Боголюбов А.Н., Роженко Н.М.ОПЫТ «ВНЕДРЕНИЯ» ДИАЛЕКТИКИ В МАТЕМАТИКУВ КОНЦЕ 20-х – НАЧАЛЕ 30-х гг. Вопросы философии. 1991. № 9. С. 32–43.Философские вопросы математики в 20-е годы обсуждались в нашей стране на фоне ожесточенной схватки «диалектиков» и «механистов». Политика при этом играла поначалу не столь существенную роль, но к концу 20-х гг., когда после разгрома всех оппозиционных течений, включая бухаринский «правый уклон», политическому курсу Сталина потребовалась «всенародная поддержка», роль политического фактора резко возросла. Математика, как это ни удивительно, одной из первых испытала на себе воздействие обоих этих факторов, философского и политического. Отношение математиков к философской дискуссии 20-х годов было неоднозначным. Часть профессуры и научной молодежи, ориентируясь на внутри-научные ценности, игнорировала эту дискуссию, другие же, включая «красную профессуру», активно участвовали в философской и политической борьбе. Центральным при этом был вопрос с соотношении диалектического и математических методов. 27 апреля – 4 мая 1927 г. состоялся Всероссийский съезд математиков. Инициаторами его проведения были Научно-исследовательский институт математики и механики 1-го МГУ и Московское математическое общество. Среди 376 участников съезда от Москвы присутствовали 210, остальные представляли математические центры не только России, но и всего Союза. В частности, Харьков, столица Украины, делегировал 21 участника, в том числе С.Н. Бернштейна, который сделал на съезде большой доклад на тему «Современное состояние теории вероятностей и ее применений». В докладе он высказал непочтительное отношение к материалистической диалектике. Тогда это еще можно было себе позволить. Но вскоре подобные выпады С.Н. Бернштейну припомнили. «Поворот на философском фронте» и «поворот на фронте естествознания», повлекшие чистки и гонения на философов и естествоиспытателей, произошли после «года великого перелома», т.е. после 1929 г. Однако в математике тучи начали сгущаться еще в 1928 году. В какой-то мере это объясняется разгромом в Ленинграде зиновьевской оппозиции. В ленинградском математическом обществе по инициативе преподавателей математики ЛГУ, назначенных на должности скорее по номенклатурным, чем профессиональным соображениям, образовалась группа «левых» для борьбы с «правыми» (с т.н. «гюнтеровщиной»). В одном документе тех лет отмечалось: «Почти с первых шагов работы и вплоть до 1928 г. образовались в предметной математической комиссии три довольно прочные группировки: правая группа (Н.И. Гюнтер, В.И. Смирнов, Г.М. Фихтенгольц и др.), левая группа (Л.А. Лейферт, А.Д. Дрозд, А.Р. Кулишер и др.) и, наконец, менее устойчивая... промежуточная группа (И.М. Виноградов, А.М. Журавский и др.)»1. В конце 1928 г. «правые» потерпели поражение, начались чистки, избиения и покаяния, приведшие к тому, что Ленинградское математическое общество в своем прежнем составе и качестве к лету 1930 г. перестало существовать. «Год великого перелома» начался в политической жизни страны с заявления трех членов Политбюро (Бухарина, Рыкова и Томского) об отставке со своих постов в знак протеста против отхода Сталина от выработанной Лениным новой экономической политики. В научной жизни начало года ознаменовалось крупным пополнением Академии наук. Академиками АН СССР были избраны Н.И. Бухарин, философ А.М. Деборин, математики С.Н. Бернштейн, И.М. Виноградов, Н.М. Крылов, Н.Н. Лузин. Почетными академиками были избраны математики Д.А. Граве и Д.Ф. Егоров. Н.Н. Лузин был избран по предложению В.И. Вернадского по отделу философских наук2. Вернадский возражал против избрания в академики Деборина, аргументируя это тем, что философия, которую он представляет, не является наукой. Избрание Лузина в академики по отделу философских наук послужило в дальнейшем философу Э. Кольману предлогом для обвинений Лузина в незнании диалектики. Однако предложение Вернадского избрать Лузина по философскому отделу дало возможность предотвратить дальнейшее обострение отношений между Егоровым и Лузиным. Если Ленинградское математическое общество вследствие соперничества на выборах в академики Гюнтера и Виноградова, подогреваемого «левыми» математиками, было разгромлено, то Московское математическое общество, возглавляемое Егоровым и Лузиным, получив от диалектико-материалистических математиков не менее сильные удары, смогло уцелеть. Апрельский (1929 г.) Пленум ЦК осудил правый уклон Бухарина, Рыкова и Томского. Сталин под одобрительные возгласы участников пленума раскритиковал по пунктам утверждения Бухарина о том, что его: 1) путь коллективизации является военно-феодальным 2) стиль партийной жизни – бюрократическим и 3) направление политики Коминтерна на обострение борьбы с социал-демократами ведет к катастрофическим последствиям3. Сегодня мы видим, как глубоко был прав Бухарин. Тогда же, в апреле 1929 г., состоялась философская дискуссия, на которой деборинская школа «диалектиков» после многолетней борьбы одолела, наконец, «механистов». А.