На правах рукописиГао ТяньминОсобые экономические зоны в мировом хозяйстве(сравнительный анализ их функционирования в Китае и России)08.00.14 – Мировая экономикаA В Т О Р E Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наукМосква – 2010 Работа выполнена на кафедре мировой экономики Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации.Научный руководитель: доктор экономических наук, доцент Котляров Николай НиколаевичОфициальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Авдокушин Евгений Федорович кандидат экономических наук Волков Алексей МихайловичВедущая организация: Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ).Защита состоится “^ 15” апреля 2010 г. в 15:00 часов на заседании диссертационного совета Д 209.002.06 при Московском государственном институте международных отношений (Университете) Министерства иностранных дел Российской Федерации по адресу: 119454, Москва, проспект Вернадского, 76. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России.Автореферат разослан “ ” 2010 г.Ученый секретарь диссертационного совета кандидат экономических наук, профессор Соколова М. И.^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования определяется возрастанием роли международной производственной кооперации для национального экономического развития в условиях интернационализации хозяйственной жизни. Мировой опыт показывает, что создание особых экономических зон (ОЭЗ), при условии правильной организации их деятельности, может служить одним из важных факторов такого развития. ОЭЗ создаются с целью привлечения местных и иностранных инвестиций, расширения экспорта товаров и услуг, получения новых производственных и управленческих технологий, стимулирования научных разработок и инновационной деятельности, увеличения валютных доходов, что в целом является необходимыми предпосылками устойчивого роста экономики и повышения конкурентоспособности страны. Роль, которую в мировой практике хозяйственной деятельности стали играть особые экономические зоны, можно охарактеризовать следующими показателями: по данным ЮНИДО, в 2008 году в 120-ти странах мира функционировало более 3 тысяч особых экономических зон. Эти зоны обеспечивали рабочими местами около 50 миллионов человек. Во многих случаях деятельность ОЭЗ позволила принимающим странам освоить производство принципиально новых видов продукции. В настоящее время через ОЭЗ различных типов проходит около 30% всего мирового товарооборота. Валовая продукция ОЭЗ государственного уровня КНР в 2008 г. превысила 1,5 трлн. юаней, что составляет 5% ВВП всего Китая, который по размеру экономики входит в ведущую тройку мира. Причем это данные без учета ОЭЗ регионального уровня КНР1. В Китае ОЭЗ стали создаваться около 30 лет назад с началом проведения политики внешней открытости и рассматривались в качестве важного инструмента привлечения зарубежных капиталов, современной техники и технологий. Накопленный в стране за эти годы опыт наглядно показывает, что ОЭЗ действительно можно использовать как эффективный инструмент развития региональной и национальной экономики. Руководство страны по-прежнему возлагает большие надежды на ОЭЗ в деле дальнейшего повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики. Целесообразность дальнейшего использования и расширения масштабов деятельности ОЭЗ для модернизации промышленности и развития экономик регионов в настоящее время в КНР не ставится под сомнение. Изучение зарубежного, в том числе китайского, опыта в данной области чрезвычайно полезно для российской экономической практики, а сравнительный анализ деятельности ОЭЗ в России и Китае позволяет использовать ценные наработки партнеров, более интенсивно развивать двустороннее экономическое сотрудничество, что ведет к повышению конкурентоспособности экономик России и Китая, а также реально воплощает в жизнь принципы коллективной самодостаточности хозяйств двух наших стран. Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы диссертационного исследования.