На правах рукописиСмирнова Наталья МихайловнаПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образованияА В Т О Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наукН.Новгород – 2007Работа выполнена в ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» ____________________________________________________________________________________________________________^ Научный руководитель доктор педагогических наук, профессорВикулина Мария АнатольевнаОфициальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор^ Дмитриева Елена Николаевнакандидат педагогических наук, доцентЯшкова Елена ВячеславовнаВедущая организация Татарский государственный гуманитарно-педагогический университетЗащита состоится « 25 » июня 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета К 212.162.03 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 31, ауд. 215 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».Автореферат разослан и размещен на сайте «24 » мая 2007 г.Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент Н.Ф. Комарова^ Общая характеристика работыАктуальность исследования. Социальная ситуация развития современного общества, кардинальные изменения в экономической и общественной жизни страны, преобразование системы отечественного образования определяют наступивший XXI век как век культуры и образования. Институт образования – это не только сфера обучения и воспитания подрастающего поколения, но и наиболее яркий индикатор духовно-нравственного и социального здоровья общества, благополучия культуры в целом. Утверждение гуманистических ценностей в образовании выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Особое место в структуре культуры человека должна занимать культура общения. Ценность культурного диалога заложена в том, что он создает духовное пространство для новых ценностей и мировоззренческих ориентаций, усиливает различные формы человеческого сотрудничества, предполагающего свободу и ответственность человека, признание его самоценности. Современный выпускник высшего учебного заведения, в соответствии с государственным образовательным стандартом, должен обладать многими знаниями и умениями в области культуры общения. Поэтому, сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и построения педагогического процесса без включения в него содержания, предусматривающего обучение студента общению. Отчасти, в настоящее время эта задача решается включением в образовательный процесс вуза дисциплин, направленных на развитие отдельных сторон культуры общения – «Русский язык и культура речи», «Деловое общение», «Конфликтология», «Риторика» и др. Такая узкая направленность возможна в том случае, если в студенческой среде уже сформировано целостное представление о культуре общения, ее сущности и значении для современного общества, отдельных коллективов и самой личности. Однако, в современном российском обществе на фоне процесса «размывания» в сознании людей норм нравственности общая культура общения студенческой молодежи заметно снижается. В период студенческого возраста особенно выражена проблема выбора жизненных ценностей, а несформировавшаяся система нравственных ориентиров студенческой молодежи делает ее подверженной самым различным влияниям. На первое место выходят ценности потребления. Доброта, милосердие, порядочность, вежливость и другие нравственные ценности общения остаются в стороне. Постепенно складывается образ молодого поколения, которое впитывает в себя отрицательный, нигилистский настрой к культуре. Теоретический анализ современных исследований различных аспектов культуры общения на философском, социальном, психологическом и педагогическом уровне указывает на актуальность проблемы и интерес ученых к решению ряда обозначенных задач. В науке рассмотрены многие аспекты и направления изучения и формирования культуры общения: довольно глубокие исследования культуры общения находятся в области философии (А.Б. Добрович, Е.Г. Злобина, И.А. Ильяева, Б.Д. Парыгин, М.С. Каган, А.В. Резаев, Е.П. Савруцкая, В.М. Соковнин и др.), психологии (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, В.Н. Панферов, Л.А. Петровская, Н.Д. Творогова и др.); изучены общие вопросы воспитания культуры общения (О.И. Даниленко, А.В. Мудрик, М.А. Чернышева и др.), некоторые аспекты формирования культуры общения в дошкольном и школьном образовании (И.Р. Алтунина, О.А. Веселкова, Н.Н. Еговцева, Е.Б. Наумов, В.П. Пивченко, Г.П. Савиных, Л.Р. Сайфутдинова, О.Б. Скрябина и др.). Принципиально важными для нас являются исследования, в которых рассмотрены проблема формирования у студентов общей культуры (С.Н. Иконникова, Н.Б. Крылова, Э.Н. Фаустова и др.), этики и толерантности (Е.В. Колебина, П.Ф. Комогоров, Л.И. Неделя и др.), культуры речи (Г.А. Бакуменко и др.), эмоциональной культуры (Г.