Муниципальное образовательное учреждение гимназия им. А.Л.Кекина г.Ростова Ярославской областиРассмотрена Утверждена На заседании кафедры Приказ по гимназии протокол № от «___» ___________ 200 г. от «___» ___________ 200 г.Программаэлективного учебного предмета«Бизнес и производство»профильный социально-гуманитарный 10 классУчитель Комлева Светлана Ивановна2005 – 2006 учебный годПояснительная запискаВ рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства. Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства учащиеся знакомятся как устроен его мир и учатся успешно действовать в нем. В процессе обучения курса учащиеся познакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики.^ Цели и задачи курса Основная цель предпринимательского образования – формирование первоначальных знаний по основам предпринимательства и умения применять их при организации малого бизнеса. При этом необходимо решать следующие задачи: знакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения; формировать знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в условиях рыночной экономики; развивать экономическое и правовое мышление; воспитывать уважение к чужой собственности и прививать этику цивилизованного предпринимательства; знакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт; вооружать некоторыми методиками выбора своего дела, принятия решений, самоконтроля и самооценки; формировать уверенность в собственных силах и возможностях по осуществлению несложной, доступной возрасту предпринимательской деятельности; воспитывать качества личности как предприимчивость, расчетливость, экономность.^ Методические особенности изучения предмета В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание. Для развития предприимчивости учащимся предлагается больше самостоятельности при выполнении практических работ. Экономность, как качество практического ума проявляется в умении учащимися самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов. Расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить. Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента учащегося. Одинаково быстро думать и действовать всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению. Поэтому методика опирается на деятельностный подход в обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя. Логика и структура курса построена таким образом, что позволяет учащимся самостоятельно и последовательно пройти через основные этапы предпринимательской деятельности: 1. Выработка идеи и ее первоначальная оценка; 2. Разработка бизнес-плана; 3. Опытно-констукторские разработки; 4. Пробный выход на рынок; 5. Коммерческое освоение продукции. Для этого учащимся предлагается поработать над проектом создания собственной фирмы. Рабочая программа предполагает некоторые изменения. В связи с тем, что базовый курс по экономике вводится только в одиннадцатом классе, поэтому на занятиях больше внимания уделяется вопросам экономической теории: "Механизм рыночной экономики", "Денежное обращение", "Налоги и налоговая политика", "Этика и культура бизнеса". Увеличено количество часов на изучение тем "Маркетинг" и "Менеджмент". В программу внесен перечень деловых игр: "Совет директоров или как избежать банкротства", "Конкуренция фирм", "Деловые переговоры", "Прибыльное производство", "Бизнес в кафе", которые несут в себе возможности для развития личности. Содержание курса дополнено уроками – семинарами по решению экономических задач по темам: "Издержки производства", "Прибыль", "Рентабельность", что позволяет развивать экономическое мышление. В поурочном планировании предусмотрена система домашних заданий, последовательное выполнение которых, позволяет учащимся поэтапно разрабатывать свой бизнес-проект. В качестве основных форм организации учебных занятий выступают семинары, лекции, круглые столы, а также предусмотрены практические занятия и деловые игры. Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами я использую метод самостоятельной работы учащихся – проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности. Программа предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 34 часа. В процессе прохождения курса учащиеся разработают собственный бизнес-проект.