Реферат по предмету "Разное"


А. С. Пушкин – поэт, географ, путешественник байбекова Фарида Рашидовна, учитель географии высшей квалификационной категории

А.С.ПУШКИН – ПОЭТ, ГЕОГРАФ, ПУТЕШЕСТВЕННИКБайбекова Фарида Рашидовна, учитель географиивысшей квалификационной категорииСегодня учителя много говорят о том, как важно обеспечить интеграцию знания в различных научных областях. Работая в лицее №78 им. А. С. Пушкина, я задалась целью собрать материал о связи поэта с географией. На основе собранного материала разработала внеклассное мероприятия по географии: «А. С. Пушкин - поэт, географ и путешественник».Цели: 1) Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования. 2) Расширить географический кругозор учащихся через поэтические образы великого поэта.Оборудование: портреты А. С. Пушкина, книжная выставка, карта путешествий А. С. Пушкина, музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель», романсы на стихи А. С. Пушкина, видеофильм «Пушкиногорье»; музыка Л. Бетховена «Лунная соната». Стол, чернильница, перо. Мультимедиа энциклопедия «А. С. Пушкин в зеркале двух столетий».На сцене стоит Пушкин, звучит музыка Л. Бетховена «Лунная соната», на фоне музыки читает А. С. Пушкин Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы.Ведущий 1 Зададимся вопросом: кем был бы А. С. Пушкин, если бы не стал поэтом? Трудно такое вообразить, но все же...? Историки давно уже почитают Пушкина своим. Соглашаясь с этим, выразим убеждение, что Пушкин был (не «был бы»), а был! географом! И дело даже не в том, что в Царскосельском лицее ему преподавали физику и математическую географию лучшие учителя Российской империи. Географ - это особое миропонимание. Он живет с постоянным ощущением места на Земле, в стране, регионе. В этом убеждаешься вновь и вновь, перечитывая Пушкина.Ведущий 2 Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства, пленяет душу чудесной сказкой с синим морем, морскими богатырями, лукоморьем, таинственной золотой рыбкой. Казалось бы, ну что тут общего: география и Пушкин? А возьмите томик стихов и поищите там хорошенько. Может быть, увидите что-то близкое нашей науке. Никто в русской географической (как и всякой другой) поэзии не может сравниться с А. С. Пушкиным. Он обладал тонкой географической наблюдательностью.Ведущий 1 Посмотрите, как много в стихах и поэзии географических названий, описаний природных объектов (морей, гор, равнин, рек, ветров, буранов...), разнообразных ландшафтов, описанных в разные времена года. При этом нигде вы не найдете у Пушкина географических неточностей, небрежностей. Не случайно более полутора веков многие стихи и прозаические отрывки входят в учебные географические хрестоматии. Это «Терек», «К морю», описание бурана в степи.Ведущий 2 Во многих произведениях великого поэта действуют силы природы. Они становятся поэтическими образами. Это и бури завывание: То как зверь она завоет. То заплачет, как дитя... Это слова из стихотворения «Зимний вечер». И легкий ветерок, ласкающий «листву древес» и разливающий негу: Ночной зефир Струит эфир, Шумит, бежит Гвадалквивир. Гвадалквивир - искаженное сочетание арабских слов - «река», «долина». Это название реки на юге Испании. Звучит романс "Ночной зефир"Ведущий 2 Что значит зефир и эфир? Зефир, по древнегреческой мифологии, бог западного ветра, а в переносном смысле - легкий теплый ветер, несущий влагу и вызывающий блаженство.Ведущий 1Эфир, по древнегреческой мифологии, верхний, наиболее прозрачный, лучезарный слой воздуха на уровне вершины горы Олимп, на которой обитали боги во главе с Зевсом, богом-громовержцем. «Зефир струит эфир» - значит легкий ветерок несет чистый свежий воздух, приятную прохладу после дневного зноя. В переносном смысле эфир – символ чистоты. «Она чисто была душою как эфир», - говорит поэт в поэме «Анджело» («Ночной зефир»). Встречаются в стихах поэта названия ветров - аквилон и борей. Аквилон - северный, холодный ветер древних римлян. Не случайно у А. С. Пушкина есть такие слова: Такого поэта, как Аквилон, Что хочет, то и носит он - Орлу подобно он летает... («Египетские ночи»)Ведущий 2 Образ этого ветра использован и в одноименном стихотворении «Аквилон», в котором он является олицетворением грозной силы, рока: Зачем ты, грозный аквилон, Тростник прибрежный долу клонишь? Зачем на дальний небосклон Ты облачко столь гневно гонишь?Ведущий 1Борей (итальянская форма - бора) - северный холодный ветер у древних греков, который представлялся ими в виде крылатого седовласого старца, несущего холод и смерть. Вот строки, написанные Пушкиным в Болдине:(Ученик читает стихотворение) Смотри, какой здесь вид избушек ряд убогий. За ними серых туч густая полоса. Где нивы светлые? Где темные леса?