А.С.МАКАРЕНКОС любовью и тревогойКиевИздательство Украинскойсельскохозяйственной академии1989СЕРДЦЕ МАКАРЕНКО13 марта 1939 года Антон Семенович Макаренко при-ехал в Дом творчества Союза писателей СССР, располо-женный в дачном поселке Голицино Московской области.Ему исполнился 51 год. Более тридцати лет отданы учи-тельской работе, научной, педагогической, литературнойи пропагандистской деятельности. С собой он привез«заделы» новых книг, здесь рассчитывал доработатькиносценарий «Командировка», провести творческуювстречу, выступить с лекцией.А. С. Макаренко знала вся страна. Его выступлениязвучали по радио, в издательствах выходили книги, атысячи воспитанников — бывших беспризорников — тво-рили легенды о необыкновенном человеке. Максим Горь-кий, посетив 8 июля 1928 г. колонию в Куряже, писалв очерке «По Союзу Советов»: «Кто мог столь неузна-ваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестокои оскорбительно помятых жизнью? Организатором и за-ведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бес-спорно талантливый педагог. Колонисты действительнолюбят его и говорят о нем тоном такой гордости, какбудто они сами создали его. Он — суровый по внешнос-ти, малословный человек лет за сорок, с большим носом,с умными и зоркими глазами, он похож на военногои на сельского учителя из «идейных». Говорит хрипло,сорванным или простуженным голосом, двигается мед-ленно и всюду поспевает, все видит, знает каждого ко-лониста, характеризует его пятью словами и так, как буд-то делает моментальный фотографический снимок с егохарактера. У него, видимо, развита потребность мимо-ходом, незаметно приласкать малыша, сказать каждомуиз них ласковое слово, улыбнуться, погладить по стри-женой голове» '.Признание, торжество новаторской социалистическойпедагогики? Нет, о триумфе говорить рано. Распростра-нялись слухи о «царском полковнике», насаждающем вшколе «казарменные методы воспитания», раздавалисьобвинения в отсутствии «классовой установки», а чи-новники от науки и образования прибегали к испытан-ному средству бюрократа — умолчанию: «инстанции» незамечали успехов и достижений в работе А. С. Мака-ренко. А когда он критиковал оторванные от жизни«научные истины», рожденные в тиши кабинетов, сна-ряжались комиссии, начинались проверки, делались вы-воды. А один из «критиков» повести «Флаги на башнях»,отвечая на письмо бывших воспитанников, оскорблен-ных тоном статьи, заявил через несколько дней послесмерти Антона Семеновича, что его никто не можетпринудить «расшаркиваться перед урной А. С. Мака-ренко».Здесь необходимо вспомнить, в какое время отстаи-вал свои взгляды и убеждения А. С. Макаренко. Он до-стиг вершин педагогического мастерства к середине 30-хгодов. В это время во всю человекоубийственную силудействовал репрессивный аппарат сталинщины. И в пе-чати, и в устных выступлениях воздавалась хвала «вож-дю народов» — Сталину. Человек впечатлительный, ис-кренний, отзывчивый, Макаренко как и многие не могповерить, что сталинская клика совершала преступленияпротив собственного народа. Сам он во всем, что каса-лось принципов воспитания подрастающего поколения,всегда стоял на гуманистических позициях, невзирая наярлыки и наветы, которых не жалели для него против-ники.События в стране глубоко волновали его. Осмысливаяпроисходившее, Макаренко, в первую очередь, с любо-вью и тревогой думал о наследниках революции — детях.Судьба воспитанников была его судьбой. Этому отданався жизнь: без отпусков, без выходных — вся до послед-ней минуты. На личном примере, в публицистическихстатьях, выступлениях перед коллегами Макаренко убе-ждал: семья, система образования, трудовые коллекти-вы обязаны воспитывать настоящего счастливого чело-века.Однако никто не избавлен от неумных и неумелых«последователей». Не только в колониях для трудныхподростков (педагог никогда не употреблял официаль-ный термин «морально-дефективные дети»), но и в обык-новенных школах его гуманистическую, научно обосно-ванную педагогику они подменяли администрированием,муштрой, зубрежкой правил внутреннего распорядка.