Реферат по предмету "Разное"


А. С. Хлобыстова Муниципального образования Кольский район Мурманской области «Утверждаю» директор школы С. В. Петренко 2009 г. Программа

Муниципальное образовательное учреждение Килпъяврская средняя общеобразовательная школа имени А. С. Хлобыстова Муниципального образования Кольский район Мурманской области«Утверждаю» директор школы______________ С. В. Петренко «____» ________________ 2009 г. Программа дополнительного образованиявокального кружка«Дебюд» Для детей в возрасте 11 – 17 лет на 2009 – 2012 г.(срок реализации программы 3 год).Разработчик: Диониз Ю.С.учитель музыки Обсуждена и согласована наметодическом объединениипротокол № ___________ от«___» _____________ 2009 г. Принята на педагогическом совете протокол № ___________ от «__» ______________ 2009 г. Килпъявр 2009 г.^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЧеловеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент. Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно испокон веку живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом. Пение принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата. Разработанная программа носит художественно-эстетическую направленность . Данная модифицированная программа составлена на основе программ для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ: 1. «Хор» Т.Н. Овчинниковой /М., Просвещение, 1986, с.68-98/. Разделы: вокально-хоровая работа; пение произведений, учебно-тренировочного материала и импровизаций; слушание музыки; примерные требования к учащимся. 2. «Вокально-инструментальный ансамбль» /ВИА/ С.С. Кугелевой /М., Просвещение, 1986, с.366-389/. Разделы: постановка голоса; основы музыкальной грамоты и сольфеджио; основы сценического движения и сценическое оформление номеров.Цель программы - развитие музыкально - творческих способностей ребенка, формирование музыкальной культуры. ^ Задачи, решаемые в процессе обучения: 1. В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) музицирования. Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его эвристического мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения.^ Срок реализации программы: программа рассчитана: на 3 год обучения: 1 год обучения: 34 часа, 2 год обучения: 34 часа, 3 год обучения: 34 часа Каждый год обучения имеет свой автономный блок завершения.^ Режим занятий: программа состоит из основных тем, освоение которых предполагает 34 часа в течение каждого учебного года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Группа формируется из детей в возрасте от 11-17 лет. Занятия в учебной группе определяются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.^ Форма занятий: индивидуальная и групповая.Краткие сведения об обучающихся: В вокальный кружок принимаются все желающие. При приеме проверяется музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальная память. Специфика работы, особенно на начальном этапе, предполагает индивидуальную работу по постановке голоса. Состав группы постоянный. Количество учащихся в группе – 12-15 человек^ Ожидаемый результат: За время обучения учащиеся должны овладеть следующими навыками: - сольное исполнение музыкальных произведений под аккомпанемент (музыкальная фонограмма); - коллективное исполнение (дуэт, трио); - выбор репертуара в зависимости от голосовых и возрастных возможностей.^ Должны уметь: - осваивать музыкальные произведения на слух; - «читать с листа» (осваивать произведения, пользуясь нотами); - осуществлять выбор музыкальных произведений для собственного репертуара с учетом голосовых и возрастных возможностей; - работать в творческом коллективе.^ Должны знать: - стили и жанры музыкальных произведений; - принципы построения музыкальной речи. С изучением каждого нового блока программы учащиеся обретают новые навыки, умения, знания. Они не только учатся оценивать музыкальные произведения, но и сами могут исполнять любую понравившуюся им песню, используя при этом свою фантазию, творческое воображение и художественный вкус.Этапы реализации программы.I ЭТАП - развитие мелодического слуха, чувства ритма, устранение характерных недостатков в пении - крикливости, грубости звучания, фальши, неправильной певческой установки. Основная задача - воспитание интереса к музыке и развитие музыкальных способностей детей, умение петь в унисон с включением элементов двухголосия. Большое внимание на занятиях уделяется музыкальным играм.II ЭТАП - развитие гармонического слуха, музыкальной памяти, диапазона. Продолжаются самые разнообразные музыкальные игры. Воспитанники все чаще выступают в роли солистов. Это позволяет сочетать индивидуальный подход к каждому ребенку с работой в ансамбле. Солистом может быть каждый, кто способен эмоционально и выразительно пропеть небольшой запев. Умение петь двухголосие (развитое) и двухголосие с элементами трехголосия. Участие в концертах, в конкурсах и фестивалях.III ЭТАП - воспитанники поют уже трехголосные произведения гармонического и полифонического склада; разучивается обширный певческий репертуар, состоящий из произведений современных композиторов, из русской и западной классики, из народных песен. Воспитанники постоянно совершенствуются в овладении вокально-хоровыми навыками. Продолжается работа по развитию музыкального слуха, чувства ритма, голосового аппарата достаточно широкого диапазона. Участники кружка активно выступает в концертах, принимает участие в конкурсах и фестивалях.