МОУ СОШ №6А.П.Гайдар «Совесть».Урок литературного чтения в 3 классеУМК «Школа России»Князева Наталья Валерьевнаучитель начальных классовМОУ СОШ№6Тема: Аркадий Петрович Гайдар “Совесть”.Цели: познакомить учащихся с разделом “Что такое хорошо и что такое плохо”, с творчеством А.П. Гайдара;развить беглое, сознательное, выразительное чтение;обогатить словарь учащихся;воспитывать нравственные ценности.Оборудование: портрет писателя;карточки для кроссворда;карточки со словарными словами;карточки для “четвёрок”;учебник алгебры;картинка рощи;картинки с изображением лиц человека;карточки для словарной работы;3 сюжетные картинки к рассказу;карточки с пословицами;карточки для работы в парах;книги Гайдара;карточки с отрывком из стихотворения В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”.Ход урокаI. Организационный момент.– Начнём урок с литературного кроссворда.Вопросы к кроссворду.1. Повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных и фантастических сил. В них чаще добро побеждает зло. (Сказка)2. Обобщающее название произведений, написанных в стихотворной форме. (Поэзия)3. Небольшой рассказ или прозаическое произведение, где чаще всего главными героями являются животные, которые высмеивают пороки и недостатки людей. (Басня)4. Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка. (Скороговорка)5. Народная песенка (четверостишие или двустишие) шутливого содержания. (Частушка)6. Мудрое народное изречение с поучительным содержанием. (Пословица)7. Небольшое стихотворное произведение, созданное для забавы, развлечения. (Потешка)– Какое ключевое слово получилось? (Рассказ)– Что означает это слово?РАССКАЗ – это повествовательное произведение небольшого размера, где все события реальны. Этим он отличается от сказки.– Сегодня на уроке мы будем работать над этим жанром литературы.II. Сообщение темы и целей урока.– Сегодня мы начнём изучение нового раздела. Прочитайте, как он называется?– Как вы понимаете значение слов “хорошо” и “плохо”?ХОРОШО – говорят о положительном.ПЛОХО – говорят, когда что-то неудовлетворяет каким-то требованиям.АНТОНИМЫ – так называют пару слов хорошо и плохо.– Сейчас мы прочитаем отрывок из стихотворения В.Маяковского, который так и называется “Что такое хорошо и что такое плохо?”1. ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА. (У детей лежат карточки с текстом/)– Вы должны подчеркнуть антонимы в тексте. (Один ученик читает, остальные отмечают.)ВЫВОД. В этом стихотворении автор рассказывает о нормах общественного поведения.2. ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ. (Монтаж 2 ученика.)– А сейчас ребята познакомят нас с другим стихотворением. С нормами поведения в школе. Вы должны в своей тетради отметить знаком “+” количество хороших дел, а знаком “–” плохих.ПРОВЕРКА (хорошо – 5, плохо – 5).^ Что такое хорошо,Что такое плохо?Если учишься на 5, Дисциплина – тоже 5. То могу тебе сказать, Тебя можно уважать!Если ты трепач и лгун, И большой пройдоха. То сказать тебе могу, Это очень плохо!Если с другом разделил Ты свои конфеты – Хорошо ты поступил, Каждый скажет это.Ты узнал чужой секрет И разнёс сейчас же, Это плохо, хуже нет. Это подло даже.Если ты подал при всех Девочке пальтишко, Ты – культурный человек. Мировой мальчишка!Если ты, как дикий зверь, Сразу лезешь драться. Недостоин ты поверь, Человеком зваться.Если ты пригрел кота, Кормишь птичек в стужу. Это просто красота. Только так и нужно!Ты подбил собаке глаз. Бросил кошку в лужу. Будь уверен – что для нас Ты кощея хуже.Уважай людей вокруг Старших, младших тоже. И тогда тебя, мой друг, Назовут хорошим.Если ты среди ребят Одинок, как море, Только сам ты виноват В этом горьком горе.– Какие плохие поступки не должен совершать школьник?