РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА А.А. ОСТАПЕЦ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯМетодические рекомендации Москва 2001 А.А. Остапец. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. – М., РМАТ, 2001. – 87 с.Показано становление и развитие детского туризма в нашей стране, раскрыты психолого-педагогические принципы туристско-краеведческой деятельности учащихся, а также содержание, формы и методы туристской и краеведческой работы с детьми от младшего дошкольного возраста до старшеклассников в системе непрерывного образования в рамках концепции «Школа жизни – окружающий мир». Даны тематические планы туристско-краеведческой работы в начальной и средней общеобразовательной школе. Методические рекомендации предназначены для педагогических работников. Российская международная академия туризма, 2001.©Остапец А.А., 2001.Компьютерная обработка для электронной туристской библиотеки АДТК «Русское Поле» – В.В. Казанцев.ВВЕДЕНИЕ Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим прочные позиции в учебно-воспитательном процессе в школе, профтехучилище, во внешкольных и дошкольных учреждениях, осуществляющих работу с детьми по месту жительства, в семейном воспитании. Поставленные задачи в деле воспитания подрастающего поколения туризм и краеведение решают с помощью специфического содержания, форм и методов. Связано это с тем, что туризм и краеведение в современном их понимании – это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. Основные задачи воспитания подрастающего поколения в туристско-краеведческой деятельности до 1991 г. успешно реализовывались во Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина – СССР», являвшейся частью Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа. Ежегодно в экспедиции участвовало до 16 млн. школьников и около 4 млн. учащихся училищ профтехобразования. Продолжением Всесоюзной экспедиции «Моя Родина – СССР» стало российское туристско-краеведческое движение «Отечество», участниками которого создано более тысячи музеев, комнат, уголков боевой и трудовой славы, установлены памятники, обелиски, мемориальные знаки. Таким образом, в туристско-краеведческой деятельности осуществляется преемственность в передаче традиций российского и советского народа – от старшего поколения к младшему. Передовой педагогический опыт показывает, что воспитание подрастающего поколения в туристско-краеведческой деятельности успешно решается при условии комплексного подхода к этой проблеме. Это означает, что процесс воспитания детей и подростков тем эффективнее, чем полнее отражены в туристско-краеведческой деятельности принципы педагогики, научно обоснованы её содержание и методы. Выводы такого рода нашли подтверждение в экспериментальной проверке серии материалов, разработанных в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР и в НИИ развития личности, семьи и воспитания РАО. Экспериментальные методики, разработанные с учетом комплексного подхода к проблеме воспитания, позволили создать систему круглогодичной туристско-краеведческой деятельности кружков, отрядов и групп, организованных на принципах самоуправления с использованием туристско-краеведческих должностей. Основу системы составляют туристско-краеведческие циклы, последовательная реализация которых дает возможность вести воспитательную работу непрерывно и целенаправленно, что в конечном итоге значительно усиливает её эффект. Результаты изучения и обобщения передового педагогического опыта в воспитании детей и подростков через туристско-краеведческую деятельность указывают на то, что в настоящее время общеобразовательная и профессиональная школы недостаточно полно используют её возможности в деле подготовки подрастающего поколения к жизни. В связи с этим появилась необходимость существенной корректировки действующих программ по туризму и краеведению в сторону усиления педагогической и психологической основы туристско-краеведческой деятельности, т.е. более полного (комплексного) раскрытия в них путей и средств формирования всесторонне развитой личности школьников. В данных методических рекомендациях предприняты попытки обоснования теоретических и методических аспектов туристско-краеведческой деятельности учащихся в общеобразовательной школе. Экспериментальная проверка проводилась в московских школах № 377, 689, 695, 825, 910, в туристско-краеведческом межшкольном детско-юношеском клубе «Родина» (с ноября 1991 г. Экспериментальный центр детско-юношеского туризма и экскурсий «Родина»). Автор считает своим долгом выразить глубокую признательность всем, без чьей помощи и заинтересованного участия было бы невозможно провести исследование, положенное в основу данных методических рекомендаций.Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА Туризм как социальное явление явился детищем промышленной революции, вызвавшей крушение феодализма в Западной Европе и породившей новые требования к воспитанию подрастающего поколения. В конце XVII – начале XVIII в. в учебных заведениях Англии, Франции, Германии, Австрии и других стран при изучении отдельных предметов педагоги стали использовать в работе с учащимися пешеходные прогулки и поездки в окрестности. Эти простейшие формы путешествия получили название экскурсии. Великий славянский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) требовал включения в систему образования и воспитания детей и подростков подвижных игр, путешествий. Интерес к путешествиям тесно связан с развитием краеведения. Начало краеведческих исследований в России относится к эпохе преобразований (начало XVIII в.) и связано с Указом Петра I от 12 февраля 1718 г., которым предписывалось докладывать царю обо всех любопытных находках и награждать тех, кто их обнаружит. Сведения о прошлом селений, городов и т.д. вошли в местные и общерусские летописи, а также в другие письменные источники. Одним их первых организаторов экскурсионной работы с детьми и туризма был декабрист И.Д. Якушкин. Работая в ялуторовской женской школе, он практиковал летние походы и экскурсии с целью изучения окружающей природы. Педагогическую целесообразность краеведения впервые теоретически обосновал основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824-1870/71). В своей книге для первоначального классного чтения «Родное слово» (1864) он, придавая большое значение «местному элементу», рассматривал его как одно из важных средств наглядности и связи с окружающей жизнью. «Отечествоведение» — так определил К.Д. Ушинский эту отрасль знаний.Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М., 1968. – С. 140-141. Экскурсию как метод обучения в практику преподавания естествознания впервые ввел основоположник научной системы физического воспитания и врачебно-педагогического контроля в физической культуре в России Я.А. Герд (1841-1888). Настоятельно рекомендовал взрослым и детям прогулки, экскурсии и походы педагог, сторонник дарвинизма, «отец» русской физической культуры П.Ф. Лесгафт (1837-1909), включивший в составленную им классификацию физических упражнений естественные перемещения и экскурсии. На педагогическую ценность путешествия указывали русские революционеры-демократы. «Никакие школьные занятия и никакие работы над кандидатскими ли, магистерскими ли или докторскими диссертациями, – писал Н.Г. Чернышевский, – не дают молодому человеку столько пользы, как путешествия». Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические произведения. – М., 1953. – С. 723. Многие педагоги, писатели, публицисты независимо друг от друга пришли к общему мнению: значение путешествия в учебно-воспитательной работе с детьми огромно. Однако педагогические идеи, направленные на улучшение воспитания в школе, не нашли применения, за исключением единичных случаев. В некоторых школах экскурсии вошли в систему педагогической работы. Так, в Санкт-Петербургском лесном коммерческом училище в течение семилетнего обучения проводилось до 50 экскурсий и походов, в том числе по 3-4 дальних похода ежегодно в каникулярное время. Этот опыт был обобщен в книге «Школьные экскурсии» под редакцией Б.Е. Райкова (1910). Вовлечение учительства в туристско-экскурсионную работу положительно сказалось на расширении кругозора самих учителей. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» 12 апреля 1909 г. писала: «Для народного учителя, почти круглый год оторванного от центров умственной и культурной жизни и живущего, как правило, узким кругом мелких интересов, участие в путешествиях было целительным бальзамом». В 1909 г. Комиссия образовательных экскурсий по России наметила проекты маршрутов по стране: два маршрута – по Крыму и Волге, три – по Северу, шесть – по Кавказу, один маршрут – по Уралу. Эти территории и сегодня являются центрами детского туризма. Огромную роль в развитии туризма сыграли первые декреты Советской власти: о земле, о лесах, об охоте, об охране памятников природы, садов и парков. В этих декретах природа рассматривалась не только как кладовая материальных ценностей, но и как источник здоровья, отдыха и эстетического наслаждения, а также как средство воспитания советских людей. Декреты как бы открыли всю территорию страны, ее природные, культурные и исторические памятники для ознакомления широким народным массам. В 1918 г. Наркомпросом РСФСР рассматривались вопросы организации массовой работы с детьми в летний период. Результаты первого года работы были обобщены в изданной в том же году Советом защиты детей и отделом Единой школы Наркомпроса Инструкции, в которой подчеркивалось, что в летнее время необходимо организовывать занятия с детьми под открытым небом, а летние трудовые колонии должны заменить школу. Отделом школьной реформы Наркомпроса были разработаны материалы, в которых содержались программно-методические указания по всем учебным предметам, что давало возможность педагогу, используя краеведческий материал, вносить в практику преподавания большую конкретность. В том же году в Москве было организовано Центральное бюро школьных экскурсий, в задачу которого входило оказание помощи учащимся, совершавшим путешествия. Несмотря на голод, разруху и множество препятствий, желание учащихся посетить Петроград и Москву было исключительно велико. Учитель школы села Шихмай Тамбовский губернии А.А. Каленкин так писал о своей поездке с учащимися в Москву: «В местном упредкоме по записке Наробраза достали пайковые продукты для 24 человек на 30 дней. Исполком выделил подводу, чтобы доставить продукты на станцию, а железнодорожное управление — теплушку, которую подцепили к составу, отправляющемуся в Москву. Ехали несколько дней. По дороге отбивались от мешочников. Один из заградительных продотрядов, не поверив удостоверениям, реквизировал продукты. Но ничто не могло остановить ребят. Голодные, но счастливые прибыли они в Москву. В Наркомпросе им выдали необходимые продукты, места на экскурсионной базе. А главное, сельские ребята во главе со своими учителями почти две недели с утра и до вечера ходили по московским улицам, посещали музеи, осматривали памятники культуры, ездили на алебастровый завод. Показывали достопримечательности Москвы школьникам профессора И.М. Корф, И.А. Гейнике и другие специалисты экскурсионного дела». В 1927 г. коллегия Наркомпроса РСФСР утвердила Типовое положение для опытно-показательных учреждений Главсоцвоса, в соответствии с которым было разработано Положение о Центральной опытной экскурсионной базе Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР. В документе говорилось, что Центральная опытная экскурсионная база является опытно-исследовательским учреждением (ОПУ), созданным для постановки экскурсионного дела в системе воспитания. В состав ОПУ вошли: московское отделение (для постановки опытов экскурсионной работы в условиях столицы и города); сельское отделение в поселке Костино по Северной железной дороге (для постановки опытов экскурсионной работы в сельской местности); временные отделения в регионах (для постановки опытов проведения дальних экскурсий). Центральная опытная экскурсионная база Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР наметила следующие задачи: 1. Разработать формы и методы экскурсионного дела в рамках общей педагогической работы учреждений социального воспитания различных типов. 2. Организовать экскурсионное дело в учреждениях социального воспитания посредством их участия в изучении и использовании производительных сил страны в соответствии с государственным перспективным народно-хозяйственным планом. 3. Разработать формы и методы повышения квалификации экскурсионных работников учреждений социального воспитания. 4. Выработать типы экскурсионных учреждений, обслуживающих учреждения социального воспитания. Основной производственной задачей Центральной опытной экскурсионной базы Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР стало обслуживание экскурсантов, учащихся школ, педагогических учебных заведений, школьных работников и др. Для решения этой задачи Центральной опытной экскурсионной базой по собственной инициативе, а также по заданию Главсоцвоса были разработаны программы, методические письма и руководства по теоретическим и практическим проблемам экскурсионного дела. Большое внимание было уделено вопросам организации показательных выставок, создания кабинетов, лабораторий, библиотек, опытных полей, сбора и систематизации материалов по экскурсионной и краеведческой работе, изучения районов, а также устным и письменным консультациям в работе с местными органами Соцвоса, сотрудниками педагогических учреждений, учащимися, населением.