Развитие критического мышления на уроке литературы в 5 классе при изучении рассказа А.И.Куприна «Тапёр» с использованием межпредметных связей (литература, музыка) Стратегия – чтение с остановкамиТема урока: «Талант – это …» по рассказу А.И.Куприна «Тапёр»Цели урока: (литература) продолжить знакомство учащихся с рассказом А.И.Куприна «Тапер» (2-я часть), отработать навыки анализа произведения, работа над выразительным чтением обучающихся; (музыка) познакомить с жанром рапсодия (на примере «Венгерской рапсодии» №2 Ф.Листа), закрепить понятия: вальс, полька, мазурка, полонез; воспитание интереса к классической музыке. Оборудование: портреты А.И. Куприна, Ф.Листа, А.Г. Рубинштейна.^ Раздаточный материал: распечатка с модулем урока для учащихся (см. приложение) карта рассказаМесто проведения урока: музыкальный зал, где есть фортепиано.^ ХОД УРОКА:Вступительное слово учителя литературы: Давным-давно в России начали устраивать музыкальные танцевальные вечера для детей из знатных семей. Они проводились только один раз в год – на Рождество. На вечера допускались дети с 12 лет. Здесь учились танцевать, поддерживать беседу, постигали бальный этикет и просто общались, получая массу впечатлений. В рассказе А.И.Куприна, который мы начали читать на прошлом уроке, такое событие происходит в дворянской семье Рудневых в конце 19 века. Обычно хозяин дома на рождественскую ёлку приглашал знаменитый оркестр, но в этот раз всё происходит иначе…^ 2. Проверка дом.задания: Какое продолжение этой истории вы придумали самостоятельно, опираясь на слова:Рождество, ёлка, музыка,талант, тапёр, экзамен,счастливый случай (Ответы учащихся)Вызов 1: (литература) - Почему среди опорных слов есть слово «талант»? - Какие ассоциации вызывает у вас слово «талант»? (составьте кластер в распечатке) (творчество, одарённость, виртуозность, самореализация, глубина, многогранность, феноменальность, успех, триумф, труд…) ^ Вызов 2: (музыка)- Среди опорных слов для вашей истории я увидела 2 «музыкальных» слова: тапёр и музыка. - Что означает слово «тапёр»? (пианист, баянист, играющий за деньги на танцевальных вечерах; слово появилось в 19 веке)- Ребята, а вы уже догадались, почему у вас сегодня два учителя? Почему продолжение рассказа А.И.Куприна мы будем читать вместе?^ Поставьте цель чтения.II этап: Работа с текстом (чтение с остановками)Чтение 1-го фрагмента.- Можно ли уже сейчас сказать, что эта кандидатура тапёра вызовет споры, почему? - Как могут развернуться дальнейшие события?^ Чтение 2-го фрагмента. - Какое слово вам незнакомо? (реалист - до революции ученик реального училища ( без преподавания иностр.языков, с преобладанием математики и естеств.наук) - Что слово «реалист» рассказало вам о жизни героя? - Найдите в тексте черты внешнего и психологического портретов? Запишите самые яркие в распечатку. - Какой из портретов важнее, почему? ^ Чтение 3-го фрагмента (самостоятельно) – Можно ли назвать данную ситуацию конфликтной? Объясните почему? - Что произойдёт далее?Учитель музыки: - В этом отрывке названы многие музыкальные танцевальные жанры? Я их вам наиграю, а вы запишите их названия в распечатку. Ответы учащихся.^ Чтение 4-го фрагмента. - Озаглавьте данный эпизод и обоснуйте свой выбор. - Вы волнуетесь за героя, почему?Учитель музыки:- Послушайте музыкальный фрагмент «Венгерской рапсодии» Ф.Листа и скажите, какими качествами должен обладать музыкант, исполняющий её? (звучит музык.фрагмент)- Вы впервые услышали рапсодию, однако какие музыкальные особенности этого жанра вы смогли заметить? ^ Чтение 5-го фрагмента. - Какие личностные качества юного героя проявились в данном эпизоде? - Смогут ли всё это оценить Рудневы? А Лида? Чтение 6-го фрагмента (самостоятельно) – Чем можно объяснить отсутствие в зале Лидии? - Чему вас научила эта конфликтная ситуация? - Это развязка? Может ли действие быть законченным? Что говорит о его продолжении?^ Чтение 7-го фрагмента.Учитель музыки: -Узнали ли вы человека по имени Антон Григорьевич?- Кого увидел перед собой великий Рубинштейн: тапёра или талантливого музыканта? - А вы?- Можем ли мы предположить, что эта встреча будет поворотной в судьбе тапёра, почему?III этап урока: рефлексияЗадания: - Свой рассказ А.И.Куприн назвал «Тапёр». Вы согласитесь с автором или предложите своё? Обоснуйте свое мнение. - Составьте в распечатке синквейн (5 строк: ключевое слово, 2 прил-х, 2 глагола, 1 предложение, ассоциация) 1-й вариант: талант; 2-й вариант: музыка (на выбор). - Как вы думаете, чем закончилась эта история?*Домашнее задание: дочитать рассказ, ответить на вопрос: с каким возможным мнением о таланте вам хотелось бы поспорить?