В каждой мысли, в каждом движении, в каждом дыхании нашей жизни звучит слава нового гражданина мира. Разве можно не услышать этого звучания, разве можно не знать, как мы должны воспитывать наших детей?А.С. Макаренко ВВЕДЕНИЕ Много замечательных дел в области воспитания подрастающего поколения связано с именем Антона Семеновича Макаренко (1888 - 1939). Даже в наши дни, когда уже полностью разрушена идея коммунизма и образ большевика-ленинца вытеснен из литературы постсоветского пространства, в школах и других учебно-воспитательных заведениях по-прежнему руководствуются его идеями, наставлениями, советами, а философы, психологи, педагоги, литературоведы ссылаются на его анализ и выводы. В педагогике Макаренко бессмертен. Но если в прошлые годы больше всего обращались к его опыту воспитания коллектива учащихся, то ныне идет речь об использовании педагогических идей А.С. Макаренко во многих аспектах педагогической деятельности и, прежде всего, в решении главной социально-педагогической проблемы современности – всестороннего и гармонического развития человеческой личности. Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему». К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна «требовательная любовь», говорил он. Высокоразвитый гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему А.С. Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился «проектировать» в человеке лучшее. А.С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами «закона» о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой. Он доказывал, что любой ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания. (1, 318) По мнению А.С. Макаренко, в любом воспитательной учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. «Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость», - говорил он. Искренне и волнующе звучит следующее признание Макаренко: «Мне хочется в каком-то коротком движении мысли, и воли, и чувства обратиться к нашему будущему, страшно хочется войти в него скорее, увлечь за собой других, хочется работать, творить, жадно хочется реализовать небывало прекрасные наши возможности». (3, 139-140) А.С. Макаренко четко определил основные проблемы педагогической науки: «1. Создание научного метода педагогического исследования. В настоящее время считается азбукой, что объектом педагогического исследования является ребенок. Мне кажется это неверным. Объектом исследования со стороны научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление). 2. Усиление внимания к детскому коллективу как к органическому целому, для этого необходима перестройка всей психологии школьного работника. 3. Полное отрешение от мысли, что для хорошей школы нужны прежде всего хорошие методы в стенах класса. Для хорошей школы прежде всего нужна научно организованная система всех влияний. 4. Психология должна сделаться не основанием педагогики, а продолжением ее в процессе реализации педагогического закона. 5. Русская трудовая школа должна совершенно заново перестроиться… Основанием русской школы должна сделаться не труд-работа, а труд-забота». (4, 402)Целью данной работы является дать характеристику социально-педагогического опыта А.С. Макаренко в соединении с анализом его социально-педагогических идей. Таким образом, предметом данного исследования является педагогическая деятельность А.С. Макаренко, а объектом – его социально-педагогические идеи, касающиеся всестороннего и гармонического развития человеческой личности. Задачи, которые были поставлены в данном исследовании, следующие: - проанализировать деятельность и социально-педагогический опыт А.С. Макаренко; - на основе этого анализа раскрыть основные принципы и составные части воспитания, обучения и подготовки всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей.^ I.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.С. МАКАРЕНКО Свою педагогическую деятельность А.С. Макаренко начал в очень сложные для страны годы. Первая мировая, затем гражданская война лишили многих детей родителей и крова, заставили скитаться по стране. Часть из них примкнула к грабителям, к всевозможным бандам. В 1920 году Советское правительство поручило отделам народного образования организовать колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Заведующий Полтавским районом народного образования предложил Антону Семеновичу взять на себя это большое дело. Такие колонии существовали и до революции, но о прежних методах воспитания не могло быть и речи в молодой Советской стране. Все понимали, что в колониях должны воспитываться новые люди, нужные нашей стране, нашему народу, и «делать» таких людей надо по-новому, но как – никто не знал. Не знал это и Макаренко. Но он берется за организацию колонии, приступает