СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ А.А.Поляков (1), В.В.Вержбицкий (1), В.В.Попов (2), Е.В.Огородников (2) (1) Управление информационных технологий в образовании,(2) Центр информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования Минобразования России, Москва Понятие информационных ресурсов сферы образования В рамках данного доклада под информационными ресурсами (ИР) сферы образования понимается созданная (генерируемая), поддерживаемая и распространяемая в системе образования информация, находящаяся в электронном виде и представляющая собой готовый к использованию информационный продукт. Это могут быть файлы данных и программные средства, автоматизированные системы и базы данных, телеконференции и автоматизированные лабораторные практикумы с удаленными физическими устройствами, электронные библиотеки и сетевые предметные курсы, виртуальные школы и вузы, тематические и учрежденческие сайты (сервера, порталы) и др. В качестве обязательных признаков электронных ИР сферы образования мы выделяем следующие:информационный продукт полностью или в существенной части существует в виде компьютерных файлов (исполняемых – программные средства – и файлов данных),может храниться на магнитных, оптических, оптико-магнитных носителях (жесткие и гибкие диски, кассеты, CD-ROM, DVD-ROM и т.п.);способен функционировать в составе программно-аппаратных комплексов определенной конфигурации;специально предназначен для использования в сфере образования, как то:в управлении учебным процессом,в обучении и изучении,в научных исследованиях1;правообладателями информационного продукта (разработчиками, дистрибьютерами) обеспечен организованный доступ к нему (постоянный или регулярный, платный или бесплатный, по сети или путем организованного распространения локальных копий) для пользователей сферы образования.^ Анализ состояния, структуры и динамики развития ИР высшей школы за период 1998-2001 гг. В целях создания объективной картины положения дел и подготовки обоснованного решения, отвечающего интересам развития российской системы образования, Управлением информационных технологий в образовании Минобразования России в феврале 2001 года был организован сбор сведений об ИР, созданных в подведомственных организациях за последние три года, начиная с 01.01.1998. До вузов была доведена анкета, разработанная Центром информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования (ЦИАН) Минобразования России и получившая положительные экспертные заключения, руководителей ведущих НИИ и вузов (ГНИИ ИТТ "Информика", МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИФИ, СПбГИТМО). В качестве базы для сравнения с предшествующим периодом были использованы данные, собранные в автоматизированном сетевом кадастре “ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ” в период с 01.01.97 по 01.01.98. Автоматизированный кадастр был разработан в соответствии с приказом Минобразования России от 16.12.96 № 481 Центром информатизации высшей школы (ныне ГНИИ ИТТ “Информика”) и ЦИАН Минобразования России. Для сбора сведений за период 1998-2001 гг. были использованы модернизированные совместно с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании средства кадастра, обеспечившие заполнение аналогичной анкеты через Интернет в режиме on-line (см: catalog.unicor.ru). На 1 марта 2001 г. поступили сведения о 1160 ИР от 145 организаций сферы высшего образования, расположенных в 47 субъектах Российской Федерации всех федеральных округов (список учреждений, предоставивших информацию с указанием числа зарегистрированных ресурсов, приведен в приложении). Более 90% организаций представляют собой государственные образовательные и научные учреждения различной ведомственной подчиненности. В том числе это организации, подчиненные Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Минобразованию России, Министерству внутренних дел, Минэкономразвития, Минздраву России, Министерству путей сообщения, Госкомгидромету, РАН. В целом в выборке представлено около 20% государственных вузов России. Как правило, сведения поступали от ведущих вузов. Так, среди участников сбора информации: 88 университетов (классических, технических, педагогических, медицинских, экономических и других профилей), 25 академий, 24 института, 8 научных центров. Широко представлены в выборке вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Воронежа, Саратова, Самары, Владивостока и других крупнейших вузовских центров страны. Таким образом, на основании имеющейся выборки можно примерно оценить масштабы разработки ИР в системе высшего профессионального образования и выявить основные тенденции их развития в последние годы, не претендуя на исчерпывающую статистику и абсолютную точность. 