В 1918-1928 гг. туристско-краеведческая деятельность была сосредоточена во внешкольных организациях и проводилась в форме многодневных (6-10 дней) походов и экскурсий, или «кочёвок», как их именовали в то время. Главной тематикой походов было изучение сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов близлежащих районов. Ориентация советской школы на всестороннее развитие личности, введение в процесс образования комплексной программы, призванной обеспечить связь обучения и воспитания с жизнью, принятие Положения о Единой трудовой школе РСФСР и Декларации «Основные принципы Единой трудовой школы» оказали положительное влияние на развитие туристско-краеведческой деятельности. Нарком просвещения А.В. Луначарский, оценивая значение школьного туризма, подчеркивал, что советская школа должна вносить определённый вклад во «всенародное научное обследование нашей страны». Луначарский А. В. О народном образовании. – М., 1958. – С. 326. Акцентируя внимание на организационно-методической стороне туристской работы, Н.К. Крупская в начале 1920-х годов писала: «Экскурсии имеют громадное значение, но только в том случае, если они хорошо подготовлены… Надо научиться наблюдать жизнь и стараться из неё точно так же черпать всё, что возможно». Крупская Н. К. Педагогические сочинения. – М., 1959. – Т. 5. – С. 77-78.В сентябре 1927 г. Наркомпрос РСФСР в Директиве «Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков» дал положительную оценку этой работе. В июле 1928 г. на базе Российского общества туристов было создано Общество пролетарского туризма (ОПТ), которое в дальнейшем объединило все существовавшие в Советском Союзе экскурсионные организации. В 1930 г. прошла Всесоюзная конференция по вопросам туристско-экскурсионной деятельности со школьниками, на которой состоялся обмен опытом, а также рассматривались вопросы организации внешкольных экскурсий и детского туризма в связи с решением задач первого пятилетнего плана (1929-1932). В целях развития и укрепления туристского движения Совет Народных Комиссаров СССР 8 марта 1930 г. принял Постановление «О слиянии акционерного общества «Советский турист» и «Общества пролетарского туризма» и создании «Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий» (ОПТЭ)». Организатором и бессменным его председателем был крупный государственный деятель Н.В. Крыленко. Первый Всесоюзный съезд ОПТЭ (1932) так определил задачи советского туризма: «Пролетарский туризм в СССР неразрывно связан с социалистическим строительством. Он вырос и развивался на базе успехов социалистической стройки, повышения культурного, политического уровня трудящихся и улучшения их материально-бытовых условий. Пролетарский туризм в СССР наглядно знакомит широкие трудящиеся массы с ходом социалистического строительства, природой и экономикой Советского Союза, повышает культурно-политический уровень трудящихся, содействует укреплению военной мощи СССР, участвует в борьбе за овладение техникой и подготовке кадров, организует здоровый, разумный отдых, сочетая его с массовой общественно-политической работой. Пролетарский туризм является одной из социалистических форм организации быта трудящихся, внедряет качества и навыки, необходимые для нового человека, члена социалистического общества…». Первый Всесоюзный съезд ОПТЭ // Первый съезд ОПТЭ. – М.; Л., 1932. В практике многих советских педагогов туристские походы и экскурсии с детьми занимали значительное место. Интересен опыт А.С. Макаренко, который организовывал коллективные походы в целях воспитания. Новая традиция была еще одной «завтрашней радостью» колонистов, которую выдающийся педагог использовал как стимул, подарок коллективу за успехи учебного и трудового года. Ежегодный летний поход стал важным и необходимым звеном учебно-воспитательного процесса и рассматривался как «перспективная точка впереди». Поход и подготовка к нему помогали добиваться высокого воспитательного, образовательного и оздоровительного эффекта. Своим опытом работы в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского А.