Реферат по предмету "Разное"


А. В. Строкович управление проектами издательство нуа народная украинская академия а. В. Строкович управление проектами учебное пособие

НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ А. В. Строкович УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ Издательство НУА НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ А. В. Строкович УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИУчебное пособие для высших учебных заведенийРекомендовано Министерством образованияи науки УкраиныХарьков Издательство НУА 2005^ УДК 658.15(075.8) ББК 65.012.214 С86 Рекомендовано Министерством образования и науки Украины как учебное пособие для студентов высших учебных заведений Рецензенты: д-р. экон. наук В. Н. Гринева (Харьковский национальный экономический университет) д-р. экон. наук В. Я. Заруба (Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»)^ Строкович, Анна Витальевна. С 86 Управление проектами: Учеб. пособие для студентов экон. специальностей / А. В. Строкович; Нар. укр. акад. Каф. производ. и фин. менеджмента. – Х.: Изд-во НУА, 2005. – 176 с. ISBN 966-8558-39-1В пособии рассмотрены теоретические и методические основы управления проектами, процесс их выбора и структуризации, планирование ресурсов и бюджета, проектное финансирование, организационные структуры, мониторинг и контроль проекта, управление качеством и рисками проекта. Для студентов высших учебных заведений квалификационных уровней специалист и магистр, изучающих экономику, а также преподавателей и специалистов в области управления проектами и программами.У посібнику розглянуто теоретичні і методичні основи управління проектами, процес їх вибору і структуризації, планування ресурсів і бюджету, проектне фінансування, організаційні структури, моніторинг і контроль проекту, управління якістю і ризиками проекту. Для студентів вищих навчальних закладів кваліфікаційних рівнів спеціаліст і магістр, що вивчають економіку, а також викладачів і фахівців у галузі управління проектами і програмами.ISBN 966-8558-39-1 УДК 658.15(075.8) ББК 65.012.214 © Народная украинская академия, 2005 © Строкович А.В., 2005ВВЕДЕНИЕФормирование рыночных отношений осуществляется на основе ряда структурных преобразований, требующих эффективного управления на всех уровнях. Такими изменениями являются: трансформация структуры собственности, связанная с разрушением монополии государства в сфере производства, созданием базы для формирования эффективных собственников и заинтересованного менеджмента; изменение отраслевой структуры производства в результате ее приспособления к новой структуре спроса и возникновения массы мелких предприятий, порожденных частным предпринимательством; видоизменение условий внешне-экономической деятельности; изменение геополитической ситуации. Трансформационные процессы, существующие как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйственных субъектов, требуют использования новых объектно-ориентированных форм управления. Их изучение и является предметом дисциплины «Управление проектами». Дисциплина «Управление проектами» занимает одно из ведущих мест в блоке дисциплин учебного плана подготовки специалистов по специальности 7.050107 – «Экономика предприятий» дневной и заочной форм обучения. Связано это прежде всего с той ролью, которую проекты играют в процессе повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Целью дисциплины «Управление проектами» является изучение необходимых теоретических и методических основ в области выбора и обоснования проектов, их структуризации, финансового и организационного обеспечения, особенностей управления проектами, а также приобретение практических навыков по разработке проектов. В процессе обучения студенты получают необходимые теоретические знания во время проведения лекционных занятий, выполняют практические задания по разработке и обоснованию проекта. Наиболее сложные вопросы рассматриваются и обсуждаются во время семинарских занятий. Необходимым элементом успешного усвоения учебного материала по дисциплине «Управление проектами» как для очной, так и для заочной форм обучения является работа со специальной экономической литературой, законодательными и нормативными актами по вопросам регулирования деятельности хозяйственных субъектов. В процессе изучения курса, слушателям необходимо усвоить следующие ключевые вопросы: – основные схемы управления проектами; – методы выбора и обоснования проектов; – методы структуризации проектов; – основные и вспомогательные процессы планирования проектов; – механизм проектного финансирования; – принципы формирования организационных структур управления проектами; – методы контроля реализации проекта; – концепции управления качеством проекта. В результате изучения дисциплины