Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


А. Г. Каспржаком эоо элективные курсы в профильном обучении: Образователь- ная область «Естествознание»

Министерство образования Российской ФедерацииНациональный фонд подготовки кадров Элективные курсы в профильном обучении Москва 2004 Образовательная область «Естествознание» УДК 000.000.000 ББК 00.0000 эоо Общая редакция сборника осуществлена А.Г. Каспржаком ЭОО Элективные курсы в профильном обучении: Образователь- ная область «Естествознание»/Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 96 с— ISBN 5-7755- УДК 000.000.000 ББК 00.0000 Учебное издание Серия «Элективные курсы в профильном обучении» Образовательная область «Естествознание» Оригинал-макет выполнен издательством «Вита-Пресс» Изд. лицензия ИД № 02033 от 13.06.00 Подписано в печать 05.03.04 Формат 60X90V16. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 6. Уч.-изд. л. 6. Тираж Заказ Издательство «Вита-Пресс», 107140, Москва, ул. Гаврикова, 7/9 Тел. 261-8337, 261-3078, 265-7087, 265-7157 e-mail: vitaprss@gamet.ru Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов вISBN 5-7755- ® НФПК- 2004 Настоящий сборник издается Национальным фондом подготовки кадров по итогам Конкурса учебных материалов для обеспечения заня­тий по вариативному компоненту Базисного учебного плана в старшей профильной школе (элективные курсы). Сборник состоит из семи брошюр. В первой представлены норма­тивные документы Министерства образования РФ, определяющие орга­низацию и содержание элективных курсов в составе профильного обуче­ния, а также; рекомендации педагогам и руководителям школ, которые начали осуществлять это обучение. Кроме того, там содержатся мате­риалы к двум курсам, признанным экспертным советом Конкурса лучши­ми, и приведен перечень издательств, в которых будут издаваться учебно-методические комплекты по всем представленным в сборнике программам. Содержание других брошюр — программы элективных курсов по образовательным областям «Естествознание», «Информатика», «Матема­тика», «Обществознание», «Технология» и «Филология». Каждая из этих брошюр начинается со статьи, в которой эксперты — организаторы Кон­курса поясняют специфику работы учителя, взявшегося за проведение занятий по элективным курсам, принадлежащим той или иной образова­тельной области. Мы надеемся, что представленные в сборнике материалы помогут не только работникам школ, принимающим участие в эксперименте по про­фильному обучению, но и авторам учебно-методиче-ских комплектов элек­тивных курсов при подготовке этих комплектов к изданию с учетом реко­мендаций учителей-практиков. Для работников управлений образования различных уровней, а так­же системы переподготовки кадров мы включили в первую часть сборни­ка документы, определившие порядок проведения и содержание Конкур­са. Надеемся, что эти документы могут помочь при организации и проведении аналогичных конкурсов в субъектах Федерации, городах, образовательных учреждениях.^ Экспертный комитет Конкурса 3 Содержание Элективные курсы образовательной области «Естествознание» 5^ ПОДРОБНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ 13 Клетки и ткани 14 Измерения физических величин 30 Экологический практикум 48 КРАТКИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ 69 Биофизика: история, открытия, современность 70 Плазма — четвертое состояние вещества 74 Фундаментальные эксперименты в физической науке 78 Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия 81 Экология в экспериментах 85 Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование 89 История химиии 93^ ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»А. Каспржак,председатель Экспертного комитета Конкурса НФПК Любой хороший учитель, преподающий один из естественно-науч­ных предметов, на вопрос: «Чем бы в первую очередь вы занялись с учениками, если бы у вас появилось несколько свободных уроков?» — непременно ответит: провел бы интересный опыт, исследовательскую ра­боту, организовал бы дискуссию по результатам проделанного. Действи­тельно, в результате борьбы за научную полноту и точность, которая шла параллельно с процессом сокращения учебных часов, отводимых базисным учебным планом на изучение биологии, химии или физики, школы перестали приобретать новые приборы, препараты. Зачем, если и те, которые сохранились в школьных кабинетах «с лучших времен», прак­тически не используются? «Меловая» физика и химия, биология в луч­шем случае «под видик» — вот та реальность, которая бытует сегодня в массовой российской школе. Объем информации, сообщаемый ученикам на лекциях, которые мы только по привычке называем уроками, стал таков, что разговоры о формировании интеллектуальных (да и предмет­ных) умений перестали иметь смысл. Где уж тут пробудить интерес или способствовать формированию осознанного мотива к изучению одно­именной науки — успеть бы показать хотя бы красоту ее теорий, «вычи­тать материал»... Но с началом реализации идеи обязательного профильного