С. Макаренко доказал, что в каникулярный период «нет лучше метода развития и образования молодежи как летние походы». Макаренко А. С. Сочинения. – М., 1957. – Т. 5. – С. 123. К сожалению, такие коллективы были единичны. В стране ещё не сложилась единая система методической помощи школам, отсутствовала подготовка специальных кадров. На дальнейшее развитие туризма было направлено Постановление ЦК ВКП (б) от 21 апреля 1932г. «О работе пионерской организации», в котором указывалось на необходимость применения и расширения детского туризма как важного оздоровительного средства. С этой целью рекомендовывалось наркомпросам союзных республик, комсомолу и профсоюзам совместно с хозяйственными наркоматами и с привлечением добровольных спортивных обществ разработать план развертывания детских технических станций и экскурсионно-туристских баз, добиваясь того, чтобы в каждом районе имелась минимум одна станция или одна экскурсионно-туристская база.В 1934 г. Наркомпрос РСФСР в целях активизации внешкольной туристско-экскурсионной работы среди детей и подростков издал постановление, которым утвердил проект положения о Центральной детской экскурсионно-туристской станции (ЦДЭТС). В постановлении отмечалось, что ЦДЭТС является организационно-методическим центром по экскурсионно-туристской работе среди детей школьного возраста, осуществляет руководство экскурсионно-туристской работой с детьми на местах, помогает краевым и областным отделам народного образования в ее постановке; ведёт широкую пропаганду экскурсионно-туристской работы, консультирует и инструктирует по вопросам содержания, методики и организации мероприятий; содействует созданию сети стационарных экскурсионно-туристских учреждений, станций, баз; принимает участие в подготовке кадров, организует и проводит массовые мероприятия по развертыванию туристско-экскурсионной работы с детьми, привлекает к участию общественность и хозяйственные организации. В декабре 1940 г. был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском туризме», которым руководителям школ предлагалось организовать в каждой средней школе кружок юных туристов, выделить из числа учителей ответственного организатора туристской работы с учащимися. Это был первый официальный документ, обязавший школы включить туризм в педагогические средства воспитания. В начале 1941 г. была объявлена Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников по малым рекам и маршрутам боевой славы. Организационные и агитационные мероприятия по совершенствованию управления плановым и самодеятельным туризмом способствовали его развитию. Но, несмотря на активизацию школьного туризма, решение социально значимых задач было недостаточным. В годы Великой Отечественной войны туристско-экскурсионная деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу. В 1942 г. в Подмосковье и в Ярославской области были созданы детские учреждения нового типа – школьные палаточные лагеря. В Москве к лету 1946г. их организовали 84 школы. Основной целью деятельности школьных палаточных лагерей стал сбор полезных дикорастущих растений, в первую очередь лекарственных трав, для нужд фронта. Помимо этого, организовывались походы по местам боев: школьники собирали материалы о сражениях, записывали биографические данные героев Великой Отечественной войны. Ребята работали на колхозных и совхозных полях, помогали семьям фронтовиков, инвалидам войны. Так воплощалась идея общественно полезной деятельности в детском туризме. В послевоенные годы органы народного образования продолжали уделять большое внимание детскому туризму. На Всероссийском совещании по народному образованию (1945 г.) была создана специальная внешкольная секция. В опубликованных ею материалах подчеркивалось огромное значение внешкольной работы по туризму, рекомендовывалось Дворцам и Домам пионеров, детским домам, школам и другим школьным и внешкольным детским учреждениям широко использовать туристско-краеведческую деятельность как средство познавательной и оздоровительной работы с учащимися. Значительную работу по развитию детского туризма вела Центральная детская экскурсионно-туристская станция при Министерстве просвещения РСФСР.Несмотря на оживление школьной туристской деятельности, формы и методы организация работы с юными туристами были несовершенны. 