Р абочая программа учебной дисциплины Ф ТПУ 7.1 -21/01 Утверждаю:Декан Гуманитарного факультета_________________В.Г.Рубанов «______» ____________ 2009 г. ГСЭ.Ф.03.Отечественная история Рабочая программа для направления (специальности) Факультет ^ Обеспечивающая кафедра Кафедра истории и регионоведенияКурс I Семестр IIУчебный план набора года с изменениями годаРаспределение учебного времени Лекции 28 часов (ауд.)Практические (семинарские) занятия 26 часов (ауд.)Индивидуальные занятия Всего аудиторных занятий 54 часа Самостоятельная (внеаудиторная) работа 90 часов Общая трудоемкость 144 часа Экзамен в I семестре Томск 2009 Рабочая программаДата разработки: 1. 09. 2009 г.Разработчик: Гузарова Н.И. ПредисловиеРабочая программа построена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста по направлениюРАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры "истории и регионоведения " "____" ____________________ 2009 г. протокол № ____.РазработчикДоцент кафедры истории и регионоведения Н.И.ГузароваЗаведующий обеспечивающей кафедрой Н.В.ТрубниковаРабочая программа СОГЛАСОВАНА с факультетом, выпускающими кафедрами специальности; СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану Декан АВТФ ГайворонскийУДК 330(075/8)/339(075/8) Ключевые слова: рабочая программа, история России, традиционное общество России, менталитет, сословия, монархия, княжество, Киевская Русь, Московское царство, империя, реформа, революция, гражданская война, либерализм, коммунизм, советское общество, демократия, Советский Союз, Российская Федерация. Отечественная история Кафедра истории и регионоведения ГФ Доцент Гузарова Надежда ИвановнаТел. (3822)563402, e-mail: ni2355guzarova@mail.ruЦель: развить у студентов способность использования в профессиональной и общекультурной практике навыки сравнительно-исторического анализа событий и фактов, использования хронологического, историко-генетического и других методов для анализа явлений прошлого и современности, выражения и обоснования собственной позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, сформировать научные представления об основных этапах в истории Отечества, их событийном содержании, понимание культурно-цивилизационной специфики России, место и роль Российской цивилизации во всемирно-историческом процессе, Содержание: Методологическое введение к курсу «История России», генезис Средневековой Российской цивилизации. Киевская Русь в 9-14 веках. Московское царство: государство и общество в 15-16 вв., традиционное общество России, «смутное время» в России. утверждение династии Романовых власти, Российская империя в 18 - начале 20-вв., достижения и проблемы модернизации российского традиционного общества. Советское общество государство, посткоммунистическая Россия.Курс 1 (2 семестр – экзамен)Всего 144 ч., в т.ч.: ЛК – 28ч., ПР – 26ч., СР – 90 ч.АннотацияКурс «Отечественная история» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и включает следующие проблемы: методология истории, традиционное общество России в контексте древней и средневековой истории, модернизация российского общества, становление индустриальной цивилизации в России, создание и распад советской системы, проблемы перехода российского общества к демократии. Курс предназначен для студентов всех направлений и специальностей.The rate " a Domestic history " corresponds(meets) to the requirements of the state educational standard and includes the following problems: methodology of a history traditional society(community) of Russia in a context of an ancient and medieval history, modernization of the Russian society (community), становление of an industrial civilization in Russia, creation and disintegration of the Soviet system, problem of transition of the Russian society (community) to democracy. The rate is intended for the students of all directions and specialities.^ 1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫЦели преподавания дисциплины.