ПРОГРАММЫ И ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙдля поступающих в аспирантуру МГИМ им. А.Г.Шнитке(специальность 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания).ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ1.Требования к реферату Вступительный реферат по специальности должен представлять собой научно-исследовательскую работу объёмом 25 – 30 страниц (желательно, чтобы материал был напечатан на компьютере 14 шрифтом через 1,5 интервала). Содержание и тематика реферата должны отражать актуальные проблемы музыкальной педагогики, в частности, в её музыкально-теоретических, музыкально-исторических либо музыкально-исполнительских аспектах. Автору реферата необходимо опираться на определённый круг научно-литературных источников (материалов). Отсутствие соответствующего научно-теоретического фундамента поставит под сомнение профессиональную состоятельность автора реферата и, тем самым, его возможность поступления в аспирантуру. Структура реферата определяется автором. В то же время в реферате должны быть обозначены следующие позиции: 1. Обоснование актуальности темы; 2. Обзор необходимой научной литературы; 3. Анализ материала, взятого в разработку. Суждения и умозаключения автора по результатам проведённого анализа. 4. Резюмирующие положения, выводы. 5. Библиография. Назначение реферата – выявить профессиональный уровень автора, продемонстрировать его творческий потенциал, дающий основание претендовать на поступление в аспирантуру. 2. Поступающий в аспирантуру должен обнаружить необходимые знания в области теории и методики музыкального образования и воспитания, выявить профессиональную эрудицию в предполагаемой сфере исследования. Следует проявить осведомлённость о наиболее важных музыкально-педагогических идеях, высказывавшихся в прошлом и настоящем, ориентироваться в проблемах, требующих своего решения в теории и практике преподавания музыки на современном этапе. Необходимо продемонстрировать владение понятийно-категориальным аппаратом, проявить научно-аналитические способности, а также умение достаточно ясно и точно излагать свои мысли. Вступительный экзамен по специальности призван выявить степень готовности абитуриента к научно-исследовательской работе в области музыкальной педагогики. ^ Методологические и психолого-педагогические основы обученияПедагогика как наука, как особая отрасль человековедения. Связь педагогики с другими науками (философией, психологией, социологией, эстетикой и др.) Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как одна из основных целей и задач современной педагогики. Воспитывающее обучение, его характерные особенности и свойства. Педагогический процесс: структура и основные составляющие (компоненты). Основные закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Содержание образования: теория и практика. Технология обучения как последовательная и целенаправленная система практических действий педагога, ориентированная на решение актуальных воспитательно-образовательных задач. Формы и методы осуществления целостного педагогического процесса. Классификация и отличительные особенности методов обучения. Проблемы активизации познавательной деятельности учащихся. Возрастные особенности учащихся и способы активизации их интереса к занятиям. Организация самостоятельной работы учащихся. Самообразование как действенное средство повышения эффективности подготовки учащейся молодежи к будущей профессиональной деятельности. Развивающее обучение: сущность, принципы, приёмы и способы осуществления. Проблемное обучение: виды и формы. Основы управления современными педагогическими структурами. ЛитератураБабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1984 Безрукова В.С. Личностный фактор в системе теоретической педагогики. –Педагогика, 2007, № 5. Болотов В.А., Сериков В.В. Размышления о педагогическом образовании. – Педагогика, 2007, № 9. Гершунский Б.С. Философия образования. – М., 1998. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М., 2000. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982. История педагогики и образования. Учебное пособие. Ред А.И.Пискунова. – М., 2001. Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения. –Педагогика, 2007, № 9. Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника. – Журн. Педагогика, 1996, № 3. