Реферат по предмету "Разное"


А. П. Чехова 6 класс Учитель Бобкова И. Л. Место урок

Заключительный урок по юмористическим рассказам А.П. Чехова6 классУчитель Бобкова И.Л.Место урока в системе уроков по творчеству А.П. Чехова. Данный урок завершает знакомство шестиклассников с юмористическими рассказами А.П. Чехова. Ранее были изучены и проанализированы произведения «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Налим». Чтобы дети могли познакомиться с другими рассказами, я предложила им разбиться на творческие группы, выбрать один из предложенных рассказов и проявить свои творческие способности в презентации: чтение, самостоятельный анализ, оформление иллюстрациями данного произведения и инсценировка фрагмента (для класса коррекции – презентация иллюстрированных книжек и пересказ «Хамелеона») .^ Тип урока: обобщения и систематизации знаний (комбинированный подход) (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. «Современный урок» 2005)Вид урока: урок творческого применения знаний.Технология: технология личностно-ориентированного обучения (проблемный диалог).^ Методические приёмы: пересказ (для ККО), самостоятельная работа с текстами и дополнительной литературой, анализ рассказов, иллюстрирование, создание книг, театрализация.Задачи:Закрепить навыки анализа произведений Чехова, расширить знакомство с творчеством Чехова-юмориста.Развивать коммуникативные качества личности, аналитическое мышление, творческие способности детей.Воспитывать нравственные ценности, культуру речи, любовь к чтению, интерес к уроку.^ Оборудование урока: оформление тематической выставки «Читаем. Думаем. Спорим»; стенда «Усадьба Антоши Чехонте»; иллюстрации, выполненные к рассказам Чехова.^ Предварительная работа: самостоятельное чтение рассказов, их анализ, выполнение рисунков по рассказам, подготовка к инсценировке.Ход урокаОрганизационный момент. Эмоциональный настрой.^ Сообщение целей и задач урока. Сегодня мы совершим увлекательную и познавательную литературную экскурсию в усадьбу Антоши Чехонте. Вы знаете, что под таким псевдонимом в 1883—1885 годах Ан­тон Павлович Чехов публиковал свои расска­зы в юмористических и сатирических журна­лах «Будильник», «Осколки», «Развлечения», «Стрекоза». Герои их: чиновники, крестьяне, врачи, землемеры, инженеры, фабриканты, полицейские, приказчики, дьячки, студен­ты — попадали в анекдотические ситуа­ции, в которых раскрывалась их внутренняя суть. Некоторые имена персонажей расска­зов превратились в имена нарицательные, например, унтер Пришибеев. А названия многих произведений стали символическим воплощением определённых жизненных си­туаций. «Лошадиная фамилия» — несоот­ветствия определения и сути; «Толстый и тонкий» — символом благополучия и нужды, чинопочитания; «Хамелеон» — символом угодливости и благоговения перед выше­стоящими и т.д. Так, с помощью сатиры и юмора молодой Чехов выстроил целую усадьбу, заселённую его персонажами. Туда мы и отправимся прямо сейчас. Находится она в самом центре России, под Москвой, среди лугов и лесов, рек и озёр. Вот она раскинулась перед нами и встреча­ет шелестом листвы, запахом трав и речной воды. У самого входа находится небольшое строение, увенчанное белым флагом с крас­ным крестом (ничего удивительного: мы же знаем, что Антон Павлович был врачом и всегда оказывал медицинскую помощь всем, кто в ней нуждался). Вероятно, это строение медицинского назначения. Табличка под­тверждает нашу догадку. На ней написано: «Медицинское светило». Кто бы это мог быть? Сам Чехов, как известно, был челове­ком очень скромным, а тут претензия... В центре усадьбы добротный простор­ный дом под красной черепичной крышей. Табличка сооб­щает, что здесь находится «Фабрика фамилий». К нему прилепился и летний домик с неожиданной табличкой — «Шантажист». Видно, у дачников этих свои проблемы и интриги. Заглянем и на задний двор. В глубине его тёмная деревянная изба с устрашающей табличкой — «Ор­ганизатор катастроф». А рядом ещё страшней: строение длин­ное, похожее на конюшню, но аккуратное, однако