Реферат по предмету "Разное"


А. Н. Маюров > Я. А. Маюров урок

А. Н. МАЮРОВ Я. А. МАЮРОВУРОКИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ7-11 классыКнига для ученика и учителяМосква Педагогическое общество России 2004ББКРецензенты: Бестужев-Лада Т. В., академик РАО Колесов Д. В., академик РАО Ермакова Т. И., канд. педагогических наук, директор Нижегородской гимназии № 2.Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы – М.: Педагогическое общество России, 2004. - с., илл.ISBNУчебное пособие содержит разработки различных вариантов уроков по культуре здоровья в 7-11 классах. Учебное пособие состоит из четырех книг, охватывая вопросы физического, психического и духовного здоровья. Главное внимание уделяется проблемам наркотизма (табак, алкоголь, наркотики и др. токсиканты), здравосозидания и формирования нравственной личности.ББК ISBN  Маюров А. Н., Маюров Я. А. Предисловие Эта книга для тебя, юный соратник, и для Вас, уважаемый коллега. Нам хочется поговорить и с воспитуемым, и с воспитателем одновременно. Да и тема такая особенная, что в отрыве ее не понять. Овладеть знаниями и умениями по культуре здоровья можно только в гармоничном взаимодействии педагога и школьника, родителя и подростка, юного человека и всего воспитательного комплекса. Тем более, мы с вами будем касаться таких острых и острейших вопросов, как спасение Человека, избавление от зависимостей, рождение новой цивилизации здравосозидателей, решение проблем наркотизма, формирование здорового и оптимального образа жизни. Если мы не оценим критично нашу жизнь, если мы не переступим сегодня с рельсов "Homo bibens" (человека пьющего) на чистую и светлую дорогу "Homo sapiens" (человека разумного), то нас могут ждать только печальные и потрясающие последствия, в частности и полное самоуничтожение к концу XXI века. Мы развалимся как народ, исчезнем как цивилизация. И на нашей территории будет другой язык, будет жить другая нация – нация более трезвая, более думающая о себе, более ценящая себя. А мы уйдем в историю. Но мы уверены, что ни один воспитанник и воспитатель не хочет этого. Этого очень не желаем и мы. Поэтому мы и должны на таких уроках здравосозидания разобраться со всей надвинувшейся на нас опасностью, понять ее причины и найти выход из замкнутого, пьяного, табачного и наркотического круга. Мы с вами обязаны разорвать этот порочный круг, а порвав его – сделать выводы, и сделав выводы – начать строить здоровую, трезвую и счастливую жизнь. Верьте в себя и других, и у нас все получится.АвторыРАЗДЕЛ IВ ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ^ Урок 1 Здравствуйте! На этом уроке ты: ознакомишься с понятием "здоровый образ жизни"; узнаешь отношение к ЗОЖ Всемирной организации здравоохранения; выяснишь, какие качества жизни тебя больше всего устраивают; вместе с педагогом разберешь основные аспекты ЗОЖ.Главные понятия темы: личность; нравственность; трезвость; здоровый образ жизни; стойкость; идеалы; ценности.ТРЕЗВОСТЬ – нормальная, неотравляемая алкоголем и другими наркотиками жизнь –отдельного человека, группы людей, общества и народа.ИДЕАЛ – совершенный образец чего-либо; конечная цель стремлений.ЦЕННОСТЬ – жизненные ориентиры человека: духовные, нравственные, гражданские, имеющие для него абсолютную значимость.^ Пометки на полях:Здоровье так же заразительно, как и болезнь.Р. Роллан.Роллан Ромен (1866-1944) – французский писательЧеловек, которому некогда позаботиться о своем здоровье, подобен ремесленнику, которому некогда наточить своих инструментов.^ И. Мюллер.Мюллер Иоганнес Петер (1801-1858) – немецкий естествоиспытатель и физиолог.У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда - есть все.Арабская пословица. .Одно из условий выздоровления - желание выздо­роветь.Сенека.^ Сенека (Младший), Луций Анней (4 до н. э.-65 н. э.) – римский писатель, философ.Сознание своей болезни и готовность лечиться есть уже начало исцеления.Сервантес.Сервантес де Сааведра, Мигель (1547-1616) – испанский писатель.Самое важное свойство для физического здоровья представляет бодрость духа. Упадок духа сродни смерти. Но бодрость духа придает новую жизнь нашему физическому организму и ускоряет циркуляцию соков.