Реферат по предмету "Разное"


А. П. Чехова 6 класс Учитель Бобкова И. Л. Место урок

Заключительный урок по юмористическим рассказам А.П. Чехова6 классУчитель Бобкова И.Л.Место урока в системе уроков по творчеству А.П. Чехова. Данный урок завершает знакомство шестиклассников с юмористическими рассказами А.П. Чехова. Ранее были изучены и проанализированы произведения «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Налим». Чтобы дети могли познакомиться с другими рассказами, я предложила им разбиться на творческие группы, выбрать один из предложенных рассказов и проявить свои творческие способности в презентации: чтение, самостоятельный анализ, оформление иллюстрациями данного произведения и инсценировка фрагмента (для класса коррекции – презентация иллюстрированных книжек и пересказ «Хамелеона») .^ Тип урока: обобщения и систематизации знаний (комбинированный подход) (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. «Современный урок» 2005)Вид урока: урок творческого применения знаний.Технология: технология личностно-ориентированного обучения (проблемный диалог).^ Методические приёмы: пересказ (для ККО), самостоятельная работа с текстами и дополнительной литературой, анализ рассказов, иллюстрирование, создание книг, театрализация.Задачи:Закрепить навыки анализа произведений Чехова, расширить знакомство с творчеством Чехова-юмориста.Развивать коммуникативные качества личности, аналитическое мышление, творческие способности детей.Воспитывать нравственные ценности, культуру речи, любовь к чтению, интерес к уроку.^ Оборудование урока: оформление тематической выставки «Читаем. Думаем. Спорим»; стенда «Усадьба Антоши Чехонте»; иллюстрации, выполненные к рассказам Чехова.^ Предварительная работа: самостоятельное чтение рассказов, их анализ, выполнение рисунков по рассказам, подготовка к инсценировке.Ход урокаОрганизационный момент. Эмоциональный настрой.^ Сообщение целей и задач урока. Сегодня мы совершим увлекательную и познавательную литературную экскурсию в усадьбу Антоши Чехонте. Вы знаете, что под таким псевдонимом в 1883—1885 годах Ан­тон Павлович Чехов публиковал свои расска­зы в юмористических и сатирических журна­лах «Будильник», «Осколки», «Развлечения», «Стрекоза». Герои их: чиновники, крестьяне, врачи, землемеры, инженеры, фабриканты, полицейские, приказчики, дьячки, студен­ты — попадали в анекдотические ситуа­ции, в которых раскрывалась их внутренняя суть. Некоторые имена персонажей расска­зов превратились в имена нарицательные, например, унтер Пришибеев. А названия многих произведений стали символическим воплощением определённых жизненных си­туаций. «Лошадиная фамилия» — несоот­ветствия определения и сути; «Толстый и тонкий» — символом благополучия и нужды, чинопочитания; «Хамелеон» — символом угодливости и благоговения перед выше­стоящими и т.д. Так, с помощью сатиры и юмора молодой Чехов выстроил целую усадьбу, заселённую его персонажами. Туда мы и отправимся прямо сейчас. Находится она в самом центре России, под Москвой, среди лугов и лесов, рек и озёр. Вот она раскинулась перед нами и встреча­ет шелестом листвы, запахом трав и речной воды. У самого входа находится небольшое строение, увенчанное белым флагом с крас­ным крестом (ничего удивительного: мы же знаем, что Антон Павлович был врачом и всегда оказывал медицинскую помощь всем, кто в ней нуждался). Вероятно, это строение медицинского назначения. Табличка под­тверждает нашу догадку. На ней написано: «Медицинское светило». Кто бы это мог быть? Сам Чехов, как известно, был челове­ком очень скромным, а тут претензия... В центре усадьбы добротный простор­ный дом под красной черепичной крышей. Табличка сооб­щает, что здесь находится «Фабрика фамилий». К нему прилепился и летний домик с неожиданной табличкой — «Шантажист». Видно, у дачников этих