^ Степень разработанности проблемы. Многие аспекты деятельности ОЭЗ исследованы в российской и зарубежной научной литературе. Проблемы, связанные с международным движением капитала, стимулированием притока инвестиций, совершенствованием их отраслевой структуры и налогообложения, рассматривались в работах Е. Ф. Авдокушина, О. Д. Аверьянова, В. Д. Андрианова, А. С. Булатова, Д. С. Быкасова, А. Г. Володина, Р. Гайнутдинова, Т. П. Данько, В. В. Карлусова, И. Ю. Кархова, Г. М. Костюниной, Н. Н. Ливенцева, А. С. Локтионова, П. В. Павлова, В. Я. Портякова, В. В. Петрунина, А. И. Салицкого, М. Л. Титаренко, И. П. Фаминского, и других ученых. Среди зарубежных исследователей можно выделить работы китайских специалистов, таких как Го Шоуджи, Гу Цаолин, Су Дунбин, Сунь Юйсю, Тан Хайпин, Хань Юн, Цзянь Вэньзюнь, Чжао Юйлинь, а также работы европейских и американских авторов, среди которых следует назвать Аллена Патрика, Билла Майкла, Георги Крэнса, Стефена Дюнфи, Нормана П. Гиванта, Дэвида Р. Филлипса, Майкла Е. Портера, Орвилла Шелла, Дениса Ф. Симона, Лесли Склайр, Дэвида Вэлла, К. Вилсона, Антони Г. Яха. В то же время, несмотря на большое количество работ, посвященных данной проблематике, многие аспекты деятельности ОЭЗ не нашли своего отражения в современных исследованиях. Это относится, например, к проблемам переориентации производства и структурной перестройки ОЭЗ в Китае, перспективам их устойчивого развития, возможности использования китайских моделей функционирования ОЭЗ в российской хозяйственной практике, территориально-организационным аспектам формирования ОЭЗ, их роли в стратегии инновационного прорыва России. Чрезвычайно важен и сравнительный анализ деятельности ОЭЗ в России и Китае. Такой анализ до сих пор не нашел серьезного, методически адекватного и полного воплощения в российской и иностранной экономической литературе.^ Цель исследования состоит в комплексном анализе организационных, финансовых, экономических, правовых и социальных аспектов в деятельности ОЭЗ в России и Китае, выявлении факторов, их определяющих, а также выработке рекомендаций по совершенствованию деятельности российских ОЭЗ на основании мирового, прежде всего китайского опыта. Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи: – изучить важнейшие формы деятельности ОЭЗ и определить их типологию; – проанализировать особенности формирования и функционирования ОЭЗ в Китае и определить факторы их устойчивого развития в период последних двух десятилетий; – всесторонне изучить опыт становления и функционирования ОЭЗ в России; – дать сравнительный анализ функционирования ОЭЗ в Китае и России, также исследовать проблемы применимости мирового и китайского опыта создания ОЭЗ для России; – определить роль и возможности использования ОЭЗ в развитии конкурентоспособности регионов и реализации стратегии инновационного прорыва России.^ Объектом исследования выступают ОЭЗ в контексте их влияния на экономическое развитие России и Китая с учетом мирового опыта функционирования ОЭЗ.Предметом исследования являются конкретные аспекты хозяйственной деятельности ОЭЗ.^ Теоретической и методологической основами диссертационного исследования являются научные труды российских и зарубежных ученых в области экономической теории, мировой экономики и международных экономических отношений, государственного регулирования национальной экономики, территориальных и региональных экономических систем. В частности, необходимо выделить работы Д. Кейнса, Б. Олина, М. Портера, М. Познера, Д. Рикардо, П. Самуэльсона, А. Смита, Э. Хекшера. Также следует отметить работы российских ученых А. М. Басенко, В. С. Бильчака, М. А. Боровской, И. Викторова, Ю. Н. Горбуновой, А. И. Егорова, В. А. Савина, Л. С. Шеховцева, работы зарубежных ученых, таких, как Ван Гуаньи, Ло Цинхэ, Ню Вэньюань, Цзянь Вэньзюнь, Чжу Цигуй, Ху Цзиньюань, Юн Чженен, И. Акиуза, П. Вестада, Грэйсона, Н. Картера, А. Дэрдорфа, Ж. Дюннина, Е. Мансфелда, Д. Массэя, В. Монка, Н. Росенберга, Стефена Янга, Д. Сторея, П. Чунтаса, В. Этиера и др.^ Методологическая основа работы. В качестве методологической основы при проведении исследования были использованы системный подход, системно-аналитический, комплексный и компаративный методы анализа, применяемые в экономической науке. ^ Информационной базой исследования послужили официальные данные Министерства коммерции КНР, статистических ежегодников КНР, материалы государственных и региональных органов властей КНР, статистические данные таможенных и других государственных служб КНР, государственные планы развития КНР, официальные данные Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами и таможенной службы РФ, статистические сборники федеральных и территориальных органов государственной статистики России. В процессе подготовки диссертации были также использованы материалы докладов Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) World Investment Report, доклада Всемирного банка China and The WTO: accession, policy reform, and poverty reduction strategies, докладов Международной конференции Experience-Sharing Program on Development Between China and Africa, данные ежегодников International Trade Statistics и World Trade Report Всемирной торговой организации (ВТО) и ряд других.