А. Ястребова и др.), коммуникативных умений, коммуникативной компетентности (И.И. Барахович, В.А. Возчиков, Е.А. Гришина, и др.) и коммуникативной культуры (И.В. Гришняева, С.В. Знаменская и др.), культуры общения (С.А. Алферьева, Л.В. Юркина). В сфере не только учебно-воспитательного потенциала высшего учебного заведения проблема повышения уровня культуры общения студентов не исследовалась полно и всесторонне. Предложенные в исследованиях технологии не могут в полной мере решить задачу повышения культуры общения в студенческой среде в силу отсутствия системного подхода к культуре общения как интегративной характеристике личности. На основании анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы сформулирована проблема настоящего исследования, которая определена противоречиями между: - насущной потребностью общества в культурной личности и недостаточной направленностью системы высшего образования на ее воспитание; - требованиями государственного образовательного стандарта к развитию у студента культуры общения, и реальным уровнем решения проблемы в условиях вуза; - накопленным теоретическим и практическим опытом управления социально-педагогическими системами и недостаточной разработанностью методолого-теоретического обоснования создания педагогических условий повышения уровня культуры общения в студенческой среде. С учетом этих объективно существующих противоречий нами сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие повышению уровня культуры общения в студенческой среде? Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы, ее недостаточная разработанность обусловливает выбор темы научного исследования: «Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде».^ Цель исследования – экспериментальное выявление и научное обоснование педагогических условий эффективного повышения уровня культуры общения в студенческой среде.^ Объект исследования Объектом исследования выступает педагогический процесс повышения уровня культуры общения студентов высшего учебного заведения.^ Предмет исследования Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие повышению уровня культуры общения в студенческой среде.^ Гипотеза исследования Гипотеза исследования основана на том, что культура общения в студенческой среде успешно будет переходить на более высокий уровень, если: - выявлена сущность и структура культуры общения как педагогического феномена; - процесс повышения уровня культуры общения базируется на интеграции ведущих подходов (системном, деятельностном, аксиологическом, личностно-ориентированном, герменевтическом); - составлены и используются в образовательном процессе вуза модель и программа работы со студентами, включающая комплекс педагогических условий и охватывающая все сферы студенческой жизни; - учтена специфика студенческого возраста при организации работы в данном направлении; - разработаны и апробированы критерии и показатели сформированности культуры общения у студентов. Исходя из предмета исследования, для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования: Обосновать понятие «культура общения» с позиции современных подходов педагогической науки. Определить специфику студенческого возраста и общения в студенческой среде. Разработать и апробировать модель повышения уровня культуры общения в студенческой среде, программу работы со студентами, включающую комплекс педагогических условий и направленную на повышение культурного уровня общения. Разработать критерии и показатели сформированности культуры общения у студентов.^ Методологические основы исследования Методологическими основами исследования выступили философские взгляды на человека и человеческое общение (Г. Зиммель, Е.Г. Злобина, А.В. Резаев, Е.П. Савруцкая, В.М. Соковнин и др.), положения гуманистической психологии (К. Роджерс); положения системного (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, М.С. Каган и др.), деятельностного (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев и др.), аксиологического (С.Ф. Анисимов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов и др.), герменевтического (А.А. Брудный, С.С. Гусев, Г.Л. Тульчинский и др.) и личностно-ориентированного подходов в образовании (Е.В. Бондаревская, М.А. Викулина, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.).^ Теоретическая база исследования Теоретическую базу исследования составили теория культуры, усвоения общечеловеческих ценностей (И.А. Ильяева, Л.Н. Коган, В.М. Межуев и др.), фундаментальные положения теории личности, деятельности и общения (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.).