Реферат по предмету "Разное"


А. С. Макаренко утверждал,  что ученики простят своим учителям и строгость,  и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанно

А.С.Макаренко утверждал,  что ученики простят своим учителям и строгость,  и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. "Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации" (А.С.Макаренко).Педагогическая биография учителя индивидуальна.  Не каждый и не  сразу  становится мастером.  У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных.Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса.  Это позволит ему педагогически мыслить и  действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым,  находить  в  теории  обучения и воспитания идеи,  выводы, принципы,  адекватные логике рассматриваемого явления;  правильно диагностировать явление - определять,  к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится;  находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения. Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается  в  своей деятельности на научную теорию.  Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов,  принципов и правил,  а практика всегда конкретна и  ситуативна.  Применение теории  на  практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии,  педагогике,  психологии, методике и др.),  тогда как знания учителя зачастую как бы разложены "по полочкам",  т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.Педагогика много веков развивалась преимущественно как наука нормативная и представляла собой собрание более или менее  полезных практических рекомендаций и правил воспитания и обучения. Одни из них касаются элементарных приемов работы и не  нуждаются  в теоретическом обосновании, другие вытекают из закономерностей педагогического процесса и конкретизируются по мере развития теории и практики. Нормативы независимо от их характера - традиционные и инструктивные,  условные и безусловные, эмпирические и рациональные  -  являются прикладной частью педагогики.  Во многих случаях без знания нормативных положений трудно решить  совсем  несложную педагогическую задачу. Нельзя требовать, чтобы каждый шаг педагогической деятельности был творческим,  неповторимым и всегда  новым.  Однако столь же велик может быть и вред педагогических нормативов.  Рецептурность,  косность, шаблон, неприязнь к педагогической теории,  догматизм педагогического мышления, ориентация на методические установки свыше,  непонимание чужого  положительного опыта - вот далеко не полный перечень недостатков, источником которых является усвоение нормативов без знания диалектической природы педагогического процесса.Обобщенные в теории знания о структуре  педагогической  деятельности исключают неправомерные решения,  позволяют действовать без лишних затрат энергии, без изнурительных проб и ошибок. В деятельности учителя,  как в фокусе,  сходятся все нити,  идущие от педагогической науки, реализуются в конечном счете все добываемые ею знания. "Открытие, сделанное ученым, - писал В.А.Сухомлинский, - когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях,  в живом порыве мыслей и эмоций,  предстает перед учителем как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении  теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя".Сохраняет свою  актуальность  мысль КД.Ушинского о том,  что факты воспитания не дают опытности.  "Они должны произвести  впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характерологическим особенностям,  обобщиться,  сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога...  Связь фактов в их идеальной форме, идеальная сторона практики и будет теория в таком практическом деле, каково воспитание"Педагогическое мастерство,  выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в  то  же  время выражает и личность педагога в целом,  его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий  высокую эффективность педагогического процесса.Компоненты педагогического мастерства В педагогической науке сложилось несколько подходов к  пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают,  что это сплав интуиции и знаний,  подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности,  и дара чувствовать состояние детской души,  тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу и фантазии, воображению. В педагогическое мастерство входят наряду с  педагогическими  знаниями,  интуицией  также умения в области педагогической техники,  позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. Педагогическое мастерство  складывается  из специальных знаний,  а также умений,  навыков и привычек,  в которых реализуется совершенное  владение основными приемами того или иного вида деятельности.  