Рассмотрен и рекомендован к изданию Научно-методическим советом Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии 24 февраля 2000 г.Редакционная коллегияВ. И. Онегин, д-р техн. наук, проф. (СПбЛТА) - отв. редактор,Э. О. Салминен, канд. техн., наук, проф. (СПбЛТА),В. И. Прокопцов, чл.-кор. МААН (СПбЛТА) - зам. отв. редактора,В. М. Аллахвердов, д - р психол. наук, проф. (ПГУПС),Н. А. Антипин, канд. филос. наук, доц. (СПбЛТА),^ С. А. Волков, канд. техн. наук, доц. (СПбГАСУ),А. В. Долматов, канд. воен. наук, доц. (ВУС),В. А. Жуков, д-р техн. наук, проф. (СПбГТУ),Р. Ф. Жуков, д-р техн. наук, проф. (ГИЭА),^ B. Н. Спицнадель, д-р экон. наук, проф. (БГТУ),А. И. Субетто, д-р филос. и д - р экон. наук, проф. (ИЦПКПС),C.А. Тихомиров, канд. техн. наук, доц. (СПбГТУ),-^ В. С. Ипатов - отв. секретарь (СПбЛТА)УДК 378Актуальные проблемы развития высшей школы. Проблемы норм и инновационного творчества в эдукологии и образовательной практике: неклассический системный подход в постановке и решении: Межвуз. сб. тез. докл. (в форме проблемоориентированного гипержурнала). СПб.: СПбЛТА, 2000. 164 с.В сборнике представлены тезисы (частично переработанные: сборник начинается монографическим опорно-рамочным докладом, представленным в виде соответствующего ценностно-целевого гипертекста) межвузовской научно-методологической конференции «Проблема инновационного творчества в сфере образования: неклассический системный подход в постановке и решении». Предназначен в первую очередь для преподавателей, аспирантов и студентов магистерской подготовки по образовательно-профессиональной программе получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Представляет значительный интерес для исследователей проблемы разработки и создания принципиально новой образовательной науки - эдукологии.Темплан 2000 г. Изд. №212. ISBN 5-230-10593-3 © Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия (СПбЛТА), 2000Cogito, ergo sum1(Вместо введения)^ ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМАПРАВИЛО I. Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах. ПРАВИЛО II. Нужно заниматься только такими предметами, о которых наш ум кажется способным достичь достоверных и несомненных познаний. ПРАВИЛО III. В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что о них думают или что мы предполагаем о них сами, но то, что мы ясно и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может быть достигнуто иначе...Рене Декарт^ ПРОБЛЕМООРИЕНТИРОВАННАЯ ОСНОВА ИНТЕРСУБЬЕКТНОЙ КУЛЬТУРОГЕННОЙ СИСТЕМОМЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Вместо предисловия) Проблема норм и творчества; в жизни и деятельности высшей школы была, как говорят, проблемой вечной, постоянно-непрерывно актуальной. С переходом же отечественных вузов на многоуровневую структуру высшего образования эта проблема стала, без преувеличения, проблемой номер один. Что это так, свидетельствует ряд фактов. А именно, впервые за послереволюционный период, во-первых, в принципиально новом контексте определено понятие «специальность высшей школы», стержневым термино-элементом которого является «целостность деятельности человека»; во-вторых, введен в действие целостный комплекс нормативных документов, регламентирующих жизнедеятельность сферы образования: Российские Федеральные законы «Об образовании» (1992), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), Государственные образовательные стандарты (ГОС) и развивающие их (в частности, устанавливающие требования к выпускникам вузов) приказы Минобразования РФ; в-третьих, в классификатор включены принципиально новые специальности высшей школы: «бакалавр» и «магистр». Говоря конкретнее, упомянутые принципиальные изменения в деятельности высшей школы вкратце состоят в следующем:ОСР - Б: ПС - 1. Под специальностью высшей школы понимается комплекс знаний, умений и навыков, достаточных для продуктивной деятельности, отнесенной к определенному объекту труда и осуществляемой с целью получения личного и общественно значимого результата... Формируются следующие критерии отнесения комплекса знаний, умений и навыков (ЗУН) к специальностям высшей школы. - Рассматриваемые ЗУНы должны быть достаточными для выполнения именно продуктивной деятельности и, следовательно, иметь научный фундамент деятельности... - Должна быть определена целостность деятельности человека, имеющего данную специальность. Речь идет о том, что расчленение человеческой деятельности в процессе специализации труда нередко приводит к таким частным функциям и операциям, которые не выступают уже как способ воспроизводства человеком его культуры, его духовного богатства и самого себя как личности. Представляется, что специалист с высшим образованием должен в процессе своей деятельности принимать решения, основывающиеся не только на сугубо специальных знаниях, но и на знании социальных и экологических последствий этого решения, нравственной позиции...