^ У. Годвин.Гóдвин Уильям (1756-1836) – английский писатель, знаменовал переход от просветительства к социальной направленности творчества писателей-романтиков XIX века.Поддержка здоровья есть долг. Немногие, по-видимому, сознают еще, что есть нечто такое, что можно бы назвать физическою нравственностью... Всякое неповиновение законам здоровья есть физический грех.^ Г. Спенсер.Спéнсер Герберт (1820-1903) – английский философ и социолог.Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.^ А. Шопенгауэр.Шопенгауэр Артур (1788-1860) – немецкий философ.Первое богатство - это здоровье.Р. Эмерсон.Эмерсон Ральф Уолдо (1803-1882) – американский философ, поэт, романтик. Именно так мы приветствуем друг друга при встрече. И в этом заложен большой смысл. Жить здраво, т. е. полезно и для себя, и для окружающих. Жить в гармонии с природой. Жить одухотворенно. Жить качественно. Приветствуя таким словом, мы иногда и не подозреваем до конца его смысла. Какая сила заложена в нем, какой позитив. И чаще мы произносим приветствие чисто механически, что называется на автомате. Окружающие нас люди - это важнейшая часть нашей природы. Любой чело­век откликнется на это слово, сказанное со всей искренностью. На миг он забывает о своих бедах, проблемах, о том, что бо­лит. Слово "здравствуйте" обладает неизмеримой силой, объе­диняющей людей. Казалось бы, нет ничего естественней и проще, чем раз­говаривать с кем-то. Однако немало примеров тому, что об­щаться мы не умеем. Вы сказали встречному: "Здравствуйте!" Как будто, этим словом новых сведений, неизвестных еще ему, вы не передали при этом. Но каждый знает, как поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. Вот что пишет по этому поводу со грудница одной библиотеки: "Когда входит читатель, и молча подходит к каталогам, я невольно воспринимаю это как неуважение к себе, становится обид­но и за читателя и за себя. Подумаешь, не сказали "здравствуйте". Однако, это необходимо для здорового климата в жизни людей, от которого зависит практически все". А как точно написал о значении сказанного при встрече "здравствуйте" В. Солоухин: - Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. - Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? Не случайно П. К. Иванов говорил: "Сегодня поздоровался, а завтра за счет этого живешь". Здороваться надо, конечно же, с душою и с сердцем. Со­знание человека четко регистрирует данные зрения: сказали это слово, например, с поклоном или с небрежным кивком; слуха (тысячи оттенков звучания). И, конечно же, за этим всем то шестое чувство, в котором ваше здравствуйте летит из глу­бины сердца и души теплым и целительным или этикетно-формальным, и холодным. Городские жители, вероятно, скажут, что здороваться в городе со всеми практически невозможно. Ответ таков: здоровайтесь, сколько можете; для начала не упускайте случая поздороваться с соседями, знакомыми, продавцами, сослужив­цами. Понимание оздоравливающей силы этого слова скоро придет. Вот и попробуем на наших уроках учиться жить здраво. Мы будем встречаться каждую неделю и каждый раз постараемся рассматривать какую-либо из тем в области здравосозидания – формирования здорового и трезвого образа жизни. Мы подробно коснемся вопросов физического и социального здоровья, где поговорим о здоровья человека и как его совершенствовать. Разберем те типичные ситуации, которые укорачивают нашу жизнь и разрушают гармонию семейных отношений и счастья. Главное, мы попробуем с вами научиться жить пóлно, одухотворенно, нравственно, здравосозидательно и трезво. Учение будет способствовать улучшению образа жизни во всех отношениях, так как прежде всего это процесс познавания, развития, движения вперед, прогресса в становлении личности. Ученые и практики на основании многочисленных экспериментов давно доказали, что мозг управляет всеми органами и системами человеческого организма. Это значит, что возможность управлять своим здоровьем усилием воли тоже вполне реальна! Человеческое серд­це имеет потенциал как минимум на 300 лет жизни, легкие - лет на 200 и примерно столько же лет все внутренние органы. Одним сло­вом, средняя