Реферат по предмету "Разное"


Автореферат разослан 2011 г

На правах рукописи Волкова Ирина Вячеславовна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ (середина XIX –начало XXI вв.)13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образованияА В Т О Р Е Ф Е Р А Тдиссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Нижний Новгород -2011 РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ГОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» _________________________________________________________________________________________________________________^ Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессорНеверкович Сергей Дмитриевичдоктор педагогических наук, профессор ^ Повшедная Фаина Викторовнадоктор педагогических наук, профессорМухаметшин Азат ГабдулхаковичВедущая организация ГОУ ВПО "Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева"Защита состоится 17 октября 2011 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212. 162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022 г., Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 31, ауд.215.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» Автореферат разослан ___________ 2011 г.Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент Н.Ф. Комарова^ Общая характеристика работыАктуальность исследования. Актуальность проблемы приобщения личности к физической культуре как основной педагогической задачи развития физкультурно-спортивного движения в его массовом виде на сегодняшний день неоспорима. Современное российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Приобщение к физической культуре всех россиян, особенно молодежи, заявляется на сегодняшний день в качестве первоочередной задачи. Становление и развитие современного человека происходит в сложных и противоречивых условиях: с одной стороны, научно-техническая революция способствует значительному росту возможностей его интеллекта, а с другой резко усиливается действие ряда факторов, противодействующих полноценной физиологической адаптации организма. Об актуальности исследования говорят цифры и факты, свидетельствующие о неблагополучном (если не катастрофическом) состоянии здоровья нашего населения, особенно молодежи. На сегодняшний день в России только 10% выпускников могут считаться здоровыми, число здоровых девушек-выпускниц за последние 10 лет уменьшилось с 21% до 6%. Соответственно с 43% до 70% увеличилось число молодых людей, имеющих хронические заболевания. По официальным данным Минздрава, из 6 млн. молодых людей, прошедших профилактические осмотры, около 50% имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; у 30% были зарегистрированы заболевания, ограничивающие выбор профессии. Такой низкий уровень здоровья молодежи представляет реальную угрозу для будущего нашей нации. Сегодня в стране 29% взрослого мужского населения злоупотребляет алкоголем, при этом самое страшное то, что алкоголизм омолаживается. 52% школьников старших классов употребляют алкоголь, а среди учащихся профтехобразования - 63%. Идет рост доли молодежи среди употребляющих наркотические вещества, он составляет 10% в год. На этом фоне стремительно прогрессирует подростковая преступность, которая растет на 15% ежегодно. Количество не работающих и не учащихся молодых людей, совершивших преступления, возросло за последние годы в 2,5 раза, а преступность среди девушек - в 2 раза. Самым действенным способом профилактики и коррекции девиантного, аддиктивного поведения является предоставление возможности организовать физкультурно-спортивный досуг, активный образ жизни, научить - как организовать, а главное – сформировать у молодежи потребность в здоровьеформирующем, физкультурно-спортивном образе жизни. По мнению Ж.Ж. Руссо, всякая общественная проблема происходит от человеческого зла, а зло, в свою очередь, от слабости человека. Это положение можно изменить только путем воспитания умной, физически развитой и сильной молодежи. По данным, обобщенным Столяровым В.