МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬучреждение образования«белорусский государственный университет транспорта»Кафедра «Экономические теории»А. И. ОКРУТМАКРОЭКОНОМИКАУчебно-методическое пособиепо выполнению курсовой работыдля студентов специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»безотрывной формы обученияГомель 2010 министерство образования республики беларусьучреждение образования «белорусский государственный университет транспорта»Кафедра «Экономические теории»^ А. И. ОКРУТМАКРОЭКОНОМИКАУчебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» безотрывной формы обученияОдобрено методической комиссиейфакультета безотрывного обученияГомель 2010УДК 330.101.541 ББК 65.012.2 О–51Р е ц е н з е н т – зав. кафедрой «Экономические теории» канд. экон. наук, доцент И. В. Пономаренко (УО « БелГУТ»).Окрут, А. И.О–51 Макроэкономика : учеб.-метод. пособие по выполнению курсовой работы для студентов специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» безотрывной формы обучения / А. И. Окрут ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель : БелГУТ, 2010. – с. ISBN 978–985–468–693–6Даны рекомендации по методике изложения материала, оформлению, написанию работы, по подготовке студента к её защите. В приложениях приведены темы курсовых работ, литература по их написанию. Темы учитывают современные тенденции экономического развития национальных экономик и ориентированы на изучение многообразных течений экономической мысли, тенденций становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь. Пособие разработано в соответствии с типовой программой курса « Макроэкономика». Предназначено для студентов безотрывной, а также других форм обучения.УДК 330.101.541ББК 65.012.2 ISBN 978–985–468–693–6 © Окрут А. И., 2010 © Оформление. УО «БелГУТ», 2010 ВВЕДЕНИЕКурс «Макроэкономика» изучается в соответствии с учебным планом и утверждённой программой как одна из основных дисциплин в подготовке экономиста. Макроэкономика показывает закономерности перехода от низких ступеней экономического развития общества к высшим. Её изучение позволяет студентам понять сущность экономических явлений, происходящих в современном обществе, познать научные основы экономической политики государства, механизма действий экономических законов в конкретных условиях. Написание курсовой работы поможет студентам сформировать свое экономическое мышление, приобрести опыт и навык в пользовании статистическими данными, работать с монографической и периодической литературой, делать расчёты, составлять диаграммы и таблицы, строить графики, осуществлять анализ и делать выводы и, как результат, позволит им лучше изучать конкретные экономические дисциплины. Студенты расширяют и углубляют свои знания по изучаемому курсу, приобретают навыки научного исследования и самостоятельного изложения наиболее важных и актуальных теоретических проблем, учатся анализировать хозяйственную деятельность в масштабах государства, собирать нужную информацию для своих выводов. В процессе выполнения работы студенты должны изучить указы Президента Республики Беларусь, решения и постановления Правительства Республики Беларусь, законодательные и правовые акты страны по вопросам экономики. Все это позволит им полнее понять, какие стоят задачи в условиях рынка перед национальной экономикой Республики Беларусь, предприятиями или организациями, на которых им предстоит работать в экономических службах. Успешное выполнение курсовой работы по дисциплине "Макроэкономика" во многом зависит от того, насколько полно студенты представляют себе требования, предъявляемые к этим работам, умеют правильно составить план ее написания, подобрать и изучить экономическую литературу по теме, используя при этом фактический, цифровой материал. Цель пособия – помочь студентам уяснить все эти вопросы и успешно выполнить свое учебное задание – написание курсовой работы. Тематика курсовых работ составлена в соответствии с типовой программой курса «Макроэкономика», утверждённой Министерством образования Республики Беларусь. В пособии изложены примерные планы и ориентировочная литература, которые могут быть изменены в ходе работы и консультаций с научным руководителем, даны рекомендации по оформлению работы.