свои проблемы и интриги. Заглянем и на задний двор. В глубине его тёмная деревянная изба с устрашающей табличкой — «Ор­ганизатор катастроф». А рядом ещё страшней: строение длин­ное, похожее на конюшню, но аккуратное, однако табличка здесь — «Гроза разбойни­ков». Интересно, что там внутри? И кто это — «гроза разбойников»?.. Заключает галерею домов утопающее в зелени здание с интригующей табличкой «Террариум». Итак, первая наша задача: догадаться, кто живёт в этих постройках, судя по таблич­кам на них, назвать полные имена и фамилии собственников. Дом «Медицинское светило» занимает фельдшер Сергей Кузьмич Курятин из рассказа «Хи­рургия». Дом с табличкой «Фабрика фамилий» принадлежит герою рассказа «Лошадиная фамилия», генерал-майору Булдееву. Летний домик с названи­ем «Шантажист» принадлежит семье Коли Замблицкого («Злой мальчик»). В избе «Ор­ганизатор катастроф» проживает Денис Григорьев («Злоумышленник»). Постройка с надписью «Гроза разбойников» отдана Гле­бу Гавриловичу Смирнову («Пересолил»). Дом с табличкой «Террариум» по праву достоин героя Очумелова из рассказа «Хамелеон».Объясните, почему их домам даны такие названия.Цель: выяснить степень понимания детьми смысла произведения, умение почувствовать иронию в заданном определении.Курятин вообра­жал себя всезнающим авторитетным вра­чом, без конца рассуждал о хирургии, а сам не умел даже вырвать зуб у дьячка. Булдеев поставил сам же и преодолел анекдотическую ситуацию, показав с презрением два кукиша. Коля Замблицкий, подсмотрев и подслушав объяснение своей сестры с Лапкиным, стал шантажировать молодых людей, что раскро­ет родителям их секрет, и извлекать из этого выгоду. Денис Григорьев, вывинчивал гайки из железнодорожного полотна, что могло стать причиной катастрофы, но не понимает этого. Глеб Гаврилович Смирнов – неимоверный трус, но прикрывает свою трусость бахвальством. Городовой Очумелов несколько раз меняет свои взгляды на противоположные в угоду благоговения перед вышестоящими.Ну что ж, с главными героями мы позна­комились, но ведь они не единственные ге­рои этих рассказов. ^ Назовите других.Учащиеся называют остальных персо­нажей: «Хирургия» — Ефим Михеич Вонмигласов. «Лошадиная фамилия» - приказчик Иван Евсееич, генеральша, поварёнок Петька, доктор, слуги. «Злой мальчик» — Иван Ива­ныч Лапкин, Анна Семёновна Замблицкая. «Злоумышленник» — следователь. «Пере­солил» — Клим. «Хамелеон» - надзиратель Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин, генеральский повар, толпа.^ Теперь, когда мы все перезнакоми­лись, можно войти и в эти дома, а двери нам раскроют их обитатели и сами расска­жут о себе.Презентация каждого произведе­ния.^ Цель: познакомиться с неизвестными им расска­зами Чехова, расширить читатель­ский кругозор.Презентация рассказа Чехова, иллюстрированного собственными рисунками.Аня Игошина. Презентация рассказа в картинках А.П. Чехова «Злой мальчик».Инсценировка фрагмента выбранного рассказа.^ Герои рассказа А.П. Чехова «Злой Мальчик».Исполнители:рассказчик: Игошина Аня,Коля Замблицкий: Дружинина Наташа,Анна Семёновна Замблицкая: Игошина Настя,^ Иван Ива­ныч Лапкин: Пищулова Аня.6А класс пересказывает рассказ «Хамелеон».Анализ художественных средств, использованных писателем в про­изведениях.^ Цель: закрепить навыки анализа художественного текста.Неплохо устроились чеховские герои в своих обителях. А чувствовать себя в них уют­но им помогает «художественная обстанов­ка», которая создана их «архитектором» — автором рассказов.^ Приведите примеры художественных средств, которые позволяют нам увидеть, понять и почувствовать характеры и си­туации.