И., оздоровительным бегом, велосипедными прогулками, катанием на коньках не занимается около 80% школьников. Зимой 59,3% юношей и 55,4% девушек выходят на лыжню лишь от 1 до 5 раз, а 69,9% юношей и 93,5% девушек вообще не катаются на коньках. На уроках физкультуры учащиеся занимаются непосредственно физическими упражнениями лишь 12 минут. Два урока физкультуры в неделю компенсируют, по разным источникам, от 2-3% до 10-15% необходимого школьнику объема двигательной активности. Только 24% студентов, опрошенных в ходе исследования «Спортивно-гуманистическое воспитание студентов» и 26,5%, из числа опрошенных в ходе исследования «Здоровый образ жизни и физическая культура студенческой молодежи», указали на то, что они более или менее систематически занимаются физкультурой и спортом в свое свободное время. По словам Аристотеля: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Существует абсолютная необходимость формирования физической культуры каждым человеком для оптимального его развития, начиная с раннего возраста до 20-25 лет, с дальнейшим поддержанием физической активности на протяжении всей жизни. Несмотря на это, приобщение к физической культуре зачастую сводится к участию в массовых зрелищных мероприятиях в качестве болельщиков, сопереживанию взлетов и падений спортивных команд и отдельных спортсменов. Положение усугубляется отсутствием общенациональной идеи, призывы уже не работают так, как в Советской России. В новых исторических условиях, в рамках новой системы социальных отношений, обусловленных, с одной стороны, законами рынка, с другой - ценностями культуры постиндустриального общества, физической культуре необходимо вернуть роль важнейшего института здоровья, социализации личности, определить пути решения задачи приобщения личности к успешной, продуктивной физкультурно-спортивной деятельности. В настоящий момент заметна заинтересованность государства в оздоровлении населения, активизации массового физкультурно-спортивного движения; усилении позиций страны на международной спортивной арене. Позиция государства в этом вопросе отражена в ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»; в «Концепции модернизации российского образования 2011-2015 гг.» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р); в утвержденной Президентом Российской Федерации Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»; в Законе РФ "Об образовании" 2010-2011 г.; в Федеральном стандарте образования. Актуальность исследования обоснована еще и тем, что долгое время в поле зрения ученых попадал в основном лишь спорт и, прежде всего, спорт высших достижений. Формирование же физической культуры, приобщение личности к ней в условиях современного российского общества или вообще недооценивались, или рассматривались в контексте проблем, решаемых в основном спортом. Проблемы модернизации процесса приобщения личности к физической культуре и спорту, развития физкультурно-спортивного здоровьеформирующего движения выдвинули в настоящее время на повестку дня вопрос о поиске новых форм работы по приобщению всех слоев населения, особенно молодежи, к физической культуре; способов решения целого комплекса социально-педагогических задач, стоящих перед физкультурно-спортивным движением России. Создание условий для использования на практике социально-педагогического потенциала физкультурно-спортивного движения можно рассматривать как важнейший фактор его возрождения в современном обществе. Для модернизации процесса приобщения личности к физической культуре в современных социально-экономических условиях необходим партисипативный подход, который основан на объединении усилий государства и его институтов, ученых, педагогов, всех людей в целом; включает в себя этапы инновационного цикла и взаимосвязи между ними; выражает непрерывность управления инновациями (в области здоровьеформирующего физкультурного воспитания учащихся, студентов, в проектах приобщения к физической культуре населения других возрастных категорий); обеспечивает концентрацию ресурсов в рамках инновационного цикла; организацию взаимодействия между исполнителями отдельных его этапов в достижении общей стратегической цели; разработку интеллектуальных продуктов, необходимых для создания и продвижения инноваций; организацию контроля по всему инновационному циклу; оценку результатов на отдельных этапах как необходимое условие для принятия решения о целесообразности продолжения или прекращения реализации отдельных проектов; ресурсное обеспечение инноваций; формирование и сохранение долговременных, постоянных связей с потребителями здоровьеформирующих услуг; достижение долгосрочного роста массовости физкультурно-спортивного движения. Это обеспечит эффективность процесса приобщения личности к физической культуре, а также его преемственность, которая на сегодняшний день почти потеряна. В конечном счете, это будет