^ 1 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫПо структуре курсовая работа состоит из плана, введения, изложения основного содержания рассматриваемой темы, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении необходимо показать значение, актуальность темы, ее место в теории национальной экономики. Более того, автор курсовой работы должен отметить степень разработанности данной проблемы в научных экономических литературных источниках, периодических изданиях, т. е. дать краткий обзор литературных источников по теме. Затем следует изложить, какие вопросы будут рассматриваться в курсовой работе, какова её структура, для раскрытия каких вопросов будут использоваться те или иные литературные источники. Объём введения должен быть не более 2 страниц.^ Основная часть. Основное содержание темы излагается подробно с приведением достаточно убедительной аргументации. Студент должен изложить суть данной проблемы, как она освещена в опубликованной экономической литературе, проанализировать её с точки зрения различных экономических школ и какие практические рекомендации они предлагают для её решения, изложить и обосновать свою точку зрения. В соответствии с планом основная часть работы должна быть разбита на вопросы и подвопросы. При этом важно четко соблюдать последовательность изложения каждого из вопросов. Через них должна излагаться основная идея рассматриваемой проблемы. Здесь автор обязан использовать статистический материал, взятый из периодической экономической печати (экономических журналов, газет, статистических справочников), монографий, официальных документов (указов, решений президента и правительства), законодательных актов. Как правило, вначале излагаются основные теоретические положения по рассматриваемой проблеме. В них даются определения категорий и формулировки экономических законов, раскрывается их сущность и показывается взаимосвязь с другими экономическими категориями и законами, т. е. в этой части тема раскрывается в целом. Далее тема рассматривается с точки зрения конкретных методов решения анализируемой экономической проблемы. Анализ необходимо иллюстрировать соответствующим фактическим материалом (примерами, цифрами и т. д.). Теоретические выводы, подкреплённые убедительным фактическим материалом, являются достоинством курсовой работы. Статистические данные необходимо приводить в динамике за ряд лет, чтобы можно было сделать правильные выводы. Цифровой материал лучше всего представлять в виде диаграмм и графиков. Они наглядно показывают динамику экономических процессов. Диаграмма иллюстрирует соотношения между различными величинами, графики показывают количественную зависимость различных процессов и явлений. Следует учитывать, что вопросы тем курсовой работы в большинстве случаев предусматривают взаимосвязь их рассмотрения с экономическими явлениями в Республике Беларусь, но когда нет такого, то следует соответствующий материал включать в заключительную часть основного раздела. В то же время отсутствие таких материалов является большим упущением автора курсовой работы, снижает её содержание. Общий объём основной части – до 20 страниц. В заключительной части курсовой работы излагаются выводы, к которым пришел автор. Должны быть сделаны теоретические выводы и сформулированы практические предложения, которые вытекают из материалов, изложенных в курсовой работе, указываются проблемы и возможные перспективы их разрешения по мнению автора. Объём заключения не должен превышать 2–3 страницы. ^ Список используемой литературы в курсовой работе дается в алфавитном порядке, исходя из нормативных требований. Он должен включать в себя описание всех используемых, цитируемых или упоминаемых в курсовой работе материалов. Библиографическое описание источников должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»»; ГОСТ 7.82–2001. «Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления». Помещается список после основного текста. Правила составления списка использованной литературы даются в разделе «Оформление курсовой работы».