Реферат по предмету "Разное"


А. С. Пушкин «Маленькие трагедии.  «Гений и злодейство две вещи несовместные» ( Трагедия «Моцарт и Сальери») Цель урок

Тема: А.С. Пушкин «Маленькие трагедии.  «Гений и злодейство – две вещи несовместные» ( Трагедия « Моцарт и Сальери»)Цель урока: познакомить учащихся с новыми страницами жизни и творчества А.С.Пушкина; проанализировать произведение из цикла «Маленькие трагедии»- «Моцарт и Сальери»Задачи: 1)сопоставить судьбы великих людей, проследить, как судьба самого автора отразилась в трагедии «Моцарт и Сальери»; 2)раскрыть в ходе художественного анализа текста главную идею трагедии; 3) продолжить работу по развитию речевых навыков и выразительного чтения. Оборудование: грамзапись произведений Моцарта «Реквием», «Дон Жуан»; иллюстрации к «Маленьким трагедиям», портреты Пушкина, Моцарта                     Ход урокаI. Вступительное слово учителя   ( Звучит «Реквием» Моцарта)                       Тревожная музыка. Не правда ли? Такой была жизнь двух великих людей, о которых мы будем говорить сегодня, - В.А.Моцарта и А.С.Пушкина. Поэтому не случайно музыкальным эпиграфом к уроку явилось произведение австрийского композитора Моцарта «Реквием».                     Что объединяет этих людей? Почему Пушкин обратился к прошлому и увидел в нем настоящее и будущее? Что заставило Пушкина вложить в уста одного из героев фразу: «Нет правды на земле. / Но правды нет – и выше. Для меня / Так это ясно, как простая гамма» ?            На эти и на другие вопросы нам предстоит ответить.            Осень. Болдино. Необычайно плодотворный период творчества поэта , о чём сам он скажет по возвращению в Москву Плетнёву: «Скажу тебе ( за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз  сюда: две последние главы «Онегина»,8-ю,9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400)…Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно «Скупой рыцарь», « Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё…»            Для того, чтобы вникнуть в идейный замысел «Маленьких трагедий», углубимся и в историю создания, и в композицию, сюжет, и в характеристику образов, а также проследим, как судьба самого автора отразилась в трагедии «Моцарт и Сальери». II.^ Сообщение учащегося — "Замысел трагедий и история их создания" (2). Из четырех "Маленьких трагедий", написанных в Болдине осенью 1830 года, три ("Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" и "Каменный гость"), восходят к 1826 году — периоду Михай­ловской ссылки; и только четвертая ("Пир во время чумы") была задумана и написана в Болдинскую осень. Замысел "Маленьких трагедий", связанный с периодом Ми­хайловской ссылки, видоизменялся, приобретая новые очер­тания к 1830 году. 23 октября Пушкин закончил первую из "Маленьких траге­дий" "Скупой рыцарь". 26 октября — завершение работы над "Моцартом и Салье­ри" (по первоначальному замыслу — "Зависть"). Внешним толчком к появлению замысла этого произведения, по-видимо­му, был распространившийся слух о том, что Сальери явился виновником преждевременной смерти Моцарта. По мне­нию В. Г. Белинского, здесь ставилась проблема зависти, но рассматривался и "вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения". Можно предположить, что в "Моцарте и Сальери" нашли отражение личная судьба Пушкина и его взаимоотношения с обществом на рубеже 1830-х годов. III.Выборочное чтение и анализ трагедии «Моцарт и Сальери»Пушкин соединяет произведения в целое – цикл и даёт общее название – «Маленькие трагедии».А почему именно цикл? Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединенных общими чертами. «Маленькие трагедии» сходны по организации художественного материала: композиции и сюжетике, образной системе (небольшое количество  действующих лиц), - а также по идейно-тематическим признакам (например, цель каждой из трагедий –развенчать какое-либо отрицательное качество)  ( Понятие в тетрадь)     По мнению Белинского, в трагедии ставится проблема зависти, но рассматривается и «вопрос о сущности и взаимных отношениях «таланта и гения». Трудно не согласиться с этим, да, одной из сокровенных тайн является тайна гениальности. Кто такой гений?            -Человек, обладающий способностью к высшему творчеству.(Понятие в тетрадь)            Чтобы понять смысл пьесы, мы должны обратиться к некоторым фактам жизни Моцарта.Сообщение учащегося о В.А.Моцарте Моцарт. Наверное, нет имени, которое было бы столь почитаемо музыкантами и любителями музыки. Образ Моцарта-композитора как будто соткан из парадоксов, не всегда вмещающихся в рамки обыденного человеческого сознания. За неполных 36 лет им написано более 600 произведений во всех музыкальных жанрах, причем в каждом созданы шедевры. Музыка Моцарта восхищает дилетанта и знатока, его мелодии в равной степени просты и изысканны. Одаренность Моцарта — "от Бога", феноменальна, она ярко проявилась уже в раннем детстве.   О сыне скрипача и капельмейстера из провинциального австрийского городка Зальцбурга рассказывали, что он с трех лет начал импровизировать на клавесине, самоучкой освоил скрипку, а в четыре уже сочинял музыку, причем не просто подбирая по слуху, а записывая партитуру голосов разных инструментов. Рука юного композитора не поспевала за музыкальной фантазией, на лист то и дело падали кляксы, которые приходилось слизывать языком.  Поездки по странам Европы принесли славу вундеркинду из Зальцбурга.   К  пятнадцати  годам Моцарт  —   автор многих произведений для различных инструментов. Однако слава Мо­царта-ребенка не стала,    гарантией  последующего   прочного жизненного положения. Юношеские годы были тревожными. Унизительная   зависимость  от  зальцбургского  архиепископа, безуспешные  попытки  устроиться  в других  городах  допол­нились личными переживаниями — потерей горячо любимой матери, первой безответной влюбленностью. С годами росло мастерство, выковывался характер. Двадцатипятилетний Моцарт демонстративно рвет с опостылевшей службой у архиепископа и становится первым в истории музыки свободным художником. Мещанин по рождению, он обладал обостренным чувством собственного достоинства. "Сердце облагораживает человека, и хоть я не граф, но чести во мне, может быть, больше, чем в ином графе", — писал Моцарт отцу. Путь его лежит в Вену. Здесь были написаны шедевры: оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Так поступают все женщины", "Волшебная флейта", симфонические и камерные произведения. В последние годы композитор испытывал материальные трудности. Моцарта похоронили в общей могиле, след которой ныне утерян. Обряд был более чем скромен, хотя и соответст­вовал" общественному статусу" композитора, не имевшего вы­соких чинов и бывшего на грани нищеты.Учитель: Судьба замечательного композитора заинтересовала Пушкина и легла в основу трагедии. С каких слов начинается трагедия?- 1-ая сцена открывается монологом Сальери. ( Чтение монолога)Учитель: В трагедии сталкиваются антагонисты. Для Сальери Моцарт – враг, для Моцарта Сальери – друг. Почему Сальери считает Моцарта своим врагом?             Сальери                                            Моцартнеустанно трудиться,                        всё даётся очень легко,слава добыта трудом,                        это дар от Бога.Музыка – ремесло                            «Гуляка праздный», Ремесленник                                      «безумец» (Оформление тетрадей: выводы)                           Учитель: Согласны ли вы с мнением Сальери?Что гнетет сердце Сальери?-Уже в первом монологе Сальери признаётся самому себе: «..А ныне - сам скажу –я ныне завистник».Инсценировка (Диалог из 1-ой сцены со слепым скрипачом или фрагмент из фильма)            …Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь, я знаю, я.   