Министерство образования Российской ФедерацииНациональный фонд подготовки кадров Элективные курсы в профильном обучении Москва 2004 Образовательная область «Естествознание» УДК 000.000.000 ББК 00.0000 эоо Общая редакция сборника осуществлена А.Г. Каспржаком ЭОО Элективные курсы в профильном обучении: Образователь- ная область «Естествознание»/Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 96 с— ISBN 5-7755- УДК 000.000.000 ББК 00.0000 Учебное издание Серия «Элективные курсы в профильном обучении» Образовательная область «Естествознание» Оригинал-макет выполнен издательством «Вита-Пресс» Изд. лицензия ИД № 02033 от 13.06.00 Подписано в печать 05.03.04 Формат 60X90V16. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 6. Уч.-изд. л. 6. Тираж Заказ Издательство «Вита-Пресс», 107140, Москва, ул. Гаврикова, 7/9 Тел. 261-8337, 261-3078, 265-7087, 265-7157 e-mail: vitaprss@gamet.ru Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов вISBN 5-7755- ® НФПК- 2004 Настоящий сборник издается Национальным фондом подготовки кадров по итогам Конкурса учебных материалов для обеспечения занятий по вариативному компоненту Базисного учебного плана в старшей профильной школе (элективные курсы). Сборник состоит из семи брошюр. В первой представлены нормативные документы Министерства образования РФ, определяющие организацию и содержание элективных курсов в составе профильного обучения, а также; рекомендации педагогам и руководителям школ, которые начали осуществлять это обучение. Кроме того, там содержатся материалы к двум курсам, признанным экспертным советом Конкурса лучшими, и приведен перечень издательств, в которых будут издаваться учебно-методические комплекты по всем представленным в сборнике программам. Содержание других брошюр — программы элективных курсов по образовательным областям «Естествознание», «Информатика», «Математика», «Обществознание», «Технология» и «Филология». Каждая из этих брошюр начинается со статьи, в которой эксперты — организаторы Конкурса поясняют специфику работы учителя, взявшегося за проведение занятий по элективным курсам, принадлежащим той или иной образовательной области. Мы надеемся, что представленные в сборнике материалы помогут не только работникам школ, принимающим участие в эксперименте по профильному обучению, но и авторам учебно-методиче-ских комплектов элективных курсов при подготовке этих комплектов к изданию с учетом рекомендаций учителей-практиков. Для работников управлений образования различных уровней, а также системы переподготовки кадров мы включили в первую часть сборника документы, определившие порядок проведения и содержание Конкурса. Надеемся, что эти документы могут помочь при организации и проведении аналогичных конкурсов в субъектах Федерации, городах, образовательных учреждениях.^ Экспертный комитет Конкурса 3 Содержание Элективные курсы образовательной области «Естествознание» 5^ ПОДРОБНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ 13 Клетки и ткани 14 Измерения физических величин 30 Экологический практикум 48 КРАТКИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ 69 Биофизика: история, открытия, современность 70 Плазма — четвертое состояние вещества 74 Фундаментальные эксперименты в физической науке 78 Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия 81 Экология в экспериментах 85 Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование 89 История химиии 93^ ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»А. Каспржак,председатель Экспертного комитета Конкурса НФПК Любой хороший учитель, преподающий один из естественно-научных предметов, на вопрос: «Чем бы в первую очередь вы занялись с учениками, если бы у вас появилось несколько свободных уроков?» — непременно ответит: провел бы интересный опыт, исследовательскую работу, организовал бы дискуссию по результатам проделанного. Действительно, в результате борьбы за научную полноту и точность, которая шла параллельно с процессом сокращения учебных часов, отводимых базисным учебным планом на изучение биологии, химии или физики, школы перестали приобретать новые приборы, препараты. Зачем, если и те, которые сохранились в школьных кабинетах «с лучших времен», практически не используются? «Меловая» физика и химия, биология в лучшем случае «под видик» — вот та реальность, которая бытует сегодня в массовой российской школе. Объем информации, сообщаемый ученикам на лекциях, которые мы только по привычке называем уроками, стал таков, что разговоры о формировании интеллектуальных (да и предметных) умений перестали иметь смысл. Где уж тут пробудить интерес или способствовать формированию осознанного мотива к изучению одноименной науки — успеть бы показать хотя бы красоту ее теорий, «вычитать материал»... Но с началом реализации идеи обязательного профильного обучения в старшей школе у учителей-естественников, кажется, появился шанс. Конечно, никто не освобождает от необходимости выполнять стандарт, но появились профильные предметы, и можно говорить о решении проблемных, исследовательских и ситуативных задач; теперь можно попробовать собрать группу подростков и «поломать» с ними старый радиоприемник или перенести пиротехнические опыты со двора в школьную лабораторию. Общие цели, разные — задачи В этом разделе представлены программы элективных курсов, относящихся