к работе как смелый, вдумчивый мастер-педагог, ищущий лучших методов воспитания, беспощадно ломающий все рутинное, обветшалое. Новая колония для правонарушителей находилась в шести километрах от Полтавы. Условия работы в этой колонии, в которой до революции располагалась колония малолетних преступников, были крайне тяжелые. Из-за общей хозяйственной разрухи приходилось терпеть огромные лишения. Но Макаренко самоотверженно переносит вместе со своими воспитанниками голод и холод и, преодолевая большие препятствия, налаживает хозяйственную жизнь колонии. Результаты его воспитательной работы в колонии были блестящими, хотя они, однако, дались Антону Семеновичу нелегко. Его первые воспитанники – подростки и юноши с уголовным прошлым, привыкшие к безделью, – буквально издевались над педагогами. Макаренко не терял надежды найти способ договориться с воспитанниками, но атмосфера в колонии была так накалена, что всем своим существом педагог чувствовал: нужно спешить, нельзя ждать ни одного лишнего дня. Чашу терпения и выдержки Антона Семеновича переполнил наглый ответ одного из его воспитанников – Задорова. «И вот свершилось: я не удержался на педагогическом канате, - рассказывал Макаренко. – В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами я размахнулся и ударил Задорова по щеке». (2,24) Далее Макаренко неоднократно, с болью и горечью, будет вспоминать это событие: «В начале моей «Педагогической поэмы» я показал тогда свою полную техническую беспомощность… Тогда я сделал большую ошибку, что ударил своего воспитанника Задорова. В этом было не только преступление, но и крушение моей педагогической личности». (3, 513) «Я пережил всю педагогическую несуразность, всю юридическую законность этого случая, но в то же время я видел, что чистота моих педагогических рук – дело второстепенное в сравнении со стоящей передо мной задачей. Я твердо решил, что буду диктатором, если другим методом не овладею. … Нужно, однако, заметить, что я ни одной минуты не считал, что нашел в насилии какое-то всесильное педагогическое средство. Случай с Задоровым достался мне дороже, чем самому Задорову» (2, 26) Воспитанники Макаренко не могли не почувствовать, что его страсть ответственна в самой своей глубине, что корень большого гнева Антона Семеновича в новом человеческом отношении к ним, отношении не как к правонарушителям, а именно как к людям. Это и создало ему уважение и авторитет и привело к «поворотному пункту» в поведении воспитанников колонии. (6, 10) Первое время существования колонии было для Макаренко и его товарищей месяцами отчаяния и поисков. «Задача, стоявшая передо мной, - писал Антон Семенович, - была так трудна и так неотложна, что путать было некогда. Но и прямых нитей в моих руках не было. Старый опыт… для меня не годился, нового опыта не было, книг тоже не было… Я принужден был непосредственно обратиться к своим общим представлениям о человеке, а для меня это значило обратиться к Горькому». (4, 298-299)Именно в книгах Горького, в его умении видеть в людях, несмотря на самые ужасные жизненные катастрофы, прекрасные черты человека находит Макаренко самые богатые педагогические позиции. И он называет колонию именем Горького. Макаренко добивался, чтобы колонии дали это имя, потому что вера Горького в человека открыла перед ним новую методику отношения к детям и дала возможность найти правильные пути воспитания. В письме к Горькому он писал: «Выбирая Вас своим шефом, мы руководствовались… глубокой родственностью между Вами и нами. Эту родственность мы видим и чувствуем не только в том, что и Ваше детство подобно детству наших ребят…, но больше всего в том, что Ваша исключительная вера в человека… помогает и нам верить в него». (4, 315) Начиная работу в колонии, Макаренко сначала считал, что его задача – «вправить души у правонарушителей», сделать их вместимыми в жизни, то есть подлечить, наложить заплаты на характеры…» (3, 438). Но постепенно он повышает требования и к своему делу, и к себе, и к своим воспитанникам. Его перестают интересовать вопросы исправления, перестают интересовать и так называемые «правонарушители», так как он убеждается, что никаких особых «правонарушителей» нет, а есть люди, попавшие в тяжелое положение, и жизнь каждого из них представляет собой концентрированное детское горе маленького, брошенного в одиночестве человека, который уже привык не рассчитывать ни на какое сожаление. Антон Семенович видел не только «безобразное горе выброшенных в канаву детей», но и «безобразные духовные изломы у этих детей». Он считал себя не вправе ограничиваться сочувствием и жалостью к ним. Горе этих детей, говорил он, должно быть трагедией всех нас, и от нее мы уклоняться не имеем права. Сладкую