Бакалавр долженФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ - развить способность использований знаний по дисциплине, навыков исравни тельно-исторического, хронологического, историко-генетического анализа в профессиональной и общекультурной практике;иметь научное представление об основных этапах в истории Отечества, их хронологии,понимать культурно-цивилизационную специфику России, место и роль Российской цивилизации во всемирно-историческом процессе,быть знакомым с основными методологическими подходами к познанию прошлого,иметь представление о научно-технической революции и ее влиянии на ход общественного развития; вкладе российской науки в развитие научно-технического процесса,знать основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей,знать и уметь использовать ключевые понятия исторической науки для анализа исторических процессов и событий,уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.^ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ иметь представление об истории Сибири и всего Азиатско-Тихоокеанского региона,понимать место и роль Сибири в отечественной истории,иметь представление о развитии науки, техники, образования в Сибири.Университетский уровень иметь представление об истории, месте, роли Томского политехнического университета в научно-образовательном комплексе России, Сибири, знать традиции ТПУ, иметь навыки работы с историческими источниками и литературой, составления библиографии и историографического анализа. Задачи изложения и изучения дисциплины^ 1.2.1.В процессе чтения лекций лектору необходимо:-сформировать у студентов научное представление об основных этапах в развитии Отечественной истории, их хронологии, культурно-цивилизационной специфике становления и развития российского общества, месте и роли России в истории мировой цивилизации,-раскрыть основные философско-методологические проблемы, ключевые термины и понятия курса, сделать анализ важнейших событий истории России,-дать информацию о современном состоянии исторической науки, об основных дискуссионных проблемах отечественной истории,-раскрыть основные социо-культурные факторы развития техносферы российской цивилизации,-дать представление об истории Сибири, сибирской науки и техники, ТПУ и его месте в научно-образовательном комплексе России и региона,-использовать исторический материал для развития у студентов высоких гражданских и нравственных качеств, ценностного отношения к прошлому,-развить способности использования исторического материала, исторического подхода, анализа в гуманитарной, социальной, культурной практике студентов. ^ 1.2.2. В процессе проведения семинарских и индивидуальных занятий преподавателю необходимо:-закрепить знания, усвоенные студентами на лекциях и в процессе их самостоятельной работы,-организовать контроль самостоятельной работы студентов по усвоению основных теоретических положений исторической науки, фактов, понятий, терминов, имен исторических деятелей,-выработать у студентов умение использовать понятийный аппарат, знания, методы исторической науки при анализе событий, процессов прошлого и настоящего,-развить навыки анализа исторических источников и литературы, участия в дискуссиях, выступления с докладами и сообщениями.^ 1.2.3. В процессе самостоятельной познавательной деятельности студенту необходимо:освоить разделы рабочей программы, предназначенные для самостоятельного изучения,по желанию выполнить 1 или более индивидуальных заданий,выработать навыки историографического анализа и библиографического оформления путем написания реферативной работы.Календарный тематический план Тема курса Часов лекций Часов семинарских занятий Примечание второй семестр Методологическое введение к курсу «История России». (6 часов) 2 4 Индивидуальное задание Генезис Средневековой Российской цивилизации. Киевская Русь в 9-14 веках.(8 часов) 4 4 Контрольный тест Московское царство: государство и общество в 15-16 вв.(12 часов) 4 6 «Смутное время» в России. Утверждение новой династии у власти.(2 часа) 2 - Индивидуальное задание Российская империя в 18 - начале 20-вв. Достижения и проблемы модернизации российского традиционного общества.