1. Общую численность ИР высшей школы на начало 2001 года можно оценить в 11500–14000 единиц. По сравнению с 1998 годом она по оптимистической оценке не возросла, а по пессимистической снизилась примерно на одну треть. Очевидно, здесь сказались тяжелые экономические условия, сложившиеся в стране после 1998 г. 2. Основную часть ИР в 2001 году составили информационные массивы и автоматизированные средства обучения (около 80% от общего количества ресурсов). При этом доля информационных массивов с 1998 года выросла более чем в два раза (с 17% до 38% от общего количества ресурсов), а доля остальных классов ресурсов (автоматизированные системы организационного, научного и учебного назначения; автоматизированные средства обучения; специализированные инструментальные средства) снизилась. В целом, сравнивая структурные соотношения ИР по классам и видам в 1998 и 2001 гг. можно отметить целый ряд положительных тенденций. Так соотношение основных классов ИР стало лучше соответствовать задачам высшей школы. Так,: произошло увеличение доли информационных массивов при сохранении высокой доли автоматизированных средств обучения. Стали ближе к оптимальным доли ИР, представляющие автоматизированные системы организационного и научного назначения и специализированных инструментальных средств. Данная динамика представлена на рис.1. Рис.1 3. Особенно заметен значительный рост отдельных видов ресурсов: файловые массивы (с 1% до 17% от числа ресурсов класса информационных массивов), Web-сайты (с 0% до 19% от числа ресурсов класса информационных массивов), автоматизированные системы управления учебной и другой деятельностью вузов (с 12% до 35% от числа ресурсов класса автоматизированных систем управления научной, учебной и организационной деятельностью вуза), автоматизированные учебные курсы (с 8% до 39% от числа ресурсов класса автоматизированных средств обучения) и инструментальные средства для создания автоматизированных систем контроля знаний (с 25% до 52% от числа ресурсов класса специализированных инструментальных средств). Существенное снизились доли таких видов ресурсов как информационно-поисковые системы (с 15% до 4% от числа ресурсов класса информационных массивов), учебно-исследовательские системы автоматизированного проектирования (с 18% до 5% от числа ресурсов класса автоматизированные системы организационного, научного и учебного назначения) и др. 4. В классе "Автоматизированные системы научного, организационного и учебного назначения" проявились негативные тенденции развития ИР. Так, существенно возросла доля разработок автоматизированных систем управления учебной и научной деятельностью вуза. При том, что задачи данных систем являются в основном идентичными для разных учебных заведений, рост числа их разработок свидетельствует об избыточном параллелизме и недостаточных усилиях по проведению единой технической политики. Вместе с тем данный рост произошел за счет снижения доли разработок наиболее сложных и разнообразных по решаемым задачам видам ИР (САПР, системы компьютерного моделирования, экспертные системы). 5. Предметная структура вновь разработанных ИР на 2001 год выглядит гораздо более диверсифицированной, что свидетельствует о повороте вузов в сторону запросов рынка образовательных услуг. Лидером в распределении образовательных ИР по областям знания остаются технические дисциплины (18% от общего числа ресурсов в 2001 г.), но их доля значительно, более чем в три раза (с 63% до 18%) снизилась, что говорит о том, что существовавшая ранее однобокость в развитии ИР с преобладанием ресурсов по техническим наукам начинает выправляться. При этом существенно растут доли медицинских (с 1% до 6%), гуманитарных (с 4% до 11%) и экономических (с 4% до 12% от общего количества ресурсов) дисциплин. 6. Слабым местом развития ИР высшей школы остается организация сетевого доступа к ним. Через Интернет в настоящее время доступны лишь 14% ИР. Вместе с тем, по сравнению с 1998 годом число ресурсов, доступных через Интернет, выросло более чем на порядок (с 1%), что говорит об очень высоких скоростях формирования российского сегмента образовательного Интернет.^ Предварительные итоги работ Минобразования России по созданию информационно-образовательной среды в 2000 г. Важнейшей комплексной характеристикой образовательных информационных ресурсов является их системная интеграция в информационно-образовательную среду (ИОС). Она способна обеспечивать решение разнообразных задач, как при традиционных формах обучения, так и поддерживать дистанционные технологии обучения в сфере открытого образования. Вопрос о результатах работ в данном направлении был рассмотрен Советом по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Минобразования России на заседании 07.02.2001 В 2000 году специальной программы, посвященной развитию ИОС не было. Но выполнялись НИР и НИОКР в рамках Научно-технической программы «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования». Анализ проектов, представленных в этой программе показал, что многие проекты в той или иной степени связаны с внедрением информационных технологий в образование, развитием дистанционных образовательных технологий, информационно-образовательной среды дистанционного обучения, созданием системы открытого образования. Именно такой анализ привел к выводу о необходимости выделения самостоятельной программы, реализующей идеи создания системы открытого образования, основанной на технологиях дистанционного обучения. В 2000 г. было осуществлено 92 проекта в области разработок ИОС дистанционного обучения с общим объемом финансирования – 33,31 млн. рублей. Все проекты можно сгруппировать по следующим направлениям: научные основы создания и функционирования ИОС ДО; создание сетевых библиотечных каталогов и виртуальных библиотек; создание электронных средств обучения и тестирования; средства управления и администрирования для распределенного учебного процесса; инструментальные программные средства для создания