Поэтому ему приходилось неустанно разъяснять сутьсвоей методики воспитания, подчеркивая основополага-ющее значение постоянного внимания к отдельному ре-бенку, гармоничного развития личности в единстве ееидейно-нравственных и волевых качеств, интеллекта,чувств, потребностей, интересов.Большие таланты всегда опережают время. Так слу-чилось и с А. С. Макаренко. Учение великого педагога,созданное им в 20-е — 30-е годы, и ныне созвучно по-требностям времени, сохраняет свою созидающую силу.В условиях демократизации, духовного возрождения об-щества нам необходима его педагогика как одно изсредств борьбы с консервативностью.Антон Макаренко родился 13 марта 1888 года в го-родке Белополье Сумского уезда Харьковской губернии(теперь Сумской области). Отец, Семен Григорьевич,работал маляром железнодорожных мастерских. В по-вести «Честь» А. С. Макаренко так описал облик отца:высокий, худой и суровый человек, который в своей жиз-ни ничего не видел, кроме труда. Он не пил, жену небил, в церковь не ходил, а когда официальности радидважды в год — на исповедь да причастие — и являлсятуда, то стоял отчужденный и гордый, крестного знаме-ни не творил, а попу за услуги платил серебряный рубль,как и заводчик Пономарев, у которого работал, и этойгордыней и нескрываемым презрением к богослужениюбесил старого батюшку. Сидел подчас на одной картош-ке, а сына учил. Часто говорил ему:— Ученым будешь, а в паны нечего лезть.Или:— Реальное не для нас строили, а ты покажи им.Принесешь четверку... лучше не приноси! Пятерки. По-нимаешь?2Способности мальчика проявились в раннем возрас-те. В пять лет он уже научился читать. Отличался глу-бокими знаниями в Белопольском двухклассном желез-нодорожном училище.Антон учился только на пятерки. И никогда не жа-ловался, что учебники ему доставались самые старые,и форму донашивал с чужого плеча, и за семь лет ниразу не дали на завтрак. Рано начал подрабатывать:репетиторством в состоятельных семьях, писал гимна-зисткам сочинения (в основном о тургеневских героях) —по рублю за штуку.5Когда отца перевели в г. Крюков на должность стар-шего маляра вагонных мастерских, Антон Макаренко,блестяще сдав экзамены, поступил во второй класс Кре-менчугского городского училища, которое окончил в1904 году «при отличном поведении и показав отличныеуспехи». И сразу же, по настоянию отца, продолжил об-разование на годичных педагогических курсах.Один из преподавателей, П. П. Каминский, вспоми-нал: «Я хорошо помню Антона Семеновича и учеником,и курсантом. Учился он действительно прекрасно, обла-дая исключительными способностями и удивительнойдля юноши выдержкой. Пробные уроки всегда проходи-ли у него отлично». Летом 1905 года А. С. Макаренкосдал выпускной экзамен, как тогда говорили, «испыта-ние», «выдержав оное весьма хорошо, удостоен званияучителя начальных училищ с правом преподавания всельских двухклассных училищах Министерства народ-ного просвещения и обучения церковному пению»3.А. Макаренко был назначен помощником учителя двух-классного железнодорожного училища в Крюкове. Онпреподавал русский язык, черчение и рисование. Воткак характеризовал его впоследствии директор училищаМ. Г. Компанцев: «Юноша лет 17, почти мальчик, вочках. Он был ураганом, неутомимо носившимся из од-ной классной комнаты в другую с журналом под мыш-кой, а во время перемен между уроками в большом ко-ридоре или во дворе можно было слышать его смехсреди детей или окрики команды для игр» 4.События первой русской революции 1905—1907 гг.воодушевили молодого учителя. А. С. Макаренко чув-ствовал необходимость изменений и в школе. Он расши-рил внеклассную работу с учениками, из революционнонастроенных рабочих создал родительский комитет. Уча-ствовал в подготовке учительского съезда в 1906 году.