^ Методы исследования В исследовании использовались следующие теоретические методы: анализ проблемы и предмета исследования; системный, деятельностный и личностный подходы; метод моделирования. Эмпирическими методами явились: анализ и обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент; наблюдение; методы педагогических измерений (шкалирование, социометрия, анкетирование, тестирование, собеседование); анализ результатов учебной деятельности студентов. ^ Опытно-экспериментальная база исследования Опытно-экспериментальной базой исследования послужили Волжский государственный инженерно-педагогический университет и Заволжский филиал Нижегородского государственного технического университета. Всего в эксперименте приняло участие 342 студента.^ Организация и этапы исследования Организация исследования включала три основных этапа (2003-2007 гг.).Первый этап (2003-2004 гг.) – этап поисково-теоретического анализа. На данном этапе осуществлялся анализ научно-методической, философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучался опыт работы педагогов в воспитании культуры общения, уточнялись направления изысканий по избранной теме; изучалось состояние проблемы в массовой практике высших учебных заведений; разрабатывалась стратегия и тактика, определялась методология и методы исследования. Проводилась опытная работа, которая включала наблюдение за студентами и их опрос с целью выявления их интересов; сформулированы цель и задачи, рабочая гипотеза исследования. ^ Второй этап (2004-2006 гг.) – диагностический этап. На данном этапе было проведено предварительное обобщение первых результатов опытов; разработана программа работы со студентами, направленная на повышение их культуры общения; выбрана экспериментальная база. ^ Третий этап (2006-2007 гг.) – проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов, внедрение результатов исследования в практику вузов; научное оформление диссертации; формулировка основных выводов и рекомендаций.^ Научная новизна исследования Научная новизна исследования заключается в выявлении и реализации теоретических основ повышения уровня культуры общения в студенческой среде на базе разработанных концептуальных положений, в соответствии с которыми: - раскрыты сущностные характеристики и особенности процесса повышения уровня культуры общения студентов с позиции интеграции ведущих подходов; - разработаны педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде; - обусловлена совокупность методов и форм работы со студентами по повышению уровня культуры общения (дискуссии, тренинги, деловые игры, индивидуальная работа, групповая творческая работа и т. п.); - предложены критерии и показатели сформированности культуры общения у студентов. ^ Теоретическая значимость исследования Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены и конкретизированы основные понятия исследования («культура общения», «коммуникативная культура», «коммуникативная компетентность»), дано авторское определение культуры общения как базового основания личности и педагогического феномена; выявлены и теоретически обоснованы основные видовые компоненты культуры общения; установлены уровни культуры общения у студентов (низкий, средний, высокий); в применении положений личностно-ориентированного подхода в организации работы, направленной на повышение уровня культуры общения в студенческой среде.^ Практическая значимость исследования Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы по результатам исследования свидетельствуют о существенном повышении уровня культуры общения студентов; разработаны и внедрены педагогические условия, способствующие эффективному повышению уровня культуры общения у студентов; содержание авторского спецкурса «Культура общения» и внеучебной деятельности могут быть использованы преподавателями любого вуза.^ Основные понятия исследуемой проблемыКультура общения общества – это степень развития духовных богатств общества в сфере человеческих взаимоотношений: гуманистических принципов и ценностей, этических и этикетных норм, системы знаний в области общения, определенный уровень овладения ими и степень их использования. ^ Культура общения личности – сложное личностное образование, характеризующееся степенью усвоения, принятия, применения и обогащения личностью духовных богатств общества в сфере общения (ценностей, норм, научных знаний).^ Коммуникативная культура личности характеризуется уровнем усвоения, принятия, применения и обогащения в повседневной практике общения норм, ценностей, знаний, умений в области эффективных коммуникаций. ^ Речевая культура личности отражает степень усвоения и соблюдения культурных норм в процессе передачи и восприятия речевого сообщения, применения знаний, способствующих эффективности данного процесса в ситуациях повседневного общения.^ Коммуникативная компетентность обусловлена уровнем знаний и умений личности в области эффективных коммуникаций, готовностью и способностью их использовать в практике общения.