[1].ОСР-Б: ПС-2. Приложение 1 к приказу Госкомвуза России от 15.04.96 № 667^ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки магистра по направлению _____________ …2.1.Общие требования к образованности магистра Общие требования к образованности магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и требованиями, связанными со специализированной подготовкой. Магистр по направлению _______________ должен быть широко эрудирован, обладать фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки и хранения научной информации, быть готовым к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности...[2]. С. 269.ОСР-Б: ПС-3. Приложение № 2 к приказу Минобразования России от 31.01.97 № 163 Государственные требования к профессиональной подготовке выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель»... …2.1. Требования к профессиональной компетенции Преподаватель должен: понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности; знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей); понимать концептуальные основы (предмета), его место в общей системе знаний и ценностей и в школьном учебном плане;…обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также - требованиям общества. Преподаватель должен знать: сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы; воспитательные и образовательные системы прошлого и настоящего; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска; пути совершенствования мастерства учителя и способы самосовершенствования... Преподаватель должен уметь: проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность; планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии; обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи (предмета) с другими дисциплинами...[3]. ОСР-Б: ПС-4. Приложение к приказу Минобразования России от 29.04.97 №826 Государственные требования к профессиональной подготовке выпускника магистратуры для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»....2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» Преподаватель высшей школы должен:''знать - фундаментальные основы, основные достижения, современные проблемы и тенденции развития соответствующей предметной научной области; ее взаимосвязи с другими науками; основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной педагогики высшей школы, современные подходы к моделированию педагогической деятельности; - правовые вопросы, связанные с функционированием системы образования; уметь - использовать при изложении предметного материала взаимосвязи, дисциплин, представленных в учебном плане, осваиваемом студентами; использовать при изложении предметного материала взаимосвязь научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, включая возможности привлечения собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса; создавать творческую атмосферу образовательного процесса;владеть - методами научных исследований в сфере основной профессиональной подготовки, методами организации коллективной научно-исследовательской работы; основами научно-методической работы в высшей школе, навыками самостоятельной методической проработки профессионально-ориентированного материала (трансформация, структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал и его моделирование) (выделено мною - В.П.)...Примечание. Вуз (факультет) имеет право: 1. Осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной программой... ...3. Использовать настоящую программу при подготовке аспирантов и лиц, имеющих законченное высшее образование третьего уровня, в рамках факультетов и отделений повышения квалификации преподавателей. При условии полного выполнения программы присваивать им квалификацию «Преподаватель высшей школы» с вручением соответствующего сертификата. [4]. ОСР-Б: ПС-5. Статья 3. Автономия высших учебных заведений и академические свободы ...2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством... 3. Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.^ Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»Таким образом, как видим, отечественное высшее образование с его многоуровневой структурой по своему нормативно установленному существу и смыслосодержанию являет, собой не только и не столько очень глубокую и предельно широкую новацию, если так можно сказать, «готовую», к реализации-актуализации, сколько уникальную сверхсложную научную проблему, требующую адекватного «перевода» ее в соответствующую проблемную сверхзадачу, поиска эффективных средств и методов решения. Причем, как это показывает проблемоориентированное комплексно-системное интердисциплинарное исследование и разработка - КСИИР, главный каркасно-корневой проблемный вопрос последней, и это следует специально отметить и подчеркнуть, состоит не только и не столько в трансформационно-модификационном совершенствовании образовательного процесса и соответствующей деятельности его субъектов-преподавателей и студентов, - сколько в фундаментально-принципиальном и з м е н е н и и стиля коллективной системомыследеятелъности последних в этом процессе. А именно, в преобразовании так называемого «образовательного процесса» («так называемого» потому, что за этим «скрывается» суть традиционный «учебный процесс») в научнообразовательный (то есть суть ЭДУКОЛОГИЧЕСКИЙ) процесс, основание которого составляет ПроблемоОриентированная ИнтерСубьектноКультурогенная СистемоМысдеДеятельность - ПОИСК-СМД, И, естественно, пионерная (но, ……………………………………………………………….^ Смыслонесущая вставкаОСР-Б: ПС-6. Мышление как интерсубъектная деятельность ... Философский взгляд на многообразие способов интерсубъектной мыслительной деятельности сталкивается с необходимостью выбора наиболее универсальных из них ... Следует обратить внимание на то, что, какими бы ни были остальные интерсубъектные способы мышления, в них всегда обязательно присутствует элементы диалога, игры и понимания ...^ Ю.М. Шилкав [5]. С. 141.ОСР-Б: ПС-7. О глубинной концепции образования ...В концепции воспитания мы имеем дело с пользователем = потребителем (в том числе и информации), а в концепции образования субъект является изготовителем = создателем (в частности, той же информации). Другими словами, воспитание - это культурная операция, которая базируется на концепции восполняющего или даже расширенного потребления. В то время как образование - это культурная операция, сосредоточенная на внешней среде, на том, что окружает «образующего-ся» (но не «образуемого»!). Здесь нужно подчеркнуто следующий момент ... возможность говорить об альтернативных концепциях воспитания и образования - это всего на всего способ выявления различных глубинных слоев, центров содержания двух фундаментальных культурогенных понятий, сквозь которые развертывается еще более важная концептуальная оппозиция «брать/давать» в цепи культурных обменов. Эта оппозиция, собственно говоря, и задает «рамки» = полюса, обнимающие весь спектр возможностей культурного становления человека, его способов самореализации и жизненных путей. Напомним, что выход на такую достаточно общую концептуальную оппозицию мы смогли осуществить лишь с помощью этимолого-смыслового анализа как одного из новых семиолого-культурологических методов...^ А. Прохоров, В. Рузин [6].ОСР-Б: ПC-8. Очерки по философии образования В сборник вошли пять статей и лекция, содержащие в себе изложение основных понятий и представлений системомыследеятелъной педагогики - направления, разрабатываемого автором с 1965 года. П. Щедровицкий исходит из предположения, что классическая модель образования, разработанная в середине XVII столетия, исчерпала себя и в последней четверти века складываются контуры новой формации образования, ориентированной на методологическое мышление...[7].С. 2.ОСР-Б: ПС-9. Манифест авторизованного образования «Манифест авторизованного образования» - программное издание теоретических, методологических и организационных основ авторизованной педагогики и школы всех ступеней. Содержит изложение технологической образовательной формулы и практического опыта создания новой школы, строящейся на основе творческого авторизованного познания как исследования. Характеризуется высоким обучающим эффектом, обеспечивающим фундаментальность и органичность, комфорт и ускорение, индивидуальность и демократизм, оцениваемые с позиций дидактических, психологических, культурологических, стоимостных и других аспектов. Иллюстрируется опытом Московского экстерного гуманитарного университета,[8]. С. 2:ОСР-Б: ПС-10. Дивергенция — процесс расширения границ проектной ситуации с целью обеспечения достаточно обширного и максимально плодотворного пространства поиска решений. Этот процесс используется, прежде всего, для порождения множества идей, причем сама их оценка откладывается на будущее. Техническое задание, полученное от заказчика, хотя и принимается за отправную точку, но при этом считается, что оно может подвергаться изменениям и развитию в ходе дивергентного поиска. Одна из целей Д. - изучить отклик заказчиков, потребителей, производства, рынка и т.п. на «раскачивание» целей и границ в разных направлениях и в различном объеме. Проектировщикам часто приходится р а з у ч и в а т ь с я, чтобы приобрести свободу, гибкость и широту взглядов (выделено мною - В.