10 мая 1954 г. вышло письмо Министерства просвещения РСФСР (№ 61-М), в котором отмечалось, что за последние годы достигнуты определенные успехи в организации массовой туристской и экскурсионно-краеведческой работы с детьми, однако многие отделы народного образования недооценивают ее значение. В письме указывалось на то, что в каждом ОБЛОНО и РАЙОНО должны быть лица, ответственные за проведение экскурсионно-туристской работы, а руководители семилетних и десятилетних школ обязаны выделять из числа учителей организаторов туристской и экскурсионно-краеведческой работы с учащимися. Предлагалось организовывать семинары для учителей и пионерских вожатых – руководителей походов и экскурсий по родному краю. Письмо содержало примерную программу организации туристской деятельности учащихся, требования к руководителю похода и сыграло немалую роль в активизации туристской работы с детьми в школах и во внешкольных учреждениях. Это был первый методически обоснованный материал для учителей – руководителей детского туризма. Программа подготовки руководителей школьных походов и экскурсий включала такие вопросы туристско-краеведческой работы, как собственно туристская деятельность (подготовка к походу снаряжения, продовольствия, пользование средствами транспорта, выбор места привала, разведение костра, установка палатки и др.), так и воспитание участников похода (привитие чувства сплоченности, дисциплины, навыков культурного поведения в общественных местах, выполнения санитарно-гигиенических правил и пр.) В программе были заложены основы воспитания через туристскую деятельность. Недостатком программы явилось то, что руководители детского туризма не были нацелены на его неограниченные возможности в области эстетического, трудового воспитания и политехнического образования. В программе не указывалось также на необходимость использования туризма в качестве важного средства индивидуального воздействия на воспитание и перевоспитание школьников. В 1950-е годы появилось большое количество научных публикаций, раскрывавших передовой опыт многообразной туристско-краеведческой деятельности: её формы, методы, тематику. Следует выделить работы О.А. Архангельской, В.В. Добковича, В.А. Кравцова, А.Г. Комовского, А.Н. Прохорова и др., в которых содержались ценные советы по организации и проведению экскурсий и походов с учетом возрастных особенностей школьников, а также богатый материал по технике туризма и ориентированию на местности. Заслуживает внимания изданная ВЦСПС инструктивно-методическая литература, в которой впервые указывалось на необходимость исследовательской работы в туризме. Некоторые республиканские и областные издательства выпустили методические рекомендации для школьных турорганизаторов по воспитанию у юных туристов таких качеств, как наблюдательность, любознательность, умение оперировать знаниями, пытливость, мужество, смелость, выносливость и др. Однако методические пособия имели существенный недостаток. Каждое пособие содержало методические указания с учётом конкретных особенностей местности (области, района и пр.), поэтому его можно было использовать только при организации похода по описанному в нём краю. Общие методы и приемы работы, необходимые для организации туристской деятельности в любых условиях, в пособиях не выделялись. Первая половина 1950-х годов стала периодом массового распространения и развития детского туризма. Педагоги – бывшие фронтовики – организовывали походы по местам сражений Великой Отечественной войны, приобщали учащихся к славе и подвигу советского народа. Появились первые туристские школьные и межшкольные лагеря. В их создании активно участвовали московские педагоги И.А. Верба, Г.А. Генженцев, В.Н. Розов. Первый межшкольный туристский лагерь организовала московская школа № 31 (руководитель – военрук Э.Г. Костяшкин). В основу системы работы школьных туристских лагерей было положено сочетание отдыха детей с трудовой деятельностью. В середине 1950-х годов появились и стали традиционными походы под девизами «Золотая осень» и «Здравствуй, лето!» В 1955 г. в Москве прошла Всесоюзная конференция юных туристов.