^ Достоверность полученных результатов исследования Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели и задачам, достаточным объемом выборки в проведении опытно- экспериментальной работы; практической работой автора в качестве преподавателя высшей школы.^ Апробация и внедрение результатов исследования Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры профессиональной педагогики Волжского государственного инженерно-педагогического университета (2003-2006), на научно-практических конференциях: VI Международной научно-методической конференции «Высокие технологии в педагогическом процессе» (г. Н. Новгород, 2005); Всероссийской интернет-конференции «Профессиональное образование: от теории к практике» (г. Новосибирск, 2006); II Общероссийской межвузовской научной конференции «Мировоззренческая парадигма в философии: философия как теоретическое мировоззрение» (г. Н. Новгород, 2004); II Межвузовской научно-практической конференции «Проблемы развития непрерывного многоуровневого профессионального образования» (г. Н. Новгород, 2004) и «Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов» (г. Н. Новгород, 2005); VII Межвузовской научно-методической конференции «Высокие технологии в педагогическом процессе» (г. Н. Новгород, 2006) и «Научно-методическое обеспечение инновационного развития образовательного учреждения» (г. Тольятти, 2007). Материалы исследования использовались при чтении лекций, проведении семинаров и тренингов для студентов Волжского государственного инженерно-педагогического университета и Заволжского филиала Нижегородского государственного технического университета.^ Положения, выносимые на защиту: 1. Культура общения рассматривается как сложное личностное образование, которое приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (воля, темперамент, особенности восприятия и т. д.), объективных (окружающие условия, личность преподавателя, приемы и методы преподавания); представляет собой единство когнитивного, личностно-значимого, поведенческого компонентов и характеризуется степенью осознания необходимости и важности культуры общения как общечеловеческой ценности, уровнем мотивации к культурному взаимодействию; уровнем знаний в области эффективного общения; степенью удовлетворенности процессом и его результатами; степенью овладения базовыми умениями эффективного взаимодействия, приемами рефлексии общения. 2. Эффективность повышения уровня культуры общения студентов зависит от реализации преподавателем положений ведущих педагогических подходов (системного, деятельностного, аксиологического, личностно-ориентированного, герменевтического), обеспечивающих ориентацию на интересы и потребности, личностные предпочтения, самостоятельную деятельность студентов. 3. ^ Модель повышения уровня культуры общения в студенческой среде, представленная целевым, структурно-содержательным, организационно- процессуальным и контрольно-оценочным компонентами, раскрывающая теоретическую сущность, внутреннюю структуру и логику рассматриваемого комплексного процесса, единство всех его элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости, обеспечивающая процесс повышения уровня культуры общения в условиях высшего образования. 4. ^ Программа работы со студентами, в наибольшей степени содействующая повышению уровня культуры общения в студенческой среде, включает комплекс педагогических условий: - создание благоприятного психологического климата в студенческой среде с помощью гуманистического характера взаимодействия «преподаватель – студент», «преподаватель – студенческая группа», «студент – студенческая группа» и формирования положительного общественного мнения; - разработку и реализацию содержания спецкурса «Культура общения», включающего теоретическую и практическую подготовку с элементами психологического тренинга, использованием системы учебных заданий, проведением дискуссий, разыгрыванием и анализом проблемных ситуаций, направленных на формирование интересов, повышение уровня знаний и умений эффективного общения; - организацию внеаудиторной деятельности студентов и активное в ней участие в форме коммуникативно-насыщенных форм работы, имеющих целью применение и закрепление полученных знаний, умений и навыков общения, укрепление группового единства, налаживание групповых межличностных отношений. Всего по теме диссертационного исследования опубликовано 12 научных работ, в т. ч. статья из перечня ВАК. Общий объем – 9 п.л.^ Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (219 наименований) и приложений (21). Текст диссертации иллюстрирован 7 таблицами, 23 рисунками.