П.), которые нужны до того, как будут приняты проектные решения, и до того, как станет целесообразно приступать к окончательной проработке проекта. Таким образом, цель дивергентного поиска заключается в том, чтобы перестроить Первоначальный вариант тех. задания, выявив те аспекты ситуации проектирования, которые позволяют получить ценные, существенные и одновременно осуществимые изменения.[9]. С. 39.ОСР-Б: ПС-11. Системы гибридного интеллекта: эволюция, психология, информатика Впервые сформулированы законы взаимной адаптации и трансформации структуры систем, принципы синтеза и функционирования естественных, эволюционно сложившихся и искусственных, человеко-машинных и социотехнических, гибридных интеллектуальные систем. Системы гибридного интеллекта, основанные на применении адаптивной информационно-вычислительной техники, предназначены для коллективного решения наиболее сложных и ответственных задач в оперативном управлении производством, специальном образовании, проектировании сложных систем,... охране окружающей среды, научных исследованиях (выделено мною – В.П.)...[10]. С. 2.ОСР-Б: ПС-12. Интеллектуальная технология: проблемы и перспективы ... Для работы в новых условиях необходим концептуальный переворот, принципиально новое теоретическое мышление на основе системного подхода к сложным проблемам ... Средством реализации новой системной методологии может служить интеллектуальная технология, которая позволит объединить творческий потенциал профессионалов, работающих в различных областях (науке, культуре, образовании, экологии) с машинным и искусственным интеллектом. Требуется создать распределенные интеллектуальные системы для коллективной генерации идей, основанных на последних достижениях в области эпистемологии, когнитивной психологии, информатике. Подробный анализ информационных технологий поддержки групповой творческой деятельности свидетельствует о перспективности многоуровневых гипермедиа-систем...[11]. С. 2-3.ОСР-Б: ПС-13. Государственная политика развития высшего образования ... Хотелось бы заметить, что, реализуя идеи фундаментализации образования, крайне опасно идти на ощупь. Хотя времени для взвешенных и обоснованных решений нам отведено явно недостаточно. В этой связи необходимо более полно использовать достижения эдукологии - науки о принципах формирования образованного человека и определения фундаментального знания как части общечеловеческой культуры, с одной стороны, и являющейся основой для профессиональной подготовки специалистов - с другой. Как показывают исследования специалистов-эдукологов, основу фундаментализации высшего образования должны составлять два блока учебных дисциплин: гуманитарный и естественнонаучный. Их взаимное проникновение составляет фундамент современного высшего образования и способствует объединению двух культур ...^ В.Г. Кинелев [12].Конец смыслонесущей вставки ……………………………………………………………….. в «свете» упомянутых «академических свобод», не традиционно-авторитарно-главная) роль в таком фундаментальном изменении - креативном преобразовании традиционного «образовательного процесса» в эдукологический ПОИСК-СМД - процесс - принадлежит ПРЕПОДАВАТЕЛЮ: созидателю, организатору, технологу и менеджеру, лично ответственному за уровень качества функционирования «адаптивно-адаптирующего» (Э.С. Маркарян, 1972) и/или «коадаптивного» («взаимной адаптации» [10]) эдукологического процесса. А для этого преподаватель должен-обязан, очевидно, во-первых, используя указанные выше нормативные положения в качестве соответствующего «технологического задания», комплексно-системно спроектировать потребный «эдукологический процесс» как определенную синергетическую (принципиально нелинейно-открытую), проблемо-ориентированную, систему «распределенную» гибридного интеллекта; ведь только в рамках такой системы имеется возможности адекватно решить проблемный вопрос «совмещения несовместимого» - обеспечить «академические свободы», одновременно, «здесь и сейчас» и преподавателю, и «образовывающим-ся» студентам, в частности, студентам-магистрантам. Но для этого, во-вторых, преподаватель вынужден вначале «разучиться» [9] (т.