действенным средством улучшения качества жизни людей, содействия интеграции общества. Взаимосвязь концепций философско-культурологического уровня с основополагающими концепциями в сфере физической культуры, имея методологический характер, способствует решению (как в теории, так и на практике) многих ее содержательных проблем с позиций культуры. Во многом эта взаимосвязь определяет и пути совершенствования функционирования физической культуры в основных сферах жизнедеятельности человека и общества (образовании, труде, досуге) с учетом тенденций их развития. В связи с этим, представляется своевременным обращение к проблеме изучения и анализа исторических процессов развития физкультурно-спортивного движения, приобщения личности к физической культуре в России, в частности, в Нижнем Новгороде, как в целом, так и студенчества, а также связи этих процессов с взаимовлияющими факторами (государственная политика, пропаганда, информационная поддержка, методологическое содержание). Историко-педагогическое исследование процесса становления и развития физкультурно-спортивного движения обусловлено специфическими социокультурными условиями исторического развития России. Наша страна прошла неординарный путь. Особенностями этого пути является постоянная политическая, идеологическая, социально-экономическая нестабильность, погруженность России в состояние войн, разрухи и долгих восстановительных периодов. Деструктивные процессы 1990-х гг. серьезно подорвали массовое физкультурно-спортивное движение, нарушили его преемственность, привели к снижению результатов в спорте высших достижений, что, в общем, привело к значительному снижению физической активности, физического здоровья россиян, к удару по генофонду нации. Между тем, Россией накоплен огромный опыт организации и развития массового физкультурно-спортивного движения. Хотя во многом приобщение к физической культуре носило формально-принудительный характер, и показатели массовости физкультурно-спортивного движения были часто завышены, однако по степени охвата населения влиянием физкультуры советская система была одной из наиболее действенных. Накопленный опыт приобщения к физической культуре и спорту всех слоев населения в настоящий момент используется крайне редко. Это приводит к неэффективности мероприятий в области физкультуры и спорта. От того, насколько мы сможем проанализировать, осознать опыт предшествующих поколений, зависит возможность оптимально повысить качество инноваций современного российского физкультурно-спортивного зоровьеформирующего движения. В этой связи изучение процессов преобразований физкультурно-спортивного движения в период с середины XIX до начала XXI вв. в нашей стране имеет большое значение. Объективная оценка опыта прошлого с позиций современного научного знания позволит выявить вневременные его (опыта) основания, сохранившие и сохраняющие свое значение в настоящее время. Одним из механизмов наследования и ценностной оценки социально-культурного и педагогического опыта является традиция, передающаяся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Понятие «инновация» вошло в обиход в XIX веке и первоначально обозначало внедрение элементов одной культуры в другую. В России к понятию «инновация» всегда относились с осторожностью, чаще использовалось синонимичное понятие «нововведение». Инновационный процесс рассматривается через инновационную деятельность человека, направленную на изменение рутинных компонентов репродуктивных видов его деятельности (Э.Д.Днепров, В.И.Загвязинский В.С.Лазарев, М.М.Поташник, А.М.Саранов, В.А.Сластенин). Традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие. Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого. Наиболее значимые исторические пути приобщения к физической культуре в России были связаны не только с организацией самостоятельной и инициированной государством физкультурно-спортивной деятельностью в клубах и спортивных обществах, но и с поиском оптимальных программ физического воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях. Внимание педагогов (Ж.Ж. Руссо, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.А.Захаренко, А.М.