А. П. Лопухин Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Послание Святого Апостола Павла к Ефесянам Содержание А. П. ЛопухинТолковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.Послание Святого Апостола Павла к ЕфесянамПослание к ЕфесянамЕфес и основание церкви в ЕфесеМесто и время написания посланияНазначение послания и повод к его написаниюО подлинности посланияСодержание посланияЛитератураГлава I. Приветствие (1-2). Благословение Бога за многие благодеяния, дарованные нам во Христе (3-14). Величие христианской надежды, которую верующие имеют во Христе (15-23)1-23-1434567891011-12131415-231516-17181920212223Глава II. Продолжение речи о величии домостроительства нашего спасения во Христе Иисусе: религиозно-нравственное состояние Иудеев и язычников до Христа и их возрождение во Христе (1-10). Сравнение состояния язычников с состоянием Иудеев. Примирение всех с Богом во Христе и последствия этого примирения (11-22)1-101-234-5678-1011-2211-1213141516171819-2021-22Глава III. Великая тайна Христова (1-6). Ап. Павел как служитель этой тайны (7). В чем состоит служение Апостола и какова цель этого служения (8-12). Увещание к Ефесянам (13) и молитва Апостола о них (14-21)1-6123-45678-128-910-121314-2115161718-1920-21^ Глава IV. О единстве в Церкви (1-16). Нравоучительные наставления общего характера (17-32)1-1612-34-678-1011121314-151617-3217-1920-242526272829303132^ Глава V. Продолжение наставлений общего характера (1-21). Наставления женам и мужьям (22-33)1-211-23-45-67-9101112131415-161718192122-3322232425-2728-3031-3233Глава VI. Отношение детей к родителям и родителей к детям (1-4). Отношения между господами и рабами (5-9). Борьба христиан с злыми духами (10-20). Заключение (21-24)1-412345-956-78910-241011-1213-1516-171819-2021-24 ^ Послание к Ефесянам Ефес и основание церкви в Ефесе Ефес, лежавший на реке Каистро, при впадении ее в Икарийское море (часть моря Эгейского), был главным городом Асийской провинции (называвшейся иногда просто Асия). Городская крепость возвышалась на скале. Гавань находилась при устье Каистро. В силу своего счастливого положения, Ефес сделался важнейшим торговым городом провинции Асии, но в нравственном отношении население его стояло на очень невысокой ступени. Между великолепными зданиями города всего известнее был храм Дианы или Артемиды. В Ефесе жило немало и Иудеев. После основания в Ефесе церкви, этот город долгое время служил средоточным пунктом христианства в Малой Азии. После Ап. Павла, здесь жил Ап. Иоанн Богослов, а потом здесь несколько раз собирались соборы. Разрушен Ефес был, вероятно, Тамерланом в 1402-м году. В настоящее время на месте этого славного города лежат одни развалины и изредка только останавливаются здесь номады-пастухи.Первые семена христианства были заброшены в Ефес учениками Иоанна Крестителя, которые хотя имели далеко недостаточные познания в христианской вере, однако все же веровали в Иисуса как в Мессию. Потом на короткое время, во время своего второго апостольского путешествия, заходил в Ефес Ап. Павел и беседовал здесь с Иудеями о вере, оставив после себя дальнейшее распространение Евангелия в Ефесе на обязанности своих друзей Акилы и Прискиллы, к которым потом на помощь пришел александрийский иудей Аполлос, который сам в полной мере был наставлен в истинах веры только здесь Акилою и Прискиллою. Прочное устройство Ефесской церкви дано было только в третье путешествие Ап. Павла. В это путешествие Ап. пробыл в Ефесе около трех лет и собрал в одну общину церковную немало Иудеев и язычников, совершил много чудес над душевно и телесно больными, положил конец закравшемуся было и в среду Иудеев волшебству и счастливо избежал от опасности, угрожавшей ему во время народного восстания, которое поднял против него мастер золотых изделий Димитрий. Отсюда Ап. простирал свое благотворное влияние на всю Малую Азию. При своем удалении из Ефеса Ап. поставил епископом Ефесской церкви своего ученика Тимофея.^ Место и время написания послания Послание к Ефесянам написано Апостолом в узах (III:1; IV:1). По всему заметно, что это были первые римские узы Апостола, а не кесарийские. Так, различные древние рукописи и переводы послания имеют подпись, свидетельствующую о том, что это послание написано из Рима. Затем, Апостол, как видно из послания (Еф. I:15; VI:19, 20), готовится держать окончательный ответ пред языческою властью, чего он не мог ожидать еще в Кесарии, так как в Кесарии им было только еще заявлено требование, чтобы его отправили на суд в Рим. Узы, в каких Ап. написал послание к Ефесянам, несомненно были первые его узы в Риме, потому что Ап. еще не чувствует такого стеснения, какое он чувствовал во время вторых его уз. Так как узы первые продолжались от весны 62-го до весны 64-го года, то к этому времени и следует относить происхождение послания.