Реферат по предмету "Разное"


Автор -составитель программы Минюшев Ф. И. дфн, профессор. I. Организационно методический раздел

Социальная антропология ОПД. Ф.07Автор –составитель программы Минюшев Ф.И. дфн, профессор.I.Организационно - методический раздел. 1.Цель курса. Курс «Социальная антропология» предназначен для студентов социологического факультета, прослушавших курсы по философии, культурологии, истории социологии и социологии духовной жизни. Целью курса является обучение студентов современному знанию о причинно-следственных связях в системе «общество, культура и личность». 2.Задачи курса. Курс призван обучить студентов умению анализировать актуальные цивилизационные, социокультурные и экзистенциальныепроцессы, идущие как в Российском обществе, так и в мире. 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Курс вооружает студентов знаниями и умениями по исследованию культурно – антропологических процессов с применением всех социологических процедур. 4.Требования к уровню освоения содержания курса. Студент, изучивший курс, обязан понимать и знать на профессиональном уровне проблемы фундаментальных и актуальных социальноантропологическиъх процессов в стране, уметь применять методы разрешения социокультурных и экзистенциальных проблем.. II Содержание курса. 1.Разделы курса. Структура курса : Введение в курс», «Социальное бытие культуры» и «Бытие человека в культуре». 2.Темы и краткое содержание. Раздел 1. Введение в курс. Тема 1.Социальная антропология как исследовательская и учебная дисциплина. Традиции в изучении существования человека в обществе : европейский, американский и отечественный опыт. Проблемное поле социальной антропологии. Исходные категории : человек и его личность, культура и общество. Антропологическое, философское и социологическое понимание природы культуры; функции культуры. Познавательные парадигмы. Соотношение социальной антропологии с философской антропологией, социологией, социальной психологией и психологией. Принципы организации содержания курса.^ Л и т е р а т у р а Добреньков В.И.,Кравченко А.И. Социальная антропология.М.2005, гл.1. Воронкова Л.П. Культурная антропология как наука.М.,1977.Гуревич П.С. Философская антропология. М.,1977.Гл.1.Емельянов Ю.Н. Основы культурантропологии. СПб.,1994.Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987. Kottak C.P. Cultural antropology. New York, 1991.Chapter 1.Культурная антропология. СПб ГУ,1986.Разд.1.Минюшев Ф.И. Социальная антропология;учебное пособие. М.,1997,2004,2009. Тема1. Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Социальная антропология в ХХ веке»./Минюшев Ф.И. Социальная антропология.М.2009.Введение.Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,1994. Резник Ю.М. Введение в изучение социальной антропологии. М.,1997. Социальная антропология в вузе. Сборник учебно-методических материалов. /Отв. ред. Ю. М. Резник. М.,1997. Социокультурное исследование. М.,1994. Гл.1,2.Человек и общество. \ Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе.Раздел: Социальная антропология.Т.3; с.711-741.М.2003. Человек и современный мир.М.2002.Раздел 2.Феномен существования. с.183-220Тема 2.Познавательные парадигмы социальной (культурной) антропологии Научная парадигма : понятие, функции, структура (Т.Кун).Модели понимания и интерпретации наблюдаемых явлений и процессов: : диалектическая,структурно-функциональная,феноменологическая,структуралистская,инвайроментальная. Методы: этнографический, биографический, визуальной антропологии, метод case-study. Индекс человеческого развития; место России в мировом сообществе.Литература Добреньков В.И.,Кравченко А.И. Социальная антропология.М.2005.Гл.1.1.2. Кун Т. Структура научных революций.М.1977 Медков В.М.Индекс человеческого развития./Человек и современный мир.М.2002.Раздел 2.с.241-258 Минюшев Ф.И. Социальная антропология.М.2009.гл.2 Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.ВА.Антропология.Из-дв МГУ.2002.гл.5.Тема 3. Антропосоциогенез. Вехи исторической и культурной эволюции человека.4часа.Тема 3. Антропосоциогенез.