Рассказ «Хирургия» В рассказе «Хирургия» главным сред­ством характеристики героев является их речь. Речь даёт нам представление о сфере деятельности дьячка: он постоянно цитирует молитвы, употребляет церковно-славянские слова: «Питие мое с плачем растворих», «со-грешихом и беззаконновахом», «Студными бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих». Даже фамилия его образована из церковного возгласа «Вонми!» и старо­славянского «глас». Речь его льётся сладкой гладко, пока фельдшер не доводит дьячка до нестерпимой боли — тогда он, забыв о бла­гочестии, истошно кричит: «Чтоб тебя на том свете так потянуло!», «Паршивый чёрт!» Набожность дьячка подчёркивается и его поведением: в приёмной земской больницы он прежде всего ищет икону, чтоб перекре­ститься, в дар доктору принёс просфору. Фельдшер же изображает из себя опыт­ного врача, он постоянно подчёркивает: «Тут во всём привычка, твёрдость руки... Вырвать можно. Только тут понимать надо, без понятия нельзя... Зубы разные бывают. Один рвёшь щипцами, другой козьей нож­кой, третий ключом... Кому как». «Этот легко рвать». Неумелость фельдшера мы угадываем по его движениям: он «хмурится», заглядывая в рот пациента, не может решить, каким об­разом удалить зуб: «Фельдшер берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы». Он «топчется», таща зуб, а когда видит результаты своего «труда», бормочет: «Было б мне козьей нож­кой... Этакая оказия!»^ Рассказ «Злой мальчик» В «Злом мальчике» главным художе­ственным средством является ирония, ко­торая присутствует и в объяснении в любви, и в описании преследований злого мальчи­ка. Когда Иван Иваныч Лапкин объясняется Анне Семёновне в любви, он в то же время не забывает наблюдать за поплавком, делать замечания по ходу и давать возлюбленной указания и советы: «Я должен сказать вам многое, Анна Семёновна... Очень многое... Когда я увидел вас в первый раз... У вас клю­ёт... Я понял тогда, для чего я живу, понял, где мой кумир, которому я должен посвятить свою честную, трудовую жизнь... Это, долж­но быть, большая клюёт... Увидя вас, я полю­бил впервые, полюбил страстно! Подождите дёргать... пусть лучше клюнет... Скажите мне, моя дорогая, заклинаю вас, могу ли я рассчи­тывать — не на взаимность, нет! — этого я не стою, я не смею даже помыслить об этом, — могу ли я рассчитывать на... Тащите!» Все эти реплики и советы, прерывающие объ­яснение, полное высоких фраз, делают его немножко смешным и показывают, что или чувство на самом деле не очень глубокое, или рыбалка — очень увлекательное заня­тие, особенно когда ею увлечены молодые влюблённые люди. Коля назван в рассказе «благородным человеком» тоже с явной иронией, потому что поведение его не соответствует этому определению. Он требует всё новых подар­ков в награду за молчание: поначалу это ме­лочи (коробочки из-под пилюль, запонки), но затем Коля «стал поговаривать о карманных часах». Конечно, он «злой мальчик», но автор больше иронизирует над влюблёнными, ко­торых парализовал страх перед раскрытием их секрета: Лапкин так боится, что во время обеда даже «зажевал вместо вафли салфет­ку». Страх погасил счастье влюблённости, и когда молодые люди наконец получили благословение родителей, они с восторгом надрали Коле уши. «И потом оба они сознавались, что за всё время, пока были влюбле­ны друг в друга, они ни разу не испытывали такого счастья, такого захватывающего бла­женства, как в те минуты, когда драли злого мальчика за уши».^ Рассказ «Злоумышленник»Рассказ «Злоумышленник» построен поч­ти целиком на диалоге. Поэтому главным художественным средством в нём является речь героев. Следователь строго следует закону, поэтому в его обращениях к злоу­мышленнику постоянно звучат назидания, попытка донести до обвиняемого причину его ареста, ссылки на статьи закона: «1081 статья уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учинённое повреждение железной дороги, когда оно может подвер­гнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последством сего должно быть несчастье... понимаешь? знал! А