(12 часов) 6 6 Контрольная работа Коммунистическая революция в России. Советское общество: от создания до крушения. (10 часов) 6 4 Индивидуальное задание Посткоммунистическая Россия(6 часов) 4 2 Индивидуальное задание Всего за четвертый семестр 28 26 2. Содержание теоретического раздела дисциплины^ 2.1 Тематика лекций28 часовТема 1. Методологические аспекты исторического познания. Федеральный уровеньПредмет исторической науки. Историческое сознание. Проблемы методологии истории; соотношение политических, экономических, духовных факторов в истории; роль религии и религиозных представлений. Новые подходы к проблеме «человек в истории»; история повседневной жизни, образ жизни и нравы; политические лидеры, полководцы и реформаторы в истории. Социальная история, взаимодействие революций и реформ. Критерии познания истории; типы и формы цивилизаций. История России как неотъемлемая часть истории человечества. Основные закономерности и особенности мировой истории сквозь призму национальной российской истории. Воздействие русской истории на мировой процесс. Место и роль России, российской цивилизации и культуры в истории человечества.^ Региональный уровень Достижения и проблемы отечественного и мирового сибиреведения. Сибирские центры исторических исследований. Исторические научные школы в Сибири и Томске. ^ Университетский уровень Научные исследования кафедры истории и политологии ТПУ.Тема 2. Традиционное общество России в контексте древней и средневековой истории.Федеральный уровеньПроблема происхождения славян. Распад славянского единства. Этногенез восточных славян. Расселение восточных славян. Культура восточных славян. Проблемы социо- и политогенеза славян. Этнокультурные и социально-политичекские и экономические факторы становления русской государственности. «Норманская», «славянская» и другие концепции происхождения Киевской Руси. Социальный и политический строй древнерусского государства. Принятие христианства. Политическая децентрализация на Руси. Русь и Зорлотая Орда. Особенности формирования Русского централизованного государства. Московское государство в XVI-XVII вв.. Формирование традиционной русской культуры в IX-XVII вв.^ Региональный уровеньСибирь в древности. Присоединение Сибири. Развитие Сибири в XVI-XVIIвв.Университетский уровень Техносфера традиционного общества России.^ Тема 3. Россия в условиях становления индустриального общества (XVIII-начало XX вв.) Федеральный уровеньИндустриальный «вызов» Запада и традиционная Россия. Неизбежность модернизации России. Реформы Петра I и Екатерины II. Особенности общественно-политического, социально-экономического развития России в XVIII – первой половине XIX вв. Обострение проблемы модернизации в середине XIX в. Реформы Александра II и их последствия. Формирование «индустриальной реальности» в России. Особенности промышленной революции. Появление и развитие социальных слоёв индустриального общества. Расширение Российской империи. Общественные движения в эпоху раннего индустриализма. Развитие отечественной культуры. Реформы самодержавия. Революция 1905-1907 гг. Политические партии и их программы обновления государственного строя России. Государственная Дума и её деятельность в 1906-1916 гг. Участие России в Первой мировой войне. Революционный процесс в России в 1917 г. Приход к власти коммунистов.^ Региональный уровеньСибирь в составе Российской империи. Развитие Сибири в индустриальную эпоху.Университетский уровень Образование ТГУ и ТПУ. Формирование томских научных школ. Профессора и студенты ТТИ.^ Тема 4. Советская Россия (окт. 1917 – 1991 гг.) Федеральный уровеньСоздание советской государственности. В.И. Ленин – основатель Советского государства. Внутренняя политика советского правительства в 1917-1920 гг. Гражданская война в России. Сущность и противоречия НЭПа. Создание СССР. Социалистическая индустриализация. Радикальная перестройка сельского хозяйства. «Культурная революция» в СССР. Советская система и режим личной власти И.Сталина. Массовые репрессии. Внутренняя и внешняя политика правительства в 30-е гг. Великая Отечественная война, её итоги. Социально-экономическое и политическое развитие СССР во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Международное положение СССР после окончания Второй мировой войны. Реформы 50 - 80-х гг. и их последствия. Распад Советского Союза и мировой системы социализма.^ Региональный уровень Сибирь в период социалистического строительства. НТР и Сибирь.