РЕКОМЕНДАЦИИпо проведению первого урока в 10-11-х классах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведениях Автономной Республики Крым на тему: «Украина – наш общий дом»Данные рекомендации разработаны на основе Методических рекомендаций по проведению в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях Украины Первого урока «Украина – наш общий дом» (приложение к письму Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 06.07.2011 г. № 1/9-516). Для того чтобы показать учащимся значение Автономной Республики Крым в масштабах нашей страны – Украины, рекомендуем построить урок по принципу «Успешный Крым в успешной Украине».Актуальность проведения урока обоснована приоритетностью проблемы формирования жизненно успешной личности, которая приобрела в последнее время в нашей стране особую остроту. Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стрессами, изменения в условиях жизни людей, в их ценностных ориентациях и в целом привел к ухудшению социального здоровья общества. Эти изменения оказали негативное влияние, прежде всего, на молодое поколение и привели к тому, что большое количество юношей и девушек, вступающих в жизнь, испытывают трудности в процессе социализации, которые проявляются в виде личной неуспешности, отсутствии способности к профессиональной ориентации и переориентации, невыраженной ответственности перед самим собой, своей семьей. Для обеспечения адекватного восприятия мира молодыми людьми необходимо формировать у них социальную компетентность, которая предусматривает воспитание таких качеств как гражданственность, патриотизм, толерантность, жизнестойкость, а также способность проектировать свой жизненный успех и достигать его. В этих условиях выбор профессии – одно из наиболее ответственных решений, определяющих судьбу каждого молодого человека. Также актуальность предложенной темы обоснована тенденциями социально-экономического развития нашего региона, утверждением Верховной Радой Автономной Республики Крым Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы (далее – Стратегия). Стратегия определяет пути преодоления кризисных тенденций и отставания в социально-экономическом развитии автономии с перспективой ее преобразования в территорию комфортного проживания и успешного ведения бизнеса. Стратегия обосновывает стратегические приоритеты социально-экономического развития полуострова на основе анализа современных тенденций, определяет цели, задачи и инструменты их реализации, определяет этапы реализации. Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Автономной Республики Крым во исполнение поручения председателя Совета министров автономии В. Г. Джарты об изучении положений Стратегии направило План реализации ее первого этапа (2011-2013) для всестороннего изучения всеми гражданами республики. Цели первого урока могут быть следующими:ознакомление с понятием успеха и успешности, основными критериями успешности; подготовка учащихся к плодотворному творческому участию в жизни общества; формирование понимания ответственности каждого человека за благополучие края, в котором живёшь, чувства гордости за свой город, посёлок, Крым, желания выполнить посильную работу для благосостояния родного края; формирование навыков умения строить профессиональную карьеру в условиях системных социальных изменений. развитие коммуникативных способностей, стимулирование жизненного самоопределения; формирование позитивной картины будущего, ответственности за реализацию своих планов. И др.Ключевые понятия для обсуждения на уроке: адаптация на рынке труда; видение перспективы; карьерный рост, качества, мешающие делать карьеру, качества, позволяющие делать карьеру, профессиональная позиция, профессиональная успешность, жизненный путь, конкурентоспособность экономики; работодатель, реализация планов, ресурсный потенциал; самоактуализация, секреты успеха, смысл жизни; сотрудничество, творческий потенциал; удовлетворение от работы, успешность, успешный человек.Раскрытие темы «Успешный Крым в успешной Украине» можно осуществить в разных аспектах: Проблемы социально-экономического развития Автономной Республики Крым. Возможные сценарии развития Автономной Республики Крым. «Модернизационный» сценарий: успешный Крым в успешной Украине и др. Формы работы на уроке могут быть разнообразными. Рекомендуется выбрать те, которые базируются на взаимодействии учителя и учащихся, направлены на самостоятельный поиск истины и содействуют формированию инициативы и творчества учащихся. В процессе обсуждения темы учащиеся могут высказывать своё видение проблемы, предлагать разнообразные решения, формулировать свою жизненную и профессиональную позицию. К таким формам относятся: метод анализа социальных ситуаций; создание проблемных ситуаций, ситуаций успеха; анализ конфликтов, моделей, стилей поведения; принятие решений, демократический диалог; использование средств массовой информации, метод открытой трибуны, проектная деятельность, Таким образом, выбирая ту или иную форму работы на