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении раскрывается актуальность темы исследования, определяется объект, предмет, цель исследования, его гипотеза и задачи; определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; формулируются положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретические основания повышения уровня культуры общения в студенческой среде» уточняются и конкретизируются понятия «культура общения общества», «культура общения личности», «речевая культура», «коммуникативная культура», «коммуникативная компетентность»; на основе сравнительного анализа социально-философской и психолого-педагогической литературы раскрыта сущность, структура и содержание культуры общения как педагогического феномена; дается оценка современного состояния проблемы; определяется специфика студенческого возраста и общения, студенческой среды. Первоначальным и центральным понятием исследования выступила культура общения. Определение ее сущности базировалось на нахождении точек пересечения двух основополагающих понятий – культуры и общения. Первое понятие – культура (от «cultūra» – «возделывать, обрабатывать»). Как сложный феномен данное понятие не имеет однозначного толкования и предстает у различных авторов в виде совокупности материальных и духовных ценностей, «второй» природы, человеческого мира (П.С. Гуревич и др.), результата и/или способа человеческой деятельности (Н.С. Злобин, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.), системного качества общества (Л.Н. Коган и др.) и т.д. В своем исследовании мы опирались на определение культуры, данное Л.Н. Коганом, в котором подчеркивается двойственность культуры: с одной стороны, культура – мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей, с другой – качественная характеристика человеческой деятельности, показывающая «насколько последняя (в любой сфере) выступает реализацией сущностных сил, творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам». Второе понятие – общение – также отличается сложным и многосторонним пониманием. Один из подходов к общению, имеющий на сегодняшний день достаточно широкое распространение, был развит в трудах Г.М. Андреевой. В соответствии с этим подходом общение выступает как сложный процесс, включающий в себя передачу и обмен информацией, взаимодействие, взаимопонимание людей в сложившейся системе общественных отношений. Как показал теоретический анализ философской и психологической литературы, культура и общение в своем развитии находятся в диалектическом единстве. Общение воспринимается как необходимое условие производства культурных ценностей, в т. ч. и человека, как способ бытия культуры. М.С. Каган замечает: «Межсубъектное взаимодействие – истинный продукт и "механизм" культуры», а И.А. Ильяева полагает, что «общение есть культура общества и культура личности». Постоянно взаимодействуя и, интегрируясь друг с другом, понятия «общение» и «культура» образуют новое в содержательном и структурном плане понятие «культура общения». Базируясь на социально-философском подходе к субъектам культуры общения, можно выделить следующие уровни: человечество в целом; отдельное общество; социальная группа; конкретная личность. Основываясь на имеющихся теоретических положениях, мы пришли к выводу о том, что культура общения общества – это степень развития духовных богатств общества в сфере человеческих взаимоотношений: гуманистических принципов и ценностей, этических и этикетных норм, системы знаний в области общения, определенный уровень овладения ими, и степень их использования. В процессе овладения духовным богатством общества в сфере общения происходит превращение внешних форм регулирования поведения человека во внутренние – требования общества становятся знаниями, убеждениями, потребностями, привычками, которые в единстве с эмоционально-волевыми качествами являются мотивами поведения человека, выступают в роли самооценки, самоконтроля, обеспечивая единство общественных требований и поведения человека. Исходя из проведенного теоретического анализа, мы стали рассматривать культуру общения личности как сложное личностное образование, характеризующееся степенью усвоения, принятия, применения и обогащения личностью духовных богатств общества в сфере общения (ценностей, норм, научных знаний). По результатам аналитического исследования функций культуры общения был сделан вывод о том, что она является неотъемлемой составляющей культуры общества и культуры личности. Культура общения выполняет ряд очень важных функций, в частности: способствует приобщению индивида к культурному опыту человечества, формированию ведущих черт духовного мира личности, созданию в общении оптимальных с психологической точки зрения условий и т. д. С педагогической точки зрения, мы выделили в культуре общения личности три основных компонента, гармоничное сочетание которых в структуре культуры общения обеспечивает ее действенное функционирование. Так, когнитивный компонент составляют знания в области общих положений о культуре общения, этики, этикета, психологии общения.