Университетский уровень Перестройка работы ТТИ в период строительства социализма. Советская власть и судьба ученых университета. Достижения политехников в XX веке.^ Тема 5. Посткоммунистическая Россия (1991 – 2009 гг.) Федеральный уровеньПровозглашение суверенитета Российской Федерации. Демонтаж советской системы и утверждение президентской республики. Конституционный процесс в постсоветской России. Политические партии и их программы обновления России. Политическая элита современной России. Федеральное собрание и его деятельность. Проблемы и трудности перехода к демократии и рыночной экономике. Внешняя политика Российской Федерации.^ Региональный уровень Место и роль Сибири в РФ. Сибирское общество в условиях перехода к демократии. Наука и образование в России и Сибири.Университетский уровеньПерестройка деятельности ТПУ в условиях демократических реформ. Рождение новых традиций. Научные школы ТПУ на рубеже веков. ТПУ в научно-образовательном комплексе России и Сибири.^ 2.2 основные понятия и терминыК теме 1Альтернативность в истории, антропогенез, геополитический фактор исторического развития, историческая закономерность, исторический анализ, исторический синтез, исторический источник, менталитет, методология истории, «микроистория», «новая социальная история», общественно-экономическая формация, причина и следствие, «психоистория», цивилизация, этногенез.К теме 2Аграрная цивилизация, бояре, Боярская дума, барщина, баскаки, вече, вира, вотчина, вервь, власть-собственность, воевода, государство, город, генезис, деспотия, дворяне, дань, двоеверие, династия, дружина, ереси, Золотая Орда, Земский Собор, земледелие, иосифляне, интервенция, Киевская Русь, князь, княжество, крепостное право, колонизация, каганат, казачество, кормление, «княжи мужи», крестово-купольный храм, Московия, монархия, монотеизм, «мир», местничество, натуральное хозяйство, нестяжатели, норманы, «норманская концепция», оброк, племя, поместье, политогенез, приказ, Православие, полюдье, «полки нового строя», ремесло, реципрокность, редистрибуция, род, рента, средневековье, сословие, самодержавие, соседская (территориальная) община, смерды, «смутное время», «славянская концепция», судебник, стрельцы, староверы, скотоводство, социогенез, традиционное общество, уезд, феодальное общество, феодальная раздробленность, холопы, шатровый стиль, язычество.К теме 3Абсолютизм, аграрный вопрос, большевики, бюрократия, великодержавный шовинизм, Временное правительство, Государственная дума, гражданское общество, декабристы, демократия, западники, земство, империя, индустриальное общество, колония, кадеты, либерализм, модернизация, меньшевики, мануфактура, народничество, национальный вопрос, областничество, октябристы, Просвещение, парламент, промышленная революция, реформа, революция, русификация, славянофилы, секуляризация, терроризм, товарное производство, фабрика, этатизм, эсеры. К теме 4«Белое дело», «Военный коммунизм», гражданская война, ГУЛАГ, декрет, диктатура пролетариата, диссиденты, «зелёные», конфискация, Коминтерн, коммунистическая партия, коммунизм, колхоз, коллективизация сельского хозяйства, «культурная революция», комбеды, «культ личности», маргиналы, мирное сосуществование, научно-техническая революция, национализация, новая экономическая политика (НЭП), пятилетка, продналог, продразвёрстка, продовольственная диктатура, правозащитное движение, «перестройка», радикализм, репрессии, режим личной власти, разрядка международной напряженности, разделение властей, республика, советы, Совет народных комиссаров, социалистический лагерь, совхоз, социалистическая индустриализация, совнархоз, стахановцы, Учредительное собрание, фашизм, федерация, «холодная война»К теме 5Приватизация, президентская республика, рыночная экономика, правовое государство, Федеральное Собрание.^ 3. содержание практического раздела дисциплины( 26 часов)Содержание практического раздела дисциплиныПрактические занятия посвящаются изучению наиболее сложных вопросов курса. Они проводятся в форме семинаров, в ходе которых происходит заслушивание докладов по вопросам, требующим изучения дополнительной литературы, обсуждение наиболее интересных вопросов, дискуссий, обсуждения индивидуальных и коллективных проектов, выполненных студентами. Для подготовки и организации работы на семинарских занятиях используются следующие материалы, подготовленные на кафедре: «Отечественная история: планы семинарских занятий и методические материалы к ним для студентов I курса всех факультетов». – Томск: изд-во ТПУ, 2008; Н.