Макаренко и др.) к проблеме приобщения личности к физической культуре, созданию условий преемственности этого процесса было обусловлено био- и социокультурными возможностями физической культуры личности. Это отражалось в создании разнообразных школ и методов физического воспитания. Несмотря на разнообразие подходов к изучению процесса становления и развития физкультурно-спортивного движения в России, проблемы приобщения личности к физической культуре как основной педагогической задачи, как основы здоровьеформирования, поиска новых теоретико-методологических основ развития физкультурно-спортивной деятельности, новых подходов к созданию здоровьеформирующей физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений являются наименее разработанными. Исторический анализ данных путей и программ призван определить оптимальные для настоящего времени условия осуществления преобразований в сфере организации физкультурно-спортивного движения студенческой молодежи, оценить возможность использования сложившихся традиций физического воспитания на современном историческом этапе, а также определить вектор педагогических преобразований в области здоровьеформирующего физического воспитания студенческой молодежи. Исходя из вышесказанного, мы можем определить существующие на данный момент противоречия между: - неблагополучным (если не катастрофическим) состоянием здоровья населения, особенно молодежи, абсолютной необходимостью формирования здоровьеформирующего стиля жизни каждого и неэффективностью процесса приобщения населения к физической культуре, в том числе: несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам массового спорта в регионах, а также их моральный и физический износ; недостаточное количество профессиональных тренерских кадров; коммерческая направленность спортивных клубов, секций и кружков; недостаточно активная пропаганда занятий физической культурой; отсутствие привычки к физкультурно-спортивному здоровьеформирующему стилю жизни, потеря преемственности процесса приобщения личности к физической культуре во всем ее многообразии; - пониманием социальной необходимости оздоровления и адаптации студенческой молодежи, изменившейся системой ценностей в организации общественной жизни и недостаточно разработанными технологиями здоровьеформирования и приобщения молодежи к физической культуре в вузе. Вуз - это последняя ступень, на которой извне, именно посредством физического воспитания, создания здоровьеформирующей физкультурно-спортивной среды, можно воздействовать на мотивационно-потребностную сферу личности, прививать ценности физической культуры, открывать путь для обретения акме в здоровьеформировании в сочетании с профессиональным акме (самоопределением) и социальным акме (самовыражением); - актуальной потребностью в исследовании процесса приобщения личности к физической культуре, в определении принципов организации здоровьеформирующей физкультурно-спортивной среды и отсутствием глубокого историко-педагогического анализа традиций, форм, методов организации процесса приобщения личности к физической культуре в России, в других странах в целом и в вузе, в частности; недостаточной разработанностью теоретических основ и научно-методического инструментария модернизации этого процесса. Это определило выбор темы исследования, его целей и задач, формулировку рабочей гипотезы. ^ Проблема исследования: какова историческая роль физкультурно-спортивного движения в России (в период с середины XIX до начала XXI вв.) в приобщении личности к физической культуре, в становлении и развитии физической культуры как важнейшего института социализации и здоровьеформирования личности, а также, в определении социально-педагогических условий развития здоровьеформирующего физкультурно-спортивного движения в среде вуза как основы модернизации процесса приобщения студенческой молодежи к физической культуре. ^ Цель исследования: на основе историко-педагогического анализа определить сущность процесса приобщения личности к физической культуре, его своеобразие как формы физкультурно-социальной практики, и, исходя из этого, обосновать как способы модернизации, повышения эффективности многоаспектного процесса приобщения личности к физической культуре, так и принципы построения здоровьеформирующей физкультурно-спортивной среды вуза в современных социально-экономических условиях. ^ Объект исследования: физкультурно-спортивное движение в России и процесс приобщения личности к физической культуре (в период с середины XIX до начала XXI вв.); условия эффективности этого процесса.