Приложения. Они могут быть в виде схем, диаграмм, графиков, иллюстраций, таблиц, объёмных расчётов, копий документов и т. д. Их располагают в порядке ссылок в тексте. В приложении помещается только тот материал, который используется в основном тексте курсовой работы. Приложения не засчитываются в объём курсовой работы. В тексте работы не допускается произвольное сокращение слов. Курсовая работа должна быть выполнена студентом строго в соответствии со сроком, установленным учебным планом и согласованным с руководителем курсовой работы.^ 2 ВЫБОР ТЕМЫ, СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА, ПОДБОР,АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ2.1 Варианты тем курсовых работ Тема курсовой работы выбирается в соответствии с шифром студенческой зачётной книжки и приведёнными в таблице 1 данными.^ Таблица 1 – Номер варианта курсовой работы по шифру зачётной книжки студента Предпоследняяцифра шифра Последняя цифра шифра 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 2 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 3 31 2 3 4 5 11 12 13 14 15 4 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 7 31 2 3 4 5 6 7 8 9 10 8 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 9 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 ^ 2.2 Составление плана После определения варианта своей темы курсовой работы целесообразно составить первоначальный план работы, что обеспечит целенаправленность в её выполнении, правильность и рациональность изучения литературных и статистических источников. Работу эту нужно начинать с изучения и анализа материалов по теме в учебниках, т. к. в них излагаются вопросы в наиболее общедоступной форме. План работы – это перечень вопросов, последовательно раскрывающих содержание курсовой работы. По мере углубленного изучения вопросов темы студент, как правило, корректирует план, и его окончательный вариант следует согласовать с научным руководителем.^ 2.3 Подбор, анализ и обобщение материалов по темеПодбор материалов для написания курсовой работы. Для написания курсовой работы студенты используют материалы из разных литературных источников, в том числе из учебных пособий, для изложения теоретических аспектов рассматриваемой проблемы (причём учебные пособия следует использовать преимущественно отечественных авторов, т. к. иностранные переводные издания несколько устарели); монографий и другой специальной экономической литературы; статей из специализированных экономических периодических изданий (журналов, бюллетеней, газет). Материалы из этих источников следует использовать для анализа явлений, происходящих на уровне национальной экономики. При использовании источников неспециализированных периодических изданий нужно учитывать, что авторы публикации в них, как правило, не являются экономистами, и поэтому в таких публикациях нет должного анализа статистических, и фактических материалов о работе конкретных предприятий отраслей и всей национальной экономики. При написании курсовой работы нельзя использовать источники только одного вида, рекомендуется пользоваться источниками разного вида, и их количество должно быть не менее 15 наименований.^ Курсовые работы, содержащие прямое цитирование учебника, к защите не допускаются. При использовании материалов из различных источников студенты должны учесть, что в них авторы могут придерживаться различных подходов, порой противоположных, к экономическим процессам и явлениям. В них могут излагаться несовпадающие или противоположные точки зрения в определении экономических категорий, законов и проводимой экономической политики государства. В таком случае нужно изложить их понимание, дав соответствующую ссылку на источник, а также свою аргументированную позицию по данной проблеме, которая может отрицать данную точку зрения или совпадать с ней. При изложении материалов в курсовой работе по вопросам, касающимся экономической ситуации в Республике Беларусь, нужно обязательно использовать нормативно–правовые документы (Конституцию, законы, указы, постановления) и официальные статистические данные.