табличка здесь — «Гроза разбойни­ков». Интересно, что там внутри? И кто это — «гроза разбойников»?.. Заключает галерею домов утопающее в зелени здание с интригующей табличкой «Террариум». Итак, первая наша задача: догадаться, кто живёт в этих постройках, судя по таблич­кам на них, назвать полные имена и фамилии собственников. Дом «Медицинское светило» занимает фельдшер Сергей Кузьмич Курятин из рассказа «Хи­рургия». Дом с табличкой «Фабрика фамилий» принадлежит герою рассказа «Лошадиная фамилия», генерал-майору Булдееву. Летний домик с названи­ем «Шантажист» принадлежит семье Коли Замблицкого («Злой мальчик»). В избе «Ор­ганизатор катастроф» проживает Денис Григорьев («Злоумышленник»). Постройка с надписью «Гроза разбойников» отдана Гле­бу Гавриловичу Смирнову («Пересолил»). Дом с табличкой «Террариум» по праву достоин героя Очумелова из рассказа «Хамелеон».Объясните, почему их домам даны такие названия.Цель: выяснить степень понимания детьми смысла произведения, умение почувствовать иронию в заданном определении.Курятин вообра­жал себя всезнающим авторитетным вра­чом, без конца рассуждал о хирургии, а сам не умел даже вырвать зуб у дьячка. Булдеев поставил сам же и преодолел анекдотическую ситуацию, показав с презрением два кукиша. Коля Замблицкий, подсмотрев и подслушав объяснение своей сестры с Лапкиным, стал шантажировать молодых людей, что раскро­ет родителям их секрет, и извлекать из этого выгоду. Денис Григорьев, вывинчивал гайки из железнодорожного полотна, что могло стать причиной катастрофы, но не понимает этого. Глеб Гаврилович Смирнов – неимоверный трус, но прикрывает свою трусость бахвальством. Городовой Очумелов несколько раз меняет свои взгляды на противоположные в угоду благоговения перед вышестоящими.Ну что ж, с главными героями мы позна­комились, но ведь они не единственные ге­рои этих рассказов. ^ Назовите других.Учащиеся называют остальных персо­нажей: «Хирургия» — Ефим Михеич Вонмигласов. «Лошадиная фамилия» - приказчик Иван Евсееич, генеральша, поварёнок Петька, доктор, слуги. «Злой мальчик» — Иван Ива­ныч Лапкин, Анна Семёновна Замблицкая. «Злоумышленник» — следователь. «Пере­солил» — Клим. «Хамелеон» - надзиратель Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин, генеральский повар, толпа.^ Теперь, когда мы все перезнакоми­лись, можно войти и в эти дома, а двери нам раскроют их обитатели и сами расска­жут о себе.Презентация каждого произведе­ния.^ Цель: познакомиться с неизвестными им расска­зами Чехова, расширить читатель­ский кругозор.Презентация рассказа Чехова, иллюстрированного собственными рисунками.Аня Игошина. Презентация рассказа в картинках А.П. Чехова «Злой мальчик».Инсценировка фрагмента выбранного рассказа.^ Герои рассказа А.П. Чехова «Злой Мальчик».Исполнители:рассказчик: Игошина Аня,Коля Замблицкий: Дружинина Наташа,Анна Семёновна Замблицкая: Игошина Настя,^ Иван Ива­ныч Лапкин: Пищулова Аня.6А класс пересказывает рассказ «Хамелеон».Анализ художественных средств, использованных писателем в про­изведениях.^ Цель: закрепить навыки анализа художественного текста.Неплохо устроились чеховские герои в своих обителях. А чувствовать себя в них уют­но им помогает «художественная обстанов­ка», которая создана их «архитектором» — автором рассказов.^ Приведите примеры художественных средств, которые позволяют нам увидеть, понять и почувствовать характеры и си­туации.Рассказ «Хирургия» В рассказе «Хирургия» главным сред­ством характеристики героев является их речь. Речь даёт нам представление о сфере деятельности дьячка: он постоянно цитирует молитвы, употребляет церковно-славянские слова: «Питие мое с плачем растворих», «со-грешихом и беззаконновахом», «Студными бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих». Даже фамилия его образована из церковного возгласа «Вонми!» и старо­славянского «глас». Речь его льётся сладкой гладко, пока фельдшер не доводит дьячка до нестерпимой боли — тогда он, забыв о бла­гочестии, истошно кричит: «Чтоб тебя на том свете так потянуло!», «Паршивый чёрт!» Набожность