Эволюционизм и креационизм о происхождении человека. Физическая,социальная и культурная эволюция человека и становление общества в истории. Современные научные представления о морфологической и социальной эволюции первобытного человека; мифологические и религиозные представления о происхождении человека. Факторы становления современного человека. Гипотезы о возникновении и развитии сознания. Понятие «менталитет».Исторические формы сознания. Основные позиции в объяснении природы человека : античность (Платон и Аристотель), Немецкая классическая философия (Гегель, Фейербах, Дильтей), французский материализм (Руссо, Дидро, Гольбах), марксизм ( Маркс, Ленин, Грамши ), социал-дарвинизм (Ломброзо, Гобино, Аммон ), фрейдизм и неофрейдизм (Фрейд,Юнг,Фромм), экзистенциализм (Ясперс, Бердяев, Шестов, Хайдеггер, Сартр).Культурантропологическое направление : М.Шелер, А.Гелен .ЛитератураДанилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1991. Добреньков В.И.,Кравченко А.И. Социальная антропология.М.2005. гл.2,3 Древние люди.Составитель Кют Е.СПб 2007.Гуревич П.С. Философская антропология. М.,1997.Гл.V.Ламберг-Карловски К.,Саблов Дж. Древние цивилизации. М.,1992. Ерасов Б.С.Цивилизации.Универсалии и самобытность.М.2002. Kottak C.P. Cultural antropology. New York, 1991. Chapter 3,10.Минюшев Ф.И. Социальная антропология. Учебное пособие.М.,2009. Ч.I. Гл.3. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов./ Под ред. Л.И. Глухарева (Россия) и В.Страды (Италия). М.,1995. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.,1992. Разд. Социокультурная динамика.С.427-488. Сравнительное изучение цивилизаций.Хрестоматия. Составитель Ерасов Б.С. М.1988 Тайлор Э.Б. Первобытная культура.М.,1989.\ Тойнби А.Дж. Постижение истории.М.1991 Человек и современный мир. М.2002.Тема 4.Современные цивилизации.Основные концепции. Представления египтян, авторов античности (Платон, Аристотель,Фукидид, Геродот ), средневековья ( Августин Блаженный, Вико ), эпохи Просвещения ( Руссо ), нового времени (Гегель, Конт, Шпенглер, Сорокин, Боас), современности ( Тойнби, Парсонс ). Позиции современных отечественных авторов - «евразийцев», «почвенников », «атлантистов ».Литература Безопасность Евразии.Шеф-редактор Кузнецов В.Н.№1 (7) 2002. Ерасов Б.С.Цивилизации.Универсалии и самобытность.М.2002.Минюшев Ф.И. Социальная антропология. Учебное пособие.М.,2009. Ч.I. Гл.3. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов./ Под ред. Л.И. Глухарева (Россия) и В.Страды (Италия). М.,1995. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.,1992. Разд. Социокультурная динамика.С.427-488. Сравнительное изучение цивилизаций.Хрестоматия. Составитель Ерасов Б.С. М.1988 Тойнби А.Дж. Постижение истории.М.1991Раздел 2.Социальное бытие культуры. Тема 5. Социокультурный процесс. Базовые потребности человека. Парадигмы взаимодействия людей в обществе и исторические типы социальности. Общество как продукт взаимодействия людей (Маркс)и как системный мир (Хабермас). Виды и формы отчуждения человека в современном обществе и проблемы их преодоления. Понятия «культура» и « социокультурное». Формы социального бытия атрибутов культуры : ценностей, норм, образцов, знаний и умений, верований. Показатели оснащенности социальных процессов атрибутами культуры, возможности их измерения методами социологического исследования.Литература Ахиезер А.С.Россия : критика исторического опыта.т.III (Социокультурный словарь)..1991 Елисеев О.П. Культурная антропология. М.2003.Гл.2. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа.М.1995 Минюшев Ф.И. Социальная антропология.М. 2009 Тема 5Тема 6. Культура повседневности Повседневность как мир опыта, ее основные характеристики. Кодификация социокультурного опыта. Семиотика повседневности, ее историческая эволюция (архитектуры, сферы измерений, средств ориентирования, примет и гаданий, музыки и изобразительных искусств, хореографии в дописьменную, письменную и информационную эпохи ). Язык и формы его функционирования в поле культуры. Типология вербального языка. Произведения речи, формы их хранения и трансляции, правила интерпретации. Культура повседневности как базовая культура.Литература Кнабе Г.С.Язык бытовых вещей. М. 1981 Козлова Н.Н., Сандомирская И.И. «Наивное письмо»: опыт лингво-социологического чтения. М.1996 Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М.2009. Гл.6. Моль А.Социодинамика культуры. М.1971 Символико-интерпретационный подход в современной культурантропологии.