К. Тимирязев и другие «механисты» противопоставляли деборинской диалектической схоластике позитивные знания естественных наук, отбрасывая, однако, как буржуазные и идеалистические последние достижения естествознания (такие, как теорию относительности, генетику и др.), которые выходили за рамки классической картины мира. Победе деборинцев способствовал на апрельском совещании О.Ю. Шмидт, который руководил в Комакадемии с 1925 г. секцией (с 1930 г. – ассоциацией) естественных наук. «Механисты» были оценены на апрельском совещании 1929 г. как правый уклон в философии, связанный с бухаринским правым уклоном. Вспоминали тут и ленинскую фразу о том, что Бухарин не знает диалектики. Такой прием «подтягивания» научных дискуссий под политические лозунги сыграл вскоре злую шутку с самим Дебориным и его школой, в которой сторонников Бухарина было не меньше, чем среди «механистов». На очередном Пленуме ЦК Бухарин, Рыков и Томский были выведены из состава Политбюро. В канун Октябрьских праздников «Правда» напечатала статью Сталина «Год великого перелома». В декабре 1929 г. он отпраздновал свое 50-летие, пообещав в связи с этим в той же «Правде» «не жалеть крови для победы социализма». Особо следует выделить 27 декабря 1929 г. В этот день Сталин произнес речь на конференции аграрников-марксистов, где указал на отставание теории от практики и призвал к «повороту в политике партии», в частности – к повороту аграрников-марксистов к практике колхозного строительства. Это послужило сигналом и к «повороту на философском фронте», и к «поворотам» на многих других «фронтах» (зерновом, в искусстве, математическом и т.д.). Возвратные отрыжки «фронтовой» терминологии, пришедшей тогда из времен военного коммунизма, проявляются даже сейчас в лозунгах различных национальных, народных, интернациональных и прочих «фронтов». Начало 1930 г. прошло в Институте красной профессуры по философии и естествознанию и в Комакадемии в обсуждениях «исторической» речи сов. Сталина на конференции аграрников-марксистов. К концу апреля договорились опасность отставания теории видеть в «формалистическом понимании идеалистического искажения диалектики». Оставалось назвать представителей этой «опасности» персонально, и здесь мнения разошлись. Деборин видел их среди механистов, называя, в частности, Александра Варьяша. Механисты, наоборот, давно обвиняли деборинскую школу в оторванной от жизни схоластике. «Молодые партийцы» во главе с М.Б. Митиным, выпестованные в Институте красной профессуры деборинцами, предлагали для начала принести в жертву В.Ф. Асмуса (который, примыкая к деборинцам, полемизировал тогда по вопросам формальной и, в частности, математической логики с А.И. Варьяшем), а затем при случае подвинуть самого Деборина, чтобы встать во главе философского руководства страны. «Молодые партийцы» первыми в советской философии начали демонстрировать свою преданность Сталину, отмечать его философскую гениальность. Особенно усердствовал, препарируя для этой цели работы Ленина, Митин. В статье «О воинствующем диалектическом материализме», напечатанной 5 апреля 1929 г. в газете «Правда», он подчеркивает, прежде всего, ленинскую непримиримость. В публикации «К вопросу «о перемене точки зрения на социализм»«, появившейся в журнале «Революция и культура» (№8 за 1929 г.), Митин в угоду Сталину предложил рассматривать ленинскую мысль о перемене точки зрения на социализм не саму по себе, а в совокупности всего высказанного Лениным за предшествующие 25 лет. В результате такого усреднения «перемена точки зрения на социализм» оказалась микроскопической. Обе эти статьи подписывал в печать Бухарин, не скрывая, по словам Митина, недоверия к их автору. Год великого перелома и последовавшие за ним годы поворота на всех фронтах жизни и деятельности страны начали давать первые результаты, прежде всего – провалы в выполнении планов сталинской пятилетки. Выход из положения был гениально простым: виноваты вредители. Подбор кандидатур производило ГПУ, опять же по гениально простой схеме. Гюнтер и Виноградов, Егоров и Лузин, Ефремов и Скрыпник, дискутируя между собой, рано или поздно стали чувствовать присутствие третьей силы, которая способна оказывать поддержку одним, уничтожать других, оставлять в неопределенности третьих... В середине 1929 г. был арестован вице-президент Украинской академии наук академик С.