^ Нормативно-правовую основу исследования диссертационной работы составили международные договоры, конвенции, соглашения ВТО, законодательные и нормативные акты, указы, постановления правительства и ведомственные акты КНР и РФ, торговые соглашения РФ с КНР, а также данные, опубликованные в периодических изданиях по экономике и праву.^ Научная новизна исследования заключается в комплексном сравнительном анализе функционирования ОЭЗ в Китае и России в период 1990-2000-х гг., когда наши страны проводили политику расширения и диверсификации внешнеэкономических связей с внешним миром. Элементом научной новизны выступает проведенный анализ ОЭЗ как особая экономическая система взаимосвязей фирм, организаций и отраслей. На основе теории М. Портера представлен механизм взаимодействий основных элементов экономической системы для формирования конкурентоспособности региона на базе ОЭЗ. В настоящем исследовании выявлена тенденция перехода промышленности ОЭЗ Китая от ресурсозатратной модели роста к ресурсосберегающей экологичной модели развития. Представлен анализ роли ОЭЗ в структурной трансформации национальной экономики Китая в условиях мирового экономического кризиса, вскрыто место ОЭЗ в новой внешнеэкономической политике Китая. В работе проведен анализ применимости международного и китайского опытов ОЭЗ к российским условиям. Основным компонентом научной новизны является концепция использования ОЭЗ для развития экономики регионов и реализации инновационной стратегии России. Также разработаны рекомендации по усовершенствованию функционирования ОЭЗ в России.^ Основные положения, выносимые на защиту: – формирование и развитие ОЭЗ в Китае и России происходило в принципиально различных политических и экономических условиях, что является важнейшей причиной разного уровня развития ОЭЗ в России и Китае и соответственно принципиально различной роли этих зон в деле хозяйственного развития двух стран; – деятельность ОЭЗ необходимо тесно увязывать с перспективными планами промышленного, инновационного и социального развития страны, что является важнейшей предпосылкой повышения их роли в укреплении конкурентных позиций национальной экономики и условием развития специализации самих зон; – правильная организация работы ОЭЗ в Китае явилась определяющим условием их способности оказывать действенное содействие развитию как отдельных регионов страны, так и китайской экономике в целом, а также стать важным составным элементом внешнеэкономического комплекса страны, оказывающим влияние на масштабы и качественное наполнение внешнеэкономических связей КНР. – главными причинами низкой эффективности деятельности ОЭЗ в России являются непоследовательная политика со стороны государства в этой области, отсутствие четкой концепции создания этих зон в контексте общенациональных программ развития, а также неблагоприятный инвестиционный климат и связанные с ним политические и экономические риски. – для превращения ОЭЗ в реальный инструмент экономического развития России следует производить выбор средств и принципов их формирования исходя из задач конкретных регионов, причем не просто планов их хозяйственного подъема, а становления именно их конкурентоспособности. Активизация усилий российских властей по развитию ОЭЗ несомненно будет способствовать созданию новых точек экономического роста, повышению экономической эффективности отраслей, качественному изменению структуры национальной экономики и реализации стратегии инновационного прорыва России. Однако применение института ОЭЗ требует тщательного анализа всех факторов, включая как общие, так и местные экономические условия, постоянного мониторинга деятельности этих зон и их совершенствования.