е. сбросить с себя когнитивно-семантические «оковы» традиционной суть линейно-монологической системы образования), а затем, соответствующим образом «само-пере-образовавши-сь», выполнить названное проектирование потребного адукологического процесса, или, говоря конкретнее, построить свою собственную Авторскую Эдукологическую Систему - АЭС. В таком или примерно в таком философско-логико-методолого-теоретическом ключе - многозначном контексте по проблеме норм, и творчества в высшем образовании в последнее время были организованы и проведены два межвузовских семинара и межвузовская научно-методологическая конференция. По материалам этих семинаров и конференции были составлены и в традиционной форме (в виде тезисов докладов) подготовлены к публикации два соответствующих сборника. Однако по известным причинам (отсутствие потребного финансирования) выход последних в свет несколько задержался. Первый из них был опубликован в прошлом году).2 Ни ценностно-целевая установка-направленность, ни очевидная актуальная новизна смысло-содержания, ни научная обстоятельность «Сборника-98» как не вызывали с самого начала, так не вызывают и сегодня никаких сомнений-возражений. И, тем не менее, востребованность этого сборника оказалась намного ниже предполагаемой. Встают вопросы: почему? с чем это связано? Без ответа на эти вопросы нельзя принять правильного решения о том, что делать со следующим упомянутым сборником, также составленным и подготовленным к публикации в традиционной форме. Попытки найти рациональные ответы на эти и аналогичные им вопросы (на деле оказалось, что не востребованность подобных сборников - явление массовое) показали, что и в этом отношении мы имеем дело все с той же самой проблемой - проблемой норм и творчества, - но только, с одной стороны, с более глубинными ее когнитивно-семантическими слоями-уровнями, а с другой - с более широким, суть многозначным контекстом данной проблемы. Более или менее глубокий и подробный синтагмо-интегративный анализо-синтез (или, назовем его иначе, культурогенно-симбиотико-порождающий анализ) упомянутых аспектов обсуждаемой проблемы будет представлен ниже, в монографическом опорно-рамочном докладе, демонстрирующем авторскую концепцию созидания ЭДУКОЛОГИИ как всеединой науки об образовании как таковом. Здесь и теперь же отметим лишь некоторые из упомянутых аспектов этой проблемы, причем все в той же гипертекстовой форме, т.е. фрагментарно (в виде определенных, «когнитивно-семантических пятен») нелинейно. В первую очередь, необходимо, на наш взгляд, отметить и подчеркнуть герменевтический аспект указанной проблемы, аспект понимания или, точнее сказать, феномен-факт все возрастающего и всестороннего непонимания и дивергентный поиск средств и методов решения дачного аспекта проблемы:^ ОСР-Б: ПС-14. Педагогическое понимание как сотворчество(к философской проблематике нового педагогического мышления) ... Обычно считают, что творчество - это особого рода деятельность, и воспитание творческих качеств видят в том, чтобы способствовать ее развитию. Специфику усматривают в оригинальной продуктивности, т.е. в порождаемом ею новом результате. Однако не случайно никому еще не удавалось преуспеть в воспитании творчества как деятельности. Исходным для творчества является не «нуль» возможностей, а определенная одаренность. Более того, сама эта исходная творческая одаренность, которую невозможно «вложить», «привить» извне через обучение и т.п., живет в личностном мире не только в виде деятельностного процесса, но прежде всего как ценностное отношение. Оно может выражаться в деятельности, переходить в нее, но отнюдь не всегда. Оно никогда не бывает полностью, целиком реализовано в отдельном внешнем продукте, в новом результате. Творчество как отношение воспитуемо, но так же косвенно и ненавязчиво, как и другие ценностные атрибуты личностного мира - верность, любовь, открытость в общении и доверчивость — или же противоположное им качества, - через посредство глубинного понимающего общения, через установление уз сопричастности и «заражение» жизненным примером, через созвучие судеб. В этом смысле Вселенная нуждается в человеке как со-творце. Однако это постижимо лишь на уровне собственно понимания, или уровне герменевтическом, к которому мы и переходим...Г.С. Батищев, Н.Н. Лебедева [13].^ ОСР-Б: ПС-15. Предметная ориентация мышления и понимание Понимание, как субъективное выражение меры знаний о происходящем, прежде всего, характеризуется своей пространственностью, именно она определяет границу между понятным и непонятным, Встречаясь с каким-либо объектом, словом, текстом, субъект интерпретирует их, наделяя соответствующими смыслами; понимая, он соотносит предмет познания со своим опытом. Еще Л. Секей писал, что различные установки на решение задачи, характер ее понимания, - все зависит от «первичного знания», которое может содействовать или препятствовать выбору верного направления мышления (Секей Л. Знание и мышление // Психология мышления. М., 1965. С. 349). Состав этого «первичного знания» и его функциональная роль все еще недостаточно выяснены. Подлежит дальнейшему исследованию и вопрос о том, почему по отношению к одному и тому же материалу у разных субъектов актуализируются разные структуры знания ....^ Е.И. Горбачева [14].ОСР-Б: ПС-16. Роль установки в процессе восприятия текста ...Заключение Исследование показало, что уже в начале восприятия художественного текста у читателя возникает установка ...