А. Ефремов. Весной 1930 г. его судили как главаря мифического «Союза освобождения Украины» (СВУ). Вскоре очередь дошла до его оппонента, академика М.И. Скрыпника. Разгром Ленинградского математического общества и дело СВУ на Украине знаменуют начало репрессий, расправы над интеллигенцией. В июне 1930 г. состоялся XVI съезд партии. К нему апеллировали философы: рассудить, кто прав – Деборин или Митин. Съезд, однако, оставил апелляции митинцев и деборинцев без решения, вернее, оставил решение за Сталиным. Правда, учли пожелание спорящих между собой, но единых в борьбе против «идеалистической» русской философии деборинцев, митинцев, варьяшевцев избавить их от А.Ф. Лосева. Что и было сделано: названный на съезде Л.М. Кагановичем «мракобесом» и «черносотенцем», А.Ф. Лосев отправился строить Беломорканал. Оттуда он писал жене-математику, также заключенной, о музыкально-математической гармонии мира. Несколько позднее невдалеке от тех мест, на Соловках, продолжил свои научные изыскания еще один представитель русской философской мысли, близкий знакомый Лузина, П. Флоренский. В это же время, в июне 1930 г., в Харькове проходил 1-й Всесоюзный съезд математиков. Диалектико-материалистические математики предложили послать приветствие съезду партии. Бернштсйн, Егоров, Гюнтер возражали, но остались в меньшинстве. После XVI съезда, в августе 1930 г. Сталин пишет Молотову письмо с предложением «обязательно расстрелять десятка два-три вредителей»4. В октябре по делу «промпартии» расстреляли 48 человек во главе с профессором Рязанцевым. Разоблачение вредителей получило одобрение научной общественности. В стенограмме заседания общества марксистов-статистиков 12 ноября 1930 г., обсудившего тему «Плановое вредительство и статистическая теория», читаем в выступлении Б. Ястремского: «Мне недавно пришлось слушать на заседании совета Института математики и механики речь проф. Егорова, тогда еще не разоблаченного вредителя. Он выступил со своего рода программной речью и так горячо, со слезой даже в голосе, сказал: «Что вы там толкуете о вредительстве... худших вредителей, чем вы, товарищи, нет, ибо вы своей пропагандой марксизма стандартизируете мышление». Так сказал профессор-математик Егоров. А вот что отвечает на эти слова марксист-статистик Ястремский: «ГПУ верной рукой вылавливает вредителей... Нам нужно идти на помощь этому верному стражу революции. Нужно выявлять вредителей, которые ради якобы свободы мысли против «стандартизации» мышления ведут свою якобы идейную борьбу. Этих вредителей надо вылавливать, и мы в этом отношении должны помочь ОГПУ»5. На необходимость борьбы как с невыловленными еще вредителями, так и с теми, которые уже сидят в ГПУ, указал А. Боярский: «Я думаю, что продолжение идеологической борьбы с теми, которые сидят в ГПУ, нисколько не снимает с нас обязанности вести идеологическую борьбу с нашими врагами, которые находятся на свободе... удесятерять свою активность и непримиримость, вести и на теоретическом фронте войну с классовым врагом вплоть до его уничтожения»6. Подводя итоги заседанию, М. Смит сказала: «Сегодняшнее заседание нашего общества посвящено вопросу о роли статистики в плановом вредительстве. Здесь т. Ястремский уже выражал благодарность нашему ГПУ… Мы можем гордиться тем, что по линии статистики первые выступили в борьбе с этими антимарксистами, но эта гордость – пустяки по сравнению с той гордостью, которую мы когда-нибудь будем иметь право себе приписать, если мы сделаемся ГПУ научной мысли в области статистики и в ее применении к планированию»7. Комментарии здесь излишни. Арест «профессора-вредителя» Д.