И.Гузарова, В.Н.Гузаров, Н.В.Трубникова. Методологическое введение к курсу «Отечественная история. Хрестоматия-практикум.- Томск: изд-во ТПУ, 2004; Н.И.Гузарова, В.Н.Гузаров. Традиционное общество России (IX-XVII вв). – Томск: изд-во ТПУ 2007; Отечественная история. Учебное пособие. Ч.1-2.- Томск: изд-во ТПУ, 2009; В.Н.Гузаров. Сборник тестов текущего контроля для студентов дневного отделения по дисциплине «Отечественная история».- Томск: изд-во ТПУ. На семинарских занятиях проводятся контрольные работы, используются проверочные тесты.Программа самостоятельной познавательной деятельности – 27 часов Подготовка к практическим занятиям Работа над теоретическими вопросами учебной программы Подготовка к выполнению самостоятельных работ Выполнение реферативных работ, индивидуальных и коллективных творческих проектов.^ 3.1 Тематика семинарских занятийТема 1. Методология истории. Историческая наука: достижения и проблемы.Формационная модель истории: исторический материализм К. Маркса и Ф.Энгельса.Культурно-цивилизационные модели истории.Выдающиеся русские историки и их труды.Тема 2. Социо-культурные факторы становления и развития древне-русского общества. Формирование древне-русского этноса.Переход от родовых отношений к социуму. Создание Киевского государства.Русские земли в XI-XII вв.Русь и Золотая Орда в XIII-XV вв.Тема 3. Складывание и развитие Московского государства. Причины возвышения Московского княжества.Складывание и укрепление институтов самодержавия.Социальная структура Московии.Жизнь и быт россиян в XV-XVII вв.Средневековая Россия в исторических портретах.Социально-политический кризис в Московском государстве в начале XVII в. Утверждение династии Романовых у власти.Тема 4. Проблемы модернизации России в 18 – начале 20 вв. Понятие модернизации в современной исторической литературе.Реформы Петра I и их место в российской модернизации.Политика «Просвещённого абсолютизма» Екатерины II.Становление «индустриальной реальности» в России. Создатели техники и их вклад в модернизацию страны.Социально-экономические и политические преобразования во второй половине XIX - начале XX вв.Проблемы и трудности развития «человека индустриального» в России.Российская империя – фактор модернизации?Тема 5. Складывание и развитие советского государства. Создание советского государства. Теория и практика большевизма в 1917 – 1920 гг.От НЭПа к первым пятилеткам. Строительство социализма в СССР.Режим личной власти: истоки, сущность, политическая практика.Советская власть и «техносфера».Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии.Литература по темамК теме 1. Литература обязательнаяФилософия истории: Антология. Учебное пособие.- М.:1995.Тойнби А.Д. Постижение истории. – М.: 1996..Блок М. Апология истории или ремесло историка. –М.:1986.Маркс К. К критике политической экономии.- Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения, том 1. –М.: 1970, с. 107-127.Литература дополнительнаяВыдающиеся историки России XVIII – XX вв. Методическое пособие.- М.:1995.Гречко П.К. Концептуальные модели истории: пособие для студентов.- М.: 1995.Ключевский В.О. Методология русской истории. - В кн.: Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти томах. Т.6.-М.: 1989, с.5 – 93.Методологические проблемы исторической науки. Методические материалы к семинарским занятиям.- Томск: 1996.Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - М.: 1996.Тайны истории. М. П. Погодин, Н. И. Костомаров, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский о пользе исторических знаний.- М.:1994.Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: 1992.Гузарова Н.И., В.Н.Гузаров, Н.В.Трубникова. Методологическое введение к курсу «Отечественная история».-Томск: изд-во ТПУ, 2004.