^ Назначение послания и повод к его написанию Послание Апостола Павла к Ефесянам всею древнею Церковью признавалось как написанное именно к Ефесской церкви. Но новейшая критика отрицает это прежде всего на том основании, что слова первого стиха: "в Ефесе" будто бы неподлинны и вставлены кем-либо из переписчиков послания. Затем указывают на то, что послание в целом имеет общий характер, что в нем нет ничего специального, относящегося к Ефесской церкви, нет приветствий к отдельным лицам. Но эти соображения не могут быть признаны достаточными. Слов "в Ефесе" не имеется только в трех кодексах, а между тем все остальные списки и переводы послания их имеют. Потом, слово "находящимся" или "сущим" с отпадением слов "в Ефесе" остается, можно сказать, висящим на воздухе. Невероятно, наконец, чтобы Апостол, везде в других посланиях точно обозначающий в приветствии адресатов послания, здесь отступил бы от этого обыкновения11. Что касается общности характера послания, то несмотря на нее все-таки нельзя отрицать, что наше послание производит впечатление послания, которое было направлено к определенной церкви. Общий же характер придал своему посланию к Ефесянам Апостол в том расчете, что это послание пойдет по другим малоазийским церквам. А приветствий к отдельным лицам мы не встречаем также в послании к Галатам. Это отсутствие приветствий может быть объяснено тем, что Павлу пришлось бы испещрить целые страницы одними приветствиями, так как в Ефесе у него было многое множество знакомых.Внешним поводом к написанию послания к Ефесянам было отправление Тихика в Малую Азию. С ним Ап. и нашел нужным отправить послание. Что касается внутренних побуждений, по каким Ап. решился обратиться к Ефесянам с посланием, то тут нужно исключить всякую полемическую цель: нигде не видно, чтобы Апостол хотел опровергать в послании каких-нибудь еретиков. Проще всего предположить, что Апостол, чувствуя, что его деятельность подходит к закату, хотел раскрыть пред любимой им церковью величие христианства, которое по-видимому не довольно ясно сознавалось ефесскими христианами, а потом утвердить мысль о необходимости единства, которого также не достаточно было между Ефесянами.^ О подлинности послания Вопреки общему голосу древности, признающему послание к Ефесянам подлинным произведением Апостола Павла, новейшая критика отрицает эту подлинность. Во-первых, критики указывают на то, что богословие в этом послании отличается от богословия других, несомненно подлинных произведений Апостола Павла, а во-вторых, на то, что это послание очень похоже на послание к Колоссянам, так что будто бы составляет просто расширение последнего. Что касается первого соображения, то оно не имеет под собою сколько-нибудь твердой основы, потому что критики на самом деле не могли найти ничего противоречащего в богословии этого послания с богословием других Павловых посланий. Несомненно только, что здесь полнее и точнее излагается учение о лице Господа Иисуса Христа, но это требовалось обстоятельствами времени. Если же послание к Ефесянам в некоторых местах сходно с посланием к Колоссянам, то это не говорит против его подлинности (см. об этом во введении к посл. к Колоссянам). Наконец, указывают еще на особый стиль послания, но это указание также не имеет особого значения, потому что "это послание от начала до конца носит характер положительного раскрытия христианского веро- и нраво-учения и полемика нигде не выступает прямо; отсутствуют всегдашние противники св. Апостола - иудействующие, а потому нет "вопросов", нет и "ответов" врагам, извращающим Евангелие" (проф. Богдашевский стр. 199). Этим и отличается послание к Ефесянам от посл. к Римлянам, Коринф. и Галатам. Таким образом, возражения против подлинности послания все не имеют под собою сколько-нибудь твердых оснований.