Ф. Егорова приветствовала также «инициативная группа» Московского математического общества, которая на заседании 21 ноября (спустя 10 дней после заседания марксистов-статистиков) 1930 г. приняла декларацию. Любопытен язык этого заявления «ученых», резко отличающийся от обычного стиля, характерного для научного сообщества. Так, в этой «декларации» читаем: «Обострившаяся классовая борьба в СССР толкнула правую часть профессуры в лагерь контрреволюции. Реакционная профессура возглавляла все раскрытые в последнее время вредительские организации и контрреволюционные партии. Благодаря блестящей деятельности ОГПУ разоблачены преступления целого ряда научных бонз, умевших искусно скрываться за разными масками – от холодной лояльности до шумно рекламируемой горячей привязанности к советской власти. И в среде математиков выявились активные контрреволюционеры. Арестован за участие в контрреволюционной организации профессор Егоров, признанный вождь Московской математической школы, председатель Математического общества, бывший директор Математического института, кандидат московской математики в Академию наук, – тот самый Егоров, хранитель академических традиций, против которого уже давно велась борьба пролетарским студенчеством, но в защиту которого почти единогласно выступало общество московских математиков... Общество выдвигало Егорова в председатели даже когда он был снят с других должностей, проводило его в Академию наук, окружало невероятной помпой его выступления»8. Инициативная группа считает, что борьба с «егоровщиной» должна быть бескомпромиссной, ибо «формальное отмежевание» мало что дает, особенно если оно связано с пацифистским «отрицанием необходимости революционного террора, с проповедью «общечеловеческой» морали и с примиренчеством на основе этой морали... с готовностью идти к социализму, но без жертв, без борьбы»9. Какой, мол, это социализм, если он без жертв, без революционного террора, если он согласуется с проповедью общечеловеческих нравственных ценностей. В этой «декларации» указывается также, что крики интервентов за границей и их подголосков в СССР о якобы существующем терроре против основной массы научных работников не отвечают действительности потому, что профессора-вредители имеют непролетарское происхождение и оторваны, будучи ничтожной кучкой, от народа10. Многое, по мнению авторов «декларации», компрометирует Московское математическое общество. Например, что оно «бережно хранило в своих рядах эмигрантов – ученого секретаря своей редакции Костицына, Салтыкова (Белград), Селиванова (Прага) и т.д., печатая их фамилии с указанием их нового места жительства», и то, что «ряд членов общества, начиная с его председателя, были активными церковниками»11. В вину Московскому математическому обществу ставится даже то, что «на арест своего председателя общество никак не реагировало и назначило обычное деловое заседание с докладом ближайшего соратника Егорова по институту и обществу – Финикова и исключенного только что из комсомола Куроша»12. Хотя в «декларации» прямо не сказано, как должно было реагировать Московское математическое общество на арест своего председателя – то ли радоваться, то ли цепенеть от ужаса, – но намек все же имеется: «Нижеподписавшиеся с удовольствием констатируют расслоение, наметившееся в среде математиков, в том числе и членов общества, на последнем заседании Совета Института математики и механики, единогласно исключившим из своего состава профессора Финикова»13. Подписавшие сей документ люди сообщают, что многие из них являются беспартийными и счастливы, что этой декларацией участвуют в строительстве новой жизни, борьбе под руководством испытанного вождя т. Сталина за построение в нашей стране социализма и за победоносную революцию во всем мире. «Подписали: профессор Люстерник Л.А., проф. Шнирельман Л.Г., профессор Гельфонд А., доцент Понтрягин Л., профессор Некрасов»14. Конечно, мы ныне можем лишь строить догадки о том, как писались и подписывались подобные заявления. По-видимому, здесь влияли и борьба за руководящие посты, и идеологическое ослепление, и выкручивание рук, и обычный человеческий страх. О каком выражении свободного мнения и отстаивании своей позиции в науке может идти речь, если помещенная вслед за разбираемой декларацией инструкция Наркомпроса сообщала: «Отчисление профессоров от занимаемой должности производится решением сектора кадров»15. Чем же в это время занимались философы? Они продолжали дискуссию о формалистическом уклоне в философии, причем продвинулись в решении вопроса о персональной ответственности за «формализм» достаточно далеко. «Молодые партийцы» во главе с Митиным возлагали ответственность на Деборина, Деборин и его школа не соглашались. В этой патовой ситуации митинцы обратились за помощью к Сталину. 