// Очерки социальной антропологии.Спб.,1995 Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. Раздел : Социальная антропология.т.3. с.711-741.Тема 7. Человеческое разнообразие и стратификационный процесс. Факторы человеческого разнообразия : генотип, фенотип и воспитание, их взаимодействие (IQ, наследуемость антропологических и личностных черт как факторы жизнеспособности индивида). Историческая эволюция норм социального отбора и расслоения общества : по родству, по владению и по достигнутому человеком (группой) жизненному успеху. Разделение труда в обществе как «самое существенное условие общественной жизни » ( О.Конт ). Виды разделения труда ( физиологическое, технологическое, общественное, главное ) и разделение труда человека (умственный и физический труд).Разделение труда как фактор социального и экономического расслоения общества. Раса как социальный и биологический феномен. Расизм и антирасизм как идеология и практика.Литература Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология.М.,2002. Том 2.,гл.1 Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда.М.1993 Марк Хаузер. Мораль и разум. М.2008 Минюшев Ф.И.Социальная антропология. М.2009.гл.6 Русская расовая теория до 1917года. М.2002Тема 8. Этнос и этнокультура Этнология и ее современное состояние в России. Этностатус, его структура, факторы самоидентификации личности и этноса. Модели саморегуляции межнациональных отношений : ассимиляции, «плавильного котла », культурного плюрализма и « ядра-периферии »; примеры реализации. Формы и методы государственного регулирования национальных отношений. Культурные трансплантации и формы защиты самобытности этнокультур. Тематические разделы программы этнокультурного исследования ( анализ примерного рубрикатора ). Индикаторы измерения языковой компетенции, поведения и предпочтения, знаний художественной культуры и уровня национального самосознания.Литература Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.М.1972 Гачев Г.Ментальности народов мира.М.2003 Лосский Н.О.Характер русского народа.Кн.1,2.Посев 1957.Репринтное издание. Кочетков В.В. Психология межкультурныъх различий.М.2002 Минюшев Ф.И.Социальная антропология. М.2009.гл.7 Поликарпов В.С.История нравов России.От Алексея Тишайшего до Николая второго. М.1995 Сергеев В.Молодежь и город : лицом к лицу.М.2002Тема 9. Инкультурация. Девиантное поведение. Роль культуры в обеспечении преемственности поколений ( механизмы трансляции опыта, смысловой ориентации и организации символических миров ). Образ человека в культуре как доминанта воспитательного процесса ( на примере европейской культуры ). Схема Колберга об уровнях моральной социализации личности. Особенности детской, подростковой и юношеской стадий в освоении культуры среды. Маргинальная личность, ее характеристика, варианты развития. Социальный характер ( Э.Фромм, Д.Рисмен, К.Юнг ). Классификация менталитета ( Б.Каттль ). Исследования менталитета избирателей ( Россия, 1993-96г.г. ). Девиантное поведение, его характеристика и классификация ( Р. Мертон ). Виды социального контроля, их эффективность в современной России. \ Литература Внутренний терроризм -социальная проблема современной России. «Ломоносовские чтения -2002».МГУ, социологический факультет.Сб.научных докладов.Т.1,М..2002 Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение,ответственность. М.1982.с.78-94 Кон И.С. Ребенок и общество. М.1980 Кухтевич Т. Н. Социология воспитания. М.1989 Мид М. Культура и мир детства. М., 1988 Минюшев Ф.И. Социальная антропология.М.2009.Тема 9 Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков. М.2001 Рикер Поль.Конфликт интепретаций. М.1995 Сергеев В.Молодежь и город : лицом к лицу.М.2002.гл. VIII-XIII Серебрянников В.В. Прирола человека: источник войн или миролюбия? М.2007 Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. Часть II. Возрастная антропология. М.2002 Фромм Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу. М.,1998^ Раздел 3. Бытие человека в культуре.Тема 10. Общество как продукт взаимодействия людей.Константы существования человека. .Общество как продукт взаимодействия людей, преследующих свои интересы и как субъективная реальность (жизненные миры человека). Позитивный опыт взаимодействия людей, выраженный в семиотических формах как культура. Механизмы институционализации опыта в процессе взаимодействия людей в ситуациях « лицом к лицу » и «здесь и теперь».