^ Предмет исследования: исторический опыт развития массового физкультурно-спортивного движения; историко-методологические основы модернизации процесса приобщения личности к физической культуре с учетом новых социально-экономических условий. ^ Гипотеза исследования заключается в утверждении, что опора на совокупность научных знаний, полученных в результате историко-педагогического анализа форм, методов, механизмов приобщения личности к физической культуре как основе здоровьеформирования, может стать основой концептуальных положений, способных обеспечить сегодня на практике эффективность деятельности государства и других социальных институтов в создании условий здорового образа жизни для всех, в объединении России вокруг национальной идеи - «Здоровье России»; -в предположении о том, что анализ истории возникновения и развития спортивных клубов в России поможет наметить пути дальнейшего совершенствования клубной физкультурно-спортивной деятельности в нашей стране как одной из форм приобщения граждан к физической культуре, развития массового физкультурно-спортивного движения, объединяющего людей, поддерживающего заявленного государством направления на оздоровление России; -в предположении о том, что историко-педагогический анализ деятельности вузов по организации физического воспитания, стимулирующего приобщение студенческой молодежи к физической культуре в указанный исторический период, а также осознание катастрофического состояния здоровья современной студенческой молодежи, могут дать толчок к построению здоровьеформирующей физкультурно-спортивной среды в вузах России. Для решения поставленной цели и доказательства предложенной гипотезы определены следующие задачи исследования: -выявить социокультурное значение физической культуры как части общей культуры личности, которое определяется, прежде всего, ее ценностным потенциалом; сущностно-содержательные характеристики процесса приобщения личности к физической культуре как основной педагогической задачи физкультурно-спортивного движения в исторической перспективе. -определить актуальные проблемы процесса приобщения личности к физической культуре исторически и на современном этапе в России, провести сравнительные параллели с организацией массового физкультурно-спортивного движения в зарубежных странах; -определить концептуальные основы историко-педагогического анализа процесса приобщения личности к физической культуре, становления и развития массового физкультурно-спортивного движения, выполняющих роль здоровьеформирующего фундамента России, основы здорового образа жизни; -применить методы историко-педагогического анализа к исследованию деятельности государства в управлении физкультурно-спортивного движением, участия государства в процессе приобщения личности к физической культуре в социально-экономических условиях дореволюционной, советской и постсоветской России; -исследовать исторические подходы, формы и методы пропаганды ценностей физической культуры, привлечения народа к активному участию в физкультурно-спортивном движении, а также роль пропаганды, спортивных СМИ в приобщении личности к физической культуре; -исследовать исторический процесс становления и развития массового физкультурно-спортивного движения в Нижнем Новгороде в обозначенный исторический период; -исследовать историко-педагогический опыт физкультурно-спортивного движения студентов, организации физического воспитания, стимулирующего приобщение студенческой молодежи к физической культуре, в вузах советской и постсоветской России; -определить методологические принципы построения и психолого-педагогические условия эффективности функционирования здоровьеформирующей физкультурно-спортивной среды вуза; -реализация этой среды на практике в вузе Нижнего Новгорода.^ Степень изученности проблемы. Данное исследование посвящено изучению генезиса становления и развития физкультурно-спортивного движения в России в период с середины XIX до начала XXI вв., его роли в решении важной педагогической задачи приобщения личности к физической культуре. Отдельные стороны заявленных проблем нашли освещение в научных трудах, которые позволяют решить часть исследовательских задач (историко-методологическому основанию исследования посвящен отдельный параграф в первой главе диссертационной работы): -проблема совершенствования организации и педагогического содержания физкультурно-спортивного движения и спорта рассматривалась отечественными учеными на протяжении всего периода развития высшего образования в стране (М.Я.Виленский, А.А.Власов, Р.Г.Зубцов, Г.Д.Иванов, Ю.А.Лебедев, А.В.