Какие бы частные задачи ни решал педагог,  он  всегда является  организатором,  наставником  и мастером педагогического воздействия.  Исходя из этого,  в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения, мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и,  наконец,  мастерство владения  педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга'. Особое место в структуре мастерства учителя занимает  педагогическая техника.  Это та совокупность умений и навыков,  которая  _необходима  для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и  коллектив  в  целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками,  умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. Владение основами педагогической техники - необходимое условие вооружения технологией. А.С.Макаренко писал: "Я сделался настоящим мастером только тогда,  когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками,  когда научился давать 20 нюансов в постановке лица,  фигуры,  голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно".Из этого признания А.С.Макаренко очевидно,  что особое место в  ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств. Необходимая в  деятельности учителя  культура речи - это четкая дикция,  "поставленный голос",  правильное дыхание и разумное  _использование в речи мимики и жестикуляции ..  "Не может быть хорошим воспитатель,  - писал А.С.Макаренко, - который не владеет мимикой,  который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение.  Воспитатель должен уметь организовывать,  ходить,  шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести,  чтобы каждое его движение воспитывало,  и всегда  должен знать,  что он хочет в данный момент и чего не хочет'".Если все многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы,  то структура этого важного  компонента  мастерства  учителя  может  быть выражена следующими наиболее общими умениями:  речевыми умениями мимической и пантомимической выразительности, управления своими психическими состояниями и поддержания эмоционально-творческого  напряжения,  актерско-режиссерскими умениями,  позволяющими  влиять не только на ум,  но и на чувства воспитанников,  передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.Особенности умений и навыков педагогической техники  состоят в  том,  что  они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми.  Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный  характер и существенно зависят от возраста,  пола, темперамента и характера педагога,  его здоровья и анатомо-физиологических особенностей.  Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.От уровня педагогического мастерства преподавателей зависит решение задач учебно-воспитательной работы в вузе, эффективность подготовки специалистов, формирование у них коммунистического мировоззрения, высоких моральных, психологических и деловых качеств. Педагогическое мастерство позволяет творчески учесть в учебно-воспитательной работе со студентами новые требования, которые предъявляются к учебному процессу в вузе.«Основными чертами нового (имеется в виду перспектива на 80—90-е годы.— Авторы) учебного процесса, на наш взгляд,— пишет министр высшего и среднего специального образования РСФСР академик И. Ф. Образцов,— должны быть: органическое сочетание учебной и обязательной учебной нагрузки и увеличение самостоятельных, контролируемых преподавателем занятий с элементами творчества и самообучения; сочетание индивидуальных методов обучения с групповыми занятиями, поточными лекциями и научной деятельностью; активный творческий характер учебного процесса».Известный советский профессор А. А. Космодемьянский, анализируя свой многолетний педагогический опыт, пришел к выводу, что основное в преподавании любой науки состоит в единстве обучения и воспитания, в обязанности педагога первым претворять в жизнь провозглашаемые им лозунги. Необходимо, чтобы хороший вузовский курс был «окрашен» индивидуальностью педагога, а содержание любой лекции каждый раз являлось бы научным открытием, передачей студенческой аудитории его внутренней убежденности.^ Особенности педагогического мастерства преподавателя вузаПедагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы.Его более конкретными внешними показателями являются: высокий уровень исполнения, качество работы преподавателя; целесообразные, адекватные педагогическим ситуациям действия преподавателя; достижение результатов обучения, воспитания, самостоятельной работы студентов; развитие у них способности самостоятельно учиться, добывать знания, привлечение к самостоятельному проведению научных исследований.