Типизация, опривычивание ( хабитуализация ), седиментация опыта. Феномены и символы как основания конструирования жизненных миров человека. Понятие « Универсум ». Смысловой универсум во Вселенной как продукт «встроения» человеком своих ценностно-нормативных представлений в объективный мир. Универсальная структура констант существования человека.ЛитератураБергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.1995Бингсвангер Л.Б. Бытие -в-мире. Рефл.бук.; 1999.Лосев А.Ф. Знак.Символ. Миф. М.,1982Мониторинг общественного мнения.ВЦИОМ.,1998.№1.Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М.2009.Минюшев Ф.И.Феномены человеческого существования как константы. // Журнал ИСПИРАН Социально-гуманитарные знания. 2004.№6; 2005.№1.Налимов В.В. В поисках иных смыслов М.1993Проблема человека в западной философии.М.1988.Соловьев В.С. Соч.в 2-х т.М.1988Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.1980Федоров ,.М. Универсум морали.Тюмень,1992Флоренский П.А. Макрокосм м микрокосм.// Богословские труды.Сб. 24.М.1983.Франкл В.Человек в поисках смыслов. М.1990Человек и современный мир.Глава «Экзистенциальные основания российских реформ». М.2002Тема 11.. Жизненная среда и экология человека Институтционализация жизненного опыта. Понятие жизненной среды. Структурные элементы и функции жизненной среды человека. Показатели состояния и функциональной эффективности среды обитания. Индикаторы экологической напряженности. Загрязнение среды в регионах России ( схема загрязненности воды, воздуха и радиационной обстановки ). Типология носителей общественного мнения по экологическим проблемам. Технократическое мышление и парадигма господства человека над природой как факторы дисгармонии в системе « человек-природа». Показатели экологической культуры. Пространство и время жизненной среды (присутствие и временность бытия - Хайдеггер).Пространственные потребности человека, группы, народа («жизненное пространство» )..Личная территория как элементарная единица жизненного пространства. Зоны личной территории : интимная, личная, социальная и общественная зоны, различие их параметров в разных культурах. Время и его функции в жизненной среде. Проблемы экономии времени в сферах труда и быта.ЛитератураМинюшев Ф.И. Социальная антропология.М.2009. Тема 11.Пиз А.Язык телодвижений.М. 1992.с.35-41Реформирование России: мифы и реальность.М.1994Современная западная социология.Словарь.М.1990.с.411-413Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Изд-во МГУ. 1995.Главы IV, V, VIЧеловек и современный мир.Гл. Современные тенденции в развитии отношений человек-природа-общество. М.2002Хрисанфова Е.П., Перевозчиков И.В. Антропология.М.2002Тема 12. Мир труда. Человек умелый (Homo faber ) Естественно-научное объяснение возникновения и эволюции труда человека в истории. Появление и развитие Homo Habilis, роль его сознания в эволюции орудий труда. Труд, обращенный на природу как основа развития видов труда, обращенных на общество и самого человека ( управление, образование, здравоохранение, оборона, коммуникации и искусство ). Мифологическое объяснение возникновения труда. Труд как «проклятие».Отражение этой позиции в определениях труда ( А. Смит, Ш. Фурье ). Философско-социологическое объяснение соотношения « человек-труд »(Смит, Гольбах, Гельвеций, Маркс, Чернышевский ). Отчуждение труда человека : представления Руссо, Дидро, Гегеля, Фихте и Канта. Основные выводы Маркса о преодолении отчуждения труда. А. Дж. Тойнби об отчуждении в индустриальном обществе. Профессиональная культура человека, ее структура и факторы развития. Система профессиональной подготовки в современных условиях, ее проблемы. Профессиональная ориентация молодежи в условиях спада производства и рыночных отношений.ЛитератураБергер П., Лукман Т.Социальное конструирование реальности. М.1995.с.16-20Гельвеций К.Соч. В 2-х томах.М.1972.Т.1.с.353Кара-Мурза С.Г. Угасание рациональности : имитация // Социально-гуманитарные знания. М.2004. №6.Курелла А.Свое и чужое.М.1970.Маркс К., Энгельс Ф.Соч.Т 46.Ч.II.С.110Основы изучения человеческого развития./ Под ред. Н.Б.Баркалова и С.