^ Личностно-значимый компонент отражает значение культуры общения для индивида, которое находит свое выражение в желаниях, интересах, идеалах, ценностных ориентациях, убеждениях личности. Отсутствие осознания полезности культуры общения как ценности приводит к тому, что индивид, если и следует культурным нормам общения, то делает это вопреки своему влечению и интересам. Личность в этом случае «склоняется перед нормой, но не возвышается до нее» (С.Л. Рубинштейн). Только когда общественно- значимое становится личностно значимым, осуществление культурных поступков является не просто долгом, но и потребностью.^ Поведенческий компонент характеризует реализацию усвоенных ценностей, норм, знаний на практике, в ситуациях повседневного общения, включает в себя умения культурного взаимодействия, рефлексию культурной стороны общения, творческое отношение к общению. В случае отсутствия данного компонента, когда полученная извне информация хранится во внутреннем багаже знаний личности и не используется ею в жизни, культура общения теряет всякий смысл. Следовательно, в процессе усвоения культуры общения социума происходит изменение позиции личности от роли стороннего наблюдателя к заинтересованности, от заинтересованности к готовности и убежденности, а затем и к деятельности, соответствующей системе интернализованного опыта общения. Кроме того, культура общения личности – это динамическая развивающаяся система. В течение жизни может происходить процесс изменения, перехода культуры общения из одного состояния в другое, более совершенное, от низкого уровня ее развития к высшему. Данная составляющая культуры личности приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (воля, темперамент, особенности восприятия, половые и возрастные свойства и т. д.), объективных (окружающие условия - информатизация общества, средства массовой коммуникации, обычаи, традиции, мода, принадлежность личности к социальным группам и т. п., личность преподавателя, приемы и методы преподавания). В ходе исследования также было выяснено, что культура общения может выступать не только как уровневая характеристика общения, но и как видовая характеристика тех или иных элементов в структуре общения или областей его проявления. В соответствии с этим, мы выделяем коммуникативную, перцептивную и интерактивную культуру общения человека. В качестве отдельного рассмотрения нуждаются также эмоциональная и нравственная культуры общения личности. Это связано с большим значением эмоционального и нравственного «климата» для человеческого взаимодействия. Дальнейший ход научного продвижения в рамках исследуемой проблемы был связан с изучением накопленного психолого-педагогического опыта формирования и повышения уровня культуры общения. Вопрос о целенаправленном повышении культуры общения и оптимизации общения личности в целом заинтересовал многих ученых, в исследованиях которых стал осуществляться поиск конкретных условий, методов и средств, обеспечивающих его решение. Современный взгляд на культуру общения и ее формирование обусловлен во многом развитием психологии, проникновением психологических подходов, принципов в педагогическую науку и их интеграцией. Начиная с 70-х гг. XX в. отечественными психологами стали предлагаться конкретные методики активного обучения общению (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др.). Анализируя опыт зарубежной социальной психологии, ученые использовали методы социально- психологического тренинга, и в основном при обучении общению работников различных специальностей, людей, испытывающих трудности в общении. Примерно в это же время появился большой интерес к обучению навыкам педагогического общения (В.А. Кан-Калик, К.М. Левитан и др.), стали разрабатываться общие вопросы воспитания культуры общения (О.И. Даниленко, А.В. Мудрик, М.А. Чернышева и др.). Кроме того, обнаружено, что научные труды посвящены в основном развитию той или иной стороны культуры общения у детей дошкольного и школьного возраста, студентов колледжа, обучающихся в вузе, чья будущая профессиональная деятельность связана с постоянными социальными контактами. На наш взгляд, каждый студент, должен четко понимать значение норм, знаний, умений общения для взаимодействия с людьми. Только в этом случае культура общения становится более жизненно необходимой для индивида, более совершенной и накладывает определенный отпечаток на его общую культуру личности. Предпринятый анализ свидетельствует о том, что большая часть изученных нами диссертационных исследований касается одного из аспектов культуры общения – коммуникативной компетентности. Понятия «культура», «культурная норма», «норма общения», «ценность общения», «обычаи» и многие другие упускаются из поля зрения практически всех преподавателей, занимающихся совершенствованием