Предмет и задачи риторики – это наука о теории, мастерстве и законах искусства красноречия. Соотношение риторики и философии – без философского осмысления невозможно решение любого вопроса, любой проблемы, любой задачи. Решать проблему в глобальном, философском ключе-это значит придавать ей общечеловеческое значение, поднимать ее на более высокий нравственный и духовный уровень, повышать ценность речи. Соотношение риторики и логики – логика-это наука о законах правильного мышления.
Логическая цепочка повествования и доказательств должна быть безупречно точной, чтобы люди поверили вам безоговорочно. Чтобы слушатель вам поверил, нужны точная последовательность и безупречность доказательств. Связь этики и эстетики с риторикой-Этика-наука о законах нравственности и морали общества. Эстетика-это наука о законах красоты. Использование методов психологии в риторики – это наука изучающая законы психической деятельности человека. Надо знать и изучать законы психики, законы психического поведения
человека, все, что связанно с нервной деятельностью человека, его душевным состоянием. Как реализуется в риторике данные языкознания и орфоэпии –Языкознание наука о законах языка. Грамотная речь вызывает у слушателя уважение и к оратору, и к тому что он произносит. Правильная речь может передать не только что любую мысль, но и самый тонкий оттенок мысли и чувства. Орфоэпия наука о законах правильного произношения и ударения.
Неприятно, тяжело слушать человека, коверкающего знакомое слова, неверно ставящего ударение. Время и причины формирования риторики – Античная риторика родилась а Древней Греции из героического эпоса и драмы, но в отличие от этих жанров речи были необыкновенно актуальны и помогали решать именно те вопросы и проблемы, которые возникали в данный момент жизни греков. Причем красноречие взяло от других жанров самое лучшее: эмоциональность высокую художественность, привнесло
в искусство силу логики и убедительность. Кем являлись в Древней Греции Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен? Их вклад в развитие риторики – Горгий (480-380гг.до. н.э.) разработал приемы риторической художественной прозы, используя для повышения ее психологического воздействия поэтическую выразительность. Он сознательно применят определенные стилистические средства украшения (горгианские фигуры).
Лисий (435-380гг.до.н.э.) – афинский оратор и логограф. Умел отражать в речи особенности характеров своих клиентов. Благодаря простой манере изложения он считался великим мастером речи. Исократ (436-338гг. до.н.э.) – афинский оратор, учитель риторики, публицист, логограф. Представитель торжественного, пышного красноречия.
Сам публично не выступал. Имел свою школу риторики. Демосфен (384-322гг до.н.э.) – афинский оратор и политический деятель. Страстные речи против македонского царя Филлипа II за свободу Греции вошли в историю человеческой культуры как филлипики. Его манеру речи отличало эффективное применение риторических средств.
Для его речей характерны воодушевление и проникновенная страстность, покоряющая логика и острая аргументация. Основные черты древнегреческой риторики Платона и Аристотеля – Платон (427-347гг до.н.э.) – один из выдающихся греческих мыслителей. Обобщил опыт мастерства речи на примерах выдающихся ораторов, в том числе Сократа. Аристотель (384-322гг. до.н.э.) – великий древнегреческий философ, ученый-энциклопедист.
Полагал, что риторика должна развивать способность убеждения. Он возражал против смещения разных стилей Древнеримское понимание риторики (Цицерон, Квинтилиан) – Цицерон (106-43гг. до.н.э) – философ, оратор, политический деятель и писатель. Цицерон был самым крупным представителем римского классического красноречия, достигшего в его лице совершенства. Квинтилиан (35-100гг. н.э.) – оратор, ритор.
Написал “Наставление оратору” в 12 книгах, начиная с элементарных основ, с изложением всей риторической теории. Теоретик литературного классицизма, реформатор литературного стиля своей эпохи. Гомилетика как отрасль риторики – церковное, богословие красноречие, унаследовавшее основные принципы античной науки. Основы древнерусского красноречия – были народные традиции.Существуют тексты, свидетельствующие о высокой культуре устной речи “Золотое слово
Святослава”(Слово о полку Игореве), “Поучение Владимира Мономаха” (Поучение чадам своим) и др.Древнерусские произведения до монгольского нашествия свидетельствуют,что старинному русскому красноречию были присущи: высокое уважение к книжному слову,мудрой речи, словесному мастерству. Значение деятельности епископа Макария и Феофана Прокоповича для русской риторики – первые русские руководства по риторики
XVI I века написана вологодским епископом Макарием одним из создателей Славяно-греко-латинской академии, и сподвижником Петра I Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую направленность они служили пособием для овладения особым проникновенным, выразительным голосом, интанациями,принятыми в церковной службе, речитативом.