Лотоненко, Л.И.Лубышева, В.А.Масляков, С.Д.Неверкович, А.Д.Новиков, Р.М.Носова, А.И.Семейкин, Л.В.Филиппова, Р.Н.Шаров, Ф.П.Шувалов и др.); -работы по методологии социально-педагогических исследований (В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, М.М.Поташник и др.) и интеграции в образовании (В.С.Безрукова, В.А.Игнатова, Г.А.Монахова, Н.К.Чапаев и др.); Для исследования имели значение труды отечественных ученых, посвященные: -изучению истории возникновения и развития физкультурно-спортивных клубов в России, ошибок и достижений в ходе этого развития (Е.Ю.Зеликсон, Д.А.Крадман, Н.Ю.Мельникова, Н.А.Панин-Коломенкин, В.Е.Петракова, А.А.Перевозников, В.В.Столбов, А.Б.Суник, А.В.Харьков, К.Б.Цуркан, А.Л.Чистяков и др.); -аспекту развития физкультурно-спортивного движения в России (В.У.Агеевец, Н.Н.Бугров, В.М.Выдрин, Г.С.Деметер, Е.Ю.Зеликсон, Н.А. Карпушко, Р.А.Парфёнов, В.В.Столбов, К.Б.Цуркан и др.); аспекту управления студенческим физкультурно-спортивным движением - Л.А.Раппопорт и др.; -существенным характеристикам физической культуры как составляющей общей культуры (В.К.Бальсевич, В.М.Выдрин, Ю.Ф.Курамшин, Л.И.Лубышева, Л.П.Матвеев, С.Д.Неверкович, Ю.М.Николаев, Н.И.Пономарев, Н.А.Пономарев, В.И.Столяров и др.); -аспектам нравственного, эстетического, этического, интеллектуального воспитания занимающихся в сфере физической культуры, спорта (В.В.Белорусова, Г.Л. Драндров, Ю.А.Лебедев, И.Н.Решетень, А.П.Родионов, В.А.Старшинов, А.А.Френкин, Л.В.Филиппова и др.); -исследованиям готовности к деятельности по здоровьесбережению (В.В.Давыдов, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, Б.М.Ломов, Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский и др.); -актуализации педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды как условия становления физкультурно-спортивного стиля жизни личности (Е.Ю.Копейкина, Ю.А.Лебедев, И.В.Манжелей, В.А.Пегов, В.И.Столяров, Л.В.Филиппова); -акмеологическому подходу (А.А.Бодалев, Н.В.Бордовская, А.А Деркач, Е.А. Климов; А.А. Реан, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.) -вопросам теории и методологии использования средств массовой информации в развитии физическультурно-спортивного движения (В.В.Баранов, П.А.Виноградов, Е.А.Войтик, Е.А.Слюсаренко и др.).^ Методологической основой исследования являются диалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особенного и общего, единства традиции и новации, методы анализа, дедукции и индукции; междисциплинарный подход как основа концепции исследования, системный подход к изучению педагогических процессов; фундаментальные педагогические подходы: гуманистический, аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный, акмеологический и т.п. Также использовались методы:-анализ и обобщение философской, общенаучной, социологической, психологической, педагогической литературы, относящейся к исследуемой проблеме; анализ нормативных документов, отражающих современные тенденции развития образования и физического воспитания; теоретический анализ и систематизация педагогических моделей физического воспитания, а также национальных учебных программ по физическому воспитанию студентов; моделирование; -эмпирические: наблюдение; контент-анализ; экспертная оценка; анкетирование; медицинские обследования и математические методы обработки статистической информации. Исследование опирается на следующие концепции и идеи: -философские, социологические и психолого-педагогические концепции образования как сферы социальной жизни, создающей условия для развития личности в процессе освоения ценностей культуры (А.Г.Асмолов, Г.Ананьев, Л.А.Беляева, Л.С.Выготский, Б.С.Гершунский, П.С.Гуревич, В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, П.Ф.Лесгафт, И.Г.Фомичева, В.А.Ядов и др.); -философско-культурологическая позиция рассмотрения интегративного содержания человекотворческой сущности физической культуры (В.У.Агеевец, В.К.Бальсевич, И.М.Быховская, Н.Н.Визитей, П.А.Виноградов, М.Я.Виленский, В.И.Жолдак, Л.И.Лубышева, Ю.М.Николаев, В.И.Столяров, А.В.Царик и др.); -целостности и взаимообусловленности человека и среды его бытия (М.К.Мамардашвили, Д.Ж.Маркович, Г.П.Щедровицкий и др.); -психологические теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), мотивации и субъективных смыслов (А.Г.Асмолов, Р.Бернс, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, А.Маслоу, и др.), индивидуальных различий (В.П.