С внутренней стороны педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач. В этом плане педагогическое мастерство — выражение личности преподавателя, его возможностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.Внутренняя сторона педагогического мастерства включает знания, навыки, умения, профессионально важные качества преподавателя, положительное отношение к педагогическому труду, интерес и любовь к нему, педагогические и организаторские способности, адекватные требованиям профессии черты характера, проявления темперамента, особенности психических процессов, психологическую готовность (длительную и ситуативную) к деятельности.Поскольку воспитание, обучение, руководство выступают в деятельности преподавателя в единстве, педагогическое мастерство имеет своей психологической основой систему знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств, необходимую для успешного и творческого решения задач воспитания, обучения, управления умственной деятельностью студентов и организации их самостоятельной работы.Знания, нужные преподавателю вуза, можно подразделить на две группы. В одну из них можно отнести:знания основ марксистско-ленинской теории;знания по своему предмету;психологические знания (знания сути и условий формирования у студентов психических процессов, свойств личности, социально-психологических явлений, психологических особенностей деятельности студентов и педагогов);педагогические знания (знания целей, законов, закономерностей, принципов, методов воспитания и обучения студентов, знания по методике преподавания своего предмета).В третьем номере «Вестника высшей школы» за 1974 г. была помещена статья М. В. Потоцкого «О психологических основах математического курса», в которой он пишет, что умение преподавателя пользоваться знаниями психологии становится проблемой номер один вузовского обучения. Естественно, психология должна выступать не вместо математики, а в помощь ей. Знакомство математика с характером мышления студента, с возможностями его памяти и т. д. поможет понять, какой способ изложения окажется для студента более приемлемым, какой уровень требований будет ему доступен, какие разъяснения ему дать, какие примеры привести, чем заинтересовать и т. д., т. е. это позволит выбрать из многих путей изложения математики наилучший. Другую группу знаний составляют:знания по вопросам теории управления и руководства учебным процессом в вузе;знания по смежным научным дисциплинам (для преподавателя педагогики смежными дисциплинами будут психология, физиология; для преподавателя философии — психология, логика, этика и др.);знания основных достижений науки и техники, литературы и искусства.Первая группа знаний необходима в постоянной деятельности преподавателя, вместе с тем она обеспечивает эффективность применения второй группы, которая, в свою очередь, способствует более творческому и глубокому использованию, особенно в воспитательных целях, первой группы знаний.Каждое занятие, выступление преподавателя требуй ют от него не просто воспроизведения знаний, но их известной трансформации, обобщения, переработки, использования с учетом конкретных условий (темы, аудитории, достижения проблемности в обучении и т. д.), что невозможно без творческого мышления, воображения, внимательности и наблюдательности.«Мастер педагогического дела,— пишет В. А. Сухомлинский,— настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».Навыки преподавателя — это автоматизированные компоненты его педагогической деятельности, действия;достигшие высокой степени совершенства и не требующие особых усилий и сосредоточения внимания при их осуществлении.Важнейшими навыками преподавателя являются:навыки изучения студентов, их деятельности, состояний и качеств, взаимоотношений в коллективах, успехов, достижений, трудностей, ошибок в учебе и т. д. Сюда относятся навыки наблюдения за поведением аудитории и отдельных студентов, за внешним выражением вниманавыки подготовки и проведения различных форм занятий (навыки изучения литературы, составления и использования конспектов, навыки распределения внимания, оценки времени и т. д.);речевые навыки (построение фраз, свободное использование выразительных средств языка, произношения, ударений);навыки управления коллективной и индивидуальной деятельностью студентов (управление вниманием, мышлением, психическими состояниями), навыки организаторские (поддержание дисциплины, распределение заданий и т. д.);навыки высококультурного внешнего поведения (владение позой, жестом, мимикой, выражением глаз, педагогическим тактом в обучении и т. д.).