Этапы и формы педагогического контроля. Музыкально - певческие навыки формируются довольно медленно. Характерным для выработки динамического стереотипа владения певческим голосом является не только длительность, но и некоторая разновременность становления разных вокальных навыков. Поэтому спецификой вокального обучения считается постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения. Затем они постепенно усложняются и расширяются, что проявляется во все более трудном репертуаре и повышении требований по каждой из задач, которые предъявляются и к каждому индивидуально, и к группе в целом. Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого воспитанника необходимо знать результаты работы в индивидуальном проявлении. Эти знания позволяют успешнее определять содержательную сторону учебного процесса, решать воспитательные задачи. В связи с этим необходимо 1-2 раза в год индивидуально проводить прослушивание всех детей. Программа проверки должна быть достаточно подробной. Время -продолжительным (от 30 до 60 минут), условия - благоприятствующими возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении воспитанника. Педагогическую диагностику желательно проводить за месяц до окончания обучения в группе, чтобы в оставшееся время можно было устранить выявленные недоработки. В процессе прослушивания заполняются диагностические карты. Проверкой знаний, умений и навыков являются открытые, контрольные и зачетные занятия, а также публичные выступления. Сначала в виде показов для родителей, затем в виде творческих отчетов и концертов. Концертные выступления активизируют воспитанников, повышают ответственность за исполнение выученных произведений, прививают навыки выразительного, вдохновенного исполнения песен на эстраде перед слушателями. Очень важной задачей является работа с родителями воспитанников. Привлечение родителей в качестве союзников и помощников оказывает большое влияние на весь ход работы коллектива. ^ Учебно - тематическое планирование.Первый год обучения № п/п Тема Количество часов теория практика всего 1. Музыкально-теоретические дисциплины.Введение. ПрослушиваниеЛад: мажор – минор.Темп: быстро - медленно. Динамика: громко – тихо.Жанры: песня, танец, марш.Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.Формы песни: запев, куплет, припев, кода.Типы голосов.Типы дыхания. 2 1 1 1 1 1 11 - 1 1 1 1 1 11 2 2 2 2 2 2 22 2. Вокальная работа.Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания.Единство художественного и технического. 3 10 13 3. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.Жанровое разнообразие музыки.Роль песни в переломные моменты истории.Песня в жизни человека.Песня на войне.Бардовская песня. 1 1 1 1 1 - -- - -- 1 1 1 1 1 34 Второй год обучения № п/п Тема Количество часов теория практика всего 1. Музыкально-теоретические дисциплины.Введение.Музыкальные инструменты.Симфонический оркестр.Оркестр народных инструментов.Русские композиторы: Чайковский, Глинка, Прокофьев.Зарубежные композиторы: Бах, Бетховен, Моцарт.Народная музыка, ее разновидности.Формы произведений: вариации, рондо.Романс. Известные исполнители романсов. 1 0,5 0,5 0,5 110,50,5 1 - 0,5 0,5 0,5 110,50,5 1 1 1 1 2211 1 2. Вокальная работа.Развитие музыкального слуха, памяти. Работа над тембровой окраской и правильным дыханием. Отработка сценической постановки художественного номера. 4 16 20 3. Музыкально-образовательные беседы.История возникновения романса.Александр Вертинский. 11 -- 11 34 Третий год обучения. № п/п Тема Количество часов теория практика Всего 1. Музыкально-теоретические дисциплины.Введение.Средства музыкальной выразительности.Хор, его разновидности. Типы певческих голосов в хоре.Солист, дуэт, трио, квартет.«Могучая кучка».Современная музыка.Джаз.Рок-музыка. Авторская песня. 1 110,5 0,5 0,5 0,5 0,50,5 - 0,51,50,5 0,5 0,5 0,5 0,50,5 1 1,52,51 1 1 1 11 2. Вокальная работа.Развитие певческого диапазона. Пение фальцетом. Пение речитативом. Освоение придыхательного пения.Работа над музыкальным и сценическим образом. 4 16 21 3. Музыкально-образовательные беседы.Современная музыка – что это?Возникновение джаза. 11 -- 11 34 Содержание программыПервого года обучения Тема Теория Практика Введение. Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Лад: мажор-минор. Лад как система устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика ладового отличия. Определение на слух мажора и минора. Подбор текста к каждому ладу. Сочинение примеров в мажоре и миноре на заданный текст. Темп: быстро - медленно. Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом. Темповые особенности вокальных произведений. Определение на слух темпа произведений. Сочинение попевок в различном темпе на заданный текст. Динамика:громко – тихо. Определение динамики как громкости звучания музыки. Соответствие динамики и образа музыкального произведения. Определение на слух p и f. Сочинение песен в разной динамике на заданный текст. Динамические игры. Жанры: песня, танец, марш. Дать определение жанра. Определение жанровой специфики, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра. Найти примеры разных жанров. Сочинение песни в разных жанрах. Изменение уже существующего жанра. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные. Определение специфики построения произведений. Буквенное обозначение форм. 3-хчастная репризная и безрепризная: сходства и различия. Определение формы произведения на слух. Построение собственного произведения в заданной форме. Формы песен. Определение частей песни, их названия и особенности. Бесприпевная форма. Привести примеры песен с припевом и без. Сочинение песни на заданный текст в заданной форме. Типы голосов. Названия групп голосов, их расположение в хоре. Определение диапазона каждого голоса. Определение диапазона собственного голоса, обозначение типа. Уметь различать на слух. Типы дыхания. Определение типов дыхания, их особенности. Уметь при пении использовать брюшной тип дыхания. Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания.Единство художественного и технического. Определение музыкального слуха, памяти. Определение артикуляции, ее особенностей при пении. Что такое художественный образ произведения? Уметь владеть дыханием, верно артикулировать, определять образ музыкального произведения. Жанровое разнообразие музыки. Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях и взаимодействиях. Роль песни в переломные моменты истории. Беседа о значении песни в разные исторические моменты. Примеры революционных песен. Песня в жизни человека. Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни. История гимнов России. Беседа о главной песни России. Как она менялась и почему? Песня на войне. Показать значение песен во время Великой Отечественной войны. Примеры подвигов, свершившихся с песней. ^ Содержание знаний, умений, навыков детей 1-го года обучения:Должны знать и определять на слух: - музыку разного эмоционального содержания; - музыкальные жанры (песня, танец, марш); - одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму; - средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм; - музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян; - знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию; - знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;Уметь: - верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; - быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты; - петь напевно, легко, светло, без форсирования звука; - соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя); - исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.^ Содержание программыВторого года обучения Тема Теория Практика Введение. Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Музыкальные инструменты. Названия музыкальных инструментов, определение их происхождения и назначения. Определение на слух звучания музыкальных инструментов. Симфонический оркестр. Определение симфонического оркестра, его особенностей. Расположение инструментов. 3 основные группы инструментов оркестра. Дирижер. Жанры музыки, исполняемые симфоническим оркестром. Определение на слух звучание симфонического оркестра. Располагать инструменты в симфоническом оркестре. Оркестр народных инструментов. Определение специфики оркестра народных инструментов. Оркестр русских народных инструментов. Русские народные музыкальные инструменты. Удмуртские музыкальные инструменты. Определение на слух звучания оркестра народных инструментов. Знать национальную принадлежность музыкальных инструментов. Знать и уметь определять звучание русских и удмуртских музыкальных инструментов. Народная музыка, ее разновидности. Особенности народной музыки. Песни обрядовые и календарные. Специфика русских и удмуртских народных песен. Слушание народной музыки, определение ее национальной принадлежности. Русские композиторы: Чайковский, Глинка, Прокофьев. Биографические данные и основные этапы творчества. Произведения для детей. Слушание произведений данных композиторов, особенности стиля. Уметь на слух определять принадлежность произведения автору. Зарубежные композиторы: Бах, Бетховен, Моцарт. Биографические данные и основные этапы творчества.Основные произведения, сделавшие их знаменитыми. Слушание произведений данных композиторов, особенности стиля. Уметь на слух определять принадлежность произведения автору. Формы произведений: вариации, рондо. Отличительные черты формы рондо и вариаций. Буквенное обозначение форм. Слушание музыкальных произведений, написанных в форме рондо. Сочинение песни в вариационной форме и форме рондо. Романс. Определение романса. Специфические черты построения и исполнения романсов. Слушание и анализ романсов русских и зарубежных композиторов. Известные исполнители романсов. Самые известные исполнители романсов в России. Определение их типа голоса. Слушание романсов в исполнении Вишневской, Лемешева, Виноградова и других. Развитие музыкального слуха, памяти. Работа над тембровой окраской и правильным дыханием. Отработка сценической постановки художественного номера. Определение тембра голоса. Пение на сцене, работа над сценическим образом произведений. История возникновения романса. Романс – цыганская песня души. Беседа с использованием звучания романсов в различных исполнениях. Александр Вертинский. Творческий вечер, посвященный памяти Вертинского. ^ Содержание знаний, умений, навыков детей 2-го года обучения:К концу второго года обучения дети могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека, примеры произведений, написанных в форме симфонической сказки, рондо, прелюдии, этюда. ^ Учащиеся должны: - самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений, рондо; - узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты; - выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера; - исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы – до второй октавы; - освоить на слух звучание 1, 3, 5, 6 ступеней, сольфеджировать в их пределах песенки и попевки; - определять двухдольность и трехдольность; - находить длительности: четвертные, восьмые; размер 2/4; - различать звучание мажора и минора. - узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора; - иметь любимые произведения; - знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора); - иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию; - положительно относиться к музыке русского народа; - узнавать на слух народные песни; знать и любить их; - знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по звучанию; - знать состав оркестра русских народных инструментов;^ Содержание программыТретьего года обучения Тема Теория Практика Введение. Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Средства музыкальной выразительности. Определение средств музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр, регистр, интонация. Анализировать прослушанное произведение на предмет использования композитором средств музыкальной выразительности и их влияние на формирование образа произведения. Хор, его разновидности. Определение хора. Виды хоров по составу. Мужской, женский, детский и смешанный хор. Слушание хоровых произведений. Анализ состава хора по количеству партий и по составу. Типы певческих голосов в хоре. Партии в хоре. Названия голосов каждой партии, их диапазон и представители. Хор с солистом. Слушание хоровых фрагментов опер, определение хора. Солист, дуэт, трио, квартет. Определение соло, дуэт, трио, квартет. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Способы деления по партиям. Слушание вокальных и инструментальных ансамблей. «Могучая кучка». Состав «Могучей кучки». Для чего была создана и основные ее задачи. Слушание произведений композиторов «Могучей кучки». Анализ их образов и идей. Современная музыка. Определение современной музыки. Особенности музыкального языка композиторов XX и XXI века. Слушание произведений композиторов XX и XXI века. Определение специфики. Джаз. История возникновения джаза. Джорж Гершвин – американский композитор. Слушание джазовой музыки, определение звучания джазовых инструментов. Рок-музыка. Специфика рок-музыки. Известные рок-музыканты России и зарубежные. Анализ рок-музыки с эстетической точки зрения. Почему она появилась в наше время? Авторская песня. Определение авторской песни. Барды. Особенности гитарной музыки. Слушание и исполнение песен под гитару. Знать особенности стиля Высоцкого, Визбора и других бардов. Развитие певческого диапазона. Пение фальцетом. Пение речитативом. Освоение придыхательного пения.Работа над музыкальным и сценическим образом. Определение фальцета, речитатива. Пение разными манерами. Фальцет – головное звучание. Уметь использовать в нужные моменты пения. Речитатив как выразительный момент. Современная музыка – что это? Беседа о значимости современной музыки, ее особенностях и музыкальном языке. Возникновение джаза. История возникновения джаза как слияния двух культур. Его особенности. ^ Содержание знаний, умений, навыков детей 3-го года обучения:Дети должны: - знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов - дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония; - уметь соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности; - уметь делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором); - разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме; - определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях); - определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора; - знать творчество композиторов «Могучей кучки»; - знать, различать на слух и приводить примеры музыки легких и серьезных жанров; - знать творчество русских композиторов 20 века (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович и др.); - различать и называть особенности авторской песни, джаза, рок- и поп-музыки; - называть композиторов-бардов;Уметь: - петь легко, мягко, не злоупотребляя громкостью звучания голоса; - ясно, грамотно произносить текст; - чисто и выразительно исполнять хором песни с различными видами двухголосия; - определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации; - знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto); - петь в диапазоне: до первой октавы – ми - фа второй октавы, ля малой октавы – до (ре) второй октавы; - передавать при помощи дирижерского жеста темп, динамические оттенки, фразировку, метроритм на примерах классиков. - знать об особенностях и возможностях своего изменившегося голоса, его охране; - - сольфеджировать и импровизировать песни и попевки в любом ладу. - знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать; - знать правила пения и охраны голоса; - использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки, - уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью; - петь в диапазоне: первые голоса – си малой октавы – фа второй октавы, низкие голоса – ля малой октавы – до второй октавы, юноши – ре малой октавы – до первой октавы.Список литературы Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил.Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005. – 99с.Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.