к образовательной области «Естествознание». Все они ориентированы на компенсацию обозначенных выше дефицитов. Все они ставят перед собой общие цели, но решают разные задачи. Объединяя програм- мы по общим задачам, мы можем условно разбить представленные в сборнике программы на три группы. К основным достоинствам первой группы программ следует отнести прежде всего то, что их авторы предлагают не просто показывать демонстрационные эксперименты и/или делать фронтальные лабораторные работы (что само по себе очень неплохо), а ориентировать учителя на выполнение работ, которые носят исследовательский характер. Это должно, по мнению их авторов, позволить учителю решить задачу развития учеников, создать условия для приобретения ими опыта участия в учебном исследовании. В ходе выполнения подобных работ им предстоит приобрести опыт работы с различными источниками информации, постановки и описания экспериментов, и т.д. и т.п. — в школе создаются условия для рождения будущих физиков-экспериментаторов, инженеров. Программы этих курсов помогут ученикам восполнить знания ряда предметов и явлений, которые перестали быть актуальными с ростом технического прогресса. Так, раньше практически каждый мальчишка знал, как работает фотоэлемент, так как он пользовался экспонометром. Теперь бытовой фотоаппарат сам устанавливает режим съемки. Поэтому очень уместными кажутся работы с фотоэлементом. Люди перестали сами ремонтировать бытовые приборы, в сетях не «скачет» напряжение, и современный подросток ничего не знает об амперметрах, омметрах и т.д. А откуда же парнишке узнать, что у него технический склад ума? Где он повозится с тем же омметром? На подобном курсе, конечно же. Следовательно, этот курс выполняет и задачу ориентации на технические профессии. Авторы второй группы программ в качестве основной цели определяют решение проблемы организации обобщающего повторения. Решить эту проблему предлагается нетрадиционно: изучая последовательно модели из различных разделов физики или в процессе выполнения ряда фундаментальных экспериментов. В процессе курсов данного вида школьники смогут расширить свои представления о естественных науках, по-иному взглянуть на роль эксперимента, осознать ход процесса познания человеком природы, переосмыслить, «присвоить» вроде бы уже знакомые понятия, законы. В программе этой группы достаточно нетрадиционный для отечественной школы порядок изложения материала: сначала идет обсуждение общих принципов проведения естественно-научного эксперимента (наблюдение, моделирование), а затем дан практикум (для ученика) и пояснения к нему (для учителя). Эти программы содержат много новых для нашей школы методических приемов, идей, которые не могут не быть полезны учителям-практикам. Применение всех этих приемов в комплексе должно работать на интеграцию наук образовательной области через освоение характерных для естествоиспытателя умений: владение циклом познания (факты, гипотеза, эксперимент, следствия); процессуальными умениями (наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдения, моделировать явление, отбиратьнужные приборы, выполнять измерение, определять порядок погрешности, представлять результаты измерений в виде таблиц играфиков, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента). Эту группу программ нельзя рекомендовать только для профильных естественно-научных или гуманитарных классов. Эти курсы позволяют ученику узнать об истории развития естественных наук. Следует заметить, что принадлежность подобных курсов к образовательной области «Естествознание» весьма условна. Они носят интегрированный характер, их можно отнести и к истории, физике, биологии, философии одновременно. На мой взгляд, эту их отличительную черту следует рассматривать как достоинство. Через изучение такого содержания пришли в физику или химию многие.^ Третью группу программ, можно условно назвать ориентирующими. Они предполагают знакомство с определенным аспектом базовой науки или направлением исследования, которые возникли на стыке двух-трех естественных наук. Очень часто мы слышим о том, что старшеклассник собирается стать биофизиком или специалистом в полупроводниках, основывая свой выбор только на прочтении двух-трех страниц в учебнике. К чему это иногда приводит, мы тоже хорошо знаем. Для избежания подобных ошибок, расширения кругозора учеников и написаны программы курсов, собранные в третью группу. Еще несколько замечаний ко всем программам. Нельзя не заметить, что любую программу можно отнести к двум, а то и к трем группам одновременно. Тем не менее каждая из программ может быть сориентирована на решение одной из вышеперечисленных задач. Еще одна отличительная черта всех представленных программ — практически все они могут использоваться и для углубления и расширения знаний учеников по предметам, относящимся к образовательной области «Естествознание», и для обогащения уроков по базовому курсу. Это достигается за счет того, что: в программах приведены не совсем обычные для нашей школылабораторные работы; сделан акцент на определенный тип работы, которым следуетзанять учеников; представлен интересный исторический материал, рассказывающий о научных открытиях, оказавших определяющее влияние наразвитие человеческой цивилизации. Новый формат учебных программ Следует отметить, что программы курсов — победителей Конкурса не совсем обычны. В них не только перечислен материал, который предстоит изучить школьнику, но и рекомендованы формы работ, позволяющие, по мнению их авторов, наиболее эффективно решить ими же сформулированные образовательные задачи. Все программы начинаются с пояснительной записки, в которой авторы конкретизируют цели и задачи курса, описывают доминантные формы обучения, приводят схемы распределения аудиторной нагрузки по темам. Далее четко и подробно поясняются те возможности, которые имеются у ученика (варианты выполнения и сдачи зачетных работ и т.