Навыки преподавателя — это одно из условий его творчества. При недостатке навыков, например, у начинающих преподавателей во время выступлений может возникать психическая напряженность, скованность или неупорядоченная активность. Навыки изложения, по заключениям опытных профессоров, очень близки к навыкам артиста.Умения преподавателя (прежде всего сложные, а не начальные) проявляются в правильном использовании знаний и навыков, особенно в новых и сложных педагогических ситуациях. Умения позволяют на основе приобретенных знаний и навыков выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условиях. Чем совершеннее умения преподавателя, тем свободнее он владеет различными действиями, из которых складывается его педагогическая деятельность.К числу основных умений преподавателя следует отнести следующие:умение передавать знания, доходчиво излагать материал, контролировать и оценивать результаты труда обучаемых и своего собственного труда;умение формировать навыки, качества студентов, учитывать индивидуальные и другие их особенности;умение управлять умственной деятельностью студентов, организовывать их самостоятельную работу и самовоспитание;умение владеть собой, своим психическим состоянием, внешним выражением эмоций и чувств, проявлять педагогический такт и другие.Преподавателю приходится оказываться в сложных ситуациях и решать на занятиях нелегкие педагогические вопросы. Возникают они неожиданно, и от того, как быстро они будут решены, зависит очень многое.Как-то раз молодой преподаватель в начале занятия раздал проверенные контрольные работы и стал отвечать на вопросы студентов. К его столу подошла студентка и спросила, почему у нее за контрольную работу стоит двойка. Преподаватель ответил ей и стал беседовать со второй студенткой. Вдруг первая громко заявила, что она не согласна с двойкой и не уйдет от стола, пока не получит положительную оценку. Студенты засмеялись и стали ожидать ответа преподавателя, а он взглянул на нее мельком и... вернулся к прерванной беседе. Трудно сказать, почему студентка села на место. Возможно, подействовал смех или повлияла реакция преподавателя, вернее, ее заметное внешнее отсутствие, во всяком случае инцидент был исчерпан. Видимо, в данной ситуации преподаватель нашел правильное решение.После занятия преподаватель поделился с коллегами своими впечатлениями. Один из них сразу сказал, что отчитал бы студентку как следует. Неизвестно, чем бы это кончилось, возразил другой, такая студентка в долгу бы не осталась, и добавил, что он разрешил бы ей стоять, но обратил бы ее внимание, что, стоя у стола, она будет заслонять доску, а вот если отойдет к стенке или пройдет в угол, то там она никому мешать не будет и может стоять сколько угодно. Третий выразил недовольство тем, что осуждают только студентку: преподаватель, по его мнению, сам создал условия для срыва, раздав контрольные работы в начале занятия, а не в конце; кроме того, своим предыдущим поведением он, очевидно, дал повод к такой выходке.Этот пример является иллюстрацией различных путей решения педагогической задачи.Знания, навыки, умения преподавателя составляют систему и проявляются в зависимости от его индивидуальных особенностей. Причем эта зависимость настолько велика, что качества и черты личности могут определять уровень мастерства. В чем конкретнее обнаруживается эта зависимость?Прежде всего в том, что без коммунистической направленности, марксистско-ленинского мировоззрения преподавателя немыслим его успех как воспитателя, учителя, наставника. Интересно вспомнить, что А. В. Луначарский в 1919 г. говорил, что он не представляет себе педагога, который бы не был социалистом.Мастерство достижимо только при положительной мотивации деятельности преподавателя: интерес, чувство ответственности и др. Большое значение имеют такие черты характера, как самостоятельность, организованность, честность, трудолюбие, наблюдательность, внимательность, находчивость, выдержка.Мастерство невозможно без способностей диалектически обрабатывать учебный материал, вносить в учебную работу что-то необычное, новое, интересное, доступно и выразительно объяснять и излагать учебные вопросы, адекватно педагогической цели пользоваться экспрессией, правильно воспринимать и оценивать поведение учащихся, уметь убеждать, внушать и требовать. А. М. Данченко показал в своем исследовании педагогических способностей, что педагогу для успеха нужны: педагогическое воображение, мышление, такт, требовательность, чуткость, самокритичность.Как связаны между собой уровень мастерства и темперамент преподавателя?Исследования советских психологов позволяют утверждать, что темперамент влияет на способы, стиль деятельности педагога, но это не является препятствием для достижения им мастерства 30. Другими словами, преподаватели с разными темпераментами могут стать мастерами педагогического труда.