продолжительность жизни человека должна состав­лять как минимум 150 лет. Станет ли когда-нибудь эта теория ре­альностью, предугадать невозможно, но уже сегодня средняя про­должительность жизни в Европе составляет 74,9 лет, а в Японии - 87,5 лет. Специалисты подсчитали, что каждая тысяча долларов, вложенная в профилактические программы, дает 1 млн. долларов чистой прибыли, в то время как лечебные мероприятия только 250 долларов с той же суммы. Анализируя антологию категории "здоровье" следует отметить, что оно зависит от многих факторов. По заключению экспертов ВОЗ (1985) оно на 50% зависит от социальных условий и образа жизни субъекта, на 20% - от состояния окружающей среды, до 20% оказывает влияние наследственность и на 10% - уровень развития медицины и состояние медицинской помощи. Настало время кардинально изменить свое отношение к здоровью: каждый гражданин должен, прежде всего, сам созидать собственное здоровье, а не искать его в больницах, и у него должна быть выработана непреодолимая потребность в укреплении и сохранении собственного здоровья в качестве несущей конструкции здоровья общества. Здоровый образ жизни в широком понимании - это, пре­жде всего, народная философия выживания и она в конечном итоге напрямую связана с проблемой национальной безопас­ности. Эта философия не упала с неба в готовом виде, ее выстра­дали народы в их многовековой жизни. Итак, каковы основные факторы культуры здоровья? Во-первых, важнейшим фактором культуры здоровья является способность человека к созидательному общественному труду. Опыт человечества однозначно говорит, что только созидающий блага, ценности труд способен выступить непременным условием развития народа, страны. Только умеющий трудиться народ имеет будущее, имеет право на развитие, на достойную жизнь. Во-вторых. В настоящее время болезни граждан нашему обществу стоят весьма дорого. Постоянный клиент больниц и кли­ник, безусловно, не может в полной мере облагоденствовать своим трудом общество. Только физически здоровый человек может тру­диться с наибольшей отдачей, плоды его труда будут и социально, и экономически высокозначимыми. Говоря о здоровье человека, мы не ограничиваемся отсутст­вием у него заболеваний. Мы говорим о здоровье и в плане нравст­венном, духовном. Здоровье сегодня - это не только индивидуаль­ная ценность отдельного человека, это - богатство страны, за­лог ее процветания и благополучия. Любое государство осознает выгоду от здорового человека. Общественное здоровье обеспечи­вает высокий трудовой и интеллектуальный потенциал, снижение затрат общества на нетрудоспособную его часть, экономический рост и развитие. Здоровье населения рассматривается государст­вом как категория социально-экономическая, как инвестиции в бу­дущее, как условие обеспечения национальной безопасности. Для многих стала очевидной необходимость целенаправленной госу­дарственной политики по формированию активной жизненной пози­ции населения, направленной на осознание необходимости сохра­нять и укреплять свое здоровье, воспитание навыков культуры здо­ровья, здорового и трезвого образа жизни. В третьих, одного физического благополучия недостаточно для того, чтобы постоянно росла социальная и экономическая зна­чимость труда человека. В век высоких технологий и информатизации, в век нового взлета научно-технической мысли человек должен быть высоко­образованным. Только широкая образованность даст человеку бу­дущего возможность быть активным участником истории, созидате­лем новой цивилизации. Знания, образование - ключ к возможности государства уверенно выйти в мировое пространство, "стратегический капитал", тот рычаг, который поднимает интеллектуальный, творческий потенциал народа, мост между настоящим и будущим. В-четвертых. Полная реализация способности человека к созидательному труду с его образованностью, крепким физическим здоровьем предполагает наличие прочной духовно-нравственной основы и трезвости. Вряд ли труд пьяного, духовно убогого и ограниченного человека принесет моральное удовлетворение ему и ощутимую выгоду об­ществу. Только у духовно состоятельного человека потребность в труде станет способом его самоутверждения