А.М. Кадыровкультурология Теория и история культурыуфа 2004Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образованияУфимский государственный авиационный технический университетА.М. Кадыровкультурология Теория и история культурыуфа 2004 УДК 008 (091) (07) ББК 71 (я7) К13 К13 Кадыров А.М. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие / А.М. Кадыров; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ 2004. – 290 с. ISBN 5-86911-469-1Рассмотрены вопросы теории культуры, дан обзор основных направлений культурологии, проанализировано развитие мировой и отечественной культуры. Пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Автор выражает глубокую признательность кафедре культурологии ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова: профессорам Л.П. Воронковой, Г.А. Аванесовой, Л.З. Немировской, Г.М. Пономаревой, А.И. Фролову, доценту Л.Б. Шамшину; а также профессорам А.Л. Доброхотову, Б.С. Ерасову, И.В. Кондакову, В.М. Межуеву, лекции и публикации которых использованы при написании данного пособия. Автор благодарит рецензентов профессоров М.Х. Янборисова и Ш.Р. Зайнетдинова за ценные замечания, высказанные при чтении работы. Предназначено для студентов всех специальностей дневного, вечернего и заочного обучения, изучающих культурологию.Библиогр: 112 назв.Печатается по решению редакционно-издательского совета Уфимского государственного авиационного технического университета.Научный редактор канд. истор. наук, доцент А.М. Шаяхметова Рецензенты: кафедра истории и экономической теории Башгосуниверситета; д-р истор. наук, проф. кафедры философии, истории и права ВЗФИ Ш.Р. ЗайнетдиновББК 71 (я7) ISBN 5-86911-469-1 © Уфимский государственный авиационный технический университет, 2004 © А.М. Кадыров, 2004 содержание Введение. Культурология как наука……………………….................. 6 1. Культура и общество……………………………………................. 8 1.1. Сущность культуры…………………………………................ 8 1.2. Структура культуры…………………………………................ 14 1.3. Функции культуры………………………………….................. 21 1.4. Динамика культуры …………………………………............... 23 2. Основные культурологические направления (школы)…............... 33 2.1. Расово-антропологическая школа………………….................. 33 2.2. Эволюционизм………………………………………................. 35 2.3. Психоаналитическая школа..............................…….................. 36 2.4. Структурализм, семиотика и символизм и символическая школа...................................................................... 39 2.5. Философия истории……………………………….................... 42 2.6. Философская антропология. Философия жизни и экзистенциализм…………..……………………........................... 53 2.7. Философия культуры в России. Русская религиозная философия…..…………………………….................. 57 2.8. Теории технологического детерминизма. Глобалистика...................................................................................... 61 3. Мировая культура……………………………………….................. 63 3.1. Культура первобытного общества……………….................... 63 3.1.1. Феномен жизни и место человека в мироздании.................. 63 3.1.2. Антропогенез и основные этапы развития первобытного общества…………………………………................. 65 3.1.3. Общественное сознание первобытного общества (миф, ранние формы религии, первобытное искусство)…................................................................. 72 3.2. Культура Древнего Востока…………………………............... 77 3.2.1. Особенности древневосточных цивилизаций……............... 77 3.2.2. Основные достижения культуры Древнего Востока (Двуречье, Египет, Индия, Китай)……………................ 80 3.3. Культура античности……………………………….................. 92 3.3.1. Основные черты античной культуры и факторы ее развития ………………………………….................. 92 3.3.2. Этапы, достижения и всемирно-историческое значение античной культуры…………………………..................... 95 3.4. Культура европейского Средневековья и Возрождения.................................................................................... 108 3.4.1. Основные черты средневековой культуры и ее достижения………………………………………….................. 108 3.4.2. Основные черты культуры Возрождения и ее достижения………………………………………….................. 117 3.5. Культура Просвещения и Нового времени………................... 122 3.5.1. Культура Просвещения………………………….................... 122 3.5.2. Основные черты культуры Нового времени и ее достижения………………………………………….................. 127 4. Культура ХХ века………………………………………................... 137 4.1. Техника и ее место в современном обществе……................... 137 4.2. Индустриальное общество………………………...................... 142 4.3. Модернизм…………………………………………................... 