жалость и сахарное желание доставить таким детям приятное Макаренко называл ханжеством. Он понимал, что для их спасения необходимо быть с ними непреклонно требовательным, суровым и твердым. Непреклонная требовательность и твердость в сочетании с глубоким уважением и доверием, активизирование вспыхнувших положительных черт в характере воспитанника и неумолимая борьба с отрицательными дали Антону Семеновичу возможность кратчайшим путем прийти к цели, которая стала для него главной и единственной, – воспитать каждого колониста так, чтобы он был настоящим человеком. (6, 11-12) И постепенно, шаг за шагом, воспитанники Макаренко становятся искренними, горячими и благородными людьми. И вот, наконец, наступил радостный, победный день. Колония впервые провожает своих воспитанников на рабфак. Для Макаренко и его товарищей по работе проводы первых воспитанников, выросших благодаря их огромному труду из правонарушителей в настоящих людей, были большим, волнующим событием. Антона Семеновича волнует судьба полдюжины правонарушителей», которым он отдал лучшие годы жизни. Чем все это кончится, думает он, когда они в большом городе будут подвергаться новым влияниям, которыми он уже не сможет управлять? Думал он и о том, что его труд и его жертва, может быть, окажутся ненужными, что его жизнь «каторжная и несправедливая», что никто не сможет понять, какой путь прошел он с этими людьми, действительно ставшими настоящими. (6, 14-15) «Нужно было иметь много терпения и оптимистической перспективы, чтобы продолжать верить в успех найденной схемы, и не падать духом, и не сворачивать в сторону», - писал Макаренко. (2, 653). И он с неуемной энергией продолжает укреплять найденные им формы трудовой организации молодежи, которые, по его мнению, могли пригодиться и взрослым, уверенно раскрывает секреты новой педагогики. (6, 15) Однако Макаренко не претендовал на звание великого изобретателя. Он хотел, чтобы о ценности его метода судили по результату, а о ценности системы – по общему результативному итогу. Общий же результативный итог колонии имени Горького показал на практике ценность найденной системы воспитания личности в коллективе. Умело направляя трудовые усилия своих воспитанников на создание больших материальных ценностей, Макаренко в течение короткого времени привел колонию к рентабельному хозяйству. В этом ему, прежде всего, помогли умение и творческий пыл агронома колонии Николая Эдуардовича Фере. Хозяйство, налаженное в колонии, было оборудовано по последнему слову техники. Была специально выстроенная свинарня, в которой чистота была не меньше, чем в коммунарских спальнях, которая промывалась при помощи солидной системы водопроводов и сливов, стоков и кранов. Это хозяйство приносило, как писал сам Макаренко, довольно большой доход и позволяло жить более или менее зажиточно. Благодаря этому хозяйству, со временем в колонии появилась возможность не только хорошо есть и одеваться, но и усиленно пополнять школьную библиотеку, построить и оборудовать хорошую сцену, приобрести инструменты для духового оркестра, киноаппарат, т.е. все то, о чем в 20-х годах прошлого века невозможно было даже мечтать. В результате удачно проведенного эксперимента Макаренко понял, что созданное усилиями коллектива колонии материальное благополучие – лишь одно из условий развития человека, стремящегося к широким светлым просторам. И педагог обращается в Накромпрос со следующей просьбой: «Нам здесь тесно и все сделано. Мы запсихуем здесь через полгода. Дайте нам что-нибудь большое, чтобы голова закружилась от работы». Горьковцам предлагают переехать в колонию, находившуюся недалеко от Харькова, которой было присвоено имя Ф. Дзержинского. Это была детская колония, представлявшая собой клубок копошившихся в грязи распущенных подростков. Спасти 280 погибающих ребят – вот новая высокая цель, которая увлекает воспитанников Макаренко. Они без сожаления бросают свой налаженный порядок, уют и бросают потому, что за новым суровым призывом они сумел почувствовать несмелую, застенчивую, но ценную для себя радость. (6, 17). И через некоторое время деятели Наркомпроса воочию смогли убедиться, как легко разрешается силами целеустремленного коллектива труднейшая проблема создания великолепного, жизнеспособного коллектива из «отбросов» человеческого общества. В ноябре 1927 года чекисты открыли в пригороде Харькова в новом, специально отстроенном доме-дворце детскую коммуну. Организацию коммуны поручили Антону Семеновичу. Было выделено 62 воспитанника и 5 воспитателей из горьковской колонии. Многие воспитанники из прежнего состава колонии были направлены или на производство, или в другие колонии. Таким образом, горьковская колония, щедро раздавшая свои силы, оказалась