^ Практическая значимость диссертации. Научные выводы, положения и содержание сравнительного анализа функционирования ОЭЗ в Китае и России могут быть применены государственными организациями РФ и научным сообществом при разработке программ развития особых экономических зон на территории страны, в том числе в регионах Дальнего Востока. Представленные рекомендации по совершенствованию механизма функционирования ОЭЗ могут быть использованы при создании конкретных российско-китайских проектов. Внедрение полученных выводов и рекомендаций позволит, на наш взгляд, создать дополнительные точки роста российской экономики. Основные положения работы могут быть также использованы при подготовке лекционных курсов по мировой экономике, национальной экономики и экономике Китая.^ Апробация результатов исследования. Выводы, полученные в ходе диссертационного исследования в части перспектив развития энергетики и ИТ- отрасли в ОЭЗ, были использованы в выступлениях диссертанта на Всероссийской конференции «Состояние и перспективы развития энергетики связи» (Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, Санкт- Петербург, 2003). Основные положения исследования докладывались и обсуждались на заседании круглого стола «Законодательное обеспечение, региональное распределение и перспективы закона «Особые экономические зоны (ОЭЗ)» (Центр развития стратегических программ, Москва, 2005). Результаты исследования были использованы при разработке проекта по созданию предприятия в ОЭЗ Калининградской области (ООО «Производственно-коммерческий центр «Элек», Калининградская область, 1998–2008). Материалы исследования использовались при составлении аналитического доклада на тему «Анализ возможностей создания предприятия по производству промышленных аккумуляторов в ОЭЗ России» (по заказу Международной технологической группы «Кослайт», Гонконг, 2005). Положения диссертационного исследования также использовались диссертантом при составлении экспертного доклада в ходе поездки делегации китайских предпринимателей во главе с полномочным министром КНР в ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» Алтайского края и «Алтайская Долина» Республики Алтай (июнь 2009 г.). Основные положения работы использованы при проведении лекций по курсу «Экономика Китая» для студентов МГИМО МИД РФ.Публикации. Содержание и результаты проведенных исследований опубликованы в 6 работах, общий объем 2,3 п. л., в том числе в 3 работах в научных изданиях, рекомендуемых ВАК России.^ Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Структура и объем работы определялись целями исследования и необходимостью решения поставленных научных задач.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цели и предмет диссертационного исследования, научная новизна, основные положения и практическая значимость полученных результатов. В первой главе «Место и роль особых экономических зон в мировом хозяйстве» рассматриваются теоретические и методологические основы формирования и функционирования ОЭЗ. Выделены существующие в мировой практике принципы и подходы к созданию ОЭЗ, дана их типология. Особые экономические зоны за последние десятилетия получили широкое распространение в мировой хозяйственной практике. В ОЭЗ соединяются современные рыночные принципы организации деятельности хозяйства с льготным налоговым режимом, что направлено на укрепление экспортного потенциала и развитие импортозамещающих отраслей. В связи с тем, что ОЭЗ создаются во многих странах мира, возникает известная терминологическая проблема, которая особенно характерна для России и Китая, где данная проблематика является относительно новой. В печати этих, а также ряда других стран одни и те же объекты называются “специальными”, “свободными”, “особыми” экономическими зонами и даже “оффшорами”. Наиболее удачным, по мнению автора, представляется термин «особая экономическая зона», поскольку именно этот термин подчеркивает наиболее существенное, т. е. правовое и финансово-экономическое выделение некой территории из национального или регионально-правового режима и установление на ней особого порядка хозяйствования. Термин «особые экономические зоны» является более универсальным по сравнению с рассмотренными аналогами, и поэтому он стал официально применяться в нормативных и законодательных документах ряда стран, в том числе в Российской Федерации. Использование различных