145 4.4. Постиндустриальное общество…………………...................... 148 4.5. Постмодернизм. Контркультура................................................ 151 4.6. Тенденции будущего культуры................................................. 157 5. Культура России………………………………………..................... 162 5.1. Основные черты и особенности российской культуры.............................................................................................. 162 5.1.1. Особенности российской цивилизации………..................... 162 5.1.2. Социодинамика российской культуры и основные противоречия социокультурного развития…............. 164 5.1.3. Русский культурный архетип: основные факторы влияния…………………………………………................ 172 5.2. Культура Средневековья (IХ-ХVII вв.)……………................. 180 5.3. Культура России Нового времени (ХVIII- конца ХIХ вв.)….……………………………………........................ 189 6. Культура «серебряного века»……………………………............... 203 6.1. Основные этапы и особенности культуры «серебряного века»………………………………............................ 203 6.2. Народное образование и просвещение. Книгоиздательство и печать. Наука.................................................. 206 6.3. Театр, кино, музыка…………………………………................. 211 6.4. Русская философия «серебряного века»…………................... 213 6.5. Литература «серебряного века»…………………..................... 222 6.6. Пластические искусства…………………………...................... 230 7. Культура советского периода и тенденции современной российской культуры…………………...................... 248 7.1. Основные этапы, достижения и проблемы советской и постсоветской культуры…………………................... 248 7.2. Культура Российского Зарубежья………………...................... 259 7.3. Развитие идей о социализме как пути становления новой цивилизации……………………...................... 267 Заключение………………………………………………...................... 275 Список литературы ................................................................................. 283 Вопросы для самопроверки ................................................................... 289 введение. Культурология как наукаТермин «культурология» вошел в научный оборот в первой половине ХХ в. Его возникновение связано с именем американского культурантрополога Л. Уайта. Он считал, что это наука, имеющая самостоятельное значение, не совпадающая ни с социологией, ни с психологией. Культурологический подход в настоящее время становится одним из наиболее перспективных при изучении общества. Он дает системный взгляд на социум, его главную движущую силу и конечный продукт – личность, позволяет комплексно и с гуманистических позиций оценить различные стороны общественной жизни: экономику, общественное сознание и психологию, социальную организацию, коммуникативную и нормативную сферы. Необходимо подчеркнуть, что именно недооценка культуры, гипертрофия «объективных» экономических, социально-классовых, технократических подходов и соответствующая политика с дополняющим идеологическим обеспечением в огромной (возможно, в решающей) степени явились причиной краха СССР и всеобъемлющего кризиса современной России. Отсюда возникают задачи образования – обеспечить преемственность в преподавании социально-гуманитарных наук с пониманием решающей роли культуры в социуме, имея в виду, что для мировых центров образования характерен именно культурологический (антропологический) подход к изучению общества. На Западе уже несколько десятилетий происходят изменения в понимании культуры и ее места в мире. И если раньше культурная проблематика рассматривалась явно и неявно как вторичная сфера, эпифеномен социального, то к настоящему времени произошел кардинальный сдвиг. Как обобщил господствующую западную точку зрения Л.Г. Ионин: «Там, где раньше было «общество»… стала культура» (Ионин Л.Г. Социология культуры. – 2-е изд. – М.: Логос, 1998. – С. 6). В мире существуют различные названия культурологии. Ее проблематику изучают в США под названием культурной антропологии, в Великобритании – социальной антропологии, во Франции – этнологии. В этих курсах анализируется неприродный мир человека, его поведение, представления. Широко используется культурологический подход к рассмотрению проблем политики, геополитики, национальных вопросов, урбанизации, преступности, гендерных исследований, проблем личности, межкультурной коммуникации, организационных вопросов. Во всех развитых странах культурные переменные начинают включаться в структуру выработки и реализации практически каждого социально значимого решения. Сегодня научное и практическое знание о культуре является необходимой компонентой картины мира. Особое значение культурология приобретает в современной