Р абочая программа учебной Ф ТПУ 7.1 -21/01 дисциплины УТВЕРЖДАЮ Декан Гуманитарного факультета ____________ В.Г. Рубанов ____________ 2009 г.Этикет и этика деловых отношенийРабочая программа по факультативному курсу для студентов специальности 032301 «Регионоведение»Факультет: Гуманитарный ГФ Обеспечивающая кафедра: Истории и регионоведения Курс: 4 Семестр: 8Учебный план набора 2008 года^ Распределение учебного времени:Лекции 20 часов Практические занятия 8 часовВсего аудиторных занятий 28 часов Самостоятельная (внеаудиторная) работа 4 часа^ Общая трудоемкость 32 часаЗачет в 8 семестреТомск 2009Предисловие1. Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО по специальности 032301 «Регионоведение, утвержденного 14 марта 2000 г.2. Разработчик (и): старший преподаватель кафедры истории и регионоведения Т.А. Спиченко 3. Зав. обеспечивающей кафедрой истории и регионоведения Н.В. Трубникова4 . Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с факультетом, СОТВЕТСТВУЕТ действующему плану.Зав. выпускающей кафедрой Н.В. ТрубниковаАннотацияЭтикет и этика деловых отношений 032301(С)Кафедра ИСТ ГФ Ст.преподаватель Спиченко Татьяна Андреевна Тел. (3822) 56-34-02Цель: формирование у студентов знаний о специфике делового общения, этических проблемах и нормах профессиональной деятельности, условиях эффективной деловой коммуникации, особенностях этикета в различных бизнес-культурах.Содержание: основные этические аспекты профессиональной коммуникации; структура, виды, формы, социально-психологические характеристики делового общения; этические принципы и нормы взаимодействия субъектов в совместной деятельности; возможные препятствия и способы их преодоления в процессе делового общения. этикетные модели поведения в деловом общении.^ Ключевые слова и термины: этика, мораль, общение, деловая коммуникация, прикладная этика, ситуативная этика, стратегия поведения в конфликте, этикет, этический кодекс, барьеры в деловом общении, психология деловой коммуникации.Курс 4 (8 семестр – зачет) Всего часов – 32 (Лк – 20 часов, практ. занятия – 8 часов, сам. работа – 4 часа).^ Цели и задачи учебной дисциплиныЦели преподавания дисциплиныСтудент должен: - усвоить базисные знания о сущности деловой профессиональной этики; - систематизировать представления о принципах, правилах и нормах делового взаимодействия партнеров в сфере профессиональной деятельности, типах партнерских отношений; - овладеть навыками учета личностных и ситуативных особенностей для продуктивного общения в профессиональной сфере; - расширить арсенал средств общения – вербальных и невербальных; - уметь анализировать проблемы и знать нормы деловой этики в различных профессиональных средах (политика, международное сотрудничество, бизнес, наука, журналистика, консалтинг, др.); - развить умения по преобразованию и разрешению межличностных конфликтов в профессиональной сфере; - углубить представления о правилах и нормах делового этикета, организации официальных мероприятий (приемов, презентаций и т.д.) с учетом социокультурных особенностей и традиций стран региона специализации – СВА.^ Задачи изложения и изучения дисциплиныВ процессе чтения лекций лектору необходимо:- дать знания о морали, как особом регуляторе человеческих взаимоотношений, о становлении и основных этапах развития этики; - сформировать у студентов представления о специфике делового общения, о его структуре, основных закономерностях, проблемах и условиях эффективности профессиональной коммуникации; - познакомить студентов с психологическими аспектами делового общения, основными стратегиями разрешения конфликтов; - использовать имеющиеся у студентов знания в области истории и культуры изучаемой ими страны для выявления особенностей бизнес-культуры и делового этикета Китая, Кореи, Японии с целью возможного использования знаний в практической профессиональной деятельности.^ В процессе проведения практических занятий преподавателю необходимо: - закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов; - организовать контроль самостоятельной работы; - вырабатывать у студентов умения и навыки работы с источниками, способностей к ее анализу; - использовать материал курса для развития у студентов навыков компетентного делового общения с учетом современных требований и этических норм путем проведения тренингов, тестирования, деловых игр.