Тема: «А счастье было так возможно, так близко!» Цель: 1)Проследить, как развиваются чувства наших героев; 2)Выяснить, почему не состоялось их счастье; 3)Соотнести действие романа с жизнью самого автора и дока- зать, что многие сцены из про- изведения являются выраже- нием собственного «я» поэта. Счастье бывает только при общности взглядов. А. С. Пушкин Сегодня у нас не простой урок, а проблемный. Мы попытаемся разрешить ряд вопросов, которые всегда волновали общественность в целом и каждого человека в отдельности. В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он задумывается о том, для чего живет, какой оставит после себя след, и каждый видит себя непременно счастливым. А что такое счастье? В чем оно заключается?В конечном итоге, каждый мечтает встретить единственную (ого) и неповторимую (ого), создать семью, родить детей и жить долго и счастливо. И если вспомнить русские народные сказки, то они этим и заканчиваются. (Я там был, мед, пиво пил; и жили они долго и счастливо; стали жить поживать и добра наживать).2. Вопросы, над которыми мы будем работать, прежде всего требуют хорошего знания текста, поэтому проведем небольшую викторину: -сколько лет было нянюшке Татьяны, когда ее выдали замуж? (13 лет) -на каком языке Татьяна написала письмо Онегину? -что особенно привлекает Пушкина в женщине и сводит его с ума? -«быть можно дельным человеком и думать о красе …..» ? -кто помог Татьяне во сне перейти через ручей? (медведь) -как звали отца Татьяны и Ольги? (Дмитрий) -сколько лет было Онегину, когда он вернулся из путешествия? (26 лет). 3. Итак, над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал более 7 лет (с 9мая 1823 года по25 сентября 1830). Автор раскрывает перед нами жизнь и историю любви Онегина и Татьяны. Более того, автор неоднократно подчеркивает свое исключительное отношение к Татьяне, называя ее «милым идеалом» -Почему же роман назван только по имени главного героя? (Поэт намеревался постичь тип современного человека, принадлежащего к петербургскому дворянскому обществу. Он искал причины разочарования молодого дворянского интеллигента. Это с одной стороны, а с другой: в жизни русского общества женщине отводилась едва заметная роль. Она не имела права голоса, за нее всегда кто-то решал, и никогда не брались во внимание ее чувства.)-Давайте покажем на примере текста, что это действительно так. 1.О молодости матери Татьяны 2.История няни Татьяны 3.И, наконец, сама Татьяна говорит: «Меня слезами заклинаний молила мать, для бедной Тани все были жребии равны…» -Существует ли идейная взаимосвязь между этими тремя отрывками, и звучит ли эта мысль в произведениях других авторов? (И.Тургенев «Муму», А.Островский «Гроза», «Бесприданница», Н.Чернышевский «Что делать?»)-Что из себя представляет Татьяна? Как живет? Чему верит? Что любит? (рассказывают уч-ся) Вот Татьяна влюблена и, не выдержав мук любви, пишет письмо Онегину.4.Чтение письма Татьяны наизусть (уч-ся) Проходит время,Татьяна в страхе ждет ответа (примеры из текста) -Как критики оценивают поведение Онегина? (зачитать высказывания Вл.Яхонтова, Л.Троицкого) -Что их сближает, в чем единодушны? -В чем суждения расходятся?В.Белинский и Д.Писарев дают противоположные оценки Онегину -Чье мнение разделяете вы? Аргументируйте свой ответ. Никому здесь, в деревне, Онегин не приносит счастья: ни Татьяне, чьи чувства оскорблены, хотя автор сочувствует своему герою: Вы согласитесь, мой читатель. Что очень мило поступил С печальной Таней наш приятель; Не в первый раз он тут явил Души прямое благородство. Ни Ленскому - он убит на дуэли. Да и сам Онегин не в силах здесь оставаться, он «убегает», уезжает, отправляется в путешествие.-А что же Татьяна? (рассказ уч-ся о жизни Татьяны после отъезда Онегина, комментирование текста) 5.Онегин возвращается из путешествия. Мы видим обратную картину: теперь уже Онегин изнемогает от любви, мучается, тоскует: Онегин (вновь займуся им), Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До 26 годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел. Он поражен изменениями, произошедшими в Татьяне (примеры из текста), не выдержав, теперь уже он пишет письмо Татьяне. 6.Чтение письма Онегина уч-ся (наизусть) -И что в итоге? (примеры из текста) Мы уже знаем, что Д. Писарев оценил Онегина так: «…это тип бесплодный, не способный ни к развитию, ни к перерождению…» -Согласны ли вы? Докажите! (сопоставление 1и 2 частей романа) -Что же мы можем в итоге сказать?N B! -Обратимся к словам А.Пушкина: «Счастье бывает только при общности взглядов» -Была ли общность взглядов у наших героев? (соотнести действие романа с жизнью самого автора) -Знакомясь с творчеством различных писателей, мы часто чувствуем их присутствие на страницах или в качестве героев произведения, или в изобразительном языке. -А как у Пушкина?Мы знаем, что А.Пушкин-человек, с которым любили общаться, он имел много друзей, и надо сказать, настоящих! Они всегда были рядом, берегли его, оберегали, поучали, помогали, спасали. Это был человек вспыльчивый, взрывной, импульсивный, резкий, «ядовитый» (в том смысле, что говорил резкую правду, когда ее не хотели слушать и слышать) Он был веселый, анекдотичный, а иногда ленивый, часто хандрил. Дуэли случались в его жизни чуть ли ни каждый месяц: то его вызывали, то он вызывал кого-то. -а ведь на карту ставилась жизнь человеческая! (привести примеры, сравнить с поведением Онегина, с состоянием Онегина) 16 февраля у Пушкина состоялась встреча с цыганкой Татьяной Дементьевой (А.С.Пушкин был очень суеверным человеком (-кто из героев Пушкина имел эту черту характера?) 18 февраля 1831 года состоялась свадьба А. Пушкина и Н.Гончаровой.Семейная жизнь Пушкиных была неспокойной. Натали была первой красавицей в свете,а это доставляло много хлопот! 4 детей(Сашка, Гришка, Машка, Наташка), безденежье, творческая бурная деятельность, политические, любовные грязные интриги все сильнее усугубляли положение писателя. По гороскопу у Пушкиных равный брак, они реалисты: А.Пушкин-«коза», Н.Гончарова- «обезьяна». -В чем заключалось равенство брака? (красота-гениальность) И вот дуэль- 27 января 1837 года (зачитать высказывания близких друзей)7.Последние часы жизни А.Пушкина (рассказывают уч-ся, чтение стихотворения «Я вас любил…») Наталья Николаевна свято выполнила наказ мужа, только реалист может понять реалиста, как логик- логика. 8.Чтение уч-ся стихов, посвященных жене поэта. 9.ИТОГ. -Был ли счастлив А. С. Пушкин? (высказывания уч-ся).