^ Содержание послания Послание к Ефесянам удобно может быть разделено на две части: догматическую (I-III главы) и нравоучительную (IV-VI главы). В первой части Ап. раскрывает величие христианства вообще (именно в первой главе), а потом ту же самую идею он раскрывает в приложении к читателям послания (гл. II-ая) и, наконец, говорит об этом величии с точки зрения своего личного опыта (гл. III-я). В нравоучительной части послания также сначала излагаются наставления общего характера, относящиеся к каждому члену Церкви без различия (IV:1-V:21), а затем идут наставления к членам христианского семейства (V:22-VI:9). Послание оканчивается некоторыми увещаниями, сообщениями и апостольским благословением (VI:10-24). Литература В святоотеческой литературе известны толкования на послание к Ефесянам, принадлежащие св. Иоанну Златоусту, бл. Феодориту, бл. Иерониму, св. Иоанну Дамаскину, Феофилакту и др. Из русских трудов наиболее выдаются: Смирнов С. Е. прот. Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания Ап. Павла к Ефесянам (доктор. диссертация). М. 1873 г. - Феофан еп. Толкование послания св. Ап. Павла к Ефесянам М. 1882 г. - Богдашевский Д. проф. Послание св. Ап. Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование. Киев. 1904 г. - Из новейших иностранных можно назвать: Мейера. Послания из пленения. 1897 г. (в обработке Гаупта). - Поля Эвальда, Послания Павла к Ефесянам, Колоссянам и Филимону (изд. Цана) 1910 г. и Дибелиуса. Послания Ап. Павла к Колоссянам, Ефесянам и Филимону. 1912 г. Все три эти толкования - на немецком языке. Глава I. Приветствие (1-2). Благословение Бога за многие благодеяния, дарованные нам во Христе (3-14). Величие христианской надежды, которую верующие имеют во Христе (15-23) 1-2 Приветствие, с каким здесь Ап. Павел обращается к читателям, походит на те приветствия, с какими он обращается к Коринфянам в 1-м и 2-м посланиях. - Волею Божиею - см. 1Кор. I:1. - Апостол Иисуса Христа - см. 1Пет. I:1. - Святым и верным во Христе Иисусе. Христиане названы "святыми" в том смысле, что они представляют собою выделенное из грешного мира общество. Они "верны" Богу, т. е. твердо стоят в вере. Тем и другим они обязаны "Христу Иисусу" (см. Рим. I:1): благодаря Его заслугам, они стали святы и с помощью Его благодати сохраняют верность призвавшему их Богу. - Благодать и мир - см. Рим. I:1 и 1Пет. I:2. - Отца нашего - см. Мф. VI:9. 3-14 Начиная первую, догматическую, часть своего послания, Ап. в форме восхваления Бога дает читателям общее изображение величия христианства. Прежде всего он говорит, что христианство имеет предвечное основание: мы, христиане, избраны Богом прежде сложения мира во Христе Иисусе к ближайшему общению с Богом. Потом Ап. указывает на то, что мы искуплены кровью Христа от грехов, получили высокую мудрость от Бога и во Христе уже вступили в теснейшее единение с Богом - даже получили печать того, что мы стали наследниками небесного блаженства. 3 ^ Благословен Бог и Отец... См. 2Кор. I:3. Ап. прежде всего говорит с 3-го по 6-й ст. о том, что Бог сделал для христиан в до-историческое время, или, можно сказать, от вечности. Он благословил, т. е. назначил нам во Христе, - Который здесь мыслится как существовавший до Своего воплощения, от самой вечности, - всякие, т. е. касающиеся всех сторон нашего существа, благословения. - Духовным, - т. е. принадлежащим к высшей, божественной, духовной области бытия. В Нов. Завете слово "духовный" обыкновенно употребляется для обозначения высшего, божественного происхождения какого-либо явления. - В небесах. Самое действие благословения имело место на небе (ср. ст. 4-й: прежде создания мира). 4 "Благословение" - это не первое дело, за которое Ап. хочет благодарить Бога. В основе этого "благословения" лежит "избрание" (так как - по греч. стоит κατώς собственно: согласно с тем как, но здесь, как можно заключать из контекста речи, этот союз имеет значение союза причины ср. Рим. I:28). - В Нем, т. е. во Христе. Христос, Сын Божий, уже от вечности был избран Богом для совершения спасения людей, и мы точно также, благодаря этому, уже от вечности были предизбраны Богом к тому, чтобы составить общество верующих. - Святы и непорочны - не в смысле нашего нравственного самоусовершенствования, а, как видно из контекста речи, в общем смысле: мы предназначены составить из себя общество избранных Божиих, которые освящаются кровью Христа. - Пред Ним, т. е. назначены на служение Богу. - В любви. Так как здесь речь идет вообще об отношении Бога к нам, то лучше разуметь здесь не нашу любовь, а любовь Бога к людям. Многие древние и новые толкователи относят это выражение к 5-му стиху, что представляется более вероятным, так как иначе это выражение слишком было бы отдалено от глагола, к которому оно только и могло бы относиться (избрал). 