^ В процессе самостоятельной познавательной деятельности студенту необходимо: - подобрать необходимую литературу и источники и подготовить реферативное сочинение по предлагаемой лектором тематике или по своему желанию. Тема должна быть связана либо с этическими проблемами той или иной сферы профессиональной деятельности (журналистика, педагогика, дипломатия, наука, связи с общественностью, консалтинг, переводческая деятельность, менеджмент, др.), либо с особенностью этических норм и требований этикета в изучаемой стране. ^ 2. Содержание теоретического раздела дисциплины Тематика лекций. (20 часов)Тема 1. Введение. Этика как наука и явление духовной культуры (4 часа) Этика как наука: ее предмет, круг проблем и назначение. Этика как «практическая философия». Понятия «нравственность», «мораль», их характеристики. Основные этапы развития этики. Основные категории этики (добро, зло, ответственность, долг, достоинство, честь, совесть, справедливость и т.д.). Этика как явление духовной культуры. Специфика нравственной регуляции общественных отношений. Общество и мораль: нормы, предписания, императивы, образцы морального долженствования. Изменчивое и устойчивое в морали. Мораль и нравы. Нравственные регулятивы и поведение личности. Уровни нравственного сознания (доморальный, конвенциональный, автономный). Суверенность, рефлексивность нравственного сознания. Этические аспекты профессиональной деятельности.^ Тема 2. Общение в профессиональной сфере (4 часа) Понятие общения. Актуальные проблемы межличностного общения. Особенности делового общения. Структура межличностного общения. а) коммуникативный аспект общения в профессиональной сфере. Общение как обмен информацией. Типы информации. Человек как источник информации. Модель коммуникативного процесса. Искажение информации. Взаимопонимание как основа коммуникации. Уровни понимания. Коммуникативные барьеры в ситуациях общения. Идентификация и рефлексия как механизмы взаимопонимания. б) перцептивный аспект общения в профессиональной сфере. Общение как восприятие (перцепция) людьми друг друга. Детерминанты межличностного восприятия. Эталоны и стереотипы восприятия. “Эффекты” восприятия: эффект ореола (галоэффект), эффект края (первичности и недавности), эффект бумеранга, эффект стереотипизации. Межличностная аттракция (эмоции, симпатии-антипатии, сопереживание) в официально-деловых контактах. Социальные экспектации, их роль в деловом общении. Гласные (формальные) и негласные (неформальные) экспектации. Проблема точности межличностного восприятия в процессе общения. в) интерактивный аспект общения в профессиональной сфере Общение как взаимодействие партнеров. Позиции в общении. Стили и формы взаимодействий. Манипуляции в общении. Защита от манипуляций. Типы взаимодействий: кооперация, конкуренция. ^ Тема 3. Психология делового общения. (2 часа) Индивидуальные особенности личности и их проявление в деловом общении. Типы темперамента и их признаки. Характер и воля. Способности как важное условие успеха в профессиональной деятельности. Виды способностей и их развитие. Эмоции и чувства.^ Тема 4. Средства общения в профессиональной сфере (2 часа) Вербальные (речевые) и невербальные средства общения. Речевые средства убеждения, способы воздействия на партнера. Барьеры речи. Невербалистика – наука о неречевых средствах общения. Оптико-кинетические, паралингвистические, экстралингвистические системы знаков, визуальное общение. Контекст общения. Социальная дистанция. Организация пространства общения. Территории и зоны делового общения.^ Тема 5. Профессионально-этическая компонента в деятельности специалиста. (2 часа) Понятия прикладной и профессиональной этики, их содержание и значение. Профессиональная мораль. Профессиональные кодексы как способы закрепления стандартов профессионального поведения. Функции профессиональной этики, ее категории, принципы, нормы. Этика служебных взаимоотношений. Профессионально-нравственные требования к специалистам. Проблема кодификации норм профессионального поведения.^ Тема 6. Конфликты в профессиональной сфере и управленческая этика (2 часа) Конфликты в деловых отношениях, их причины и разновидности. Структура конфликта. Объективная и субъективная составляющая конфликтов. Коэффициент конфликтности отношений. Динамика конфликта. Кумулятивный характер конфликта. Основные модели конфликта. Способы разрешения конфликтов: уклонение от противоречия, «сглаживание», компромисс, конфронтация, подавление (принуждение). Процедурные аспекты регулирования конфликтов: примирение, посредничество, арбитраж. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Возможности управления конфликтной ситуацией. Предупреждение конфликтов в латентной стадии. Средства предотвращения конфликтов и методы кризисного управления (информационный, коммуникативный, социально-психологический, организационный). Управленческая и корпоративная этика в условиях конфликта. Современные нормы и эталоны управленческого взаимодействия.^ Тема 7. Социокультурные и национальные (страновые) особенности делового общения (2 часа) Общая характеристика поведения и деловых качеств представителей различных культур: европейской, конфуцианской, исламской и т.д. Особенности деловых контактов народов мира. Значимость учета социо-культурной специфики партнеров для повышения эффективности делового сотрудничества. Проблемы профессиональной этики в современной России. ^ Тема 8. Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности (2 часа) Официальные мероприятия в системе деловых контактов. Организация приемов и презентаций. Искусство проведения переговоров. Деловая и светская беседа. Телефонные разговоры. Мастерство публичных выступлений. Культура деловых споров и дискуссий. Искусство письма (деловая переписка). Визитная карточка, ее роль в деловом общении. Деловой подарок. Застолье в системе делового общения (деловой завтрак, деловой ужин, фуршет и т.д.): этикетные нормы и предписания.^ Основные понятия и термины Этика, мораль, нравственность, добро, справедливость, долг, «золотое правило нравственности, образцы должествования, прикладная этика, ситуативная этика, эмпатия, перцепция, невербалистика, темперамент, конфликт, моральные кодексы, рамочные условия, этикет, деловое общение, профессиональная коммуникация, уровни нравственного сознания., технологии общения.^ 3. Содержание практического раздела дисциплиныТема 1. Психология делового общения. (2 часа) а) выполнение теста Айзенка на определение типа темперамента с последующим обсуждением итогов; б) психологическая самодиагностика с помощью тестов на определение уровня коммуникативных навыков и способностей, развитость волевых качеств, выбора стратегии поведения в конфликте.^ Тема 2. Этические проблемы в профессиональной деятельности. (2 часа) а) основные проблемы межличностного общения; б) по выбору студентов – этические проблемы в различных видах деловой коммуникации и в разных профессиональных средах (науке, педагогике, бизнесе, менеджменте, журналистике, дипломатии, др.)^ Тема 3. Семинар-конференция: «Культурные основания профессионального общения» (4 часа) Подведение итогов обучения в форме защиты реферативных работ студентами и их обсуждения.^ 4. Программа самостоятельной познавательной деятельности (4 часа)Она включает в себя: а) подбор литературы и написание реферата. (4 внеаудиторных часа). Защита реферата происходит на итоговом семинаре; б) подготовка к семинару (тема 2)Примерная тематика рефератов, докладов, дискуссий Человек – существо моральное? Особенности нравственной регуляции общественных отношений. Этические учения в истории философской мысли. Основные концепции возникновения морали. Религиозные системы морали. Нравственная ситуация в современном мире. Проблема общения в истории человеческой мысли. Способы преодоления коммуникативных барьеров. Стереотипы, их роль в процессе общения. Самоподача в процессе профессионального общения. Проблема точности восприятия в процессе общения. Способы влияния на партнера в профессиональном общении. Визуальное общение, его функции. Организация пространства общения. Проблема интерпретации невербальных средств общения. Речевые способы воздействия на партнера. Психологические аспекты в деловой коммуникации. Международные и национальные професссиональные кодексы и их значение. Этические принципы профессиональной деятельности. Этические нормы профессиональной деятельности. Этические проблемы современной науки. Основные этические принципы и проблемы международного бизнес-сообщества. Деловая беседа как форма делового общения. Переговоры как форма делового общения. Собрания, совещания как форма профессионального общения. Культура деловых споров и дискуссий. Условия и факторы конструктивного разрешения деловых конфликтов. Медиаторство как способ урегулирования конфликтов. Типология конфликтных личностей. Стратегии и тактики поведения в конфликте. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях. Информационный подход к изучению и урегулированию конфликтов. Понятие прикладной этики и ее структура. Проблема предупреждения конфликтов. Управленческая и корпоративная этика в условиях конфликта. Проблема управления конфликтом. Этические аспекты в деятельности конфликтолога по урегулированию конфликтов. Этикет приветствий, представлений, прощаний. Телефонный разговор: правила и нормы. Деловой подарок. Визитная карточка, ее значение в деловом общении. Деловое застолье: этикетные нормы и предписания. Деловое общение в европейских странах (по выбору). Особенности делового общения в арабских странах (по выбору). Принципы и особенности делового общения в дальневосточном регионе. Китайский деловой этикет. Деловой этикет Южной Кореи. Деловой этикет японцев. Проблемы этики бизнеса и делового общения в России.^ 5. Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплиныКонтроль изучения дисциплины включает в себя: а) тестовые и контрольные вопросы, предлагаемые студентам в течение семестра. Цель такого контроля заключается в анализе текущей успеваемости, выведении контрольной точки при рейтинговой системе, корректировке работы преподавателя. Студентам предлагается группа вопросов или тестов, на которые даются письменные ответы; б) зачет, проводится в устной форме. При оценке учитывается работа студента на практических занятиях.^ Требования к зачету: знание теоретических основ курса, понимание основных проблем этики делового общения, выполнение всех предусматриваемых планом работ.Примерные вопросы для зачета Этика как наука и явление духовной культуры. Круг проблем этики. Этика как «практическая философия». Специфика нравственной регуляции профессиональных отношений. Общение в профессиональной сфере, его функции и цели. Средства профессионального общения. Вербальные средства профессионального общения. Невербальные средства профессионального общения, проблема их интерпретиции. Проблема искажения информации в деловой коммуникации. Коммуникативные барьеры общения, способы их преодоления. Механизмы взаимопонимания в профессиональном общении (идентификация, эмпатия, рефлексия). Перцептивный аспект общения в профессиональной сфере. Способы влияния на партнера в общении. Проблема точности межличностного восприятия. Ошибки («эффекты») восприятия делового партнера. Экспектации и их роль в профессиональном общении. Интерактивный аспект общения (общение как взаимодействие). Стили общения в профессиональной сфере. Манипуляции в общении, их основные типы. Защита от манипуляций. Контрманипуляция. Конфликты в профессиональной сфере, их причины и разновидности. Типология конфликтных личностей. Структура и динамика конфликта. Способы разрешения конфликтов. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Проблема предупреждения конфликтов. Прикладная этика, ее структура и функции. Проблема предупреждения конфликтов. Управленческая и корпоративная этика в условиях конфликта. Проблема управления конфликтом. Этические аспекты в деятельности конфликтолога по урегулированию конфликтов. Проблемы корпоративной этики. Кодексы профессиональной этики: история происхождения и значение. Корпоративная культура и традиции. Этические проблемы конкурентных взаимоотношений. Этические проблемы в сфере международного сотрудничества. Этические требования к деятельности журналиста (педагога). Этнокультурные особенности деловых контактов. «Протокол» делового общения: принципы, нормы, эталоны. Организация приемов и презентаций. Деловая беседа. Речевой этикет в профессиональном общении. Телефонный разговор: правила и нормы. Культура деловых споров и дискуссий. Деловая переписка. Одежда деловых людей. Визитная карточка, ее значение в деловом общении. Этика бизнеса в России: проблемы и перспективы. Примеры вопросов для самопроверкиКаковы особенности этики как науки? Охарактеризуйте этическую проблематику. Обоснуйте взаимосвязь этики и философии. Что такое «добро», «зло», «нравственность», «мораль» и т.