терминов связано с тем, что организационно-правовые формы функционирования ОЭЗ развивались от простых торговых анклавов до более сложных комплексных технико-внедренческих и производственных зон, в которых в настоящее время осуществляют разработку и производство принципиально новых товаров, предоставляют различные, в том числе наукоемкие услуги, а также, что особенно важно, ведут разработку и внедрение инновационных технологий. Как следствие усложняется и организационно-функциональная структура ОЭЗ. В диссертационном исследовании выделены четыре основных критерия классификации Особых экономических зон: 1) по функциональному предназначению и виду деятельности; 2) по степени интеграции в мировую и национальную экономику; 3) по отраслевому признаку; 4) по характеру собственности. К выводу о целесообразности использования такой классификации, позволяющей рассмотреть ОЭЗ с различных позиций, склоняются и некоторые российские ученые2. Такой подход дает возможность комплексно исследовать деятельность ОЭЗ в различных странах. Эволюция особых экономических зон происходила в соответствии с уровнем социально-экономического развития той страны и региона, где они создавались. В развивающихся странах их создание, в значительной мере, определялось задачами индустриализации национальной экономики в условиях необходимости эффективного перераспределения факторов производства в глобальном масштабе. К числу важнейших характеристик, способствующих широкому распространению ОЭЗ в мировой экономике, на наш взгляд, следует отнести их большое функциональное, организационное, правовое разнообразие. За счет этого ОЭЗ находят свое место в совершенно различных социально-экономических и цивилизационных условиях. В значительной мере финансово-экономическая жизнеспособность ОЭЗ заключается в их организационной мобильности и пластичности, что позволяет достаточно быстро реагировать на изменения спроса и предложения на рынке. Цели и организационные структуры создания ОЭЗ в большинстве случаев являются инвариантными, они остаются неизменными при тех или иных преобразованиях. В работе автор проводит два принципиальных подхода к формированию ОЭЗ. Территориальный принцип предполагает специальное выделение части территории страны, где создаются ОЭЗ. Существует и так называемая “точечная” концепция создания особой экономической зоны, которая подразумевает, что преференциальный режим предоставляется определенному виду производственной или предпринимательской деятельности или же конкретному предприятию. При этом учитывается, что создание ОЭЗ представляет собой важный фактор эффективного развития экономики отдельных регионов, и как правило, принятие решений по их созданию увязывается с приоритетными экономическими задачами в рамках реализации долгосрочных стратегических программ. Для достижения поставленных целей ОЭЗ необходимо развивать определенные отрасли производства, наращивая за счет этого экономический потенциал региона и всей страны в целом. При этом, что особенно важно, под особым режимом понимаются не только некие льготы, но, по сути, особый режим ОЭЗ в целом, который должен отражать приоритеты данного региона и способствовать их достижению. Это является важной составной частью региональной политики любого государства. В Китае, например, такой подход рассматривается в качестве основополагающего. Следует также подчеркнуть, что особый режим ОЭЗ является прежде всего инструментом стимулирования реализации сравнительных конкурентных преимуществ данного региона, а не компенсацией отсутствия факторов его экономического развития. Мировой опыт показывает, что непонимание этого обстоятельства часто оборачивается провалами при попытках организовать ОЭЗ на той или иной территории. Анализ деятельности особых экономических зон показывает, что основной целью инвесторов, которые приходят в ОЭЗ является не развитие экономики региона и страны в целом, а получение прибылей. При этом особый режим и льготные условия вовсе не являются главным условием прихода туда крупных транснациональных корпорацией. На первом месте стоят другие критерии. Высокая социально-экономическая стабильность и низкие инвестиционные риски являются основными критериями для привлечения прямых иностранных инвестиций. Практика функционирования особых экономических зон показывает, что их создание оказывается