Из воспоминаний М. Г. Компанцева: «Антон Семеновичбегал, агитировал учителей ехать на съезд. Всех увлек,все поехали. Съезд прошел бурно: речи, воззвания, ре-золюции. Антон Семенович — активный участник съезда.Возвратились домой восторженные, вдохновленные»5.По тем же воспоминаниям, А. С. Макаренко был под-писчиком на легальную большевистскую газету «Новаяжизнь». Здесь печатались статьи В. И. Ленина, в томчисле работа «Партийная организация и партийная ли-тература», которая наверняка привлекла его внимание.Уже в этом юношеском возрасте он отличался разносто-ронностью интересов и самостоятельностью мышления.«Вспыхивали иногда... литературные и иные дискуссии,и в них Антон Семенович всегда был победителем: онмного читал, к тому же имел прекрасную память, гово-рил кратко, логично и убедительно» 6.После поражения революции наступили годы реак-ции. В школе распространился угнетающий дух верно-подданичества, мракобесия. Из училища изгнали про-грессивно настроенного М. Г. Компанцева. Сам А. С. Ма-каренко не раз выступал против безнравственной атмо-сферы, царящей в учительской среде, уличил через судво взяточничестве нового директора. Молодого и прин-ципиального преподавателя перевели в двухклассноеучилище на станции Долинская (ныне Кировоградскаяобласть), где он работал с 1911 по 1914 год.В 1914 году А. С. Макаренко поступил в Полтавскийучительский институт, хотя экзамены едва не закончи-лись провалом. Директор института А. К. Волнин вспо-минал впоследствии: «...Он не выдержал испытания по«закону божию», но зато по всем остальным предметамсдал испытания блестяще. Эти факты говорят сами засебя, свидетельствуя о направленности его ума и взгля-дов уже в то время. Но он так выделялся своими знани-ями и начитанностью в области общеобразовательныхпредметов, основательными ответами на испытаниях, чтопроизвел очень сильное впечатление, и оно выразилосьпри объявлении результатов испытаний вновь принятымслушателям, позволив мне высказать уверенность, чтоМакаренко будет лучшим учеником на своем курсе, не-смотря на неудачную сдачу испытания по «закону бо-жию»...Ожидания наши оправдались: Антон Семенович нетолько отлично учился в течение всего курса института,но и был выдающимся учеником его и окончил институтпервым по успеваемости»7.В Полтаве были заложены основы феноменальнойэрудиции, которой Антон Семенович блистал все после-дующие годы своей жизни. Не ограничиваясь учебнойпрограммой института, А. С. Макаренко изучал многиеразделы знаний о человеке и обществе. Его доклады от-личались научной глубиной, остротой и самостоятельно-стью мысли. Особенно он увлекался, как вспоминал пре-подаватель В. Н. Тарасов, трудами по истории.В 1917 году А. С. Макаренко окончил учительскийинститут с золотой медалью, которую получил за сочи-нение «Кризис современной педагогики», проработавнад ним полгода. Блестящему завершению института непомешало то, что на последнем, самом ответственном,курсе Макаренко на шесть месяцев призвали в армию.Он с октября 1916 по апрель 1917 года был ратником147-й пешей Воронежской дружины и демобилизованиз-за слабого зрения. (Вот и вся военная карьера «цар-ского полковника»).В характеристике педагогического совета института,составленной после выпускных экзаменов, говорилось:«Макаренко Антоний — выдающийся воспитанник по сво-им способностям, знаниям, развитию и трудолюбию; осо-бый интерес проявил к педагогике и гуманитарным на-укам, по которым очень много читал и представлялпрекрасные сочинения. Будет весьма хорошим препода-вателем по всем предметам, в особенности же по исто-рии и русскому языку»8.В этом же году А. С. Макаренко подал прошение наимя директора Полтавского учительского института:«Честь имею покорнейше просить Вас назначить меня наштатную должность преподавателя в образцовом приинституте училище, если же ныне вакансии штатного пре-подавателя не имеется, то на должность заместителяпреподавателя. При этом я надеюсь, что первое открыв-шееся штатное место будет предоставлено мне.