общения. В результате у студентов развиваются конкретные психологические навыки общения или речевые навыки, или «культурные» (этикетные) навыки без должного понимания их значения, в отрыве от их происхождения, философского толкования ценностей и норм человеческих взаимоотношений. Личностно-ориентированный подход к повышению уровня культуры общения в студенческой среде предопределил выявление особенностей студенческого возраста, студенчества как социальной группы и особенностей общения в ней. Студенчество – это особая социальная категория молодежи, организационно объединенная институтом высшего образования. Эта социально-демографическая группа отличается своим социальным статусом, возрастными, индивидуально-психологическими признаками, духовным складом, интересами и потребностями. Выяснению этих особенностей способствовало обращение, в первую очередь, к психологии юности, студенческого возраста и социологическим исследованиям студенческой молодежи. Б.Г. Ананьев отмечал, что в периоды поздней юности – ранней взрослости все психофизиологические оптимумы совпадают с этапом становления человека как личности и деятеля. Ученый определял студенческий возраст как «важнейший для общественного развития и становления личности период жизни», «центральный период становления характера и интеллекта», а поведение человека в этот период определяется, прежде всего, промежуточностью его положения: переходя из детского мира во взрослый, человек не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Эта особенность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в его психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Большое внимание рассматриваемому вопросу уделил в своих исследованиях И.С. Кон, который представил функции и особенности юношеского общения, подчеркнув важность общения в данный период как специфического канала информации, вида деятельности и межличностных отношений, эмоционального контакта. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения личности, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Юношеское общение поначалу неизбежно экстенсивно, оно требует частной смены ситуаций и довольно широкого круга участников. И уличное общение, и спонтанные юношеские группы тесно связаны с особенностями юношеской субкультуры, которая имеет несколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения, вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство своей групповой солидарности; характерную манеру поведения, способы общения и т. д. В юношеском возрасте обновляются мотивы общения, происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной, интеллектуальной близости. Роль общения тематических вечеров явилось формирование интереса, ценностного отношения к нравственным ценностям человеческих взаимоотношений с помощью иллюстративного соединения информационно-логического и эмоционально-образного начал. Этому содействовало использование произведений классиков, крылатых фраз и изречений знаменитых личностей, музыкальных композиций, театрализованных действий. Так, в ходе тематического вечера под названием «Давайте понимать…» была поднята проблема человеческого взаимопонимания, в том числе среди студентов. Главным лейтмотивом этого мероприятия послужили слова из песни Б.Ш. Окуджавы «Давайте понимать друг друга с полуслова».^ Конкурс чтецов «О нравах, о людях…» проводился с целью формирования у студентов ценностного отношения к нравственным нормам общения, приобщения студентов к художественному слову, отработки навыков выразительного чтения стихов и отрывков из художественных произведений. Юноши и девушки заранее подбирали материал для своего выступления, учитывая тему конкурса, работали над интонацией, выразительностью слова.^ Интеллектуальная игра «Общениада» была, в первую очередь, направлена на актуализацию и расширение знаний как в области норм, традиций взаимодействия между людьми, так и в сфере научных знаний. Игра включала несколько конкурсов: «Приветствие», «Общение через века», «Блиц-опрос» и др.«Телевизионные дебаты» послужили эффективным средством формирования и развития целого комплекса навыков культуры общения. Студенты в процессе дебатов должны были продемонстрировать речевой этикет, навыки публичного выступления и поведения в аудитории, навыки аргументации, умение ставить вопросы и отвечать на них. Дебаты проводились на темы «Мы «за» или «против» культуры?», «Красиво говорить – кому это надо?». Студенты делились на участников и зрителей. Участники высказывали свои точки зрения, анализировали и сопоставляли другие. Зрители записывали аргументы сторон, нумеруя их по порядку. Дебаты были сняты на видеокамеру для дальнейшего просмотра и анализа речевого, эмоционального, этикетного поведения его участников. Помимо организации деятельности студентов во внеуче