^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Тема " Предприниматель в рыночной экономике " – 1 час Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Краткая история развития предпринимательства в России. Основные сферы предпринимательской деятельности.^ Тема " Презентация идей " – 2 часа Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи, разработка бизнес-плана, изготовление пробной партии, коммерческое освоение продукции. Методы выработки и источники новых идей. Первоначальная оценка их перспективности.^ Тема " Бизнес – план " – 2 часа Бизнес – план , его назначение и структура. Основные источники информации для составления бизнес-плана.Тема " Производственный план " – 2 часа Основные разделы производственного плана. Производственный процесс и стадии производства. Производительность труда и пути ее повышения.^ Тема " Себестоимость продукции " – 2 часа Структура и методика расчета себестоимости продукции. Основные пути снижения себестоимости продукции.^ Тема " Маркетинг в деятельности предпринимателя " – 7 часов Понятие маркетинга. Основные разделы плана маркетинга: разработка товара или услуги, назначение цены, выбор каналов сбыта, разработка рекламной компании. Основные уровни разработки товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением. Цена. Факторы, влияющие на выбор цены. Сбыт. Оценка потенциального объема рынка и доли рынка для освоения. Основные каналы сбыта и выбор оптимального.^ Тема " Участники предпринимательской деятельности в России " – 2 часа Индивидуальная предпринимательская деятельность, процедура регистрации. Хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив. Физические и юридические лица. Понятие об уставе и учредительном договоре.^ Тема " Менеджмент в деятельности предпринимателя " – 4 часа Основные функции современного менеджмента. Трудовой коллектив и условия найма работников. Организационная структура предприятия и должностные инструкции.^ Тема " Оценка риска " – 2 часа Основные риски в предпринимательстве и способы защиты от них.Тема " Налоги " – 2 часа Налоги и их основные виды. Ответственность налогоплательщика.^ Тема " Финансовый план " – 6 часов Назначение и основные разделы финансового плана. План доходов и расходов и методика его составления. Понятие о самоокупаемости. Точка самоокупаемости. Стартовый капитал. Внутренние и внешние источники финансирования предпринимательства.^ Тема " Презентация проекта " – 2 часаПрактические работы. Самооценка предпринимательских способностей. Разработка конструкции изделия и технологической карты на его изготовление. Разработка бизнес – плана. Изготовление изделия. Деловые игры. Презентация завершенных проектов.Тематический план № Тема Всегочасов Форма обучения Количествочасов 1 Предприниматель в рыночной экономике 2 - лекция - семинар 1 1 2 Презентация идей 2 -лекция - практ. занятие 1 1 3 Бизнес-план 2 - лекция - семинар 1 1 4 Производственный план 2 - лекция - практ. занятие 1 1 5 Себестоимость продукции 2 - лекция - практ. занятие 1 1 6 Маркетинг 7 - лекция - семинар - практ. занятие - деловая игра 2 3 1 1 7 Участники предпринимательской деятельности в России 2 - лекция - семинар 1 1 8 Менеджмент 4 - лекция - семинар - практ. занятие - деловая игра 1 1 1 1 9 Оценка риска 2 - лекция - практ. занятие 1 1 10 Налоги 2 - лекция - практ. занятие 1 1 11 Финансовый план 6 - лекция - семинар - практ. занятие - деловая игра 1 1 2 2 12 Презентация проекта 1 - урок-конференция 1 ^ Поурочное календарное планирование № Тема урока Кол-вочасов Дата УМК Наглядные пособия Тема 1. Предприниматель в рыночной экономике – 2 часа 1 Экономика в России 1 08.09 [2]77-83 [1]99-108 Опорная схема 1-2 2 Место и роль предпринимателя в рыночной экономике 1 15.09 Тема 2. Презентация идей – 2 часа 3 Этапы предпринимательской деятельности 1 22.09 [1]109-117 [4] Опорная схема 3 4 Первоначальная оценка идеи 1 29.09 Тема 3. Бизнес-план – 2 часа 5 Назначение и структура бизнес-плана 1 06.10 [1]54-56 [6]3-17 Опорная схема 6 6 Круглый стол "Основные источники информации" 1 13.10 Тема 4. Производственный план – 2 часа 7 Основные разделы производственного плана 1 20.10 [1]56-68 [3] Опорная схема 4,8 8 Практическое занятие "Разработка технологической карты" 1 27.10 Тема 5. Себестоимость продукции – 2 часа 9 Методика расчета себестоимости 1 18.11 [1]68-75 [4]199-206 Опорная схема 9-11 10 Практическое