– В этом разделе мы будем читать и разбирать произведение по теме “Что такое хорошо и что такое плохо”.III. Работа над темой урока.– Начнём знакомство с изучения нового произведения, познакомимся с новым автором.ПОРТРЕТ (Аркадий Петрович Гайдар – Голиков)ПСЕВДОНИМ – вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.^ 1. ВЫСТАВКА КНИГ – Будущий писатель Гайдар родился 22 января 1904 г. в семье учителя. Первый рассказ для детей написал, когда ему было 22 года. В дальнейшем мы будем знакомиться с такими произведениями: “Р В С”, “Школа”, “Дальние страны”, “Чук и Гек”, “Тимур и его команда”.2. РАБОТА В ГРУППАХ (чтение четвёрками)– Вы должны самостоятельно познакомиться с текстом. Ответить на вопрос и выбрать лучшего чтеца. (У каждого ученика карточка с текстом. В “четвёрке” один читает, другие следят по тексту, далее читает второй и т.д.)Карточка для первой и второй “четвёрки”Историю его псевдонима рассказывают по-разному. Одни говорят, что когда-то гайдаром монгольские конники называли всадника, высланного вперёд, в дозор. Он скакал впереди всех и всматривался в неизведанную даль. Всегда готовый предупредить свой отряд об опасности. Таким вперед смотрящим был Аркадий Гайдар.ВОПРОС: Что означает слово гайдар?Карточка для третьей и четвертой “четвёрки”Аркадий Петрович родился в городе Льгове в семье учителя. А детство провёл в Арзамасе Нижегородской области. Там он учился в реальном училище. Однако недолго продолжалось беспечное детство Аркадия. Когда ему было 9 лет, началась первая мировая война. Через месяц сбежал к отцу на фронт. Правда, на другой день его разыскали.ВОПРОС: Какой поступок совершил девятилетний Аркадий?Карточка для пятой и шестой“четвёрки”Потом была Гражданская война. Аркадий Гайдар был рослым юношей поэтому, прибавив себе 2 года, сумел поступить на командирские курсы в Киеве. И в 16 лет уже командовал полком Красной Армии. Аркадий Гайдар на войне был тяжело ранен и в 20 лет из-за болезни уволен из армии. Когда началась ВОВ, Гайдар отправился на фронт корреспондентом. 26 октября 1941 г. он погиб в бою с фашистами.ВОПРОС: Во сколько лет он командовал полком?(После работы в группах, каждая “четвёрка” выбирает лучшего чтеца. Он читает свою карточку для всех, отвечает на поставленный вопрос.)– Сын Гайдара – Тимур Аркадьевич Гайдар – стал, как и отец, военным журналистом. А внук писателя, Егор Тимурович Гайдар, был известным экономистом.– Прочитайте, как называется произведение, которое будем читать.^ 3. РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМСОВЕСТЬ– Как вы понимаете это слово? (Чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.)– Подберите однокоренные слова к данному слову.СОВЕСТНО – стыдно, неловко от сознания неправоты, чувства стеснения.СОВЕСТЛИВЫЙ – человек, обладающий чувством ответственности перед другими.СОВЕСТИТЬСЯ – стесняться, стыдиться, удерживаться от чего-нибудь, от дурного поступка.4. СЛОВАРНАЯ РАБОТА (карточки со словами на доске)АЛГЕБРА – раздел математики (показ учебника).УКРАДКОЙ – скрытно, тайком от других.РОЩА – небольшой, лиственный лес (показ картинки).СМЕКНУЛА – сообразила, догадываться о чём-нибудь.НАХМУРИЛАСЬ – (предлагаю из трёх картинок выбрать нужную с изображением данного лица) угрюмо, задумчиво морщить лоб и брови. БЕСПОЩАДНАЯ СОВЕСТЬ – жёстокая, безжалостная.ГРЫЗЛА СОВЕСТЬ – чувство стыда и раскаяния.^ 5. ЗНАКОМСТВО С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.Первичное чтение. Проверка восприятия(стр. 77 - 78 ).– Кто является главным героем? – Какой момент вам больше запомнился?^ 6. ЧТЕНИЕ ПО ЧАСТЯМ.(Жужжащее, спринт, за диктором)- Беседа и словарная работа.7. ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ.– Прочитайте, по какой причине девочка попала в рощу?