и самовыражения в качестве созидателя нового общества, новой культуры, новой циви­лизации. В-пятых. Без здоровой природной среды обитания нет и не будет всей полноты, глубины и красоты культуры здоровья. Ибо здоровая природная среда обитания не только могучий источник духовности народа, условия производительного труда, но и са­мая надежная естественная защита генофонда народа от всех дес­табилизирующих факторов. Понятно, что чем здоровее и безопас­нее окружающая человека природная среда, тем он и здоровее фи­зически и богаче духовно. Здоровая живая природа - здоровый генофонд - здоровое общество - вот та неразрывная цепочка, обеспечивающая выжива­ние и процветание народов нашей страны. Эти пять основных факторов в диалектическом единстве и взаимодействии образуют суть культуры здоровья. (см. работы первого президента Саха (Якутии) М.Е. Николаева: Здоровье и здоровый образ жизни граждан Якутии.-Якутск,1999; Прокладывать путь к благополучию и достойной жизни каждого жителя республики.-Якутск, 1999; Республика Саха: стратегия развития в первой четверти 21 века.- Якутск, 2000 и другие.)^ Заметки для размышления Мы попытались сгруппировать и перечислить характеристики культуры здоровья (жизнь со знаком "+") и болезни (жизнь со знаком "-"): вчитаемся и вдумаемся в перечень жизни с "плюсом" и "минусом". Мы перечислили 54 качества жизни со знаком "+" (здоровая жизнь) и жизни со знаком "-" (нездоровая жизнь, больная жизнь). Здоровье:Жизнь со знаком "+"Свободная ЖизньРадостная ЖизньГармония ЖизниОптимальная ЖизньРитмичная ЖизньНравственная ЖизньПатентная ЖизньЖизнь: Могу, Хочу, Желаю, Должен.Мерная ЖизньЖизнь с Надеждой, Любовью, КрасотойЖизнь с УдовольствиемДуховная ЖизньИнтересная ЖизньСамооздоровительная ЖизньЖизнь с ЦельюСпокойная ЖизньЖизнь с СовестьюДобрая ЖизньСчастливая ЖизньРождественская ЖизньОтветственная ЖизньВалеологическая ЖизньАктивная ЖизньНормальная ЖизньТрудолюбивая ЖизньГуманная ЖизньЖизнь с БогомАдаптивная ЖизньТворческая ЖизньГигиеническая ЖизньФизкультурная ЖизньДостаточная ЖизньСветлая ЖизньУстойчивая ЖизньТрезвая ЖизньЖизнь с будущимПродуктивная ЖизньУмеренная ЖизньГрация ЖизньМилосердная ЖизньТолерантная ЖизньЦикличная ЖизньСудьбоносная ЖизньТрудоспособная ЖизньБезопасная ЖизньСамоисцеляющая ЖизньЯркая ЖизньЖизнь с ИдеаламиВозвышенная Жизнь Болезнь:Жизнь со знаком "-"Зависимая ЖизньГорестная ЖизньДисгармоничная ЖизньНеоптимальная ЖизньАритмичная ЖизньОграниченная ЖизньИмпотентная ЖизньЖизнь: не могу, не хочу,не желаю, не долженБезмерная ЖизньЖизнь без Надежд, безЛюбви, без КрасотыЖизнь с ПыткойБездуховная ЖизньСкучная ЖизньСаморазрушающая ЖизньБесцельная ЖизньБеспокойная ЖизньБессовестная ЖизньЖизнь со зломНесчастная ЖизньРаспятая ЖизньБезответственная ЖизньПатологическая ЖизньПассивная ЖизньНенормальная ЖизньЛенивая ЖизньЧеловеконенавистническая ЖизньБезбожная ЖизньИсчерпанная ЖизньНепродуктивная ЖизньНегигиеническая ЖизньОбездвиженная ЖизньБедная ЖизньТемная ЖизньАварийная ЖизньХмельная ЖизньЖизнь без ПерспективПотребляющая ЖизньНеумеренная ЖизньЖизнь МонстраЖестокосердная ЖизньБесконтактная ЖизньРазорванная ЖизньТрудоограниченная ЖизньОпасная ЖизньСаморазрушающая ЖизньБеспросветная ЖизньЖизнь с ИдоламиОпускающая Жизнь Выбери для себя те качества жизни, которые тебя больше устраивают. Попробуй дать этому выбору самооценку. Примечания для педагогаКонцепция культуры здоровья Стержневым в культуре является понятие "единого целого", т. е. культуру здоровья следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что приклю­чается с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую со­ставную часть необходимо рассматривать в контексте понятия "здоровье в целом". Для иллюстрации понятия единого цело­го нами используется стилизованное изобра­жение цветка. Каждый из кружков, из ко­торых составлен цветок, представляет собой какой-либо из аспектов культуры здоровья: физический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный, энергетический и духовный.^ Под физическим аспектом культуры здоровья по­нимается то, как функционирует наш орга­низм, то, в чем отражается здоровье всех его систем. Нам важно знать, как наш организм должен функционировать, чтобы мы могли определить, здоровы ли мы или что-то с на­ми неладно.