М.В.Ломоносов и его вклад в русскую риторику XVIII века – наиболее заметный след в развитии теории риторики XVII века оставило “Краткое руководство к красноречию”.Оно предназначалось для нужд просвещения,образования,несколько раз переиздавалось для молодежи жаждущей знаний.Он понимал значение красноречия в языковой культуре народа и связал риторическую систему со стилями речи, разработал теорию трех стилей (возродил античную традицию).
Ломоносов соединил риторику с русским языком, русской традицией, русской наукой. Стилистические или риторические фигуры – это зафиксированные обороты речи,являющиеся подлинным ее украшением, поднимающие речь на высокий эмоциональный уровень.Они используются для усиления выразительности высказывания обогащают и разнообразят текст. Синтаксический параллелизм как средство художественной выразительности – это одинаковое построение
соседних предложений или их частей. Используются в афоризмах, пословицах – там, где требуется краткость, лаконичность. Анафора и эпифора как средство художественного синтаксиса – эпифора – это концовка или повторение слов или их сочетаний в конце конструкции. Антитезы и оксюморон – 1.Это противопоставление контрастных положений, понятий, образов. В ее основе лежат антонимы.Обычно антитеза может ограничиваться всего двумя словами, как правило в
заглавиях: “Войны и мир”, “Волки иовцы”.2. Как и антитеза, строится на противоположностях, но они не противопоставлены, а слиты и отражают противоречивость явлений жизни, они парадоксальны: “Смех сквозь слезы”, “Пышное природы увяданье”. Что относится к понятию “Культура речи” - под ней понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:
1. Богатство ( разнообразие) речи; 2. Ее чистота.3. Выразительность. 4. Ясность и понятность. 5. Точность и правильность. Что в риторике понимается под словом этос – это нравственно-ценочный критерий речь в котором должна быть правдивой, соответствовать истине, должна преследовать благородные цели, служить добру. Какими средствами достигается выразительность речи – в устном варианте речи – это богатейшие по истине
неисчерпаемые возможности интонации, ударений, пауз, тона, тембра, темпа, и силы звука. Выразительность имеет свою шкалу: от того минимума внятности, правильности, который обеспечивает понимание текста, до многоцветного артистического исполнения, в котором расскрываются новые глубины смысла и чувства. Основные правила чтения книг – во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены раннее.
Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы. Верный признак понимания прочитанного – умение передать его содержание своими словами. Пересказ прочитанного – своебразноя тренировка для оратора: обогащается его речь, совершенствуются лекторское мастерство. Для чего нужна целевая установка в речи - она облегчает восприятие речи. Говорящий должен ясно представлять для чего, с какой целью он произносить речь, какой реакции слушателей
добивается.Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении. Что в риторике понимается под композицией речи – под ней понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Основные правила и приемы композиции - 1.Пересекающиеся сюжетные линии; они соприкасаются: например линии семейств Болконских, Ростовых, Безуховых.2. Временный перенос места действия; повествование начинается
не сначала, а с итога жизни героя к примеру “ Мцыри”. 3.Обрамление текста документами (записки, переписка). 4.Приемы поэтического творчества.5.Рассказ в рассказе. В чем различие монолога, диалога и полилога - в монологе один участник общения говорит, а другие молчат, они воспринимают речь первого.В диалоге каждый из двоих участников общения, в сущности, произносят
небольшой монолог, и они все время меняются ролями.И полилог т.е. разговор многих обычно нескольких человек, обменивающихся по очереди небольшими монологами. Основные способы подготовки речи – 1.Запись текста.2. Выступление с опорой на текст.3.Выступление без записей.4.Выступление экспромтом. Назначение и особенности развлекательной речи – она не содержит иной цели кроме заключающейся в ней
самой.Она сама по себе должна развлекать и потешать слушателя.В ней шутка и серьезная мысль, правда и вымесел.Она проникнута единством связного повествования, или состоит из анектодов.В ней юмор много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура преувеличения. Назначение информационной речи – она пробуждает любознательность и дает новое представление о предмете.Она может быть повествованием, описанием,объяснением.