Где речка? На дворе у низкого забора Два бедных деревца стоят в отраду взора. Два только деревца, и то из них одно Дождливой осенью совсем обнажено, И листья на другом, размокнув и Желтея, чтоб лужу засорить, Лишь только ждут Борея. Удивительно точно описано извержение вулкана «Везувий», как будто он был свидетелем этой катастрофы. (На фоне картины Брюллова «Последний день Помпеи»).Читает А. С. Пушкин: Везувий зев открыл - дым хлынул клубом. Пламя Широко развелось, как боевое знамя. Земля волнуется - с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, под воспаленным прахом Толпами, стар и млад, Бежит из града вон...Ведущий 2 Сколько рек воспето в пушкинской поэзии! Поэт знал реки не только по именам, но и по их особенностям - природным, историческим, экономическим. Всем известно блистательное описание наводнения на Неве 7 ноября 1824 г., которое Пушкин описал в поэме «Медный всадник»: Но силой ветров от залива Перегражденная Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова.Ведущий 1 В пушкинские времена в русском языке не было слова «лавина». Но именно лавина описана в стихотворении «Обвал»:(Ученик читает стихотворение «Обвал») Оттоль сорвался раз обвал, И с тяжким грохотом упал, И всю теснину между скал Загородил, И Терека могущий вал Остановил.Вдруг, истощась и присмирев,О Терек, ты прервал свой рев; Но задних волн упорный гнев Прошиб снега... Ты затопил, освирепев, свои брега.И долго прорванный обвал Неталой грудою лежал, И Терек злой под ним бежал И пылью вод И шумной пеной орошал Ледяный свод.Ведущий 1 Вот такие географические четкие характеристики дает поэт:Читает А. С. Пушкин: - Я знаю край: там на брега Уединенно море плещет; Безоблачно там солнце блещет. На опаленные луга Дубрав не видно - степь нагая Над морем стелется одна.Ведущий 2 В своих произведениях поэт употребляет и различные названия снежной бури: метель, вьюга, буран. Метель - общее название снежной бури как достаточно сильного ветра со снегом. Вспомним повесть «Метель», в которой, можно сказать, дана классическая картина этого явления природы: «Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднял ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло: окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею». Ведущий 1 Вихревой характер снежной бури подчеркивается в другом ее названии – вьюга. «Вьется вьюга», - читаем мы в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Отдайте мне метель и вьюгу И зимний долгий мрак ночей.Ведущий 2 Буран означает то же, что и вьюга. Это слово в основе своей имеет тюркское название -бур - крутить, вертеть. Вспомним повесть Пушкина «Капитанская дочка»: «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран! Читает А. С. Пушкин: «Я взглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным». Звучит музыка бурана и затем вальс из музыкальной иллюстрации Г. Свиридова «Метель» в исполнении группы учащихся. На стене карта путешествий А. С. Пушкина.Ведущий 3 Пушкин постоянно проявлял глубокий интерес к географии. Кстати, в библиотеке поэта почти 10% составляли атласы и различные карты. Карты имелись не только в петербургской квартире, но и в далеком Болдине. Там перед его глазами всегда была карта России. Осенью 1830 года, задержанный холерой в родовом имении, Пушкин в письме невесте Н. Н. Гончаровой писал: Читает А. С. Пушкин: «Передо мной теперь географическая карта: я смотрю, как бы дать крюку и поехать к вам через Кяхту или через Архангельск». Так горестно шутил поэт, стремясь быстрее добраться до Москвы. Пушкин обращался к географическим исследованиям России и был знаком с учеными-исследователями. Изучал указы Петра I по охране природы. Среди друзей Пушкина был известный русский мореплаватель - Федор Матюшкин (1799 - 1872), участник кругосветной экспедиции географ-океанограф Василий Головнин. Ф.Матюшкин - адмирал русской армии, не имел специального образования. Он единственный моряк среди лицеистов. Хотел быть морским офицером, путешественником, не видя моря. Именно Пушкин наставлял лицейского товарища, как вести журнал путешествий. Матюшкин - создатель учебных карт, полярный исследователь, - предсказал существование острова Врангеля. Поэт ему писал: Завидую тебе, питомец моря смелый. Под сенью парусов и в бурях поседелый. В лицее у Матюшкина было прозвище «Плыть хочется!»Ведущий 4 «Кавказский пленник» был задуман под впечатлением посещения Пушкиным Кавказа в 1820 году. «Бахчисарайский фонтан» навеян посещением Крыма, а «Цыгане» содержат в себе даже некоторый автобиографический материал. Находясь в Кишиневе, Пушкин неожиданно исчез на несколько дней. Как оказалось потом, он кочевал все это время вместе с цыганским табором.