ты не мог не знать, к чему ведёт это отвинчивание... он приговаривается к ссылке в каторжные работы». Денис Григорьев же тёмен и невеже­ствен, что подчёркивается художественными деталями уже в его портрете: его «глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, име­ют выражение угрюмой суровости», у него шапка нечёсаных волос... Он не понимает, что говорит ему следова­тель, и потому постоянно повторяет: «чаво?» Его ум сосредоточен только на рыбной лов­ле: «Чорт ли в нём, живце-то, ежели поверху плавать будет! Окунь, щука, налим завсегда на донную идёт, а которая ежели поверху пла­вает, то ту разве только шилишпёр схватит, да и то редко... В нашей реке не живёт шилиш­пёр... Эта рыба простор любит». Он не в со­стоянии понять, что отвинчивание гаек может привести к крушению поезда: «В тюрьму... Было б за что, пошёл бы, а то так... здоро­во живёшь... За что? И не крал, кажись, и не дрался...» «Надо судить умеючи, не зря... Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести...» Сле­дователь и Денис Григорьев говорят на раз­ных языках, за счёт чего и возникает комизм. «Злоумышленник» Денис только с точки зре­ния закона — сам он себя таковым не считает. Да и сложно назвать так того, кто не понимает, чем могут обернуться его действия. Поэтому и название рассказа звучит иронично.^ Рассказ «Пересолил»В рассказе «Пересолил» оба героя ис­пытывают друг перед другом чувство страха, и это создаёт комическую ситуацию. Страх сначала рождается в сердце землемера Глеба Гавриловича Смирнова. Вызывают его пустынность мест, по которым он едет, на­ступающая темнота и широкая спина «здоро­веннейшего мужика»: «Какая, однако, здесь глушь! — думал землемер, стараясь при­крыть уши воротником от шинели. — Ни кола, ни двора. Не ровён час — нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек пали... Да и возница ненадёжный... Ишь, какая спи­нища! Этакое дитя природы пальцем тро­нет, так душа вон! И морда у него зверская, подозрительная». Чем дальше, тем сильнее разыгрывается воображение землемера, и он рисует вознице картины своего геройства: «Однажды напало на меня три разбойника... Так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что... что, понимаешь, Богу душу отдал, а два других из-за меня в Сибирь пошли на катор­гу. И откуда у меня сила берётся, не знаю...» Рассказы его пугают Клима, он огляды­вается на седока, «заморгав всем лицом». В конце концов он останавливает лошадь и «на четвереньках» убегает в чащу с криком: «Караул! Бери, окаянный, и лошадь и теле­гу, только не губи ты моей души! Караул!» Художественная деталь «на четвереньках» показывает степень страха возницы. По его признанию, он чуть «не помер от страха». А Глеб Гаврилович «часа два кричал» до хри­поты, зовя сбежавшего возницу, называя его и «Климушкой», и «голубчиком». Он тоже при­знаётся потом: «Это я от страха врал».^ Рассказ «Лошадиная фамилия» Рассказ начинается стремительно. Здесь нет ни описаний, ни подробностей. Читатель сразу же вводится в курс дела. Хотя генерал мучается зубной болью, писатель не стремится вызвать к нему сочув­ствие. Скорее он заставляет читателя сме­яться над комическим положением, в кото­рое попадает Булдеев. Комическая ситуация создаётся тем, генерал считает заговоры «ерундой и шарлатанством», а сам нетерпеливо требует от приказчика, чтобы тот вспомнил «лошади­ную фамилию» знахаря; он категорически отказывается от предложения доктора вы­рвать зуб, а затем посылает за ним сам, как за спасителем. В комическое положение поставлен в рассказе приказчик Иван Евсеич. Он говорит много ненужного о семейном, служебном положении знахаря, о его образе жизни, а самое главное — фамилию его — забывает. Приказчик вспоминает забытую фамилию знахаря Овсова лишь тогда, когда она уже вовсе не нужна.