^ Под интеллектуальным аспектом культуры здоровья понимается то, как мы усваиваем ин­формацию, знание того, где можно получить нужную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. Необходимо умение извлекать знания из самых разнооб­разных источников и умение пользоваться ими, с тем, чтобы принимать решения каса­ющиеся своего организма. ^ Эмоциональный аспект культуры здоровья означа­ет понимание своих чувств и умение выражать их. Знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выра­жать свои чувства в форме понятной для других. Необходимо уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет. .^ Социальный аспект культуры здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимо­действие с окружающими. Необходимо по­нимать, что действительно важно для нас в отношениях с друзьями, родными, приятеля­ми мальчиками или девочками и другими людьми, с которыми нам приходится об­щаться. Необходимо развивать в себе навы­ки, которые помогли бы в общении со всеми этими людьми.^ Личностный аспект культуры здоровья означает то, как мы осознаем себя в качестве лично­сти, как развивается наше "я" (свое "я" - это та часть личности человека, которой не­обходимо развитие самоощущения и чувства самореализации), чего мы стремимся до­стичь, и что каждый понимает под успехом. Каждый человек самореализуется по своему, и способ самореализации зависит от того, что мы ценим и чего хотим добиться на бла­го себе и общества. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей ра­боте или карьере, другие - в семье, в то время как третья категория людей само­реализуется в работе на благо других. Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения. ^ Под энергетическим аспектом культуры здоровья понимается то, как мы живем, общаемся на энергетическом уровне. Сегодня можно замерить энергетику человека на приборах. И эту энергетику можно уничтожить в результате курения, потребления алкоголя или других наркотиков.^ Духовный аспект культуры здоровья. Стебель, стержень и корень цветка, который мы используем для иллюстрации идеи, имеют большое зна­чение для здоровья человека в целом. Он от­ражает суть нашего бытия (то, что действи­тельно важно для нас, то, что мы более все­го ценим). Это центр нашей жизни, обеспе­чивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные шесть аспектов культуры здоровья и составить свое отношение к ним. Рассмотрим основные методологические аспекты культуры здоровья, его весьма разнообразные качества, сгруппировав их по классу наук, их изучающих.^ 1 класс: Медико-биологические аспекты культуры здоровья 1. Здоровье есть Резервами наполненная жизнь. есть Ритмами наполненная жизнь. есть Энергией наполненная жизнь. есть Доминантами наполненная жизнь. есть Самооздоровлением наполненная жизнь. есть Равновесием наполненная жизнь. есть Нормой исполненная жизнь. есть Психосоматическое состояние жизни. есть Пищей наполненная жизнь. есть Гигиеной исполненная жизнь. есть Пренатально исполненная жизнь. есть Здоровьем наполненная жизнь. есть Устойчивостью наполненная жизнь. есть Трезвостью наполненная жизнь. есть Детством наполненная жизнь. есть Можением исполненная жизнь. есть Достатком наполненная жизнь. есть Потентно наполненная жизнь. есть Трудоспособное состояние жизни. есть Самореализацией исполненная жизнь. есть Устойчивое состояние жизни. есть Золотой резерв жизни. есть Самоисцеляющее состояние жизни. есть Гармонией наполненная жизнь. есть Оптимумом наполненная жизнь. есть Информацией исполненная жизнь. есть Конституцией детерминированная жизнь. есть Генотипом исполненная жизнь. есть Адаптацией наполненная жизнь. есть Цикличное состояние жизни. есть Виртуальное исполнение жизни. есть Профилактикой исполненная жизнь.2 класс. Философско-теологические аспекты культуры здоровья 1. Здоровье есть Свободой исполненная жизнь. есть Культурой наполненная жизнь. есть Верой наполненная жизнь. есть Надеждой наполненная жизнь. есть Духом наполненная жизнь. есть Молитвой наполненная жизнь. есть Мечтой наполненная жизнь. есть Богом наполненная жизнь. есть Мудростью наполненная