9 декабря 1930 г. Сталин встретился с бюро партячейки Института красной профессуры, выслушал обвинения в формализме Деборина и кратко заключил: не формализм, а меньшевиствующий идеализм, который надо «переворошить». Есть основания считать 9 декабря 1930 г. днем, с которого начинается культ личности Сталина в философии. За него несут персональную ответственность «молодые партийцы» (прежде всего М.Б. Митин) – эта, как тогда же сказал М.Н. Рютин, «настоящая шайка карьеристов и блюдолизов (Митин, Юдин, Ральцевич, Кольман и др.), которые в теоретическом услужении Сталину показали себя подлинными проститутками»16. Начиная с этого времени в советской философии пышным цветом расцветает славословие вождю, сдерживаемые до того начетничество, догматизм, конъюнктурщина, раболепие, беспринципность, аморальность, доносы друг на друга. За «поворотом на философском фронте» 9 декабря 1930 г. немедленно начался «поворот на фронте естествознания». Над О.Ю. Шмидтом, который отвечал за этот «фронт» в Комакадемии, нависла серьезная опасность. Ведь, кроме Комакадемии, О.Ю. Шмидт работал ответственным редактором журналов «Естествознание и марксизм», «Научное слово», «Большой Советской энциклопедии», где трудились и печатались многие «профессора-вредители». Да и в своих научных работах, например, в алгебре и теории групп, как установила тут же С.А. Яновская, О.Ю. Шмидт отступал от «классово-партийного анализа», тогда как марксисты-статистики, которые цитировались выше, «сумели действительно не только говорить о внедрении диалектического материализма в математику, но и нащупать, как это нужно делать»17. О том, что это – образец, как не нужно делать и «внедрять» диалектику в математику и статистику, теперь дискутировать не приходится. О.Ю. Шмидт защищался до последнего. По словам одного из участников дискуссии «еще 2–3 минуты до того, как О.Ю. Шмидт решил голосовать за то, что позиция естественно-научного руководства, в частности его позиция, является антимарксистской, он решительно возражал против такой формулировки»18. Ничего не поделаешь, поворот есть поворот. Подробнее об этом можно прочитать в разделе, посвященном О.Ю. Шмидту, книги американского ученого Л.Грэхэма19. Выше уже упоминался 1-й Всесоюзный съезд математиков, проходивший в июне 1930 г. в Харькове. В его работе приняли участие 471 представитель 54 городов страны (от Украины было 160 человек) и 14 зарубежных ученых. Всего было прочитано 167 докладов. С.Н. Бернштейн сделал обзорный доклад на тему «Современное состояние и проблемы теории приближения функций действительной переменной посредством полиномов». Среди других вопросов на съезде были поставлены проблемы применения метода диалектического и исторического материализма к истории и обоснованию математики, а также «внедрения этого метода в собственно математическое исследование». Особенно с последним С.Н. Бернштейн, как и подавляющее большинство математиков, не был согласен. Он считал, что между этими двумя направлениями человеческого мышления нет никаких точек пересечения. Но если большинство математиков предпочитало молчать, то Бернштейн, отдавая себе отчет в том, что это совершенно не отвечает духу официальных идеологических установок, высказался вполне определенно. За это С.Н. Бернштейн был уволен с должности директора основанного им в 1928 г. Украинского института математических наук, и вокруг него была поднята кампания осуждения. Директором института был назначен М.Х. Орлов. С.Н. Бернштейн продолжал, однако, работать профессором Харьковского физико-химико-математического института, преобразованного вскоре в университет. Здесь он в начале 1931 г. отправил в институтскую многотиражку статью, где отстаивал свои прежние взгляды относительно диалектико-материалистической философии. По тогдашним понятиям это было уже слишком. Если в 1927 г. на фоне ожесточенных споров «диалектиков» и «механистов» точка зрения Бернштейна могла выглядеть нормальной и даже вызывающей в какой-то степени сочувствие «механистов», если летом 1930 г., когда в философской дискуссии имело место «патовое» состояние, она была рискованной, то в начале 1931 г., когда сталинский «поворот на философском фронте» стал свершившимся фактом, отстаивать свои взгляды мог уже не каждый. На письмо-статью С.Н. Бернштейна в многотиражку, где утверждалось, что диалектический материализм ведет к математическому скудоумию, ответил М.