России. Это связано с рядом обстоятельств: 1) модернизация страны требует рационализации культуры, расширения социальных технологий; 2) отставание от мирового уровня и неспособность освоить современный опыт ведут к ориентации на прошлое, неэффективности социального управления; 3) имеется острая потребность в лучшем понимании действий в поисках путей в будущее. Сегодня существуют различные точки зрения на культурологию. Есть стремление представить ее как некую универсальную методологию либо как совокупность отдельных научных дисциплин, а не особую науку, либо как устойчивый междисциплинарный комплекс, охватывающий определенный круг проблем. Как наука и учебный предмет культурология включает в себя рассмотрение следующих вопросов: историю мировой и отечественной культуры, историю культурологической мысли, философию культуры, социологию культуры, культурную антропологию, прикладную культурологию. Важнейшими проблемами культурологии являются: генезис культуры, морфология культуры, динамика культуры. Центральный вопрос культурологии – формирование и развитие личности в контексте всех сторон общественной жизни. В социуме выделяется именно его личностный, человеческий аспект. Таким образом, объектом культурологии выступает общество, а предметом – личностный аспект социального процесса, формирование человека как общественного существа с целостной личностью. Личность выступает здесь как продукт и субъект человеческой деятельности. Необходимо иметь в виду, что изучение культуры может идти в русле различных традиций: философской, теологической, антропологической, исторической, социологической и при этом на первый план будут выдвигаться различные проблемы. Так философская традиция, в частности, рассматривает проблему ценностей; теологическая – религии, как главной части культуры; антропологическая – проблемы антропо- и культурогенеза, семиотики; историческая – истории и типологии культуры; социологическая – проблемы структуры и функций культуры. Однако, несмотря на различные точки зрения на культурологию, необходимо понимать, что эта становящаяся область научного знания, имеющая огромное теоретическое и практическое значение.1. культура и общество1.1. Сущность культурыВ отечественной и зарубежной литературе существует множество определений культуры. В обыденном языке, в различных науках понятие «культура» используется не однозначно. Так в обзоре концепций культуры в западной литературе, сделанном американскими социологами А. Кребером и К. Клюкханом, говорится о 160 определениях этого понятия, французский социолог А. Моль отмечает 250 определений, а Л.Е. Кертман насчитывает до 400 определений. (Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история – М., 1981. – С. 225; Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки (1870-1917). – М.: Высшая школа, 1987). Это многообразие определений имеет гносеологические основы и связано с объективной многозначностью культуры. Различные науки: антропология, этнография, лингвистика, психология, история, социология, эстетика – подходят к исследованию и характеристике культуры со специфических точек зрения, рассматривают ее в разных отношениях, вычленяют из этого феномена отдельные стороны – отсюда и многообразие определений, даваемых культуре. Кроме того, необходимо учитывать существование оригинальных философско-методологических подходов к культуре. В мировой культурологической науке можно выделить три основных подхода к определению культуры: 1. Антропологический, суть которого состоит в том, что культура присуща любому обществу. Авторы придерживаются концепции эквивалентности, равноценности культур, причем снимается вопрос об уровне развития культуры, о критериях ее оценки и прогрессе мировой культуры. Для этого направления характерно расширительное понимание культуры, куда включается и социальная система, и вся жизнь общества. Подчеркивается надорганическая, общественная природа культуры; положительным является отказ от биологических трактовок истоков культур, однако в таком подходе теряется четкость в разграничении общества и культуры. Например, А. Кребер считает, что культура – это «вся полнота деятельности общественного человека»; П. Сорокин относит к ней «все, что создано или модифицировано в результате сознательной или неосознанной деятельности двух или более индивидуумов, взаимодействующих между собой или взаимно обусловливающих поведение»; К. Уислер понимает культуру как «способ жизни, которому следует общность или племя»; К. Даусон трактует ее как «общий образ жизни, специфический способ приспособления человека к его естественному окружению и экономическим потребностям»; Е. Рейтер считает, что культура – «все материальное и нематериальное, что создано человеком»; В. Освальд понимает под ней «то, что отличает человека от животного». 