Возникшая установка управляет дальнейшим восприятием текста. Она сужает поле прогноза читателя, делает его целенаправленным. Однако эта целенаправленность может, как приближать к пониманию текста, так и блокировать его (выделено мною — В.П.). В первом случае возникает верная установка, которая предвосхищает содержание текста, направляет восприятие в нужное русло. В случае, когда установка неверна, она искажает и даже блокирует понимание читаемого ...^ Г.Г. Гранник, А.Н. Самсонова [15].ОСР-Б: ПС-17. Понимание текста: проблемы земные и космические ... В последнее время научная мысль вес чаще останавливается перед такими проблемами, разрешить которые в рамках узкой специальности оказывается невозможно. Это касается проблемы понимания. Очевидно, что для ее решения потребуется объединение философских, лингвистических, литературоведческих, методических подходов на основе психологического анализа проблемы. Настало время «пугающей широты синтеза» (С.Н. Рерих), способного соединить понимание земное и космическое... Согласно философской концепции В.В. Налимова, творчество как порождение и раскрытие новых идей можно рассматривать как процесс понимания. Творческий процесс един по своей природе, его структура остается инвариантной ко всем конкретным проявлениям. Понимание, по В.В. Налимову, это «распакова» истинно заложенного в мироздании, это «перепонимание» того, что уже было кем-то понято, понимание - это способность приблизить к себе чужой текст, способность найти в чужом свое или найти самого себя новым в чужом (Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989. С. 130) ...^ Г.Г. Гранник, О.В. Соболева [16]. Таким образом, как видим, проблема понимания в целом и понимания текста, в частности, сама по обе является очень сложной, на сегодня далеко неполно проясненной и, как следствие, неглубоко решенной. В этой связи «сам собой» встает вопрос: а не имеет ли данный феномен-обстоятельство определенного отношения к восприятию и пониманию пользователями содержания текста Сборника-98 и, в свою очередь, к востребованности последнего? Однако этого мало. К данному феномену-обстоятельству проблемы понимания текста следует добавить еще один очень важный, недавно выявленный базальный когнитивно-семантический пласт данной проблемы. Речь идет, с одной стороны, о появлении в так называемом «информационном взрыве» определенной эрозии, вырождения последнего в «псевдоинформационный взрыв», с другой стороны, появления симптомов грядущего семантического взрыва.^ ОСР-Б: ПС-18. Онтология. Методология. Негеоцентризм ... Сейчас многие говорят об «информационном взрыве». Но любому научному работнику хорошо известно, как сложно найти в море публикаций хотя бы одну существенно новую мысль. При этом нельзя сказать, что большинство авторов пишет одно и то же. Речь идет не об изощренном взаимном плагиате, а о том, что абсолютное большинство работ пишется как бы на одном и том же уровне: слова, формулы, графики, даже факты разные, а уровень примерно один и тот же. Иначе говоря, с точки зрения информации публикации могут различаться, а с точки зрения вложенной в получение ее интеллектуальной энергии - находятся на одном и том же уровне. Размножение такого рода публикаций - это не информационный, а псевдо информационный взрыв... Обнаружение «Лысого» - единственный эффективный способ борьбы с псевдо информационным взрывом – «информационным» загрязнением интеллектуальной среды... Мир информации так же подвержен экологической эрозии, как и природа...^ А.Ф. Кудряшов [17]. С. 126.ОСР-Б: ПС-19. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку. ...ХII. Заключение. Ожидание космического вмешательства Гораздо важнее видеть целостный смысл, а не то, что преобладает в каждом отдельном мнении.Д. Бом На что же мы можем надеяться, всматриваясь в XXI век - или еще дальше, в III тысячелетие?Конечно, сегодняшняя человеческая мысль - как бы она ни была отточена – все же будет еще недостаточна для создания новой, радикально иной Культуры. Строго говоря, мы не знаем тех сил, под влиянием которых возникают новые культуры. Нам легче понять причины их гибели. Возможен негативный прогноз, когда происходит распад замкнутой системы. Но невозможен прогноз творчески развивающейся системы, так как «творчески» - значит спонтанно. В чем же смысл философских размышлений о будущем? Ответ на этот вопрос звучит достаточно просто. Философски мыслящие люди, озабоченные судьбами жизни на планете, должны готовить общество к предстоящей вспышке новых идей глобального масштаба. Вспышка идей - и соответственно готовность к новой суровой борьбе. В нынешней планетарной ситуации можно надеяться только на вмешательство космических сил. Здесь перед нами Тайна. Мы не знаем, как новые творческие идеи осеняют человека. Культура - более сложный организм, чем человек, но природа творческого процесса, по-видимому, в обоих случаях одинакова. Уверенно мы знаем только то, что человек может воспользоваться, новыми смыслами, если он оказывается подготовлен к ним. И мы живем сейчас, кажется, в такой период, когда мыслящие люди должны напряженно и незамедлительно начать готовить общество к восприятию новых смыслов...