К теме 2Литература обязательнаяПовесть временных лет. - В кн.: Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. Учебное пособие. -М.:1999, с.13-23. Русская правда. - В кн.: Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. - М.: 1999, с.4 – 8.Зуев М.Н. История России. – М.: ПРИОР, 2006.Гузарова Н.И., Гузаров В.Н. Традиционное общество России (IX – XVII вв).- Томск: ТПУ, 2007, с.1-73.К теме 3Литература обязательнаяСоборное уложение 1649 года. – В кн.: Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. –М.:1999, с.50-70.Гузарова Н.И., Гузаров В.Н. Традиционное общество России (IX – XVII вв).- Томск: ТПУ, 2007, с.1-73.Зуев М. Н. История России. Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2009.Фортунатов В.В. Отечественная история. Уч. пособие для технических вузов.- СПб: Питер, 2008.- 352 с.Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Орлов А.С., Сивохина Г.В. История России Учебник.- М.: Проспект, 2007.- 528 с. Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Орлов А.С., Сивохина Г.В. История России в схемах.- М: Проспект, 2009- 304 с.Жукова Л.В., Кацва Л.А. История России в датах. – М.: Проспект, 2009.- 320 с.Литература дополнительнаяГумилёв Л.Н. От Руси к России. – М.: Рольф, 2000.Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль, 1993.История России с древнейших времён до 1861 года: учебник. Под ред. Н. И. Павленко.- М.: изд-во Высшей школы, 2000.Ключевский В.О. Исторические портреты. – М.: изд-во «Правда», 1991.Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2006.Первое столетие освоения Сибири русскими. Новые документы: собрание сибирских грамот. – Томск: изд-во ТГУ, 1999.Рябцев Ю.С. История русской культуры: художественная жизнь и быт XI – XVII вв. –М.: 1991.К теме 4Литература обязательнаяИстория России в вопросах и ответах: учебное пособие. Составитель С.А. Кислицын. – Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 1999.История России: материалы к лекциям. Часть 1, 2 - Томск, изд-во ТПУ, 2008.Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М.: Высшая школа, 1993.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Культура и быт русского дворянства на рубеже 18—19 вв. – М: 2006.Реформы Александра II – М.: Юридическая лит-ра, 1998. Социальная история России. Век XIX: курс лекций. – М.: Союз, 1998.Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций.- М.: Высшая школа, 1997.Фёдоров В.А. История России. 1861-1917. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2000. Литература дополнительнаяАкишин М.С. Полицейское государство и сибирское общество. Эпоха Петра Великого. – Новосибирск: изд-во «Автор», 1996.Барышников М.Н. История делового мира России. – М.: Аспект-Пресс, 1994.Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван Киреевский. – М.: Высшая школа, 1995.Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. От Екатерины II до Александра II. – М.: Мысль, 1994.Интенберг Б.С. Российская интеллигенция и Запад: век XIX. Очерки. – М.: Наука, 1999.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ( XVIII – начало XIX вв.)- Спб.: «Искусство- СПБ», 1994.Предпринимательство и предприниматели России: от истоков до начала XX века. Под ред. А. К. Сорокина. – М.: РОССПЭН, 1997.Радзинский Э.С. Николай II: жизнь и смерть. – М.: Вагриус, 2000.Революционный радикализм в России: век XIX. М.: Археографический центр, 1997.Российские реформаторы (XIX – начало XX вв.). – М.: Международные отношения, 1995.Томский политехнический университет. 1896 – 1996. Исторический очерк. - Томск: ТПУ, 1996.К теме 5Литература обязательная:Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. – М.: Весь мир, 1998.Карр Э. История советской России. Кн. 1. ТТ. 1 – 2. «Большевистская революция 1917 – 1923 гг. – М.: Прогресс, 1990.Мунчаев Ш.М., Устинов В.М.. История России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2006.Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2-х тт. - М.: Российский гос. Гуманитарный университет, 1997.Социальная история России. Век XX: курс лекций. – М.: Союз, 1998.История России. 1917-1940. Хрестоматия. Под ред. М. Е. Главацкого. – Челябинск: Южно-Уральское кн. Изд-во, 1994.Хрестоматия по отечественной истории (1914 –1945 гг.).- М.: 1996.Хрестоматия по отечественной истории (1945 – 1995). –М.: 1996.Герасимов Г.И. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985-2008 гг. – М.: Ин-т общественного проектирования. Учебное пособие для вузов, 2008, - 408 с. Фортунатов В.В. Новейшая история России в лицах. 1917-2008 гг. – СПб: Питер, 2009, 288 с.Литература дополнительная:Волкогонов Д. Ленин. В 2-х тт. – М.: 1998.Другая война. 1939-1945. – М.: Российский гос. Гуманитарный университет, 1996.История советской политической цензуры: документы и комментарии. – М.: РОССПЭН, 1997.Кефели И.Ф. История науки и техники: учебное пособие. – Спб: изд-во БГТУ, 1995. Лишевский В.П. Очерки о деятелях российской науки и техники. – М.: Наука, 1999.Население Западной Сибири в XX веке.- Новосибирск: изд-во СО РАН, 1997.Пайпс Р. Россия при большевиках. – М.: РОССПЭН, 1997. Самсонов А.М. Вторая мировая война. – М.: Наука, 1989.Судьбы российского крестьянства. Под ред. Ю.Н.Афанасьева. – М.: Российский гос. Гуманитарный университет, 1996.Социально-демографические проблемы истории Сибири. XVII – XX вв.- Новосибирск: изд-во НГУ, 1996.Томский политехнический университет. 1896 – 1996. Исторический очерк.- Томск, изд-во ТПУ, 1996.Контрольные вопросы и тесты по темамК теме 1Предмет истории и методы её изучения.Какова роль концепции «вызова- ответа» А. Тойнби в познании истории?Какие научные школы в отечественной исторической науке Вам известны?В чем преимущества и в чем ограниченность «новой социальной истории»?Каковы основные цели использования психоанализа в исторических исследованиях?Какие из нижеприведённых понятий являются ключевыми для формационной (Ф) и культурно-цивилизационной (К) методологии?К Ф 1. Способ производства материальных благК Ф 2. «Вызов» природной средыК Ф 3. МенталитетК Ф 4. «Творческое меньшинство есть движущая сила в развитии цивилизацииК Ф 5. Классовая борьба есть движущая сила в развитии цивилизацииК Ф 6. «Универсальное государство» есть символ цивилизационного распада.Что объединяет нижеприведенные имена ученых: Н. Данилевский, А.Тойнби, М. Блок, Э. Тоффлер, О. Шпенглер, Л. Гумилев?А) все они – сторонники концепции «этногенеза»Б) все они – сторонники концепции «постиндустриального общества»В) все они относятся к критикам формационной модели историиГ) все они – сторонники культурно-цивилизационного подхода к изучению прошлого.К теме 2Каковы основные характеристики «традиционных обществ»?Каковы политические, социальные, ментальные особенности российского традиционного общества?Можно ли утверждать, что православное христианство стало культурно-цивилизационным фундаментом российского средневекового общества?В чем специфика этногенеза русского народа?Насколько закономерным являлся распад Киевской Руси? Каковы причины распада Киевского государства?Какие оценки роли монгольского фактора в истории Руси существуют в исторической литературе? Какая из них представляется Вам наиболее убедительной и почему?Можно ли утверждать, что Московское государство находилось в континуитетной связи с Киевской Русью? Восприняла ли Московская Русь основные традиции древнерусского государства?Какое влияние на развитие «техносферы» российского средневекового общества оказывал менталитет людей?Смерды в X- XI вв. это:А) рабы Б) свободные крестьяне-общинники В) крепостные крестьяне Г) дворовые слугиЗаконодательная власть в Новгородской феодальной республике принадлежала:А) вече Б) князю В) посаднику Г)архиепископу11.Древнерусская культура в X-XIII вв. находилась под сильным влиянием:А) хазар-иудеев Б) варягов-язычников В)мусульман Г) православных грековФорма крупного феодального землевладения в России X-XIV вв:А) поместье Б)кормление В) вотчина Г) полюдьеДля всего периода средневековой Руси характерно наличие:А) холопов Б) крепостного права В) самодержавия Г) крестьянской общиныЗемский собор – этоА) ранний российский парламент Б) вечевое собрание В) сословно-представительный органК теме 3Какой смысл в понятие «модернизация» вкладывают западные и отечественные историки?Сложились ли в России предпосылки модернизации к началу петровских преобразований? Если да, то какие?Каково соотношение «модернизационных» и «традиционных» начал в политике Петра I и Екатерины II?Какие изменения в социальной жизни России наметились на ранних этапах модернизации?