2. Социологический, преобладающий в западной культурологии. В культуру включается определенная сторона социальных организмов, дается по сути не определение, а перечень элементов. Например, Э. Тайлор считает, что культура «слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и любых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества»; Б. Малиновский считает, что это «наследуемые изображения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности»; А. Радклиф-Браун относит к культуре «язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи»; К. Юнг полагает, что это «общий и принятый способ мышления»; Л. Уилсон и У. Колб относят к ней «этикет, язык, обычаи, религиозные верования, исследования, изобретения, системы знаний»; К. Форд понимает под ней «поток идей, который идет от индивидуума к индивидууму». 3. Философский подход, характерный для высокого уровня абстракции, при котором культура понимается как явление, выделяемое из совокупности жизненных процессов только аналитически, причем она не является синонимом общества или части общественного развития. Философский подход к понятию культура лишает ее собственного онтологического содержания и трактует ее как некую разлитую во всех общественных отношениях субстанцию, которая может быть предметом изучения на уровне самой высокой абстракции. Например, Г. Беккер исходит из того, что «культура есть относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации». В отечественной культурологии можно выделить различные представления о культуре: 1. Деятельностный подход (В.М. Межуев), где культура понимается как специфический человеческий вид деятельности. Мир, окружающий человека, является не столько явлением природы, сколько продуктом культуры. Культура выходит за пределы любой существующей природной или социальной данности и, будучи потенциальна всем, не может быть сведена ни к какому отдельному виду природного или социального бытия. Культура шире, чем ее определенные исторические формы. Она совпадает с границами человеческого существования в мире, с нашим специфически человеческим бытием. Культура – это мера нашего собственного человеческого развития. 2. Ценностный (аксиологический) подход (В.П. Тугаринов), при котором культура трактуется как совокупность ценностей. Однако в такой концепции есть нерешенные принципиальные вопросы, в частности, о соотношении субъективных ценностей и объективно существующей культуры. 3. Антропологический подход (Е.В. Боголюбова), сущностью которого является понимание культуры как качественной характеристики общества, как выражение специфической человеческой природы. 4. Семиотический подход (Ю.М. Лотман), представляющий культуру как символическую вселенную. Любой предмет, акт действия и сам действующий субъект помимо своего прямого назначения выполняют и иную функцию – они служат в виде информационных сигналов о разнообразных способах освоения человеком окружающего мира. Эта информация представлена в скрытом виде, и надо знать код, чтобы прочитать ее. Отсюда возможность реконструкции прошлых культур и прогнозирование ее развития. Центральное место в системе знаков занимает речь, как устная, так и письменная, которая несет основную нагрузку в передаче социального опыта. Причем речевой знак рассчитан на определенную поведенческую реакцию. 5. Социологический подход (Э.С. Маркарян), понимающий культуру в качестве фактора организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют его развитие: это язык, верования, эстетические вкусы, знания, обычаи. Культура (лат. сultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) – термин, который использовался для характеристики земледельческого труда (агрикультура). Противопоставление мира природы и мира человека отмечалось уже у софистов в Древней Греции, а понимание необходимости воспитания души (сultura animi) четко формирует Цицерон в работе «Тускуланские беседы» в 45 г. до н.э. Вскоре это понятие приобрело более широкий смысл, поскольку стало употребляться ко всему, что преобразовано человеческой деятельностью. До середины ХIХ в. как в науке, так и в обыденном сознании господствовали следующие представления о культуре: культура отождествлялась с обществом; история общества рассматривалась, прежде всего, как история духовно-творческой деятельности человека, т.