Подавая настоящее прошение, я имею в виду украи-низацию института, вследствие чего считаю необходимымзаявить, что все предметы курса образцового училищая могу преподавать на украинском языке, поскольку этопредставляется возможным по условиям переходного!состояния украинизируемой школы.г. ПолтаваСентября 9 дня 1917 г. Антон Макаренко»9.По решению совета ему разрешено преподавать в об-разцовом училище. Антон Семенович совмещал работуучителя с должностью письмоводителя института.А. С. Макаренко встретил Великую Октябрьскую со-циалистическую революцию с восторгом. «После Октяб-ря,— писал он,— передо мной открылись невиданныеперспективы. Мы, педагоги, тогда так опьянели от этихперспектив, что уже и себя не помнили...»10.В декабре 1917 г. он уехал в родной Крюков и при-ступил к созданию новой школы. А. С. Макаренко на-значили инспектором (директором) высшего начальногожелезнодорожного училища, а по совместительству —членом коллегии Крюковского отдела народного просвё-щения. Уже в это время он внедряет такие формы ор-ганизации коллектива и трудового воспитания, а такжевоенно-спортивных занятий, которые затем получат все-мерное развитие в колонии имени М. Горького. Он объе-динил учащихся в отряды и подразделения, проводилстроевые занятия (впрочем, его друг П. И. Карапышвспоминал, что А. С. Макаренко проводил маневры «по-тешных полков» еще в 1913 году — так что это весьмадавнее его пристрастие). Был организован духовой ор-кестр, введены элементы военной символики, военных ри-туалов. Отдавались команды, рапорты, салюты, почестизнамени, на работу шли со знаменем, строем, под звукигорнов и барабанов. А. С. Макаренко принимал рапор-ты командиров отрядов и сам отдавал приказы. Твердаядисциплина и четкая организация резко диссонировалис порочными установками тогдашних органов народно-го образования на так называемое «свободное воспита-ние».В основу учебно-воспитательного процесса своей шко-лы он положил продуктивный труд учащихся. Школаарендовала большой огород и сад местного попа. Школь-ники и учителя их обрабатывали и полученную продук-цию затем реализовывали. Заработанные средства шлина нужды школы. Рабочие отряды (бригады) имели своюсимволику: на рукаве — белая нашивка с изображениемвишни, моркови, яблока... И наконец, А. С. Макаренкосоздал летнюю сельскохозяйственную дружину — ком-муну. В нее вошли ученики и их наставники. Это былпрообраз будущих коммун и лагерей труда и отдыха.Уже в Крюкове А. С. Макаренко начал испытыватьрезкое противодействие просвещенцев-рутинеров и вуль-гаризаторов педагогики. Если передовые педагоги под-держивали новаторские начинания директора, то кон-серваторы из числа дореволюционых работников иновоявленные демагоги-леваки начали травить его.Но он продолжал преобразования. Вводил самоуправ-ление учащихся, организовывал вечерние курсы для ра-бочих, открывал политические и культурные кружки.В школе ^работал любительский драматический коллек-тив, состоящий из педагогов, учеников и родителей. Жи-тели городка охотно смотрели его постановки по пьесамН. В. Гоголя, А. П. Чехова, А. Н. Островского.После переезда в Полтаву Антон Семенович заведо-вал 2-м городским начальным училищем, одновременно9работая в аппарате губернского отдела народного обра-зования. А в сентябре 1920 г. его назначили заведую-щим школы-коммуны в селе Ковалевка, на левом берегуречушки Коломак, в тридцати километрах от Полтавы.«Это было время Врангеля и польской войны,— вспоми-нал Антон Семенович в «Педагогической поэме».— Вран-гель где-то был близко, возле Новомиргорода, совсем не-далеко от нас, в Черкассах, воевали поляки, по всей Ук-раине бродили батьки, вокруг нас многие находились вблакитно-желтом очаровании. Но мы — в нашем лесу,—подперев голову руками, старались забыть о громах ве-ликих событий и читали педагогические книги» ".Интервенция, гражданская война, бандитизм особен-но беспощадно ударили по детям. Сотни тысяч мальчи-шек и девчонок остались сиротами-беспризорниками.