дьячка подчёркивается и его поведением: в приёмной земской больницы он прежде всего ищет икону, чтоб перекре­ститься, в дар доктору принёс просфору. Фельдшер же изображает из себя опыт­ного врача, он постоянно подчёркивает: «Тут во всём привычка, твёрдость руки... Вырвать можно. Только тут понимать надо, без понятия нельзя... Зубы разные бывают. Один рвёшь щипцами, другой козьей нож­кой, третий ключом... Кому как». «Этот легко рвать». Неумелость фельдшера мы угадываем по его движениям: он «хмурится», заглядывая в рот пациента, не может решить, каким об­разом удалить зуб: «Фельдшер берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы». Он «топчется», таща зуб, а когда видит результаты своего «труда», бормочет: «Было б мне козьей нож­кой... Этакая оказия!»^ Рассказ «Злой мальчик» В «Злом мальчике» главным художе­ственным средством является ирония, ко­торая присутствует и в объяснении в любви, и в описании преследований злого мальчи­ка. Когда Иван Иваныч Лапкин объясняется Анне Семёновне в любви, он в то же время не забывает наблюдать за поплавком, делать замечания по ходу и давать возлюбленной указания и советы: «Я должен сказать вам многое, Анна Семёновна... Очень многое... Когда я увидел вас в первый раз... У вас клю­ёт... Я понял тогда, для чего я живу, понял, где мой кумир, которому я должен посвятить свою честную, трудовую жизнь... Это, долж­но быть, большая клюёт... Увидя вас, я полю­бил впервые, полюбил страстно! Подождите дёргать... пусть лучше клюнет... Скажите мне, моя дорогая, заклинаю вас, могу ли я рассчи­тывать — не на взаимность, нет! — этого я не стою, я не смею даже помыслить об этом, — могу ли я рассчитывать на... Тащите!» Все эти реплики и советы, прерывающие объ­яснение, полное высоких фраз, делают его немножко смешным и показывают, что или чувство на самом деле не очень глубокое, или рыбалка — очень увлекательное заня­тие, особенно когда ею увлечены молодые влюблённые люди. Коля назван в рассказе «благородным человеком» тоже с явной иронией, потому что поведение его не соответствует этому определению. Он требует всё новых подар­ков в награду за молчание: поначалу это ме­лочи (коробочки из-под пилюль, запонки), но затем Коля «стал поговаривать о карманных часах». Конечно, он «злой мальчик», но автор больше иронизирует над влюблёнными, ко­торых парализовал страх перед раскрытием их секрета: Лапкин так боится, что во время обеда даже «зажевал вместо вафли салфет­ку». Страх погасил счастье влюблённости, и когда молодые люди наконец получили благословение родителей, они с восторгом надрали Коле уши. «И потом оба они сознавались, что за всё время, пока были влюбле­ны друг в друга, они ни разу не испытывали такого счастья, такого захватывающего бла­женства, как в те минуты, когда драли злого мальчика за уши».^ Рассказ «Злоумышленник»Рассказ «Злоумышленник» построен поч­ти целиком на диалоге. Поэтому главным художественным средством в нём является речь героев. Следователь строго следует закону, поэтому в его обращениях к злоу­мышленнику постоянно звучат назидания, попытка донести до обвиняемого причину его ареста, ссылки на статьи закона: «1081 статья уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учинённое повреждение железной дороги, когда оно может подвер­гнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последством сего должно быть несчастье... понимаешь? знал! А ты не мог не знать, к чему ведёт это отвинчивание... он приговаривается к ссылке в каторжные работы». Денис Григорьев же тёмен и невеже­ствен, что подчёркивается художественными деталями уже в его портрете: его «глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, име­ют выражение угрюмой суровости», у него шапка нечёсаных волос... Он не понимает, что говорит ему следова­тель, и потому постоянно повторяет: «чаво?» Его ум сосредоточен только на рыбной лов­ле: «Чорт ли в нём, живце-то, ежели поверху плавать будет! Окунь, щука, налим завсегда на донную идёт, а которая ежели поверху пла­вает, то ту разве только шилишпёр схватит, да и то редко... В нашей реке не живёт шилиш­пёр... Эта рыба простор любит». Он не в со­стоянии понять, что отвинчивание гаек может привести к крушению поезда: «В тюрьму... Было б за что, пошёл бы, а то так... здоро­во живёшь... За что? И не крал, кажись, и не дрался...» «Надо судить умеючи, не зря... Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести...» Сле­дователь и Денис Григорьев говорят на раз­ных языках, за счёт чего и возникает комизм. «Злоумышленник» Денис только с точки зре­ния закона — сам он себя таковым не считает. Да и сложно назвать так того, кто не понимает, чем могут обернуться его действия. Поэтому и название рассказа звучит иронично.^ Рассказ «Пересолил»В рассказе «Пересолил» оба героя ис­пытывают друг перед другом чувство страха, и это создаёт комическую ситуацию. Страх сначала рождается в сердце землемера Глеба Гавриловича Смирнова. Вызывают его пустынность мест, по которым он едет, на­ступающая темнота и широкая спина «здоро­веннейшего мужика»: «Какая, однако, здесь глушь! — думал землемер, стараясь при­крыть уши воротником от шинели. — Ни кола, ни двора. Не ровён час — нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек пали... Да и возница ненадёжный... Ишь, какая спи­нища! Этакое дитя природы пальцем тро­нет, так душа вон! И морда у него зверская, подозрительная». Чем дальше, тем сильнее разыгрывается воображение землемера, и он рисует вознице картины своего геройства: «Однажды напало на меня три разбойника... Так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что... что, понимаешь, Богу душу отдал, а два других из-за меня в Сибирь пошли на катор­гу. И откуда у меня сила берётся, не знаю...» Рассказы его пугают Клима, он огляды­вается на седока, «заморгав всем лицом». В конце концов он останавливает лошадь и «на четвереньках» убегает в чащу с криком: «Караул! Бери, окаянный, и лошадь и теле­гу, только не губи ты моей души! Караул!» Художественная деталь «на четвереньках» показывает степень страха возницы. По его признанию, он чуть «не помер от страха». А Глеб Гаврилович «часа два кричал» до хри­поты, зовя сбежавшего возницу, называя его и «Климушкой», и «голубчиком». Он тоже при­знаётся потом: «Это я от страха врал».^ Рассказ «Лошадиная фамилия» Рассказ начинается стремительно. Здесь нет ни описаний, ни подробностей. Читатель сразу же вводится в курс дела. Хотя генерал мучается зубной болью, писатель не стремится вызвать к нему сочув­ствие. Скорее он заставляет читателя сме­яться над комическим положением, в кото­рое попадает Булдеев. Комическая ситуация создаётся тем, генерал считает заговоры «ерундой и шарлатанством», а сам нетерпеливо требует от приказчика, чтобы тот вспомнил «лошади­ную фамилию» знахаря; он категорически отказывается от предложения доктора вы­рвать зуб, а затем посылает за ним сам, как за спасителем. В комическое положение поставлен в рассказе приказчик Иван Евсеич. Он говорит много ненужного о семейном, служебном положении знахаря, о его образе жизни, а самое главное — фамилию его — забывает. Приказчик вспоминает забытую фамилию знахаря Овсова лишь тогда, когда она уже вовсе не нужна.Ограниченность, невежественность при­казчика превосходно переданы Чеховым че­рез грамматически неправильную речь Ива­на Евсеича.Рисуя в этом рассказе ряд комических положений. Чехов тщательно отбирает фак­ты, персонажи, словесные обороты. В рассказе «Лошадиная фамилия» ярко, живо зарисованы не только главные герои: генерал и приказчик, но и эпизодические лица: генеральша, слуги, дети.Этот рассказ юмористический. Он смешной.Во-первых, смешным оказывается сю­жет: вся семья генерала занята поиском «ло­шадиной фамилии».Во-вторых, смешным выглядит суеверие образованного человека.В-третьих, смешны способы, которыми пытается утихомирить зубную боль генерал.Кроме того, смешны сами «лошадиные фамилии» и умственные усилия людей, кото­рые пытаются отыскать нужную фамилию. Смешна и развязка рассказа.Это смех над мелкими слабостями людей, смех над тем, что забавно, но не опа­сно, смех добродушный.