е. история понималась идеалистически; к культуре применялся ценностный подход, при котором не только индивиды, но и целые народы оценивались как «культурные» или «некультурные», «развитые» или «неразвитые». Со второй половины ХIХ в. стали складываться иные трактовки культуры. Суть этих представлений сводится к следующему: а) культура – это способ специфически человеческого существования, выработанный исторически конкретным социальным образованием (родом, племенем, нацией); б) понимание равноправности культур, ибо каждая из них соответствует конкретным природным и социальным условиям данного коллектива, каждая культура своеобразна, уникальна, неповторима; в) культура – это целостная система, в которой все структурные элементы имеют определенное назначение для функционирования общества, лишь изучая функционирование целого можно понять смысл и значение каждой культуры, хотя при этом абсолютизируется своеобразие культур, отрицается их развитие, оправдывается исторический релятивизм. Положительным в этих взглядах было то, что подчеркивалась активная, творящая роль человека в культуре, выступающего не просто как пассивный объект воздействия внешних и неподвластных ему обстоятельств; утвердились методы изучения конкретных фактов культуры; было оценено своеобразие каждой культуры, понимание ее целостности и связи с определенными социальными и природными условиями; укреплялся гуманизм, направленный против расизма, колониализма, шовинизма. В ХХ в. исследования по культурологии значительно активизировались. Сложилось значительное количество школ со своей методологией, о чем будет сказано ниже (см. Раздел 2). В настоящее время под культурой понимается специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии культуры фиксируется отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. Культура в широком смысле слова характеризует все основные сферы жизнедеятельности человека – материальное производство, социально-политические отношения, область духовного развития, быт, человеческие взаимосвязи. Любая сфера общественной жизни может быть охарактеризована с точки зрения ее культурной значимости и ценности. Независимо от разделяемой тем или иным культурологом точки зрения на культуру, можно выделить некоторые черты, с которыми согласны авторы всех определений: культура – это то, что отличает человека от животных; культура – это характеристика человеческого общества; культура не наследуется биологически, но предполагает обучение; культура связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме посредством языка. Таким образом, говоря о культуре, можно выделить следующие моменты: 1. Культура – созданный человеком внеприродный феномен, в то же время, нельзя абсолютизировать различие между человеком и природой. Человек – «социальное животное» и некоторые черты культуры определяются биологическими качествами человека. Биологически обусловленными особенностями культурной эволюции являются: а) восходящий характер; б) возрастание числа альтернативных форм поведения; в) увеличение изменений в поведении; г) ускорение эволюции. Смысл культурной эволюции – в повышении конкурентоспособности человека в борьбе за выживание. Эволюция делится на три стадии: 1) космическую; 2) биологическую; 3) культурную. Человек – уникальное создание биологической эволюции, развитие которого обусловлено, прежде всего, третьим типом эволюционного процесса – эволюцией культуры. 2. Связь культуры с человеком: нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. 3. Культура раскрывает и реализует сущностный смысл бытия человека, формирует и развивает эту сущность. 4. Культура раскрывает духовный мир человека, его способности, потребности, мировоззрение, знания, умения, социальные чувства, она выступает как мера реализации и развития сущности человека в процессе его социальной деятельности, как «мера человека». 5. В материальном или духовном продукте культуры происходит опредмечивание человека, его общественной сущности и индивидуальности. В культуре заключено самосознание общества каждой эпохи. 6. Через культуру человек приобщается к социуму, социализация – это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализация личности. Культура связана с менталитетом (характером, психическим складом, темпераментом) личности. 7. Культура – сложная, антиномичная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. Эти противоречия проявляются, в частности, как противоречия между социализацией и индивидуализацией личности, между нормативностью культуры и свободой, между традициями и инновациями. 8. Культура – сложная динамичная система, относящаяся, если пользоваться кибернетическим определением, к «большим системам». Это плохо организованные системы, с «плохой» структурой, огромными размерами, обилием элементов, сложным характером связей между элементами. В конечном итоге культура – одна из сложнейших систем в мире со своими законами функционирования, не сводимыми к социальным причинам, но эти законы плохо изучены. 