Советская власть выдвинула лозунг «Все на помощь де-тям!» Только на Украине в 1920 году открылось 550 дет-ских домов...Почти 16 лет с небольшими перерывами Антон Семе-нович посвятил работе в детских колониях. Считая себятолько рядовым работником педагогики, он на практикерешал задачу формирования человека социалистическо-го общества. Принципы единой политехнической трудо-вой школы, разработанные В. И. Лениным и творческиконкретизированные в произведениях Н. К- Крупской,А. В. Луначарского и других, он воспринимал не какзаповеди, а руководствовался ими на протяжении всейсвоей педагогической деятельности. В коммуне имениМ. Горького, а затем в коммуне имени Ф. Э. Дзержин-ского уже были внедрены формы организации труда, ко-торые сегодня вошли в нашу жизнь как хозрасчет, само-окупаемость и самофинансирование.Накапливая опыт практической работы, А. С. Ма-каренко испытывал потребность обменяться мнениями сколлегами, предложить им свои приемы и методы. Такрождались основы педагогики сотрудничества, коллек-тивного социального творчества, единства воспитания иобразования.В педагогической системе А. С. Макаренко нашлиотражение основные направления коммунистическоговоспитания. Он первым в своей практической деятель-10ности воплотил ленинскую концепцию школы нового ти-па, тесно увязав обучение с общественно-производитель-ным трудом, теоретически обосновав идею самоуправле-ния коллектива. Закономерно, что делегаты Всесоюзно-го съезда работников народного образования, состояв-шегося в декабре 1988 г., обсуждавшие стратегию рево-люционной перестройки советской школы, опирались ина непреходящие ценности опыта и учения А. С. Мака-ренко.Ныне педагогам, изучающим научное наследиеА. С. Макаренко необходимо творчески применить егопедагогическое учение к нуждам и запросам современнойшколы. Несмотря на то, что наиболее важные теорети-ческие и методические находки великого реформатора воспитания имеют общепедагогическое значение и в зна-чительной степени определяют судьбы развития совет-ской и мировой педагогики, все же было бы ошибкоймеханически, без соответствующего учета спецификиучебно-воспитательного процесса нашей общеобразова-тельной и профессиональной средней школы, а также ву-зов переносить все организационные и методические фор-мы работы, сформированные в колонии имени М. Горь-кого и коммуне имени Ф. Э. Дзержинского. Об этом нераз говорил и сам Антон Семенович.Теоретические труды педагога-новатора, при их науч-ной строгости, отличаются живым, доходчивым языком,что свидетельствует о литературном таланте автора. Лю-ди, знавшие Антона Семеновича в юности, подчеркивалиего всестороннюю одаренность: он хорошо рисовал, пи-сал стихи, проявлял актерские способности. И все богат-ство своей личности он отдавал воспитанию детей.Творчески решая педагогические задачи, А. С. Мака-ренко пишет литературные произведения: повести «Марш30 года», «ФД-1», пьесу «Мажор», «Книгу для родите-лей», повесть «Флаги на башнях», киносценарии, много-численные статьи. Но главной работой была для него«Педагогическая поэма». Он начал этот труд по советуМаксима Горького и посвятил «Поэме» десять лет своейжизни. Впервые отдельным изданием книга вышла толь-ко в 1936 году. Еще при жизни автора «Педагогическуюпоэму» переводили и печатали в Англии, Франции и Гол-ландии. Идеи А. С. Макаренко привлекали вниманиеспециалистов во многих странах мира, его колонию (ком-муну) часто посещали зарубежные делегации......Утром 1 апреля 1939 года Антон Семенович сел в11жить и работать в условиях демократии, хозяйственнойсамостоятельности коллективов, в обстановке возраста-ющей экономической и социальной ответственности засебя и страну» 13. Такая насущная потребность в ученииА. С. Макаренко еще раз подтверждает его жизненность.""" А. К.. Романовский, А. Т. ГубкоСборник состоит из выдержек и фрагментов научно-и художественно-педагогических произведений А. С. Ма-каренко. Некоторые работы приведены полностью, дру-гие — с незначительными сокращениями. Составителиположили в основу настоящей книги восьмитомное со-брание сочинений, начатое по решению ПрезидиумаАПН СССР в 1983 году и завершенное незадолго до100-летия со дня рождения выдающегося педагога-нова-тора. Это наиболее полное издание произведенийА. С. Макаренко, имеющее обширный справочный аппа-рат.