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. – М., 2000. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В двух томах. – М., 1989. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2004. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. – М.. 1998. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995. Профессионально-педагогические аспекты обучения музыкеСистема музыкального воспитания и образования в современной России. Отличительные черты и особенности профессионального и дополнительного музыкального образования. Музыкальные способности. Виды и разновидности. Формирование и развитие музыкальных способностей в процессе обучения. Атрибутивные черты и характеристики творческой личности в сфере музыкальной культуры и педагогики. Виды и формы проявления творческой активности в учебной деятельности. Методы формирования творческих способностей у учащихся-музыкантов. Профессиональные способности педагога-музыканта. Индивидуально-личностные качества педагога как компоненты его профессиональной деятельности. Коммуникативные способности преподавателя и техника педагогического общения. Стили преподавания. Характеристика авторитарно-установочного («императивного) и либерально-сотворческого («толерантного») стиля преподавательской деятельности. Традиции в российской музыкальной педагогике. Их отличительные особенности. Традиционное и инновационное в современной теории и практике обучения музыке. Звукозаписи и их использование в учебно-образовательном процессе. Позитивные и негативные аспекты звукозаписей как метода учебной работы в музыкально-исполнительском классе. Урок музыки. Специфические особенности групповой и индивидуальной («диадической») формы занятий. Задачи и содержание урока. Взаимопонимание и взаимодействие учителя и ученика. Подготовка педагога к уроку. ЛитератураАбдуллин Э.Б. Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М., 2004. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.,1978. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1963. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России. – Тамбов, 2002. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969. Каган М.С. Музыка в мире искусств. – СПб, 1996. Коган Г.М. Избранные статьи, вып. 2 и 3. – М., 1972, 1985. Коган Г.М. У врат мастерства. – М., 1977. Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. – М., 2002. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы. – Советская музыка, 1980, № 9. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. – М., 2000 Методологическая культура педагога-музыканта. Ред. Э.Б.Абдуллина. – М., 2002. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. Статьи и фрагменты. – Л., 1990. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. – М., 2002. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. – М., 1988. Николаева Е.В. Особенности музыкального образования в Древней Руси с Х1 до середины ХУ11 столетия. М., 1998. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Учебное пособие. Ред. Г.М.Цыпина. – М., 2003. Савшинский С.И. Пианист и его работа. – Л., 1961. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. Л., 1964. Старчеус М.С. Слух музыканта. – М., 2003. Степняк Ю.В. Управление учебно-образовательными структурами в сфере культуры и искусства. – М., 2004. Сухова Л.Г. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы. – Тамбов, 2004. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. В сб. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. Хазанов П.А. Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе «учитель – ученик». – М., 2006. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1994. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. – М., 1960. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования, части 1 и 2. – М., 2008. Юдин А.П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике Х1Х века. – М., 2004. ^ 3.