жизнь. есть Мировоззрением наполненная жизнь есть Благочестием исполнение жизнь. есть Рождеством исполненная жизнь. есть Софийностью наполненная жизнь. есть Гуманизмом исполненная жизнь. есть Вечностью исполненная жизнь. есть Ценностью наполненная жизнь. есть Светом наполненная жизнь. есть Мистикой наполненная жизнь. есть Мерой исполненная жизнь. есть Будущим исполненная жизнь. есть Судьбоносное состояние жизни. есть Временем детерминированная жизнь. есть Реальное наполнение жизни. есть Социум детерминированная жизнь. есть Благополучием наполненная жизнь. есть Целью наполненная жизнь.3 класс: Психологические аспекты культуры здоровья 1. Здоровье есть Любовью наполненная жизнь. есть Радостью наполненная жизнь. есть Интересом наполненная жизнь. есть Эмоциями наполненная жизнь. есть Волей наполненная жизнь. есть Установкой реализованная жизнь. есть Спокойствием исполненная жизнь. есть Мыслью наполненная жизнь. есть Ответственностью исполненная жизнь. есть Активностью наполненная жизнь. есть Трудолюбием наполненная жизнь. есть Оптимизмом исполненная жизнь. есть Благополучием исполненная жизнь. есть Самоограничением исполненная жизнь. есть Самосотворением исполненная жизнь. есть Поступками исполненная жизнь. есть Интеллектом детерминированная жизнь. есть Хотением наполненная жизнь. есть Желанием наполненная жизнь. есть Самоуважением наполненная жизнь. есть Безопасностью наполненная жизнь. есть Толерантное состояние жизни. есть энергетический процесс жизни.4 класс: Нравственно-эстетические аспекты культуры здоровья 1. Здоровье есть Красотой наполненная жизнь. есть Музыкой наполненная жизнь. есть Нравственная жизнь. есть Совестью исполненная жизнь. есть Человеколюбием наполненная жизнь. есть Добром наполненная жизнь. есть Счастьем наполненная жизнь. есть Судьбой исполненная жизнь. есть Долгом исполненная жизнь. есть Искусством наполненная жизнь. есть Дарением наполненная жизнь. есть Умеренная жизнь. есть Грацией наполненная жизнь. есть Милосердием наполненная жизнь. есть Грациальное состояние жизни. есть Примерная жизнь. есть Оптимизмом пронизанная жизнь. есть Целесообразно исполненная жизнь.5 класс: Педагогические аспекты культуры здоровья 1. Здоровье есть Познанием исполненная жизнь. есть Педагогично ориентированная жизнь. есть Творчеством исполненная жизнь. есть Физкультурная жизнь. есть Режимная жизнь. есть Стильная жизнь. есть Комфортная жизнь. есть Образованием наполненный процесс жизни. есть Валеологичная жизнь. есть Примерная жизнь.6 класс: Космо-экологические аспекты культуры здоровья 1. Здоровье есть Природой исполненная жизнь. есть Экологией исполненная жизнь. есть Постом исполненная жизнь. есть Экзогенный комфорт жизни. есть Экологически чистый организм. есть Отфильтрованная жизнь. есть Космо-планетарно наполненная жизнь. есть Гигиеничная жизнь. есть Аурно насыщенная жизнь. есть Чистая Вода, Чистая Еда, Чистый Воздух, наполняющие жизнь.*Таковы основные аналитические аспекты культуры здоровья. Постарайтесь использовать этот материал в качестве проблемных вопросов.Дополнительный материал Греховные страсти и борьба с ними (по учению преподобного Иоанна Лествичника): жестокосердие (окаменение сердца); нечувствие (безболезненность); неразумение (смущение ума); бесчестие; тщеславие; гордыня; блуд; гнев; печаль (огорчение); уныние; ленность (дряхлость ума, расслабление души); многоспание; ожесточенность души; прекословие (словооправдание); сребролюбие; чревообъедение (чревоугодие); ложное благоговение; смехотворство (смех безвременный); забвение; худой навык; неверие; немилосердие; хвастовство; высокомерие; непослушание; дерзость; пленение ума; кощунство (острословие); прекословие; многоглаголание; худые привычки (невоздержанное житье); вражда; ненависть; памятозлобие; клевета; зависть; самолюбие; хула; искушение любви; страх (боязливость); лесть; притворное покаяние; безрассудное сетование; лукавство; лицемерие; ложь; своечиние.Задания и упражнения: 1. Устно дай определения понятиям: культура здоровья, трезвость, идеал, ценность. 2. Выпиши в тетрадь те качества жизни, которые тебя больше всего устраивают. 3. Выпиши в тетрадь те греховные страсти, которые тебя наиболее опечаливают. 