В сборнике ссылки даются (том и страница) на из-дание: Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т,М.: Педагогика, 1983—1986.^ ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКАНАШИ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ...То, что сделано в жизни мною и моими коллегами-коммунарами,— это еще только опыт. И очевидно, длятого, чтобы из этого опыта можно было сделать какие-либо определенные выводы, надо еще проверить его нераз и не два. Поэтому единственная форма внимания,которую я у вас прошу,— это такая.У меня свой опыт, своя жизнь: у вас свой опыт, своимысли. И сегодня произойдет некоторое столкновениенаших мыслей. Может быть, они пойдут параллельно,может быть, пересекутся, может быть, при встрече рас-секут друг друга, но от этого столкновения всегда будетпольза.Т. 4. С. 343Я не педагогический мыслитель, не специалист-иссле-дователь детской жизни и жизни детского учреждения.Я — фронтовой работник. Я работал в двух детских уч-реждениях: в колонии для правонарушителей им. М. Го-рького с 1920 по 1928 г. и в коммуне им. Ф. Э. Дзержин-ского с 1928 по 1932 г. Оба эти учреждения, каждое всвое время, достигли хороших результатов. Это обстоя-тельство дало повод многим товарищам понуждать меняк изданию книги о работе в детской колонии. Но я ни-когда не имел досуга ни записывать свои наблюдения,ни подсчитывать результаты отдельных приемов и влия-ния отдельных событий в коллективе. Все же предо мнойпрошло за 12 лет около 2500 молодых людей, и я пере-жил 70 тысяч часов рабочего педагогического напряже-ния. Все это «материал» слишком сырой, но я ни на ка-кую особенную «сухость» и не претендую... Далее я ра-ботал почти исключительно с беспризорными...В итоге я предлагаю читателю чрезвычайно мало, ноглубоко убежден, что многое из моего опыта и кое-что измоих соображений нашим работникам пригодится.Т. 1. С. 16715 У вас есть такая терминология: это средствовоспитательное, а это средство невоспитательное. При-чем у вас воспитательное средство не то, которое ведет кцели, а то, при котором меньше скандалов, меньше крика,когда и волки сыты и овцы целы. А к каким результатамведет это средство — не проверяется, не имеет особогозначения.А я считал воспитательным средством то средство,которое ведет к цели. Если даже поднимается крик, скан-дал, пожалуйста, иду на какой угодно скандал. Т. 4. С. 366Когда вы видите перед собой воспитанника — маль-чика или девочку, вы должны уметь проектировать боль-ше, чем кажется для глаза. И это всегда правильно. Какхороший охотник, давая выстрел по движущейся цели,берет далеко вперед, так и педагог в своем воспитатель-ном деле должен брать далеко вперед, много требоватьот человека и страшно уважать его, хотя по внешнимпризнакам, может быть, этот человек и не заслуживаетуважения.Т. 4. С. 363Проектировка личности как продукта воспитания дол-жна производиться на основании заказа общества. Этоположение сразу снимает с нашего продукта идеальныехитоны. Нет ничего вечного и абсолютного в наших за-дачах. Требования общества действительны только дляэпохи, величина которой более или менее ограничена.Мы можем быть совершенно уверены в том, что к сле-дующему поколению будут предъявлены несколько из-мененные требования, причем изменения эти будут вно-ситься постепенно, по мере роста и совершенствованиявсей общественной жизни.Поэтому в нашей проектировке мы всегда должныбыть в высшей степени внимательны и обладать хорошимчутьем, в особенности еще и потому, что развитие требо-ваний общества может совершаться в области малозна-чительных и малых деталей.