в тяжелом положении. В ней было очень много новеньких, которые принесли с собой чесотку, разгильдяйство. «В результате, - писал Макаренко Горькому, - мне приходится с горьковцами начинать чуть ли не новую жизнь». Но тем не менее это горячее и трудное для себя время Макаренко вспоминает с особенным чувством и называет свою жизнь в то время счастливой. Но пока Макаренко беззаветно трудился, отдавая все свое время, всю свою любовь заброшенным детям, тучи над ним постепенно сгущались. Деятели Норкомпроса, обсудив методы воспитания педагога, вынесли постановление, что предложенная Макаренко система воспитательного процесса есть система не советская. И это было сказано в период расцвета колонии имени Горького и развала работы в колониях, работающих по «системе», угодной этим чиновникам! Таким образом, вопрос об уходе Антона Семеновича из колонии был решен. «Немедленно после моего ухода, - пишет Макаренко, - начали применять в работе разные шаблонные патентованные средства» (4,417) и повели настоящую победоносную войну против всех остатков «макаренковщины». Антон Семенович не спускал глаз с горьковской колонии, видел, какие тяжелые дни переживала она и как в конце концов пришла к полному развалу: начались побеги, воровство, пьянство. Но гибель колонии имени Горького не привела к гибели того, что было добыто с таким огромным напряжением. «Я спас остатки своего дела в коммуне имени Дзержинского, куда вместе со мной перекочевала сотня горьковцев и часть персонала, - писал Макаренко, - Так что, фактически коммуна имени Дзержинского продолжала не только опыт колонии имени Горького, но и продолжала историю одного человеческого коллектива». (4, 350)Коммуна имени Дзержинского уже не была учреждением для правонарушителей. В первое время Макаренко присылали обыкновенных беспризорных детей, а в последние четыре года почти исключительно детей из семьи. Это и дало ему возможность утверждать, что коммуна мало отличалась по характеру детского общества от обычной школы. Вся работа Макаренко в коммуне протекала в иных условиях, чем в колонии. Главной воспитательной силой, на которую он опирался в коммуне и благодаря которой достиг изумительных успехов в воспитании коммунаров, был детский коллектив. Образцовый коллектив коммуны был тем детским коллективом, в котором, по словам самого педагога, не должны быть ни срывы, ни катастрофы и который свободен от антагонизмов и настолько могуч, что любой ребенок легко и быстро становится нормальным и занимает в нем правильную позицию. Большую роль в воспитании коммунаров и в материальной расцвете коммуны сыграл производительный труд, который Макаренко считал одним из основных принципов воспитания подрастающего поколения. Благодаря взятой в Банке ссуде на строительство, в 1931 году был построен металлообрабатывающий завод, на котором начали свою трудовую деятельность воспитанники коммуны. Этот завод производил очень сложную для того времени продукцию, например, фотоаппараты ФЭД. Дзержинцы освоили выпуск этих аппаратов без какой-либо помощи зарубежных специалистов. Создание нового человека в условиях советской жизни Макаренко называет прекрасной работой, в ней он находит большое наслаждение. Но этого счастья он неожиданно лишился в июне 1935 года. «Меня вырвали из коммуны… даже не попрощался с ребятами», - писал он Горькому. Макаренко перевели в Киев помощником начальника Отдела трудовых колоний НКВД. «Работа у меня сейчас бюрократическая, для меня непривычная и неприятная, по хлопцам скучаю страшно», - сообщал он в том же письме Горькому. Но и на этой работе находит Антон Семенович возможность проявить свой талант воспитателя-организатора и еще раз доказать значение четких и строгих знаний законов воспитательного процесса и его техники. (6, 27) В феврале 1937 года Макаренко переезжает в Москву и целиком отдается литературной работе, но он не оставил своей педагогической деятельности, а только сменил, по его словам, род оружия. Его литературная работа являлась лишь формой педагогической деятельности. «Я чувствую себя педагогом, - говорил Антон Семенович, - не только прежде всего, а везде и всюду педагогом». (3, 278) Но 1 апреля 1939 года смерть неожиданно для всех оборвала жизнь этого замечательного человека, большого педагога – практика и теоретика. Сила и настоящая человеческая красота А.С. Макаренко стали особенно понятны всем в дни похорон, когда к его гробу съехались во всех уголков Советского союза его бывшие воспитанники. Каждый из них сиял какой-то внутренней красотой. И люди воочию убедились, с какой реальностью учитель этого коллектива молодежи действительно «растворился в нем» и какая ценнейшая награда для учителя – единая красота его воспитанников, их внутреннее сходство, истоки которого – в образе наставника. (6, 34)^ ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕА.С. МАКАРЕНКОВ педагогическом аспекте под «всесторонним развитием личности» принято понимать гармоническое развитие духовных и физических сил подрастающих поколений, достигаемое в результате воспитания на основе соединения умственного и физического труда. В советской школе всестороннее и гармоническое развитие детей осуществлялось в процессе их умственного образования, политехнического обучения, трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания. (5,126) Итак, важнейшим принципом воспитания является соединение обучения с производительным трудом, с физическим, нравственным и эстетическим воспитанием. Еще К. Маркс указывал, что соединение обучения с производительным трудом и гимнастикой будет не только методом повышения общественного производства, но и естественным методом производства всесторонне развитых людей. Само собой разумеется, что всестороннее и гармоническое развитие человеческой личности нельзя рассматривать как некий беспредельный универсализм, всезнайство и т.д. Всесторонне развитый человек должен иметь глубокие знания по своей специальности, по своему делу, но вместе с тем он должен интересоваться и уметь войти в любой другой круг познаний. (5, 127) У А.С. Макаренко нет определения понятия всестороннего и гармонического развития человеческой личности, но известна изложенная им к пятилетию коммуны имени Ф.Э. Дзержинского программа воспитания личности. Но в этой программе есть основополагающий принцип: «От каждого по способностям, каждому – по потребностям», из которого вытекает, что для члена общества развитие способностей, проявление и использование их в интересах общества так же важны и естественны, как дыхание, физический рост и умственное развитие.^ Трудовое воспитание – основа человеческой жизниТрудовое воспитание, считал Макаренко, является не только одним из важнейших элементов физической культуры, но и вместе с тем содействует психическому, духовному развитию человека. А.С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. Из неинтересной обязанности, каким является труд для новичков, он постепенно становится источником творчества, предметом гордости и радости, как, например, описанный в «Педагогической поэме» праздник первого снопа. В учреждениях, которыми руководил Макаренко, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду. (1, 320) И не только творческим, по мнению А.С. Макаренко, должен быть труд как средство всестороннего развития человека. Он должен быть и производительным, так как в создании материальных ценностей заключается сила его воспитательного воздействия. Рассматривая трудовое воспитание и производственное обучение в их единстве, А.С. Макаренко считал, что труд, если он не имеет своей целью создание ценностей, не является положительным элементом воспитания. Даже при так называемом учебном труде необходимо исходить из представления о ценностях, которые он может создать. Поэтому трудовое воспитание в практике А.С. Макаренко, как правило, было производственным воспитанием. Это не мешало его воспитанникам после окончания средней школы в коммуне продолжать свое образование в высшей школе – стать историками, геологами, врачами, инженерами, конструкторами и т.п. Все они в результате полученного общего образования, политического и производственного воспитания и приобретенной рабочей квалификации выработали в себе бережное отношение к общественным ценностям, к результатам человеческого труда, стремление к преодолению трудностей, сильное чувство восприимчивости к коллективным явлениям, высокую работоспособность и дисциплинированность в труде, бодрость и уверенность в своих силах, честность, вежливость, эрудицию и др. (5, 170)^ 2. Морально-нравственное воспитание А.С. Макаренко считал, что теорию морали в школах следует излагать последовательно и систематически. Эти его мысли близки к тому, что в свое время говорил еще В.Г. Белинский. Есть много родов образования и развития, писал, писал Белинский, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование морально-нравственное, которое делает вас просто человеком. Но у А.С. Макаренко морально-нравственное воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Участие в коллективном труде, - говорил А.С. Макаренко, - позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда». По мнению Макаренко, любовь к труду рождается там, где ребят учат в заурядной работе находить то, что превращает ее в дело служения людям. (6, 75)В педагогической системе А.С. Макаренко серьезное место занимает вопрос о соотношении трудового и морально-нравственного воспитания. Ведь люди в процессе своего труда всегда проявляют творчество, смекалку, деловитость, оперативность и т.