уроке, можно провести различные типы уроков: проблемная лекция, дискуссия, игровое проектирование, деловая игра, семинар, тренинг и др. При подведении итогов урока можно предложить учащимся упражнение «Закончите предложения», например, «Сегодня на уроке я впервые задумался (лась) о…», «Для меня стало открытием, что…», «После сегодняшнего урока я буду стараться …». Учитывая, что вышеназванная тема по своей значимости и ёмкости далеко выходит за рамки одного урока, предлагаемые материалы необходимо использовать и при продолжении работы с учащимися по вопросам обсуждения возможных сценариев развития Автономной Республики Крым. Педагогическим коллективам, начиная с первого урока и на протяжении всего учебного года, необходимо создавать условия для того, чтобы каждый учащийся понимал проблемы, которые требуют решения в Автономной Республике Крым для того, чтобы Крым был не только географической, но и экономической жемчужиной.Предлагаем реализовать активные формы работы с учащимися в течение учебного года по продолжению раскрытия темы.Тренинг «Секреты профессионального успеха» с целью выявления основных личностных качеств человека, способствующих успеху в профессиональной деятельности. ^ Профориентационные развивающие игры и упражнения, проводимые на классных часах и факультативных занятиях.Опрос (интервью), куда могут войти ориентировочные вопросы: Чем Вы думаете заняться после окончания школы? Какой профессии, специальности Вы хотели бы посвятить себя? Какие требования, по Вашему мнению, эта профессия предъявляет к человеку? Какие требования предъявляет выбранная Вами профессия к здоровью человека? Как Вы оцениваете вашу пригодность по состоянию здоровья к этой профессии? Как Вы готовите себя к выбранной профессии? Проверяете ли вы развитие профессионально важных качеств у себя? Знаете ли вы, где можно получить подготовку к выбранной профессии? Считаете ли Вы себя успешным человеком? Что повлияло на Ваш выбор профессии? Какой областью знаний и умений Вы увлекаетесь: а) природа; б) наука; в) искусство; г) техника; д) человек.Анкетирование «Жизненная успешность человека». Анкета может состоять из нескольких аспектов: виды деятельности (самоактуализация, самопознание, самосовершенствование, самореализация); сферы личности (профессиональное «Я», нравственное «Я», социальное «Я»); самооценка. Учащимся можно предложить проранжировать качества успешного человека и ответить на вопросы: что нужно сделать для того, чтобы ощутить себя успешным человеком? Обладание какими вещами, с точки зрения выпускников, может рассказать о жизненной успешности человека? От чего более зависит ваша успешность в будущем? В заключение анкетирования предложить учащимся составить модель жизненной успешности, выбираемой ими. Ребята, которые не считают себя успешными в настоящем и не уверены в своей успешности в будущем, благодаря проведению различных типов уроков на данную тему, должны твердо знать: их жизненная успешность – в их руках, только собственная целеустремленность и активность поможет им в самореализации. Данные, полученные в ходе такого исследования ценностных ориентаций, послужат поводом для определения приоритетных направлений воспитательной работы (патриотическое воспитание, экологическое образование и воспитание, профессиональная ориентация, создание системы ученического самоуправления, развитие системы дополнительного образования и т.д.), создания программы работы с педагогами, детьми и родителями. Таким образом, первый урок в выпускном классе должен настроить учащихся на ситуацию профессиональной успешности. Л.Г. Мухоморина,проректор по учебно-методической работеТ.А.Вовк,методист по общеобразовательнойподготовке ПТОРекомендованная литература Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы. История философии: Учебн. Пособие для вузов/ А.Н.Волкова, В.С.Горнов, Р.Н.Данильченко и др.; Под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова. - М.: “Издательство ПРИОР”, 1997. Карпов А.П. Психология менеджмента: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999. Краткий толковый словарь русского языка. Издательство “Русский язык”, 1978. Маслоу А. Мотивация и личность/ Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха: учебное пособие для высшего управленческого персонала/ Автор-сост. Р.Р.Кашапов. - Ижевск.: Изд-во Удм. Ун-та, 1997. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во “Фолио”, 1998. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь// Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: “Проспект”, 1998. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. – 304. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения.– М.: Знание, 1991. – 48 с. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издво Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 246 с. Твоя профессиональная карьера: Методика преподавания курса / под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 1998. – 189 с. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2001. – 96 с.