– Прочитайте о том, что решила сделать девочка, увидев малыша?^ 8. ЧТЕНИЕ ПО КАРТИНКАМ.(На доске висят 3 картинки. К ним необходимо подобрать слова из текста.)1 картинка – Девочка прячет книги и завтрак в роще.2 картинка – Девочка грозит мальчику пальцем.3 картинка – Девочка сидит в роще и плачет.– Почему автор говорит о весёлом пении птиц? (У них нет лжи. Оно усиливает чувство вины и раскаяния.)^ 9. АНАЛИЗ ГЕРОЕВ.Мальчик ДевочкаПодчеркните в тексте слова, которыми автор характеризует, мальчика. (Добрый, доверчивый, смешной, добродушный) – Что значит, не приготовила уроки и решила прогулять? (Не всегда дисциплинирована.) – Расскажи о том, что сказала она мальчику. (Осуждает людей, хотя не имеет на это право.) – Прочитайте о том, что она делает по возвращению в рощу. (Раскаивается)^ 10. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ДВУХ ГЕРОЕВ.(На доске вывешиваются карточки со словами.)ОН ОНАПо возрастуМаленький (1 класс) Старше (изучает алгебру)Отношение к школеНе пошли на урок Случайно (заблудился) Намеренно (не приготовила урок)Человеческие качестваДобрый, доверчивый Недоверчива (подозревает людей в плохом)ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “Внимание”.Дети повторяют движения за учителем на внимание. Затем блиц опрос на внимательного чтеца.– Какой предмет было трудно девочке изучать в школе? (Алгебру)– Какие насекомые нравились девочке? (Бабочки)– В какое время года происходит событие в рассказе? (Осенью)– Кого больше всего боялся малыш? (Собаку)– Какой орган болел у Нины? (Сердце)– Ребята, сейчас мы с вами беседовали, разговаривали. Как называется разговор между двумя и более людьми? (Диалог)11. РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ (чтение диалога).– Строго, удивлённо это как?^ 12. РАБОТА НАД НАЗВАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.(Детям предлагается определить, по какому признаку автор дал название тексту.) По главному герою.По главной мысли. (Совесть – это основное чувство, которое испытывает девочка.)По главному событию.– Какое другое название вы могли бы предложить?^ 13. РАБОТА В ГРУППАХ. “Собери и объясни пословицу”.– Русский народ сочинил много пословиц и поговорок о совести. Ваша задача собрать из слов и объяснить пословицу.Карточка Поступкам, достоинство, его, человека, по, определяется.На, уедешь, не, обмане, далеко.С, рядом, ложью, живёт, и, трусость, обманом.^ 14. РАБОТА В ПАРАХ.– Не только пословицы и поговорки сочинили люди, но и крылатые выражения и фразеологизмы.(В карточках стрелками соедините выражение и его значение.)КарточкаСделать на совесть Нельзя так делать, пора прекратитьУгрызение совести Как не постеснялся, не постыдилсяИ как только совести хватило! Добросовестно, хорошоНадо и совесть знать! Чувство стыда и раскаяния– Итак, мы заканчиваем свою работу.IV. Итог урока.– Скажите, над каким жанром литературы мы работали? (Рассказ)1. Определите вид рассказа: РазвлекательныйПознавательныйПоучительный– Какие выводы вы для себя сделали?– Как вы думаете, повторит ли свой поступок Нина?– Но мы не заканчиваем знакомиться с творчеством Аркадия Гайдара. Послушайте, какое стихотворение посвятил С. Маршак А. Гайдару.2. Чтение учителем наизусть и иллюстрирование стихотворения.^ Память о ГайдареБольшой, весёлый, ясноглазый, Присев к ребячьему костру, Он сочинял свои рассказы, Как бесконечную игру.Он был солдатом и вожатым. И каждая его строка Осталась как завет ребятам Писателя – большевика.Погиб он где-то под Леплявою, Как партизан, в тылу врагов, И, осенённый вечной славою, Спит у днепровских берегов.И каждый день к могиле воина Приносит весточку волна, Что расцвело и что построено На тех полях, где шла война. V. Домашнее задание. -стр. 77-78-пересказ, сделать иллюстрацию.