9. Культура есть единство прерывности и непрерывности. Ни одна новация не проходит без преемственности. Любая культура традиционна, но одновременно и прерывна, отсюда возможность выделения культурных этапов (например, Возрождение). В культурологической литературе имеются различные подходы к пониманию соотношения между понятиями культуры и цивилизации. Существует понимание цивилизации как исторической эпохи, пришедшей на смену варварству и знаменующей высший этап развития человечества. В других случаях цивилизация связывается с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную. Они различаются экономическим укладом и культурой, как совокупностью норм, обычаев, традиций, символов, куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Цивилизации покоятся на специфических ценностях, философии, принципах и образе жизни. Исторически цивилизация понималась и как гражданственность, государственность (юридически), и как воспитанность, учтивость, и как характеристика городской жизни в противовес традиционному сельскому укладу. Сегодня в европейском сознании цивилизация ассоциируется с вершинами технических достижений человечества, с технологиями, т.е. с материальными успехами, а культура понимается как духовный мир человека. Имеются и жесткие противопоставления культуры и цивилизации.^ 1.2. Структура культурыКультура – сложная многоуровневая система, ее структура является одной из сложнейших в мире. Культуры, несмотря на различия между ними, представляют собой способ существования общества в окружающем мире, и в каждой культуре есть базовые признаки, т.е. факторы существования, без которых культуры нет. Эти элементы отличаются по уровню развития и существуют в любой культуре. Основные базовые признаки культуры: 1. Материальное производство (что производится, как производится, т.е. технология, материалы для производства, производительность труда). 2. Общественное сознание, т.е. представления о мире (естественно-научные, гуманитарно-философские), способы выражения этих представлений или знаний (язык, искусство, письменность). К формам общественного сознания относятся мировоззрение (идеология), наука, искусство, мораль, право, политика, вера. 3. Общественная психология (ментальность, темперамент, подсознательные реакции на окружающий мир – архетипы). 4. Функциональная дифференциация с выделением функций материального производства, духовного творчества, социального регулирования, военной и других и степенью функциональной дифференциации членов общества. 5. Социальная организация, включающая биосоциальные (семья, род, племя), социальные (союз племен), социально-политические (государство) системы, а также возрастные группы и союзы, политические и профессиональные объединения. 6. Информационно-коммуникативная сфера, куда входят способы передачи информации, виды социальной информации, технические характеристики коммуникаций, скорость прохождения необходимой информации. 7. Нормативная система с такими регуляторами, как биопсихологический, мифолого-религиозный, право, мораль, при этом регулируются нормы распределения трудовых затрат, общественного продукта и социальная иерархия. Носителем всех базовых элементов культуры выступает этнос. Культуры объединяются по различным типам в зависимости от основания деления. Типологизация – научный метод упорядочения культурных общностей. Такая модель используется в целях изучения существенных признаков, функций, отношений, уровней организации изучаемых объектов. Существуют различные подходы к типологизации культуры в зависимости от тех или иных критериев. Чаще встречаются три подхода: хозяйственно-культурный, этнолингвистический и историко-этнографический. Хозяйственно-культурная типология выделяет культуры схожие по отношению людей к природе, например, земледельческие, скотоводческие, оседлые, кочевые. Однако такая типология недостаточна. Культуры одного хозяйственно-культурного типа, развивающиеся в разных условиях, приобретают существенные различия в духовных ценностях, нравственных нормах, политических и юридических традициях и так далее (например, культура русских и французов). Этнолингвистический подход базируется на анализе культурной общности людей, обладающих одним языком и одним этносом. По этим признакам обычно выделяют романские народы, англосаксонские, славянские, скандинавские, арабские, тюркские, латиноамериканские и др. Однако такой подход тоже не универсален. По мере развития культур, приобретения народами все больших экономико-культурных навыков, они дифференцируются уже не по этносу и языку, а по более сложным параметрам. Историко-этнографический подход выделяет культурно-исторические регионы и формы общности людей, соответствующих им: европейский, дальневосточный, индийский, арабо-мусульман-ский, африканский, латиноамериканский. Основаниями