Х.Орлов20. Не оставили без внимания взгляды Бернштейна и участники философской дискуссии, которая переместилась (вместе с участниками) из Москвы в Харьков21. Они критиковали доклад Бернштейна на 1-м Всесоюзном съезде математиков, о котором сказано выше. Можно предположить, что статья в многотиражке – ответ на эту критику. О содержании статьи, посланной в многотиражку, дает представление критика ее М.Х. Орловым. Отметив, что академик Бернштейн долгие годы руководил Украинским институтом математических наук, Орлов пишет: «Казалось бы, что институт должен был занять видное место в разработке проблем марксистско-ленинской методологии математики, основываясь на соответствующих теоретических работах Маркса, Энгельса, Ленина и увязывая свою теоретическую работу с революционной практикой социалистического строительства. Такие надежды тем более имели основания, что руководитель института – известный всему научному миру выдающийся ученый... Только вместо такого почетного места, которое должны были занять институт математических наук и его руководитель, они заняли совсем другие позиции. Акад. Бернштейн ведет активную борьбу против марксизма-ленинизма, прикрываясь лозунгами аполитичности и непартийности. Но, как всегда в таких случаях, эти лозунги припрятывают враждебную нам политическую линию. И действительно, обосновывая аполитичность, непартийность и надклассовость математики, акад. Бернштейн становится на вполне определенные идеологические позиции, характеризуемые как реакционная философия воинствующего эклектицизма. Еще на Всероссийском математическом съезде 1927 года акад. Бернштейн проявил свои методологические ярко антимарксистские взгляды. Но наиболее четко он сформулировал их в статье, посланной в начале 1931 г. в многотиражку Харьковского физико-химико-математического института»22. Далее Орлов обсуждает три основные утверждения, выдвинутые в этой статье. Во-первых, Бернштейн соглашается признавать метод материалистической диалектики при условии, если с его помощью лучше, чем математическим методом, решается та или иная математическая задача. Орлов отвечает, что эти методы предназначаются для решения совершенно различных задач. Но все равно настаивает на «внедрении» диалектики в математику. Во-вторых, философские дискуссии свидетельствуют, что в понимании материалистически-диалектического метода нет единства и ясности. В математике ясность и отчетливость метода требовались всегда, особенно начиная с Декарта. Поэтому с математической точки зрения диалектико-материалистический метод представляется неудовлетворительным. Орлов с этим не согласен. «В-третьих, независимо от всего остального акад. Бернштейн категорически настаивает на том, что математические науки внеклассовые и неполитичны. Он пытается доказать свое утверждение тем, что математики различных взглядов очень часто обрабатывали одну и ту же теорию, продолжая и дополняя друг друга»23. Орлов возражает и против этого. Указав на «партийно-идеалистическую» математику Гильберта и его школы, такую же реконструкцию релятивистской теории Вейля и «субъективно-идеалистическую» реконструкцию теории множеств Брауэра, он заключает: Ленин сказал, что «философия партийна» и поэтому математика также партийна24. Выступление М.Х. Орлова было поддержано философами и некоторыми математиками. От С.Н. Бернштейна требовали, чтобы он отказался от своей позиции, раскаялся и признал ее ошибочность. Но он остался верен своим убеждениям. Более того, когда началась травля Лузина, на его защиту встали из коллег-математиков, входивших в специальную академическую комиссию по «делу Лузина», лишь академики Н.М. Крылов и С.Н. Бернштейн. Организаторам травли, пытавшимся сыграть на научном самолюбии, С.Н. Бернштейн ответил, что ставит Лузина как математика выше себя. М.Х. Орлов стал вскоре, как и многие тогда, жертвой сталинских репрессий. (Один из авторов этой статьи, в те годы студент Харьковского университета, был свидетелем исчезновений еще вчера преподававших математиков, физиков, почти полного обновления философского корпуса преподавателей университета.) С.