обуче­ния в старшей школе у учителей-естественников, кажется, появился шанс. Конечно, никто не освобождает от необходимости выполнять стандарт, но появились профильные предметы, и можно говорить о решении про­блемных, исследовательских и ситуативных задач; теперь можно попро­бовать собрать группу подростков и «поломать» с ними старый радио­приемник или перенести пиротехнические опыты со двора в школьную лабораторию. Общие цели, разные — задачи В этом разделе представлены программы элективных курсов, отно­сящихся к образовательной области «Естествознание». Все они ориенти­рованы на компенсацию обозначенных выше дефицитов. Все они ставят перед собой общие цели, но решают разные задачи. Объединяя програм- мы по общим задачам, мы можем условно разбить представленные в сборнике программы на три группы. К основным достоинствам первой группы программ следует отнести прежде всего то, что их авторы предлагают не просто показывать де­монстрационные эксперименты и/или делать фронтальные лабораторные работы (что само по себе очень неплохо), а ориентировать учителя на выполнение работ, которые носят исследовательский характер. Это дол­жно, по мнению их авторов, позволить учителю решить задачу развития учеников, создать условия для приобретения ими опыта участия в учеб­ном исследовании. В ходе выполнения подобных работ им предстоит приобрести опыт работы с различными источниками информации, по­становки и описания экспериментов, и т.д. и т.п. — в школе создаются условия для рождения будущих физиков-экспериментаторов, инженеров. Программы этих курсов помогут ученикам восполнить знания ряда предметов и явлений, которые перестали быть актуальными с ростом технического прогресса. Так, раньше практически каждый мальчишка знал, как работает фотоэлемент, так как он пользовался экспонометром. Теперь бытовой фотоаппарат сам устанавливает режим съемки. Поэтому очень уместными кажутся работы с фотоэлементом. Люди перестали сами ремонтировать бытовые приборы, в сетях не «скачет» напряжение, и совре­менный подросток ничего не знает об амперметрах, омметрах и т.д. А откуда же парнишке узнать, что у него технический склад ума? Где он повозится с тем же омметром? На подобном курсе, конечно же. Следова­тельно, этот курс выполняет и задачу ориентации на технические про­фессии. Авторы второй группы программ в качестве основной цели определя­ют решение проблемы организации обобщающего повторения. Решить эту проблему предлагается нетрадиционно: изучая последовательно модели из различных разделов физики или в процессе выполнения ряда фунда­ментальных экспериментов. В процессе курсов данного вида школьники смогут расширить свои представления о естественных науках, по-иному взглянуть на роль эксперимента, осознать ход процесса познания челове­ком природы, переосмыслить, «присвоить» вроде бы уже знакомые поня­тия, законы. В программе этой группы достаточно нетрадиционный для отече­ственной школы порядок изложения материала: сначала идет обсужде­ние общих принципов проведения естественно-научного эксперимента (на­блюдение, моделирование), а затем дан практикум (для ученика) и пояснения к нему (для учителя). Эти программы содержат много новых для нашей школы методических приемов, идей, которые не могут не быть полезны учителям-практикам. Применение всех этих приемов в комплексе должно работать на интеграцию наук образовательной области через освоение характерных для естествоиспытателя умений: владение циклом познания (факты, гипотеза, эксперимент, след­ствия); процессуальными умениями (наблюдать и изучать явления, опи­сывать результаты наблюдения, моделировать явление, отбиратьнужные приборы, выполнять измерение, определять порядок по­грешности, представлять результаты измерений в виде таблиц играфиков, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента). Эту группу программ нельзя рекомендовать только для профильных естественно-научных или гуманитарных классов. Эти курсы позволяют уче­нику узнать об истории развития естественных наук. Следует заметить, что принадлежность подобных курсов к образовательной области «Есте­ствознание» весьма условна. Они носят интегрированный характер, их можно отнести и к истории, физике, биологии, философии одновременно. На мой взгляд, эту их отличительную черту следует рассматривать как достоинство. Через изучение такого содержания пришли в физику или химию многие.