д.? Дайте определение общения, назовите его функции. Какова структура общения? Что такое коммуникативные барьеры? Какова роль восприятия в процессе общения? Охарактеризуйте общение как взаимодействие партнеров. Назовите особенности общения в профессиональной сфере. Охарактеризуйте речевые средства убеждения партнера. Назовите барьеры речи и способы их преодоления. Что представляет собой невербалистика? Назовите территории и зоны общения. Охарактеризуйте подходы к природе и сущности конфликта. Назовите причины и виды конфликтов в деловой сфере. Какова структура конфликта? Назовите основные этапы динамики конфликта. Какие стили поведения в конфликте вам известны? Можно ли управлять конфликтом? Что такое корпоративная этика? Каковы средства предотвращения конфликтов? Обозначьте механизм влияния культурных традиций на деловые контакты народов мира. Сравните деловое общение в различных странах и выделите общее и особенное в них. Что представляет собой современная ситуация в России с точки зрения этики делового общения? Предложите свои варианты развития этики бизнеса в России. Назовите основные принципы делового общения. Каковы функции визитной карточки в деловом мире? Какие виды деловых приемов вы знаете? Что представляет собой деловой подарок? Вспомните основные правила делового застолья.^ Образцы заданий, тестов, упражнений для текущего контроля знаний студентов1. Кто из философов говорил: «Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера». а) Гегель б) И. Кант в) Платон2.Чьи это слова: «Жесты подобны языку тела, который понимают даже дикари и варвары»: а) Аристотеля б) Ч. Дарвина в) Цицерона3. Назовите основные нравственные заповеди, имеющие общечеловеческое значение. Сформулируйте «золотое правило» нравственности.4. Какой стиль руководства сочетает в себе ситуативное планирование, ориентацию на задачу и на людей? а) авторитарный б) демократический в) либеральный 5. Диагностируйте следующий конфликт (определите объект, предмет конфликта, его разновидность, оппонентов, их ранги, уровень развития, стратегии и тактики поведения участников конфликта, предложите модели разрешения): «Инженер обратился к непосредственному начальнику с заявлением разрешить ему уйти в отпуск на 2 недели раньше, чем положено по графику: на работе дел немного, а дома – ремонт. Начальник не подписал заявление, сказав: «Пойдете по графику». Подчиненный обратился к директору и тот подписал заявление. Когда инженер вернулся из отпуска, начальник, придравшись к чему-то, лишил его премии. Инженер подал заявление в конфликтную комиссию, оспаривая наказание». 6.Согласно правилам современного этикета, молодой человек первым здоровается с женщинами и со старшими по возрасту и по положению. Если предполагается рукопожатие, кому принадлежит инициатива? 7. Согласно правилам этикета, мужчина, идя по лестнице с дамой, должен всегда находиться на 1-2 ступени ниже ее (поднимаясь по лестнице – он идет позади нее, спускаясь – он идет впереди нее). Распространяется ли это правило на мужчину-начальника и его спутницу- секретаря в служебной обстановке?8. На какое место в автомобиле Вы посадите своего гостя – делового партнера? Какое место считается наиболее почетным? а) переднее сиденье, рядом с водителем б) заднее слева сиденье (за водителем) в) заднее справа по ходу автомобиля Правильный ответ – в)9. Телефонный звонок: Алло, кто это? Мне нужен Андрей Иванович. Здравствуйте, Андрея Ивановича сейчас нет. Что ему передать? Ничего… (положили трубку) Звонивший грубо нарушил правила общения по телефону. Назовите эти нарушения. Исправьте ошибки (если они есть): 10. Опираясь на полученные знания, а также личный опыт пребывания в Китае (Корее, Японии), составьте памятку для собирающегося в страну из 5 (10) «нельзя», которая помогла бы ему в выстраивании деловых контактов.^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплиныЛитература основная Егоршин А.П., Распопов В.П., Шашкова Н.В. Этика деловых отношений: учебное пособие для вузов. –Н.Новгород: НИ МБ, 2008. – 400 с Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 368 с. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира: этнопсихологический аспект. – М.: Диалог культур, 2006. – 304 с. Михалькевич Г.Н. Этикет международного общения. Учебное пособие. –М.: Книжный дом, 2004. – 272с. Романова Н.П., Багин В.В., Романова И.В. Деловой этикет на Востоке. Настольная книга бизнесмена. Китай. Республика Корея. Япония. Учебное пособие. – М.:Восток Запад, 2005. – 295с. Этика деловых отношений: учебник. В.К.Борисов, др. – М.: Форум, 2006. – 176с.