целесообразным только в том случае, если они способствуют достижению конкретных конкурентных преимуществ товаров, предприятий, регионов и в конечном счете всей страны. В свою очередь, стратегия развития страны и ее регионов должна строиться исходя из задач конкретных предприятий, где на первом месте в условиях конкуренции стоит конкурентоспособность. Поэтому в настоящее время роль особых экономических зон заключается не столько в предоставлении налоговых льгот и привилегий, сколько в стимулировании достижений конкурентных преимуществ. Необходимо также отметить, что большинство фирм в развивающихся странах обладают лишь сравнительными преимуществами, что связано с дешевой рабочей силой и наличием природных ресурсов. Поэтому они оказались особо уязвимыми в условиях кризиса. Для обеспечения устойчивого развития главной задачей этих фирм должно являться достижение других конкурентных преимуществ, связанных с современными технологиями и инновациями. В решении этих задач важную роль могут сыграть особые экономические зоны. Мировой опыт показывает, что ОЭЗ способствуют развитию комплексов родственных отраслей, поддержке конкурентоспособности приоритетных направлений, обеспечению прогрессивных форм организационного развития и образованию кластера. На основе теории М. Портера о конкуренции, особая экономическая зона должна рассматриваться как особая экономическая система взаимосвязей фирм, организации и отраслей, способная суммировать и даже превысить конкурентные преимущества составных его частей и в значительной степени усилить конкурентоспособность региона. Формирование конкурентоспособности региона можно осуществлять именно на базе ОЭЗ, которые играют роль «катализатора» и своего рода платформы для поддержания устойчивых взаимодействий основных элементов экономической системы региона (см. рис.1, с.14).Рис.1. Схема формирования конкурентоспособности регионана базе особой экономической зоныСхема составлена автором.Правильная организация функционирования ОЭЗ является необходимым условием точного взаимодействия основных элементов экономической системы, важнейшей предпосылкой формирования конкурентоспособности региона, когда хозяйственная деятельность происходит в ускоренном режиме, активизируется использование существующих факторов производства, создается принципиально новый промышленный потенциал, повышается производительность труда и эффективность использования ресурсов, активизируется инновационная деятельность для достижения необходимых конкурентных преимуществ. Во второй главе, посвященной значению ОЭЗ в развитии экономики и внешнеэкономических связей Китая, перспективам их устойчивого развития проанализированы причины и условия создания ОЭЗ в Китае, рассмотрена организационно-правовая база их деятельности, определены модели особых экономических зон, выявлена их роль в развитии экономики и внешнеэкономических связей Китая. Комплексная оценка роли ОЭЗ была дана на всекитайском совещании руководителей регионов страны, проходившем в сентябре 2008 года, где было сказано, что «без использования особых экономических зон прогресс в области хозяйственных преобразований и внешней открытости Китая не мог бы достичь сегодняшней глубины и масштаба»3. С самого начала проведения политики реформ правительство КНР, возглавляемое Дэн Сяопином, рассматривало создание ОЭЗ как первый и очень важный шаг «политики открытости» страны внешнему миру. Изначально ОЭЗ в экспериментальном порядке создавались в южных провинциях страны с целью апробации опыта привлечения иностранных инвестиций и развития экономики отдельных регионов. В первых ОЭЗ проводились различные экономические и управленческие эксперименты, решались определенные хозяйственные задачи в контексте возможной реализации долгосрочных стратегических проектов. Конкретный режим, действующий на территории той и иной ОЭЗ Китая, формировался индивидуально, с учетом специфики региона, и во многом зависел от поставленных задач хозяйственного развития. На базе первых ОЭЗ и даже отдельных предприятий постепенно формировалась экономическая инфраструктура ряда китайских районов и позднее целых провинций. В настоящее время ОЭЗ служат важным инструментом развития ряда отраслей и стратегических направлений национальной экономики. Причем, в последние годы явно наметилась тенденция перехода и трансформации