Ф. Иванова.М.1998Современная американская социология.МГУ,1994.с.190-191Социология труда. МГУ. 1994Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. Раздел : Экономическая социология и социология труда. М.2003Тойнби А.Дж. Постижеиие истории. М.1991.с.586Тема 13. Мир знаний. Человек разумный ( Homo Sapiens ) Знание : функции, классификация, структура. Личностное знание. Внесоматические ( культурные ) и генетические источники получения знаний, их характеристика. Место человека в системе биологической информации. Соотношение данных, информации, знаний и интеллекта общности в сравнении с другими .Интенциональность сознания; сегментация внимания населения по типичным областям интересов (по данным исследований в США ). Проблема достоверности знания. Социальное и научное знание. Истина, заблуждение, правда и ложь (определения). « Ложное сознание » и « Большой обман » - исторические примеры. Гениальность и святость: характерные особенности, социальные функции, формы общественного признания.ЛитератураБергер П., Лукман Т. Социальное конструироваение реальности.Биографический метод. История, методология,практика.М.1994Делгадо Х. Мозг и сознание. М.1971Дубровский Д.И. Обман. Фиолософско-психологический анализ. М.1994Заблуждающйся разум.Многообразие вненаучного знания/ Под ред. Н.Т.Касавина. М.1990Кардаш С. Измененные состояния сознания. М.1998Магарил С.Г. Социокультурный стереотип. // Социально-гуманитарные знания. М.,2004.№6Петрович Н.Т.Люди и биты. М.1986Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология — миллионные прибыли.М.1993Проблемы преодоления «цифрового неравенства» в России и странах СНГ.Сб.статей. М.2001Саган К.Драконы Эдема. М.1986.Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе.М.2003\Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень.1992Тема 12. Мир любви. Homo amoris. Любовь как "саморастворение" человека в другом. Эмоционально-ценностная Вселенная людей (совокупного человека) как источник их духовной ориентации. М.Шелер об « Ordo amoris » ( порядок любви ). Терминальные ценности как жизненные ориентиры и продукты любви. Классификация ценностей (М.Шелер ). Мир любви и его принципиальное отличие от мира доминирования, соперничества и жизненной борьбы. Природа сакральности и методы сакрализации явлений и фактов социальной жизни. Теоцентрический мир как сакральный мир. Факторы оживления верований в обществе. Концепция Всеединства о триаде « Истина, Добро и Красота». Любовь как жизнеутверждающая сила и ее значимость светской культуре. Сексуальная культура современного человека : фрейдизм и неофрейдизм о платонической и телесной любви; место сексуальной любви в светской и религиозной культурах. Зависимость сексуальной культуры от уровня общей культуры личности ( на основе польских исследований ). Причины отчуждения духовного начала от телесного в сексуальном поведении личности, роль сексуальной революции в этом процессе. Типичные заблуждения массового сознания в вопросах секса ( на основе критического анализа исследований Кинси в США ). Проблема защиты личности и населения в целом от эпидемии СПИДа.\ЛитератураДако П.Новое искусство жить. М.1995Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.1, М.1994Кон И.С. Введение в сексологию. М.1989Кон И.С.Дружба.М.1987Старович З.Судебная сексология. М.1996Фромм Э.Психоанализ и религия.// Сумерки богов.М.1989Шелер М. Формализм в этике.М.1994. Хаузер Макс. Мораль и разум. М.2008Элиаде М. Священное и мирское. М.1994Тема 13. Мир борьбы. Homo agressios. Доминирование над другими как феномен существования человека в социокультурной среде. Насилие как средство доминирования и господства, его роль в общественной истории. Агрессивность человека : основные объяснения ( биогенетическое и этологическое, психоаналитическое, экологическое и социальное). Роль насилия в жизненной борьбе. Дескриптивность экономической и политической деятельности, роль интеллектуальной силы в регуляции пределов свободной игры этих сил. Демократические выборы как средство олицетворения этой необходимости. Идеологическое насилие и его формы. Фазы самоидентификации личности с идеей; формы фанатизма и их социальные проявления. Психоанализ об архетипах культуры как о факторах выживания черт самобытности культуры в условиях борьбы. Формы общественного признания героя. Роль художественной литературы и искусства в героизации борцов за справедливость и независимость Отечества. Господство человека над человеком как антиценность.