Мерлин, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков и др.); -психологические и психолого-педагогические концепции развития и саморазвития личности (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, Р.Бернс, А.Маслоу, Л.М.Попов, К.К.Платонов, К.Роджерс, Ю.В.Слюсарев, Д.И.Фельдштейн и др.); -социально-психологические и психолого-педагогические теории межличностного взаимодействия (Э.Берн, В.А.Кан-Калик, В.А.Лабунская, А.В.Петровский, М.И.Станкин, Р.Чалдини и др); -концепции развивающего и личностно-ориентированного обучения и воспитания; интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России; физкультурно-спортивной работы по духовному и физическому оздоровлению населения России; формирования физической культуры личности на основе единства интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов (Н.А.Алексеев, Ш.А.Амонашвили, В.К.Бальсевич, Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Л.И.Лубышева, С.Д.Неверкович, В.В.Рубцов, Г.К.Селевко, В.В.Сериков, В.И.Столяров, А.В.Хуторской, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская и др.); -концепции здоровьесбережения субъектов учебно-воспитательного процесса в практике образовательных учреждений (Л.И.Лубышева; Н.А.Агаджанян; Т.Г.Коваленко; Н.К.Смирнов; М.Я.Виленский; Н.М.Горохов и др.); учение о здоровье и здоровом образе жизни (А.Г. Агаджанян, О.А.Александров, Н.М.Амосов, И.И.Брехман, Э.И.Вайнер, В.И.Жолдак); концептуальные идеи педагогики и психологии здоровья и формирования здорового образа жизни (В.К.Бальсевич, Н.В.Барышева, М.Я.Виленский, Н.Д.Граевская, Ю.П.Лисыцин, Л.И.Лубышева); -педагогические основы физической культуры (И.П.Волков, Г.Д.Горбунов, Г.Л.Драндров, Е.П.Ильин, Ю.А.Лебедев, С.Д.Неверкович, А.Ц.Пуни, П.А. Рудик, Н.Б.Стамбулова и др.); гуманизации физкультурного воспитания (Л.А.Зеленов, Ю.А.Лебедев, В.И.Столяров, Л.В.Филиппова и др.) -концепции формирования самобытной и активной личности в процессе физического воспитания (Н.В.Барышева, В.И.Виленский, Л.И.Лубышева и др.).^ Основные этапы исследования. Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход историко-педагогического исследования проблемы, которое проводилось в течение 2007-2011 гг. в четыре этапа.^ I этап - (2007 - 2008 гг.) - поисковый. Определялась степень изученности проблемы в теории, выявлялись пути ее решения, исследовались проблемы физкультурно-спортивного движения, уровень физической культуры граждан в России и за рубежом, изучалось влияние новых социально-экономических условий на процесс приобщения граждан, в частности студенческой молодежи, к физической культуре. Определялась база исследования и источниковая основа реконструкции истории становления и развития физкультурно-спортивного движения (по архивным материалам, в частности, ГУ ЦАНО).^ II этап - (2008 - 2009 гг.) - этап историко-теоретического анализа. Осуществлялись постановка и уточнение задач исследования, формулировалась научная гипотеза. Проводился анализ архивных документов (периода с середины XIX до начала XXI вв.), раскрывающих сущность исторических этапов становления и развития физкультурно-спортивного движения, влияние деятельности государства и СМИ, пропаганды на процесс приобщения граждан к физической культуре. При этом осуществлялось исследование деятельности вузов по реализации здоровьеформирующей физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения высшего профессионального образования на современном этапе. III этап - (2009 - 2010 гг.) - завершающий. На основе проведенного историко-педагогического анализа формулировались положения о сущности процесса приобщения к физической культуре, к физкультурно-спортивному движению, обусловленном всем ходом его исторического развития. Обобщался выявленный положительный исторический опыт организации процесса приобщения граждан, в частности студенческой молодежи к физической культуре, физкультурно-спортивного движения с точки зрения возможности применения этого опыта в современных исторических условиях. Проводился анализ здоровьеформирующей физкультурно-спортивной среды Нижегородского архитектурно-строительного университета и изучалось ее влияние на эффективность процесса приобщения студентов к физической культуре. ^ IV этап - (2010 - 2011 гг.) - обобщение результатов историко-педагогического исследования, , оформление результатов в виде докторской диссертации.