5 Предопределив. В одно время с избранием совершилось и наше предназначение к усыновлению Богу во Христе. О предопределении - см. Рим. VIII:29. Здесь Ап. прибавляет, что это предопределение основано на любви Бога к нам. - Усыновить. Понятие "усыновления" было известно и в Ветхом Завете (Исх. IV:22; Вт. XIV:1), но там это усыновление было уделом народа как единого целого, а в Новом Завете оно дается каждому верующему в отдельности (Гал. IV:7). - По благоволению воли Своей. По толкованию св. Иоанна Злат., под "благоволением" нужно разуметь "сильное хотение нашего спасения". При этом нужно сказать, что это "хотение" или решение является совершенно свободным (ср. Лк. II:14). По отношению к "хотению" любовь Божия, о которой Ап. сказал в начале стиха, является его внутреннею основою. 6 ^ В похвалу. Нельзя сказать, что Бог имел прямою целью в Своем деле по отношению к людям Свое прославление: это противоречило бы ранее указанному мотиву действий Божиих, каким является любовь. Здесь Ап. только указывает на то, что должно явиться естественно само собою, как совершенно нормальное последствие действий Божиих. - Славы благодати. Выражение "славы" представляет собою определение к слову "благодати". Благодать, т. е. расположение Бога к людям, является как славная, величественная, и мы естественно восхваляем ее. - Которою Он облагодатствовал нас. Эти слова представляют собою переход к следующему изображению того состояния, в каком христиане уже находятся (Ранее шла речь о том, что было сделано для них Богом до их действительного призвания в Церковь). Бог теперь облагодатствовал, т. е. подарил нам в изобилии Свою благодать (ср. Ин. I:16). По толкованию Златоуста и нек. др. древних толкователей, здесь дана и мысль о том, что Бог Своею благодатью сделал нас любезными или приятными Себе, - конечно, чрез то, что Сын Его очистил Своею кровью нас от всякого греха. - В Возлюбленном. Согласно с контекстом речи, это выражение следует понимать как обозначение "возлюбленного нами". Такое понимание стоит в соответствии и с заключительными словами послания (см. VI:24). 7 От предвечного действия благодати Божией Ап. переходит к изображению ее действия в настоящее время. - Во Христе ("в Котором" - относится к выражению 5-го стиха: "чрез И. Христа") мы имеем искупление (о значении этого слова см. Рим. III:24), а плодом этого искупления, совершенного сразу для всех людей, является "прощение грехов" каждого из нас в отдельности. Это "прощение" нельзя понимать как только акт юридический, а нужно видеть в нем действительное отнятие от нас греха, очищение греха (ср. Мф. XXVI:28; Лк. I: 77; Рим. V:1). Но то и другое соответствует (по богатству) богатой благодати Божией: благодать Божия - это величайшая сила Божия, подающая нам множество духовных сил. 8 ^ Каковую Он в преизбытке даровал нам. Благодать или, как выражается Ап. Петр, божественная сила (2Пет. I:3) дарована нам в виде всякого рода премудрости и разумения. Под премудростью нужно разуметь способность проникать умом в самую сущность и достоинство вещей, а под разумением - способность правильно относиться к вещам, известный нравственный такт. 9 Новое доказательство любви Бога к людям. Бог открыл нам то, что составляло Его собственную тайну - тайну Его воли, что было тайно предрешено им относительно мира. Открыл Он эту тайну по благоволению Своему к людям, какое Он возымел к ним во Христе. Из этого мы можем заключать, что Бог теперь относится к нам как к Своим искренним друзьям, потому что тайнами делятся только те, кто стоит в дружеских отношениях между собою. 10 В чем же состояла эта тайна? ^ В устроение полноты времен, т. е. когда наступил назначенный Богом срок, когда все периоды, какие должны были предшествовать пришествию Христа, прошли (εις οικονομίαν = в силу того, что смотрение или домостроительство о спасении людей пришло к концу), Бог решил все существующее привести снова в первоначальное нормальное состояние, в каком мир находился до падения (соединить под главою - Христом - ανακεφαλαιου̃ν = собственно: объединить, привести разрозненные части к единству, но здесь, в отношении к делу Христа, это слово может значить и восстановить в первобытном состоянии). Это приведение в нормальное состояние есть следствие искупления, совершенного Христом и, начавшись с основания Церкви Христовой на земле, будет продолжаться в течении всего периода существования человечества на земле. Без сомнения, это действие не простирается на демонские силы, которые не искуплены: они не способны к восстановлению (понятие полного "восстановления" вообще чуждо Новому Завету). 