ЛитератураБезопасность Евразии.Журнал личной,национальной и коллективной безопасности.1(7).М.2002Бородин Е.Т. Еще раз о партиях,идеологии и насилии в развитии общества // Социально-гуманитарные знания. М.2004.№2Влияние информационных технологий на национальную безопасность.IV ежегодная конференция «Построение стратегического общества через образование и науку». М.25-27 июня 2001Волков Ю,Г. Путь человечества от «войны всех против всех» к культуре мира.// Социально-гуманитарные знания.М.2004.№2Капто А.С.Энциклопедия «Мир» в 2 томах.Минюшев Ф.И. Экзистенциальные основания современного терроризма //Современный терроризм,истоки, тенденции и проблму преодолония.М.2006 с.244-254Назаретян А.П. Агрессия,мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М.1995Пезешкин Н. Психотерапия повседневной жизни. М.1995.Гл.3Серебрянников В.В. Природа человека : источник войн или миролюбия? М.2007Социальные конфликты.Вып.8. Насилие : тенденции и альтернативы. М.1995Холличер В. Человек и агрессия. М.1975Тема 14. Мир игры. Homo ludens. Игра как постоянный феномен человеческого существования ( доказательства ).Концепции игры (Й.Хейзинга, С.Смирнов, Э.Берн ). Классификация игр по типам, планам, стилю. Характеристики игры- agon, игры-alea, игры-mimicry и игры-ilinx. Характеристика играния ( Play ), вида, структуры и правил игры ( Game ), мотиваций игрока (Performance). Антропологический подход к игре - специфика игры-мимезис, игры-агон, игры-экстазис. Аполлоновское и дионисийское начала в культуре, выраженные в этих видах игр. Антропологическая характеристика спорта. Специфика проявления в спорте стремления человека к доминированию. Физическая культура и стиль жизни личности. Факторы поведения зрителей спортивных состязаний как объект социологического исследования. Агрессивный болельщик. Социальный портрет профессионального спортсмена.ЛитератураБерн Э. Игры,в которые играют люди М.,1989Кальве Л.Ж. Игры в обществе. «Апокриф» М.1992. №2Кентавр. Методологический и игротехнический альманах. 1995, №2Книга рекордов Гиннесса. Москва-Лондон. 1993Минюшев Ф.И.Социальная антропология.М.2009. Тема 16Молодежь:будущее России.М.1995.с.163-175Хейзинга Й. Гомо луденс в тени завтрашнего дня.М.1992Эльконин Д.Б. Пчсихология игры. М.1978Тема 15.Феномен смерти в разных культурах. Смерть как экзистенциальный феномен. Отношение к смерти и ее ритуализация в древнем мире (Египет, Индия, Шумеры, Древняя Греция). Смерть и судьба человека в мировых религиях. Философское и социологическое направления исследования смерти в ХХ веке. Жизнь после смерти как объект научного исследования ( Р.Моуди, Д.Гэллап - младший ). Медицинские, культурные и социальные способы сопротивления смерти : а) реанимация, эвтаназия и отношение к ней в различных культурах; б)мифы и религиозные представления о переселении душ и загробной жизни; в) идеи и ценности светской культуры о продолжении человеком себя в земных делах и потомках ( институты социальной памяти ); г) сохранение и укрепление здоровья, организация институтов здравоохранения. Продолжительность жизни как обобщенный показатель жизнеспособности поколений, состояния здравоохранения, генетического и психического здоровья населения, обеспечения мирного сосуществования народов.ЛитератураАлександер Ф.,Селесник Ш. Человек и его душа:познание, врачевние от древности и до наших дней. М.1995.Брэгг П. Здоровье и долголетие.М.1996Димов В.М. Философия м социология здоровья. Алматы.1998 Дмитриева Е.В. Социология здоровья. М.2002Минюшев Ф.И.Социальная антропология М.2009.Тема17Моуди Р. Жизнь после смерти.М.1994Спасибенко С.Г. Смерть и бессмертие : гораницы и безграничность в социальной жизни человека //Социальные и гуманитарные знания.М.2004. № 6.с.79-102 Человек и современный мир.Глава «Индекс человеческого развития».М.2002Тема 16. Свобода и справедливость в жизни людей. Свободное проявление экономических, политических и интеллектуальных сил людей как условие модернизации Российского общества. Свобода как понятие и экзистенциальная ценность. Свобода как сверхценность европейской светской культуры. Позитивный и негативный полюса свободы. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Этика ответственности (К.Манхейм). Роль интеллектуальной силы в определении пределов проявлений других общественных сил. Справедливость как социальная и индивидуальная ценность. Адекватность взаимного воздаяния как эталон оценки отношений людей. Справедливость как основа легитимности деятельности институтов. Факторы исторического изменения норм справедливости. Права и свободы человека. Формы и направления борьбы за свободу и социальную справедливость в условиях демократизации Российского общества.^ 3.Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. Тема №1.1.Какие общественные причины стимулируют формирование социальной антропологии в научную и учебную дисциплину? 2.Какое место занимает социальная антропология в системе наук о человеке? 3.Попробуйте сформулировать свое определение предмета социальной антропологии. Сравните с предлагаемым автором определением. Тема №2. 1.Перечислите основные этапы исторической эволюции морфологии человека. 2. Дайте обоснование исторической типологии личности Homo Sapiens. 3.Постройте систему аргументаций в пользу суждений : а) природа человека неизменна; б) природа человека изменяется в истории; в) в природе человека есть как неизменная часть, определяющая его как Homo Sapiens , так и исторически изменяющаяся часть в виде его личности и индивидуальности. Обоснуйте свою позицию. 4.Приведите доказательства однолинейности или многолинейности культурной эволюции человечества. Обоснуйте свою позицию. 5.Какая модель цивилизации (культуры) подходит к России в наибольшей степени? Аргументируйте свой выбор.Тема № 3. 1.Что понимается под «социальностью»? 2.Как оценить культурность той или иной формы социального взаимодействия? 3.Опишите какое-либо свое часто повторяющееся действие с обозначением элементов культуры в нем. Попытайтесь выяснить, откуда исходят эти требования, когда и как они Вами восприняты. Тема №4. 1.Что является «конституирующим началом» повседневности? 2.Как развивался костюм в истории? Дайте социокультурную характеристику современного костюма. 3.К каким последствиям в современных условиях ведет «растворение»искусства в мире посведневности? 4.Вспомните знаковую систему повседневности. Существует ли историческая связь между хиромантией и синоптикой? Тема № 5. 1.Какие факторы обусловливают социальную стратификацию общества? 2.Какую роль играет при этом фактор соматического и интеллектуального разнообразия людей? 3.В чем заключается античеловечность расизма?Тема №6. 1.Как понимать термины «этнос», «нация», «этнокультура»? 2.Каковы ведущие факторы этнической самоидентификации? 3.Опишите фазы этнического конфликта. Какие из них Вы лично наблюдали или испытывали? 4.Опишите логику составления опросного листа в этнокультурном исследовании.Тема № 7. 1.Какие свойства культуры детерминируют процесс социализации индивида? 2.Перечислите образы человека в европейской культуре и связанные в ними виды педагогического воздействия. 3.Назовите стадии моральной социализации, попробуйте связать их со стадиями общего развития личности. 4.Существует ли социальный характер человека? Если «да», то в чем он проявляется? 5.Чем отличается маргинальная личность от «эталонной», принятой в данной культуре?Тема № 8. 1.Печему ситуация взаимодействия «лицом к лицу» и «здесь и сейчас» является исходной точкой формирования культуры? 2.Перечислите важнейшие жизненные миры человека и свяжите их функции с теми или иными качествами человека. 3. Что значит «константа жизни человека»? Тема № 9. 1.Опишите структуру жизненной среды человека. 2.Чем вызвана необходимость в гармоничной связи элементов жизненной среды? 3.Каковы причины угрозы экологического кризиса в мире?Тема № 10. 1.Является ли производительность труда фактором всемирного естественноисторического отбора той или иной цивилизации? 2.Что Вы понимаете под «отчуждением труда»?Можно ли его когда-либо преодолеть? 3.Какие существуют ныне проблемы в развитии трудовой искусности населения России?Тема №11. 1.Раскройте понятия истины, заблуждения, правды и обмана. 2.По каким основаниям можно сегментировать телеаудиторию? 3.Согласны ли Вы с различением понятий «научное» знание и «социальное» знание?Тема № 12. 