^ Третью группу программ, можно условно назвать ориентирующими. Они предполагают знакомство с определенным аспектом базовой науки или направлением исследования, которые возникли на стыке двух-трех естественных наук. Очень часто мы слышим о том, что старшеклассник собирается стать биофизиком или специалистом в полупроводниках, основывая свой выбор только на прочтении двух-трех страниц в учебни­ке. К чему это иногда приводит, мы тоже хорошо знаем. Для избежания подобных ошибок, расширения кругозора учеников и написаны програм­мы курсов, собранные в третью группу. Еще несколько замечаний ко всем программам. Нельзя не заметить, что любую программу можно отнести к двум, а то и к трем группам одновременно. Тем не менее каждая из программ может быть сориентирована на решение одной из вышеперечисленных задач. Еще одна отличительная черта всех представленных программ — прак­тически все они могут использоваться и для углубления и расширения знаний учеников по предметам, относящимся к образовательной области «Естествознание», и для обогащения уроков по базовому курсу. Это достигается за счет того, что: в программах приведены не совсем обычные для нашей школылабораторные работы; сделан акцент на определенный тип работы, которым следуетзанять учеников; представлен интересный исторический материал, рассказываю­щий о научных открытиях, оказавших определяющее влияние наразвитие человеческой цивилизации. Новый формат учебных программ Следует отметить, что программы курсов — победителей Конкурса не совсем обычны. В них не только перечислен материал, который пред­стоит изучить школьнику, но и рекомендованы формы работ, позволяю­щие, по мнению их авторов, наиболее эффективно решить ими же сфор­мулированные образовательные задачи. Все программы начинаются с пояснительной записки, в которой авторы конкретизируют цели и задачи курса, описывают доминантные формы обучения, приводят схемы распределения аудиторной нагрузки по темам. Далее четко и подробно поясняются те возможности, которые име­ются у ученика (варианты выполнения и сдачи зачетных работ и т.д.). Особое внимание обращается на формы организации самостоятельной работы. Следующий раздел программы — «Основное содержание курса». От традиционной программы по тому или иному предмету данный раздел отличается тем, что наряду с перечислением основных содержательных единиц, которые курс составляет, он содержит описание основных про­цедур, информационных источников, тем для дискуссий, перечисляет возможные варианты заданий для самостоятельной работы. Каждая программа обязательно содержит раздел «Организация и проведение аттестации учеников». В ней авторы попытались определить цели проведения промежуточной и итоговой форм аттестации, формы ее проведения, требования к уровню достижений ученика, реже даются под­робные разъяснения по оценочной шкале. Многие программы (материалы к курсу) снабжены терминологиче­скими словарями, которые, по мнению авторов, должны помочь учителям и ученикам ориентироваться в многообразии определений одних и тех же понятий. Нельзя не обратить внимание на то, что авторы практически всех учебных программ предлагают «освободить» компьютер из-за железной двери школьного кабинета информатики и показать, что этот прибор пригоден не только для программистов и «игрушек». Сравнение модель­ных и натурных экспериментов, обработка и представление результатов исследований, поиск информации в предлагаемых учебных программах или в сети Интернет для решения конкретной задачи — вот далеко не полный перечень работ, который предстоит проделать учителю, если он организует в школе подобный элективный курс.Новые курсы — новые образовательные технологии Мы стремились подбирать программы так, чтобы учителя, которые по ним будут работать, использовали активные формы организации учеб­ных занятий: практическая и самостоятельная исследовательская работа; презентация результатов, участие в дискуссиях и т.д. Известно, что ис­пользование этих форм позволяет учителю решить задачу всестороннего развития учеников, создать условия для приобретения ими не только предметных, но и интеллектуальных умений: овладения навыками уст­ной и письменной речи; учением как процессом, позволяющим использо­вать усвоенное, знанием как динамической структурой умственных дей­ствий и т.д. Над этими проблемами, конечно, работают учителя и базовых, и факультативных курсов, но в этих программах обозначенные выше проблемы заявлены как главные. Подбирая таким образом программы элективных курсов, мы надея­лись, что приобретенный учителями положительный опыт будет перене­сен и на занятия по базовым предметам. И тогда и учителям и ученикам станет на уроках интереснее.В разделе «Естествознание» представлены 10 программ по курсам, со­провождающим преподавание физики, химии, биологии и экологии. По всем программам написаны учебные пособия, которые, мы надеемся, в самое ближайшее время будут изданы. Представим их кратко.^ Первая группа курсов — практические, лабораторные работы с эле­ментами исследования — самая многочисленная. Программы курсов этой группы отличает то, что они построены модульно. Каждый из модулей, составляющих программу (обычно модуль и введение), может выступать как самостоятельный курс. Это позволяет использовать программу и для обобщающего повторения (вся программа), и для предпрофильной подго­товки (одна ее часть). Во всех этих программах содержатся практикумы, которые могут использоваться учителем для преподавания базового курса. К этой группе можно условно отнести следующие программы: 1. «Измерения физических величин» (С. Кабардина, Н. Шефер) Авторы выстроили свой курс таким образом, что ученики, его посещаю­щие, получат возможность удовлетворить индивидуальный интерес к физике, технике при проведении самостоятельных экспериментов. Практические работы, составляющие курс, подобраны так, что уча­щийся сможет познакомиться с видами деятельности, являющимися ве­дущими во многих инженерных и технических профессиях. Такой под­ход, по мнению авторов, должен помочь ученику сделать обоснованный выбор профиля дальнейшего обучения и/или профессиональной деятель­ности.