^ Анализ материалов по теме. Анализируя собранный материал, студенты должны выбрать наиболее аргументированные и раскрывающие тему выписки, цитаты, фактический и цифровой материал и затем распределить их по вопросам курсовой работы. Результатом этого должна появиться логическая цепочка банка информаций, на основе которой и выполняется, раскрывается тема работы. Выдержки из того или иного источника должны быть достаточно краткими и конкретно относящимися к излагаемому материалу. Дословное переписование учебника, учебного пособия не допускается.^ Обобщение материалов по теме. При обобщении материалов не допускается лишь цитирование используемых источников. Содержание выписок в основном нужно излагать исходя из самостоятельного понимания материала студентами. Результаты обобщения не должны противоречить теоретическим разработкам по макроэкономике. В силу того, что на этом этапе работы над вопросами темы студентам 2–го курса сложно что–либо самостоятельно предлагать из–за недостатка опыта и знаний, то им следует обобщить, перечислить те предложения по решению проблем, рассматриваемых в вопросах, которые студенты нашли в анализируемых собранных материалах, литературных источниках. Обобщение материалов необходимо увязывать с рабочим планом, т. е. материал каждого источника должен использоваться для конкретного вопроса темы курсовой работы.^ 3 Работа с рецензией и подготовка к защитекурсовой работы Выполненную работу студенты сдают на кафедру «Экономические теории» для рецензирования. Рецензия на курсовую работу – это форма контроля и оценки проделанной работы студента научным руководителем. При рецензировании учитываются: – уровень усвоения и изложения студентом теоретического материала по теме курсовой работы; – насколько теоретические положения связаны с практикой; – умение работать с литературными и статистическими источниками; – умение использовать в работе фактический и иллюстративный материалы; – степень самостоятельного выполнения курсовой работы; – умение формулировать выводы по результатам анализа фактического материала; – соответствие оформления курсовой работы установленным требованиям; – аккуратность оформления; – степень обоснованности сделанных выводов. В конце рецензии на основе всестороннего и глубокого разбора содержания работы научный руководитель решает вопрос о допуске ее к защите. В тех случаях, когда курсовая работа имеет серьезные недостатки, студент должен ее доработать или переработать. Практика показывает, что некоторые курсовые работы не соответствуют перечисленным требованиям. Встречающиеся в курсовых работах недостатки можно объединить в следующие группы: 1 ^ По теоретическому уровню: в курсовых работах встречаются ошибочные или устаревшие положения, не отвечающие требованиям современного уровня развития экономической науки; не использованы рекомендованные литературные источники, законодательные акты, положения; не раскрыты основные вопросы, они носят описательный характер и не связаны с анализом функционирования национальной экономики на макроуровне; курсовая работа написана без связи с практикой, в ней мало приводится фактического и конкретного материала, нет его глубокого анализа, недостаточно аргументирована критика догматических взглядов по рассматриваемым в работе проблемам. 2 ^ По структуре: отсутствует какая–то составная часть работы (план, введение, заключение, список использованной литературы); есть недостатки в плане, списке использованной литературы, недостаточен объем курсовой работы. 3 ^ По форме изложения материала: работа выполнялась не самостоятельно; допущены ничем не оправданные повторения и логически противоречивые положения; работа загромождена материалом без какого–либо анализа и выводов, текст не отредактирован, написан небрежно, безграмотно. 