студенты должны уметь: – разрабатывать концепцию проекта и декларацию о намерениях; – проводить технико-экономическое обоснование проекта; – осуществлять выбор проекта на основе качественных и количественных критериев; – проводить структуризацию целей, решений и задач по проекту; – планировать ход реализации проекта; – составлять смету и формировать бюджет проекта; – осуществлять выбор фирм подрядчиков; – разрабатывать организационную структуру проекта; – осуществлять мониторинг и контроль реализации проекта. С целью улучшения усвоения учебного материала курса студентам необходимы теоретические знания и практические навыки в области общей экономической теории, экономики предприятия, организации производства, финансов, инвестирования, планирования, проектного анализа. Тема 1. Общая характеристика управления проектами1. Сущность понятий «проект» и «управление проектами». Классификация проектов. 2. Жизненный цикл проекта. 3. Окружение и участники проекта. Администрирование. 1. Сущность понятий «проект» и «управление проектами». Классификация проектовПроекты задумывались и осуществлялись в течение всей истории человечества. В сотню величайших проектов человечества входит строительство пирамиды Хеопса в Египте, Великой китайской стены, Колизея в Риме. Вместе с тем такие проекты осуществлялись достаточно редко, что объясняется недостатком ресурсов. Проекты, которые реализовывались в ХХ веке, характеризуются существенными капитальными вложениями, высоким уровнем сложности и большим разнообразием. Каждый проект, где бы и когда бы не реализовывался, обладает таким свойством, как уникальность. Даже в том случае, когда цели реализуемых проектов характеризуются высоким уровнем идентичности, проекты различаются по составу участников, методам, средствам их реализации. Одним из наиболее крупных проектов ХХ века считается создание Интернета. Однако не все проекты характеризуются таким уровнем масштабности, капиталоемкости и амбициозности. Постоянно в мире реализуются миллионы проектов, которые инициируются, контролируются и завершаются с гораздо меньшими ресурсными затратами. Например, расширение ассортимента выпускаемой продукции, создание нового филиала, формирование нового имиджа организации. Таким образом, можно сказать, что проекты могут касаться любого аспекта нашей деятельности или наших желаний; быть большими, средними или малыми (в зависимости от количества привлекаемых ресурсов); осуществляться в течение одного дня или реализовываться десятилетиями; приносить как материальные, так и нематериальные результаты. Несмотря на перечисленные различия, проекты характеризуются следующими свойствами [22]:  имеют разовый характер;  уникальны по своей природе;  ограничены по времени;  сопряжены с изменениями;  нацелены на достижение определенного результата. В литературных источниках можно встретить множество определений категории проект. Проект (англ. project) – это что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие (толковый словарь Webster). Краткое и понятное определение, но вместе с тем совершенно не отражающее свойства проекта. Проект – некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения («Кодекс знаний об управлении проектами», Институт управления проектами США). Началом процесса осуществления проекта является не задача, а идея (замысел). Таким образом, в современном понимании проекты – это то, что изменяет наш мир: строительство жилого дома или промышленного объекта, программа научно-исследовательских работ, реструктуризация предприятия, создание новой организации, разработка новой техники и технологии, выпуск новой книги, создание кинофильма, развитие региона, поступление в вуз, празднование дня рождения – это все проекты. До недавнего времени у нас проект толковался как документально оформленный план сооружения или конструкции. Эта категория относилась лишь к капитальному строительству. Для обозначения этого более узкого понятия на Западе используют термин «design». Можно также привести упрощенную трактовку понятия «проект»: проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты. В том случае, когда в качестве результатов реализации проекта выступают некоторые физические объекты (здания, сооружения, производственные комплексы), определение проекта может быть конкретизировано следующим образом: проект – система сформулированных целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов; технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению [23]. В ряде отраслей, таких как авиационно-космическая или оборонная промышленность, создаваемые объекты являются настолько сложными, что работа над ними осуществляется не в составе проектов, а в составе «программ», что означает более сложную или объемную задачу, требующую большего времени для решения. При таком подходе термин «проект», как правило, связывается с относительно краткосрочными целями.