^ 2. «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование» (А. Сорокин,Н.Торгашина, Е. Ходос, А. Чиганов) Курс выстроен таким образом, что ученик, его посещающий, будет самостоятельно выполнять демонстрационные эксперименты, лаборатор­ные и практические работы, заниматься компьютерным моделированием физических процессов. Это должно позволить ему не только расширить и углубить зна­ния по физике, но и развить универсальные способности: научиться грамотно вести наблюдение; получать, обрабатывать и систематизи­ровать данные, строить на их основе теоретические модели — други­ми словами, проводить самостоятельно полный цикл учебного иссле­дования. 3. К этой же группе можно отнести и программу курса «Экологичес­кий практикум» (С. Алексеев, Н. Груздева, Э. Гущина) Данная программа позволит творческому учителю организовать заня­тия по весьма актуальной проблеме — экологии окружающей среды. Совре­менные старшеклассники слышат об экологических проблемах много абст­рактных разговоров, но не могут оценить остроты проблемы. Содержание же практических работ, составляющих настоящий курс, предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по экологи­ческой оценке окружающей среды, саморазвитию учащихся. Предполагает­ся и выполнение учащимися социально значимых проектов, направленных на реальное улучшение экологического состояния своего непосредственного окружения. 4. Очень похожим по целям, решаемым задачам является курс «Эко­логия в экспериментах» (Е. Федорос, Г. Нечаева) Цель его — освоение методологии и методики биоэкологического эксперимента, приобретение учащимися представлений о профессиях, свя­занных с деятельностью в сфере «человек — природа». Впрочем, этот курс можно отнести и к третьей группе.^ Во вторую группу мы отнесли курсы, наличие которых в учебном плане помогает решить проблему обобщения материала, изученного уче­никами в базовых предметах. На первый взгляд это программы, весьма не похожие друг на друга. 5. «История химии» (Е. Савинкина, О. Логинова, С. Плоткин)Основным содержанием курса является знакомство с историей от­крытий в области химии, оказавших определяющее влияние на развитиечеловеческой цивилизации. На семинарских и практических занятиях, в процессе подготовки рефератов и докладов по избранным темам, выполнения опытов с ис­пользованием простых приборов и инструментов, анализа полученных экспериментальных результатов старшие школьники делают выводы от­носительно значимости отдельных теорий, экспериментов для развития химии как науки. 10^ 6. «Фундаментальные эксперименты в физической науке» (Н. Пу-рышева, Н. Шаронова, Д. Исаев) Очень плодотворной представляется идея авторов построить обоб­щающее повторение базового курса физики на изучении фундаменталь­ных опытов. Это должно позволить ученику познакомиться, с одной сто­роны, с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, а с другой — с биографиями ученых и тем самым представить физику в контексте культуры. Их изучение должно также помочь ему сознательно выбрать профиль дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Материалы, представленные в них, помогут учителю обогатить занятия учащихся по обязательной программе примерами из истории естественно-научных от­крытий, дают конкретные предложения (темы) для проведения индиви­дуальных занятий по интересам с учащимися.^ Третья группа — ориентирующие, и/или аспектные, курсы.7. «Биофизика: история, открытия, современность» (А. Брильков,3. Холостова, В. Фишов) Начинается курс с того, что ученикам рассказывается о зарождении биофизики, первых попытках количественных измерений характеристик и параметров биологических объектов и систем, применения физических законов для объяснения физиологических функций в организме, исполь­зования физических приборов для изучения живых организмов. Затем речь идет о становлении и развитии биофизических исследо­ваний и, наконец, о формировании самостоятельных биофизических дис­циплин. На этой базе учитель может весьма эффективно провести обобще­ние знаний, полученных учениками на всех предметах образовательной области. 8. «Клетки и ткани» (Д. Обухов, В. Кириленкова)Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по определенному аспекту биологии. Авторы программы выстраивают ее так, что конкретные знания, приобретаемые учеником при изучении данного курса, являются ключом к получению новых знаний, причем речь идет не об отдельных знаниях, а об их системе. 