д.). Особое внимание обращается на формы организации самостоятельной работы. Следующий раздел программы — «Основное содержание курса». От традиционной программы по тому или иному предмету данный раздел отличается тем, что наряду с перечислением основных содержательных единиц, которые курс составляет, он содержит описание основных процедур, информационных источников, тем для дискуссий, перечисляет возможные варианты заданий для самостоятельной работы. Каждая программа обязательно содержит раздел «Организация и проведение аттестации учеников». В ней авторы попытались определить цели проведения промежуточной и итоговой форм аттестации, формы ее проведения, требования к уровню достижений ученика, реже даются подробные разъяснения по оценочной шкале. Многие программы (материалы к курсу) снабжены терминологическими словарями, которые, по мнению авторов, должны помочь учителям и ученикам ориентироваться в многообразии определений одних и тех же понятий. Нельзя не обратить внимание на то, что авторы практически всех учебных программ предлагают «освободить» компьютер из-за железной двери школьного кабинета информатики и показать, что этот прибор пригоден не только для программистов и «игрушек». Сравнение модельных и натурных экспериментов, обработка и представление результатов исследований, поиск информации в предлагаемых учебных программах или в сети Интернет для решения конкретной задачи — вот далеко не полный перечень работ, который предстоит проделать учителю, если он организует в школе подобный элективный курс.Новые курсы — новые образовательные технологии Мы стремились подбирать программы так, чтобы учителя, которые по ним будут работать, использовали активные формы организации учебных занятий: практическая и самостоятельная исследовательская работа; презентация результатов, участие в дискуссиях и т.д. Известно, что использование этих форм позволяет учителю решить задачу всестороннего развития учеников, создать условия для приобретения ими не только предметных, но и интеллектуальных умений: овладения навыками устной и письменной речи; учением как процессом, позволяющим использовать усвоенное, знанием как динамической структурой умственных действий и т.д. Над этими проблемами, конечно, работают учителя и базовых, и факультативных курсов, но в этих программах обозначенные выше проблемы заявлены как главные. Подбирая таким образом программы элективных курсов, мы надеялись, что приобретенный учителями положительный опыт будет перенесен и на занятия по базовым предметам. И тогда и учителям и ученикам станет на уроках интереснее.В разделе «Естествознание» представлены 10 программ по курсам, сопровождающим преподавание физики, химии, биологии и экологии. По всем программам написаны учебные пособия, которые, мы надеемся, в самое ближайшее время будут изданы. Представим их кратко.^ Первая группа курсов — практические, лабораторные работы с элементами исследования — самая многочисленная. Программы курсов этой группы отличает то, что они построены модульно. Каждый из модулей, составляющих программу (обычно модуль и введение), может выступать как самостоятельный курс. Это позволяет использовать программу и для обобщающего повторения (вся программа), и для предпрофильной подготовки (одна ее часть). Во всех этих программах содержатся практикумы, которые могут использоваться учителем для преподавания базового курса. К этой группе можно условно отнести следующие программы: 1. «Измерения физических величин» (С. Кабардина, Н. Шефер) Авторы выстроили свой курс таким образом, что ученики, его посещающие, получат возможность удовлетворить индивидуальный интерес к физике, технике при проведении самостоятельных экспериментов. Практические работы, составляющие курс, подобраны так, что учащийся сможет познакомиться с видами деятельности, являющимися ведущими во многих инженерных и технических профессиях. Такой подход, по мнению авторов, должен помочь ученику сделать обоснованный выбор профиля дальнейшего обучения и/или профессиональной деятельности.^ 2. «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование» (А. Сорокин,Н.Торгашина, Е. Ходос, А. Чиганов) Курс выстроен таким образом, что ученик, его посещающий, будет самостоятельно выполнять демонстрационные эксперименты, лабораторные и практические работы, заниматься компьютерным моделированием физических процессов. Это должно позволить ему не только расширить и углубить знания по физике, но и развить универсальные способности: научиться грамотно вести наблюдение; получать, обрабатывать и систематизировать данные, строить на их основе теоретические модели — другими словами, проводить самостоятельно полный цикл учебного исследования. 