Проект – это понятие комплексное, охватывающее различные стороны общественной жизни и деятельности. Вместе с тем, как было отмечено ранее, процесс реализации проектов может характеризоваться как материальными так и немате-риальными результатами,– поэтому под проектами следует понимать последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата [26]. Проект как процесс перехода системы из исходного состояния в конечное представлен на рис. 1.1. Рис. 1.1. Проект как процесс перехода системы из исходного состояния в конечное [22].Любой проект проходит ряд фаз (этапов, стадий). Для того чтобы проект реализовался им нужно управлять. Появление самостоятельной дисциплины «Управление проектами» (Project Management) произошло в развитых странах Запада с рыночной экономикой в 50-х годах ХХ века в связи с массовым ростом масштабов проектов, с необходимостью разработки новых методов по управлению проектами и адаптации существующих. Одними из первых методов управления проектами были методы сетевого планирования и управления (методы СРМ и PERT). Впервые они были использованы для управления ракетной программой «Атлас» и при строительстве крупного завода синтетического волокна. В середине 60-х годов эти методы стали активно изучаться и в меньшей степени внедряться в практику капитального строительства СССР. Также следует заметить, что еще в конце 30-х годов советскими учеными были разработаны теоретические основы и практические методы календарного планирования и поточного строительства с использованием диаграмм Ганта. В 70-е годы большое число крупных компаний на Западе стали развивать и использовать методы управления проектами. Ускорению этого процесса способствовало широкое внедрение компьютерных систем обработки информации. Крупнейшей международной организацией в области управления проектами является Интернет – Международная ассоциация управления проектами, объединяющая более 20 национальных обществ Европы, а также других стран.^ Управление проектами – это наука определения цели деятельности и организация работ группы людей так, чтобы эти цели достигались по завершении деятельности [23]. Вместе с тем управление проектами – синтетическая дисциплина, объединяющая как специальные, так и надпрофессиональные знания. Специальные знания отражают особенности той области деятельности, к которой относятся проекты (строительные, инновационные, экологические, исследовательские, организационные и т. д.). Самостоятельной дисциплиной управление проектами стало благодаря знаниям, полученным в результате изучения общих закономерностей, присущих проектам во всех областях деятельности, благодаря методам и средствам, успешно используемых для самых различных проектов.^ Методы управления проектов позволяют [22]: – определить цели проекта и провести его обоснование; – выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить); – выяснить необходимые объемы и источники финансирования; – подобрать исполнителей – в частности через процедуры торгов и конкурсов; – подготовить и заключить контракты; – установить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы; – рассчитать смету и бюджет проекта; – планировать и учитывать риски; – обеспечить контроль за ходом выполнения проекта и многое другое. Институт управления проектами США предложил такое определение.^ Управление проектами – искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта [22]. Существует ряд вариантов схем управления проектом [26]:«основная» система. Менеджер проекта – представитель заказчика– финансовой ответственности за реализацию проекта не несет. Может быть как юридическим, так и физическим лицом, имеющим лицензию на профессиональное управление. Преимущество – объективность менеджера проекта. Недостаток – за риск по реализации отвечает заказчик;система «расширенного управления». Менеджер принимает на себя ответственность в пределах фиксированной (сметной) цены. Менеджер обеспечивает управление и координацию реализации проекта в пределах фиксированной цены. Может быть как юридическим, так и физическим лицом, имеющим лицензию на профессиональное управление и способным отвечать по своим обязательствам перед заказчиком. Риск возлагается на менеджера в пределах условий контракта;система «ускоренного строительства» (система «под ключ»). Менеджер – проектно-строительная или иная фирма, с которой заказчик заключает контракт «под ключ» с объявленной стоимостью проекта. Классифицировать проекты можно по следующим признакам: по масштабу (в зависимости от объема привлекаемых ресурсов): малые, средние, мегапроекты; по сложности (в зависимости от степени тривиальности подходов при решении поставленных задач): простые, сложные (организационно, технически, ресурсно, комплексно); по срокам реализации: краткосрочные, среднесрочные, мегапроекты; по требованиям к качеству и способам его обеспечения: бездефектные (АЭС), модульные (изготовление осуществляется не на месте эксплуатации), стандартные; по количеству одновременно реализуемых и взаимосвязанных проектов: монопроект, мультипроект; по характеру участников: отечественный, международный; по степени значимости: государственный, региональный другое; по содержанию: антикризисный, маркетинговый, инновационный, образовательный и т. д.; по объекту инвестиционной деятельности: реальный, финансовый.2. Жизненный цикл проектаКаждый проект независимо от его сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Это упрощенное представление о «начале» и «конце» жизни проекта требует уточнения. Иногда «началом» проекта считается момент рождения идеи, особенно если ее рождению предшествовал скрупулезный поиск. Для деловых людей начало проекта связано скорее с началом его реализации и началом вложения денежных средств в его выполнение. Еще сложнее обстоит дело с окончанием существования проекта. Некоторое время назад «концом» существования проекта считалось завершение работ над его реализацией, то есть ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проекта. Однако в последние годы точка зрения на эту проблему изменилась в связи с осознанием того факта, что общие расходы по проекту и общие доходы от его реализации в значительной степени зависят от периода использования результатов выполнения проекта, вплоть до вывода из эксплуатации его объектов. Организацию, начинающую работу над проектом, интересует не сам проект как таковой, а результат его выполнения, продукт, который будет производиться, прибыль, которую она будет получать от реализации этого продукта. Для других же организаций, участвующих в проекте в качестве исполнителей отдельных этапов или работ, «концом» чаще всего является прекращение этих работ. «Концом» проекта может быть [26]: • завершение работ над его реализацией, то есть ввод проекта в действие; • перевод персонала, выполнявшего проект, на другую работу; • достижение проектом заданных результатов; • прекращение финансирования проекта; • начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом (модернизация); • вывод объектов проекта из эксплуатации (ликвидация). Обычно факт начала работ над проектом, так и факт его ликвидации оформляются официальными документами. Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется жизненным циклом проекта (иногда говорят – проектным циклом) [23]. Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями). Затруднительно дать универсальный подход к разделению процесса реализации проекта на фазы. Решая для себя такую задачу, участники проекта могут руководствоваться своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта. Поэтому на практике деление проекта на фазы может быть самым разнообразным – лишь бы такое деление выявляло некоторые важные контрольные точки («вехи»), во время прохождения которых просматривается дополнительная информация и оцениваются возможные направления развития проекта. Основное же содержание любого более или менее полноценного проекта во всех случаях является общим и логически вытекает из действующего механизма регулирования экономики той страны, где проект реализуется. В свою очередь каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня – подфазы, подэтапы и т. д. Применительно к очень крупным проектам, например, строительству метрополитена, освоению нефтегазового месторождения и т. п., количество фаз и этапов их реализации может быть увеличено. Выделение дополнительных этапов связано не только с большой продолжительностью строительства этих объектов (10–15 лет), но и необходимостью более тщательного согласования действий организаций – участников проекта. Реализация проекта требует выполнения определенной совокупности мероприятий, связанных с проработкой возможности реализации проекта, разработкой технико-экономического обоснования и рабочего проекта, контрактной деятельностью, организацией и финансированием работ по проекту, созданием новых технологий, планированием ресурсов и хода работ над проектом, закупкой материалов и оборудования, а также строительством и сдачей готовых объектов в эксплуатацию. Уже это перечисление видов деятельности по проекту доказывает, насколько они разнородны. Для удобства рассмотрения работы по реализации проекта можно сгруппировать. В первую очередь из их совокупности можно выделить два крупных блока работ: основная деятельность по проекту и обеспечение проекта. Такое разделение работ не совпадает с разбивкой проектов на фазы и этапы, поскольку и основная, и обеспечивающая деятельность могут совмещаться