Ведущий 3 Значение путешествий Пушкина для развития его творчества чрезвычайно велико, хотя оно еще не всеми достаточно оценено. А ведь именно благодаря путешествиям было создано большее число творений великого поэта. Благодаря им Пушкин нашел много новых сюжетов и образов. Так, например, «Братья разбойники», по словам самого Пушкина, явились описанием истинного происшествия, которому он был свидетелем, проезжая Екатеринослав, где закованные вместе два разбойника, убежав из тюрьмы, переплыли через Днепр. Наконец, «Путешествие в Арзрум» - документальное свидетельство о походе русских войск в 1829 году. Все эти произведения целиком рождены путешествиями.Читает А. С. Пушкин: «Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности; показываются птицы, неведомые в наших лесах».Ведущий 4 В 1828 году Пушкин за две недели создал «Полтаву», но задолго до этого срока он совершил поездку для сбора материала к этой поэме. В январе 1820 года Пушкин специально посетил Бандеры только для того, чтобы расспросить о Мазепе у жившего там 134-летнего старика Искры, помнившего шведского короля Карла XII. Незавершенная глава путешествий Онегина, многое в «Капитанской дочке», «История Пугачева» - все это также в значительной мере создавалось на основе впечатлений, полученных Пушкиным во время путешествий.Ведущий 3 Как путешествовал Пушкин, мы все хорошо знаем с его же слов: то в коляске, то верхом, то в карете, то пешком. Поэт был неутомимым пешеходом с юных лет. Прогулки из Петербурга в Царское село были для него вещью самой обычной. От Петербурга до Арзрума, от Измаила до Оренбурга - на карте наглядно видим географический кругозор поэта. Между прочим, Пушкин был до крайности суеверен. Так, например, из-за перебежавшего дорогу зайца он отложил срочный выезд в Оренбург. Вот так он сам писал об этом:Читает А С. Пушкин: «Опять в Симбирске. Третьего дня выехал ночью, отправился я к Оренбургу. Только выехал на большую дорогу, заяц перебежал мне ее. Черт его побери, дорого бы дал я, чтобы затравить. Теперь еду опять другим трактом. Авось без приключений».Ведущий 4 В конце 1832 года Пушкин вплотную занялся собиранием материалов о Пугачеве. Поэт настолько увлекся, что архивные материалы его удовлетворить уже не могли. И он решил посетить места Поволжья и Предуралья. которые были охвачены этими событиями. Впереди лежал путь в 3000 верст, 1507 верст - это путь от Петербурга до Казани.Ведущий 3 5 сентября 1838 года в 12-ом часу ночи Пушкин въехал в Казань. Переночевал он в гостинице Дворянского собрания, здание сохранилось до сих пор, оно находится на улице Рахматуллина, дом 6. В 12-ом часу дня он приехал к Казанскому Кремлю. Осмотрел башню Сююмбике, Кафедральный собор. Встретился с поэтом Баратынским. Письмо жене из Казани:Читает А. С. Пушкин: « Я в Казани с 5-го. Здесь я возился со стариками - современниками моего героя, объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал - и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону. Я буду говорить о Казани подробно потом - теперь некогда.» Ведущий 4 Сколько же наездил километров наш поэт?! Расположив все пройденные расстояния и измерив их на карте, мы получим следующий итог: Исследователи путешествий: до 1820 года (из Москвы в Петербург; 2 раза в Михайловское) – 2250 км: с 1820 по 1826 гг. (Кавказ, Крым, Бессарабия, опять в Михайловское) – 9000 км. путешествие в Арзрум в 1829 г – 5200 км; поездка для сбора материала о Пугачеве – 3300 км.Получилась внушительная цифра - 19750 км. Если к этому мы добавим еще около 20 поездок в Москву, Болдино, Боровичи, Торжок, Старицу и т.д. Итого 34000 км. Величайший путешественник Пржевальский совершил около 30000 км. Разве после этого мы не назовем нашего гениального поэта путешественником? Он был действительно настоящим замечательным путешественником! Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нарисова публіцистика
Реферат Влияние характера матери на ребенка его воспитание и становление как личности
Реферат Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
Реферат Из чего складывается и как определяется уровень жизни
Реферат Влияние современной игрушки на развитие личности реб нка
Реферат Влияние самооценки на социометрический статус личности в подростковом возрасте 14 15 лет
Реферат Акционерные общества и их роль в рыночной экономике
Реферат Конец индустриальных модернизаций?
Реферат Влияние семьи на становление личности 3
Реферат Законодательство РФ о свободе совести и религиозных объединениях
Реферат Влияние характера на девиантное поведение
Реферат Василий Шуйский 3
Реферат Лаиса
Реферат Греков, Тимофей Дмитриевич
Реферат Слог