4. Выбери основные аналитические аспекты культуры здоровья, которые, по твоему убеждению, поведут наше общество вперед.Домашнее чтениеРаздумья академика Н. М. Амосова о здоровье Вы только посмотрите, как велик человек! Уже ступил на Луну и скоро побывает на других планетах. Вот-вот создаст искусственные жизнь и разум, которые будут способны контактировать с естественными, а затем и превы­сят созданное природой. И какими темпами! Ну, чем не бог? А вот другие картины. Пройдитесь по улице большого города: вы всегда встретите немало людей, которые шаркают подошвами по асфальту, дышат с трудом, ожиревшие, глаза потухли. В страхе дрожат перед страданиями и смер­тью. Да тот ли человек покорил Космос, создал сонаты Бетховена, выдвинул великие идеалы гармонического гуманистического общества? 1. В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но, иногда, и от неразумности. 2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не ­может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить человека, как стать здоровым. 3. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезни. 4. Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы - значимо­стью цели, временем и вероятностью ее достижения. И очень жаль, но еще характером! К сожалению, здоровье как важная цель встает перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью. Однако, слабого человека даже смерть не может надолго напугать. 5. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические на­грузки, ограничения в питании, закалка, время и умение отдыхать. И еще пятое - счастливая жизнь! К сожалению, без первых условий она здоровья не обеспечивает. Но если нет счастья в жизни, то где найти стимулы для усилий, чтобы напрягаться и голодать? Увы! 6. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично. 7. Не переедать. Разумно питаться. 8. Уметь расслабляться - наука, но к ней нужен еще и характер. Если бы он был! 9. О счастливой жизни. Говорят, что здоровье - счастье уже само по себе. Это неверно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Од­нако оно помогает добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не опре­деляет. Правда, болезнь - она уж, точно - несчастье. Если тяжелая. 10. А если легкая, то некоторым даже приятно; можно расслабиться, и, авось, пожалеют. Или хотя бы сам себя пожалеешь. Так стоит ли биться за здоровье? Подумайте!^ Раздумья академика Ф. Г. Углова о здоровье* На страницах этой книги я стремился объективно и бес­пристрастно осветить с научной точки зрения жизнь современного человека, выявив и светлые, и теневые стороны Я хотел показать, что для здоровой и полноценной жизни человека, его семьи и общества необходимы собственные усилия. В человеческом обществе должна господствовать любовь к людям. Никто на Земле не убивает себе подобных, никто, кроме человека. Только люди воюют между собой, убивают друг друга. Любить друг друга собственным примером призывал нас Христос, он рассчитывал, что люди последуют этому совету, и тогда их жизнь станет радостной и счастливой. Человек должен любить человека - как близкого, так и далекого. Надо помнить, что он подобен тебе и отличается от тебя только в мелочах. Эта любовь к людям рано или поздно, но обязательно принесет тебе ответную любовь людей. Она будет наградой и за снисходительность к слабостям ближних. Даже если не все ответят на твою любовь, ты этим не сму­щайся, а продолжай любить людей и делать им добро В этом ты познаешь удовлетворение и счастье, это обязательно ска­жется на обществе, на людях, на тебе самом. Ты будешь жить в атмосфере любви. Твои добрые дела будут вкладываться в общую копилку добра, которым будешь пользоваться и ты как член общества, и твоя семья, и близкие тебе люди. И второе, что не менее важно, - не делать зла окружаю­щим. Сделанное тобой зло увеличит зло общества, в котором живешь ты и твои близкие, и непременно скажется на тебе самом и на твоих детях. Тут неотвратимо действует закон: что посеешь, то и пожнешь. У нас об этом не принято говорить и писать. Почему же я поднимаю свой голос за любовь к человеку? Как врач, я часто имел дело с очень больными