Дальнейшему развитию школьного туризма и краеведения способствовали походы по местам боевой и трудовой славы советского народа. Центральной детской экскурсионно-туристской станцией и газетой «Пионерская правда» была организована Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников в честь 40-летия Октябрьской революции 1917 г. В июне 1958 г. было создано ^ Бюро международного молодёжного туризма «Спутник» с целями организации поездок зарубежной молодежи в СССР и советской молодежи – за границу и по СССР. Все больше учителей стали использовать туризм как эффективное средство воспитания школьников. Именно на этом принципе строил туристско-краеведческую и экскурсионную работу замечательный педагог В.А. Сухомлинский (1918-1970). Организованные им многочисленные прогулки с детьми носили познавательный характер, были уроками гуманизма. «Настоящее моральное воспитание невозможно без воспитания эмоционального», - писал В. А. Сухомлинский. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1971. – С. 196.Идея всестороннего развития школьников в туристско-краеведческой деятельности глубоко проникала в среду творчески работавших учителей и воспитателей.24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в СССР». В реализации этого закона немалую роль должна была сыграть туристско-краеведческая деятельность учащихся.В 1959 г. были утверждены новые учебные планы и программы в общеобразовательной школе. Перед начальной школой была поставлена задача воспитывающего обучения и развития детей в процессе формирования у них нравственных качеств. Особое значение придавалось экскурсиям, наблюдениям явлений природы.В 1959-1965 гг. была организована экспедиция пионеров и школьников под девизом «По дорогам пятилетки», а в 1966 г. – экспедиция «Из искры возгорится пламя». В каждой экспедиции участвовало до 10 млн. учащихся, был собран большой материал о героях гражданской и Великой Отечественной войн. Школьники познакомились с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, подготовили богатые коллекции, узнали много нового об истории родного края. Общественные, государственные, научные организации и школы давали участникам экспедиций задания.В 1960 г. Министерство просвещения РСФСР и ЦК ВЛКСМ утвердили Положение о республиканских, краевых и областных детских экскурсионно-туристских станциях, в котором были определены цели, задачи и сфера их деятельности. На детские экскурсионно-туристские станции при поддержке их институтами усовершенствования учителей, Дворцами и Домами пионеров возлагалась обязанность проводить семинары, совещания, учебные походы, конференции, консультации для пионервожатых, учителей, руководителей туристских кружков.В последующие годы в ряде постановлений и приказов Министерства просвещения РСФСР прослеживался систематический, целенаправленный подход к совершенствованию содержания и повышению воспитательной роли туристской работы со школьниками. Расширился круг людей, которые по долгу службы стали заниматься вопросами туризма. Это, кроме учителей, – пионервожатые, воспитатели, директора школ, врачи, работники детских внешкольных учреждений, руководители предметных и тематических кружков и др.В печати появились статьи о педагогической ценности туризма и краеведения. А.А. Свечников, А.Ф. Родин и А.К. Ставровский, И.Н. Пилат и многие другие раскрывали цели и задачи, содержание и методику работы с юными туристами и краеведами. В 1962 г. Академия педагогических наук РСФСР издала сборник «Краеведение и туризм во внеклассной работе», в котором показано значение туристско-краеведческой деятельности в реализации программы связи школы с жизнью, раскрыта важная сторона воспитательного воздействия туризма и краеведения на учащихся.Краеведение как необходимый и целесообразный элемент учебно-воспитательного процесса в школе привлекало внимание исследователей. Наиболее полно проблемы краеведения были раскрыты в работах И.И. Бескаравайного, П.В. Иванова, В.Г. Липинака, Н.В. Рубановой. Следует выделить работы А.С. Потресова и М.И. Краймана, в которых нашло свое методическое воплощение слияние туристской и краеведческой деятельности учащихся и которые стали методическими пособиями по туризму для руководителей отрядов юных путешественников.Потресов А.С. Спутник юного туриста. – М., 1962.Крайман М.И. Программы кружков внешкольных учреждений. – М., 1955.В литературе широкое распространение получили вопросы туристской работы с пионерами. Выпущен ряд методических пособий и рекомендаций, в которых предлагался перечень определённых умений и навыков, необходимых пионерам и школьникам в их туристской деятельности. К сожалению, не были разработаны критерии оценки этих умений и навыков.