Какие технические новшества появились в России в XVIII – XIX вв.?В чем особенности российского абсолютизма?Каковы особенности промышленной революции в России?Какие изменения в жизнь и быт россиян принесла индустриальная цивилизация?Какие изменения и почему произошли в социальной жизни России во второй половине XIX – начале XX вв.?Какие изменения и почему произошли в политической жизни России во второй половине XIX –начале XX вв.?В XVIII в. в России был открыт А) Томский технологический институт Б) Казанский университет В) Царскосельский лицей Г) Институт благородных девиц12.Техническая сторона промышленной революции состояла в А) появлении технической интеллигенцииБ) разложении крепостнического строяВ) появлении капиталистических мануфактурГ) появлении капиталистических фабрик, оснащенных паровым двигателемКрестьянская реформа 1861 годаА) разрушила крестьянскую общинуБ) поощряла выселение крестьян на хутораВ) предоставила крестьянам личную свободу за большой выкупГ) сохранила поземельную зависимость крестьян от помещика«серебряным веком» русской культуры считается время А) возникновения русского театраБ) Расцвета русской классической музыкиВ) господства классицизма в литературеГ) протеста некоторой части художественной интеллигенции против основных принципов реалистического искусства.К теме 4Каковы основные принципы советской политической системы?Почему коммунисты перешли к НЭПу? В чем состояли основные идеи НЭПа?Можно ли утверждать, что коммунисты построили государство «диктатуры пролетариата»?Почему в рамках советской политической системы стал возможным режим личной диктатуры, репрессии?Каковы итоги и «цена» социалистических преобразований в России?Каковы судьба технической интеллигенции в советской России?Каковы причины поражений Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны?Дайте характеристику советского менталитета?Какой характер носила критика Хрущевым сталинизма?Каковы причины обострения кризисных явлений в экономике СССР во второй половине XX в.?Назовите выдающиеся изобретения советских ученых и инженеров во второй половине XX в.?Назовите наиболее значимые попытки реформирования советской политической и экономической системы во второй половине XX в.?Какие процессы вне- и внутри СССР способствовали «размыванию» коммунистической идеологии и росту диссидентского движения?Каковы основные причины и идеи «перестройки»? Одна из основных задач диктатуры пролетариатаА) свобода предпринимательства Б) предоставление всему населению гражданских свободВ) подавление эксплуататорских классовГ) предоставление равных политических прав16.Политический кризис советской власти весной 1921 г. был результатомА) политики «военного коммунизма»Б) поражения России в Первой мировой войнеВ) иностранной интервенцииГ) НЭПаПисатели, мастера сатиры, проявившие себя в годы НЭПаА) И. Ильф, Е. Петров, М. ЗощенкоБ) Б. Пастернак, М. Булгаков, О. МандельштамВ) А. Ахматова, М. Цветаева, О. БерггольцВ годы первой пятилетки были построены и начали работуА) Братская ГЭС, Каскад ГЭС на ВолгеБ) Камский и Волжский автозаводы, нефтепровод «Дружба»В) Путиловский завод, синдикаты «Продамет», «Продуголь»Г) Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты.Литературное произведение, не допущенное в печать в годы брежневского руководства и опубликованные во время «перестройки»А) «Тихий Дон» М. ШолоховаБ) «Жизнь и судьба» В. ГроссманаВ) «Волоколамское шоссе» А. БекаГ) «Последний поклон» В. АстафьеваВыдающийся ученый и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мираА) А. Ф. ИоффеБ) П.Л. КапицаВ) А. Д. СахаровГ) С. П. КоролёвК теме 5Каковы причины распада КПСС и СССР?Каковы основы Конституции РФ 1993 г.?Каковы цели и направления реформ в РФ в 90-е гг. XX в.?Высшим законодательным органом РФ являетсяА) Съезд народных депутатовБ) Федеральное СобраниеВ) Президент РФПо реформе Е. Гайдара в 1992 г. началасьА) либерализация ценБ) антиалкогольная компанияВ) госприемка на предприятияхГ) купля-продажа земли5.Тематика докладов, рефератов, творческих проектов5.1. Тематика докладов :К теме 1История России в концепции А. Тойнби.Концепция этногенеза Л. Н. ГумилёваВыдающиеся русские историки и их труды.К теме 2Русь языческая.Как бы