людьми, которые, чтобы избавиться от своей болезни, решались на опасную операцию, хотя она могла иметь для них печальный исход. Как же надо страдать, чтобы идти на такой смертельный риск! А моя судьба сложилась так, что мне пришлось одним из первых в России делать радикальные операции (очень в то время опасные) на легких, на сердце, на крупных сосудах, на пищеводе... И больные доверяли мне свою жизнь. Как же оправдать их доверие? За время подготовки к операции эти люди с их горем становились мне близкими, как родные, и я не избегал такого сближения. Чем ближе и роднее они мне становились, тем настойчивее я старался сделать все, чтобы их спасти. Так я пришел к заключению, что больных надо любить - особенно тех, кто доверил тебе свою жизнь. Но почему только больных? Почему я не должен любить всех людей? Ведь лю­бой из них может заболеть, и тогда я буду делать все возмож­ное для его спасения. А раз так - я должен любить и здо­ровых... Я люблю всех людей. Почему? Все они, подобно мне са­мому, переживают, страдают, нуждаются в помощи, в ласке и любви. И счастливы, оттого что их любят. Люди! Любите друг друга! Я, как могу, стараюсь следовать этому совету, стараюсь де­лать людям добро. Я стараюсь избавить человека от болезни, продлить его жизнь. Но это касается тех, кто ко мне обра­тился. А как же остальные? Наверное, можно принести им добро, дав совет, как сохранить здоровье и прожить долгую жизнь. Наша жизнь складывается из двух основных компонен­тов: духовного и физического. О первом я говорил выше, и его законы подробно изложены в заповедях блаженства, которые и являются залогом долгой и достойной жизни чело­века. Жизненный опыт, знакомство с людьми самых разных ха­рактеров, профессий, образа жизни, образования и воспита­ния, а также многочисленные литературные данные позволяют дать рекомендации, выполнение которых можно считать осно­вой долголетия. Во-первых, человек не должен пить никаких алкогольных изделий: ни сладких, ни горьких, ни слабых, ни крепких, ни водки, ни вина, ни пива - ничего, содержащего алкоголь. И надо отказаться от курения. Не вполне нормальным (с точ­ки зрения здравого смысла) выглядит тот, кто с глубокомыс­ленным видом вдыхает в себя ядовитый дым с отвратительным запахом. Курение очень рано разрушает здоровье человека. Курящих долгожителей не бывает. Это основная предпосылка для долголетия. Нарушение этой рекомендации сведет на нет выполнение любых других. Что же все-таки самое важное? По-моему, главное - это думать о людях хорошо. При пер­вой встрече с человеком можно по-разному отнестись к нему. Некоторые "умники" считают: "Увидел человека впервые - ду­май, что это плохой человек, жди от него вреда. И ты ока­жешься прав". Нет, это самая грубая ошибка, неверный, извращенный взгляд на жизнь! В каждом человеке можно найти все - и хорошее, и плохое. Но если ты ищешь хорошее, то ты его и найдешь. И ошибешься реже. И получится у тебя, что хороших людей больше, чем плохих. Люди не всегда хотят и даже не всегда могут показать свою доброту. Ведь доброту часто принимают за слабость. Поэтому самое разумное и благородное - при


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Структурно-логические конспекты по учебным дисциплинам за и против.
Реферат Военные действия Московского государства в период "Смутного времени" (1604-1610 гг.)
Реферат Расчет гидравлического привода технологического оборудования
Реферат Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»
Реферат Физическая модель шаровой молнии
Реферат Принципы уголовно-исполнительно права
Реферат Пептиды и первичная структура белка
Реферат Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника
Реферат Исторический портрет Александра Невского
Реферат "Пенсионное обеспечение: альтернативные модели и перспективы"
Реферат Where is the Life we have lost in living? Where is the wisdom we have lost in knowledge? Where is the knowledge we have lost in information
Реферат Функціональне призначення правового регулювання
Реферат Управление финансовыми ресурсами ОАО "Завод силикатных панелей"
Реферат Роль эпилога в романе Тургенева Отцы и дети
Реферат Химические системы. Реакционная способность веществ.