Н. Бернштейн же дожил до глубокой старости. Из Харькова он в 1933 г. переехал в Ленинград, а оттуда в 1937 г. в Москву, куда был переведен вместе с АН СССР Математический институт. Еще одним примером его стойкости является то, что он не пошел на сделку с лысенковцами и, несмотря на невероятное давление на него со стороны различных научных и вне-научных кругов, оставил в своем учебнике теории вероятностей примеры, связанные с экспериментами Менделя. А на это, учитывая те страшные времена, нужно было иметь немалое мужество. Математические «лысенковцы» критиковали Гильберта за увлечение генетикой», и Бернштейн – ученик Гильберта – ответил им в своем учебнике. Логически (и хронологически) наше повествование подошло к 25 января 1931 г., когда в «Правде» по итогам философской дискуссии и встречи Сталина с бюро партячейки Института красной профессуры появилось постановление ЦК «О журнале «Под знаменем марксизма»«. В нем было сказано, что журнал скатился на позиции «меньшевиствующего идеализма» и не проводит «во всей своей работе партийности философии и естествознания». Хотелось бы отметить, что поставленная в один ряд с партийностью философии (о которой нужно вести особый разговор) партийность естествознания имела для отечественного естествознания примерно такие же последствия, как для литературы и искусства – постановления ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград», принятые 15 лет спустя. Последние были отменены. Будь ЦК КПСС последовательнее, он должен был бы отменить и постановление о журнале «Под знаменем марксизма» или хотя бы пункт в нем о «партийности естествознания», который породил «мичуринскую биологию», «реакционное эйнштейнианство», «кибернетическую лженауку», борьбу с упомянутым выше «формализмом», отбросившую в нашей стране на десятилетия развитие математической логики. Во исполнение этого постановления и высказанного в нем принципа партийности естествознания смежный журнал «Естествознание и марксизм» начал выходить под новым названием – «За марксистско-ленинское естествознание». Ответственным редактором его становится, вместо О.Ю. Шмидта, Э. Кольман. Под таким нелепым названием этот журнал, как и его украинский двойник «За марксистсько-ленiнське природознавство», просуществовал, к счастью, недолго. Такая же участь постигла второй «шмидтовский» журнал «Научное слово». До «поворота на философском фронте» в его редколлегию входили Н.И. Бухарин, А.Ф. Иоффе, Н.К. Кольцов, И.К. Луппол, С.Ф. Ольденберг, Э.В. Шпольский; после – состав сменился почти полностью, и журнал вскоре прекратил свое существование. Расправившись с «профессором-вредителем» Д.Ф. Егоровым, борцы за «внедрение» материалистической диалектики в математику перешли к Лузину и «лузиншине». Особенно старался Э. Кольман. Семь его статей в уже упомянутом сборнике «На борьбу за материалистическую диалектику в математике» направлены против «откровенного идеалиста и солипсиста» Лузина – соратника Егорова, против его аналитических множеств и «непрерывных функций Московского математического общества» в целом. Как заметил по аналогичному случаю В.И. Вернадский: «Неужели это все всерьез? Становится жутко: каким логическим процессом можно было получить такой вывод»26. Однако все это преподносилось вполне серьезно. Кольман обосновывал свой вывод следующим «логическим процессом»: Лузин, «избранный в Академию наук по кафедре философии» (не без помощи Вернадского, мы уже упоминали об этом), должен знать, что «непрерывные функции Московского математического общества» противоречат «революционной теории диалектики перерыва постепенности», а раз так, то «метафизических» непрерывных функций не должно быть. Математика, по Кольману, «должна быть у нас партийной наукой», и поэтому он призывает не печатать в советских издательствах «махрово-идеалистические математические сочинения» Лузина и ему подобных. Не только математика, но и вся советская наука в целом должна быть, по Кольману, перестроена, переделана, реорганизована. Совершив «поворот на философском фронте», митинцы потребовали от поверженных механистов и меньшевиствующих идеалистов раскаяния и признания ошибок. «Мы спрашиваем... согласны ли они с решением ЦК или нет, стоят ли они на своих позициях или осуждают?»27 При этом Кольман утешал кающихся, сообщая, что «каются не только у нас ... каются и у них»28, и приводил пример: Шлик покаялся перед Махом. Между прочим, и сам Кольман тоже под конец жизни раскаялся. Хотя его никто, кроме, быть может, совести, к этому не принуждал. В нашей философской литературе последнего времени появился ряд работ, в которых на основе анализа идеологических дискуссий, чисток и других негативных процессов в советской науке 20–40-х гг. предлагаются определенные объяснения произошедших событий. Речь идет о стимулированной на рубеже 20–30-х гг. в нашей стране «культурной революции», о поддержке в ущерб нормальным научным исследованиям т.