Т. 1. С. 169Здесь я прежде всего остановлюсь на вопросе... о том,как успех воспитания человека определяется в младшемвозрасте до 5 лет. Каким будет человек, главным обра-зом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году16его жизни. Если вы до 5 лет не воспитаете как нужно,потом придется перевоспитывать. Казалось бы, какиемогут быть события в жизни ребенка до 5 лет. Родите-лям кажется, что все идет очень хорошо. А в 10-11 летвсе неожиданно изменяется к худшему и начинает рас-цветать полным цветом. И родители ищут, кто испортилмальчика. Сами они его регулярно портили от первогодо пятого года.Нельзя думать, что до 5 лет должны быть какие-тоособые принципы воспитания, отличные от принциповвоспитания в десятилетнем возрасте. Принципы те жесамые.Т. 7. С. 150 Первый вывод такой: воспитание — очень лег-кое дело, воспитание счастливое дело, никакия другаяработа по своей легкости, по исключительно ценному,ощутимому, реальному удовлетворению не может сравни-ться с работой воспитания.Я это всегда говорю, и многие коллеги, в особенностиколлеги — педагоги, посмеиваются, слушая меня. Но онине имеют права улыбаться. Я имею право утверждать, что работа по вос-питанию — очень легкая работа. Легкая не в том смысле,что можно поработать, потом пойти погулять, потом по-читать, отдохнуть и т. д. Нет, времени она берет много,но она легкая по типу напряжения.Т. 4. С. 323—324Последние годы у меня было 600 коммунаров... и мнебыло легко работать, настолько легко, что с 1930 г. я ра-ботал без обычной в интернатах должности воспитателя.Были учителя в школе, были инженеры на заводе, нодетский коллектив в 600 человек жил, в известном смыс-ле, самостоятельно. И утром, когда я слышал сигнал«вставать» и знал, что в моем коллективе нет ни одноговзрослого человека, я не беспокоился. Я прекрасно знал,что они достаточно разумны, достаточно опытны, доста-точно честны, дисциплинированны и воодушевлены, что-бы над ними не ставить надзирателя. Они могли самипроделать такую простую вещь, как вовремя встать с по-стели, ^мыться, 'вовремя убрать—пыль, вытереть полы,выстроиться йвогр^тить'' своего' дежурного командираофициальным торжественным 'приветствием как сегодня-шнего рр^И&^тУрЯ.^ п^е^атсг-Чрлу давали сигнал на*•'.-~_ • - • •. , , • ' > ' "' Д ...--——————.,.„__ ... ._ ——— и -работу, и к ним приходили взрослые — инженеры, педа-гоги и я, которые вели день дальше.Я сначала поражался, зная, как трудно встать вовре-мя, натереть полы, когда за тобой никто не следит, апотом перестал удивляться и увидел, что это нормальноеколлективное действие, нормальный человеческий посту-пок, а нормальный человеческий поступок и есть самыйпростой и самый легкий поступок.Вот я и приношу к вам вывод, который могу вам пред-ложить,— это моя уверенность в том, что коммунистиче-ское воспитание — это счастливый процесс, который самв себе несет успех, и поэтому дело воспитания — легкоеи счастливое дело...Т. 4. С. 324Я категорически утверждаю и всю жизнь говорю: ниодного процента брака, ни одной загубленной жизни.Давайте же, товарищи, примем за норму — ни одногопроцента брака в воспитательной работе.Т. 4. С. 292 В наших школах воспитывается больше 30миллионов детей и юношей 14. Это в несколько раз боль-ше любой армии в любом государстве, это больше оченьмногих самих государств. И если мы допустим в этомважнейшем воспитательном деле хотя бы 10 процентовбрака, то это значит, что мы прибавили в нашем обще-стве 3 миллиона плохо воспитанных, а может быть, ивредно воспитанных молодых людей. Народное образо-вание и народное воспитание в нашем государстве сде-лались таким количественно могучим, что и один процентбрака в этой работе грозит нашей стране серьезнымипрорывами.Перед лицом этой постоянной политической пробле-мы уместно спросить: что сделано и что делается в об-ласти организации школьного воспитания? И ответитьнужно в очень грустных словах. В советской жизни нетдругой области, в которой делалось бы наше советскоедело так неуверенно, так неразборчиво, так неопреде-ленно.