11-12 Еще новую милость мы получили от Бога во Христе: мы стали наследниками, т. е. приобрели право на вступление в славное царство Божие и на обладание благами этого царства. К получению этого высокого права мы были предназначены свободною благою волею Бога. - Дабы послужить... Так велико это право наследников, что мы должны постоянно прославлять даровавшего нам это право Бога. - Ранее уповали на Христа. Ап. говорит здесь о всех христианах вообще и называет их "ранее уповавшими" или, точнее, предуповавшими потому, что имеет в виду то обстоятельство, что полное исполнение христианских надежд последует только в будущем, когда будет даровано нам полное наследие (проф. Богдашевский). Прич. прош. времени здесь стоящее (προηλπικότας) обозначает не прошедший факт, но продолжающий свое существование. 13 Здесь Ап. обращается уже к тем христианам, которые будут читать его послание. - ^ В Нем, т. е. во Христе читатели послания "запечатлены обетованным Святым Духом", после того как услышав слово истины или благую весть о своем спасении, уверовали в эту весть (уверовав в него, т. е. во Христа - перевод неправильный, потому что везде в II-ой главе одна мысль присоединяется к другой, предыдущей, посредством местоимения ός, а здесь и стоит: εν ω̃). Самое "запечатление", как видно из контекста речи, есть акт не только внутренний, но и наблюдаемый вне, людьми посторонними (ср. 1Кор.IX:2). Здесь Ап., несомненно, разумеет ниспослание благодати Духа Святого на верующих в праздник первой христианской Пятидесятницы (Деян. II гл.) и последующее излияние духовных даров на вступавших в Церковь. Бог этими дарами отмечал христиан как людей святых, избранных. 14 ^ Который есть залог наследия нашего. Дух Святый, какой получали христиане, был еще только свидетельством того, что они со временем получат все те блага, какие обещал им Христос (наследие свое), т. е. небесную славу12. - Для искупления удела Его. Здесь Ап. имеет в виду, как можно выводить из контекста речи, будущее искупление или освобождение удела Божия или общества верующих23. Ведь пока мы, христиане, живем на земле, мы все еще не составляем исключительно владения Божия. Но со временем, благодаря дарованным нам силам благодати Св. Духа, мы должны освободиться от власти земных обстоятельств и тогда-то прославится Бог вполне. Впрочем это "освобождение" будет совершено не сразу, а постепенно. 15-23 Ап. знает, что Ефесяне имеют веру и любовь. Теперь он испрашивает у Господа, чтобы Он еще дал им вникнуть в великое значение христианской надежды. Пусть, с помощью посланных им от Бога премудрости и разумения, они поймут и самое существо этой надежды, и ее основание и, наконец, способ, каким она осуществляется. А чтобы самая эта надежда была в Ефесянах более твердою, Ап. указывает на то, что уже сделано Богом по отношению ко Христу: совершенное в этом отношении так велико, что христиане могут быть уверены в том, что Бог совершит и для них то, сравнительно малое, что составляет предмет их надежды. 15 ^ Посему, т. е. в виду дарования христианам многоразличных благословений (см. ст. 3 и сл.). - И я - подобно вам, т. е. принимая участие в вашей радости и благодарении за вышеуказанные благодеяния. - Услышав - по всей вероятности, от приходивших к нему из Ефеса христиан. - Ко всем святым - ко всем христианам. 16-17 Ап. благодарит постоянно Бога за то, что Ефесяне сделались участниками божественных благословений. Он вспоминает о них и в молитвах, т. е. молится за них, чтобы Бог дал им Духа премудрости и откровения. - Бог Господа, т. е. Бог Христа по Его человеческой природе. - Отец славы - Которому принадлежит слава или величие, как никому еще, от Которого исходит это величие (ср. 1Кор.II:8). - Духа премудрости и откровения. Дух Св. уже принадлежит христианам (ст. 13) и молиться о Его даровании нет нужды. Поэтому выражение: "чтобы дал..." лучше перевести так: "чтобы Бог сделал пребывающий уже в вас Дух Духом, производящим в вас премудрость и откровение". Премудрость - см. ст. 8. - Откровения - конечно, не откровения о чем-либо новом в религиозном отношении, а о снятии с нашего разумения всяких, мешающих нам ясно понимать величие христианства, покрывал (ср. 1Кор.II:10). - К познанию Его - точнее: в познании Его (εν επιγνώσει αυτου̃). Слова эти лучше отнести к следующему стиху. 