н. «народной науки», о перерождении многих структур науки в контексте идеологии, давления власти и бюрократии29. Попытаемся сделать некоторые выводы и мы. Для этого обратим внимание на аналогию между описанными здесь явлениями и теми событиями, которые происходили в других научных дисциплинах. Сравнивая ситуацию в математике с подобными ситуациями в других науках (физике, биологии, философии), нельзя не заметить тенденцию «порождения собственного могильщика». А.М. Деборин выдвинул М.Б. Митина, Н.И. Вавилов – Т.Д. Лысенко. В математике была предпринята попытка противопоставить Н.Н. Лузина Д.Ф. Егорову (особенно на выборах в АН СССР 1929 г.), а после расправы с Егоровым некоторые ученики Лузина перенесли огонь критики на него самого, выдвинув претензии к его теории А-множеств, которую Кольман обвинил в недиалектичности. Таким образом, в порождении «собственного могильщика» просматривается некая каннибальная закономерность. По-видимому, этот процесс связан с нарушением нормальных механизмов воспроизводства научного сообщества, с меньшей защищенностью против идеологической демагогии молодых ученых, особенно тех, кто пришел в науку, минуя традиционные университетские и академические каналы. Но остается вопрос, почему судьба, не пощадившая Н.И. Вавилова и отбросившая на десятилетия назад советскую биологию, была более милостивой, если не к философии и деборинской школе, то хотя бы к Деборину, оставшемуся в живых, и почему, ускорив кончину Егорова, она не привела, однако, к утрате, как в биологии, мировых позиций отечественной математики? Ответ на этот вопрос, по крайней мере, частично, дают, на наш взгляд, следующие доводы. Особенность судьбы математики в истории произошедших в советской науке погромов обусловлена тем, что в ней погром по времени опережает погромы во многих других науках. Громили еще, так сказать, с оглядкой. Так, арестовав Егорова и организовав кампанию его осуждения, ограничились лишь высылкой его из Москвы в Казань. Теперь относительно связи конкретных наук с философией. В лысенковской биологии ее олицетворял И.И. Презент, в математике 30-х гг. эта связь презентовалась Э. Кольманом и С.А. Яновской, в физике – А.А. Максимовым. И хотя во всех случаях философия, которая представлялась под названием диалектического и исторического материализма, была одна и та же, все же «внедрение» ее в различные области знания во многом зависело от конкретных личностей. Так, Яновская и даже Кольман не были столь последовательными борцами за материалистическую диалектику в математике, как Презент в борьбе против реакционного вейсманизма-менделизма-морганизма за мичуринскую биологию. Как только появлялась возможность, Яновская (сразу же в послевоенные и, признав ошибку, вновь в годы «оттепели») и Кольман (в 60-е и в виде протеста также в 70-е гг.) начинали рассуждать о философских вопросах математики и, в особенности, о математической логике весьма конструктивно. Перед своей кончиной С.А. Яновская рассказывала одному из авторов этих строк, как ей приходилось, преодолевая себя, выполнять «указания сверху». Наконец, влияние на развитие математики, как и других наук, оказывали в это время социально-политические принципы. Социокультурная история математики знает как позитивное, так и тормозящее влияние идеологических и политических факторов. Несомненно, что объявление советской математики «партийно-классовой наукой» не способствовало ее развитию и подрывало ее связи с мировой математикой. Что же касается такого «сильного хода» лысенковцев, как противопоставление себя в качестве «народных ученых» оторвавшимся от «народа и колхозной практики» генетикам, то такого в советской математике удалось избежать. Были попытки припомнить Лузину в этой связи при обсуждении «проблемы» А-множества его ученика-самородка Суслина, но они не увенчались успехом. Кандидата в «народные академики» от Московского математического общества не нашлось. Разумеется, по самой природе математики в ней куда сложнее, чем в биологии или общественных науках, «развернуться» непрофессионалу и, тем более, организовать движение, подобное «мичуринскому». Делая выводы из поучительных уроков «внедрения» диалектики в математику, следует отметить также своеобразную «цепную реакцию», характерную для тоталитарных режимов в их попытках по