Дифференцированные требования к поступающим в аспирантуру по отдельным музыкальным дисциплинам и направлениям исследованияОбучение игре на музыкальных инструментах (фортепиано, струнные, духовые и народные инструменты):Музыкально-исполнительские способности и их развитие в процессе обучения. Первоначальный этап обучения игре на музыкальном инструменте. Организация игровых движений ученика. Планирование процесса обучения. Вопросы составления учебного репертуара. Работа над полифонией; над произведениями малой и крупной формы, Формирование технических умений и навыков. Работа над этюдами и упражнениями. Содержание, структура и основные элементы урока в музыкально-исполнительском классе. Формы и виды проведения урока. Индивидуальный подход к учащемуся как средство установления необходимого взаимопонимания и взаимодействия между ним и педагогом. Учёт индивидуальных природных возможностей (задатков, способностей) учащегося и в этой связи варьирование стратегии и тактики обучения. Современные концепции интенсификации обучения в классах фортепиано, скрипки, баяна и других музыкальных инструментов. Работа над музыкальным произведением. Этапы и стадии. Организация процесса изучения нового музыкального материала. Исполнительский замысел и его реализация в процессе работы над музыкальным произведением. Публичное выступление учащегося. Подготовка учащегося к выступлению. Проблема эстрадного волнения – возможные пути и способы ее решения. ЛитератураАлексеев А.Д. История фортепианного искусства. Части 1,2,3. – М., 1962, 1967, 1982. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. – Л., 1929. Вицинский А.В. Беседы с пианистами. – М., 2004. Вицинский А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. – М., 2003. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Ред. С.М.Хентовой. – М.-Л., 1966. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. – М., 1968. Гинзбург Л.С., Григорьев В.Ю. История скрипичного искусства. – М., 1990 Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. – М., 1961. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. – Москва-Магнитогорск. 1998. Дегтярёв А.Л. Учителя и ученики. Актуальные вопросы современного музыкального исполнительства и обучения игре на духовых инструментах. – М., 2008. Коган Г.М. Работа пианиста. – М., 1963. Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л. 1967. Малиновская А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования. – М., 2005. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982. Теория и методика обучения игре на фортепиано. Ред. А.Г.Каузовой и А.И.Николаевой. – М., 2001 г. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984. ^ Теория и история музыкиЦели и задачи музыкально-теоретических и музыкально исторических дисциплин. Особенности построения этих курсов в средних и высших специальных (музыкальных) учебных заведениях. Принцип преемственности в изучении музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин. Проблема комплексного (теоретического и практического) изучения основных элементов музыкального языка. Общие понятия об элементах и средствах музыкальной выразительности: мелодике, ритме, ладотональности. Мелодико-синтаксические структуры и их эволюция в истории музыкальной культуры. Теоретико-методические основы формирования и развития музыкальных способностей. Возрастные и профессиональные аспекты развития способностей. Принципы построения основных музыкально-теоретических курсов (сольфеджио, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений и др.). Понятие о музыкальных жанрах. Основания и принципы жанровых классификаций. Народно музыкальное творчество как феномен музыкальной культуры и объект изучения в профессиональных музыкальных учебных заведениях. Основное содержание и компоненты курса «Народное музыкальное творчество». Интенсификация форм и методов освоения музыкально-теоретических дисциплин на современном этапе. Самостоятельная работа учащегося. Деятельность педагога-теоретика по совершенствованию «технологии» домашних занятий учащегося.ЛитератураАлексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: рассуждения о судьбах народной песни. – М., 1988 Асафьев Б.В. Русская музыка. – Л., 1979 Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. – М., 1978. Волков А.И., Подъяблонская Л.Р., Родина Т.Б., Ройтерштейн М.И. Основы теоретическая музыкознания. Ред. М.И.Ройтерштейна. – М., 2003. Зарубежная музыка ХХ века. Материалы и документы. Ред. И.В.Нестьева. – М., 1975. История современной отечественной музыки в 3-х выпусках. Ред. М.Е.Тараканова и Е.Б.Долинской. – М., 1995, 1999, 2001 гг. Карасева М. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха. – М., 2002.Кузнецов И.К. Теоретические основы полифонии ХХ века. – М., 1994. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. – М., 1978. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. – М., 1972. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. – М., 1967. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М., 1993. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. Ред. М.Е.Тараканова. – М., 1982. Протопопов Вл. Вариационные процессы в музыкальной форме. – М., 1967. Протопопов Вл. История полифонии в её важнейших явлениях. Западноевропейская классика. – М., 1965. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа. – М., 2001. Ройтерштейн М.И. Полифония. – М., 2002.Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. – М., 1994. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. – М., 1973. Холопов Ю.Н. Современная музыка в курсе анализа музыкальных произведений. – М., 1966.Теория современной композиции / Отв. Ред В.С. Ценова. – М., 2005. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. – М., 1970.Основные этапы и стадии развития мировой музыкальной культуры: исторический аспект.Древние музыкальные культуры. Европейская музыка эпохи Возрождения. Понятие о стиле барокко. Бах, Гендель. Классицизм. Оперная реформа Глюка. Венская классическая школа: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Эпоха романтизма в европейской музыкальной культуре. Крупнейшие представители романтического направления в музыке (Шуберт, Вебер, Шопен, Лист, Шуман, Мендельсон и др.) Период позднего романтизма: Вагнер, Брамс, Брукнер. Европейская музыка на рубеже Х1Х – ХХ столетий. Основные направления музыкальной мысли и стилевые феномены: импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм и др. Основоположники и наиболее видные представители этих течений и направлений в европейской и мировой музыкальной культуре Дебюсси, Равель, Малер, Р.Штраус, Онеггер, Хиндемит и др. Ново-Венская школа и её представители. Мировая музыкальная культура второй половины ХХ в. Калейдоскоп художественно-стилевых направлений, творческих поисков и экспериментов. Национальные концепции освоения различных типов музыкального мышления в разных странах мира, синтез в современной музыке внеевропейских стран национальной и европейской традиций (ближнее зарубежье, США, страны Азии и Латинской Америки). Массовая музыкальная культура ХХ века. Этапы ее становления и развития, современное состояние. ЛитератураЛиванова Т. История западноевропейской музыки до 1769 г. Учебник. Т.1. – М., 1982. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Учебник для музыкальных ВУЗов. Вып. 1. – М., 1969. Евдокимова Ю. История полифонии. Т.2А. Эпоха Возрождения. XV век. – М., 1989. Дубравская Т. История полифонии. Т. 2Б. XVI век. – М., 1990. Левик Б. История зарубежной музыки. Вып.2. – М., 1980. Конен В. История зарубежной музыки. Вып.З. – М.,1981. Друскин С. История зарубежной музыки второй половины XIX века. Вып.4. – М., 1963. Музыка Австрии и Германии. – М. 1975. Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 2-я. – М., 1990. Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 3-я. – М., 2003. История зарубежной музыки. Вып.5. – М., 1998. История зарубежной музыки. Вып.6. – С-Пб., 1999.Русская музыка: историко-стилевой аспект.Становление русской национальной композиторской школы. Творчество Е.И.Фомина, Д.С.Бортнянского, И.Е.Хандошкина и др. Музыкальный театр; хоровые и камерно-инструментальные жанры русской музыки на рубеже XVIII – ХIХ вв. Русская музыка первой половины ХIХ в. Оперное творчество А.Н.Верстовского и его роль в становлении жанра оперы на русской сцене. Характеристика русского романса и его места в отечественной культуре начала Х1Х в. Творчество А.Е.Варламова и А.Л.Гурилёва. М.И.Глинка и его историческая роль в русской музыкальной культуре. Общая характеристика творческого наследия композитора. А.С.Даргомыжский как младший современник и ближайший последователь М.И.Глинки. Общая характеристика творчества А.С.Даргомыжского. 50-60-е годы ХIХ в. в истории русской музыки. Образование первых профессиональных музыкальных учебных заведений в России. Деятельность А.Г. Рубинштейна и его брата, Н.Г.Рубинштейна. М.А.Балакирев и «Могучая кучка». Общая характеристика творчества А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, Ц.А.Кюи. Роль и значение «кучкистов» в истории русской художественной культуры. П.И.