1.Как отличить «сакральное» от «профанного»? 2.Почему не оправдался проект эпохи Возрождения о повсеместной победе Разума в жизни людей? Каковы, на Ваш взгляд, причины роста влияния религий во всем мире? 3.Чем отличаются друг от друга материнская, отцовская и братская виды любви?Тема № 13. 1.Каково, на Ваш взгляд, будущее социального насилия? 2.Можно ли связать идейный (религиозный)фанатизм с терроризмом? Если «да», то укажите причинно-следственные связи. 3.Какие типы обьяснений насилия существуют в научной литературе?Тема № 14. 1.Что такое «игра»?Ответьте себе своими словами. 2.К какому классу игр Вы тяготеете? Можно ли на основе такой самооценки определить Ваши ценностные ориентации, стимулирующие Ваши усилия по самоутверждению? 3.Раскройте класс «игры-агон».Тема № 15. 1.В чем выражался культ смерти у древних народов? 2.Что понимается под эвтаназией и каковы современные взгляды по этому вопросу? 3.Что значит «Преклонение перед жизнью» (А.Швейцер)?Тема №16. 1.Попробуйте раскрыть понятие свободы. 2.Существует ли связь между «интересом» и «справедливостью»? 3.Раскройте причинно-следственную связь между культурой и свободой.III. Распределение часов курса по темам и видам работНаименование тем и разделов Всего (часов) аудиторные занятия Самостоятельная работа В том числе Лекции Семинары 1.Введение в курс 50 10 10. 30 2.Социальное бытие культуры 70 20. 20 303.Бытие человека в культуре 80 20 20 40 Всего 200^ IV.Форма итогового контроля. Экзамен, внутрисеместровый контроль ( рефераты, доклады на семинарах, тесты).V.Учебно-методическое обеспечение курса. Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ 1.Цивилизация и культура: сравнительный анализ концепций О.Конта, К.Маркса, О.Шпенглера.2.Науки,изучающие культуру. Объект и предмет социальной антропологии.3.Исторические вехи антропогенеза. Природа человека: современные представления4.Эволюционизм и креационизм о просисхождении и историческом развитии человека.5.Типология и эволюция ранних обществ. Неолитическая революция.6.Социальность и культура.Социокультурный процесс.7.Девиантное поведение. Формы адаптации человека к жизненной среде.8.Человеческое разнообразие и структура общества.9.Инкультурация. Фазы U-кривой.10.Архетипы культуры. Гипотеза К. Юнга.11.Становление члена общества -фазы социализации.12.Культура повседневности: основные факторы и показатели.13.Душевное здоровье. Религиозная и светская психотерапия.14..Знак и значение в системе культуры.15.Социокультурный процесс: структура и факторы саморегуляции.16.Межкультурное взаимодействие /на примере работы совместных предприятий/.17.Жестикуляция и мимика как культурный код (сравнительный анализ двух культур).18.Любовь как константа существования человека..19.Труд как универсальная постоянная жизни человека.20.Человек и культура: классические концепции.21.Игра как явление культуры: типы сценариев жизни.22.Социализация студента: описание изменений его личности по годам обучения23.Современный школьник: социокультурный портрет24.Праздник и его организация: основные принципы.25.Специфика интервью в социокультурном исследовании.26.Наблюдение в социокультурном исследовании.27.Семантический дифференциал Ч.Осгуда и его использование в исследовании явлений культуры.28.Социометрический метод и его применение при изучении ценнос


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Langston Hughes An Analysis Essay Research Paper
Реферат «О текущем моменте» № 2 (74), февраль 2008 г. Авторитет как помеха личностному и общественному развитию
Реферат Историографический анализ А Матьез Французкая революция
Реферат Разработка систем релейной защиты и автоматики основных элементов АЭС
Реферат Швейцария 5
Реферат Анализ финансового состояния ЗАО Телмос
Реферат Альтернативні джерела енергоресурсів в Українському Причорномор’ї
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины (модуля) «Риск менеджмент»
Реферат Сравнительная оценка качества туалетного мыла отечественных
Реферат School Essay Research Paper School Where
Реферат Сущность и виды иностранных инвестиций
Реферат Конан Дойл - краткий очерк жизни и творчества
Реферат Анализ и оценка финансовой деятельности проектируемого горнолыжного комплекса
Реферат Хрустальная ночь
Реферат Образ профессора Преображенского