во времени. К основной деятельности по проекту относятся [22]: – предынвестиционные исследования; – планирование проекта; – разработка проектно-сметной документации; – проведение торгов и заключение контрактов; – строительно-монтажные работы; – выполнение пусконаладочных работ; – сдача проекта; – эксплуатация проекта, выпуск продукции; – ремонт оборудования и развитие производства; – демонтаж оборудования (закрытие проекта). Деятельность по обеспечению проекта также довольно разнообразна. Для простоты целесообразно сгруппировать ее по видам обеспечения [27: – организационное; – правовое; – кадровое; – финансовое; – материально-техническое; – коммерческое (маркетинг); – информационное. Все перечисленные и многие другие не указанные здесь работы, выполняемые в процессе реализации проектов, осуществляются взаимозависимо, во времени и в пространстве. Однако четкое однозначное распределение этих работ (а значит, фаз и этапов выполнения проекта) в логической последовательности и во времени в общем случае практически невозможно. Этапы жизненного цикла представлены на рис. 1.2. Результаты Действия Этапы жизненного циклаРис. 1.2 Этапы жизненного цикла проекта [22]В настоящее время не существует единого подхода к определению фаз жизненного цикла. Наибольшее распространение получили следующие концепции: Концепция Мирового банка. «Строительная» концепция. «Информационная» концепция. «Последовательная» концепция. Во Всемирном Банке (World Bank) и подразделении ООН – UNIDO принято деление на фазы [22]:предынвестиционная фаза: – анализ инвестиционных возможностей; – предварительное ТЭО; – ТЭО; – доклад об инвестиционных возможностях;инвестиционная фаза: – переговоры и заключение контрактов; – проектирование; – строительство; – маркетинг; – обучение;эксплуатационная фаза: – приемка и запуск; – замена оборудования; – расширение, инновация. Каждая фаза разработки проекта имеет свои цели и задачи. Рассмотрим их содержание применительно к классификации, принятой в странах с традиционно рыночной экономикой. ^ Разработка концепции проекта. На этом этапе определяются конечные цели проекта и выявляются пути их достижения. При этом предполагается возможность задания альтернативных наборов целей, при формировании которых должны учитываться, наряду с экономическими, также социальные, политические и технические факторы. Важным требованием при определении целей проекта является возможность их количественной оценки по объемам, срокам, размерам прибыли.^ Оценка жизнеспособности проекта. Проводится краткое (предварительное) технико-экономическое обоснование проекта. Обычно рассматриваются одна-две альтернативы, разработанные на предыдущем этапе. Каждая альтернатива оценивается по критериям стоимости и прибыли. На этом этапе устанавливаются ограничения, формируются конкретные цели, а также (на основе статистики по объектам-аналогам) предварительно оценивается стоимость проекта (точность оценки – 25–40%). Результатом этапа оценки жизнеспособности является обоснование преимуществ одной альтернативы перед другой. После принятия решения о начале работ по проекту рассматривается вопрос о руководстве работами по его реализации.^ Планирование проекта. После определения жизнеспособности проекта и решения о начале его осуществления следует составить в письменной форме «План работ» по проекту. План представляет собой структурно определенную последова-тельность этапов работ, ведущих к достижению уже определенного комплекса целей. Он должен показывать, кто и что должен делать, в какие сроки и каким образом, и включать все необходимые решения. План становится инструментом для работы со всеми участниками проекта и является предпосылкой для составления подробного календарного графика этих работ и для точной оценки их стоимости. План реализации проекта разрабатывается с участием специалистов всех заинтересованных сторон, что способствует его реальности. Окончательный план выполнения проекта должен быть одобрен, после чего он направляется всем участникам проекта. На этом же этапе решаются вопросы создания команды для работы над проектом. Руководителю следует помнить, что планирование является непрерывным процессом.^ Разработка технических требований. В ходе этого этапа осуществляется выбор эксплуатационных характеристик будущих объектов проекта.Выбор и оформление земельного участка. Осуществляются геодезические и инженерно-геологические изыскания, подготовка технических условий на инженерное обеспечение участка и получение разрешительных свидетельств на ведение работ. На этом этапе группа экспертов оценивает объем средств, необходимых для реализации проекта. Практика показывает, что достоверность оценок затрат в большей степени зависит от степени точности предварительной оценки проекта, чем от последующих этапов ее уточнения. Не столь важно, что какие-то из этих факторов оценены слишком подробно: важнее убедиться, что не пропущены другие, пусть и рассмотренные с меньшим количеством подробностей.