д., т.е. такие качества, которые в нашей стране приобрели нравственное значение и одобряются обществом, иными словами, поддаются моральной оценке. Исходя из такого понимания труда, А.С. Макаренко называет следующие, связанные с трудом, новые моральные качества людей: отсутствие склонности к «обособлению», техническое творчество, появление таланта хозяина, организатора, руководителя, жажда знаний, культуры, монолитность воли в действиях, морально-политическое единство, чувство дружбы, единство слова и дела, оперативность, деловитость, соблюдение моральных норм не только тогда, когда человек живет и работает в коллективе, но и тогда, когда он не находится непосредственно под его влиянием. В конечном счете, каждый гражданин нашей страны не только приобретает такие моральные качества, но и реализует их в труде, ибо в нашем обществе труд является экономической и вместе с тем нравственной категорией. (5, 157-158)^ 3. Эстетическое воспитаниеЧувство прекрасного – одна из важнейших человеческих эмоций. Радость видеть и понимать, писал А. Эйнштейн, есть самый прекрасный дар природы. Поэтому наставники молодого поколения с самого раннего детства должны учить молодежь видеть и понимать красоту окружающей жизни, природы, труда, искусства, отношений людей. Воспитание чувства прекрасного, способности видеть и понимать его – главнейшая задача эстетического воспитания. Один из важнейших ее принципов – «эстетика плюс этика». Поэтому эстетическое воспитание есть и воспитание всего нравственного, человеческого. А значит, оно неразрывно связано с морально-нравственным воспитанием. Еще в первых документах Наркомпроса от 1918 г., в частности в Положении о единой трудовой школе, о сущности эстетического воспитания было сказано, что это «не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни – в любовании, а творчество есть конечная цель труда и науки». (6, 248) Но у Макаренко эстетическое воспитание приобретает совсем другой смысл. Для него эстетика – это не любование природой и не наслаждение прекрасной музыкой. Смысл его эстетики заключается в том, чтобы научиться яснее мыслить и глубже чувствовать. Вся жизнь макаренковских коллективов была направлена к тому, чтобы в тесном общении ребят друг с другом у них рождались глубокие переживания, чтобы стремление к эстетике, всегда связанной с этикой, стало их потребностью. Особенное значение в организации красивой жизни детского коллектива имеют традиции, которые к тому же необычайно способствуют и влиянию всего коллектива в единое целое. Традицией всегда становится то, что делается в коллективе привычным, не допускающим изменения ни при каких обстоятельствах. В коллективах Макаренко многое обращалось в традицию благодаря постоянным упражнениям в нравственных поступках. «Дисциплина и бытовой порядок давно перестали быть только моей заботой, - писал Макаренко, - Они сделались традицией коллектива, в которой он разбирается уже лучше меня и за которой наблюдает не по случаю, не по поводу скандалов и истерик, а ежеминутно…» (2, 619) Макаренко приводит много примеров традиций, украшавших жизнь ребят. Вот пример прекрасной традиции начала общего собрания. Сигнал для сбора давался по трубе. Пока все собирались, оркестр играл марш. После марша Антон Семенович должен был уже находиться в зале и скомандовать: «Встать под знамя! Смирно!» Знамя поставлено на сцену, и дежурный, которому опять-таки по традиции одному принадлежит право открывать собрание, говорит: «Собрание открыто!» И так было неизменно в течение десяти лет. «Вот эта традиция украшает коллектив, она создает для коллектива тот внешний каркас, в котором красиво можно жить и который поэтому увлекает» (3, 131) И воспитанники Макаренко жили многими славными традициями, которые сплотили их в дружную семью, гордую своей собранностью. Таким образом, Макаренко считал, что в торжественной, красивой организованности каждого общего для коллектива дела перед детьми раскрывается романтические, а следовательно и увлекательное. Особое значение для красоты детского коллектива и воспитания эстетики внешнего поведения детей имеет игра, которая в произведениях Макаренко не совсем правильно названа военизацией. Антон Семенович не ставил перед собой цель найти более правильный термин для этой игры, но он и протестовал против такого термина. В своем письме в украинский Наркомпрос он писал: «Я считаю совершенно необходимым организационные оформления эстетического порядка, подчеркивающие значение общеколлективных движений, то, что по отношению к колонии имени Горького почему-то называется военизацией (салют, знамена, оркестр)» (4, 413) Общеколлективные движения, считал Макаренко, придают коллективу особую эстетику и