3. К этой же группе можно отнести и программу курса «Экологический практикум» (С. Алексеев, Н. Груздева, Э. Гущина) Данная программа позволит творческому учителю организовать занятия по весьма актуальной проблеме — экологии окружающей среды. Современные старшеклассники слышат об экологических проблемах много абстрактных разговоров, но не могут оценить остроты проблемы. Содержание же практических работ, составляющих настоящий курс, предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды, саморазвитию учащихся. Предполагается и выполнение учащимися социально значимых проектов, направленных на реальное улучшение экологического состояния своего непосредственного окружения. 4. Очень похожим по целям, решаемым задачам является курс «Экология в экспериментах» (Е. Федорос, Г. Нечаева) Цель его — освоение методологии и методики биоэкологического эксперимента, приобретение учащимися представлений о профессиях, связанных с деятельностью в сфере «человек — природа». Впрочем, этот курс можно отнести и к третьей группе.^ Во вторую группу мы отнесли курсы, наличие которых в учебном плане помогает решить проблему обобщения материала, изученного учениками в базовых предметах. На первый взгляд это программы, весьма не похожие друг на друга. 5. «История химии» (Е. Савинкина, О. Логинова, С. Плоткин)Основным содержанием курса является знакомство с историей открытий в области химии, оказавших определяющее влияние на развитиечеловеческой цивилизации. На семинарских и практических занятиях, в процессе подготовки рефератов и докладов по избранным темам, выполнения опытов с использованием простых приборов и инструментов, анализа полученных экспериментальных результатов старшие школьники делают выводы относительно значимости отдельных теорий, экспериментов для развития химии как науки. 10^ 6. «Фундаментальные эксперименты в физической науке» (Н. Пу-рышева, Н. Шаронова, Д. Исаев) Очень плодотворной представляется идея авторов построить обобщающее повторение базового курса физики на изучении фундаментальных опытов. Это должно позволить ученику познакомиться, с одной стороны, с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, а с другой — с биографиями ученых и тем самым представить физику в контексте культуры. Их изучение должно также помочь ему сознательно выбрать профиль дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Материалы, представленные в них, помогут учителю обогатить занятия учащихся по обязательной программе примерами из истории естественно-научных открытий, дают конкретные предложения (темы) для проведения индивидуальных занятий по интересам с учащимися.^ Третья группа — ориентирующие, и/или аспектные, курсы.7. «Биофизика: история, открытия, современность» (А. Брильков,3. Холостова, В. Фишов) Начинается курс с того, что ученикам рассказывается о зарождении биофизики, первых попытках количественных измерений характеристик и параметров биологических объектов и систем, применения физических законов для объяснения физиологических функций в организме, использования физических приборов для изучения живых организмов. Затем речь идет о становлении и развитии биофизических исследований и, наконец, о формировании самостоятельных биофизических дисциплин. На этой базе учитель может весьма эффективно провести обобщение знаний, полученных учениками на всех предметах образовательной области. 8. «Клетки и ткани» (Д. Обухов, В. Кириленкова)Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по определенному аспекту биологии. Авторы программы выстраивают ее так, что конкретные знания, приобретаемые учеником при изучении данного курса, являются ключом к получению новых знаний, причем речь идет не об отдельных знаниях, а об их системе. 9. «Плазма — четвертое состояние вещества» (В. Орлов, С. До-рожкин) Изучение этого элективного курса направлено на развитие представлений школьников о физической картине мира, расширение, углубление и обобщение знаний о строении вещества, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. И наконец, еще об одной программе, которая составляет исключение, скорее подтверждающее правило. Эта программа занимает совершенно особое место в ряду элективных курсов. 11^ 10. «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» (И. Титова) Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться и как поддерживающий изучение основного курса химии в рамках естественно-научного профиля, и как курс, служащий выстраиванию индивидуальной образовательной траектории учащегося, обучающегося по любому из профилей, в первую очередь — гуманитарному. Курс направлен на развитие общей культуры, расширение и углубление предметных знаний по химии, на развитие общих приемов интеллектуальной деятельности и познавательной активности и т.д. и т.п. Мы думаем, что если учитель решится преодолеть сложности, связанные с подготовкой к преподаванию этого курса, то он сможет решить многие как предметные (например установление специфики взгляда химика на процессы, происходящие в окружающем мире), так и образовательные задачи.^ ПОДРОБНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КЛЕТКИ И ТКАНИД. К. Обухов,д-р. биол. наук, профессор кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университетаВ.Н. Кириленкова, заведующая кабинетом биологии Псковского областного ИПКРО Аннотация В состав УМК «Клетки и ткани» входит программа курса, учебное пособие «Клетки и ткани», практикум с тем же названием, методическое пособие для учителя.