18 ^ И просветил... В области ведения о Боге (в познании Его - ст. 17-й) пусть Ефесяне обладают просвещенными очами сердца, т. е. пусть они совершенно светлыми глазами души (сердце - центральное седалище и центральный орган личной жизни Рим. X:10) познают Бога. - Дабы вы познали... Прежде всего это просвещение душевных очей в области познания Бога нужно для того, чтобы Ефесяне познали, в чем состоит надежда призвания Его, т. е. в чем заключается предмет христианской надежды, которая основывается на божественном призвании (ср. Рим. VIII:24). - И каково богатство... Здесь определяется, в чем именно состоит предмет христианской надежды: это - наследие Божие, чрезвычайно величественное, которым пользуются и будут пользоваться святые Божии (для святых - точнее: "среди святых". Святые - здесь в собственном смысле, а не вообще христиане). 19 Наконец, просвещенные очи сердца нужны христианам для того, чтобы понять, как велико могущество Божие, проявляющееся уже в настоящее время на нас, верующих. - По действию державной силы Его. Слова эти естественнее относить к выражению 20-го стиха и таким образом здесь видеть ту мысль, что великое могущество Божие проявляется в отношении к верующим сообразно тому действию державной силы Божией, которою Бог действовал в отношении ко Христу (см. след. стих). 20 В отношении ко Христу державная сила Божия проявилась в том, что Бог воскресил Христа из мертвых (см. Рим. VIII:11) и посадил Его - как прославленного человека (по Божеству Своему Господь Иисус Христос никогда не покидал Божественного трона. Златоуст) - на небесах по правую руку от Себя (см. 1Цар. XX:25; 3Цар. II:19; Пс. CIX:1). 21 Несомненно, что здесь речь идет не о земных властях, а об ангельских чинах: в предыдущем стихе сказано уже, что Бог посадил Христа на небесах. Конечно, здесь разумеются только добрые ангелы, потому что здесь Ап. говорит о возвышении Христа, а не о победе Его над силами ада. Некоторые толкователи (напр. проф. Богдашевский) полагают, что перечисление чинов ангельских идет здесь в восходящем порядке. - И всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Ап. хочет сказать, что Христос выше всех чинов ангельских, о существовании каких мы знаем уже, и всяких иных, о которых мы узнаем только в будущей жизни (Бл. Феодорит). - Век сей - время до второго пришествия Христа, а век будущий - будущая жизнь. 22 См. Пс. VIII:5-7. - ^ И поставил Его выше всего, главою Церкви. Правильнее перевести с греческого нужно так: "и Его (Христа) дал, как главу над всем, Церкви". Только, конечно, в этом случае нужно добавить, что Христос дан Церкви не только как дар (Рим. V:15), но тоже как Глава. Церковь особенно возвышается чрез то, что ей дана такая Глава, которая является главою всего существующего34. 23 Чтобы показать особую близость Церкви ко Христу, Ап. называет ее телом Христовым. Христос есть голова, а Церковь - тело. Если из головы идут все нервы, управляющие движениями тела, то и от Христа Церковь получает все силы для своей жизни45. - Полнота наполняющего все во всем. Это выражение одни толкователи (Златоуст, бл. Феофилакт) понимают как обозначение значения Церкви - (полнота - πλήρωμα в действ. значении), говоря, что Церковь восполняет собою Христа, хотя Христос Сам наполняет все. Другие (напр. проф. Богдашевский) понимают это выражение в страдательном значении (полнота - то, что наполняется или наполненное. Параллельные выражению πλήρωμα есть выражения άγγελμα, κήρυγμα, тоже имеющие страдательное значение). Последнее мнение представляется более правильным, потому что везде в рассматриваемой главе речь идет о том, что Церковь получила, а не о том, что она сама дает. - Наполняющего все во всем. По более распространенному толкованию, Ап. говорит здесь о том, что Церковь есть полнота Того, Кто весь мир наполняет всеми предметами, находящимися в мире. Но с таким толкованием трудно согласиться главным образом потому, что, с принятием его, мы уменьшим значение Церкви. В самом деле, что особенного будет в том, что Церковь наполняется Христом, как и весь мир? Лучше поэтому принять выражение εν πα̃σιν (по-русски: перев. во всем) как мужской род65 и видеть здесь указание на отдельные лица - на членов Церкви, а под выражением "все" (τά πάντα) понимать все стороны деятельности этих "всех" лиц. Таким образом, все это выражение можно передать так: "Наполняющего или исполняющего всех членов Церкви во всех сторонах их внутренней жизни". Все же выражение "полнота Наполняющего..." всего естественнее, вместе с Богдашевским, изъяснять так. Церковь есть полное совершенство во всех отношениях. Но такова идея ее, а осуществление этой идеи совершается только постепенно в жизни верующих, чрез действие Христа. Христос (Своими благодатными силами) исполняет всех верующих, из полноты Его Церкви мы все восприемлем, что нам нужно для того, чтобы достигнуть "меры возраста исполнения Христова" (IV:13). Глава II. Продолжение речи о величии домостроительства нашего спасения во Христе Иисусе: религиозно-нравственное состояние Иудеев и язычников до Христа и их возрождение во Христе (1-10). Сравнение состояния язычников с состоянием Иудеев. Примирение всех с Богом во Христе и последствия этого примирения (11-22) 1-10 Доселе, в первой главе, Ап. изображал величие христианства вообще, а теперь, в частности, он говорит о том, что христианство сделало для читателей послания. Ранее они были людьми мертвыми духовно из-за грехов своих, а теперь во Христе они оживлены Богом и могут жить, творя добрые дела. 1-2 Прежде всего Ап. говорит о состоянии язычников, потому что большинство ефесских христиан, очевидно, ранее были язычниками. Эти язычники были мертвы - конечно в смысле нравственном. Хотя многие языческие народы, и в особенности греки, хвалились своими успехами в культуре, гордились тем, что они живут весело и счастливо, тем не менее их жизнь была вовсе не настоящая жизнь, не та, какая только и заслуживает наименования "жизнь". Они все были грешники и творили всякого рода грехи (преступление и грех - синонимы). - По обычаю мира сего. Мир сей - это мир несовершенный, лукавый (Гал. I:4), с которым Ап. не советует дружить христианам (Рим. XII:2). - По воле князя, господствующего в воздухе. Здесь, несомненно, разумеется сатана (ср. 1Кор.XI 9-21; 2Кор. IV:4). Назван он "князем власти воздуха" (русский перевод здесь неточен) потому, что его власти подлежат разные духи, которые здесь названы в собирательном смысле "властью" (εξουσία ср. Кол. I:13). Власти эти названы "воздушными" (τ. αίρος) в том смысле, что они невидимы, невоспринимаемы, след. бестелесны (проф. Богдашевский), хотя нельзя не сказать, что Ап., называя их воздушными, очевидно, давал понять, что их влиянием, их вредоносным дыханием, можно сказать, насыщен был весь воздух, каким дышали язычники. Последние, таким образом, дышали зараженным воздухом и этим объясняется их упорство во грехах. - Духа. Вероятно, здесь един. число вместо множеств. : духов. Диавол точнее определяется, как князь духов, которые и теперь еще действуют в упорных, не поддающихся влиянию евангельской проповеди людях (сын противления - гебраизм, обозначающий людей, которые, так сказать, по природе своей противятся Богу (ср. выраж. сын погибели во 2 Сол. II:3)). 3 ^ Между которыми, т. е. в числе этих сынов противления. - Были и мы, т. е. Иудеи. - По нашим плотским похотям. Ап. разумеет здесь пожелания как телесные, так и душевные, которые идут против высших требований духа (ср. Гал. V:17). Отсюда можно заключать, что Иудеи не стояли под действием чуждой, бесовской, силы, как язычники, и поэтому, пожалуй, их вина больше, чем вина язычников, которые никак не могли освободиться от влияния этой чуждой силы. С собственными похотями Иудеям бороться было все таки возможно. - Исполняя желания плоти и помыслов. Иудеи допустили свой разум (помыслы - διάνοιαι = собственно: настроение душевное) и желания похоти или, проще говоря, самую плоть заключить между собою союз, вместо того, чтобы сделать свой разум орудием борьбы против поползновений плоти. Вследствие этого плоть стала с большой дерзостью предъявлять человеку свои требования. - И были по природе чадами гнева, как и прочие, т. е. оставались, подобно язычникам, под действием гнева Божия, совершенно заслуженного нами уже по самой нашей, развращенной наследственным грехом Адамовым, природе. Это выражение указывает внутреннюю основу факта, обозначенного в предыдущем выражении: "исполняя желания плоти и помыслов". - Гнев Божий, о каком здесь говорится, есть ревность святой любви Бога к людям против их увлечения нечестием. 