ОЭЗ от территориального принципа к отраслевому принципу их формирования. Если изначально в экспериментальном порядке в Китае было создано всего пять особых экономических зон, то в настоящее время, помимо ОЭЗ государственного уровня ( их всего насчитывается 246), в КНР функционирует очень большое количество ОЭЗ регионального уровня (1346 такого рода ОЭЗ )4. Убедившись в целесообразности использования ОЭЗ, Центральное правительство КНР предоставило «большую свободу» региональным властям по их созданию. Хотя контроль со стороны центральных властей за работой этих зон сохраняется, однако этот контроль носит не ограничительный характер, а направлен, главным образом, на координацию программ общенационального и регионального развития. Для сравнения можно сказать, что в России создание ОЭЗ регионального уровня до сих пор не разрешается, и многократные попытки местных администраций по лоббированию соответствующего законопроекта пока не увенчались успехом. Практика функционирования многих ОЭЗ Китая показывает, что хозяйственное развитие в большой степени основывается на специализации в производстве трудоемкой продукции. Однако в последние годы в выступлениях руководителей страны и работах китайских ученых подчеркивается, что возможности экономического роста за счет дешевой рабочей силы не безграничны. Акцент государственного регулирования деятельности ОЭЗ постепенно начинает переходить на стимулирование развития капиталоемких, высокотехнологических и инновационных отраслей. Со стороны иностранных инвесторов очень весомой причиной принятия решений о капиталовложениях в ОЭЗ является стремление осваивать огромный внутренний рынок Китая. Китайское правительство, с целью защиты национальной промышленности, долгое время использовало протекционистские меры, ограничивающие деятельность иностранных компаний. Однако на территориях ОЭЗ предоставлялись льготные условия для иностранных инвесторов, и экономические зоны играли важную роль в реализации политики по «умеренной открытости» национальной экономики Китая внешнему миру. Одновременно отрабатывались эксперименты по расширению использования негосударственных форм собственности в хозяйственной жизни. Постепенно положительный опыт распространялся на другие регионы страны. Необходимо подчеркнуть, что несмотря на широкое распространение различных форм собственности, в ряде сфер экономики Китая государство и спустя тридцать лет после начала реформы сохраняет за собой ключевые позиции, являясь по-прежнему основным инвестором и собственником, что отражает стремление сохранить действенный контроль над важнейшими отраслями экономики, приоритетами их развития, обеспечивая таким образом экономические и политические интересы страны. Потеря контроля может привести к дестабилизации работы всей экономики. Руководство Китая придерживается точки зрения, что взаимодействие с внешним миром должно носить постепенный характер. Синхронизация кризисов в мировой экономике является еще одним аргументом в пользу такой «умеренной открытости» национального хозяйства. Такой же точки зрения придерживаются не только китайские, но и видные российские специалисты.5 С учетом этих обстоятельств, использование ОЭЗ в Китае рассматривается под углом зрения необходимости избежать преждевременной масштабной либерализации национальной экономики, защиты от социальных кризисов и крупных провалов, в том числе путем создания относительно закрытых хозяйственных анклавов, какими являются ОЭЗ, где осуществляется международная кооперация на более льготных условиях, чем на остальной территории страны. В этой связи в диссертационном исследовании отмечен еще один, весьма существенный, по мнению автора, аспект рассматриваемой проблематики: Китай по сравнению с Россией является территорией несравненно более бедной полезными ископаемыми и природными ресурсами. Поэтому создание ОЭЗ, как инструмент интенсивного экономического развития на базе создания отраслей обрабатывающей промышленности, являлся для Китая в настоящее время единственно возможным, а в перспективе и наиболее целесообразным. Рассматривая организационно- правовую базу функционирования ОЭЗ автор отмечает, что данные условия в Китае являются достаточно гибкими, коррективы вносятся в зависимости от стоящих перед страной социально-экономических задач и программ развития отдельных