4 ^ По оформлению: неправильно оформлены титульный лист, приводимые в тексте цитаты, цифровой и фактический материалы; отсутствуют необходимые ссылки на источники или сами ссылки даются неточными; страницы не пронумерованы, не оставлены поля и т. д. При доработке или переработке курсовой работы следует руководствоваться общими методическими указаниями, изложенными выше, и всесторонне учесть те указания и замечания, которые содержатся в рецензии на работу. Курсовая работа, получившая положительный отзыв научного руководителя, допускается к защите. В процессе подготовки к защите студент внимательно знакомится с содержанием рецензии и в соответствии с замечаниями строит свою работу: готовит устные ответы на вопросы, поставленные в рецензии, изучает в необходимых случаях дополнительную литературу и фактический материал. К защите студент должен подготовить сообщение по содержанию своей курсовой работы на 5–7 минут, в котором обязан изложить кратко содержание своей работы, обосновать свою точку зрения и выводы по рассматриваемой проблеме, а также подготовить ответы на замечания, указанные в рецензии, быть готовым ответить на вопросы по своей курсовой работе.^ 4 Защита и критерии оценки курсовой работыКурсовая работа после её выполнения сдаётся на рецензирование научному руководителю, который оценивает работу, т. е рекомендует к её защите или возвращает на доработку. На защите студент должен раскрыть основное содержание работы, а также ответить на вопросы, поставленные научным руководителем, после чего ставится оценка по курсовой работе, которая заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента.^ Критерии оценки курсовой работы. Курсовая работа оценивается в баллах: – 10 (д е с я т ь ) получают те работы, в которых даётся глубокое и полное изложение вопросов темы курсовой работы, приводится точная научная терминология (в том числе на иностранном языке), умело используются фактический и статистический материалы, теории, концепции и направления по дисциплине, даются им критические оценки, выражена творческая самостоятельность в рассмотрении вопросов; высока культура оформления работы. Работа, оцененная в 10 баллов, может быть рекомендована для участия в ежегодной университетской студенческой научной конференции по экономическим наукам, а тезисы могут быть рекомендованы к публикации в студенческом сборнике научных работ. – 9 (д е в я т ь) – работы, которые характеризуются точным использованием научной терминологии, владением инструментарием дисциплины, умением ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях, критически их оценивать, в которых даётся самостоятельный анализ фактического материала, творчески раскрыты вопросы темы, делаются самостоятельные правильные выводы, культура оформления высокая; – 8 (в о с е м ь) – работы, в которых вопросы темы курсовой работы освещены на высоком теоретическом уровне, отличающиеся глубиной изложения материала, с обоснованными выводами, даются критические оценки основных теорий, концепций; используются научные терминологии и инструменты, культура оформления работы высокая; – 7 (с е м ь) – работы, в которых вопросы темы освещены полно, на высоком теоретическом уровне, отличаются глубиной изложения материала, с обоснованными выводами при использовании основной и дополнительной литературы, даётся краткая критическая оценка основных теорий, концепций, культура оформления работы высокая; – 6 (ш е с т ь) – работы, которые выполнены на высоком теоретическом уровне, полно освещены вопросы темы, в которых имеются обоснованные выводы, использовалась при написании основная программная литература, но в работе имеется незначительное количество фактического и статистического материала, критическая оценка основных теорий и концепций дается кратко, культура оформления курсовой работы высокая. – 5 (п я т ь) – работы, которые выполнены с достаточно полным освещением вопросов темы и в которых изложение материала стилистически грамотное, с использованием научной терминологии и владением инструментарием учебной дисциплины, основной литературы, рекомендованной учебной программой, культура оформления курсовой работы высокая; – 4 (ч е т ы р е) – работы, в которых имеется достаточный объём материала по освещению вопросов темы курсовой работы, вопросы освещены полно, на достаточном теоретическом уровне, выводы сделаны без существенных ошибок, материал изложен стилистически и логически правильно, культура оформления работы высокая.