Т. 4. С. 317—318Моим основным принципом (а я считал, что это прин-цип не только мой, но и всех советских педагогов) всег-да было: как можно больше требования к человеку, но18вместе с тем и как можно больше уважения к нему.В нашей диалектике это, собственно говоря, одно и тоже: нельзя требовать большего от человека, которогомы не уважаем. Когда мы от человека много требуем,то в этом самом и заключается наше уважение, именнопотому, что мы требуем, именно потому, что это требо-вание выполняется, мы и уважаем человека.Т. 4. С. 232Я настаиваю на том, что основным принципом в на-шей педагогической работе, школьной, внешкольной, до-школьной, является как можно большее уважение к че-ловеку.Как можно больше уважения и настойчивого, ясного,открытого требования: веди себя так-то и так-то.Т. 4. С. 266Это и есть советская педагогика, основанная, с однойстороны, на безграничном доверии к человеку, а с дру-гой стороны, на бесконечном к нему требовании. Соеди-нение огромного доверия с огромным требованием и естьстиль нашего воспитания.Т. 7. С. 41 Нужно предъявлять человеку большие требо-вания. Это необходимое педагогическое принципиальноеположение, без которого нельзя воспитывать человека.Если с человека не потребовать многого, от него и неполучишь многого.Убеждение в том, что многое вырастает само из ниче-го при помощи каких-то химических влияний ваших пе-дагогических взглядов, неправильно.Многое может вырасти только тогда, когда вы нетолько про себя педагогически мечтаете, а когда вы по-настоящему требуете. Этого не может сделать не сби-тый, не организованный педагогический коллектив. И не-льзя организовать его, если нет единого школьного кол-лектива. А когда имеется единый школьный коллектив,тогда можно требовать многое.И наконец, последний момент — когда требованиевстречается детьми не с подавленным настроением, а да-же торжественно, когда чем больше вы требуете, тембольше их радуете, потому что тем самым вы высказььваете доверие их силам.19Если все эти требования соблюдены, то с таким кол-лективом можно, я бы сказал, делать чудеса. Надо сказать, что требование часто пугает педаго-гов. Боятся риска. Во всяком деле есть риск. Никакоедело без риска делать нельзя.Два слова о педагогическом риске. Я говорил о пе-дагогическом риске на одном из собраний в Ленингра-де в октябре 15. Мне сказали: «Вот вы говорите о риске,а у нас один ученик десятого класса взял да повесился,потому что ему поставили плохой балл. А вы говоритео риске. Ведь если мы будем так много требовать и рис-ковать, то все перевешаются».Вы знаете, что я им ответил?Поставить плохой балл — это вовсе не рискованноедействие. Какой здесь риск? И сколько вообще мы со-вершаем таких нерискованных действий? Ученик не от-ветил мне. Я ему поставил «плохо». Какой же здесьриск? Он сел мне на шею, я его осторожненько стащили сказал: «Детка, не садись педагогу на шею». Никако-го риска здесь нет. Он мне плюнул в лицо, а я перед нимизвинился. Что же здесь рискованного? Ведь не я емуплюнул, а он мне. А я еще извинился перед ним.Все это нерискованные действия. Однако нериско-ванное действие, другое, третье, десятое, двадцатое —и создается общая атмосфера нерискованности, такаяатмосфера, что многим может захотеться полезть в пет-лю. Безысходная серая тоска: никто ничего не требует,никто ничего не хочет, каждый беспокоится только отом, как бы чего не вышло и как бы на меня мальчикине обиделись.Такая атмосфера может привести к очень плохим на-строениям и очень плохим результатам.Если же вы прямо, по-товарищески, открыто будететребовать, то от этого человек никогда не захочет по-веситься. Он будет знать, что вы относитесь к нему, какк человеку.Такая требовательность еше более сколачивает кол-лектив, еще больше объединяет и учителей и учеников.А как разрешается, товарищи, вопрос об учительскомавторитете? Очень часто тот или иной учитель з