Отдел образования Несвижского райисполкомаУчреждение образования «Государственная общеобразовательная средняя школа №4 г.Несвижа»Раздумья Н.В. Гоголя о судьбах Родины и народа (по поэме «Мертвые души»)9 классУчитель русского языка и литературы:Новицкая Людмила ВладимировнаУО «Государственная общеобразовательнаясредняя школа №4 г. Несвижа»Несвиж, 2010Тема: Раздумья Н.В. Гоголя о судьбах Родины и народа (по поэме «Мертвые души»)Цель:Обобщить и систематизировать изученное по поэме «Мертвые души».Воспитывать душевную щедрость, искренность в отношениях с людьми.Развивать способности учащихся к творчеству и сотворчеству. Форма урока: педмастерская Оборудование: текст произведенияиллюстрации «Мертвые души» – это история болезни, написанная рукой мастера.А.И. Герцен Воспринимать искусство, может быть, столь же трудно, как и творить его.А.Н. Толстой Ход урокаI Индукция.1. Сообщение целей и задач урока; обращение к словам А.Н. Толстого.2. Проблемные вопросы: а) в чём актуальность произведения в наши дни? б) о какой болезни говорит Герцен?3. Слово учителя о совести человека, о душе, о судьбе. Совесть есть у каждого человека, только у некоторых она спит. И горе тому, у кого она проснётся слишком поздно. “Некоторые просыпаются в разное время со своей совестью,” – справедливо утверждал Э. Севрус. “Совесть – наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких,” – писал П.Гольбах, французский философ.II. Самоконструкция. Создание индивидуальной гипотезы.Слово учителя: “Во всём мне хочется дойти до самой сути” (Б.Пастернак)Наша с вами задача и состоит в том, чтобы каждый смог дойти до сути .В чём смысл жизни?Каков смысл названия поэмы?Может ли душа быть мёртвой?Кого автор имел в виду, называя поэму «Мёртвые души»?Есть ли живые души в произведении Н.В. Гоголя? Кто они?Не на все вопросы найден ответ. Попробуем разобраться. +щедростьдобротамилосердие – благотворительностьотзывчивостьблагородствоIII. Социоконструкция (работа в группах)I группа“Когда душа во власти денег…” Дать характеристику душевного состояния помещиков: 2Расточители (проматывают отцовское состояние) -я гл. – Манилов 4-я гл. – Ноздрев5Стяжатели -я гл. – Собакевич наполняет желудок 3-я гл. – Коробочка наполняет мешочки (скопидомка, духовное убожество)Вывод: души мертвы.II группа“И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек” Дать характеристику душевного состояния Плюшкина. Почему им завершается галерея мертвых душ? 6-я гл. Огромное богатство превращает в прах. Вспомнить схожего героя из зарубежной литературы (О.Бальзак “Гобсек”). Вывод: душа мертва, нет души.III группа “Город никак не уступал другим губернским городам!” Дать характеристику душевного состояния чиновников: 1-я гл. – чиновники города NN 1 казнокрады, взяточники,аферисты0-я гл. – чиновники Петербурга в “Повести о капитане Копейкине” 11-я гл. – чиновники строительной комиссии, где работал и Чичиков.Вывод: душа мертва, нет души.IV группа “Кто же он? Стало быть подлец?” Дать характеристику душевного состояния Чичикова (11-я гл.):наставления отца;учёба в училище;добыл хлебное местечко;служба в таможне;скупка мёртвых душ; (никому никогда ничего не дал), (пяток серебра учителю, бросили назад). Вывод: душа мертва, нет души.V группа “Позади мёртвых душ – души живые!” Дать характеристику душевного состояния крестьян, уже умерших: 5-я гл. – крестьяне Собакевича (каретник, сапожник, печник). Память о них жива! Вывод: они живут в памяти людской, значит, живые души.VI группа. “…чувствовал, что он призван был содействовать в великом деле.” Дать характеристику душевного состояния Копейкина: 10-я гл. – “Повесть о капитане Копейкине” (“целая поэма”). Потерял руку и ногу во время войны 1812 года. Отдал здоровье ради Отечества. Вывод: душа его чиста.Какова сюжетно-композиционная роль “Повести о капитане Копейкине” в концепции поэмы? Почему “Повесть…” была запрещена цензурой?Какова судьба России в поэме? XI-я гл. – мысли автора о своей любви к родине. “Что пророчит сей необъятный простор?..”“Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного прекрасного далёка тебя вижу…”Вывод: истинная Русь для Гоголя – это народная, могучая Россия.Лирические монологи автора – раздумья Гоголя о будущем России, её собственной исторической судьбе и месте в судьбах человечества.IV Социализация. Представление результатов работы групп и обмен вопросами. Дополняем ассоциативный ряд слов (со знаком минус): –взяточничество;казнокрадство;аферизм чиновников;расточительство одних, стяжательство других;жадность;скряга, прожигатель;деградация личности;праздность;паразитизм существования дворянства.Вывод: дворянство как класс изжило себя.V Разрыв. Кульминация творческого процесса, озарение.Рисунок “Душа”. Создание проекта “Мёртвая душа”, “Живая душа”:работа в группах;каждая группа показывает и защищает свой проект, объясняет, что и почему они изобразили (душу никто и никогда не видел… какая она? Ваше представление).VI Творчество. Создание сочинения-миниатюры. Тема сочинения: “Душа”.VII Рефлексия. Каждый ученик рассказывает о своём состоянии на разных этапах работы мастерской. Задумывались ли вы когда-нибудь о душе человека?Открылось ли что-то новое на уроке?Думал ли кто-нибудь сегодня на уроке о своей душе?Слово учителя. Ещё древнегреческий философ Демокрит учил: “Людям следует больше заботиться о душе, чем о теле, ибо совершенство души исправляет недостатки тела, телесная же сила без рассудка нисколько не улучшает душу.” Изучив поэму “Мёртвые души”, мы убеждаемся, что Гоголь, безусловно, актуален и сегодня. И сегодня стране нужны живые души, честные, трудолюбивые, открытые, любящие людей, Родину и стремящиеся сделать её ещё богаче и краше. Н.Заболоцкий как бы вторит Гоголю: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!.. Учитесь, ребята, верить в себя, не нарушать морально-нравственных законов человечества – тогда удача и счастье будут на вашей стороне. Сами ищите дорогу из царства мёртвых, куда вы попадёте, вдруг ненароком заплутав средь бела дня. Запрягайте свою птицу-тройку. Человеку многое дано, но он за всё платит сам, и с него за многое спросится. Каждый счастье, смысл жизни понимает по-своему. Но один из героев романа Л.Толстого сказал: “Я знаю только два несчастья – болезнь и угрызения совести. Отсутствие одного из них – это уже счастье.” Так будьте здоровы нравственно и физически. И пусть каждый из вас сможет сказать себе: Усамого кромешного предела И даже за него теснимый веком, Я делал историческое дело: Упорно оставался Человеком И. Губерман Д/з: отрывок из поэмы “Мёртвые души” наизусть.Приложение Варианты сочинений-миниатюр учащихся 10 класса Душа жива, когда не сгнило сердце И где-то теплится горящий огонёк! Головко М. Душа напрямую формируется человеком. Она отражает всё лучшее, что есть в людях. Человек сам выбирает жизненный путь. Именно каждый человек должен уметь сделать выбор: каким ему быть и как ему жить. Р. Лазюк Жизнь – подарок, который дан нам Богом. Говорят, что с рождением человек делает первый шаг навстречу смерти и с каждым днём час суда всё ближе и ближе. И важно, чтобы душа была светлой и чистой, как небо. Сохраним же наши души светлыми! К. Лазюк Душа – это основа человека. Человек без души не человек. Душа оценивается благодаря чертам личности. Чтобы душа была чистой, светлой, человек должен постоянно думать о ближних, о добре. А. КалевичЛитература 1. Воронаев В.А. Мёртвые души: кто они? О названии поэмы Н.В. Гоголя. Русская речь №3 2002. 2. Гоголь Н.В. Мёртвые души. – М., 1985. 3. Губерман И. Избранное. – М., 1999. 4. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. –М., 1955. 5. Русский язык и литература: Научно-методический журнал №4,11. – Мн., 2004. 6. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Мн., 2000. 7. Колеченко А.П. Энциклопедия педагогических технологий. – С-Петербург, 2005. 8. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души». – М.,1964. 9. Технология педагогических мастерских на уроках русской литературы. Пособие для учителей (авт-сост. З.Н. Булахова.) – Мн., 2004.