типологии могут быть темперамент и стереотип поведения, религия и мифология, формы семейных отношений. Но и данная типология не является всеохватывающей. Своеобразную типологизацию предложил К. Ясперс. Он считал, что в середине I-го тысячелетия до нашей эры имел место прорыв – так называемое «осевое время», когда на арену истории вышла личность в противовес массе. К. Ясперс связывал это с духовными переворотами, вызванными буддизмом, деятельностью иудейских пророков, зороастризмом, древнегреческими философами. Особую роль здесь сыграла «преобразующая человека рефлексия», личная ответственность в противовес традиции. «Осевое время» духовно изменило человека. Поэтому К. Ясперс делил культуры на три типа: 1) культура «осевых народов»; 2) культура народов «не знавших прорыва»; 3) культура последующих народов. Развитие получила лишь культура первого типа, которая пережила, по сути «второе рождение», продолжив свою предыдущую историю. Именно она заложила основу духовной сущности человека и его подлинной истории. К «осевым» относятся культуры Китая, Индии, Ирана, Иудеи, Греции. В зависимости от основания можно выделить мировую и национальную культуры. Мировая культура – это синтез достижений культур различных народов. Национальная – является результатом творчества различных классов, социальных слоев и групп. Своеобразие национальной культуры проявляется в духовной сфере (язык, литература, музыка, живопись, религия) и материальной жизни (особенности экономического уклада, традиции производства). В соответствии с конкретными носителями можно выделить культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Вызывает недопонимание вопрос классовости культуры. Проблема соотношения общечеловеческого, национального и классового является актуальной и сложной. Абсолютизация классового подхода, противопоставление классового и общечеловеческого начал ведет к самоизоляции и культурной деградации, хотя учет классовости продуктивен, если его не доводить до крайности. В зависимости от многообразия человеческой деятельности можно делить культуру на виды и роды. Так в материальную культуру входят: а) культура труда и материального производства; б) культура быта; в) культура топоса (места жительства); г) культура отношения к собственному телу; д) физическая культура. Духовная культура включает в себя: а) познавательную (интеллектуальную); б) нравственную; в) художественную; г) правовую; д) педагогическую; е) религиозную. Ряд видов культуры нельзя отнести только к материальной или духовной. Они пронизывают всю систему культуры, являясь ее, своего рода, вертикальным сечением. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура. По содержанию и влиянию культуру можно поделить на прогрессивную и реакционную, причем критерием прогресса может выступать только развитие личности, возрастание ее свободы. В структуру культуры входят: а) субстанциональные элементы – «тело» культуры, ее ценности: произведения культуры, нормы культуры и права, религия, мораль, этикет; б) функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, куда входят традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (причем в народной, неинституциональной культуре эти средства были главными); с появлением профессиональной культуры возникают специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления. К структурным элементам культуры относятся ценности, нормы, обряды, ритуалы, культурные образцы. Категория «ценность» – одна из важнейших в культурологии. Ценность – это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Ценность – это то, что обладает особым (человеческим, социальным, культурным) значением. В мире культуры множество ценностей: ценности науки (истина), ценности морали (добро), эстетические ценности (красота), религиозные ценности (бог) и т.д. Соподчинение ценностей, их субординация, выделение приоритетных, доминантных и подчиненных производных образуют сложные иерархии ценностей, которые являются специфическими для каждой отдельной культуры. Усложнение социальных систем усложняет системы ценностных иерархий, ведет к большому разнообразию ценностей. С одной стороны, это создает предпосылки для расширения возможностей личности, предполагает сознательный выбор, повышает роль личностного потенциала в культуре, с другой стороны, дифференциация ценностей способствует развитию ценностных, культурных конфликтов, что может привести к разрушению культуры, к кардинальной смене ценностных иерархий. Ценности относительны, изменчивы, подвижны. Дестабилизация, которая может возникнуть в культуре, преодолевается выработкой новых ценностей, что связано с активизацией элитных слоев культуры. Именно элита вырабатывает новые ценности и «спускае