регионов. Государство использует различные инструменты регулирования деятельности ОЭЗ, в первую очередь, налоговое стимулирование для поощрения налаживания или, наоборот, сокращения производства той или иной продукции. Важно отметить, что при вступлении в ВТО Китай принял на себя обязательства по предоставлению предприятиям с иностранным капиталом национального режима хозяйственной деятельности, уравнял налоговое бремя предприятий с китайским капиталом и иностранным капиталом, ликвидировал ранее действовавшие льготы для различных инвесторов. При этом государственная экономическая политика стала все больше внимания акцентировать на развитие новых и высоких технологий, инновационной деятельности, комплексном использовании ресурсов, охране окружающей среды и т.д. Таким образом, Китай перешел от территориального принципа налогообложения к отраслевому принципу. В новом законодательстве Китая предусмотрены специальные налоговые льготы для предприятий новых и высоких технологии6. Как отмечалось выше, в настоящее время в Китае действуют свыше двухсот сорока разного типа ОЭЗ государственного уровня и около полутора тысяч ОЭЗ регионального уровня. В результате сложилась достаточно сложная система многоступенчатой и разносторонней открытости Китая. При этом первые пять особых экономических районов, созданных еще в начале 1980-х гг. к настоящему времени фактически стали представлять собой единый хозяйственный комплекс, который ориентируется, главным образом на внешний рынок7. Важной отличительной чертой китайского опыта создания ОЭЗ является то обстоятельство, что первые иностранные инвестиции в 1980-е гг. стали поступать по линии состоятельных зарубежных китайцев (хуацяо), которые явились своего рода первопроходцами в освоении нового инвестиционного пространства. Именно с помощью китайской зарубежной диаспоры началось создание первых совместных предприятий в Китае. Только после этого крупные компании из США, Японии и Европы стали проявлять серьезный интерес к возможностям организации производства в КНР. Привлекательность Китая в плане приложения капитала определялась наличием дешевой и трудолюбивой рабочей силы, политической стабильностью в стране и достаточно льготным инвестиционным законодательством. К началу 2008 г., т.е. за три десятилетия проведения политики реформ и внешней открытости, общий объем вложенных в экономику страны прямых зарубежных инвестиций составил более 820,4 млрд. долл. В стране было создано 634 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, которые действуют практически во всех отраслях китайской экономики8. Особо следует выделить новый экономический район Пудун в г. Шанхае, который продемонстрировал большие успехи, как в плане привлечения зарубежных инвестиций в отрасли современных технологий, так и в содействии развитию экономики китайских районов бассейна р. Янцзы. В 2007 г. объем производимой там валовой промышленной продукции (476 млрд. юаней) превысил аналогичный показатель всего г. Шанхая за 1998 г., что означает фактическое создание экономики, сопоставимой с хозяйственной деятельностью одного из крупнейших промышленных центров страны, такого как Шанхай. В работе представлены основные экономические показатели ОЭЗ и показаны их роль во внешнеэкономической деятельности Китая. В целом к началу 2008 г. общий размер валовой внутренней продукции 54 зон технико-экономического развития страны составил 1269,60 млрд. юаней, а объем добавочной стоимости промышленной продукции – 919,97 млрд. юаней. Совокупный размер их внешнеторгового оборота составил в 2007 г. 330,9 млрд. долл. (экспорт – 178,1 млрд. долл., импорт – 152,8 млрд. долл.), или около 15% внешнеторгового оборота Китая, на их территорию было привлечено иностранных инвестиций на сумму в 17,32 млрд. долл.9 Останавливаясь на перспективах деятельности ОЭЗ в Китае, автор считает, что в современных экономических условиях их роль не только не уменьшится, а наоборот, будет приобретать новое, более качественное значение. Руководство страны возлагает большие надежды на ОЭЗ в деле повышения конкурентоспособности и структурной трансформации национальной экономики. Существующие налоговые льготы, применяемые в настоящее время по отраслевому признаку, способствуют структурной перестройке промышленности и образованию кластеров отраслей на базе ОЭЗ. Дальнейшее развитие о