занятие "Расчеты по определению себестоимости продукции" 1 25.11 Тема 6. Маркетинг в деятельности предпринимателя – 7 часов 11-12 Основные разделы плана маркетинга 2 02.12 09.12 [1]75-92 [4]154-160 [5]79-95 [3] Опорная схема 12-17 Раздаточный материал 13 Цена товара 1 16.12 14 Сбыт 1 23.12 15 Деловая игра "Прибыльное производство" 1 30.12 16 Практическое занятие "Расчет бюджета на рекламу" 1 19.01 17 Семинар "Фирменный стиль предприятия" 1 26.01 Тема 7. Участники предпринимательской деятельности в России – 2 часа 18 Формы предпринимательской деятельности 1 02.02 [1]5-24 [2]4-17 Опорная схема 18 19 Регистрация предпринимательской деятельности 1 09.02 Тема 8. Менеджмент в деятельности предпринимателя – 4 часа 20-21 Основные функции современного менеджмента 2 16.02 23.02 [1]109-117 [3] Опорная схема 19 22 Деловая игра "Совет директоров" 1 02.03 23 Практическое занятие "Организационная структура предприятия" 1 09.03 Тема 9. Оценка риска – 2 часа 24 Риски в предпринимательстве 1 16.03 [1]117-120 [2] Опорная схема 20 Раздаточный материал 25 Практическое занятие "Бизнес в кафе" 1 23.03 Тема 10. Налоги – 2 часа 26 Сущность налогов, их основные виды 1 06.04 [1]120-125 [2]98-112 Опорная схема 21 27 Практическое занятие "Расчет налогов" 1 13.04 Тема 11. Финансовый план – 6 часов 28 Назначение и разделы финансового плана 1 20.04 [1]125-137 [6]20-42 [5]95-104 [3] Опорная схема 22-24 29 Практическое занятие "Составление плана доходов и расходов" 1 27.04 30 Практическое занятие "Определение точки самоокупаемости" 1 04.05 31 Источники финансирования предпринимательства 1 11.05 32 Деловая игра "Деловые переговоры" 1 18.05 33 Деловая игра "Конкуренция фирм" 1 25.05 Тема 12. Презентация проекта – 1 час. 34 Урок-конференция "Защита учебных проектов" 1 28.05 Требования к результатам усвоения учебного материалаУчащиеся должны знать: Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений; Определение рынка, его сущности, виды; Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные срыночным механизмом: а) что такое рынок, виды рынка; б) что такое спрос и предложение; в) что такое деньги, функции денег; г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение; д) что такое конкуренция, фирмы; е) что такое маркетинг и его основные разделы; ж) что такое менеджмент; з) основные риски и способы защиты от них; и) что такое налоги и их основные виды.^ Учащиеся должны уметь: Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессыэкономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точкузрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изученииэкономических процессов; Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономическихресурсов для производства товаров и услуг; Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план; Составлять производственный план; Рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги; Составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки самоокупаемости; Оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом; аргументированоотстаивать собственные позиции.Оценка качества знаний, умений, навыков Проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление оперативного контроляза ходом их выполнения. По мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются осоставлении бизнес-проектов. Презентация законченных бизнес-проектов.Примерная тематика бизнес-проектов1. Бизнес-план создания предприятия по производству комбинезонов для собак. 2. Бизнес-план создания предприятия по выращиванию водяных лилий. 3. Бизнес-план создания предприятия по производству картин, вышитых крестом. 4. Бизнес-план создания предприятия по производству салфеток, вязаных крючком.Учебно-методическое обеспечение курсаОсновная и дополнительная литература для учащихся.1. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000. 2. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр "Академия", 2004.Основная и дополнительная литература для учителя.3. Волков О.В. Экономика предприятия: курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2004. 4. Прикладная экономика. Учебное пособие для учащихся в старших классах. Пер. с англ./Junior Achievement. – М.: Просвещение, 1992. 5. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. Практ. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 1999.