Чайковский. Эстетические воззрения и творческие принципы. Общая характеристика творческого наследия Чайковского. Произведения композитора как вершина русского музыкального романтизма второй половины ХIХ в. Беляевский кружок и его представители. «Серебряный век» в русской музыке на рубеже ХIХ – ХХ вв. Творчество А.Н.Скрябина, С.В.Рахманинова, Н.К.Метнера как наивысшее достижение русской музыки в период «Серебряного века». Общая характеристика творческого наследия А.Н.Скрябина, С.В.Рахманинова, Н.К.Метнера. Крупнейшие художественные феномены и явления русской музыки ХХ столетия. С.С.Прокофьев и Д.Д.Шостакович. Общая характеристика жизненного и творческого пути этих композиторов. ЛитератураКелдыш Ю. История русской музыки. Т. 1-3. – М., 1947 - 1954. Левашева О., Келдыш Ю. История русской музыки. Т. 1 (от древнейших времен до середины XIX века). Изд.2. – М.,1980. Келдыш Ю., Корабельникова Л., Корженьянц Т., Левашев Е., Сабинина М.. История русской музыки. В 10-т. – М., 1979 - 1997. История современной отечественной музыки. Вып. 1 (1917-1941). – М., 1995; Вып. 2 (1941-1958). – М., 1999.Преподавание пения и дирижерско-хоровых дисциплин.Специфика обучения в вокальном классе. Развитие голоса; формирование и совершенствование основных вокальных умений и навыков. Традиционные и современные приёмы и способы обучения пению. Упражнения на распевание. Применение ТСО в процессе занятий в вокальном классе. Умение вокалиста осуществлять совместную работу с концертмейстером. Исполнение вокальных произведений под собственный аккомпанемент как один из важных аспектов работы в вокальном классе. Особенности учебной работы и исполнения классического и народно-песенного репертуара. Принципы составления учебного репертуара для учащихся-вокалистов с учётом их индивидуальных (гендерных, возрастных и иных) различий. Специфика обучения в дирижерско-хоровом классе. Содержание, формы и методы учебной работы в дирижерско-хоровом классе. Профессиональное и художественно-творческое развитие учащегося в процессе обучения хоровому дирижированию. Особенности художественно-исполнительской деятельности в хоровом искусстве; их теоретическое и практическое освоение учащейся молодёжью. Работа над хоровой партитурой: этапы и стадии. Мануальная техника дирижёра-хоровика, её формирование и развитие в процессе обучения. Особенности работы с детскими и взрослыми хоровыми коллективами. Хор как органичное сообщество индивидуальностей хористов, как единый и целостный творческий коллектив. Полифункциональная природа профессиональной деятельности дирижёра-хоровика. Основные аспекты и направления этой деятельности Профессионально-значимые качества дирижера-хоровика и их развитие в ходе обучения. Выдающиеся российские хормейстеры прошлого и настоящего. Их творческие установки, принципы, методы работы с хоровыми коллективами. ЛитератураАсафьев Б.В. О хоровом искусстве. – М., 1980 Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. – М., 1956. Дирижёрское исполнительство. Сост. и ред. Л.Гинзбурга. – М., 1975. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 1986. Евграфов Ю.А. Элементарная теория управления хором. – М., 1995. Егоров А.А. Очерки по методике преподавания дирижерско-хоровых дисциплин.– Л., 1958. Егоров А.А. Теория и практика работы с хором. – Л., 1951. Ильин В.И. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII-начала XX века. – М., 1985. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. – М., 1967. Канерштейн М.М. Вопросы дирижирования. М., 1972. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. – СПб, 1993. Живов В.Л. Исполнительский анализ хоровых произведений. – М., 1987. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. – М., 2003. Левандо П.П. Проблемы хороведения. – Л., 1974. Матвеев Н.В. Хоровое пение: Учебное пособие по хороведению. – Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1998. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению – М., 1987. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – Л., 1965. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002. Мусин И. О воспитании дирижёра: очерки. – Л., 1987. Мусин И. Техника дирижирования. – Л., 1967. Никольская-Береговская К.Ф. История становления вокально-хорового искусства в России. – М., 2005. Ольхов К. Теоретические основы дирижёрской техники. – М., 1995. Пигров К.К. Руководство хором. – М., 1964. Птица К.