Таким образом, педагогическое мастерство — это своеобразное выражение не только знаний, навыков, умений, но и развитых в соответствии с требованиями профессии психологических процессов, состояний и свойств личности.Следует особо выделить и несколько подробнее охарактеризовать такую существенную часть педагогического мастерства, какой является владение педагогической техникой и педагогическим тактом.Педагогическая техника — это совокупность способов и приемов, повышающих эффективность применяемых принципов, средств и методов воспитания и обучения. К. С. Станиславский говорил, что мало таланта — нужна техника. Преподаватель обязан обладать безупречной техникой речи. Помимо широкого диапазона как по высоте, так и по силе используемых в разговоре звуков, преподаватель должен иметь четкую дикцию, приятный тембр и выразительность речи. Во время проведения занятий преподаватель, как правило, говорит громче обычного. Интенсивность голоса здорового педагога обычно находится в пределах 65—74 децибел.Речь преподавателя должна отличаться четкостью, выразительностью, ясностью и доступностью изложения. Слишком громкая, крикливая речь не способствует мобилизации внимания учащихся, студенты начинают вести посторонние разговоры, вообще внимание их больше отвлекается.Негромкая речь создает более деловую обстановку, заставляет студентов лучше слушать преподавателя. Кроме того, она дает возможность в отдельных случаях повышать тон, и получающийся контраст привлекает внимание учащихся. Такая речь дает богатую возможность различных интонаций, чтоделаьг ее более выразительной.Индивидуальные границы выносливости голоса весьма различны. Некоторые лица выдерживают без утомления разговор в течение многих часов ежедневно. У других через 2—3 часа непрерывного разговора появляется охриплость, болевые ощущения в области горла и спазмы. Причиной этого может являться врожденная неполноценность органов речи или общее ослабление организма. Но нельзя думать, что голос преподавателя остается неизменным, что его нельзя тренировать и развивать. Задача каждого преподавателя состоит в тренировке голоса, правильной постановке его.Большое значение педагогической технике придавал А. С. Макаренко. Он писал: «Не может быть хорошим воспитателем тот, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего не хочет».Педагогический такт преподавателя — это целесообразность его действий и поступков во взаимоотношениях со студентами. Проявляется он в правильном подходе к аудитории, к отдельным студентам, в умелом учете их состояния, в соблюдении меры требовательности. Такт несовместим с высокомерием, барством, зазнайством, черствостью, формализмом, недоброжелательностью. Для педагогического такта нужны гуманизм, уважение другого, чуткость, справедливость, оптимизм, естественность, искренность, внимательное отношение к студентам.К. Д. Ушинский говорил, что педагогический такт, без которого воспитатель, как бы он ни изучал теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический.Преподавателю следует считаться с тем, что студенты высоко ценят не только новую и глубоко научную мысль, но и смелое, правдивое, острое слово, порою касающееся и самих студентов, их научного роста, морального облика, отношения к учебной и общественной работе, производственной практике и другим своим обязанностям. Они с большим вниманием выслушивают справедливую, даже разкую критику в свой адрес, особенно если она исходит от уважаемого ими преподавателя.Таким образом, педагогическое мастерство основано на системе знаний, навыков, умений, тесно связанных с профессионально важными качествами преподавателя, позволяющими ему осуществлять свою деятельность на высоком уровне исполнения и эффективно достигать целей воспитания и обучения студентов.^ Пути формирования педагогического мастерстваА. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. Как ускорить процесс достижения педагогического мастерства, как его формировать у будущих преподавателей, начавших педагогическую деятельность в вузе?Предпосылками этого является профориентация, правильный выбор будущим преподавателем своей профессии, научно обоснованный отбор претендентов на педагогическую работу, а также, и это надо подчеркнуть, овладение системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и готовности к труду в вузе.