призваны воспитать эстетику движения у всех членов коллектива. Но, по мнению Макаренко, подтянутость, четкость и красота движений вырабатываются без всякого отношения к военному делу, и воспитание их не должно основываться на командах военного типа. И совершенно не нужно применять военную муштровку, постоянные марши в детских коллективах. Это просто некрасиво. А кроме того, есть и более серьезные основания для признания недопустимости муштровки. «Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию – все это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически». (3, 42) Общим словом, вся организация внешнего поведения ни в коем случае не должна напоминать строевую муштровку. Ведь только в свободном движении человек развивает грацию, изящество. Не гоняясь за показной муштровкой, не следует отказываться от специальных организационных форм проявления коллективных движений, сообщающих коллективу элементы внешней эстетики. Необходимо все правила и нормы внешнего поведения воспитанников пронизать элементами эстетического характера. (6, 259) Бодрость, подтянутость и организованность коммунаров в движениях всегда радовали глаз. Такими выглядели все они, и это было результатом повседневной общеколлективной игры, умелой рукой направляемой на воспитание организованного и изящного движения не для специальных праздничных выступлений, а для того, чтобы и в быту, в каждый час своей жизни воспитанник был подтянут и эстетически выразителен. (6, 257) Эстетика движений в детском обществе «сохраняет силы коллектива, сохраняет от неразборчивых, неладных движений, от разбросанности их». (3, 132) Если в коллективе у детей воспитано умение ходить, стоять, говорить, умение быть вежливым (именно в движении), то можно не сомневаться, что такой коллектив будет производить сам по себе впечатление обещающего. Многое значит и умение встать. «Если воспитанник пришел к убеждению, что перед директором надо стоять смирно, значит, он признал закон коллектива». Эстетика поведения неразрывно связана с нравственным воспитанием. Эстетика поведения немыслима там, где не воспитана доброта к людям, сердечность, а когда она воспитана, знание норм внешнего поведения, «этикета» помогут молодежи в любом обществе держаться тактично и дисциплинированно. Красота традиций в коллективе, общий его стиль, эстетика движений и поведения должны сливаться и с внешней красотой коллектива. Макаренко не представлял себе, чтобы коллектив, которым дети всегда должны гордиться, мог быть некрасивым с внешней стороны. Нашей педагогической обязанностью, а не только педагогической мечтой, говорил он, и должно быть всемерное украшение детского коллектива. (6, 263) Кроме того, Макаренко предоставлял максимальные возможности для развития художественных вкусов и наклонностей воспитанников. Оркестр коммуны славился в Харькове не только качеством исполнения, но и своим художественным репертуаром. Театр, кино, спорт, широко поставленная клубная работа, чтение художественной литературы – все это заполняло жизнь воспитанников Макаренко, а потому и быт их были всегда красивыми и радостными, а облик – глубоко моральным. (6, 367)^ 4. Физическое воспитаниеВоспитание эстетики поведения тесно связано и с физическим воспитанием. Но физическое воспитание не следует понимать лишь как закалку, тренировку, как спартанское воспитание. «У спартанцев, - говорил А.С. Макаренко, - воспитание закаленных людей не сопровождалось таким сознательным оформлением, как у нас, такой философией жизни». (3, 304) Наше физическое воспитание «должно направляться интересами коллектива, сопровождаться воспитанием сознательности». А.С. Макаренко не был специалистом по физкультуре, но, зная военный строй и военную гимнастику, занимался физическим воспитанием колонистов. Педагог отмечал положительное влияние на колонистов правильной военной выправки, занятий по физической культуре. Внешний облик колонистов: стройность, умение спокойно и свободно держать себя, уверенная пружинистая походка с поднятой головой, руки не в карманах, – все это было первыми результатами правильной военной выправки и занятий по физической культуре. Анализ воспитательной работы в колонии в коммуне подтверждает, что А.С. Макаренко применял разносторонние педагогические приемы, чтобы укрепить здоровье воспитанников, воспитать у них выносливость и другие необходимые и важные качества. Средствами физического воспитания в педагогической практике А.С. Макаренко были: различные игры, военные занятия, катанье на лыжах, коньках, экскурсии, походы, лагеря, купанье. плавание и т.д. Всестороннее физическое развитие детей требует наличия в каждой школе необходимой материальной базы (площадок, набора физкультурных снарядов и т.д.) и правильного