Проблема частично была решена в 1968 г. с разработкой программы «Ориентир», определившей содержание туристских умений и навыков по возрастным (начиная с 9 лет) группам. Программа также содержала требования по сдаче норм на значки «Юный турист» и «Турист СССР». Особый упор делался на организацию школьных туристско-краеведческих кружков, к руководству которыми было рекомендовано привлекать учителей, имевших опыт участия в походах. Для осуществления сложных мероприятий программой рекомендовывалось приглашать специалистов.Интересные исследования были проведены В.В. Гориневской и Н.К. Лейсаковым, которые обосновали медицинские нормы скорости передвижения, веса рюкзака для мальчиков и девочек разного возраста. Практика показала, что медицинские нормы были занижены для подростков среднего и старшего возраста.Гориневская В.В., Лейсаков Н.К. Пешеходный туризм. – М., 1960.Конец 1960-х годов стал периодом активного поиска новых путей и форм развития школьного туризма. Берёт своё начало Всесоюзный поход комсомольцев и молодёжи «Дорогой славы отцов», в котором приняли участие около 3 млн. человек. Молодые патриоты сооружали памятники павшим в сражениях героям, приводили в порядок места захоронений, устанавливали имена тех, кто погребен в братских могилах, писали летопись боевых дел воинских соединений, помогали в поиске пропавших без вести.Первый слёт участников Всесоюзного похода «Дорогой славы отцов» открылся в крепости-герое Бресте (1965).Второй слёт, посвященный 25-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, прошёл в столице СССР (1966).Третий слёт в честь 50-летия Октябрьской революции 1917 г. прошёл в Ленинграде (1967).Четвертый слёт, посвященный 50-летию Ленинского комсомола, состоялся в Киеве (1968).Пятый слёт, приуроченный к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, завершился в Ульяновске (1970).Шестой слёт комсомольцы и молодёжь посвятили 50-летию образования СССР и провели его в Москве (1973).Седьмой слёт в честь 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне финишировал в городе-герое Волгограде (1975).Восьмой слёт, посвященный 60-летию Октябрьской революции 1917 г., проходил в Иванове (1977).Всесоюзный поход завершился в Москве (1980) девятым слётом в честь 110-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина и 35-летия Победы в Великой Отечественной войне.Итоги Всесоюзного похода показали, что туризм стал важным средством воспитания школьников.Большую роль в развития туризма и экскурсий в последующие годы сыграло Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. № 411 «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». Основные положения этого документа были конкретизированы в решениях и постановлениях ряда министерств и ведомств. Так, в постановлении коллегии Министерства просвещения СССР и Комитета физической культуры и спорта при Совете министров СССР от 19 ноября 1969 г. говорилось, что туризм есть средство воспитания, укрепления здоровья, активного отдыха и приобщения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.В 1970 г. Министерство просвещения СССР создало Центральную детскую экспедиционно-туристскую станцию, которая возглавила туристскую работу с детьми.Принятое совместно Секретариатом ВЦСПС, Бюро ЦК ВЛКСМ, коллегией Министерства культуры СССР, президиумом ЦК ДОСААФ, президиумом Советского комитета ветеранов войны в 1971 г. Положение о Всесоюзном походе комсомольцев и молодёжи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа укрепило массовое патриотическое движение, направленное на воспитание у юношей и девушек идейной убежденности, повышение общественной и трудовой активности, готовности к защите Родины и завоеваний социализма.Содержание Всесоюзного похода обогатилось патриотической деятельностью (шефство над инвалидами войны, ветеранами революции и труда, сооружение памятников и мемориальных знаков и т.д.) и общественно полезной деятельностью (охрана природы и др.)Руководство Всесоюзным походом осуществляли центральный штаб при ЦК ВЛКСМ и штабы при ЦК Глава 2. ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕНТуризм, с точки зрения теории физического воспитания, наряду с физической культурой и спортом является важным средством воспитывающего воздействия на детей и подростков. В научно-педагогической литературе нет