^ В.В. Налимов [18]. С. 67-80. Приведенные утверждения о наличии явных признаков - с одной стороны, перерастание информационного взрыва в псевдо информационный, с другой стороны, предстоящей вспышке идей глобального масштаба или, другими словами, грядущего глобального взрыва новых смыслов - вносят определенные коррективы в направленность системомыследеятедьности, связанной с дивергентным поиском (сужая его поле) ответов на поставленные выше вопросы о том, почему, с чем связана малая востребованность упомянутого Сборника-98. А именно, связь ответов с первым названным фактом-явлением – псевдо информационным взрывом - отпадает «сходу» уже хотя бы потому, что материалы указанного сборника, как уже отмечалось, отражают собой существо и смыслосодержание такого нововведения, которое вводится в отечественной системе высшего образования впервые за весь послереволюционный период. Этим, как кажется, буквально все сказано. Тогда остается, один единственный правдоподобный ответ на указанные вопросы, ответ, который очень точно и с большой уверенностью сформулировал, как видим, В.В. Налимов: «...ЧЕЛОВЕК может воспользоваться н о в ы м и с м ы с л а м и, если ОН оказывается ПОДГОТОВЛЕН к н и м» (выделено мною - В.П.). В этом и только в этом состоит, по нашему глубокому и твердому убеждению, основной - базальный ответ на вопрос, почему и с чем связана незаслуженно малая востребованность Сборника-98 (и ему подобных). Дело в том, что потенциальный «массовый» читатель и/или должно-активный пользователь последних - большинство преподавателей вузов, суть узких специалистов-предметников, а тем более студентов - на сегодня оказались совершенно неподготовленными к профессионально-грамотно-рефлексивному восприятию-пониманию - принятию подобных междисциплинах (а то и интердисциплинарных) многозначно-контекстно-инновационных текстов -сложносистемно-комплексных смыслов3. Что это действительно так, почему это именно так, каковы рациональные пути, методы и средства устранения этого недостатка в деятельности высшей школы, можно подтвердить массой соответствующих примеров-аргументов (некоторые из них будут продемонстрированы ниже). Здесь же кратко остановимся на первом компонентПримечание. ОСР-Б - «опорные сигналы, для рефлексии – базисы»; ПС – «проблемная ситуация». В. Прокопцов, октябрь 1999.Секция 1^ ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА:ПРИРОДА НАУЧНОГО ОТКРЫТИЯВ.И. ПрокопцовСанкт-Петербургская лесотехническая академия^ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И/ИЛИ СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ЭКЛЕКТИКАИ ИННОВАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО:ФИЛОСОФСКО-ЬЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ,КУЛЬТУРОГЕННЫЙ ПУТЬ И СРЕДСТВО РАЗРАБОТКИ^ И СОЗДАНИЯ ВСЕЕДИНОЙ ЭДУКОЛОГИИПРОБЛЕМООРИЕНТИРОВАННЫЙ ГИЦКРТЕКСТ:ценностно-целевые базис-опорные сигналы для рефлексииОСР-Б: 1. Эклектизм (от избираю) направление в философии, старающееся построить систему путем сочетания различных, признанных истинными положений, заимствованных из разнообразных философских систем... Критерием при определении истинности начал, которые стараются сочетать, обыкновенно служит «здравый смысл». Ежели такое философское направление и не выдерживает критики, то это не значит, что всякий Э. должен быть осужден. Всякая система должна считаться с твердо установленными фактами и с истинными положениями, какой бы философской школе они не принадлежали. Эту сторону дела особенно хорошо выразил Лейбниц, утверждавший, что системы философии правы в том, что они утверждают, ошибаясь лишь относительно того, что они отрицают. Выражая стремление считаться со всеми возможными направлениями, и путем критики находят в них зерно истины. Э., следовательно, может обозначать требование широты кругозора в деле обоснования собственной системы.[1] С. 252.ОСР-Б: 2. Эклектик (от греч. eklegein - выбирать) - тот, кто не создав собственной философской системы, основывающейся на едином принципе, и не присоединяется ко взглядам какого-либо одного философа, а берет из различных систем то, что находит правильным, и все это связывает в одно более или менее законченное целое. Эклектицизм господствовал в поздней греческой и александрийской философии; это