^ 5 ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫПри оформлении различных элементов курсовой работы ( основного текста, таблиц, рисунков, формул, приложений, списка использованной литературы ) необходимо руководствоваться соответствующей нормативной и справочной литературой : ГОСТ 2105–95. Общие требования к тестовым документам : межгосударственный стандарт ; ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления: межгосударственный стандарт; ГОСТ 7.82–2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления; Р 50-77-88. ЕСКД. Правила выполнения диаграмм и др.*. Ниже приведены конкретные указания по оформлению этих элементов. *При оформлении курсовой работы полезно также использовать книгу И. И. Эвентова «Подготовка рукописи к изданию : практ. пособие для авторов и операторов ПЭВМ» (Гомель : БелГУТ, 2006. – 103 с.), в которой в краткой форме изложены правила оформления компьюторного набора печатных материалов.^ 5.1 Общие требования к оформлению курсовой работыс использованием текстового редактора Microsoft Word® ^ Общие требования к оформлению Поля, мм: левое 30 верхнее 15 правое 10 нижнее 25 Количество строк на листе 39–40 Количество знаков в строке 60–70 Заголовки Название разделов (1-й уровень) 16 пунктов, Times New Roman, по центру, прописной, полужирный, абзацный отступ – 15 мм Название подразделов (2-й уровень) 16 пунктов, Times New Roman, по центру, строчной, полужирный, абзацный отступ – 15 мм Название пунктов (3-й уровень) 14 пунктов, Times New Roman, по центру, прописной, полужирный. абзацный отступ – 15 мм Интервал до заголовка, мм 24 (2 строки) Интервал после заголовка, мм 12 (1 строка) ^ Основной текст Размер, пункты 14 Гарнитура Times New Roman Выравнивание По ширине Абзацный отступ, мм 15 Междустрочный интервал Одинарный Таблицы Заголовок (Таблица…) 12 пунктов, Times New Roman, по ширине, светлый курсив Название 12 пунктов, Times New Roman, по ширине, полужирный Текст таблицы: размер шрифта, пункты 12, строчной светлый гарнитура Times New Roman междустрочный интервал 1 Интервал: до и после заголовка таблицы, пункты 12 (5 мм) после таблицы, пункты 12 (5 мм ) Рисунки Заголовок (Рисунок…) 12 пунктов, Times New Roman, по центру Название 12 пунктов, Times New Roman, по центру, светлый Интервал: до и после заголовка рисунка, пункты 6 перед рисунком, пункты 6 5.2 Таблицы Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименование таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Оно помещается над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (см. таблицу 1 ). Размещают таблицу сразу же после ссылки на нее в тексте. Если ссылка расположена внутри абзаца, то таблицу следует расположить в конце абзаца, чтобы не разрывать текст и не ухудшать удобочитаемость. Если размер таблицы превышает свободное место на странице для ее размещения целиком, страницу нужно допечатать до полного формата по высоте идущим за ссылкой на таблицу текстом, а таблицу поместить вверху следующей страницы. Если же таблица по своему размеру больше формата страницы по высоте, то ее продолжение переносится на следующую страницу, при этом головка таблицы (т. е. заголовки граф) повторяется. Замена головки цифровым перечнем не рекомендуется, за исключением случаев, когда тексты заголовков граф очень большие и занимают иногда до трети страницы. Над продолжением таблицы размещают по левому краю строку «Продолжение таблицы ..» (и ставят ее номер), над окончанием ее –«Окончание таблицы ..», набранные вразрядку или курсивом светлым шрифтом того же размера, что и текст таблицы. Печатают эти строки с пробелами (отступом) от таблицы на 1–2 мм (4 пункта). Низ таблицы на предыдущей странице оставляют открытым, т. е. без горизонтальной линии. Если таблица не размещается по ширине страницы, то ее также переносят, при этом повторяют боковик и нумеруют графы. Таблицы нумеруют в пределах каждого раздела. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Цифровой материал может быть оформлен в виде таблиц и диаграмм как приложение. В таком случае в тексте работы делаются ссылки на приложения (см. образец оформления в приложении данного пособия). Таблицы необходимо нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в объеме всей работы. Если в работе только одна таблица, её также нумеруют. Таблицу необходимо размещать так, чтобы читать её без поворота страницы. Если такое размещение невозможно, таблицу размещают так, чтобы её можно было читать, поворачивая страницу по часовой стрелке. Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы. Графу "Номер по порядку" (№ п/п) в таблицу включать не допускается. Примечания к таблицам размещают в рамках таблицы, т. е. перед нижней, ограничивающей таблицу, горизонтальной линией. Заголовок таблицы, в который входят слово « Таблица », её номер и наименование, набирают шрифтом на 1–2 размера меньшим основного текста курсовой работы курсивом (наклонным) или вразрядку строчными (малыми) буквами, а наименование – жирными строчными буквами. Головку таблицы, т. е. заголовки (рубрики) колонок (столбцов, граф), набирают светлым шрифтом на 1–2 размера меньше, чем текст таблицы. Образец оформления таблиц см. на с. 8 (таблица 1). 5.3 Рисунки Иллюстрации (рисунки) выполняют в соответствии с рекомендациями Р 50–77–88 «Правила выполнения диаграмм».^ Толщина линий на графиках, диаграммах: о с н о в н ы х (в т. ч. оси координат) – 0,3 мм, н е о с н о в н ы х (сетка на графиках, диаграммах, штриховка и т. п. ) – 0,1 мм.Надписи на рисунках набирают прямым светлым шрифтом (латинские буквы – курсивом ), на 1–2 размера меньшим, чем основной текст курсовой работы. Числовые шкалы на графике следует отделять от осей координат на 1–2 мм. Рисунок должен быть расположен от текста: сверху – 10 мм; снизу от подписи – 10 мм; от последующего текста – 20 мм. Подрисуночная подпись оформляется следующим образом: слово «Рисунок» (полностью, без сокращения), его номер, затем тире с пробелом с двух сторон и название рисунка шрифтом, на 1–2 размера меньшим, чем шрифт основного текста. Рисунки должны быть расположены как можно ближе к той части текста, где о них идет речь, как правило, после ссылки на них. Не рекомендуется размещать рисунок в разрыве абзаца текста, так как это ухудшает удобочитаемость. Его следует располагать в конце абзаца. Расположение рисунков на листе может быть разнообразным, в зависимости от их размера. Они могут занимать полностью всю страницу или часть ее. Небольшие по размеру рисунки (занимающие не более 3/5 ширины страницы) целесообразно размещать в оборку, т. е. справа или слева от них располагают текст, набранный на меньший формат, оставляя от рисунка пробел до текста: сверху – 5–6 мм, сбоку – 4–5 мм, снизу – до подписи – 4–5 мм, после подписи – 7–8 мм. При этом рисунок располагают к внешнему полю страницы, строго по краю набора. Нумерация рисунков – сквозная по разделу.Пример оформления рисунка: Годы Рисунок 2.1 – Динамика внешней торговли Республики Беларусь5.4 Формулы Формулы или уравнения рекомендуется выполнять с использованием редактора формул Microsoft Equation®. Если в курсовой работе приводится более одной формулы или уравнения, то их нумеруют в пределах раздела. Номер формулы (уравнения) состоит из номера раздела и порядкового номера формулы (уравнения) в разделе, разделенных точкой, и пишут в круглых скобках у правого поля листа на уровне формулы (уравнения). Формулы набирают теми же размерами и гарнитурой шрифта, что и основной текст, индексы и показатели степени – на 2–3 размера меньше. Символы величин, входящих в формулы, обозначенные латинскими буквами, набираются светлыми курсивом, а греческими, а также верхние и нижние индексы, обозначенные цифрами и буквами русского и греческого алфавитов, математические функции, числа – прямым светлым шрифтом.^ Пример оформления формул: СтаТема 1. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке ПЛАН Введение 1 Понятие макроэкономического равновесия. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия 2 Фактические и планируемые расходы. Крест Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства 3 Колебания равновесного уровня выпуска продукции. Мультипликатор автономных расходов. Рецессионный и инфляционный разрывы. Парадокс бережливости 4 Факторы, влияющие на достижение макроэкономического равновесия на товарном рынке 4.1 Инвестиции и доход. Мультипликатор и акселератор инвестиций. Роль инвестиций в достижении макроэкономического равновесия 4.2 Внешняя торговля и равновесный объём производства 4.3 Государственные закупки и расходы 5 Особенности развития национальной экономики Республики Беларусь и роль государства в достижении её макроэкономического равновесия Заключение Список литературы^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА1 Агапова, Т. А. Макроэкономика : учеб. / Т. А Агапова, С. Ф Серёгина; под общ. ред. А. В. Сидоровича. – 3-е изд. –М. : МГУ , Дело и Сервис , 2000. – 416 с. 2 Базылев, Н. И. Макроэкономика / Н. И. Базылев. – Мн.: Соврем. школа, 2007. – 288 с. 3 Вечканов, Г. С. Макроэкономика : учеб. / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. – СПб. : Питер, 2006. – 544 с. 4 Ивашковский, С. Н. Макроэкономика : учеб. / С. Н. Ивашковский. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Дело, 2002. – 472 с. . 5 Макроэкономика : учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм образования / Т. С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. – Мн. : ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с. 6 Макроэкономика : учеб. для вузов /В. С. Артамонов [и др.]; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. – СПб. : Питер, 2009. – 369 с. 7 Макроэкономика : учеб. пособие / А. В. Бондарь [и др.]. – 2-е изд. – Минск : БГЭУ, 2009. – 415 с. 8 Макроэкономика : учеб. / В. М. Гальперин [и др.] ; под общ. ред. Л. С. Тарасевича. – 2 –е изд., перераб. и доп. – СПб. : СПбГУЭФ, 1997. – 719 с. 9 Макроэкономика : социально ориентированный подход : учеб. для студентов экон. специальностей / Э. А, Лутохина [и др.] ; под ред. Э.А. Лутохиной – Мн. : ИВЦ Минфина, 2005. – 400 с. 10 Национальная экономика Беларуси : учеб. / В. Н. Шимов [и др.] ; под ред. В. Н. Шимова. – 2-е изд.,перераб. и доп.– Мн. : БГЭУ, 2006. – 751 с. 11 Шимов В. Н. Беларусь : от экономического кризиса к устойчивому росту / В. Н. Шимов // Белорус. экон. журнал. – 2006. № 2. – С. 23–24 с.Тема 2. Экономический рост: факторы, типы, модели и механизм государственного стимулирования экономического роста национальной экономики ПЛАН Введение 1 Содержание, показатели, факторы и типы экономического роста 2 Модели экономического роста (неоклассическая и неокейнсиаская модели) 3 НТР и современные тенденции экономического роста 4 Роль кредитно–денежной и бюджетно-налоговой (фискальной) политики в стимулировании экономического роста 5 Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь Заключение Список литературы^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА1 Агапова, Т. А. Макроэкономика : учеб / Т. А. Агапова, С. Ф Серёгина; под общ. ред. А. В .Сидоровича. – 3-е изд. – М. : МГУ, Дело и Сервис, 2000. – 416 с. 2 Алымов, Ю. Анализ макроэкономической ситуации в Беларуси / Ю. Алымов // Банкаўскi веснiк. – 2006. – № 9. – 136 с. 3 Базылев, Н. И. Макроэкономика / Н. И. Базылев. – Мн. : Современная школа, 2007. – 288 с. . 4 Байнев, В. Проблемы обеспечения устойчивого экономического роста: глобальные и региональные тенденции финансирования и развития научно–инновационной сферы /В. Байнев// Финансы. Учёт. Аудит. – 2005. – № 10. – С. 19–23. 5 Вечканов, Г. С. Макроэкономика : учеб. / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. – 2–е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 544 с. 6 Красильников, А. Эволюционные модели в теории экономического роста / А. Красильников // Вопросы экономики. – 2007. – № 1. – С. 66–81. 7 Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М. : Республика, 2002. – 400 с. 8 Макроэкономика : учеб. для вузов / В. С. Артамонов [и др.]; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. – СПб. : Питер, 2009. – 369 с. 9 Макроэкономика : учеб. пособие / А. В. Бондарь [ др.]. – 2-е изд. – Мн. : БГЭУ, 2009. – 415 с. 10 Макроэкономика : учеб./ В. М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л. С. Тарасевича. – 2-е изд., перераб. и доп. – С.Пб. : СПбГУЭФ, 1997. – 719 с. 11 Макроэкономика : социально ориентированный подход : учеб. для студентов экон. специальностей / Э. А, Лутохина [и др.] ; под ред. Э. А. Лутохиной. – Мн. : ИВЦ Минфина, 2005. – 400 с. 12 Национальная экономика Беларуси : учеб. / В. Н. Шимов [и др.] ; под ред. В. Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн. : БГЭУ, 2006. – 751 с. 13 Полоник, С. С. Проблемы и перспективы социально–эконмического развития Республики Беларусь / C. C. Полоник Я. М. Александрович, А. В. Богданович // Белорус