З. Ф. Есарева приводит интересные данные, связанные с педагогическим мастерством преподавателей. У профессоров и доцентов на самом высоком уровне находятся умения планировать свой курс с учетом специальности студентов и устанавливать связи между ним и смежными науками. Оба умения являются результатом глубокого и всестороннего знания своего предмета и смежных научных дисциплин. У профессоров на более высоком уровне, чем у доцентов и ассистентов, находится умение соотнести преподаваемый материал с развитием личности студентов, менее всего оно сформировано у ассистентов, и это свидетельствует о том, что они менее успешно реализуют государственную цель воспитания будущих специалистов. С низким уровнем этого умения соотносится и низкий уровень умения ассистентов определять наиболее рациональные виды деятельности студентов и руководить их самостоятельной работой.Сравнительный анализ степени сформированности различных проектировочных умений у преподавателей разного уровня опытности показал, что труднее других формируются умения постоянно соотносить свою педагогическую деятельность с конечной целью обучения и воспитания в вузе. В восприятии реакции студентов на свое преподавание профессора уступают доцентам и ассистентам. Возможно, сказывается некоторый стереотип в педагогической деятельности, все труднее преодолеваемый с ростом стажа и увеличением возраста преподавателя.Собственно конструктивная деятельность вузовского преподавателя связана с предварительным обдумыванием будущего педагогического процесса, а также с осуществлением конкретной задачи на каждом занятии.Данные исследований показывают, что профессора больше внимания уделяют отбору и композиции теоретического материала, выделяют в нем узловые понятия и закономерности и меньше внимания — методике преподнесения материала, не всегда предвидят наступление утомления у студентов.Развитие педагогического мастерства, его рост зависит от особенностей личности и характеризуется переходом от простого приложения знаний в ходе решения педагогических задач (начальный уровень) к активному и инициативному их воплощению на основе глубокого изучения конкретных условий преподавания своего предмета, состояний, опыта и качеств студентов (второй уровень). И далее обычно наступает педагогическое творчество, самостоятельность, оригинальность, наиболее оптимальное использование своих возможностей и возможностей студентов (третий уровень).Формирование педагогического мастерства вузовского педагога связано с постоянным совершенствованием научного содержания и методики лекций, накоплением опыта проведения семинаров, практических занятий и т. д. Немалую роль играет глубокое понимание потребностей студентов, умение вызвать к себе доверие и расположение.Мастерство преподавателя вуза формируется успешнее, если овладение теоретическим арсеналом советского педагога, необходимыми навыками, умениями, педагогической техникой, тактом сопровождается созданием в сознании из наглядных и понятийных элементов целостного образа мастера педагогического труда.«Я часто спрашиваю себя, оставаясь наедине со своей совестью,— пишет А. А. Космодемьянский,— имею ли я право называться педагогом высшей школы в великом научно-правственном смысле, именуемом кратко Учитель? И я воскрешаю в своем воображении моих лучших наставников, отбирая и синтезируя их педагогические находки и открытия, рисую мысленно облик настоящего Учителя.Я уверен, что для Учителя обязательно новаторство. Эта новь может возникать и вырастать из глубины понимания данной науки, из творческого вклада и большого интеллектуального содержания личности ученого-педагога, из умения увлечь к вершинам науки и показать те «белые пятна», исследование которых Учитель доверяет и поручает своим ученикам. Я думаю, что, поднимаясь на кафедру и общаясь с молодой студенческой аудиторией, Учитель должен искренне верить, что среди его слушателей есть высокоодаренные личности, более способные к данной науке, чем он сам. Учитель должен внести в аудиторию страстность и взволнованность подлинного творческого вдохновения, теплоту и любовь своего сердца. Нужно уметь увидеть задатки и способности учеников, подаренные им природой, и пробудить их желание к самостоятельным действиям (т. е. конкретному научному размышлению), вызывающим быстрый рост и совершенствование талантливой человеческой личности. Учитель должен знать, что среди студенческой молодежи всегда есть и «Платоны» и «быстрые разумом Ньютоны», рожденные на земле российской, и его наиважнейшая задача состоит в том, чтобы разбудить их интеллект, убедить поверить в свои таланты и призвание, а также постараться сделать для них ежедневный, систематический труд высшим наслаждением. Учитель — человек развитого, тренированного размышлениями ума, большой любви к человечеству, и в частности к своему студенту — одному (но со своими специфическими чертами) из миллионов нашей учащейся молодежи».