^ Эскизное проектирование. На этой стадии утверждается состав работ по рабочему проектированию и начинается проектно-конструкторская деятельность. В начале этой фазы подбираются материалы, позволяющие начать разработку проекта. Корректируется и утверждается технико-экономическое обоснование, являющееся основой для проектирования. На базе этой – исправленной и утвержденной – основы и формируется новая оценка затрат (так называемая приближенная), включающая и дополнительную информацию по проекту, поступающую к этому моменту. Приближенная оценка определяется на основе сведений об объемах работ при известной стоимости оборудования и материалов. Неточность оценки – 10-15%.^ Контрактная фаза. Если продолжение работ по проекту утверждается, переходят к составлению так называемых квалификационных требований, являющихся материалом для подготовки контракта и проведения рабочего проектирования. С этой же целью подготавливается предварительное задание на проектирование. В объявлении (декларации) о намерении проектировать объекты излагаются основные характеристики объектов, указывается место строительства и налагаемые ограничения.^ Отбор потенциальных исполнителей проекта производится следующим образом. Обычно предварительно выбираются несколько фирм-претендентов, которые приглашаются для переговоров (торгов). Переговоры ведет группа экспертов, при этом каждый эксперт оценивает претендента самостоятельно по следующим критериям: архитектурные и функциональные достоинства представленных предпроектных проработок, стоимостные показатели по будущей стройке, реальные архитектурные (инженерные) возможности фирмы, надежность фирмы как партнера по ранее осуществленным проектам, финансовое положение. На основании результатов торгов оформляется контракт с выбранной проектной организацией. Контракт включает график и задание на проектирование. Затем переходят к выбору и утверждению окончательного варианта проекта. Обычно на это заказчик берет 3–4 недели, что оговаривается в контракте. На этом этапе разрабатываются в полном объеме технико-экономические обоснования и составляется задание на рабочее проектирование.^ Выбор и оформление отношений с подрядными организациями и фирмами – последний этап контрактной фазы проекта. Одновременно с заключением контракта с проектной фирмой аналогичные мероприятия осуществляются по привлечению подрядных строительных фирм, а также фирм – поставщиков оборудования и материалов.^ Фаза реализации проекта. Эту фазу принято делить на две подфазы: • детальное (рабочее) проектирование и поставки; • строительство. Крупные строительные фирмы часто берутся за выполнение обеих подфаз. Другие специализируются по одной из них. На этой стадии подвергается риску наибольшая сумма денег. Вплоть до момента начала финансирования проекта в целом и продолжения работ по рабочему проектированию и поставкам проект может быть прекращен со сравнительно небольшими затратами. После начала серьезной работы ее завершение связано со значительными издержками. Утвержденный, а затем закрытый ввиду катастрофических прогнозов проект может оказаться «единственным в карьере» виновных в этом ответственных исполнителей. При необходимости (для «подстраховки») можно предусмотреть дополнительную стадию утверждения проектных разработок и оценки затрат. Строительная подфаза реализации проекта предполагает осуществление: • закупок строительных материалов, изделий и конструкций; • найма рабочих; • аренды строительного оборудования; • выполнения строительных, монтажных и пусконаладочных работ; • сдачи-приемки готовых объектов в эксплуатацию. Продолжительность отдельных этапов процесса выполнения проекта может меняться в широком диапазоне (от 0,5 до 10 лет) в зависимости от сложности проекта и условий его реализации. В «строительной» концепции жизненный цикл состоит из четырех фаз [22]:технико-экономическое обоснование (формулирование проекта, ТЭО, стратегии);планирование и проектирование (базовый проект, стоимость и календарный план);производство (производство, поставка, строительные работы);сдача в эксплуатацию (окончательное тестирование и эксплуатация). «Информационная» концепция включает следующие фазы жизненного цикла [22]:постановка проблемы;формулирование требований;конструирование системы;реализация;апробация;обслуживание. «Последовательная» концепция состоит из [22]:рождения (определение возможностей);роста (планирование, конструкторская разработка);зрелости (материальное обеспечение, монтаж);завершения (принятие в эксплуатацию).