Б. О музыке и музыкантах. – М., 1995. Соколов В.Г. Работа с хором. – М., 1967. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению – М., 1992. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002. Стулова Г.П. Хоровой класс. – М., 1988. Тевлин Б.Г. Хоровые пути. – М., 2001. Хороведение. Ред. Б.Д.Критского, О.П.Соколовой. – М., 1989. Чесноков П.Г. Хор и управление им. – М., 1952. ^ ЭКЗАМЕН ПО ФИЛОСОФИИНа экзамене по философии поступающий в аспирантуру должен обнаружить глубокие познания в следующих областях фундаментальных положений науки:^ Предмет философии. Сущность предмета философии, ее роль в истории мировой культуры; основные этапы развития философской мысли.Бытие. Проблема бытия; сущностные философские категории: субстанция, пространство, время, движение, материя.Сознание. Структура сознания; соотношение уровней сознательного и бессознательного, категория духовности.Познание. Особенности процесса познания как формы отражения объективной действительности (в плане научном, религиозном, художественном и др.). ^ Общество и личность. Трактовка моделей общества и личности (как субъекта) с позиций материализма, экзистенциализма, идеализма и других философских учений. ^ Общество и природа. Проблемы противоречий между природой и обществом; гармонизация отношений как снятие этих противоречий; выход в ноосферу как решение глобальных экологических проблем.Примерные вопросы IФилософия, ее специфика и место в культуре.Формирование философии. Философия и мифология.Философия и религия.Философия Античности. Космоцентризм.Философия Средневековья. Теоцентризм.Философия Нового времени. Наукоцентризм.Французский материализм XVIII в.Немецкая классическая философия.Иррационалистическая философская традиция.Русская религиозная философия.Славянофилы и западники.Натурфилософия: основные этапы развития.Русский космизм. Естественнонаучный материализм.Философия позитивизма: основные этапы.Русский духовный Ренессанс XX в.Основные направления философии XX в.Основные направления в гносеологии.Основные направления в онтологии.IIПифагор и пифагореизм. Образ жизни и мировоззрение.Атомизм Левкиппа и Демокрита.Философия Сократа. Сократический метод (майевтика, ирония, индукция, определение).Философия Платона. Мир идей и мир вещей.Философия Аристотеля. Гилеморфизм. Учение о четырёх причинах.Философия Августина Блаженного. Бытие, время, человек.Философия Ф.Аквинского. Вера и разум. Доказательства бытия бога.Философия Ф.Бэкона. Критика «идолов» и метод познания.Философия Р.Декарта. Дуализм. Метод познания.Философия Б.Спинозы. Пантеизм.Философия Дж.Локка. Первичные и вторичные качества.Философия Дж.Беркли. Начала человеческого знания.Философия Д.Юма. Скептицизм.Философия Т.Лейбница. Истины разума и истины факта.Философия И.Канта. Теория познания. Постулаты практического разума.Философия Г.Гегеля. Панлогизм.Философские идеи М.А.Бакунина, П.А.Кропоткина. Анархизм.Философские позиции П.А.Бердяева. «Философия свободы».ЛитератураА.Н.Чанышев. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.А.Н.Чанышев. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.В.В.Соколов. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1984.А.В.Гулыга. Немецкая классическая философия. – М., 1986.А.А.Галактионов, П.Ф.Никандров. Русская философия IX-XIX вв. – Л., 1989.История философии в кратком изложении (перевод с чешского И.И.Богута). – М.: Мысль, 1991.^ ЭКЗАМЕН ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУПисьменный перевод со словарем с иностранного языка на русский оригинального текста по специальности объемом 1500 печатных знаков. Время подготовки – 45 минут. Реферирование на русском языке иностранного текста по специальности объемом 1500 печатных знаков (работа со словарем). Время подготовки – 30 минут. Передача содержания общественно-политического текста на иностранном языке. Объем текста - 1500 печатных знаков. Время подготовки – 30 минут (работа без словаря). Беседа на иностранном языке по темам: биография, избранная специальность, научные интересы, актуальные общественно- культурные события и т. д.Автор-составитель: доктор пед. наук, профессор Г.М.Цыпин,при участии кандидата искусствоведения, профессора Ю.Н.Бычкова, кандидата искусствоведения, профессора Е.Е.Наумовой, доктора философских наук, профессора В.А.Волобуева, доктора пед. наук, профессора П.А.Хазанова.