Учитель: Сальери признает гениальность Моцарта, тем не менее задумывается и совершает преступление. Почему? Учитель:«Гений и злодейство – две вещи несовместные…Когда звучат эти слова?-Сначала их произносит Моцарт, а потом, в финале, Сальери.Учитель: Почему эти слова звучат дважды?-В этих словах главная мысль произведения.Учитель: Моцарт чувствует в себе гения?Предчувствует, «может быть…Но божество моё проголодалось»(Гениальность не мешает оставаться человеком! Простота! Близость к людям!Любит жизнь!  Учитель: Да, Моцарт чувствует в себе гения, предчувствует он и близкий конец. В разговоре он спрашивает о Бомарше, правда ли, что тот кого-то отравил? И сам себе отвечает, что «он же гений, как ты и я. А гений и злодейство – две вещи несовместные».В этот момент Сальери бросает яд в стакан Моцарта. (Звучит «Реквием») Когда после последних аккордов великий композитор произносит: «Прощай же!» - Сальери остаётся один…В чём признаётся? (Звучит отрывок из текста)-Признаётся самому себе (хотя и не хочет этому верить!), что он не гений! Кто же рассудит композиторов?-Время. Итоги: Теперь проведём параллели между судьбами  двух великих люде – Моцарта и Сальери. В чём проявляется их гениальность? Моцарт                  Пушкин Рано начали писать музыку    музыкальные произведения Стихи литературные произведения всех жанровОба прошли тернистый путь: испытали периоды безденежья, зависть, враждебное отношение к себе.Короткой была их жизнь. (Моцарт прожил 36 лет, Пушкин – 37) За небольшой период времени создали огромное количество шедевров, обоим присуще обострённое чувство собственного достоинства.            Моцарт писал отцу: «Сердце облагораживает человека, и хоть я не граф, но чести во мне, может быть, больше, чем в ином  графе». А вспомните пламенные строки Пушкина:   Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы! Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы.Так интересно переплетаются судьбы двух великих людей, живших в разные эпохи.Пушкин пишет о человеке, судьба которого – это как бы его судьба. «Моцарт и Сальери» - своеобразный реквием Пушкина самому себе.               ¦ Подводя итоги, подумаем над вопросом: что заставило поэта вложить в уста одного из героев фразу: "...Нет правды ни земле..."? — Как было сказано, судьба персонажей — это и судьба самого поэта. Она у Пушкина была необычайно сложной: ему пришлось испытать зависть и клевету, сплетни, а также мате риальнoe  неблагополучие.   Персонажи  "Маленьких трагедий" страдают от того же. Вот почему приведенная фраза воспринимается как приговор "ужасному веку" и "ужасным сердцам". * * *Задание на дом: написать сочинение на одну из тем: "Моцарт и Сальери в одноименной трагедии А. С. Пушкина", "Трагическое в пьесе "Моцарт и Сальери" Пушкина", "Верно ли, что "гений и злодейство — две вещи несовместные»?»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. П. Чехов; ред. Н. Ф. Бельчиков; Акад наук СССР. М. Наука. 1974 -1982. Т. 1974. 607 с.; Т. 1975. 583 с.; Т. 1975. 623 с.; Т. 1976. 551 с. Т. 1976. 703 с. Т
Реферат Маркетинг - специфическая функция управления
Реферат Смешанная экономика 5
Реферат Зачетные материалы по методологии
Реферат От средневековья - к "новому времени"
Реферат Особенности инфузионной терапии при операциях у лиц преклонного возраста
Реферат Финансовое право Украины (Шпаргалка)
Реферат Порядок патентования секретных изобретений
Реферат Радиационная безопасность при эксплуатации и ремонте оборудования
Реферат SunOS
Реферат Исследование правового статуса защитника в уголовном судопроизводс
Реферат Проблемы организации управленческого учета на примере конкретного хозяйствующего субъекта
Реферат Xxx звенигородская конференция по физике плазмы и утс, 24 28 февраля 2003 г
Реферат Дії населення в надзвичайних ситуаціях у мирний і воєнний час 2
Реферат Япония - древняя цивилизация