элементов ИОС ДО. Распределение количества проектов по этим направлениям (рис.2) показывает, что крен был сделан на разработку инструментальных средств. Наименее финансируемыми оказались проекты по развитию виртуальных библиотек, хотя они являются наиболее ценным образовательным ресурсом. В то же время из анализа средней стоимости проектов видно, что были поддержаны наиболее крупные проекты именно по виртуальным библиотекам, а так же по исследованиям в области ИОС ДО. Относительно наиболее низок уровень финансирования разработок средств обучения и тестирования. Он примерно в два-три раза ниже того, который необходим для получения высококачественного результата. Среди осуществленных проектов в 2000 г. принципиальное значение имели исследования в области стандартизации и разработки отраслевых стандартов ДО, что в перспективе позволит реализовать принцип системной интеграции ИОС. В настоящее время действует рабочая группа по разработке отраслевого стандарта, которая в своей работе учитывает международный опыт. В этом отношении особенно важны разработки технологических стандартов на учебные ресурсы IMS Global Learning Consortium, в который входят крупнейшие мировые производители ВТ, программного обеспечения и ведущие университеты.Рис.2В 2000 г. были осуществлены проекты в области разработок средств управления и администрирования для распределенного учебного процесса. Созданию средств управления и администрирования учебного заведения, работающего по технологиям ДО были посвящены 14 проектов. Созданию средств управления и администрирования для распределенного учебного процесса на региональном уровне – 9 проектов. Проекты 2000 г. в области разработок инструментальных программных средств для создания элементов ИОС ДО были посвящены направлениям:формирование единой телекоммуникационной среды сферы образования ДО – 6 проектов;создание информационных образовательных систем – 5 проектов;создание корпоративной образовательной сети ДО – 5 проектов;создание региональной образовательной сети ДО – 5 проектов;безопасность информационных ресурсов в образовательных сетях ДО – 3 проекта;программно-методическая поддержка лабораторных комплексов удаленного доступа – 8 проектов.^ Подходы к созданию единой системы учета ИР сферы образования Проведенный анализ показывает, что сфера образования по-прежнему остается одним из важнейших источников формирования электронных ИР. Вместе с тем уже давно назрела необходимость создания единой системы учета электронных ИР сферы образования Российской Федерации. Главная цель системы учета - наиболее полное использование накопленного информационного потенциала в системе образования России и его эффективное развитие на основе:систематизации данных об имеющихся ИР на всех уровнях (федеральные и региональные органы управления образованием, образовательные и научные учреждения, предприятия системы образования);облегчения поиска ИР сферы образования путем их регистрации в системе отраслевого автоматизированного кадастра (каталога), доступной через Интернет;создания организационно-технологических предпосылок для оперативного доступа к ИР по сетям телекоммуникаций;содействия росту качественного уровня ИР сферы образования путем целенаправленного распространения информации о сертифицированных и официально рекомендованных ИР; повышения эффективности управления в системе образования путем предоставления органам управления образованием в рамках ИАИС своевременной, полной и обобщенной информации о состоянии и тенденциях развития ИР сферы образования. Технология учета ИР должна основываться на единой структуре базы данных, которые формируются из отдельных баз в регионах и образовательных учреждениях. Для этого необходим единый отраслевой стандарт описания ресурсов, учитывающий возможность согласования с международными стандартами и стандартами различных отраслей, в том числе общих протоколов всемирной сети Интернет. Связи с другими системами (например, библиотечными) и перенос данных могут осуществляться с помощью конверторов. Такой стандарт описания, в силу многоаспектности характеристик ресурсов должен базироваться на фасетной классификации (классификация по разным основаниям в одной базе). Важна оперативность учета ресурсов - любое изменение должно сразу же отображаться в общих характеристиках на основе их кодирования. Целесообразно использование режима on-line как основного способа регистрации и off-line, как вспомогательного для сетей низкого качества. В соответствии с правом собственности, уровнем признания качества и уровнем официального признания значения ИР их регистрация должна производиться по представлению: уполномоченного подразделения органа управлением образованием (министерства, ведомства, регионального органа); головных организаций по научно-техническим программам; органов сертификации ИР; правообладателя ИР. Регистрация ИР в системе учета должна производится органами учета: головным центром системы отраслевого автоматизированного кадастра (каталога); местными отделениями системы отраслевого автоматизированного кадастра (каталога), функционирующими, как правило, на базе ЦИТ, ЦНИТ и др. 1 Программные средства общего назначения: операционные системы, утилиты, типовые офисные технологии, бухгалтерские системы общего назначения и тому подобные ИР, неспецифичные для системы образования, должны учитываться отдельно.