Литература дополнительная Андреев В. Современный этикет и русская традиция. М.: Вече, 2005. – 399с. Архангельская М.О. Бизнес–этикет, или игра по правилам. М.: ЭКСМО, 2002. – 160с. Баева О.Б. Ораторское искусство и деловое общение. Уч. пособие. М.: Новое знание, 2003. – 368 с. Ботавина Р.Н.Этика деловых отношений: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208 с. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М., 1994. – 176 с. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. – Ростов/Д.: «Феникс», 1995. – 512 с. Все о бизнесе в Китае: уч.пособие под ред. Ю.Воронова, др. – СПб.: Питер, 2008. – 156 с. Габрусенко Т.В. Эти непонятные корейцы. – М.: Муравей, 2003. – 295 с. Гусейнов А.А., Ирлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. – 376 с. Деловой этикет: К.: «Альтерпрес», 1998. – 320 с. Деловой этикет и культура общения специалистов. / Уч. пос. – Воронеж: ВГАХ, 1998. – 116 с. Дульзон А.А., Васильева О.М. Прикладная этика. Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: учебное пособие и практикум. Мн.: НТООО «Тетрасистемс», 1997. – 320 с. Золотая книга хорошего тона / пер. с франц. – Смоленск: Русич, 1999. – 368 с. Люис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимпониманию. М.: Дело, 1999. – 440 с. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 250 с. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: ОСВ-89, 2002. – 512 с. Кузнецов И.Н. Современный этикет. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К «, 2004. – 496 с. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша Н.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПБ.: Питер, 2001. – 554 с. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. – Ростов/Д.: «Феникс», 2000. –416 с. Литвин А.Н. Деловой этикет. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. – 224 с. Мосеев Р. Как вести дела на Востоке. О некоторых особенностях восточной предпринимательской психологии и этики. – Азия и Африка сегодня, 2001, № 2. Московцев Н, Шевченко С. Бизнес по-русски, бизнес по-американски. – СПб.: Питер, 2003. – 352с. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание, 2001. – 496 с. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. – М.: Логос, 2002. – 270 с. Политическая и экономическая этика (пер. с нем.). – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 368с. Попова Ж.Г. Межнациональные особенности ведения деловых переговоров. Социокультурный аспект. – Менеджмент в России и за рубежом, 2003, № 1, с.117–122. Скворцова В.Н. Межличностное общение. Учеб. пособие. – Томск: изд. ТПУ, 1998. – 120 с. Скворцова В.Н. Этика делового общения. Учеб. пособие. – Томск: изд. ТПУ, 2003. – 120 с. Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения / Пособие и словарь- справочник. – М.: КУбК-а, 1997. – 192 с. Сухарев В. Этика и психология делового человека. – М.: Агентство «Фаир», 1997. – 400 с. Тимченко Н.М. Тайны успеха делового общения. – СПБ.: СПб. ГУП, 1995. – 255с. Тумаркин П.С. Жесты и мимика в общении японцев: Лингвострановедческий словарь-справочник. – М.: Русский язык Медиа, 2005. – 165с. Уткин Э.А. Этика бизнеса. – М.: Зерцало, 1998. – 256 с. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. – Мн.: Амалфея, 1997. – 384 с. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 128 с. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: Культура и спорт, 1994. – 319 с. Энциклопедия хороших манер / Составитель В.Пивовар. – СПб.: «Диамант», ООО «Золотой век», 1996. – 512 с. Ягер Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. Пер. с англ. – М., 1994. – 284 с. Рейтинг-план по дисциплинеЭтикет и этика деловых отношенийМаксимальное количество баллов – 1000 баллов Необходимо для зачета – 750 баллов Темы лекций баллы Темы семинаров баллы Самостоятельная работа баллы 1 Вводная. Этика как наука 40 2. Общение в профессиональной сфере 40 Психология делового общения 50 3. Средства деловой коммуникации 20 Этические проблемы профессиональной деятельности 100 4. Психология делового общения 20 Индивидуальные домашние задания 250 5. Конфликты и стратегии их преодоления 20 Семинар-конференция 100 6. Профессионально-этическая компонента 20 7. Социально-культурные и национальные особенности ДО 20 Подготовка и защита реферата 300 8. Деловой этикет 20 Всего: 200 250 550 Всего: 1000 балловСт. преподаватель Спиченко Т.А. Зав. кафедрой Трубникова Н.В.