Сравнение себя и своих реальных действий с таким образцом, установление сходства и различия, внесение поправок в свою деятельность — одна из предпосылок самосовершенствования и формирования педагогического мастерства. Таким образцом может быть пример авторитетных преподавателей — мастеров педагогического труда, выдающихся педагогов — А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.Для развития речи преподавателя требуется анализ образцов речи выдающихся ораторов и записей на магнитофоне своих выступлений, увеличение активного запаса слов, совершенствование произношения, внимание к языку своего предмета.Особо важным фактором формирования педагогического мастерства является активная деятельность как будущего преподавателя, так и самого преподавателя, изучение ими психологической, педагогической, методической литературы, знакомство с трудами К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева и др.Сравнение работы опытных преподавателей с работой молодых показывает, что становление личности вузовского педагога и повышение эффективности его деятельности теснейшим образом связано с ростом его знаний в области педагогики и психологии, психолого-педагогическим осмыслением личного опыта преподавания и опыта других преподавателей.Вполне обоснованно в приказе министра высшего и среднего специального образования СССР «Об улучшении подготовки кадров с университетским образованием и о повышении роли университетов в системе высшей школы» в целях повышения теоретического уровня преподавания общественных, гуманитарных, естественных и других наук в вузах, независимо от их ведомственной подчиненности, комплектование кафедр предлагается производить, как правило, из числа лиц, имеющих университетское образование или ученую степень по соответствующей специальности. Это значит, что следует обратить самое серьезное внимание на теоретическую подготовку будущих преподавателей, которые должны хорошо знать психологию, педагогику, владеть методикой преподавания соответствующих дисциплин в вузе.Много дает для роста преподавателей работа кафедрального коллектива по совершенствованию педагогического мастерства. А. С. Макаренко отмечал, что настоящим мастером своего дела воспитатель, как правило, становится только в хорошем педагогическом коллективе.В коллективе происходит взаимное обогащение педагогическим опытом, уточнение способов решения педагогических задач. Этому способствуют заседания кафедры, методических комиссий, посещение и разбор лекций, методические конференции, семинары и т. д.В некоторых вузах функционирует семинар психолого-педагогических знаний, рассчитанный на 72 часа в год.В настоящее время возросла роль курсов переподготовки преподавателей вузов. В передовой статье «Вестника высшей школы» (1974, № 4) подчеркивается, что в условиях бурного научно-технического прогресса непрерывно возрастает значение периодической переподготовки научно-педагогических кадров. Государственная система повышения их квалификации стала сегодня непременным элементом жизни высшей школы. Новым звеном в этой системе стали семинары руководящего состава вузов — ректоров и проректоров, а также заведующих кафедрами.В заключение надо подчеркнуть значение индивидуального подхода, учета индивидуальных особенностей будущего преподавателя (самим преподавателем) для повышения его педагогического мастерства, ускоренного формирования положительных черт, от которых зависит компенсация недостатков в педагогическом труде.Таким образом, для формирования педагогического мастерства необходимо овладение суммой знаний, навыков, умений, развитие профессионально важных качеств личности, что достигается в процессе активной деятельности, самостоятельной работы, накопления преподавательского опы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Классификация гостиниц 4
Реферат Расчет цифровых фильтров с бесконечными импульсными характеристиками
Реферат Учебная мотивация современного школьника
Реферат Экологическое проектирование и экспертиза. Практика
Реферат Ukraine. The long road to independence
Реферат Аарон Бек, Артур Фримен Когнитивная психотерапия расстройств личности
Реферат УКРАЇНСЬКО-РОСІЙСЬКІ ВІДНОСИНИ НА СУЧАСНОМУ ЕТАПІ ПРОБЛЕМИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ 2
Реферат Морфофункціональні закономірності змін в міокарді щурів при експериментальному гіпотиреозі та його
Реферат Педагогические взгляды Н.И. Пирогова
Реферат Криминалистическое исследование следов ног человека на месте происшествия
Реферат France And England A Comparison Of Governments
Реферат Влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье человека
Реферат А Шопенгауэр и Ф Ницше от классической философии к иррационализму и нигилизму
Реферат Аудиторская деятельность в России
Реферат Музыкальная жизнь XIX века. Феликс Мендельсон