Информационная речь должна отвечать следующим требованием : 1.В ней ничего не должно быть спорного;2.Она должна вызывать пытливость;3.Она должна удовлетворять запросы слушателя.4.Сообщение должно быть актуально. Особенности убеждающей речи – она логическими доводами доказывает или опровергает какое-либо положение.В этих речах любимыми методами – логическими или иными – оратор убеждает согласится с ним в спорном
вопросе.Такая речь стремится определить образ мышления и поведения, но она не призваает к непосредственному действию. Что представляет собой призывающая к действию или агитационная речь – она заставляет слушателя почувствовать потребность делать то, о чем просит оратор.Можно призвать к действию новому, к продолжению или прекращению прежнего.Призыв к действию бывает прямым и косвенным. Что такое стилистика – это учение о стилях их разграничении
о выборе выразительных средств языка. Деление устно-разговорных стилей – они делятся на : литературно-разговорный – это речь образованных людей в учебных заведения, в деловом производственном общении, в учреждениях культуры; разговорно-бытовой – это речь в домашних условиях, на отдыхе на улице; тут встречаются не строгие обороты речи и слова, выходящие за границы нормы литературного языка; ораторский-строгий вариант устной-публичной речи: на конференциях,собраниях,лекции,доклады, сообщения пр.;этот стиль находится
в рамках литературной нормы. Риторические функции и определения - бывают трех видов: 1.Классификационные , где определение при помощи классификации указывает род, которому принадлежит понятие и его видовые отличия.2.Определение при помощи синонимов и антонимов вряд ли требует объяснения.3.Обычно самым выразительным способом определения является пример, конкретный и характерный случай, который типичен для нуждающегося в определении понятия. Виды авторских утверждений – бывают трех видов 1.Утверждения
основанные на авторитете самого автора, и лучший способ убедить всех – в действительности обладать качествами, внушающими доверие, т.е. быть добросовестным, прямолинейным, объективным и хорошо знать предмет.2.Убеждение на основе общественного мнения является вторым по своему значению.3. Утверждение следующих лиц, авторитетное мнение – вопрос не только доходчивости речи, но и этики оратора. Композиционные части конспекта – 1.Введение(подход к теме и конкретная цель, пояснение и предварительный
обзор основных пунктов главной части).2.Главная часть.3.Заключение. Основные требования предъявляемые к тезису – тезис должен быть достаточно подкреплен вспомогательными пунктами, расположенными под ним.В речи агитационного характера тогда достаточно подтезисов, когда понятно, что можно подвести слушателя к тому или иному убеждению. Для чего нужно редактирование конспекта – оно необходимо чтоб он был ясным, конкретным, кратким и отвечал
специфике вопроса.Конспект не может и не должен заключать все богатство самой речи.Но вдумчивое словесное его оформление составляет первое условие, которое определит в конечном итоге впечатляющую силу речи при ее признесении и будет также необходима для оратора как партитура для музыканта. Какая разработка делается на основе двух предметов – разработка делается на основе уподоблений и противопоставлений двух предметов. Перечислите зрительно воспринимаемые элементы речи – во время выступления слушатели
присматириваются к оратору: как он стоит, какое унего выражение лица,какая походка,что он делает руками. Основные виды жестов – их несколько видов1.Выразительные.2.Описательные.3.Ук азывающие.4.Подражательная жестикуляции. Строение голосового аппарата – он состоит из четырех частей: дыхательных органов,вибраторов,резонаторов и артикуляторов. Значение интонации, основные недостатки интонирования – она создает общий мелодический склад речи,т.е. рисунок речи.По тону мы можем определить не только чего хочет человек ,
но и искренен ли он или издевается, заинтересован или скучает,доволен или огарчен. Тембр,темп как голосовые характеристики - это характерная окраска звука, он определяется плотностью,формой и размерами тела, приведенного в состояние колебания, и особенностями среды в которой оно вибрирует. Какие требования предъявляются к артикуляции – она связана с требованием членораздельного,отчетливого произношения.От неправильного произношения можно избавится систематически и тщательно изучая словари
и внимательно прислушиваясь к речи окружающих, а в особенности образованных людей. Что такое неориторика – это современная , обновленная риторика, прямое продолжение риторики классической. Смысл понятий коммуникатор и перципиент – 1.Это говорящее лицо или отправитель речевых сигналов.2.Это лицо принимающее речевой сигнал. Назовите ситуации побуждающие к высказыванию – 1.Бригадир дает задание рабочим –строителям.2.Я решил написать письмо другу.3.Науроке географии ученик вызван отвечать урок.4.Встретились
друзья и рассказам нет конца.5.Преподавателя истории попросили выступить с лекцией “О крещении Руси”. 6.Журналист берет интервью у известной актрисы. Что такое мотивация – это потребность высказывания превратившаяся в конкретную цель, она начинает руководить действиями автора. Мастерство оратора и понятие ораторской этики – оценка слушателями языкового риторического мастерства оратора или собеседника, которая проявилась в выступлении.
Его ошибки в ударениях, орфоэпии, выборе слов, образовании падежных форм и т.д.раздражают слушателя;примитивный уровень речи разочаровывает.С другой стороны, мастерство, остроумие, уместный намек, яркий художественный образ вызавают уважение к выступающему и следовательно к его речи.Если цель выступления- убеждение слушателей, то результат этого убеждения – главный критерий мастерства оратора.Этика -это учение о морали,система норм нравственного поведения.
Этикет –установленный, принятый обществом порядок поведения, отраженный в речевых формах. Эитек этичен только тогда,когда отражает душевное богатство личности.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |