типа нервной деятельности). Логическим завершением книги становится глава, посвященная изучению взаимосвязи индивидуального и возрастного в проявлениях интеллекта. Здесь автор высказывает, на наш взгляд, чрезвычайно значимую для диагностики и прогнозирования развития одаренности каждого конкретного ребенка мысль. Он подчеркивает необходимость тщательного изучения в каждом случае индивидуальных особенностей развития личностной и познавательной сфер ребенка.^ Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности – М.: Акад. Проект, 2006 – 144 с. В пособии на основе исторического обзора представлена эволюция исследований проблем психологии одаренности. Проведен теоретический анализ современных концепций одаренности ведущих отечественных и зарубежных специалистов, представлена психологическая диагностика одаренных детей, дан обзор методов, используемых для их выявления. Пособие предназначено для студентов педагогических вузов, проподавателей, учителей школ, воспитателей детских дошкольных учреждений и родителей.^ Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. и др. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. – Р. н/д., 2006. – 112 с. Пособие посвящено принципам, критериям и методикам выявления и развития художественной одаренности детей. Особое внимание уделено проблеме потенциальной одаренности. На основании многолетних исследований и педагогического опыта авторы дают рекомендации и предупреждают об ошибках и опасностях на пути развития художественной одаренности. Пособие адресовано преподавателям гуманитарно-художественных предметов в системе школьного, внешкольного и специального образования, а также всем, кто заинтересован в художественном развитии своих детей.^ Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного «Я». – М., 2006. – 144 с. Книга швейцарского психотерапевта Алис Миллер «Драма одаренного ребенка»- мировой бестселлер. Она посвящена исследованию природы детских психических травм, полученных в ходе воспитания. В своей книге автор поднимает важнейшую проблему: как вытесненные травматические переживания отражаются на личной жизни и социальных успехах человека и порождают психические заболевания. Показаны калечащие воздействия воспитывающих взрослых и психотерапия полученных в раннем детстве психических травм. Яркая работа Алис Миллер произвела шокирующее действие на Западе и заставила многих по-новому взглянуть на свое детство и на взаимоотношения с собственными детьми. Для психологов, психотерапевтов, социальных работников, а также всех, кто интересуется проблемами детства.^ Одаренность и возраст: Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 2004. – 192 с. Данное Пособие посвящено недостаточно исследованной, но очень актуальной проблеме «одаренность и возраст», особенностям интеллектуального и психического развития талантливых детей и школьников. Большое внимание уделено вопросам реализации творческого потенциала ребенка в дошкольном возрасте и начальных классах Школы, своевременному выявлению специальных способностей учащихся с помощью тщательно апробированных диагностических методик. Основной целью предлагаемой читателю книги является разработка исследовательских методов и путей практической реализации системы обучения одаренных детей на различных возрастных этапах с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Книга представляет интерес для воспитателей дошкольных учреждений, учителей, Психологов, родителей.^ Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Под ред. Шумаковой Н.Б. – М., 2006. – 240 с. Пособие посвящено актуальным вопросам обучения и воспитания одаренных школьников. В нем содержится необходимый теоретический и учебно-методический материал, позволяющий применить предложенный в пособии вариант обучения в практике работы с одаренными детьми как в условиях общеобразовательной школы, так и в специализированных школах. Пособие, адресованное педагогам, будет также интересно психологам и руководителям образовательных учреждений.Пашнев Б.К. Психодиагностика уровня интеллектуально-творческой одаренности детей. – М., 128 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.