Научная новизна исследования: Представлена целостная концепция развития физкультурно-спортивного движения в России в период с середины XIX до начала XXI вв., которая позволит повысить эффективность процесса приобщения личности к физической культуре, в частности студенческой молодежи: 1. В диссертационном исследовании проанализированы и обобщены проблемы процесса приобщения личности к физической культуре как основной педагогической задачи развития физкультурно-спортивного движения в России и определены условия оптимизации этого процесса в исторической перспективе и в современных российских реалиях. Процесс приобщения личности к физической культуре - это формирование субъектного аспекта физической культуры, ценностного отношения личности к физической культуре, осознание личностью ее социокультурного значения; формирование потребности быть активным участником физкультурно-спортивного движения. Суть этого процесса заключается в том, каким оптимальным путем физическая культура из ее объективного внешнего состояния может быть переведена во внутреннее свойство личности. Другими словами - как сформировать физкультурно-спортивную компетентность; осознанную и ответственную мотивацию здоровья и физкультурно-спортивной деятельности; здоровьеформирующее поведение, то есть поведение, ориентирующееся не только на здоровьесбережение (здоровый образ жизни), но и на перспективу развития здоровья во всех его составляющих; создать в этом процессе благоприятное самоощущение каждого, как следствие, ориентированность субъекта на популяризацию физкультурно-спортивного стиля жизни в социокультурной среде и приобщение к нему ближайшего окружения. 2. Проанализированы историческая преемственность форм, методов, факторов и механизмов приобщения личности к физической культуре, взаимовлияния процесса приобщения личности к физической культуре и процесса развития физкультурно-спортивного движения в России, а также влияние возрастающего значения физической культуры, как части общечеловеческой культуры, в исторической ретроспективе, на процесс приобщения личности к ней. Обоснована необходимость сохранить и восстановить историческую преемственность лучших традиций отечественного физкультурно-спортивного движения, продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом. Процесс приобщения личности к физической культуре основан на признании важного социального значения физкультурно-спортивной деятельности, в разнообразных ^ Положения, выносимые на защиту: 1. Существует взаимообусловленность развития физической и духовной культур человека при определяющей роли последней; увеличивается тенденция взаимозависимости, взаимопроникновения физической культуры на уровне ее структурных компонентов и форм, взаимодействия с другими видами культуры, в рамках культуры в целом - с компонентами социальной системы и далее с межнациональными системами. Физическая культура, в целом, интегрирует в своем пространстве традиции народной педагогики, хозяйственно-культурной деятельности этноса, обычаев и норм социальной жизни, инкорпорируя эти традиции в особенности физкультурно-спортивной деятельности. Приобщение личности к физической культуре с позиций проведенного историко-педагогического анализа, находится в центре конструкта физической культуры, взаимодействуя с каждым составляющим этого конструкта. Как подтверждают архивные материалы, в России трудом многих спортивных, государственных и общественных деятелей, педагогов и врачей накоплены богатейшие традиции оздоро


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фреоновая рассольная двухступенчатая холодильная установка
Реферат Моноциты/макрофаги
Реферат Острая почечная недостаточность
Реферат Двоїста задача лінійного програмування економічна інтерпретація знаходження оптимальних планів
Реферат Ценные бумаги в российской экономике
Реферат Чеченцы после Кавказской войны
Реферат Функции налогообложения и денежного обращения
Реферат История первоначального накопления капиталов в зарубежных странах
Реферат Военная тема в творчестве Булата Окуджавы
Реферат Деньги как экономическая категория. Законы денежного обращения
Реферат Субрегионы Африки
Реферат І відбулася в рамках святкування дев’яносторіччя з дня заснування Національної академії наук України та напередодні святкування 1020 років з часу Хрещення Русі
Реферат Оффшорное предпринимательство
Реферат Использование пророщенного зерна пшеницы в производстве булочных изделий
Реферат Содержание и место бюджетирования в системе планирования организации