Ограниченность, невежественность при­казчика превосходно переданы Чеховым че­рез грамматически неправильную речь Ива­на Евсеича.Рисуя в этом рассказе ряд комических положений. Чехов тщательно отбирает фак­ты, персонажи, словесные обороты. В рассказе «Лошадиная фамилия» ярко, живо зарисованы не только главные герои: генерал и приказчик, но и эпизодические лица: генеральша, слуги, дети.Этот рассказ юмористический. Он смешной.Во-первых, смешным оказывается сю­жет: вся семья генерала занята поиском «ло­шадиной фамилии».Во-вторых, смешным выглядит суеверие образованного человека.В-третьих, смешны способы, которыми пытается утихомирить зубную боль генерал.Кроме того, смешны сами «лошадиные фамилии» и умственные усилия людей, кото­рые пытаются отыскать нужную фамилию. Смешна и развязка рассказа.Это смех над мелкими слабостями людей, смех над тем, что забавно, но не опа­сно, смех добродушный.^ Слово учителя. Итак, во всех представленных рассказах герои оказываются в комических ситуациях. Сделаем вывод: какими художественными средствами раскрывается идея произведения?Вывод. Главными художественными средствами их создания являются ирония, речевая харак­теристика и художественная деталь. Они и помогают нам узнать характеры героев и оценить ситуации.^ Слово учителя.Определите идею своего рассказа с по­мощью русских пословиц, которые могли бы стать эпиграфом к нему. Выберите из пред­ложенных те, которые созвучны смыслу ва­шего произведения и обоснуйте выбор. Учащимся предлагаются одинаковые карточки со следующими пословицами:И куёт, и дует, и сам не знает, что будет.Трусливому каждый шорох — беда.Из печёного яйца живого цыплёнка высидит.Этот изъян разделим на крестьян.Каков мастер, такова и работа.Согнулся дугой, да и стал как другой.И медведь костоправ, только самоучка.Поклониться — вперёд пригодится.Был бы мёд, а мух много нальнёт.Не умеешь — не берись.Раньше страха испугался.У страха глаза велики.С паршивой овцы хоть шерсти клок.Для рассказа «Хирургия»: «И куёт, и дует, и сам не знает, что будет»,«Не умеешь - не берись»,«Каков мастер, такова и работа»; «И медведь костоправ, только самоучка».Все эти пословицы обра­щены против тех, кто не знает своего дела, но самоуверенно берётся за него. К «Злому мальчику»: «Из печёного яйца живого цыплёнка высидит"; «С паршивой овцы хоть шерсти клок».Эти пословицы вполне соответствуют предпри­имчивости, корыстолюбию, наглости Коли Замблицкого. К рассказу «Злоумышленник»: «Этот изъян разделим на кре­стьян». ^ Народная мудрость помогает нам понять, что власть пользуется темнотой и невежеством народа, чтобы прикрыть свои недоработки. К рассказу «Пересолил»: «Раньше страха испугался», «У страха глаза велики»;«Трусливому каждый шорох—беда". Пословицы высмеивают человеческую трусость.К рассказу «Лошадиная фамилия»: «^ Не умеешь — не берись».К рассказу «Хамелеон»: «Согнулся дугой, да и стал как другой»;«Поклониться — вперёд пригодится»Народная мудрость обличает тех, кто готов согнуться дугой перед вышестоящими и старается им угождать..Вот мы и обошли часть усадьбы Антоши Чехонте, на самом деле она гораздо больше и гораздо больше и заселена очень густо, но даже этот не­большой участок помог нам представить, как разнообразна и поучительна жизнь этой усадьбы, как много открытий можно сделать, бродя по ней и заглядывая в гости к её оби­тателям. Думаю, что мы ещё не раз встре­тимся с ними и с тем, кто придумал все эти смешные истории, — Антоном Павловичем Чеховым.А пока направимся к выходу и под­ведём итоги нашей экскурсии. Итоги урока: дети отмечают находки, удачи и просчёты, оценивается работа творческих групп и каждого участника.Д\З: написать мини-сочинение «О чём меня заставили задуматься юмористические рассказы А.П. Чехова?»;написать отзыв об уроке;написать свой юмористический рассказ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.