Программа курса начинается с аннотации, где раскрыто место, которое занимает предлагаемый элективный курс в учебном плане, определены цели, задачи, структура курса, перечислены основные формы организации учебных занятий, особенности курса. В аннотации указано, что концепция модернизации российского образования предусматривает переход на развитие вариативной системы образования на старшей ступени обучения в школе, что предполагает возможность выбора отдельных элективных курсов, построение индивидуальных образовательных маршрутов. Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10—11 классов гимназий, лицеев, школ естественно-научного (медико-биологического) профиля общеобразовательной школы, а также учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника средней школы. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам. Ведущими формами занятий станут интерактивные занятия, применение компьютерных технологий, семинары, лабораторные и практические работы. Возможно возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Авторы программы и учебных пособий понимают, что конкретные знания являются ключом к получению новых знаний, причем не набора знаний, а системы их. Перед выпускником и учителем, ведущим курс, ставится задача научить справляться с потоком новой информации. Это 14 прежде всего приобретение способности искать и анализировать информацию. Важнейшая задача педагога не подавить, а развить индивидуальность учеников. Этому способствует рассмотрение каждого явления предлагаемого курса с разных точек зрения, допустимость нескольких точек зрения по одному вопросу. Методическое пособие предлагает совместную работу учеников по получению знаний (диалоговую, групповую, коллективную), что развивает коммуникативную компетентность учащихся.^ Учебные пособия предусматривают вначале постановку вопроса, проблемной ситуации, мотивацию, затем обсуждение, решение задач, проблем. Изучение вопросов должно вестись через актуализацию личностного опыта учащихся, конкретных наглядных образов к абстрактным обобщениям. Ученик на занятиях — активный участник событий, познания на уроке. Учащимся по каждой из изучаемых тем предлагается список литературы и сайтов в Интернете. Такой подход обеспечивает надежность знаний, развитие учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам. Каждый ученик может найти ответ на свои вопросы. Деятельность ученика направляется методическим аппаратом: выделены ключевые понятия, имеются справочный материал, задания к иллюстрациям. Система творческих вопросов приучает ученика решать проблемы, используя полученные знания. В школах, где нет профильного обучения, учитель биологии может использовать материал учебного пособия, практикума и методические рекомендации для обогащения уроков базового курса. Это повысит успешность учащегося при сдаче ЕГЭ. Данные пособия могут быть использованы учащимися для самостоятельной работы по разделам «Клетки, ткани». Программа предусматривает два варианта планирования: 32-часовой курс и 65-часовой (из них 4 или 3 ч — резервное время). Вариативность строится на различном объеме теоретического материала, а также количестве лабораторных и практических работ. Части курса: общая цитология (биология клетки) — 38 (17) ч.; сравнительная (эволюционная) гистология (учение о тканях многоклеточных организмов) — 27 (15) ч. Пояснительная записка Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных классов (10—11 класс) средних школ, гимназий и лицеев естественно-научного и медико-биологического направления. Известно, что в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников (10—11 классы). Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в 15 старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий. Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.^ Основная концепция курса заключается в:комплексном подходе при изучении живых организмов на разныхуровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены наединой клеточной основе, имеющей общие, фундаментальные признакии особенности;сравнительно-эволюционной направленности курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;использовании самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук,а также химии, физики;историке-патриотическом акценте при изучении биологии. Необходимо не только подчеркивать интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достижения отечественных биологов, многие из которых внесли исключительныйвклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех биологах, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественнойистории в 30—50-е годы прошлого века. Многие из них поплатилисьжизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений;экологической направленности курса. Важно сформировать твердоеубеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так ивнутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь,табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные — молеку-лярно-генетические — основы деятельности клеток — и что с подобногорода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно;большом объеме практических и семинарских занятий. Эта частькурса предполагает широкое использование иллюстративного материала(схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особен- 16 но при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей. Необходимо широко использовать возможности компьютерных классов, на занятиях по биологии работать с многочисленными сайтами по биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющимися в настоящее время в Интернете (перечень основных открытых сайтов по разделам курса прилагается). Контроль знаний не считаем главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы — это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ, в том числе и компьютера. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы, кластеры. Итогом выполнения лабораторных работ являются отчеты с выводами, рисунками. На этапе исследовательской работы оценивается уровень теоретической и практической подготовки к исследованию, способность правильно оформить и эффективно представить его результаты. В качестве основного образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей: жизнь, здоровье, человек, знание, труд, терпение, успех; умение оперировать знаниями; эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие иотношение к нему как значимому условию своего собственногоблагополучия и успеха и успеха других. Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель — ученик, активного обсуждения материала в форме ученик(и) — ученики), ученик — учитель. В качестве дополнения к данному курсу и учитывая развитие информационных технологий в современной школе к курсу (учебному пособию) планируется приложение в виде CD-диска с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным разделам курса. Это позволит восполнить недостаток наглядного и раздаточного материала при изучении строения клеток, тканей и органов животных. Содержание курса^ Общее количество часов — 65 или 35 (4 (2) ч — резервное время).ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЦИТОЛОГИЯ (БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ) — 38 (17) чТема 1. Введение в биологию клетки (1 ч) Задачи современной цитологии. Клеточная теория — основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.^ Лабораторные работы (1 ч из резервного времени). Устройство микроскопа. Методика приготовления временного микропрепарата. 17Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (4 (2) ч) Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.^ Лабораторные работы. Особенности строения клеток прокариот. Изучение молочнокислых бактерий. Особенности строения клеток эукариот.Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (4(2) ч) а) Мембрана и надмембранный комплекс. Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембранывсех клеток.^ Компьютерный урок.Лабораторная работа. Изучение клеток водных простейших. б) Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток — его компоненты ифункции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клетки.^ Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток.Тема 4. Метаболизм — преобразование веществ и энергии (8 (4) ч) в) Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке Гетеротрофы и автотрофы. Основные законы биоэнергетики в клетках. Митохондрия — энергетическая станция клетки. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Семинар.^ Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток. г) Рибосомы. Синтез белка. Типы и структура рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.^ Итоговая тестовая проверочная работа.Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (8 (4) ч) а) Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение изначение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Структурахромосом. Ядрышко — его строение и функции. б) Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток.Понятие о жизненном цикле клеток — его периоды. Репликация ДНК —важнейший этап жизни клеток. Митоз — его биологическое значение.Разновидности митоза в клетках разных организмов. Понятие о «стволовых» клетках. Теория «стволовых клеток» — прорыв в современнойбиологии и медицине. Мейоз — основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак — самое опасное заболевание человека и другихживых существ.^ Лабораторные работы. Митоз в клетках корней лука. Митоз животной клетки. Мейоз в пыльниках цветковых растений. Почкование дрожжевых грибов.Тема 6. Вирусы как неклеточная форма жизни (6 (3) ч) Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии 18 взаимодействия. Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация — достижения и проблемы.^ Практическое интерактивное занятие «Неклеточные формы жизни. Вирусы».Тема 7. Эволюция клетки (3 (2) ч) Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про- и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.Обобщающий семинар. Клетка — элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого (2 ч)^ ЧАСТЬ 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ (ЭВОЛЮЦИОННАЯ) ГИСТОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВТема 8. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 (1) ч) Определение ткани. Теория «Эволюционной динамики тканевых систем акад. А.А. Заварзина». Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).^ Лабораторная работа.Тема 9. Эпителиальные ткани (4 (2) ч) Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функци