^ Слово учителя. Итак, во всех представленных рассказах герои оказываются в комических ситуациях. Сделаем вывод: какими художественными средствами раскрывается идея произведения?Вывод. Главными художественными средствами их создания являются ирония, речевая харак­теристика и художественная деталь. Они и помогают нам узнать характеры героев и оценить ситуации.^ Слово учителя.Определите идею своего рассказа с по­мощью русских пословиц, которые могли бы стать эпиграфом к нему. Выберите из пред­ложенных те, которые созвучны смыслу ва­шего произведения и обоснуйте выбор. Учащимся предлагаются одинаковые карточки со следующими пословицами:И куёт, и дует, и сам не знает, что будет.Трусливому каждый шорох — беда.Из печёного яйца живого цыплёнка высидит.Этот изъян разделим на крестьян.Каков мастер, такова и работа.Согнулся дугой, да и стал как другой.И медведь костоправ, только самоучка.Поклониться — вперёд пригодится.Был бы мёд, а мух много нальнёт.Не умеешь — не берись.Раньше страха испугался.У страха глаза велики.С паршивой овцы хоть шерсти клок.Для рассказа «Хирургия»: «И куёт, и дует, и сам не знает, что будет»,«Не умеешь - не берись»,«Каков мастер, такова и работа»; «И медведь костоправ, только самоучка».Все эти пословицы обра­щены против тех, кто не знает своего дела, но самоуверенно берётся за него. К «Злому мальчику»: «Из печёного яйца живого цыплёнка высидит"; «С паршивой овцы хоть шерсти клок».Эти пословицы вполне соответствуют предпри­имчивости, корыстолюбию, наглости Коли Замблицкого. К рассказу «Злоумышленник»: «Этот изъян разделим на кре­стьян». ^ Народная мудрость помогает нам понять, что власть пользуется темнотой и невежеством народа, чтобы прикрыть свои недоработки. К рассказу «Пересолил»: «Раньше страха испугался», «У страха глаза велики»;«Трусливому каждый шорох—беда". Пословицы высмеивают человеческую трусость.К рассказу «Лошадиная фамилия»: «^ Не умеешь — не берись».К рассказу «Хамелеон»: «Согнулся дугой, да и стал как другой»;«Поклониться — вперёд пригодится»Народная мудрость обличает тех, кто готов согнуться дугой перед вышестоящими и старается им угождать..Вот мы и обошли часть усадьбы Антоши Чехонте, на самом деле она гораздо больше и гораздо больше и заселена очень густо, но даже этот не­большой участок помог нам представить, как разнообразна и поучительна жизнь этой усадьбы, как много открытий можно сделать, бродя по ней и заглядывая в гости к её оби­тателям. Думаю, что мы ещё не раз встре­тимся с ними и с тем, кто придумал все эти смешные истории, — Антоном Павловичем Чеховым.А пока направимся к выходу и под­ведём итоги нашей экскурсии. Итоги урока: дети отмечают находки, удачи и просчёты, оценивается работа творческих групп и каждого участника.Д\З: написать мини-сочинение «О чём меня заставили задуматься юмористические рассказы А.П. Чехова?»;написать отзыв об уроке;написать свой юмористический рассказ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Русское устное народное поэтическое творчество
Реферат Разработка методики изучения темы "Графические примитивы" с использованием языка программирования Pascal
Реферат Моніторинг ресторанного бізнесу
Реферат Реконструкция участка обработки осадков очистной станции канализации г. Челябинска
Реферат Особливості англійського оповідання кінця ХІХ–початку ХХ століття (на матеріалі оповідань Р.Л. Стівенсона)
Реферат Религиозное возрождение в Беларуси в постсоветский период
Реферат А. Г. Филимонова начальник управления образования администрации Старооскольского городского округа
Реферат А.Ф. Козлов Прокурорский надзор в РФ.
Реферат Использование ИКТ на уроках русского языка
Реферат Романтизм 4
Реферат Рынки факторов производства особенности и принципы функционирования в Украине
Реферат Использование маркетингового подхода при выживании ВУЗов в современных условиях (Доклад)
Реферат Экономическая оценка производственно-хозяйственной деятельности дистанции пути
Реферат Исследование динамических свойств электропривода с вентильным двигателем
Реферат Советская разведка в годы Великой Отечественной войны