Управленческие процессы в проекте на разных фазах жизненного цикла осуществляются с разной интенсивностью, что объясняется различным уровнем сложности выполняемых работ.3. Окружение и участники проекта. Администрирование.Проект имеет ряд свойств, о которых целесообразно помнить, так как это помогает методически правильно организовать работу по его реализации: • проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой; • состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития: в нем могут появляться новые элементы (объекты) и из его состава могут удаляться некоторые его элементы; • проект, как и всякая система, может быть разделен на элементы, при этом между выделяемыми элементами должны определяться и поддерживаться определенные связи. Разделение всей сферы деятельности, в которой появляется и развивается проект, на собственно «проект» и «внешнюю среду» в определенной степени условно. Причины этого заключаются в следующем [26]: 1. Проект не является жестким стабильным образованием: ряд его элементов в процессе реализации проекта может менять свое местоположение, переходя в состав проекта из внешней среды и обратно. 2. Ряд элементов проекта может использоваться как в его cocтаве, так и вне его. Типичным примером этому могут служить специалисты, одновременно работающие как над реализацией конкретного проекта, так и над решением некоторых других проблем (в частности, над выполнением какого-то другого проекта). Рядовому сотруднику, участвующему в реализации конкретного проекта, обычно безразлично, находится он или объект, с которым он работает, внутри или вне этого проекта. Для него более важно, какую конкретную работу он выполняет и какое вознаграждение за это получает. Другое дело – ответственные исполнители проекта и руководители организаций, участвующие в проекте. Для них четкое понимание этого вопроса – один из факторов, способствующих успешной деятельности по реализации проекта. Между проектом и внешней средой существует переходная зона, через которую между ними осуществляется связь и перемещение элементов, тем или иным способом участвующих в работе по его реализации. Участники проекта – основной элемент его структуры, так как именно они обеспечивают реализацию его замысла. В зависимости, от типа проекта, в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда – сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Вместе с тем все эти организации, в зависимости от выполняемых ими функций, принято объединять в совершенно конкретные группы (категории) участников проекта. Главный участник – Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое, так и юридическое лицо. При этом заказчиком может быть как одна организация, так и несколько организаций, объединивших свои усилия, интересы и капиталы для реализации проекта и использования его результатов. Заказчиками (застройщиками) могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов. Не менее важная роль принадлежит Инвестору – стороне, вкладывающей средства в проект. Очень важно понимать, что иногда это – одно лицо с Заказчиком. Если же Инвестор и Заказчик – не одно и то же лицо, инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами в Украине могут быть: •органы, уполномоченные управлять государственным имуществом; • организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности; • международные организации, иностранные юридические лица; • физические лица – граждане Украины и иностранные граждане. Проектно-сметную документацию разрабатывают специализи-рованные проектные организации, обобщенно называемые Проектировщиком. При этом ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая Генеральным Проектировщиком. За рубежом чаще всего их представляют Архитектор и Инженер.Архитектор – это лицо или организация, имеющие прав


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Виды соединений резисторов
Реферат History Of Computers Essay Research Paper HISTORYHISTORY
Реферат Расчёт элементов эмиттерно-связанной логике
Реферат Chet Essay Research Paper All WeaponsSelect the
Реферат Материнская плата ПК
Реферат Облік реалізації послуг та розрахунків з покупцями на підприємствах газопостачання
Реферат «Стандартный»
Реферат Медина, Лина
Реферат Особенности бухгалтерского учета и налогообложения предприятий сферы оптовой торговли, занимающихся закупкой товаров за границей
Реферат Развитие интереса у младших школьников к занятиям в системе дополнительного образования на основе 2
Реферат Общие принципы построения современных компьютеров
Реферат Вплив експериментальних досліджень Томсона на розвиток фізики
Реферат Заготовка лекарственных растений
Реферат Уголовно-правовая характеристика преступлений против общественной нравственности
Реферат Анализ деятельности средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №84 за 2009-2010 учебный год