9. «Плазма — четвертое состояние вещества» (В. Орлов, С. До-рожкин) Изучение этого элективного курса направлено на развитие представ­лений школьников о физической картине мира, расширение, углубление и обобщение знаний о строении вещества, развитие познавательных интере­сов, интеллектуальных и творческих способностей. И наконец, еще об одной программе, которая составляет исключе­ние, скорее подтверждающее правило. Эта программа занимает совер­шенно особое место в ряду элективных курсов. 11^ 10. «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» (И. Титова) Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться и как поддерживающий изучение основного курса хи­мии в рамках естественно-научного профиля, и как курс, служащий вы­страиванию индивидуальной образовательной траектории учащегося, обучающегося по любому из профилей, в первую очередь — гуманитар­ному. Курс направлен на развитие общей культуры, расширение и углуб­ление предметных знаний по химии, на развитие общих приемов интел­лектуальной деятельности и познавательной активности и т.д. и т.п. Мы думаем, что если учитель решится преодолеть сложности, свя­занные с подготовкой к преподаванию этого курса, то он сможет решить многие как предметные (например установление специфики взгляда хи­мика на процессы, происходящие в окружающем мире), так и образова­тельные задачи.^ ПОДРОБНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КЛЕТКИ И ТКАНИД. К. Обухов,д-р. биол. наук, профессор кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университетаВ.Н. Кириленкова, заведующая кабинетом биологии Псковского областного ИПКРО Аннотация В состав УМК «Клетки и ткани» входит программа курса, учебное пособие «Клетки и ткани», практикум с тем же названием, методическое пособие для учителя.Программа курса начинается с аннотации, где раскрыто место, кото­рое занимает предлагаемый элективный курс в учебном плане, определе­ны цели, задачи, структура курса, перечислены основные формы органи­зации учебных занятий, особенности курса. В аннотации указано, что концепция модернизации российского образования предусматривает переход на развитие вариативной системы образования на старшей ступени обучения в школе, что предполагает возможность выбора отдельных элективных курсов, построение индиви­дуальных образовательных маршрутов. Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10—11 классов гим­назий, лицеев, школ естественно-научного (медико-биологического) про­филя общеобразовательной школы, а также учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессио­нальной деятельности выпускника средней школы. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Уча­щиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообще­ний по избранным темам. Ведущими формами занятий станут интерактивные занятия, приме­нение компьютерных технологий, семинары, лабораторные и практичес­кие работы. Возможно возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Авторы программы и учебных пособий понимают, что конкретные знания являются ключом к получению новых знаний, причем не набора знаний, а системы их. Перед выпускником и учителем, ведущим курс, ставится задача научить справляться с потоком новой информации. Это 14 прежде всего приобретение способности искать и анализировать инфор­мацию. Важнейшая задача педагога не подавить, а развить индивидуаль­ность учеников. Этому способствует рассмотрение каждого явления пред­лагаемого курса с разных точек зрения, допустимость нескольких точек зрения по одному вопросу. Методическое пособие предлагает совмест­ную работу учеников по получению знаний (диалоговую, групповую, кол­лективную), что развивает коммуникативную компетентность учащихся.^ Учебные пособия предусматривают вначале постановку вопроса, про­блемной ситуации, мотивацию, затем обсуждение, решение задач, про­блем. Изучение вопросов должно вестись через актуализацию личност­ного опыта учащихся, конкретных наглядных образов к абстрактным обобщениям. Ученик на занятиях — активный участник событий, позна­ния на уроке. Учащимся по каждой из изучаемых тем предлагается список литера­туры и сайтов в Интернете. Такой подход обеспечивает надежность зна­ний, развитие учащихся по индивидуальным образовательным маршру­там. Каждый ученик может найти ответ на свои вопросы. Деятельность ученика направляется методическим аппаратом: выделены ключевые понятия, имеются справочный материал, задания к иллюстрациям. Си­стема творческих вопросов приучает ученика решать проблемы, исполь­зуя полученные знания. В школах, где нет профильного обучения, учитель биологии может использовать материал учебного пособия, практикума и методические реко­мендации для обогащения уроков базового курса. Это повысит успешность учащегося при сдаче ЕГЭ. Данные пособия могут быть использованы уча­щимися для самостоятельной работы по разделам «Клетки, ткани». Программа предусматривает два варианта планирования: 32-ча­совой курс и 65-часовой (из них 4 или 3 ч — резервное время). Вариатив­ность строится на различном объеме теоретического материала, а также количестве лабораторных и практических работ. Части курса: общая цитология (биология клетки) — 38 (17) ч.; срав­нительная (эволюционная) гистология (учение о тканях многоклеточных организмов) — 27 (15) ч. Пояснительная записка Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных клас­сов (10—11 класс) средних школ, гимназий и лицеев естественно-научного и медико-биологического направления. Известно, что в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации «Концепцией модер­низации российского образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников (10—11 классы). Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в 15 старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на ин­дивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Основной целью курса является создание условий для развития твор­ческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических тех­нологий. Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного ос­мысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступ­лению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.^ Основная концепция курса заключается в:комплексном подходе при изучении живых организмов на разныхуровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-орган­ного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены наединой клеточной основе, имеющей общие, фундаментальные признакии особенности;сравнительно-эволюционной направленности курса. При рассмотре­нии вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных жи­вотных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволю­ционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;использовании самых современных молекулярно-биологических дан­ных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем жи­вотных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами об­щей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук,а также химии, физики;историке-патриотическом акценте при изучении биологии. Необхо­димо не только подчеркивать интернациональный характер науки (осо­бенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достиже­ния отечественных биологов, многие из которых внесли исключительныйвклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех био­логах, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественнойистории в 30—50-е годы прошлого века. Многие из них поплатилисьжизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отече­ственных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений;экологической направленности курса. Важно сформировать твердоеубеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так ивнутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь,табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказы­ваются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные — молеку-лярно-генетические — основы деятельности клеток — и что с подобногорода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно;большом объеме практических и семинарских занятий. Эта частькурса предполагает широкое использование иллюстративного материала(схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особен- 16 но при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей. Необходимо широко использовать возможности ком­пьютерных классов, на занятиях по биологии работать с многочислен­ными сайтами по биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющими­ся в настоящее время в Интернете (перечень основных открытых сайтов по разделам курса прилагается). Контроль знаний не считаем главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы — это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ, в том числе и компьютера. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, табли­цы, кластеры. Итогом выполнения лабораторных работ являются отчеты с выводами, рисунками. На этапе исследовательской работы оценивается уровень теоретической и практической подготовки к исследованию, спо­собность правильно оформить и эффективно представить его результаты. В качестве основного образовательного результата выступает сфор­мированная система базовых ценностей: жизнь, здоровье, человек, знание, труд, терпение, успех; умение оперировать знаниями; эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие иотношение к нему как значимому условию своего собственногоблагополучия и успеха и успеха других. Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направ­лен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель — ученик, активного обсуждения материала в форме ученик(и) — учени­ки), ученик — учитель. В качестве дополнения к данному курсу и учитывая развитие инфор­мационных технологий в современной школе к курсу (учебному посо­бию) планируется приложение в виде CD-диска с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным разделам курса. Это позволит восполнить недостаток наглядного и раздаточного материала при изучении строения клеток, тканей и органов животных. Содержание курса^ Общее количество часов — 65 или 35 (4 (2) ч — резервное время).ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЦИТОЛОГИЯ (БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ) — 38 (17) чТема 1. Введение в биологию клетки (1 ч) Задачи современной цитологии. Клеточная теория — основной за­кон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в за­щите основных положений клеточной теории.^ Лабораторные работы (1 ч из резервного времени). Устройство мик­роскопа. Методика приготовления временного микропрепарата. 17Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (4 (2) ч) Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и раститель­ная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.^ Лабораторные работы. Особенности строения клеток прокариот. Изучение молочнокислых бактерий. Особенности строения клеток эукариот.Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (4(2) ч) а) Мембрана и надмембранный комплекс. Современная модель стро­ения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембранывсех клеток.^ Компьютерный урок.Лабораторная работа. Изучение клеток водных простейших. б) Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток — его компоненты ифункции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клетки.^ Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток.Тема 4. Метаболизм — преобразование веществ и энергии (8 (4) ч) в) Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке Гетеротрофы и автотрофы. Основные зако­ны биоэнергетики в клетках. Митохондрия — энергетическая станция клетки. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Семинар.^ Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток. г) Рибосомы. Синтез белка. Типы и структура рибосом про- и эука­риот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.^ Итоговая тестовая проверочная работа.Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (8 (4) ч) а) Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение изначение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Структурахромосом. Ядрышко — его строение и функции. б) Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток.Понятие о жизненном цикле клеток — его периоды. Репликация ДНК —важнейший этап жизни клеток. Митоз — его биологическое значение.Разновидности митоза в клетках разных организмов. Понятие о «ство­ловых» клетках. Теория «стволовых клеток» — прорыв в современнойбиологии и медицине. Мейоз — основа генотипической, индивидуаль­ной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Ста­рение клеток. Рак — самое опасное заболевание человека и другихживых существ.^ Лабораторные работы. Митоз в клетках корней лука. Митоз живот­ной клетки. Мейоз в пыльниках цветковых растений. Почкование дрож­жевых грибов.Тема 6. Вирусы как неклеточная форма жизни (6 (3) ч) Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии 18 взаимодействия. Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация — достижения и проблемы.^ Практическое интерактивное занятие «Неклеточные формы жизни. Вирусы».Тема 7. Эволюция клетки (3 (2) ч) Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эво­люции про- и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.Обобщающий семинар. Клетка — элементарная генетическая и струк­турно-функциональная единица живого (2 ч)^ ЧАСТЬ 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ (ЭВОЛЮЦИОННАЯ) ГИСТОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВТема 8. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 (1) ч) Определение ткани. Теория «Эволюционной динамики тканевых систем акад. А.А. Заварзина». Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в про­цессе индивидуального развития организма (онтогенезе).^ Лабораторная работа.Тема 9. Эпителиальные ткани (4 (2) ч) Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функци


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие и формирование экономики и социологии труда
Реферат Механизмы взаимодействия приложения с пользователем
Реферат Комплекс технических решений по защите информации, записанной на отчуждаемых электронных носителях от несанкционированного копирования и распространения
Реферат Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в учреждениях культуры
Реферат Економічний механізм формування валового фінансового результату господарської діяльності
Реферат Актуальные аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством в современной России на примере Ас
Реферат Flowers For Algernon
Реферат Economics Of India Essay Research Paper In
Реферат «Управління потенціалом підприємства Тзов «Укрмолпродукт»
Реферат Праздником секса мог бы стать день Святой Марии Магдалины
Реферат Биологические особенности акул
Реферат «Слово о полку Игореве». Стихотворное переложение Н. А. Заболоцкого
Реферат Феодальная раздробленность Руси (середина XII – XV вв.)
Реферат Проектирование одноступенчатого цилиндрического косозубого редуктора для привода к шнеку-смесителю
Реферат Искусство Японии