4-5 С пришествием Христа, для тех Иудеев и язычников, которые уверовали в Него, наступило новое состояние. Вместо прежней мертвенности они стали жить настоящей жизнью вместе со Христом. Бог оживил нас со Христом, сделал это исключительно по любви Своей, в основе которой лежит милость или сожаление ко всем страждущим. - И нас, т. е. даже нас, которые были совсем духовно мертвы. - Благодатью вы спасены, т. е. совершенно без всяких заслуг с своей стороны. Замечание это было полезно услышать особенно Иудеям, которые привыкли основывать свое спасение на собственных добрых делах. 6 ^ И воскресил... Во Христе мы уже воскресли или восстали к новой жизни (Рим. VI:4), хотя телесное воскресение составляет еще только предмет нашей надежды. Вместе с тем употребленное здесь и в следующем выражении (посадил на небесах) прош. сов. время указывает на то, что христиане непоколебимо уверены в том, что и воскресение, и прославление их непременно совершится. 7 Все, что сделано для нас Богом до сих пор, сделано для того, чтобы со временем, в грядущих веках или, иначе, в будущей жизни, мы получили еще больше - преизобильное богатство Его благодати, которая имеет свое основание в том, что Бог стал к нам милостив (в благости), благодаря великому делу искупления, совершенному Христом. Теперешние блага, какими пользуются христиане, - это только предначатие того блаженства, каким они будут пользоваться в будущей жизни. 8-10 Мысль вводная. Ап. здесь хочет внушить своим читателям из Иудеев, что они не имеют права приписывать себе какую бы то ни было заслугу в устроении своего спасения. Всем они обязаны любви Божией. С их стороны могла быть предъявлена только вера (ср. Рим. III:22), хотя даже и самая вера является в некотором смысле даром Божиим, так как Бог помогает нам ее утвердить в себе. - Мы Его творение, т. е. мы Им воссозданы во Христе, стали новою тварью (Гал. VI:15). Созданы во Христе Иисусе на добрые дела... Бог, воссоздавая нас во Христе, этим самым предназначил нам вести добродетельную жизнь, последняя является таким образом безусловно необходимой, неизбежной для христианина. Впрочем выражение: "нам исполнять" показывает, что и нам предлежит нечто сделать самим в своем новом состоянии, что не только благодать Божия будет вести нас к высшему прославлению, но и сами мы обязаны заботиться о своем нравственном развитии. 11-22 Чтобы дать понять христианам из язычников, как велико дело, совершенное для них Богом (ст. 10-й), Ап. припоминает им, что они до принятия христианства находились в крайне бедственном состоянии в отношении религиозно-нравственном. Их положение было несравненно хуже, чем положение Иудеев. Но теперь они примирились с Богом во Христе и, вместе с обратившимися ко Христу Иудеями, составляют единую Церковь Христову. При этом Ап. кратко изображает характер Церкви. 11-12 ^ Язычники по плоти - т. е. язычники имели даже внешний признак особый, именно они не были обрезываемы. - Так называемые. Ап. этим выражением не уничтожает значение обряда обрезания, которое было знаком завета с Богом. Он хочет только сказать, что Евреи не имели основания слишком превозноситься пред язычниками, потому что они не были обрезаны истинным обрезанием в духе (Рим. II:29). - Без Христа, т. е. не имели определенных предсказаний о пришествии в мир Спасителя-Мессии. - Отчуждены от общества Израильского, т. е. не пользовались теми преимуществами теократической, вполне благоустроенной жизни, какими пользовались Евреи. - Заветов обетования. Бог несколько раз заключал заветы с патриархами народа Израильского, причем давал им разные обетования. - Не имели надежды - вообще надежды на лучшее будущее, и в частности на спасение от грехов. - Безбожники в мире. Язычники, не смотря на то, что у них было много богов, не знали истинного Бога и потому справедливо названы Апостолом "безбожными" (άθεοι ср. Гал. IV:8). - В мире - т. е. в своем греховном мире, составляющем прямую противоположность благоустроенному обществу Израильскому. 13 Язычники, бывшие до Христа, далекими от Бога, теперь стали близки к Нему. Причина этой перемены - великая жертва, принесенная Христом за всех людей (Кровию Христовою ср. Рим. III:25). 14 Ап. разъясняет, каким образом совершилось примирение язычников с Богом. Христос есть мир всех нас - христиан, - которые принадлежать по происхождению или к Иудеям или к язычникам. Христос не только внешним образом привел нас к миру, но Сам в Своем лице является миром: благодаря Ему, мир сразу восстановился (ср. Ис. IX:6; Мих V:5). - Соделавший из обоих одно. По толкованию Иоанна Злат., Бог не присоединял язычников к иудейству, чтобы примирить их, а, напротив, как бы имея пред Собою две статуи -